Каково отношение савельича к вожатому капитанская дочка кратко

Обновлено: 05.07.2024

Вожатый — это название второй главы Капитанской дочки. Произведение Капитанская дочка читается быстро и каждая глава важна для главного героя. Так, в жизни Петруши события, что произошли во второй главе что именуется Вожатый, оказали влияние на дальнейшую судьбу главного героя.

Глава Вожатый Капитанская дочка

Почему эта глава важна для Петруши Гринева? А все потому, что именно в этой части он впервые встретится с Пугачевым — народным предводителем, который в дальнейшем еще ни раз поможет парню. Можно даже сказать, что Пугачев станет вожатым для Петруши по жизни, ну а пока Петруша не знает кто это и сама встреча произошла случайно, когда Гринев и Савельич заблудились в дороге, направляясь на будущее место службы Петруши. Именно в этот миг и появляется незнакомец, который вызвался проводить до ближайшего дома. Как выглядит незнакомец и какой рисует нам портрет Вожатого в Капитанской дочке автор произведения? Здесь мы видим, что это человек сорока лет, худощав, с широким плечами, черной бородой. Описывая портрет вожатого, стоит упомянуть и таинственный разговор с хозяином постоялого двора, который велся на непонятном для Петруши языке.

Хочется ответить на вопрос, почему глава начинается народной песней, и здесь, мне кажется, автор хотел нам показать драматичность момента, ведь как ни как, Гринев уезжает из родительского дома, для него начинается более взрослая жизнь вдали от родительского гнезда. И здесь с помощью песни, автор передает общее состояние души Петруши. Но, вернемся к встрече.

Незнакомец выполнил обещание и привел к дому заблудившихся в дороге, за что Петруша отблагодарил мужика, отдав свой тулуп и угостив вином. Далее каждый пошел своей дорогой и Петруша попал на прием к генералу.. Здесь состоялся интересный разговор Гринева с генералом, который в последствии направляет парня на службу в глушь, в Белгородскую крепость. Но, несмотря на то, что пути Петруши и незнакомца временно разошлись, в Капитанской дочке это только первая встреча с вожатым, а далее встречи будут еще и еще, но о них мы поговорим позже.

А какую оценку поставите вы?

Цели урока: 1. Организовать чтение текста произведения в ключе жанра романа.

2. Выделить основные эпизоды II главы и рассмотреть их как факты внешней и внутренней биографии героя.

3. Выделить христианскую основу в отношениях Гринёва и Пугачёва.

Домашнее задание предыдущего урока. Прочитать II главу, выделить основные эпизоды, определить символический смысл начала главы, эпиграфа, образа бурана.

Методика урока. Аналитическая беседа. Формы: коллективная, частично групповая.

Технологии: сотрудничества “педагог – учитель”.

В начале урока ученикам предлагается вспомнить выводы по работе над текстом I главы, особенности жанра романа. Ученики отвечают, что на первый план выдвигается человеческая личность, сюжетные события определяют дальнейшую судьбу героя. Главный герой романа Петр Гринёв предстаёт в I-ой главе как человек чести.

На доске и в тетрадях записываются слова О.Э. Мандельштама “Мера романа – человеческая биография”.

Работу над текстом II главы начинаем с обращения к смыслу названия главы, смыслу эпиграфа. Ученики выясняют прямые значения слов вожатый – проводник, указчик дороги. Эпиграф обращён к судьбе молодого человека, которого на жизненном пути ждут испытания.

Затем начинается беседа по вопросам к тексту II главы, прочитанной учащимися дома.

1. Какой момент в жизни героя (Гринёва) предстаёт во второй главе?

2. Герой находится в пути к месту службы. Что такое путь для героя романа?

3. Путь связан не только с внешним перемещением, но и с внутренними решениями, переживаниями, на нём могут быть и непоследовательность действий, и ошибки.

4. Что значит для Петра Гринёва вступление в жизнь?

5. Это испытание, столкновение со сложностью бытия.

6. Имеет ли образ бурана в романе символический смысл?

Буран – природная стихия, человек над ней не властен; стихия несёт человеку смертельную опасность. Именно посреди этой стихии происходит встреча Гринёва с вожатым, который спасает Петра от гибели. Гринёв столкнется затем с бунтом, исторической стихией, где спасёт его милосердие Пугачева, стихия жизни может быть побеждена добрым отношением людей друг к другу.

Можно ли рассматривать столкновение со слепой стихией как испытание героя?

Да, в этом испытании все герои ведут себя достойно.

* Что привлекло Гринева в вожатом?

* А вам симпатичен этот герой?

Умный, смешливый, осознающий свою грешность, способный ценить справедливость и добро, вожатый у всех вызывает симпатию.

* Какую роль играет сон?

Это пророческий сон. Петруше Гриневу привиделось все его будущее. Сон возвращает читателя в мир души главного героя, в мир ощущений, необъяснимых предчувствий.

* Какие отношения побеждают в ссоре, а какие в примирении Гринёва и Савельича?

Бильярдный дом Гринёва обозначает границу детской игры и взрослой самостоятельности. В их соре на первом плане – внешняя социальная роль: Гринёв – господин, Савельич – слуга. Но это происходит лишь на словах, они связаны дружеской сердечностью, любовью, что и приводит к примирению. Раскаяние Гринёва есть его настоящий взрослый поступок. Это, на первый взгляд, незначительное событие (размолвка и примирение героев) открывает общую художественную ситуацию романа, в котором жестокость войны – это доведённая до предела сословная рознь, но в мире романа обнаруживается более глубокие – человеческие – отношения, они заставляют героев быть милосердными вопреки логики раздора, сословных противоречий, ощущать себя братьями.

* Как выражает чувство благодарности вожатому Петруша Гринёв?

Дарит заячий тулупчик. На первый взгляд Гринёв поступает против правил, закона поведения дворянина в отношениях с мужиком, он проявляет себя излишне щедрым, человечным. Его дворянская милость и есть милосердие. Помня его добро, Пугачёв ответит тоже добром.

* Можно ли считать, что Гринёв не нарушил законов чести?

Да, он поступил как человек чести.

* Как Петр Гринёв воспринимает известие о своём назначении в Белогорскую крепость?

* Что происходит в его душе?

Он огорчён, но чувство долга не даёт воли возмущению или досаде, он повинуется приказу, хотя и с неохотой. То, что Гринёв принимает приказ как должное, говорит о его мужестве и благородстве души. Хотя он и лукавит, объясняя Андрею Карловичу, что “держать в ежовых рукавицах” значит ласковое обращение. Но в этом проявляется прямота и бесхитростность Гринёва-рассказчика: он не выставляет себя лучше, чем он был.

Как вы понимаете смысл названия главы после размышления над текстом на уроке?

Пугачёв станет особенным человеком в жизни Петра Гринёва. Это их первая встреча. Во всех четырёх встречах героев милосердие является нервом их отношений. “Что, брат, прозяб”? – уже в этом обращении брат – от дворянина к мужику – нет сословной субординации, есть сочувствие и уважение к человеку, благодарность к спасителю. Братство людей окажется выше жестокости времени. Так бытовые события в жизни героев приобретает символический смысл.

Прочитать 3-5 главы романа, определить основные эпизоды; проанализировать, каким предстаёт в них Петр Гринёв.

Нашли ошибку? Напишите нам

Как характеризует гринева решение подарить вожатому свой заячий тулуп

Яна Александровна Гайдукова. Сайт учителя.

Я шел по широкому полю, один.

И вдруг мне почудились легкие, осторожные шаги за моей спиною… Кто-то шел по моему следу.

Я оглянулся — и увидал маленькую, сгорбленную старушку, всю закутанную в серые лохмотья. Лицо старушки одно виднелось из-под них: желтое, морщинистое, востроносое, беззубое лицо.

Я подошел к ней… Она остановилась.

— Кто ты? Чего тебе нужно? Ты нищая? Ждешь милостыни?

Старушка не отвечала. Я наклонился к ней и заметил, что оба глаза у ней были застланы полупрозрачной, беловатой перепонкой, или плевой, какая бывает у иных птиц: они защищают ею свои глаза от слишком яркого света.

Но у старушки та плева не двигалась и не открывала зениц… из чего я заключил, что она слепая.

— Хочешь милостыни? — повторил я свой вопрос. — Зачем ты идешь за мною? — Но старушка по-прежнему не отвечала, а только съежилась чуть-чуть.

Я отвернулся от нее и пошел своей дорогой.

И вот опять слышу я за собою те же легкие, мерные, словно крадущиеся шаги.

Но странное беспокойство понемногу овладело моими мыслями: мне начало казаться, что старушка не идет только за мною, но что она направляет меня, что она меня толкает то направо, то налево, и что я невольно повинуюсь ей.

Я круто поворачиваю назад… Старуха опять передо мною… но она видит! Она смотрит на меня большими, злыми, зловещими глазами… глазами хищной птицы… Я надвигаюсь к ее лицу, к ее глазам… Опять та же тусклая плева, тот же слепой и тупой облик…

Я иду проворно… Но легкие шаги по-прежнему шелестят за мною, близко, близко… И впереди опять темнеет яма.

Я опять поворачиваю в другую сторону… И опять тот же шелест сзади и то же грозное пятно впереди.

И куда я ни мечусь, как заяц на угонках… всё то же, то же!

Старуха стоит позади, в двух шагах от меня. Я ее не слышу, но я чувствую, что она тут.

И вдруг я вижу: то пятно, что чернело вдали, плывет, ползет само ко мне!

Боже! Я оглядываюсь назад… Старуха смотрит прямо на меня — и беззубый рот скривлен усмешкой…

Одна тайная ссылка.


А. С. Пушкин. “Капитанская дочка”, глава “Вожатый”. 9-й класс

Цели урока:. Организовать чтение текста произведения в ключе жанра романа. Выделить основные эпизоды II главы и рассмотреть их как факты внешней и внутренней биографии героя. Выделить христианскую основу в отношениях Гринёва и Пугачёва.

Домашнее задание предыдущего урока. Прочитать II главу, выделить основные эпизоды, определить символический смысл начала главы, эпиграфа, образа бурана.

Методика урока. Аналитическая беседа. Формы: коллективная, частично групповая.

Технологии: сотрудничества “педагог – учитель”.

В начале урока ученикам предлагается вспомнить выводы по работе над текстом I главы, особенности жанра романа. Ученики отвечают, что на первый план выдвигается человеческая личность, сюжетные события определяют дальнейшую судьбу героя. Главный герой романа Петр Гринёв предстаёт в I-ой главе как человек чести.

На доске и в тетрадях записываются слова О. Э. Мандельштама “Мера романа – человеческая биография”.

Работу над текстом II главы начинаем с обращения к смыслу названия главы, смыслу эпиграфа. Ученики выясняют прямые значения слов вожатый – проводник, указчик дороги. Эпиграф обращён к судьбе молодого человека, которого на жизненном пути ждут испытания.

Затем начинается беседа по вопросам к тексту II главы, прочитанной учащимися дома.

1.Какой момент в жизни героя (Гринёва) предстаёт во второй главе? 2.Герой находится в пути к месту службы. Что такое путь для героя романа? 3.Путь связан не только с внешним перемещением, но и с внутренними решениями, переживаниями, на нём могут быть и непоследовательность действий, и ошибки. 4.Что значит для Петра Гринёва вступление в жизнь? 5.Это испытание, столкновение со сложностью бытия. 6.Имеет ли образ бурана в романе символический смысл? Буран – природная стихия, человек над ней не властен; стихия несёт человеку смертельную опасность. Именно посреди этой стихии происходит встреча Гринёва с вожатым, который спасает Петра от гибели. Гринёв столкнется затем с бунтом, исторической стихией, где спасёт его милосердие Пугачева, стихия жизни может быть побеждена добрым отношением людей друг к другу.

Можно ли рассматривать столкновение со слепой стихией как испытание героя?

Да, в этом испытании все герои ведут себя достойно.

•Что привлекло Гринева в вожатом? •А вам симпатичен этот герой? Умный, смешливый, осознающий свою грешность, способный ценить справедливость и добро, вожатый у всех вызывает симпатию.

•Какую роль играет сон? Это пророческий сон. Петруше Гриневу привиделось все его будущее. Сон возвращает читателя в мир души главного героя, в мир ощущений, необъяснимых предчувствий.

•Какие отношения побеждают в ссоре, а какие в примирении Гринёва и Савельича? Бильярдный дом Гринёва обозначает границу детской игры и взрослой самостоятельности. В их соре на первом плане – внешняя социальная роль: Гринёв – господин, Савельич – слуга. Но это происходит лишь на словах, они связаны дружеской сердечностью, любовью, что и приводит к примирению. Раскаяние Гринёва есть его настоящий взрослый поступок. Это, на первый взгляд, незначительное событие (размолвка и примирение героев) открывает общую художественную ситуацию романа, в котором жестокость войны – это доведённая до предела сословная рознь, но в мире романа обнаруживается более глубокие – человеческие – отношения, они заставляют героев быть милосердными вопреки логики раздора, сословных противоречий, ощущать себя братьями.

•Как выражает чувство благодарности вожатому Петруша Гринёв? Дарит заячий тулупчик. На первый взгляд Гринёв поступает против правил, закона поведения дворянина в отношениях с мужиком, он проявляет себя излишне щедрым, человечным. Его дворянская милость и есть милосердие. Помня его добро, Пугачёв ответит тоже добром.

•Можно ли считать, что Гринёв не нарушил законов чести? Да, он поступил как человек чести.

•Как Петр Гринёв воспринимает известие о своём назначении в Белогорскую крепость? •Что происходит в его душе? Он огорчён, но чувство долга не даёт воли возмущению или досаде, он повинуется приказу, хотя и с неохотой. То, что Гринёв принимает приказ как должное, говорит о его мужестве и благородстве души. Хотя он и лукавит, объясняя Андрею Карловичу, что “держать в ежовых рукавицах” значит ласковое обращение. Но в этом проявляется прямота и бесхитростность Гринёва-рассказчика: он не выставляет себя лучше, чем он был.

Как вы понимаете смысл названия главы после размышления над текстом на уроке?

Пугачёв станет особенным человеком в жизни Петра Гринёва. Это их первая встреча. Во всех четырёх встречах героев милосердие является нервом их отношений. “Что, брат, прозяб”? – уже в этом обращении брат – от дворянина к мужику – нет сословной субординации, есть сочувствие и уважение к человеку, благодарность к спасителю. Братство людей окажется выше жестокости времени. Так бытовые события в жизни героев приобретает символический смысл.

Прочитать 3-5 главы романа, определить основные эпизоды; проанализировать, каким предстаёт в них Петр Гринёв.

Старик Савельич - один из второстепенных персонажей исторического романа "Капитанская дочка" Пушкина.

Ниже представлен цитатный образ и характеристика Савельича в романе "Капитанская дочка": описание характера героя, его отношений с Петром Гриневым.

Смотрите:
- Краткое содержание романа
- Все материалы по роману "Капитанская дочка"

Образ и характеристика Савельича в романе "Капитанская дочка"

Старик Савельич - верный слуга главного героя романа - Петра Гринева. Савельич - пожилой крепостной крестьянин. Он служит своему молодому барину Петру Гриневу с самого детства:

". С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному* Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки**. Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте. "

". Бог видит, бежал я заслонить тебя своею грудью от шпаги Алексея Иваныча! Старость проклятая помешала. "

". я, не старый пес, а верный ваш слуга, господских приказаний слушаюсь и усердно вам всегда служил и дожил до седых волос. "

Савельич - непьющий крестьянин (что было редкостью). Он ведет трезвый образ жизни:

". в Симбирск, где должен был пробыть сутки для закупки нужных вещей, что и было поручено Савельичу. Я остановился в трактире. Савельич с утра отправился по лавкам. "

". Савельич встретил меня с обыкновенным своим увещанием. «Охота тебе, сударь, переведываться с пьяными разбойниками. "

". Савельич слушал с видом большого неудовольствия. Он посматривал с подозрением то на хозяина, то на вожатого. "

". с хозяином, который взял с нас такую умеренную плату, что даже Савельич с ним не заспорил и не стал торговаться по своему обыкновению. "

Старик Савельич - заботливый слуга. Он все время беспокоится, чтобы его барин Петр Гринев был накормлен:

". Не изволишь ли покушать? – спросил Савельич, неизменный в своих привычках. – Дома ничего нет; пойду пошарю да что‑нибудь тебе изготовлю. "

". Я тебе кое‑что заготовил; покушай‑ка, батюшка, да и почивай себе до утра, как у Христа за пазушкой. "

Савельич - ответственный слуга. Он внимательно следит за тем, чтобы из барского имущества ничего не пропало:

". Как изволишь, – отвечал Савельич, – а я человек подневольный и за барское добро должен отвечать. "

". Коли ты уж решился ехать, то я хоть пешком да пойду за тобой, а тебя не покину. Чтоб я стал без тебя сидеть за каменной стеною! Да разве я с ума сошел? Воля твоя, сударь, а я от тебя не отстану. "

Однажды Савельич спасает Петра Гринева от смерти. Когда разбойник Емельян Пугачев казнит офицеров Белогорской крепости, очередь доходит до Петра Гринева. Вдруг старик Савельич бросается к Пугачеву. Он умоляет его помиловать "дитя" и предлагает свою жизнь взамен. К счастью, Пугачев оставляет в живых и Гринева, и Савельича:

". Мне было жаль бедного старика. "". Чтоб утешить бедного Савельича, я дал ему слово впредь без его согласия не располагать ни одною копейкою. "

Это был цитатный образ и характеристика Савельича в романе "Капитанская дочка" Пушкина, описание характера героя, его отношений с Петром Гриневым.

Характеристика Савельича


Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Капитанская дочка.

Полное имя — Архип Савельев.

Возраст — мужчина преклонных лет.

Род занятий — стремянной, затем — дядька (наставник) молодого барина Петра Гринёва.

Семья — нет семьи.

Социальное положение — крепостной крестьянин.

Происхождение — родом из семьи крепостных крестьян.

Воспитание — несмотря на происхождение, имеет хорошее воспитание.

Образование — достаточно высокое, умеет свободно писать и читать, изъяснять свои мысли.

Внешность — не указано, седовласый мужчина преклонных лет.

Характер — упрямый, настойчивый, добрый, ответственный, благородный, трудолюбивый, бережливый.

Положительные черты — добрый, ответственный, храбрый, самоотверженный,

Отрицательные черты — упрямый, занудный.

Автор — Александр Сергеевич Пушкин.

Цитатная характеристика

Описание Савельича с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношение к жизни.

Портрет

Художественный портрет Савельича основан на том, что он является дядькой, то есть первым педагогом и наставником юного дворянина Петра Гринёва. В прошлом Савельич был стремянным — главным конюхом.

Полное имя героя — Архип Савельев. По своему происхождению он является крепостным крестьянином, принадлежащим семейству Гринёвых.

Портретная характеристика Савельича основана на том, что он является грамотным, образованным человеком. Именно с его помощью Пётр Гринёв овладел грамотой.

Будучи в прошлом стремянным и хорошо разбираясь в охотничьих собаках, Савельич смог обучить этому и Петра Гринёва.

Внешность

Черты характера и поступки

Савельич — старый опытный слуга, который очень ревностно относится к приезду гувернёра-француза. Он считает, что способен самостоятельно ухаживать за вверенным ему Петром.

Савельич — человек очень надёжный. Гринёвы доверяют ему не только воспитание сына: старик следит за безопасностью Петра, помогает ему в решении проблем, держит при себе хозяйские деньги.

Савельич отличается большим упрямством, и его почти невозможно уговорить сделать что-то против его воли.

Любимое занятие Савельича — читать нотации своему воспитаннику, ворчать при каждом удобном случае.

Савельич чувствует ответственность не только за воспитание, но и за будущее Петра Гринёва. Он не может себе простить временной отлучки, когда Пётр умудрился проиграть крупную сумму в бильярд.

Савельич — невероятно отважный, бесстрашный человек, способный отдать жизнь за своего воспитанника.

Савельич — бесконечно преданный семье Гринёвых слуга. Малейшее подозрение в его неверности глубоко оскорбляет его.

Савельич — человек бесстрашный. Отвоёвывая хозяйское добро, он не боится требовать справедливости у самого Пугачёва.

Даже в разлуке с Петром Гринёвым верный Савельич продолжает честно служить своему хозяину, приглядывая за Марьей Мироновой.

Характеристика Савельича другими героями

Пётр Гринёв

Савельич — очень упрямый человек, и Петру Гринёву не всегда удаётся переубедить своего наставника.

Савельич — преданный слуга, который долгие годы честно служит Гринёвым.

Пётр Гринёв считает Савельича своим верным другом. Он знает, что родители верят старому слуге, и обращается к нему за помощью — уговорить их на свадьбу с любимой, Машей Мироновой.

Гринёв-старший

Отец Петра Гринёва не церемонится с Савельичем, которому доверил своего сына. Он напоминает старому слуге его зависимое положение и прямые обязанности, в гневе оскорбляет его. Савельич не может достойно ответить, поскольку является крепостным.

Пугачёв

Пугачёв напоминает, что Пётр Гринёв не был повешен благодаря своевременному вмешательству отважного Савельича.

Пугачёв удивляется храбрости Савельича, который даже под угрозой смертельной опасности требует от разбойников вернуть барское добро.

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Савельича вместе!

Биография

Архип Савельев, или попросту Савельич, — дворовой крепостной, принадлежащий помещикам Гринёвым. Долгое время служил стремянным, сопровождая барина во время охоты и следя за порядком в конюшне.

В отличие от большинства крепостных мужиков, Савельич — грамотный и непьющий мужик. Благодаря этим качествам он был выбран Гринёвым-старшим в качестве дядьки к пятилетнему Петруше. В обязанности Савельича входило воспитание маленького барчука, обучение его грамоте. Когда же к подросшему Петруше приставили гувернёра-француза, самолюбие Савельича было задето, однако в итоге он так и остался дядькой Петра.

В возрасте 16 лет Пётр Гринёв был отправлен отцом на службу, и верный Савельич стал его провожатым. Он следил за тем, чтобы молодой барин в силу своей неопытности не попал в какую-либо передрягу, оберегал его от проблем, контролировал расходы.

Во время взятия Белогорской крепости Савельич показал себя самоотверженным, верным слугой, готовым отдать собственную жизнь ради спасения Петра. Он бесстрашно просил о пощаде барина у самого Пугачёва, и только благодаря ему Пётр остался в живых.

Образ Савельича

В образе Савельича автор смог воплотить лучшие качества широкой русской души, своеобразие характера простого русского народа. Он чрезвычайно упрям, его практически невозможно переспорить, однако за этим кроется твёрдость, несгибаемость его натуры, вера в то, что он делает всё правильно, по совести.

В основе упрямства Савельича лежит его искренняя забота о благополучии молодого барина. Верный слуга всю свою жизнь положил на то, чтобы вырастить Петрушу Гринёва, защитить его от житейских бурь, злых людей, вывести подготовленным во взрослую жизнь.

В образе Савельича переплетаются противоречивые, на первый взгляд, качества: подозрительность, скупость, великодушие, самоотверженность. Но это несоответствие обусловлено отношением Савельича к Петру: он считает его не просто воспитанником, а родным сыном, которого нужно и пожурить при случае, и поддержать, и наставить на путь истинный. Пётр Гринёв чувствует безусловную любовь и преданность Савельича и считает его своим другом, на которого всегда можно положиться в трудную минуту.

Выехав из Симбирска с ямщиком, Петруша и Савельич попали в сильный буран. Их едва не занесло снегом. Спасение принесла лишь неожиданная встреча в чистом поле со странным мужиком, который указал дорогу к постоялому двору. Петруша на радостях подарил спасителю свой заячий тулуп, за что тот сердечно его благодарил. Встреченный в поле мужик и хозяин постоялого двора переговаривались друг с другом какими-то странными, только им понятными фразами.

Отправившись дальше, Петруша вскоре прибыл в Оренбург. Генерал Андрей Карлович определил его на службу в Белогорскую крепость, в 40 верстах от города.

Читайте также: