Аутсорсинг преимущества и недостатки кратко

Обновлено: 30.06.2024

Любой бизнес, если его вести официально с соблюдением всех финансовых и юридических требований, состоит из гораздо большего числа процессов, чем может показаться стороннему наблюдателю. Даже если у вас фирма со штатом в несколько сотрудников, то вам кроме основного бизнес-процесса придется заниматься и рядом не менее важных и обязательных процессов (например, вести бухгалтерию, осуществлять транспортировку, логистику, использовать ПО и т. п.).

Откуда возникла такая потребность — использовать внешний персонал

Ведь, казалось бы, гораздо приятнее, когда в компании есть штат сотрудников, решающих все вопросы. Однако в основе большинства потребностей бизнеса всегда находится задача повышения эффективности. И даже если бы не было кризисов, потребность делать каждый процесс более экономно и качественно всё равно привела бы к разделению всех функций кампании на профильные и сопутствующие.

  • Профильные функции и соответственно профильный персонал это те, кто делают основной продукт компании, со всеми необходимыми атрибутами: лучше других, дешевле других и т. д. И задача компании, загрузить их работой по максимуму.
  • Сопутствующие функции – чаще всего это обеспечивающие функции для нормальной работы основного/профильного персонала. И их загрузка работой определяется потребностями основного/профильного персонала.

Например, в юридической фирме, юристы — это основной персонал, продавая услуги, которых, фирма зарабатывает свою прибыль. Соответственно задача руководства фирмы максимально загружать штатных юристов. А вот IT-специалисты выполняют только те функции, которые необходимы для обеспечения работы компьютеров, сетей, программ и прочих инструментов, и самих юристов. Возникает дилемма: чтобы всё стабильно работало и в случае сбоев могло быть быстро восстановлено — нужен квалифицированный IT-шник. Но если он действительно профессионал, то весь процесс у него налажен и большую часть рабочего времени ему нечем заняться. А стоит оно дорого, ведь он специалист.

В этой ситуации самый логичный выход — заключить договор аутсорсинга IT-персонала, по которому специалист будет решать возникающие вопросы в юридической фирме, но платить она ему будет не полную зарплату, а лишь за объем выполненных работ.

Историческая справка

Не надо думать, что аутсорсинг возник вчера или буквально на днях. Идея не нова! И до того, как аутсорсинг пришел к нам с Запада, он был очень гармонично вписан в советскую экономику и кадровую политику. За примерами далеко ходить не надо: уборщицы и дворники, следившие за чистотой парадных, подъездов, придомовых территорий, привлекались к труду одновременно несколькими организациями, у которых объем работ требовал только пару часов работы и то не каждый день. Только в СССР это не называлось аутсорсингом, хотя по факту именно им и являлось.

Преимущества аутсорсинга

Можно выявить ряд преимуществ использования аутсорсинга, среди которых на первом месте стоит:

  • Экономия, которая достигается за счет того, что аутсорсинговая компания, предоставляющая специалиста, может предоставлять его одновременно разным фирмам, тем самым наиболее полно используя его время.
  • Уровень качества – для фирмы, предоставляющей аутсорсинговые услуги данный вид деятельности является основным/профильным. Поэтому она может себе позволить уделять гораздо больше времени всем сторонам конкретной деятельности: от специального оснащения сотрудника, до его более глубокого профессионального обучения и использования опыта многих специалистов — чем фирма в непрофильной для себя деятельности никогда заниматься не будет.
  • Надежность и гарантии — еще одно важнейшее, на мой взгляд, во многих сферах бизнеса преимущество. По трудовому законодательству, если ваш сотрудник заболел и предоставил оформленную справку, то вы никак не можете требовать от него выхода на работу, что бы там у Вас не случилось.

По договору же аутсорсинга, вам вообще не важно болеют у аутсорсера сотрудники или они роботы. Есть договор, гарантии и ответственность за их соблюдение. Заболел или не справился один, давайте другого. Точка. Все дисциплинарные, административные, мотивационные и прочие, прочие многочисленные проблемы с сотрудниками вас больше не касаются!

Именно это преимущество аутсорсинга делает его очень востребованным в сферах, где кадровые вопросы стоят наиболее остро.

По целому ряду причин IT-специалист на аутсорсинге может быть гораздо более квалифицирован:

  • за счет богатого опыта;
  • в своей работе он использует большее число хороших, зачастую дорогих платных сервисов и программ, которые ему приобрести гораздо доступнее, чем если бы он работал только с одним заказчиком.

Недостатки аутсорсинга

Мое мнение, что в скором будущем бизнес, особенно малый и средний, вообще сможет состоять только из нескольких ключевых человек, генерирующих идеи. А вся реализация и текущая работа сможет быть эффективно передана на аутсорсинг.

Со временем многие компании поймут эффективность этого метода и станут использовать его более полноценно. Например, уже сегодня во многих фирмах частично используется аутсорсинг: это и приходящие уборщицы, которых не обязательно держать в штате, IT-специалисты, которые в любой момент удаленно или на месте решают проблемы разной степени сложности, возникающие со всей офисной техникой. Компании поймут, что нет необходимости держать в штате сотрудников, которые нужны только для того, чтобы обеспечить бесперебойную работу коллектива, но при этом им совершенно не нужно отдельное рабочее место, а если нужно, то ненадолго.

Таким образом, аутсорсинг — это будущее отечественного малого и среднего бизнеса, который позволяет развивать его за счет эффективных и экономически выгодных методов.

При этом стоит отметить и тот факт, что аутсорсинг помогает решать и другую не менее важную проблему — уже социального плана.

Аутсорсинг и аутстаффинг — два понятия, которые не могут существовать друг без друга. Но при этом путать их не стоит!

Фото: Pexels

В первой половине 2020 года российский рынок подбора постоянного персонала сократился почти вдвое. Рассказываем, почему компании перестают нанимать людей в штат и все больше обращаются к услугам аутсорсеров

Что такое аутсорсинг

Аутсорсинг — это передача непрофильных функций компании сторонним организациям. Например, фирмам не всегда выгодно и удобно содержать в штате уборщиков или собственную службу безопасности. Тогда они обращаются к частным охранным предприятиям или клининговым компаниям — экономят на подборе, обучении и оформлении персонала, но закрывают нужную задачу.

Руководитель General Motors Альфред Слоун встал у руля компании, когда та была на грани краха. Он разработал систему аутсорсинга — узкопрофильные производства и систему управления передали в руки специализированных фирм. Так Слоуну удалось не только догнать, но и значительно обогнать конкурента. Позже в Ford тоже пришли к этой модели бизнеса, но решительное лидерство уже было утрачено.

Идея аутсорсинга не нова и для России. Например, еще в СССР существовали тресты столовых — объединения отдельных компаний, которые обеспечивали питания на советских предприятиях. Современные формы аутсорсинг приобрел в России только в 1990-е годы, с приходом рыночной экономики.

В чем разница между фрилансом, аутсорсингом и аутстаффингом

Фриланс — это привлечение частного самостоятельного специалиста без оформления в штат компании. Аутстаффинг — почти то же самое, только внештатных сотрудников нанимают из состава профильной организации.

Различия между этими формами трудовых отношений в объеме работы, времени сотрудничества и распределении ответственности. Фрилансеров привлекают, чтобы единоразово решить конкретную задачу. Например, компания может нанять дизайнера, который отрисует оговоренное количество изображений для определенного проекта. С такими специалистами заключают договор подряда, оказания услуг или авторского заказа.

Между аутсорсингом и аутстаффингом границы менее очевидные. В обоих случаях это долгосрочные отношения. Только в первом компания-наниматель платит за определенный объем работ и заключает договор об оказании услуг. Заказчику все равно, кто и где будет заниматься задачами, главное — чтобы они выполнялись качественно и в срок. Например, аутсорсер может на постоянной основе предоставлять фирме бухгалтерские услуги. Ей будет безразлично, кто, где и как делает это, если все работает должным образом.

При аутстаффинге компании заключают договор о предоставлении персонала. В этом случае заказчик платит за конкретных специалистов под определенное рабочее место. Так, можно найти продавца-аутстаффера, который будет стоять на кассе в магазине нанимателя. Тут важнее, не сколько клиентов обслужит работник, а какое количество часов и дней в неделю он будет занят делом.

В современном мире аутсорсинг становится все более популярным. Если раньше было принято иметь в штате компании отдельного бухгалтера, IT-специалиста, работника call-центра, уборщицу, то сейчас бизнес-организации отказываются от этого. Вместо расширения основного штата они просто заказывают необходимые услуги у профессионалов. В результате это позволяет получить высококачественную помощь в решении задач и сэкономить.
Выбирая такой алгоритм работы, руководитель должен учитывать преимущества и недостатки аутсорсинга, так как бывают ситуации, в которых подобная помощь оказывается неподходящей.

35е35353.jpg

Ключевые преимущества

Главным плюсом современного аутсорсинга выступает уменьшение затрат на содержание штатного персонала. Руководитель оплачивает выполненную работу, а не время, проведенное на рабочем месте. Он не берет на себя обязанности оплачивать отпуск, декрет и другие обязательные социальные выплаты. Особенно это удобно, если помощь конкретного специалиста требуется в отдельные периоды времени, например, при поломке техники или в конце квартала.

К другим преимуществам аутсорсинга относятся:

  1. Отсутствие необходимости управлять бизнес-процессами – руководитель дает задание и получает нужный результат, промежуточные этапы остаются вне его руководства, что освобождает дополнительное время для проведения других видов работы.
  2. Получение высококвалифицированной помощи – обычно аутсорсеры являются профессионалами с большим опытом, благодаря чему не потребуют дополнительного обучения для проведения работы.
  3. Улучшение результатов в основной деятельности – благодаря тому, что предприятие часть заданий может переложить на аутсорсинговое агентство, ему удается больше усилий перебросить на выполнение основных корпоративных задач.
  4. Отсутствие необходимости менять юридический статус – так как часть работы выполняют люди, фактически не находящиеся в штате организации, ей не придется изменять статус. Это позволит экономить на налогах.
  5. Экономия на HR-отделе – подбирая специалистов на аутсорсинг, их отсеиванием занимается отдельное агентство, и руководству нет необходимости в организации отдельного кадрового отдела.
  6. Уменьшение разногласий с персоналом – обычно аутсорсеры работают удаленно, кроме тех случаев, когда нужно провести деятельность в офисе и сдать отчет. Благодаря этому частые контакты с начальством отсутствуют, соответственно, конфликтные ситуации (которых в бизнесе сложно избежать) не случаются. Каждый имеет возможность спокойно заниматься основной деятельностью.

Основные недостатки

Несмотря на то, что аутсорсинг имеет столько значимых плюсов, без минусов не обошлось. Хотя их заметно меньше по сравнению с преимуществами.

  1. Наличие рисков – люди, которые не числятся в организации, могут менее ответственно подходить к поставленным заданиям. Они не боятся потерять рабочее место, изначально его не имея. Конечно, начальство может не оплатить некачественные результаты, но будет потеряно время, что негативно отразится на ведении бизнеса.
  2. Отсутствие понимания корпоративного стиля – так как аутсорсер попадает в организацию, в которой он раньше не был, он может не до конца понимать стилистику. Особенно это чувствуется, если речь идет о творческих профессиях, например, журналистах или режиссерах. Их услуги могут потребоваться, если предприниматель захочет вести YouTube-канал. В этом случае ему придется потратить определенное количество времени, чтобы донести до работников идею бизнеса и другие корпоративные особенности.
  3. Повышение зависимости от исполнителей – если подчиненных руководитель может жестко контролировать в плане выполнения сроков и объемов задач, то с аутсорсерами чаще придется идти на компромиссы – соглашаться на их дедлайны, учитывать профессиональные рекомендации. Обычно это не влияет на качество результата, но может стать причиной конфликтной ситуации.
  4. Отсутствие полноценного контроля за видением бизнес-процессов и риск утери конфиденциальной информации – несмотря на то, что аутсорсеры обязуются держать в тайне информацию, доверенную им, полностью проконтролировать это нельзя, особенно если речь идет о финансовых и политических вопросах. Поэтому многие компании вынуждены отказаться от подобной помощи и делать все самостоятельно.

При необходимости воспользоваться услугами аутсорсинга важно обращаться в проверенные компании, занимающиеся такой деятельностью не один год. Они предоставят специалистов любого направления, гарантируя их ответственность и продуктивность работы, возьмут на себя контроль за качеством выполнения поставленных задач и обеспечат компенсацию в случае халатного отношения со стороны исполнителей.

Аутсорсинг ― это активно развивающееся в последние годы направление в бизнес-практике.

Аутсорсинг: что это такое простыми словами

Аутсорсинг (с англ. outsourcing ― внешний источник) ― это передача некоторых функций специалистам другой компании на основе договора. Обычно передаются непрофильные функции организации: транспортные услуги, реклама, уборка, маркетинг, охрана. Аутсорсинговые компании могут предоставлять другим организациям сотрудников определённых профессий, которых невыгодно держать в основном штате.

Виды аутсорсинга


Бухгалтерский аутсорсинг. Именно этим видом аутсорсинговых работ пользуются чаще всего. По данным отчёта компании NeoAnalytics за 2020 год, бухгалтерскими услугами на аутсорсе в России пользуются 1 млн юридических лиц и ИП. Это примерно 15% от всех действующих компаний на данный момент. Большой показатель для рынка аутсорсинговых услуг. Стоит отметить, что в отличие от других видов работ, о которых мы поговорим дальше, именно бухгалтерские услуги нужны постоянно. Услугами сторонних бухгалтеров часто пользуются небольшие компании. У них не так много отчётных документов, чтобы держать бухгалтера в штате и тратить на него средства. Для стороннего работника такой способ работы тоже выгоден, ведь он может одновременно сотрудничать с несколькими компаниями и его заработная плата будет полностью зависеть от его работоспособности и навыков.

Производственный аутсорсинг. В этом случае организация-заказчик передаёт части своей производственной цепочки или всего производственного цикла сторонней компании. Этим видом аутсорса часто пользуются компании, которые производят автомобили, станки, самолёты и т. п. Намного удобнее заказывать отдельные детали у других организаций. Также производственным аутсорсингом пользуются рекламные агентства, когда им требуются услуги типографии.

ИТ-аутсорсинг. В нашем блоге мы часто говорим о создании сайта и что для решения многих IT-задач лучше обращаться к специалистам. Не все организации могут обеспечить опытного специалиста работой на постоянной основе. Обычно небольшим компаниям от IT-знатока нужно единожды создать сайт и только временами поддерживать его работоспособность. Держать такого специалиста в штате невыгодно, поэтому для многих IT-задач лучше нанимать стороннюю компанию.

Кадровый аутсорсинг всё больше набирает популярность в последние годы. Интерес к таким компаниям возрос из-за нового подхода к подбору персонала. Сейчас важно оценивать не только профессиональные качества, но и личностные, ведь организация ― это механизм, который должен работать слаженно. Из-за этого поиск нового сотрудника значительно усложнился. Кадровым аутсорсингом пользуются не только компании, которые редко ищут персонал и хотят сэкономить на штатном HR-специалисте, но и крупные компании, которые ищут специалистов для высоких должностей и узких специальностей. Специалист по таким задачам называется хедхантер (с англ. head hunter ― охотник за головами). Он буквально охотится за редкими профессионалами и переманивает в компанию заказчика.

Аутсорсинг юридических услуг. Безусловно, в компаниях часто есть штатный юрист или целый отдел. Однако нельзя одинаково хорошо знать все области юриспруденции. Эта сфера очень широкая. Если в компании всплывают сложные юридические вопросы, обычно подключают сторонних юристов, которые специализируются на определённых проблемах.

Плюсы и минусы аутсорсинга

Начнём с приятного. Преимущества аутсорсинга:

  1. Платишь только за то, что получил. Штатному сотруднику нужно оплачивать отпуск, больничный, питание (в некоторых организациях), премии и бонусы. Также нужно заниматься перечислением налогов в ФНС, оборудовать ему рабочее место. Когда вы пользуетесь услугами аутсорсинга, всё это вас не касается. Вы платите только непосредственно за предоставленные услуги.
  2. Можно сэкономить время и деньги при работе над краткосрочным проектом. Создание сайта или брендбука ― это кратковременный проект. Зачем набирать сотрудников ради такой задачи, если можно на некоторое время пригласить команду специалистов, которые сделают всё быстро и качественно.
  3. Можно значительно повысить качество продукта. Найти квалифицированные кадры на некоторые позиции – не всегда простая задача. Иногда их просто нет, а иногда они требуют высокую зарплату, которую организация пока не может предоставить. Аутсорс-компания может помочь вам и предоставить нужного специалиста прямо сейчас.
  4. Ответственность за предоставление услуг лежит на исполнителе. Если ошибку делает штатный сотрудник, то его можно только поругать, лишить премии или уволить. Однако решать возникшую проблему придётся своими силами. Когда вы работаете со сторонней компанией, между вами есть обязательства, которые никак нельзя нарушать.
    Интересная информация. Ведущие аутсорсинговые компании, которые предоставляют бухгалтерские услуги, страхуют свою профессиональную ответственность. Такие страховки могут стоить десятки миллионов рублей. Зато, если из-за ошибки аутсорсера клиент потеряет деньги, например из-за штрафов и пени, страховка поможет покрыть расходы, которые появились из-за ошибки.
  5. Бухгалтерский и юридический аутсорсинг может помочьмеждународнойкомпании разобраться в бухгалтерском учёте, расчёте налогов и во многих других тонкостях законодательства страны, в которой она хочет открыть дочерную компанию. Так можно избежать проблем с законом и спокойно расширить свой бизнес.

У аутсорсинга есть и недостатки:

Оплата аутсорсинга


Есть 3 варианта расчёта оплаты труда для аутсорсера:

  • За объём выполненных работ. То есть в самом начале вы устанавливаете объём работы, который нужно выполнить, и сколько денег за выполнение задач получит исполнитель. Как только вся работа сделана, аутсорсер получает заработную плату. Приведём пример из аутсорсинга IT-услуг. Представим, что вы хотите заказать лендинг. С исполнителем вы создаёте проект страницы и определяете необходимый функционал (например, pop-up, кнопки регистрации, чат-бот). На основе проекта аутсорсер озвучивает стоимость работ. Как только сайт будет готов, работник получает деньги.
  • Почасовая оплата. Этот способ подходит при найме стороннего сотрудника для небольших задач. Например, вам нужно обслуживать сервер для вашего сайта, но для одного сотрудника в штате задач мало. По сути, половину дня он будет сидеть без дела. Для такой работы можно нанять аутсорсера, который будет делать работу и в зависимости от потраченного на вас времени будет получать зарплату.
  • Плата за отработанный период. Определить точное количество времени, которое нужно потратить на задачу можно не всегда. Например, вы хотите внедрить новый функционал на свой сайт. Программист может сказать примерное время выполнения задачи, но он понимает, что в процессе разработки могут быть проблемы, так как у сайта уже есть код, в который нужно будет встраивать новые элементы. В этом случае изначально устанавливается стоимость часа работы программиста, а итоговая стоимость услуг рассчитывается после выполнения работ – когда известно, сколько часов аутсорсер потратил на внедрение функционала.

ИТ-аутсорсинг: мифы работы


При знакомстве мне покажут лучших разработчиков компании, а потом все задачи будут делать новички. Ответственная организация никогда на такое не пойдёт, так как для выстраивания репутации на рынке им нужны успешные кейсы. Если вы все-таки переживаете за такой исход, в договоре вы можете конкретно прописать состав команды. Форс-мажоры могут быть (например, член команды заболел), но это уже будет исключительный случай, и компания заменит его на такого же опытного сотрудника.

Сторонняя организация будет во всём мне потакать, из-за чего я могу упустить отличные возможности. Штатные сотрудники стремятся развивать компанию, в которой работают, так как от этого зависит и их заработок. И может показаться, что аутсорсеры, связанные договорными обязательствами, могут беспрекословно слушаться заказчика, даже если он неправ, чтобы скорее сдать проект. В реальности для компании-аутсорсера важно показать лучший результат своей работы, чтобы в будущем показывать кейс другим заказчикам. Поэтому поверьте: настоящий специалист будет всеми силами стараться показать вам правильный путь действий.

IT-проекты на аутсорсе стоят дорого, так как исполнители тянут время, чтобы меньше работать и получить больше денег. Безусловно, такие непутёвые ребята есть везде. Однако отслеживать этапы их работы можно так же, как и у обычных сотрудников. Главное ― не терять контакт с исполнителями.

Айтишники часто работают из дома, из-за чего непродуктивны. На самом деле, работа из дома не гарантирует низкую продуктивность. Есть множество людей, которые в офисе чувствуют себя некомфортно, отвлекаются. Для них работа из дома, наоборот, скачок продуктивности. Поэтому место работы абсолютно не связано с продуктивностью работника. Главное, чтобы ему было комфортно выполнять задачи.

Аутсорсинг-услуги ― это новый виток в ведении бизнеса. При правильном планировании средств и задач можно значительно сэкономить ресурсы передав задачи сторонним компаниям. Чтобы минимизировать все риски, уделите особое внимание подготовке технического задания и договора сотрудничества.

Читайте также: