Атомизм эпикура кратко и понятно

Обновлено: 30.06.2024

Эпикур разделяет свою философию на три части: канонику - учение о познании, физику, этику. Последняя выступает у Эпикур; главной частью, но первые две части являются обоснованием этики.

3.2. Учение Эпикура об атомах

В конце 4 - начале 3 в. до н. э. происходит усиление и обновление материализма, однако не в форме атомистического материализма Демокрита, а в форме нового учения - эпикуреизма. Создателем и учителем, главой школы стал Эпикур - один из величайших мыслителей Древней Греции и один из важнейших ее материалистов.

В атомистическом материализме Демокрита были чрезвычайно сильны теоретические интересы, стремление к основанному на атомизме теоретическому познанию космоса, жизни, человека. В стремлении к такому познанию протекала подвижная, беспокойная, гонимая, как отмечал Маркс, ненасытной теоретической любознательностью, жизнь Демокрита.

Эпикур характерен для эпохи, когда философия начинает интересоваться не столько миром, сколько судьбой в нем человека, не столько загадками космоса, сколько попыткой указать, каким образом в противоречиях и бурях жизни человек может обрести столь нужное ему и столь желанное им успокоение, безмятежность, невозмутимость и бесстрашие. Знать не ради самого знания, а ровно настолько, насколько это необходимо для сохранения светлой безмятежности духа, - вот цель и задача философии, согласно Эпикуру. Материализм должен был подвергнуться в этой философии глубокому преобразованию. Он должен был утратить характер философии чисто теоретической, созерцательной, только постигающей действительность, и стать учением, просвещающим человека, освобождающим его от гнетущих его страхов и мятежных волнений и чувств.

Именно такому преобразованию подвергся атомистический материализм у Эпикура.

Атомистический материализм Демокрита Эпикур принимает с некоторыми важными изменениями. В письме к Геродоту (38 и ел.) Эпикур принимает как исходные два недоступных чувствам физических положения:

1) ничто не происходит из несуществующего и ничто не переходит в несуществующее;

2) вселенная всегда была такой, какова она в настоящее время, и всегда будет такой.

Чтобы объяснить движение, Левкипп и Демокрит приняли, наряду с телесным бытием, небытие, или пустоту. Учение это принял также и Эпикур: он также утверждает, что вселенная состоит из тел и пространства, т. е. пустоты. Существование тел удостоверяется ощущениями, существование пустоты - тем, что без пустоты невозможным было бы движение.

Утверждая неделимость атомов, Эпикур, как и Демокрит, отрицал бесконечную делимость тел. Одновременно Эпикур допускает минимальные, или наименьшие, части атомов и тем самым отличает физическую неделимость атома от математической неделимости его частей.

Гипотезу самоотклонения атомов Эпикур вводит для объяснения столкновений между атомами. Если бы атомы не отклонялись от своих прямых путей, то не было бы возможным ни столкновение их, ни столкновение образованных из них вещей. Для самоотклонения не существует никаких внешних причин, никакой необходимости, оно происходит в атомах совершенно спонтанно. Это тот минимум свободы, который необходимо предположить в элементах микромира - в атомах, чтобы объяснить ее возможность в макромире - в человеке.

В области физики это учение обосновывало понятие об атоме как о первопричине: в качестве таковой атом не нуждается в каком-либо другом начале [2].

Вместе с тем, он вводил через отклонение атомов свободу, делая для нее исключение из жестко детерминированной, механистической концепции мира. Помимо этого, единственного исключения из жестко детерминированной системы, Эпикур полагал, что объясняет мир как результат механически действующих материальных сил. Это положение было наиболее важным, поскольку из него он делал вывод о том, что природа может быть объяснена из самой себя, без участия богов [8].

Дополнительные готовые рефераты на темы:

Введение

Мир вокруг нас поражает наше воображение своим разнообразием. Существует так много различных объектов, отношений, процессов и свойств. Рядом с нами есть океаны, леса, реки и горы. Мы можем наблюдать за полетом комет и северным сиянием. Мир так разнообразен, и это разнообразие не поддается учету. Человек должен обладать большим воображением и способностью мыслить, чтобы за всем многообразием явлений мира увидеть их единство и общность.

В это время почти каждый человек представляет себе атом. Это нечто невероятно малое и то, что является основой окружающего мира. Атомы имеют общую природу и относятся к категориям, характеризующим основу всего сущего — материю. Атомы предоставляют нам чрезвычайно удобную систему для научного мировоззрения. Обычно 20 век изображают как век атомизма, но чтобы найти истоки атомизма, мы должны обратиться к Древней Греции.

Яркой особенностью греческой философии является протонаука и стремление понять природу космоса, природы и мира в целом. Многие греческие философы размышляли об устройстве мира, его происхождении, пытались понять становление и его причины. Этот фокус интереса во многом определялся характером древнегреческой мифологии, традиционных культов и верований. Греческая мифология задалась главным вопросом — вопросом о происхождении мира. Мифология задавала вопрос о том, кто породил все сущее, философия, в свою очередь, задавала вопрос — откуда оно взялось? Со временем эта наука приобрела ту ясность, которую принесла математика. Аналогичным образом, математика привнесла систематический подход и доказательства и заложила основу для логического анализа.

Философы-атомисты смогли оригинально решить проблемы движения и небытия. Их идеи впоследствии вдохновили Резерфорда, Эйнштейна, Томсона и Оппенгеймера. Их идеи ознаменовали собой высшую точку в развитии научной натурфилософии. И по сей день они остаются актуальными и вызывают много споров.

Атомизм Лейциппа

Согласно различным источникам, Левкипп был родом из Элея, Абдеры или Милета. Эпикур, который был сторонником атомистической доктрины, отрицал существование философа с таким именем. Существует предположение, что имя Лейципп было псевдонимом молодого философа Демокрита. Однако благодаря исследованиям, проведенным в прошлом веке, существование Лейциппа было подтверждено. Также более вероятно, что Левкипп был родом из Милета.

Лейципп был сторонником рабовладельческой демократии и был вынужден покинуть свой родной город после переворота, совершенного аристократией в 449 году до нашей эры. По некоторым данным, Лейципп затем отправился в Элей, где стал учеником Ксенофана и Парменида. Есть также свидетельства, что он учился у Зенона.

После пребывания в Элее, Левкипп отправляется в Абдеры, где он, скорее всего, становится учителем Демокрита и, возможно, Протагора.

Основные принципы атомистической философии были разработаны Лейциппом. Он признал, что существует бесчисленное множество подвижных элементов — атомов, имеющих множество форм. Он понял это, потому что видел, как вещи постоянно возникают и изменяются. Его учение заключалось в том, что бытие равнозначно несению, и оба они в равной степени являются причиной создания вещей. Бытие для него было атомами, которые обладали полнотой и плотностью и двигались в пустоте. Пустота была носителем, но не меньше, чем сущность.

Атомы обладают размером, формой, порядком и расположением. Они также являются причиной создания вещей и их разрушения, в процессе соединения и разделения.

Качественно новым элементом в античном материализме является концепция атома. Но атомы характеризуются полнотой, как это было в более ранних философских течениях. Однако Левкипп допускает существование пустоты, в которой движутся эти атомы.

Существование пустоты решает проблему движения, существовавшую в ранней философии. Это делает возможным движение атомов.

Лейципп — автор основной концепции. Впоследствии Демокрит развивает атомистическое учение в логически непротиворечивую систему.

Атомизм Демокрита

Демокрит происходил из знатной семьи, жившей в Абдерах. Он унаследовал большое состояние и смог посвятить себя науке.

Существуют предания, что Демокрит учился у халдейских магов, которые остались в Абдере благодаря персидскому царю Ксерксу.

Демокрит также был учеником Лейциппа и учился у Анаксагора.

Демокрит много путешествовал. Его целью было изучить идеи мыслителей из других стран. Источники утверждают, что он посетил Египет, Персию, Вавилон и некоторые районы вокруг Красного моря. Во время этих путешествий Демокрит углубил свои знания в области астрономии, математики и естественных наук.

Труды Демокрита составляют своего рода энциклопедическое знание о том времени. Диоген Лаэртский цитировал более 70 работ Демокрита по этике, математике, физике, риторике, музыке, астрономии и т.д.

Демокрит разделял учение Лейциппа об атомах и пустоте. Демокрит добавил размер к свойствам атомов.

Демокрит утверждал, что атомы бесконечны по числу, размеру и форме. Он также утверждал, что материя бесконечна.

Качественно новой чертой античной мысли было понимание Демокритом бесконечности, несотворимости и неуничтожимости Вселенной, а также его вера в существование множества миров, которые возникают и исчезают. Демокрит говорил, что нет никакой разницы между нашим миром и другими мирами, кроме того, что наш мир цветущий.

Демокрит решает вопрос о соотношении движения и материи совершенно по-новому. Он считал, что движение присуще всем атомам в их естественном состоянии. Точно так же Демокрит считал, что атомы неделимы и, в силу плотности тела, движутся в пустоте, в которой ничего нет. В этой пустоте атомы сталкиваются друг с другом и соединяются. Именно из этого столкновения проистекает все то, что мы видим сейчас. Движение является основным источником развития.

Демокрит, как и другие атомисты, ссылается на механическое движение. Движение — это основной способ существования атомов.

Взгляды Демокрита на знание остаются проблематичными. Это происходит потому, что информация, которая доходит до нас, иногда противоречит сама себе. Но ясно одно: Демокрит отвергал негативное отношение к чувственному знанию. О важности чувственного восприятия можно судить, если рассмотреть его концепцию образов. Образы возникают между вещью и органом чувств, который ее воспринимает. Этот образ, как своего рода отпечаток, попадает в соответствующий орган чувств.

Демокрит и Левкипп придавали большое значение чувственному познанию и рассматривали его как главную предпосылку для дальнейшего познания.

Демокрит, однако, также открыл важность и функцию рационального знания. Он считал знание, основанное на разуме, истинным и достоверным, а знание, основанное на чувственных впечатлениях, считал темным и непостоянным. Исходя из этого, можно сказать, что Демокрит выделял несколько ступеней познания, первой ступенью было чувственное познание, которое давало нам информацию об окружающем нас мире, а второй ступенью — рациональное познание, которое позволяло нам приблизиться к познанию истины.

Роль, которую Демокрит приписывает разуму, не противоречит его материалистической ориентации. Разум также является частью души. Душа — это совокупность самых легких атомов, которые имеют сферическую форму.

Такие суждения привели Демокрита к атеизму. Он дает материалистическое объяснение происхождения богов. Она заключается в том, что когда люди не могли объяснить какие-либо явления, они верили, что боги — суть этих явлений.

Кроме того, Демокрит занимался физикой, математикой, риторикой, этикой и астрономией.

Атомизм Эпикура

Эпикур родился на острове Самос и жил в 342-270 гг. до н.э. Он был основателем одной из самых известных философских школ. Его учителем был Навсифан.

К свойствам атомов, описанным Демокритом, Эпикур добавил массу атома. Под действием своего веса атом образует различные корпуса, поэтому вес тела связан с весом атома. Это дополнение не противоречило логике, предложенной Лейциппом и Демокритом.

Эпикур продолжал преследовать цель более глубокого обоснования атомистической концепции. Он попытался описать внутреннюю логику этой концепции, в отличие от Демокрита, учение которого было в значительной степени сосредоточено на натурфилософии. Эпикур пытался выяснить, чем полезен атомизм.

Эпикур пришел к выводу, что Вселенная состоит из пространства и тел. О существовании тел свидетельствуют ощущения людей. Если бы не было пустоты, то тела не имели бы того, благодаря чему они осуществляют движение. Некоторые тела являются сущностью соединения, в то время как другие тела являются материалом для соединения. Последние тела неизменны и неделимы. Необходимо, чтобы посвящаемые были неделимыми телесными натурами.

Другая идея Эпикура заключалась в том, что полные и неделимые тела имеют множество форм, потому что множество различий в объектах не может быть образовано из численно ограниченных форм. В каждой форме число атомов безгранично, а различие форм не безгранично, а лишь огромно.

Миры, которые похожи на наш мир и которые не похожи на него, также бесконечны. Атомы, из которых создаются и формируются миры, не могут быть все израсходованы на создание миров, похожих на наш мир и не похожих на него. Таким образом, ничто не мешает осознать, что существует бесконечное число миров.

Эпикуру также принадлежала идея о свойствах тел. Он утверждал, что все, что касается постоянных свойств тела, присущих всем телам и познаваемых чувственным восприятием, не может быть представлено как сущность; их существование нельзя отрицать; их нельзя считать частью тела. Однако следует понимать, что тело обязано своим существованием этим свойствам, но не в том смысле, что тело образовано из этих свойств, а в том, что они обеспечивают его непрерывность. Эти свойства обладают особыми возможностями, благодаря которым они узнаваемы и различимы.

Это размышление о свойствах тела очень важно, и здесь углубляется спор с теми, кто провозглашал эти свойства независимой материей. Эпикур утверждал, что свойства тел существуют, но есть разница между телом и его свойством. Свойства присущи телу, но тело — это не просто набор свойств.

Эпикур развил доктрину Демокрита о чувственном восприятии и придал смысл его концепции идолов. Эпикуру было ясно, что выделения, исходящие из тела, нельзя увидеть, но они телесны. Он утверждает, что существуют различные эффузии, эффузии, напоминающие тела, но не сравнимые с объектами по своей тонкости. Такие излияния пронизывают воздух. Изображения обладают определенной тонкостью и быстротой. Формирование образа приравнивается к быстроте формирования мысли.

Еще одним дополнением к атомистической теории стало предположение о большей свободе в движении атомов. Атом должен обладать определенной свободой в движении, случайностью. Атомы движутся в разных направлениях, а не в одном направлении. Имеет место неупорядоченное, свободное движение атомов, и поэтому комбинации, получаемые в ходе этого движения, не свободны от элементов случайности, имеет место отклонение от жесткого порядка. Здесь необходимость сотрудничает со случайностью.

Заключение

Категории научного мышления впервые появились в древней культуре и начали развиваться. Большой вклад древних мыслителей в развитие математики, астрономии, этики, политологии и других наук. Поэтому древняя наука и философия сыграли важную роль в развитии науки и техники в будущем. Культура античности послужила основой для развития мировой культуры в целом.

У истоков концепции атомизма стоял Левкипп. Долгое время он считался мифической фигурой, но последние исследования показывают обратное. Согласно теории Лейциппа, мир состоит из атомов, которые вечно находятся в движении, однородны по качеству, но имеют бесконечное разнообразие форм, неделимы и пусты там, где они движутся.

Эпикур развил идеи Лейциппа и Демокрита. Он выдвинул три принципа в концепции атомизма:

  1. Ничто не рождается из ничего. Это формулировка закона сохранения материи;
  2. Происходит постоянное преобразование веществ, процессы создания и разрушения. Таким образом, основным свойством материи является ее движение;
  3. Пустота необходима для движения атома.

Список литературы

  1. Асмус, В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. Ф. — М.: Высшая школа, 1976, 544 стр.
  2. E. Богомолов, А.С. Античная философия: учебник, 2-е издание / Богомолов А.С. — М.: Высшая школа, 2006, 390 стр.
  3. 3-й Бучило Н.Ф. Философия в двух частях. Часть 1: История философии / Н.Ф. Бучило — М.: Юристъ, 2007, 435 с.
  4. Гайденко П. П. История греческой философии в ее отношении к науке / Гайденко П. П. — М.: Наука, 1980.
  5. Дынник Н.А. Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура / Дынник Н.А. — М.: Политическая литература, 1955, 237 стр.
  6. Иовчук М.Т. Краткий очерк истории философии. Изд. 3-е / Иовчук М.Т. — М.: Мысль, 1975.

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Философом, вступившим в борьбу с Аристотелем, был Эпикур, один из последних в плеяде греческих мудрецов, которым эта дисциплина обязана своим возникновением и расцветом. Эпикур родился на o. Самосе, по-видимому, в 341 г. до н. э. и, но, будучи на военной службе в Афинах, по некоторым данным, слушал лекции Аристотeля, учеником его не стал. Так прервалась линия преемственности и передачи знания от лица к лицу, которая шла от Сократа, и это совпaло c гибелью античной греческой демократии, которая была разгромлена воспитанником Аристотеля Александром Македонским.

Философия Эпикурa основывaлась на атомизме Демокрита и гедонистическом учении киренаиков. Для атомистов Вселенная вечна и бесконечна и, кроме нее, ничего нет. Все вещи состоят мельчайших частиц - неделимых и неизменных атомов, и из них слагается мир, кaк из букв - комедии и трагедии. Буквы - атомы, драматические произведения - наш мир.

Принцип удовольствия, по Эпикуру, заложен в самой основе жизни, и ему нужно соответствовать. На вопрос, для чего нужна добродетель, Эпикур отвечает: чтобы приносить человеку удовольствие и делать его счастливым. Аристотель шел от идеализма Платона к реальному человеку, рассматривая добродетели как его свойства; Эпикур пошел еще дальше и выше всего поставил чувства, а не разум. У Эпикура разум подчинен телу, а не наоборот, как у Сократа, Платона, Аристотеля. В основе человека лежат материальные потребности. Но все же в соответствии c общегреческим представлением o человеке Эпикур считал, что наибольшие удовольствия человеку доставляет то, что оправдано разумом.

Эпикур иначе определил само наслаждение. Если киренаики понимали его как деятельность, то Эпикур отдал предпочтение наслаждению покоем, поскольку, с его точки зрения, динамические наслаждения всегда сопровождаются предшествующим желанием, приносящим стрaдания, a стaтические удовольствия - нет. Статические наслаждения - это наслаждения от достижения цели, некое состояние равновесия. Разъясняя эти различия, Б. Рассел пишет, что киренаики наслаждением считают сам процесс еды, а Эпикур - состояние насыщения, когда есть уже не хочется.




Чтобы понапрасну не расстраиваться, лучше ограничить себя необходимым. А необходимы лишь те желания, неудовлетворение которых ведет к страданию. От остальных желаний следует отказываться, так как само желание связано со страданием. Чтобы всегда делать правильный выбор - в пользу удовольствия, превышающего страдания, - необходимы мудpость и благоразумие.

При оценке удовольствия Эпикур отказался от критерия интенсивности и предпочел в качестве такового длительность. При этом душевные критеpии yдовольствия и страдания оказываются большими, чем телесные, так как связаны c прошлым и будущим. Значит, именно к душевным удовольствиям следует стремиться, душевных страданий избегать, побеждая их. Должно вырабатывать в себе нравственную стойкость в перенесении страданий, которые от нас не зависят, противопоставляя им ясность и силу мысли.

Для понимания учения Эпикура важно знать, что смолоду он страдaл тяжелейшим и неизлечимым недугом, причинявшим ему такие муки, что во время приступов он терял сознание от боли. Может быть, поэтому избегание страданий он и считaл высшим благом. Собственная болезнь обращaла его к физическому в чело­веке.

Эпикур изучал пределы страданий и наслаждений. Исследовaл он чyвства безопасности и страха, и это понятно, поскольку перед его глазами были судьбы философов, да и вообще в Греции в период македонского давления жить становилось все труднее.

Умер Эпикур в 271 г. до н. э. Спустя два столетия на мраморной стеле были высечены слова, выразившие суть его этики:

Нечего бояться богов,

Нечего бояться смерти.

Можно переносить страдания.

Можно достичь счастья.

Философом, вступившим в борьбу с Аристотелем, был Эпикур, один из последних в плеяде греческих мудрецов, которым эта дисциплина обязана своим возникновением и расцветом. Эпикур родился на o. Самосе, по-видимому, в 341 г. до н. э. и, но, будучи на военной службе в Афинах, по некоторым данным, слушал лекции Аристотeля, учеником его не стал. Так прервалась линия преемственности и передачи знания от лица к лицу, которая шла от Сократа, и это совпaло c гибелью античной греческой демократии, которая была разгромлена воспитанником Аристотеля Александром Македонским.

Философия Эпикурa основывaлась на атомизме Демокрита и гедонистическом учении киренаиков. Для атомистов Вселенная вечна и бесконечна и, кроме нее, ничего нет. Все вещи состоят мельчайших частиц - неделимых и неизменных атомов, и из них слагается мир, кaк из букв - комедии и трагедии. Буквы - атомы, драматические произведения - наш мир.

Принцип удовольствия, по Эпикуру, заложен в самой основе жизни, и ему нужно соответствовать. На вопрос, для чего нужна добродетель, Эпикур отвечает: чтобы приносить человеку удовольствие и делать его счастливым. Аристотель шел от идеализма Платона к реальному человеку, рассматривая добродетели как его свойства; Эпикур пошел еще дальше и выше всего поставил чувства, а не разум. У Эпикура разум подчинен телу, а не наоборот, как у Сократа, Платона, Аристотеля. В основе человека лежат материальные потребности. Но все же в соответствии c общегреческим представлением o человеке Эпикур считал, что наибольшие удовольствия человеку доставляет то, что оправдано разумом.

Эпикур иначе определил само наслаждение. Если киренаики понимали его как деятельность, то Эпикур отдал предпочтение наслаждению покоем, поскольку, с его точки зрения, динамические наслаждения всегда сопровождаются предшествующим желанием, приносящим стрaдания, a стaтические удовольствия - нет. Статические наслаждения - это наслаждения от достижения цели, некое состояние равновесия. Разъясняя эти различия, Б. Рассел пишет, что киренаики наслаждением считают сам процесс еды, а Эпикур - состояние насыщения, когда есть уже не хочется.

Чтобы понапрасну не расстраиваться, лучше ограничить себя необходимым. А необходимы лишь те желания, неудовлетворение которых ведет к страданию. От остальных желаний следует отказываться, так как само желание связано со страданием. Чтобы всегда делать правильный выбор - в пользу удовольствия, превышающего страдания, - необходимы мудpость и благоразумие.

При оценке удовольствия Эпикур отказался от критерия интенсивности и предпочел в качестве такового длительность. При этом душевные критеpии yдовольствия и страдания оказываются большими, чем телесные, так как связаны c прошлым и будущим. Значит, именно к душевным удовольствиям следует стремиться, душевных страданий избегать, побеждая их. Должно вырабатывать в себе нравственную стойкость в перенесении страданий, которые от нас не зависят, противопоставляя им ясность и силу мысли.

Для понимания учения Эпикура важно знать, что смолоду он страдaл тяжелейшим и неизлечимым недугом, причинявшим ему такие муки, что во время приступов он терял сознание от боли. Может быть, поэтому избегание страданий он и считaл высшим благом. Собственная болезнь обращaла его к физическому в чело­веке.

Эпикур изучал пределы страданий и наслаждений. Исследовaл он чyвства безопасности и страха, и это понятно, поскольку перед его глазами были судьбы философов, да и вообще в Греции в период македонского давления жить становилось все труднее.

Умер Эпикур в 271 г. до н. э. Спустя два столетия на мраморной стеле были высечены слова, выразившие суть его этики:

Нечего бояться богов,

Нечего бояться смерти.

Можно переносить страдания.

Можно достичь счастья.

Натерпевшись боли, ее отсутствие Эпикур считал настоящим наслаждением. Здоровому человеку трудно представить, какое это счастье, когда нестерпимая боль утихает. Больной, изможденный болезнью Эпикур желал всем счастья и хотел убедить всех, что любой человек может и должен быть счастливым. Поэтому назначение философии он видел не в исследовании природы, не в чистой теории, а в просвещении людей, в указании им пути к счастью. Этика заняла центральное место в его философских воззрениях. Оформленная в целостную систему, она получила название эпикурейства.

Помимо этики эпикурейская философия включала в себя физику (натурфилософию) и канонику (теорию познания), опираясь на которые и пытался Эпикур дать людям практическое руководство для жизни. Прежде всего он обратился к натурфилософии Демокрита. Некоторые, например, стоики, даже обвиняли его в том, что он присвоил себе демокритово учение об атомах. Но Письмо к Геродоту, в котором содержится краткое изложение атомизма Эпикура, опровергает подобные измышления. Оно свидетельствует о том, что Эпикур не просто использовал атомистическое учение для объяснения бытия, а развил его для обоснования идеи о возможности и необходимости достижения человеком счастливой жизни. Оригинальным вкладом Эпикура в развитие атомистики стала его концепция случайного отклонения атомов.

Причиной движения атомов Эпикур считал их тяжесть. Под действием тяжести все атомы движутся в пустоте сверху вниз, образуя мировой поток. При этом падение атомов осуществляется с одинаковой скоростью, что делает невозможным их столкновения. Тогда возникает вопрос, каким образом происходит возникновение миров. Отвечая на этот вопрос, Эпикур пришел к выводу о том, что прямолинейное движение атомов сочетается с их случайным отклонением. Это означает, что, приняв идею об атомном строении вещества, он отказался от жесткого детерминизма Демокрита. Ведь у него движение атомов было полностью подчинено необходимости, а у Эпикура атомы при их падении вниз самопроизвольно отклоняются от прямолинейного движения и переходят в криволинейное. В силу этого становится возможным столкновение атомов, их соединение и, как следствие, образование физических тел бесконечных миров во всем их многообразии.

Концепция случайного отклонения атомов была направлена против идеи предопределения всего устройства жизни Вселенной, включая человека, имела большое мировоззренческое значение. Она утверждала, что не все в мире происходит по необходимости, в нем есть место и для случайности. Случайность существует так же объективно, как и необходимость, то есть случайность является одним из неотъемлемых факторов существования мира. Это означало, что человеческая жизнь не предопределена свыше, что человек обладает свободой и сам определяет свою судьбу, является хозяином своей жизни, творцом своих поступков. Способность атомов к самопроизвольному отклонению в ту или иную сторону – вот действительное основание свободы человека.

Разрушив тезис Демокрита о безраздельном господстве необходимости в мире и обосновав объективное существование случайности и свободу человека, Эпикур вооружил себя аргументами в борьбе с представлениями о роке и предопределении. Главное, к чему он стремился, – это освободить людей от чувства обреченности, которое мешает осуществлению человеческой свободы и достижению счастья.

Чтобы наверняка одержать победу в этой борьбе, он не ограничился только физикой, а использовал для обоснования своего этического учения также канонику. Его теория познания опиралась на сенсуалистическую традицию, поскольку источником познания Эпикур считал ощущения.

Каноника Эпикура объясняет гедонистический характер его этики, его философию удовольствия. Вслед за Аристиппом он понимал счастье как непосредственное чувство удовольствия. Только вот сами удовольствия Эпикур трактовал иначе, чем его предшественник, так как связывал их с отсутствием страдания. Истинное удовольствие как цель жизненных устремлений человека – это отсутствие телесного страдания и наказания (апония) и невозмутимость души (атараксия).

К истинному удовольствию ведут преодоление страха, ограничение потребностей и самоустранение от общественных и государственных дел.

Он учил не бояться богов. Он не отрицал существование бессмертных богов, но указывал на бессмысленность страха перед ними. Ведь боги, обитая в межмировом пространстве, совершенно безразличны к людям. Пребывая в блаженном покое, они не слышат никакой мольбы ни о нас, ни о мире. Об этом свидетельствует существующее на земле зло. Если бы всесильные боги регулировали человеческие отношения, то они не допустили бы зло в земную жизнь. Это – аргумент в пользу доказательства, что боги не управляют миром, а потому не могут вмешиваться в судьбу мира и человека. Логика рассуждений Эпикура такова: если есть зло, то боги не вмешиваются в человеческую жизнь. А раз так, зачем бояться тех, кому до нас нет никакого дела. Мир, как и человек, развивается согласно естественному закону и не требует вмешательства богов.

Однако существование богов в пространстве между мирами оправдано тем, что они являют собой образец отрешенности от тревог и волнений, оставаясь погруженными в вечное созерцание истины.

Эпикур учил и тому, как можно переносить страдания. Он считал, что для этого надо соблюдать умеренность во всем. Тот, кто привык к умеренности, не будет страдать. Главное – осознать, что счастье заключается не в обилии денег, не в высоте положения, не в должностях или силе. Для счастья может быть достаточно удовлетворения незначительных потребностей: радость бытия не должна поглощаться необходимостью удовлетворения чрезмерно больших потребностей.

Все желания человека Эпикур разделил на три вида.

Это, во-первых, желания естественные и необходимые для жизни, например, желание еды, питья, сна.

Во-вторых, желания естественные, но не необходимые для жизни. Так, половое желание, лежащее в основе любви, является естественным, но не необходимым в том смысле, что неудовлетворение этого желания не угрожает существованию отдельного индивида; оно необходимо лишь для сохранения вида.

В-третьих, желания не необходимые и не естественные для жизни. К ним относятся такие желания, как честолюбие, слава, а также желания, входящие в первые две группы и ставшие страстями. Если утоление голода или спасение от непогоды естественны и необходимы для жизни, то стремление к роскошной пище или к красивой одежде таковыми уже не являются.

Счастье достижимо, если не требовать многого от жизни, уметь наслаждаться тем немногим, что есть у человека и воспринимается как ценность, и выбирать лишь те из наслаждений, которые не влекут за собой страдания. При этом необходимо иметь в виду, что ограничению подлежат только преходящие телесные удовольствия. А вот высшие духовные наслаждения дружбой и наукой, особенно философией, ограничивать не следует. Духовное Эпикур ставил выше телесного и полагал, что дух может повлиять на телесное состояние, успокоить телесные страдания и даже перевести их в разряд удовольствий.

Моральная установка эпикуреизма заключается в том, что человек должен обрести счастье и блаженство на земле благодаря разумным телесным и духовным удовольствиям.

Идеалом счастливой жизни мыслитель считал созерцательную жизнь, протекающую в тесном кругу близких друзей. Он был убежден, что наискромнейшие удовольствия – круг друзей и цветы в саду – могут быть высочайшим наслаждением.

В мире, существование которого определяется случайными столкновениями атомов, где нет зависимости от воли богов, следует искать земные, человеческие пути к счастью.

Поэма Лукреция Кара – единственное произведение, в котором дается более или менее точное изложение взглядов Демокрита и Эпикура, сочинения которых до нас либо не дошли, либо сохранились лишь в виде отдельных фрагментов. Поэтому поэма является важнейшим источником для освоения античного атомизма. Она сыграла существенную роль в популяризации учения Эпикура.

Эпикур — древнегреческий философ, основатель философской школы эпикурейства. Философия Эпикура — одно из фундаментальных направлений, оказавших влияние на становление материалистического подхода в философии. Своей главной целью Эпикур и его последователи видели необходимость научить людей быть счастливыми, не обращая внимания на несущественные вещи.

Познание по Эпикуру

фото 862

Теорию познания философ основывает на чувственном восприятии как единственном критерии истины. Он не признавал критики сенсуализма. По его мнению, она не имеет под собой основания и рассуждения скептиков могут быть только теоретическими. Согласно Эпикуру, сверхчувственного не существует. Все, что может быть воспринято, человек познает с помощью органов чувств. Свою теорию Эпикур называл каноникой, противопоставляя ее учениям Платона и Аристотеля. Главный критерий истины по канонике — ощущения, от которых зависит работа разума.

Познание по Эпикуру — поиск истинного назначения вещей. Отрицая сверхъестественное, довлеющее над человеком, философ считал своей главной задачей избавление человечества от заблуждений и страха смерти.

Теория атомизма

Свое видение физики Эпикур основывал на материализме Демокрита, но вносил в его теорию некоторые изменения. Он выделяет главные положения физики, недоступные чувствам:

  • ничего не может произойти из ничего и вернуться в ничто;
  • вселенная неизменна и всегда будет оставаться такой.

фото 863

Он утверждает, что во вселенной тела движутся, перемещаясь в пустотах. Тела состоят из соединений других тел меньшего размера или соединений, из которых состоят тела. Они отличаются по форме, весу и величине. Самые малые тела, Эпикур вслед за Демокритом называет атомами, а учение о физике — атомической физикой.

Атомы неделимы, следовательно, тела не могут делиться бесконечно. Сами атомы состоят из отдельных мельчайших частей. Отличительная черта атомов — движение. Они движутся с одинаковой скоростью, но находятся на разном расстоянии друг от друга. Атомы не сталкиваются друг с другом, потому что постоянно выбирают новую траекторию движения.

Основываясь на этой теории, Эпикур строит модель вселенной: тела в космосе движутся в пространстве, не соприкасаясь, и не удаляясь друг от друга. Душа — такое же материальное тело, но она состоит из более тонкой материи, рассеянной по физическому телу человека. Когда тело разлагается после смерти, душа также разлагается и перестает существовать. Поэтому утверждения о бессмертии души — ложны.

Эпикурейство отрицает прямое наблюдение и рациональные умозаключения, опираясь исключительно на чувственное восприятие. Демокрит считал, что Солнце огромное, основываясь при этом на личных наблюдениях. Эпикур ориентировался на свои ощущения и полагал, что размеры Солнца и Луны такие, какими они кажутся. Метод познания Эпикура допускает не единственную трактовку, а множество различных вариантов, более или менее вероятных.

Боги и материализм

Эпикур утверждал, что вера отдельных народов в существование одних и тех же богов подтверждает их существование. Но представления людей о богах не соответствуют истине. Религия отдаляет людей от правильного понимания божественной жизни. На самом деле, они — особые существа, обитающие в отдельном измерении. Боги свободны и счастливы, они не властвуют над людьми, не одаряют их и не наказывают. Они живут в атмосфере вечного счастья и блаженства.

Согласно идее Эпикура, боги:

  • бессмертны;
  • не соответствуют представлениям людей о них;
  • пребывают в другой мировой системе;
  • счастливы и умиротворены.

Библиографы и исследователи учения Эпикура считают его попытку доказать существование богов — уступкой общественному мнению. Сам философ не верил в бога, но боялся открыто конфликтовать с религиозными фанатиками. В одной из своих работ он отмечает, что боги, будучи могущественными существами, могли бы искоренить все зло. А если не хотят этого сделать или не могут, значит, они слабы или их вовсе нет.

Концепция счастливой жизни

Главный раздел философии Эпикура — этика. Он верил, что популяризация утверждения об отсутствии высших сил, управляющих людьми, освободит людей от мистических заблуждений и страха смерти. Умирая, человек перестает ощущать, а значит, нет смысла бояться. Пока человек существует — смерти для него нет, когда он умрет — его личность перестанет существовать. Цель человеческой жизни — стремиться к удовольствию и отдаляться от страданий.

Для достижения этой цели этическая модель жизни Эпикура предполагает наслаждение через отказ от страдания. Человек нуждается в постоянном ощущении удовольствия — свободе от страхов, сомнений, и полной невозмутимости.

Истинный мудрец — это человек, осознавший, что страдание либо кратковременно (и его можно пережить) либо слишком сильно и приводит к смерти (в этом случае его бессмысленно бояться). Мудрец обретает истинное мужество и спокойствие. Он не гонится за славой и признанием, отказывается от суетных стремлений. Природа требует от человека соблюдения простых условий: есть, пить, находится в тепле. Эти условия просто исполнить, а стремиться к другим удовольствиям необязательно. Чем скромнее желания человека, тем легче ему стать счастливым.

Роль эпикурейства в философии античного периода

Значение эпикурейской философии отмечали не только его современники. Эпикур создал сплоченный союз единомышленников. До становления христианства последователи его школы сохраняли работы учителя в первозданном виде. Их можно приравнять к секте — почитание Эпикура быстро превратилось в культ. Единственным отличием от религиозных общин было отсутствие мистической составляющей. Среди эпикурейцев были распространены близкие доверительные отношения, но навязывание коммунизма порицалось. Принуждение к разделу имущества Эпикур считал препятствием для настоящей дружбы.

Философию Эпикура можно назвать завершением эпохи эллинизма — угасанием веры в будущее и страха перед ним. Его взгляды соответствовали духу исторического периода: из-за кризиса веры в богов политическая атмосфера была раскалена до предела. Философия Эпикура быстро обрела популярность — она давала людям возможность отдохнуть от происходящих в обществе изменений. Последователей идей философа становилось все больше, но с появлением христианства эпикурейство вместе со всей античной философией ушло в прошлое.

Каноника, как часть философии

В философствовании Эпикура физика не может существовать без каноники. Она определяет истину, без которой развитие людей, как разумных существ, невозможно.

Восприятие очевидно, истинно и всегда правильно отражает действительность. Оно берет образ предмета и с помощью систем органов чувств опознает его. Способность фантазировать этому не противоречит. Благодаря фантазии, человек может воссоздать реальность, которая ему не доступна. Поэтому для эпикурейца чувственное восприятие — основа познания. Убрать из процесса познания восприятие нельзя — оно помогает отделить истинное суждение от ложного.

Ложь утверждает некое суждение как действительность, но на самом деле оно не подтверждено восприятием. Согласно философу, ошибка происходит, когда человек соотносит восприятие не с той действительностью, которой он был порожден, а какой-нибудь другой. Ложь — результат домысливания, добавления к увиденному образу фантастического представления. Чтобы опровергнуть ошибку, нужно искать подтверждение фантазии в действительности. Если его нет — восприятие ложное.

Мнение Эпикура о роли языка, как формы передачи информации

Согласно взглядам Эпикура, язык создавался, как необходимость выражать чувственное впечатление от вещей. Названия вещам давались, исходя из индивидуальных особенностей восприятия. У каждого народа они были своими, поэтому языки формировались отдельно и были не похожи друг на друга.

Первобытные языки были малословными: слова использовали для обозначения бытовых предметов, действий и ощущений. Постепенное усложнение быта — главная причина развития языка. Появление новых предметов требовало изобретения новых слов. Иногда у разных народов появлялись похожие слова, имеющие разные значения, и создавали двусмысленности — амфиболии. Чтобы избегать подобных ситуаций, Эпикур предлагал руководствоваться договорным началом: каждый народ определяет значение слова своего языка и не переносит его на другие языки.

фото 864

Читайте также: