Опишите византийское общество и структуру ее государственной власти кратко

Обновлено: 02.07.2024

Византийская империя (395 - 1453) — это государство, сформировавшееся в 395 году в результате раздела Римской империи на восточную и западную части после смерти Феодосия I. Византия являлась единственной исторической, цивилизационной и культурной частью, оставшейся от Древнего Рима в эпоху Поздней Античности и Средневековья.

Государственная власть

Византия унаследовала от Римской империи монархическую форму правления во главе с императором. После перехода на греческий язык в VII веке, глава государства назывался автократор или василевс.

Сенат — это совещательный орган при императоре, занимавшийся обсуждением наиболее важных вопросов политики Византии.

Был при императоре и Государственный совет, который находился во главе центрального государственного управления и рассматривал законопроекты и осуществлял судебные функции по важнейшим уголовным делам, а также обсуждал текущие вопросы государственного управления.

К Высшим должностным лицам относились два префекта претория, префект столицы, квестор, начальник дворца, два комитета финансов и два магистра армии. Все они непосредственно подчинялись императору.

Византийская Империя состояла из префектур — Восток и Иллирик – во главе которых стояли префект претория и префект претория. В отдельную единицу выделялся Константинополь во главе с префектом Константинополя.

Долгое время сохранялась старая система государственного и финансового управления. В конце VI века начались существенные изменения. Реформы в основном связаны с обороной (административное деление на фемы) и греческой культурой (введение должностей стратега, логофета, друнгария). С X века распространяются феодальные принципы управления, что приводит к утверждению на престоле феодальной аристократии. До конца империи не прекращаются мятежи и борьба за трон.

Готовые работы на аналогичную тему

Двумя высшими должностными лицами армии были главнокомандующий пехоты и начальник конницы, позже должности были объединены. В столице были магистры пехоты и конницы. Также существовали магистр пехоты и конницы Иллирика, магистр пехоты и конницы Востока, магистр пехоты и конницы Фракии.

Константинополь с прилегающей сельской местностью до 100 миль представлял собой самостоятельную административную единицу. Главой города был префект столицы, по должности бывший председателем сената. Квестор был Председателем Государственного совета, ведая разработкой и рассылкой указов Императора и имевший судебную власть.

В VII веке произошло разделение чиновничества на 60 разрядов.

Византийские императоры

После падения Западной Римской империи в 476 году Восточная Римская империя существовала почти тысячу лет; позже в историографии она получила название Византия.

Для византийского правящего класса характерна мобильность. Человек из низов во все времена мог пробиться к власти. Он обладал возможность заслужить воинскую славу и сделать военную карьеру. Например, Михаил II Травл был наёмником, императором Львом V был приговорён к казни за мятеж, и казнь была отложена только из-за празднования Рождества; Василий I был крестьянином и объездчиком лошадей на службе у вельможи. Выходцем из крестьян был Роман I Лакапин, Михаил IV, прежде чем стать императором, был менялой.

Византийский император занимал вершину пирамиды византийского государственного аппарата и общества, выступая практически в любом вопросе в качестве последней инстанции. Идеологическое обоснование императорской власти восходит к Римской империи, дополнившись эллинистическими и христианскими концепциями. Ее источником являлась божественная воля, выраженная в аккламации сената, армии и народа. При отсутствии правовой определённости основаниями для занятия престола зачастую служили военные успехи, а отсутствие чёткого порядка престолонаследия приводило к попыткам узурпации власти, из которых многие оказывались успешны.

С VII—VIII веков изменение общественных условий привело к легитимизации передачи власти по рождению. Отношение к императору, как богоизбранному правителю, наделяло его уникальными привилегиями и полномочиями в церкви. Персонифицируя высшую законотворческую власть, император считался владельцем всей земельной собственности в империи и не был связан правовыми нормами. Византийцы часто восставали и свергали против императоров, а реальная императорская власть была небесспорна, мало кто оспаривал идею императорской власти, основой которой были профессиональная армия, бюрократический аппарат, способность эффективно собирать средства. Всё это скрепляла идеологическая пропаганда, благодаря которой император воплощал в себе центральный образ византийской ментальности и патриотизма.

Обособление императоров от подданных их уединением во дворце, где они вели подчинённую строгим церемониям и ритуалам жизнь, восходящую к древнеримскому императорскому культу, использованию в одежде золота и пурпура, сакральному статусу.

По подсчётам Г. Острогорского, в 324-1453 годах Византией правили 88 императоров. При этом в византийской истории случались периоды смуты, когда смена власти происходила чрезвычайно часто — 7 императоров в 695-717 годах, 5 императоров в 797—820 годах, 7 императоров в 1055—1081 годах, 6 в 1180-1204 год. Из династий, занимавших престол Византийской империи, наиболее продолжительным оказалось царствование Палеологов, правивших в 1259—1453 годах.

При императоре создавался совещательный орган – сенат (синклит), который обсуждал важнейшие вопросы внутренней и внешней политики Византии, рассматривал законопроекты, осуществлял судебные функции по важнейшим уголовным делам Государственный совет (консисторий) – другой совещательный орган при императоре, стоявший во главе центрального государственного управления в Византийской империи. Консисторий регулярно обсуждал все текущие вопросы государственного управления, осуществлял некоторые судебные функции Высшие должностные лица империи – подчинявшиеся императорам два префекта претория, префект столицы, начальник дворца, квестор, два комитета финансов и два магистра армии.

Константинополь с прилегающей к нему сельской местностью до 100 миль составлял самостоятельную имперскую административную единицу. Во главе города стоял префект (эпарх) столицы, являвшийся по должности председателем сената. Квестор являлся председателем Государственного совета, ведал разработкой и рассылкой императорских указов, обладал судебной властью. Во главе армии – два магистра. Один командовал пехотой, другой – кавалерией В VII в. все византийское чиновничество было разделено на 60 разрядов или чинов. Лица, занимавшие высшие государственные должности, – логофеты.

Административное деление. Вся страна делилась на две префектуры. Префектуры делились на семь диоцезов, в каждом из которых было по 50 провинций. Первоначально гражданская власть отделена от военной, но в VI в. правительство в некоторых пограничных областях объединило в одних руках военно-гражданскую власть. В VII в. в связи с военной угрозой правительство перевело на военное положение многие пограничные провинции и передало управление ими военным начальникам. Возникла новая система местного управления – фемный строй Фема – военный округ, на территории которого были расквартированы войска. Во главе фемы стоял командующий войсками – стратиг.

Высшим судебным органом был императорский суд, который рассматривал дела о государственных преступлениях (восстаниях и заговорах против императора). Этот суд был также высшей апелляционной инстанцией. Судебные функции осуществлял Государственный совет по делам о государственных преступлениях и преступлениях высших должностных лиц. Высшим церковным судом являлся суд константинопольского патриарха. Церковные суды рассматривали дела о преступлениях духовенства, а также о преступлениях против религии, брака и нравственности, совершенных лицами, не принадлежащими к духовенству.

Аграрный строй Византии в IV—VI вв.

Аграрный строй Византии в IV—VI вв. Византийская империя включила области с разнообразными природно-климатическими условиями. Мягкий, местами субтропический климат прибрежных районов постепенно переходил в континентальный климат внутренних областей. Горный рельеф

Государственный строй

Государственный строй На основании трактата Чжоу-ли можно изучить систему государственного строя периода династии Чжоу.В обширном древнекитайском государстве этого периода постепенно образуется сложный бюрократический аппарат, управляющий всей страной от имени

Государственный строй

Государственный строй Рабовладельческое государство Шан (Инь) за достаточно долгий период своего существования пережило значительные изменения. На самом раннем этапе оно сохраняло пережитки родоплеменной военной демократии, о чем свидетельствует существование в то

2.7. Государственный строй

2.7. Государственный строй Киевская Русь сложилась в форме раннефеодальной монархии. На вершине государственной власти стоял Великий князь. К органам власти относились также боярский совет (совет при князе), вече.Великий князь. Им мог быть только член семьи Владимира

3.4. Государственный строй

3.4. Государственный строй Органами власти в Галицко-Волынском княжестве были князь, боярский совет и вече, но их роль в жизни государства была несколько иной, чем в Киевской Руси.Князю, который стоял во главе государства, формально принадлежала верховная власть. Он мог

4.5. Государственный строй

4.5. Государственный строй Присоединение украинских и белорусских земель к Литве существенно повлияло на структуру ее государственной власти, которая во многих отношениях копировала систему государственных органов Киевской Руси.Во главе Литовско-Русского государства

6.4. Государственный строй

6.4. Государственный строй Освободительная война 1648—1654 гг. свидетельствовала о пробуждении украинской нации, ее стремлении к самостоятельной жизни, к возрождению национальной государственности. Эта государственность охватывает, как правило, всю или часть

7.3. Государственный строй

7.3. Государственный строй В то время когда заключался украинско-московский договор 1654 г., Украина была независимой и имела все признаки, присущие государству: территорию, которая была государственно организованной; население, признававшее только власть гетмана;

8.3. Государственный строй

8.3. Государственный строй Имперская политика определяла систему государственного управления и изменения, которые происходили в ней в течение XIX — начала XX в. Так, тенденция усиления полицейско-бюрократической системы привела к ликвидации даже упоминаний об автономии

12.2. Государственный строй

12.2. Государственный строй Процесс формирования высших органов власти и управления в западноукраинских землях был тождественным такому же процессу в Великой Украине. Эволюционный путь Центральной Рады от общественно-политического органа к парламенту повторила

14.3. Государственный строй

14.3. Государственный строй Изменения в государственном строе УССР были связаны прежде всего с тенденцией к объединению экономических, политических, военных усилий советских республик. Следует подчеркнуть, что инициатива такого объединения исходила из центра, от

15.2. Государственный строй

15.2. Государственный строй В 30-е годы в развитии политической системы произошли коренные изменения. Овладев аппаратом власти, И. Сталин и его сторонники создали такую государственную организацию, которая лишала рабочий класс и основную часть рядовых членов партии

16.3. Государственный строй

16.3. Государственный строй Анализ государственного строя в рассматриваемый период включает в себя характеристику Украинского самостоятельного государства, которое было провозглашено в июне 1941 г. во Львове, характеристику немецкого и румынского оккупационных режимов и

18.2. Государственный строй

18.2. Государственный строй Формирование неототалитарного режима нуждалось в установлении более жесткого контроля партийных структур над органами власти и управления. Этот процесс был завершен принятием Конституции СССР 1977 г. и соответствующих конституций союзных

19.2. Государственный строй

19.2. Государственный строй Политика перестройки нуждалась в реформировании государственного аппарата как в центре, так и на местах.В марте 1990 г. в СССР был введен институт президентства, что подтвердило намерение М. Горбачева воплотить на практике государственного

20.2. Государственный строй

20.2. Государственный строй После провозглашения независимости Украина сформировалась как парламентско-президентская республика. К тому времени Президент Украины был главой государства и главой исполнительной власти. Статус Украины уже как президентско-парламентской

Верховная власть в Византийской империи принадлежала василевсу, окру­жённому почестями и роскошью. Однако удержаться на троне в Византии было нелегко: большинство императоров теряли власть в результате заговоров и мятежей. Если заговорщики побеждали, их не судили. За 1122 года существования империи в ней сменилось 90 василевсов, то есть продолжительность правления каждого в среднем составляла 12-13 лет.

Иногда император сзывал сенат (синклит), состоящий из высших светских и духовных сановников. Членов синклита была тысяча, но собирались только самые главные, жившие в столице.

Для выполнения военных или гражданских обязанностей император назначал доверенного чиновника и присваивал ему почетный титул. Каждому носителю титула, кроме платы, предоставлялась руга определённая ежегодная сумма денег и парадная одежда. Титулы не наследовались.

С VII в. вся территория Византийской империи была разделена на военные округи — фемы. Тут селились воины, которые получали участки земли за службу. В мирное время они обрабатывали землю, а в случае войны отправлялись в поход со своим оружием и лошадьми. Фемами управляли военачальники фемных войск стратиги, впоследствии гражданская власть была передана преторам (судьям).


Византийский государственный аппарат страдал от многих болезней, присущих бюрократии, и прежде всего — от коррупции и взяточничества.

Император Михаил III назначает Василия Македонянина соправителем

Император Михаил III назначает Василия Македонянина соправителем

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня разговор пойдет о власти. Тема эта интересует многих и всегда вызывает бурные споры. А какова была природа власти в византийском государстве? И что это за явление – власть византийского императора?

Такая разная власть

Начнем с предыстории. Как известно, античность довольно подробно разрабатывала учение о власти. В классических трудах Аристотеля, Платона и других авторов нарисована картина, с которой до сих пор знакомят в наших высших учебных заведениях. Власть существует в трех основных разновидностях: власть одного, власть нескольких и власть всех – то есть монархия, олигархия, или аристократия, и демократия. Во всех этих трех разновидностях Аристотель предложил выделять еще позитивную и негативную фазы: если власть монархии вырождается, она становится тиранической; если власть аристократии вырождается, она становится олигархической; если вырождается демократия, она превращается в охлократию. Человечество с тех пор не придумало ничего нового, и на протяжении 2000 лет после Рождества Христова развиваются в разных вариациях именно эти три основные формы, которые, в зависимости от нравственности того или иного общества, могут быть как позитивными, так и негативными.

Конечно, необходимо отдать должное Римскому государству. Наверное, не будет преувеличением сказать, что Римская империя создала одну из самых совершенных моделей политического устройства, одну из самых лучших и эффективных форм власти, какая только возможна на земле.

Рим: император по… доверию

Император Август

Император Август

Основой власти Августа был его личный авторитет, и это очень важно. Фактически ему удалось сохранить некую иллюзию республики, но республики, которая обрела лидера – лидера, прежде всего, народного и военного. Император – это именно военная ипостась этого лидерства, и римские принцепсы нам известны именно как императоры, потому что они возглавляли самую мощную в мире армию. Но для гражданского общества они были, прежде всего, лидерами народа, и одна из ключевых их магистратур, если угодно, – это трибунская власть. Трибунскую власть могли иметь только люди благородного происхождения, то есть патриции, но у императора была именно власть, а не сам этот титул трибуна, и они были своего рода народными лидерами, вождями, которые фактически олицетворяли собою populus Romanus. И один из ключевых, основополагающих законов Римской империи как раз гласит, что принцепс – это человек, которому римский народ доверил свою власть.

Принцепс (император) – это человек, которому римский народ доверил свою власть

Очень важно здесь, как бы мы сказали сейчас, конституционное признание, что носителем власти в Римском государстве является народ, а принцепс, император – это тот человек, которому народ эту власть передает на определенных условиях. И условия эти таковы, что император должен заботиться, прежде всего, о безопасности государства, о соблюдении законности, и в то же время, поскольку это языческая империя, в которой большую роль играет религиозное представление о власти, он должен обеспечивать, выполнять еще и религиозные функции вождя, то есть связь с богами. Не случайно все римские принцепсы, начиная с Августа, были одновременно и верховными жрецами, и Римское государство в значительной степени было связано именно этим религиозным стержнем. Но, поскольку языческая религия не знает понятия духовности, а основана именно на понимании закона, то по мере вырождения идеалов нравственности, по мере исчезновения традиций, связанных с национальными, именно римскими категориями добродетели – империя становилась все больше, всё более многонациональной, на престол часто восходили люди, чуждые римской традиции, – к концу III века империя оказалась в глубочайшем кризисе.

Византия: новая демократия

Святой равноапостольный царь Константин

Святой равноапостольный царь Константин

Стержень империи – христианство


Именно Церковь создает ту внутреннюю структуру, которая дает возможность переживать тяжелейшие политические кризисы

И второй момент – это религиозный компонент организации общественного устройства: структура управления и социальная организация общества не ограничивалась властью. Вот это очень существенный момент для понимания природы византийского политического устройства: оно немыслимо вне религиозного стержня. Именно религия, именно Церковь создает ту тонкую внутреннюю структуру, которая дает возможность переживать тяжелейшие политические кризисы, сотрясавшие время от времени империю.

Христианская модель мирского устройства оказалась на удивление жизнеспособной. Гораздо более жизнеспособной, чем языческая ее предтеча – древнеримская языческая модель, поскольку даже статистика показывает, что в языческом Риме большинство императоров погибали, и любые конфликты, связанные с передачей власти, вырождались в тяжелейшие гражданские войны, так что государство часто рассыпалось на части.

Христианская Церковь, христианская сеть, которую Константин Великий внедрил, с помощью опеки государства создала очень мощный механизм противодействия этим тенденциям распада, и в дальнейшем, при серьезной политической нестабильности, при переворотах, многочисленных конфликтах, связанных с передачей власти, Византия не знала таких катастрофических гражданских войн, какие были обычным делом в языческом Риме. И большинство византийских императоров заканчивали свою жизнь не от ножа убийцы или яда; в крайнем случае – в монастыре или где-нибудь в тюрьме. Но сам вопрос об убийстве императора представлялся уже как нечто недопустимое.

Да здравствует деревня!

Самое важное, что империя не ограничивалась высшей властью императора или командованием армией. Римская империя с самого начала возникла как некая надстройка над огромным, пестрым и разнообразным полем муниципальных структур низшего уровня. Если угодно, это можно назвать, как сделал в свое время Т. Моммзен, огромным политическим союзом разнородных и многообразных политических организмов, скрепленных железным обручем римской армии и римского законодательного механизма во главе с императором. Но на местах, в разных городах, жизнь протекала так, как она протекала столетиями до римского завоевания, и огромную роль играло самоуправление. Эти традиции впоследствии были трансформированы и потеряли свою античную форму, привычную для IV–V веков, но, тем не менее, традиции самоуправления были очень сильны в византийской системе власти. Государство, правда, стало в значительной степени деурбанизированным, то есть из городской, по преимуществу урбанистической, страны Римская империя позднего времени стала в основном страной крестьянской, но именно на этом крестьянском, сельском уровне и развивалось очень интенсивно самоуправление византийских общин. Фактически именно на них держалась византийская армия, на этих сельских обществах, и когда возникала потребность давать отпор врагу, именно самоорганизация крестьянского населения, естественно под руководством центральных властей, создавала ту удивительную, свойственную именно Византии армию, которая, с одной стороны, была фактически бесплатной для государства, а с другой – была очень эффективна, потому что люди защищали свою родину.

Нечто похожее было в свое время и у нас в России, когда во времена Московской Руси и в XVII веке, да отчасти и в XVIII-м, Россия представляла собой удивительную картину: под скипетром монарха, под железной рукою императора или царя существовали тысячи крестьянских общин, в которых действовало самоуправление. Как иногда говорят, сотни тысяч крестьянских республик уживались под властью одного монарха.

Соединение жесткой монархической вертикали и горизонтали самоуправления обеспечивало государству выживаемость

И именно такая структура – соединение жесткой монархической вертикали и горизонтали самоуправления – обеспечивала государству выживаемость в самых сложных условиях.

Византия тоже обладала этим удивительным качеством, которое приводило к регенерации империи в случае, например, внешнего вторжения, как это произошло в 1204 году, когда взятие Константинополя крестоносцами привело фактически к гибели центрального аппарата власти, к разрушению системы имперской администрации. Тем не менее, на местах оставалась власть народных общин в деревне и аристократии в городах. И очень быстро империя воссоздала свою структуру. Причем она оказалась даже еще более здоровой, чем классическая имперская, потому что гораздо меньше ресурсов уходило на содержание центрального аппарата, гораздо больше самостоятельности получали на местах правители и предводители народных дружин, и византийское войско стало более эффективным.

Слабое звено


Поэтому тот период, который начался в XII веке, византийскими историками, специалистами по каноническому праву оценивался как отступление от классических традиций государственной власти, как предательство дела святого Константина и последующих императоров, вплоть до Василия II Болгаробойцы, который считался самым великим и в то же время последним в плеяде государей, умевших поддерживать жесткую вертикаль власти и широкое поле гражданского самоуправления, основанного на крестьянской собственности на землю.

Читайте также: