Аудит расчетных и кредитных операций кратко

Обновлено: 02.07.2024

Большинство хозяйствующих субъектов использует кредитные ресурсы. Они являются дополнительной возможностью для увеличения производственных объемов и прибыли. Получение кредита или займа – ответственный шаг для предприятия. Необходимо не только эффективно потратить финансовые средства, но и грамотно отразить операции с ними в бухгалтерской документации. Несмотря на кажущуюся простоту отчетности, проверки выявляют массу ошибок и нарушений в учете кредитов и займов. В данном случае трудно переоценить роль аудита, который не только вскрывает недочеты, но и показывает пути решения обнаруженных проблем.

Понятие, цель и задачи аудита кредитов и займов

Аудит кредитов и займов – это проверка правильности ведения учета расчетов на предприятии, подтверждение законности образования кредиторской задолженности, ее достоверности и реальности погашения.

Цель аудиторской процедуры заключается в получении доказательств достоверности отчетных показателей, которые отражают задолженность компании по полученным кредитным средствам. Для достижения данной цели ставятся задачи:

  • определение реальности и документированности кредитов и займов;
  • установление обоснованности получения кредитов и займов;
  • оценка целевого использования заемных средств, полноты и своевременности их возврата;
  • подсчет остатков и процентов по непогашенным кредитам и займам;
  • проверка правильности ведения синтетического и аналитического учета операций по кредитам и займам.

Задачи решаются посредством различных аудиторских приемов и аналитических процедур с опорой на законодательные акты и источники информации.

Нормативная база и информационные источники

В ходе изучения главы об аудите учета кредитов и займов необходимо внимательно исследовать основные законодательные нормы, регламентирующие проверку. В их перечень входит:

Для ведения аудита используются следующие источники:

Эффективность проверки зависит от того, насколько правильно аудитор определит контрольные процедуры, последовательность действий и источники получения необходимых аудиторских доказательств. Приступая к аудиту задолженности по кредитам, аудитор должен иметь четкое представление о том, что называют кредитом и займом, а также знать типовую корреспонденцию счетов по операциям с ними.

Таблица 1. Основные отличия кредита от займа

Кредит

Заем

Стороны, выдающие средства в долг

Кредитные организации в статусе юридического лица – банки (обязательно наличие лицензии в соответствии со ст. 819 ГК РФ)

Физические и юридические лица – не банковские организации (наличие лицензии не требуется, ст. 808 ГК РФ)

Форма сделки

Обязательным условием кредитования является договор в письменной форме

Допустима устная договоренность между физическими лицами

Предмет договора

Денежные или имущественные средства

Момент вступления договора в силу

Сразу же после подписания сторонами

После передачи заемных средств

Начисление процентов

Всегда начисляются проценты

Может быть беспроцентным

Программа проведения аудита учета кредитов и займов

Одним из важнейших этапов проверки является планирование. Для адекватного проведения аудита необходимо собрать общие сведения об аудируемой компании, положении отрасли, в которой она работает. Аудитору важно хорошо понимать экономические условия функционирования предприятия. После предварительной подготовки и выполнения всех документальных формальностей (заключение договора клиентом) составляется программа аудита учета кредитов и займов:

Программа проведения аудита учета кредитов и займов

Рисунок 1. Программа аудита кредитов и займов

Процесс аудита учета кредитов и займов

Предприятие-заемщик принимает кредитные поступления к бухгалтерскому учету в момент передачи денег или имущественных средств и фиксирует их в качестве кредиторской задолженности. В ходе проверки аудитору необходимо выяснить, имеет ли компания кредитные договоры, отвечают ли эти соглашения законодательным нормам. В отношении кредитов договор должен быть заключен с банком, имеющем лицензию на кредитование. В процессе аналитики нужно исследовать договоры на предмет указания:

  • цели кредитования;
  • сроков кредита;
  • порядка выдачи и погашения;
  • форм обеспечения обязательств;
  • процентных ставок и других данных.

Аудитору нужно определить, используются ли кредиты и займы по назначению, посредством чего погашается задолженность, проверить полноту и своевременность выплат. Одним из пунктов анализа является вопрос обеспеченности ссуды. Как правило, кредиты обеспечиваются гарантией, поручительством и залогом. Следует определить реальность залоговых договоров, отражение средств и наличие залога средств на забалансовом счете 009.

Аудиторские доказательства получают путем проведения:

  • проверки арифметических расчетов;
  • инвентаризации;
  • подтверждения;
  • проверки кассовых ведомостей и других документов;
  • устного опроса;
  • прослеживания;
  • аналитических процедур.

Аудиторская процедура предусматривает оформление документов согласно Федеральным стандартам аудиторской деятельности. Перечень аудиторской документации включает:

  • план и программу;
  • копии документов аудируемого субъекта;
  • описание примененных методов;
  • заявления и пояснения проверяемой организации;
  • письменную характеристику системы бухучета.

Содержание, количество и состав рабочей документации определяется аудирующим лицом, исходя из целей и задач аудита, характера деятельности предприятия. Вся полученная информация является конфиденциальной и не подлежит разглашению. По результатам аудита составляется заключение, в котором аудитор делает выводы об отсутствии недостатков или дает обоснование выявленным ошибкам и недочетам.

В учетной политике предприятия методика учета кредитов и займов не выделена.

Организация не имеет краткосрочных кредитов и займов. Обязательства по долгосрочному кредитованию выросли с 144 788 тыс . руб . до 199 550 тыс . руб .

Проценты, начисленные в соответствии с условиями кредитного договора по полученным кредитам, заемщик включает в состав текущих расходов в виде операционных расходов. Задолженность по полученным ссудам отражается с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов согласно условиям договоров.

Типичные ошибки учета операций по кредитам и займам

Совершенствование расчетов по кредитам и займам требует обратить внимание на типичные ошибки учета операций:

  1. Отсутствие документации, которая оформляет отношения с кредитором: кредитного договора, банковских выписок со ссудного счета, бухгалтерских справок-расчетов по начислению процентов, дополнительных соглашений, изменяющих кредитные условия, аналитического учета по просроченным кредитам и займам.
  2. Нарушение принципов формирования расходов: неправильное отнесение затрат по полученным кредитам и займам к отчетным периодам, неверное отражение процентов.
  3. Несоблюдение принципов оценки имущества: включение в инвентарную стоимость объектов основных средств, нематериальных и прочих внеоборотных активов, процентов по кредитам и займам, полученным на эти цели, после принятия данных объектов к учету. Сюда же относится включение в стоимость ценных бумаг процентов по кредитам и займам, полученным для покупки ценных бумаг, после принятия их к учету, некорректное отражение себестоимости материалов, которые приобретены за счет заемных средств.
  4. Включение в налоговые расходы процентов по кредитам и займам, которые не могут быть в них включены, затрат на оплату процентов, которые превышают сумму процентов, рассчитанных по процентной ставке, отсутствие формирования отложенных налоговых обязательств, отложенных налоговых активов.
  5. Нарушение принципов формирования финансовых результатов: отнесение на собственные источники средств процентов по кредитам и займам сверх норматива, процентов по кредитам и займам, не связанных с производством и реализацией, с расходами, которые уменьшают базу налогообложения по налогу на прибыль, некорректность в начислении курсовых разниц в отношении кредитов в иностранной валюте.
  6. Неправильное отражение в учете обязательств перед третьими лицами, в связи с отношениями по полученным кредитам и займам.

Эффективность аудита учета кредитов и займов напрямую зависит от профессионализма аудирующего лица и степени открытости аудируемого субъекта, его готовности идти на контакт с экспертами, предоставляя достоверную и полную отчетность.

На основании изученной документации аудитор сделает объективный вывод о состоянии системы учета, выявит ошибки и недочеты, которые могут оказать негативное влияние на финансовую устойчивость компании.

Расчётные операции являются неотъемлемой частью хозяйственной деятельности организации. Они возникают при приобретении ТМЦ, основных средств и прочих активов пред поставщиками и подрядчиками, при осуществлении процесса реализации перед покупателями и заказчиками, перед подотчетными лицами, перед банками по полученным кредитам.

Цель аудита расчетных операций – оценка правильности организации учета расчетов на предприятии, подтверждение законности образования дебиторской и кредиторской задолженности, её достоверности и реальности погашения.

Источниками информации для проверки расчетных и кредитных операций служат: баланс, главная книга, журналы – ордера, акты инвентаризации расчётов, счета – фактуры, платежные поручения, банковские выписки, договоры купли – продажи продукции (работ, услуг), книги покупок, книги продаж, кредитные договоры, договоры займа, машинограммы по счетам 60, 62, 71, 76, 66, 67, бухгалтерская отчетность.

Дт 45 Кт 43 отгружена продукция покупателю

Дт 51 Кт 90 поступила выручка от реализации

Дт 90 Кт 45 списана фактическая с/с реализованной продукции

Дт 90 Кт 68 НДС на реализацию

Дт 90 Кт 99 прибыль, Дт 99 Кт 90 убыток, т.е. финансовый результат.

Дт 62 Кт 90 предъявлены счета к оплате покупателям.

Дт 90 Кт 68 начислен НДС

Дт 90 Кт 43 списана фактическая с/с отгруженной продукции

Дт 51 Кт 62 оплачена покупателем отгруженная продукция

Дт 90 Кт 99 прибыль. Дт 99 Кт 90 убыток, т.е. фин. Результат.

Аудитор должен выявить используется или нет метод, указанный в учетной политике, правильность применяемых схем корреспонденции счетов по расчётам с покупателями и заказчиками, соответствие данных аналитического и синтетического учёта.




Всю полученную в ходе проверки информацию аудитор заносит в свои рабочие документы, сопоставляет фактически выявленные ошибки с предварительно рассчитанными, делает выводы и при необходимости проводит дополнительные проверки.

Контрольные вопросы:

1. Какие источники информации используются при аудите расчетных операций?

2. Какие аудиторские процедуры проводятся при аудите расчетных операций?

3. Как осуществляется тестирование дебиторской и кредиторской задолженности?

4. Какие источники информации используются при аудите кредитных операций?

Расчётные операции являются неотъемлемой частью хозяйственной деятельности организации. Они возникают при приобретении ТМЦ, основных средств и прочих активов пред поставщиками и подрядчиками, при осуществлении процесса реализации перед покупателями и заказчиками, перед подотчетными лицами, перед банками по полученным кредитам.

Цель аудита расчетных операций – оценка правильности организации учета расчетов на предприятии, подтверждение законности образования дебиторской и кредиторской задолженности, её достоверности и реальности погашения.

Источниками информации для проверки расчетных и кредитных операций служат: баланс, главная книга, журналы – ордера, акты инвентаризации расчётов, счета – фактуры, платежные поручения, банковские выписки, договоры купли – продажи продукции (работ, услуг), книги покупок, книги продаж, кредитные договоры, договоры займа, машинограммы по счетам 60, 62, 71, 76, 66, 67, бухгалтерская отчетность.

Дт 45 Кт 43 отгружена продукция покупателю

Дт 51 Кт 90 поступила выручка от реализации

Дт 90 Кт 45 списана фактическая с/с реализованной продукции

Дт 90 Кт 68 НДС на реализацию

Дт 90 Кт 99 прибыль, Дт 99 Кт 90 убыток, т.е. финансовый результат.

Дт 62 Кт 90 предъявлены счета к оплате покупателям.

Дт 90 Кт 68 начислен НДС

Дт 90 Кт 43 списана фактическая с/с отгруженной продукции

Дт 51 Кт 62 оплачена покупателем отгруженная продукция

Дт 90 Кт 99 прибыль. Дт 99 Кт 90 убыток, т.е. фин. Результат.

Аудитор должен выявить используется или нет метод, указанный в учетной политике, правильность применяемых схем корреспонденции счетов по расчётам с покупателями и заказчиками, соответствие данных аналитического и синтетического учёта.

Всю полученную в ходе проверки информацию аудитор заносит в свои рабочие документы, сопоставляет фактически выявленные ошибки с предварительно рассчитанными, делает выводы и при необходимости проводит дополнительные проверки.

Контрольные вопросы:

1. Какие источники информации используются при аудите расчетных операций?

2. Какие аудиторские процедуры проводятся при аудите расчетных операций?

3. Как осуществляется тестирование дебиторской и кредиторской задолженности?

4. Какие источники информации используются при аудите кредитных операций?

Как работаем и отдыхаем в 2022 году ?

Аудит операций с дебиторами и кредиторами предполагает проверку всей системы взаиморасчетов. Выполняется процедура для установления достоверности всех значений расчетов. Аудитор должен также определить, соответствуют ли операции существующим законам.

Нормативное обоснование

В рамках своей работы аудитор должен опираться на следующие нормативные акты:

Аудитор обязан знать все нужные нормативные акты, которые регулируют деятельность компании.

Источники получения информации

Сведения о расчетах с контрагентами аудитор получает из этих источников:

  • Внутренние акты компании, касающиеся учета.
  • Соглашения с контрагентами.
  • Первичка.
  • Учетные регистры.
  • Отчетность.
  • Дополнительные бумаги: разъяснения управленческого состава, экспертные заключения, итоги проведенных проверок, предыдущие заключения аудиторов.
  • Счета бухучета, на которых фиксируются расчеты. В это счета 60, 62, 76. Также могут использоваться дополнительные счета, информация из которых использовалась в отчетности. В частности, это могут быть счета 08, 19, 20, 23 и другие.

Аудитор имеет право запрашивать дополнительную информацию у руководства компании, у ее сотрудников.

Как провести оценку дебиторской и кредиторской задолженности в системе управления финансовым состоянием экономического субъекта?

Составление плана аудита расчетов

Перед проведением аудита требуется составить план проверки. При его формировании нужно принять во внимание следующие аспекты:

  • Степень риска.
  • Существенность недочетов.
  • Масштабы предстоящего аудита и время, отведенное на процедуру.
  • Степень влияния расчетов на компанию и учет.
  • Наличие внутреннего аудита.
  • Сроки, в течение которых должно быть предоставлено аудиторское заключение.

Программа часто составляется в виде тестов инструментов контроля расчетов.

Что именно проверяет аудитор расчетов

Аудиторская проверка расчетов предполагает системный характер. Специалист должен удостовериться в правильности всех проведенных операций. Рассмотрим подробнее все аспекты аудита.

Наличие соглашений с дебиторами и кредиторами

Любые расчеты с контрагентами осуществляются на основании договоров. В статье 161 ГК РФ указано, что любая сделка подтверждается соглашением в письменной форме. В договоре должны содержаться существенные условия:

  • Предмет соглашения.
  • Условия исполнения договора.
  • Условия, существенные хотя бы для одной из сторон соглашения.

Если в договоре будет отсутствовать хотя бы одно существенное условие, документ законным не будет. Источником получения информации в данном случае является соглашение с дебитором или кредитором. Специалист может в ходе своей проверки обнаружить следующие недочеты:

  • Содержание соглашения не соответствует законам (к примеру, отсутствуют существенные условия, подпись).
  • Расчеты вовсе не подтверждаются договорами.

Внимание! Информация, изложенная в договоре, не должна противоречить сведениям, на основании которых ведется учет.

Своевременное отражение сумм долга

Для отражения сумм задолженности используется счет 60. Долг принимается к учету на основании расчетных документов. Если поставка является неотфактурованной, задолженность будет отражена на основании сведений, указанных в договоре. Счет 60 используется также для фиксации авансов, предоставленных контрагентом (поставщики, исполнители). Долг компании за отпущенные ценности, исполненные работы отражается на счете 62.

Своевременность отражения сумм долга можно проверить по следующим документам:

  • Карточки и ведомости по счетам 60 и 62.
  • Счета-фактуры.
  • Книга приобретений и книга продаж.
  • Соглашения о купле-продаже, оказании услуг.

Специалист может обнаружить эти типичные ошибки:

  • Несоответствие выставленных и полученных документов.
  • Отражение долга, не подтвержденного соглашением, в учете.

Среди аудиторских инструментов можно отметить просмотр и сравнение документации, опросы, подтверждающие запросы от контрагентов.

Верность отражения сумм по претензиям

Претензии отражаются на счете 76/2. Имеются в виду суммы претензий, возникшие по следующим основаниям:

  • Ошибки и несоответствие стоимости условиям соглашения.
  • Несоответствие качества ценностей стандартам.
  • Несоответствие работ поставленному техническому заданию.
  • Недостача ценностей.
  • Претензии банковским учреждениям по суммам, которые были списаны со счета по ошибке.

Претензия также может быть выставлена по штрафам, суммам возмещения убытка. Нужная аудитору информация извлекается из карточек по счету 76/2, писем с претензиями, соглашений с контрагентами.

Верность отражения перемены лица, которое является дебитором

Задолженность может быть передана дебитором третьему лицу. Долг может передаваться и кредитором по соглашению цессии. В последнем случае продажа задолженности отражается на счете 91. Возникшая из-за цессии разница списывается со счета 91 на счет 99. Если долг был передан третьему лицу дебитором, изменения отражаются на счете 62. Информация извлекается специалистом из этих документов:

  • Ведомости по счетам 60 и 62.
  • Соглашения о цессии, уступке прав требования.
  • Согласие кредиторов на перемену дебитора.
  • Извещение о том, что задолженность переведена на третье лицо.

В рамках процедуры специалист может пользоваться такими инструментами, как опросы, сравнение различных бумаг.

Верность списания долгов

Задолженность признается уплаченной и списывается со счетов в следующих обстоятельствах:

  • Погашение долга дебитором в полном объеме.
  • Взаимозачет требований.
  • Дебитор и кредитор являются одним и тем же лицом.
  • Компания-дебитор была ликвидирована.
  • Задолженность была прощена.

Долг может быть списан со счетов в следующих случаях:

  • Истек срок исковой давности (как правило, он составляет 3 года).
  • Долг взыскать невозможно (к примеру, дебитор признан пропавшим).

Специалист извлекает сведения из этих источников:

  • Ведомости по счетам 60.
  • Карточка счета 007.
  • Письма от контрагентов.

Типичными ошибками является отсутствие списания по истечении срока исковой давности.

Результаты аудиторской проверки

Результаты проверки фиксируются в аудиторском заключении. В этом документе должны быть указаны эти сведения:

  • Наименование компании.
  • ФИО аудитора.
  • Время, на протяжении которого проводился аудит.
  • Проверенные аспекты деятельности компании.
  • Обнаруженные ошибки.
  • Рекомендации по исправлению недочетов.

ВАЖНО! Аудит расчетов с кредиторами и дебиторами может быть не только внешним, но и внутренним. Во первом случае нанимается сторонний специалист, во втором – сотрудник самой компании.

Целью аудита банковских операций является выражение мнения независимого оценщика, отраженного в аудиторском заключении, составленному по результатам всестороннего анализа финансовой отчетности кредитного учреждения.

При осуществлении контроля операций на расчетных счетах кредитных учреждений, аудитор руководствуется положениями:

Аудитор производит арифметическую сверку данных каждого счета банка с информацией в первичных документах. Далее независимый оценщик приступает к исследованию вопроса о наличии юридических уставных документов на организации, заключившие договор банковского обслуживания.

• Правильности отражения операций на расчетных счетах, в том числе валютных и корреспондентских, в выписках;

Важное значение при проведении аудита расчетных счетов банка уделяются фактам безакцептного списания денежных средств. Проверяется наличие основания для подобных операций, которым может являться решение суда, соответствующего договора между контрагентами, в силу закона.

Приказ Министерства Финансов РФ от 27 ноября 2006 года № 154н “Об утверждении положения по бухгалтерскому учету “Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте” содержит рекомендации по установлению курсов купли - продажи валюты. Проверке аудитором подлежит документация по оформлению валютных расчетных счетов банков на предмет соответствия требованиям законодательства и отраслевым стандартам Банка России.

Нарушения, выявленные в отношении операций по банковским счетам, фиксируются в рабочем отчете аудитора, а затем - в аудиторском заключении.

Большинство хозяйствующих субъектов использует кредитные ресурсы. Они являются дополнительной возможностью для увеличения производственных объемов и прибыли. Получение кредита или займа – ответственный шаг для предприятия. Необходимо не только эффективно потратить финансовые средства, но и грамотно отразить операции с ними в бухгалтерской документации. Несмотря на кажущуюся простоту отчетности, проверки выявляют массу ошибок и нарушений в учете кредитов и займов. В данном случае трудно переоценить роль аудита, который не только вскрывает недочеты, но и показывает пути решения обнаруженных проблем.

Понятие, цель и задачи аудита кредитов и займов

Аудит кредитов и займов – это проверка правильности ведения учета расчетов на предприятии, подтверждение законности образования кредиторской задолженности, ее достоверности и реальности погашения.

Цель аудиторской процедуры заключается в получении доказательств достоверности отчетных показателей, которые отражают задолженность компании по полученным кредитным средствам. Для достижения данной цели ставятся задачи:

  • определение реальности и документированности кредитов и займов;
  • установление обоснованности получения кредитов и займов;
  • оценка целевого использования заемных средств, полноты и своевременности их возврата;
  • подсчет остатков и процентов по непогашенным кредитам и займам;
  • проверка правильности ведения синтетического и аналитического учета операций по кредитам и займам.

Задачи решаются посредством различных аудиторских приемов и аналитических процедур с опорой на законодательные акты и источники информации.

Нормативная база и информационные источники

В ходе изучения главы об аудите учета кредитов и займов необходимо внимательно исследовать основные законодательные нормы, регламентирующие проверку. В их перечень входит:

Для ведения аудита используются следующие источники:

Эффективность проверки зависит от того, насколько правильно аудитор определит контрольные процедуры, последовательность действий и источники получения необходимых аудиторских доказательств. Приступая к аудиту задолженности по кредитам, аудитор должен иметь четкое представление о том, что называют кредитом и займом, а также знать типовую корреспонденцию счетов по операциям с ними.

Таблица 1. Основные отличия кредита от займа

Кредит

Заем

Стороны, выдающие средства в долг

Кредитные организации в статусе юридического лица – банки (обязательно наличие лицензии в соответствии со ст. 819 ГК РФ)

Физические и юридические лица – не банковские организации (наличие лицензии не требуется, ст. 808 ГК РФ)

Форма сделки

Обязательным условием кредитования является договор в письменной форме

Допустима устная договоренность между физическими лицами

Предмет договора

Денежные или имущественные средства

Момент вступления договора в силу

Сразу же после подписания сторонами

После передачи заемных средств

Начисление процентов

Всегда начисляются проценты

Может быть беспроцентным

Программа проведения аудита учета кредитов и займов

Одним из важнейших этапов проверки является планирование. Для адекватного проведения аудита необходимо собрать общие сведения об аудируемой компании, положении отрасли, в которой она работает. Аудитору важно хорошо понимать экономические условия функционирования предприятия. После предварительной подготовки и выполнения всех документальных формальностей (заключение договора клиентом) составляется программа аудита учета кредитов и займов:

Программа проведения аудита учета кредитов и займов

Рисунок 1. Программа аудита кредитов и займов

Процесс аудита учета кредитов и займов

Предприятие-заемщик принимает кредитные поступления к бухгалтерскому учету в момент передачи денег или имущественных средств и фиксирует их в качестве кредиторской задолженности. В ходе проверки аудитору необходимо выяснить, имеет ли компания кредитные договоры, отвечают ли эти соглашения законодательным нормам. В отношении кредитов договор должен быть заключен с банком, имеющем лицензию на кредитование. В процессе аналитики нужно исследовать договоры на предмет указания:

  • цели кредитования;
  • сроков кредита;
  • порядка выдачи и погашения;
  • форм обеспечения обязательств;
  • процентных ставок и других данных.

Аудитору нужно определить, используются ли кредиты и займы по назначению, посредством чего погашается задолженность, проверить полноту и своевременность выплат. Одним из пунктов анализа является вопрос обеспеченности ссуды. Как правило, кредиты обеспечиваются гарантией, поручительством и залогом. Следует определить реальность залоговых договоров, отражение средств и наличие залога средств на забалансовом счете 009.

Аудиторские доказательства получают путем проведения:

  • проверки арифметических расчетов;
  • инвентаризации;
  • подтверждения;
  • проверки кассовых ведомостей и других документов;
  • устного опроса;
  • прослеживания;
  • аналитических процедур.

Аудиторская процедура предусматривает оформление документов согласно Федеральным стандартам аудиторской деятельности. Перечень аудиторской документации включает:

  • план и программу;
  • копии документов аудируемого субъекта;
  • описание примененных методов;
  • заявления и пояснения проверяемой организации;
  • письменную характеристику системы бухучета.

Содержание, количество и состав рабочей документации определяется аудирующим лицом, исходя из целей и задач аудита, характера деятельности предприятия. Вся полученная информация является конфиденциальной и не подлежит разглашению. По результатам аудита составляется заключение, в котором аудитор делает выводы об отсутствии недостатков или дает обоснование выявленным ошибкам и недочетам.

В учетной политике предприятия методика учета кредитов и займов не выделена.

Организация не имеет краткосрочных кредитов и займов. Обязательства по долгосрочному кредитованию выросли с 144 788 тыс . руб . до 199 550 тыс . руб .

Проценты, начисленные в соответствии с условиями кредитного договора по полученным кредитам, заемщик включает в состав текущих расходов в виде операционных расходов. Задолженность по полученным ссудам отражается с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов согласно условиям договоров.

Типичные ошибки учета операций по кредитам и займам

Совершенствование расчетов по кредитам и займам требует обратить внимание на типичные ошибки учета операций:

  1. Отсутствие документации, которая оформляет отношения с кредитором: кредитного договора, банковских выписок со ссудного счета, бухгалтерских справок-расчетов по начислению процентов, дополнительных соглашений, изменяющих кредитные условия, аналитического учета по просроченным кредитам и займам.
  2. Нарушение принципов формирования расходов: неправильное отнесение затрат по полученным кредитам и займам к отчетным периодам, неверное отражение процентов.
  3. Несоблюдение принципов оценки имущества: включение в инвентарную стоимость объектов основных средств, нематериальных и прочих внеоборотных активов, процентов по кредитам и займам, полученным на эти цели, после принятия данных объектов к учету. Сюда же относится включение в стоимость ценных бумаг процентов по кредитам и займам, полученным для покупки ценных бумаг, после принятия их к учету, некорректное отражение себестоимости материалов, которые приобретены за счет заемных средств.
  4. Включение в налоговые расходы процентов по кредитам и займам, которые не могут быть в них включены, затрат на оплату процентов, которые превышают сумму процентов, рассчитанных по процентной ставке, отсутствие формирования отложенных налоговых обязательств, отложенных налоговых активов.
  5. Нарушение принципов формирования финансовых результатов: отнесение на собственные источники средств процентов по кредитам и займам сверх норматива, процентов по кредитам и займам, не связанных с производством и реализацией, с расходами, которые уменьшают базу налогообложения по налогу на прибыль, некорректность в начислении курсовых разниц в отношении кредитов в иностранной валюте.
  6. Неправильное отражение в учете обязательств перед третьими лицами, в связи с отношениями по полученным кредитам и займам.

Эффективность аудита учета кредитов и займов напрямую зависит от профессионализма аудирующего лица и степени открытости аудируемого субъекта, его готовности идти на контакт с экспертами, предоставляя достоверную и полную отчетность.

На основании изученной документации аудитор сделает объективный вывод о состоянии системы учета, выявит ошибки и недочеты, которые могут оказать негативное влияние на финансовую устойчивость компании.

Читайте также: