Атеизм и деизм французских представителей кратко

Обновлено: 04.07.2024

В историю XVIII в. вошел как эпоха Просвещения. Для этой эпохи характерен девиз:"все должно предстать перед судом разума!". Исходные идеи эпохи Просвещения - культ науки и прогресс человечества. Все труды деятелей Просвещения пронизаны идеей апологии Разума, его светоносной силы, пронизывающей мглу и хаос. Просветители заботились о распространении просвещения среди народных масс. Они боролись за то, чтобы в обществе не было пропасти между бедными и богатыми. В качестве идеала они выдвигали принцип равенства как требование здравого смысла. Выдающимися философами эпохи Просвещения во Франции являются Вольтер- один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века, поэт, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро- французский писатель, философ-просветитель, Гольбах- французский философ немецкого происхождения, писатель, энциклопедист, просветитель.

Дидро - знаменитый мыслитель. Характерная черта его политического мировоззрения - остро выраженный демократизм.Дидро высказал мысль, согласно которой от молекулы до человека тянется цепь существ, переходящих от состояния живого оцепенения до состояния максимального расцвета разума.Специфическими особенностями жизни являются раздражимость и чувствительность, говорил Дидро, уделявший большое внимание биологическим проблемам. Дидро утверждал, что душа - продукт единства организма, его целостности.

Гольбах - французский философ-материалист. Главное его сочинение "Система природы" - "эта библия материализма". Здесь Гольбах сводит все душевные качества к деятельности тела; это приводит к отрицанию свободы воли и идеи совершенствования. Добродетель, по Гольбаху, есть деятельность, направленная на пользу людей как членов общества, она вытекает из чувства самосохранения. Счастье заключается в удовольствии. Согласно Гольбаху, материя существует сама по себе. Все материальные тела состоят из атомов. Он упрощенно трактовал процесс познания, хотя ранее так много гениального было уже сказано на этот счет.

19. Атеизм и деизм французского Просвещения как проявления свободомыслия эпохи.

Атеи́зм — отрицание веры в существование богов.

Деи́зм — религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений, божественное откровение и религиозный догматизм. Большинство деистов полагают, что Бог после сотворения мира не вмешивается в течение событий; другие деисты считают, что Бог все же влияет на события, но не контролирует их полностью.

В историю XVIII в. вошел как эпоха Просвещения. Выдающимися философами эпохи Просвещения во Франции являются Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро-французский писатель, философ-просветитель, Гольбах - французский философ-материалисти.

Вольтер -один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века, признавал необходимость веры в Бога как перводвигателя Вселенной. Конечную причину движения сущего, мышление и вообще душевные явления Вольтер считал проявлением божественной силы. В этом он испытывал неотразимую силу влияния учения Ньютона. Вольтер не допускал самой возможности существования общества вне веры в Бога, и категорически возражал против идеи Бейля относительно общества, состоящего только из атеистов. Вольтер резко критиковал феодальный режим с его чудовищными злоупотреблениями. Он не уставал в своем призыве к активной деятельности с целью уничтожения всех форм варварства и дикости феодальных злоупотреблений.

Жан Жак Руссо - один из самых выдающихся мыслителей эпохи Просвещения. Веря в существование Бога и признавая бессмертие души, Руссо утверждал, что материя и дух суть два извечно существующих начала. В вопросах теории дознания он придерживался идей сенсуализма, хотя и был сторонником врожденности нравственных идей. Руссо подвергал резкой критике феодально-сословные отношения и деспотический политический режим.Он смело восстал против современной ему цивилизации как цивилизации неравенства. Его негодование было направлено против такой культуры, которая оторвана от народа и которая освящает общественное неравенство. Руссо различал два вида неравенства: физическое, проистекающее из разницы в возрасте, здоровье, даровании и т.п., и политическое, выражающееся в различных привилегиях. Этому Руссо противопоставлял простоту и "невинность" первобытных людей. Между Руссо и Вольтером происходили острые споры. Вольтер был в корне не согласен с идеей Руссо о том, что идеалы пребывают в далеком прошлом.

Обзор философии эпохи Просвещения во Франции: понятие просвещения и философии; три основных направления (деистическое; атеистическо-материалистическое; утопическо-социалистическое (коммунистическое); французские просветители – приверженцы разных идей.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 18.02.2014
Размер файла 25,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Философия французского Просвещения

Просвещение - это важное явление в интеллектуальной жизни разных европейских государств XVIII в. (прежде всего Франция, Германия и др.)

Франция второй половины XVIII в. характеризовалась интенсивным развитием капитализма, обострением социальных противоречий. Она стояла накануне буржуазной революции, которая и свершилась в 1789 году. В обществе вызревала потребность философского осмысления сложившейся социально-политической ситуации и поиска идеала общественного устройства. Роль просветителей взяли на себя идеологи, появившиеся в ходе подготовки и свершения революции. Небольшая группа литераторов и философов поставила задачу - в рамках одного мировоззрения дать ответ на многочисленные вопросы, мучившие все слои французского общества, главный из которых - понимание того, каковыми должны стать новые отношения, чтобы человек был счастливыми.

Можно выделить два крыла просветителей: старшее и младшее. К первому относят Вольтера, Монтескье, Кондильяка, по второму - Ламетри, Руссо, Дидро, Гельвеция, Гольбаха. Первые по своим философским взглядам - еще непоследовательные материалисты и деисты, вторые - убежденные материалисты и атеисты.

В борьбе за умы людей просветители на первый план ставили науку. Популяризация научных достижений была одной из их главных задач. Само представление просветителей о том, кто такой философ, включает подобную популяризацию. Философ - это не столько человек, который создает новое знание, сколько тот, кто его распространяет, делает его доступным для возможно более широкого круга людей.

Одной из важнейших специфических черт философии Просвещения в сравнении с европейской философией XVII столетия и была ориентация на педагогику. Проблемы воспитания нового человека, т.е. человека, вполне совпадающего со своей природой, были в центре внимания всех просветителей, но в особенности у Гельвеция и Руссо. На первый план вышла коммуникативная, т.е. обеспечивающая передачу мысли от одного индивида к другому, составляющая философии. Важным оказалось не только то, что сказано, но и как сказано. Философия предстала важнейшим инструментом общения между людьми, а значит, и условием их единства. Философия, оказывалась ответственной за состояние общества. Для изменения общества сделалось необходимым философское образование, которое, в свою очередь, стало важнейшей предпосылкой всякого образования в обществе.

Французское Просвещение отличалось наиболее радикальными взглядами по всем вопросам политического и социального характера. Французские мыслители создавали учения, отрицающие частную собственность (Руссо, Мабли, Морелли), отстаивающие атеистические воззрения (Дидро, Гельвеций, П.А. Гольбах). Именно Франция, на столетие ставшая центром просветительской мысли, способствовала быстрому распространению передовых идей в Европе - от Испании до России и Северной Америки. Этими идеями вдохновлялись и идеологи Великой французской революции, коренным образом изменившей социальную и политическую структуру Франции.

В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления:

1. Деизм - направление в философии, сторонники которого:

* отвергали идею личного Бога;

* не соглашались с отождествлением Бога и Природы (пантеизмом);

* видели в Боге первоначало, причину всего сущего (но не более);

* отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей, Его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после его сотворения.

К деистическому направлению принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.

2. Другим возможным направлением философии французского Просвещения было атеистическо-материалистическое.

Атеисты отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических и естественно-научных позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму.

Представителями атеистическо-материалистической философии были Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.

3. Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление в философии французского Просвещения начало формироваться еще в середине XVIII в., но особое распространение получило во время Великой французской революции 1789 - 1794 гг. и после ее завершения.

К числу французских социалистов-утопистов (коммунистов) принадлежали Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон.

Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.

Философы деистического Французского Просвещения: Вольтер, Ж.-Ж. Руссо и Монтескье

Деизм - направление в философии, сторонники которого допускали существование Бога только как первопричины, Творца всего сущего, однако отвергали Его какое-либо последующее влияние на окружающий мир, человека, ход истории, выступали как против персонификации Бога (наделения Его личностными чертами), так и против отождествления Бога с природой (пантеизма).

Одним из самых выдающихся представителей Просвещения был Жан-Жак Руссо (1712-1778). Он подвергал резкой критике цивилизацию, культуру, науку, искусство, литературу XVIII в. Доказывал, что именно они привели к упадку нравов общества, нравственности людей. Восхищался простотой природы, величием добродетелей античных греков. Вернуться к природе, по его мнению, значит отказаться от искусственности, которая слишком пронизывает всю современную цивилизацию. Свобода и равенство - вот цель Ж.-Ж. Руссо. Ж.-Ж. Руссо в сущности отвергает частную собственность. Государство по отношению к своим гражданам является хозяином всего их имущества.

Философы атеистическо-материалистического Французского Просвещения: Ж. Мелье, Дени Дидро, Д'Аламбер, Ламетри, Поль Гольбах, Клод Гельвеций

Атеизм - направление в философии, сторонники которого полностью отрицают существование Бога в каких-либо его проявлениях, а также религию.

Материализм - направление в философии, не признающее самостоятельного идеального (духовного) начала в сотворении и бытии окружающего мира и объясняющее окружающий мир, его явления, человека с точки зрения естественных наук.

Атеистическо-материалистическая философия была распространена во Франции XVIII в., накануне и во время Великой французской революции.

В целом влияние Гельвеция на современников было огромным. Его работы, запрещенные во Франции, выходили большими тиражами за границей и переводились на многие европейские языки. Деятельность человеческого сознания (ума) Гельвеции характеризовал с позиций материалистического сенсуализма.

Значение деятельности французских философов атеистическо-материалистического направления для философии и для общества в целом в том, что они:

* четко выделили два ведущих философских направления - материализм и идеализм ("линию Демокрита" и "линию Платона");

* освободили философию от многих религиозных предрассудков;

* дали более реалистическое определение субстанции - материя;

* выдвинули идею (распространенную в настоящее время) о сознании как свойстве материи отражать саму себя;

* подвергли критике доопытное, сверхчувственное ("чистое") знание;

* обосновали и распространили теорию материалистического сенсуализма (в основе познания лежат чувственные ощущения);

* выдвинули идею о том, что все единичные вещи являются различными комбинациями микрочастиц;

* обратили внимание на движение не как на сверхъестественное явление, а как на свойство материи;

* обосновали идеи социальной справедливости;

* идеологически подготовили Великую французскую революцию.

Философы утопическо-социалистического Французского просвещения: Габриэмль Бонном де Маблим,Э.-Г. Морелли, Г. Бабер, Р. Оуэн, Сен-Симон

Габриэль Мабли (1709 - 1785) - философ, историк, писатель (брат Кондильяка), один из зачинателей социалистическо-утопического направления в философии Франции:

* подвергал суровой критике философию Просвещения в целом (называл свое время "веком болтовни и парадоксов");

* отвергал и материализм, и деизм;

* считал, что атеисты, материалисты, деисты слишком схематично, механически подходят к изучению окружающего мира и человека, убивают душу народа, практически не уделяют никакого внимания морали;

* главным назначением философии считал распространение морали и нравственности;

* считал, что сама природа человека заставляет его жить сообща с другими людьми - в обществе;

* был сторонником идеи о том, что причиной гибели первобытного коммунизма, "золотого века человечества", а также причиной всех несчастий и противоречий в обществе явилось возникновение частной собственности и разделение людей на классы;

* идеалом общества видел первобытнообщинный коммунизм, призывал возвратиться к обществу без частной собственности, без деления на классы, без оторванной от народа власти, где торжествовали бы равенство, справедливость, братство людей;

* одновременно считал, что его идеалы неосуществимы на практике, частная собственность вечна и неуничтожима, классовое разделение будет всегда, а народ не сможет подняться на восстание в силу своей забитости, а даже если и свергнет существующий строй, то в силу человеческой природы, страстей, стремлению к наживе и т. д. не сумеет удержаться в рамках коммунизма.

Франсуа Бабеф (псевдоним - Гракх Бабеф) (1760 - 1797) считается первым коммунистом-теоретиком и практиком. Он:

* решительно отвергал все философские теории, которые, по его мнению, носили половинчатый характер и не имели целью принесение народу счастья;

* подвергал жесткой критике существующее общество и государство;

* главным социальным злом видел возникновение частной собственности разделение общества на противоположные классы - богатых и бедных;

* считал лучшим и практически осуществимым общество, где нет классового деления, частной собственности, вся земля разделена поровну между теми, кто на ней работает, где существует полное экономическое и политическое равенство, совместный труд и всеобщее, равномерное, государственное распределение произведенного всем обществом продукта между всеми его членами;

Клод Сен-Симон (1760 - 1825) продолжил традицию утопического социализма во Франции. Он:

* близко подошел к диалектическому пониманию мира (единство и борьба противоположностей);

* выдвинул теорию социальной физиологии, в которой рассматривал общество как целостный организм;

* в качестве определяющей, базовой сферы жизни общества видел экономику (экономика, производственные отношения определяют все - политику, социальные отношения, мировоззрение) - экономический детерминизм;

* выдвинул идею о том, что в зависимости от развития экономики и производственных отношений общество в своем развитии переходит от низших форм к высшим, от одной ступени - к другой (что было зачатком будущей теории общественно-экономических формаций К. Маркса);

* целью философии видел создание лучшего, разумного общества;

* лучшее общество, по Сен-Симону, то, которое предоставляет его членам максимум возможностей для удовлетворения потребностей;

Роберт Оуэн (14 мая 1771- 17 ноября 1858) - английский социалист, один из первых социальных реформаторов XIX века.

Социально-философские основы воспитания:

· отрицал принцип свободы воли.

· человек - продукт среды. Р. Оуэн опирался на близкую философии Просвещения идею о решающем воздействии внешней среды на характер человека.

· во всех недостатках современных людей виновата социальная среда, т.е. капитализм, являющийся источником всех социальных бедствий.

· надо заменить капитализм социализмом.

· доказывал, что основной причиной общественного зла является невежество людей. Общественные противоречия можно устранить путём распространения знаний, внедрения истины.

деистическое материалистическое утопическое просвещение

Список литературы

1. Блауберг И. И. Э. Брейе и М.Геру: два подхода к истории философии // История философии. М., 2008. № 13.

2. Блауберг И. И. История философии и философия истории Анри Гуйе. // История философии№ 17. М., 2012. - С.63-82. ISSN 2074-5869

3. Мареева Е. В. Ж. Делёз как историк философии // Вопросы философии.- М., 2003.- № 8. - С.157-169.

4. Руткевич А. М. Как становится историками философии во Франции // Историко-философский ежегодник '87. М., 1987. С. 286-298.

5. Уманская Т. А. Историко-философские исследования во Франции (По материалам журнальных публикаций 1985-1986).// Историко-философский ежегодник '87. М., 1987. С. 299-313.

6. Философия науки / Под ред. С.А. Лебедева. М., 2004.
Ястребцева А. В. Ж. Л. Марион как феноменолог и историк философии // Философские науки. 2010. № 7. С. 40-49.

Подобные документы

Философия французского Просвещения: общая характеристика и основные проблемы и отличительные черты. Анализ концепций человека и общества в трудах выдающихся мыслителей эпохи Просвещения. Описание социально-философского значения французского Просвещения.

контрольная работа [26,7 K], добавлен 18.11.2010

Важнейшие новации эпохи Просвещения, яркие представители науки данного периода и направления их деятельности, значение в мировой истории. Английские просветители: Дж. Беркли, Дж. Толанд, Э. Сведенборг, их достижения и роль в философии, литературе.

реферат [16,6 K], добавлен 09.03.2012

Культурно–исторические предпосылки и ключевые идеи просветительской философии. Проблематика философии Франции в эпоху Просвещения в воззрениях Ф. Вольтера и Ж.-Ж. Руссо. Французский материализм: учение о природе, теория познания и атеистические взгляды.

реферат [36,6 K], добавлен 29.06.2010

Философия эпохи Просвещения. Рационализм как умонастроение и методология эпохи Просвещения. Механистический материализм и сенсуализм в философии эпохи Просвещения. Анализ просветительских концепций воспитания. Философия Руссо. Философские воззрения Локка.

курсовая работа [40,6 K], добавлен 28.06.2012

Общая характеристика и основные проблемы философии французского Просвещения, ее антиклерикальная направленность. Деизм как учение свободомыслия против религиозного фанатизма и христианской церкви. Концепции человека и общества в трудах мыслителей эпохи.

курсовая работа [39,8 K], добавлен 11.03.2011

Рассмотрение особенностей эпохи Просвещения во Франции и Англии. Ознакомление с основными трудами философов-родоначальников просветительских идей (Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Р. Декарта, Дж. Локка). Становление культа науки, разума; прогресс человечества.

реферат [50,3 K], добавлен 08.04.2015

Характеристика и отличительные особенности развития белорусской философии в эпоху Просвещения. Влияние идей Просвещения на деятельность легальных и тайных обществ Белоруссии. Биографии и анализ философских идеи Бенедикта Добшевича и Анджея Снядецкого.

18 в. осн. особенность культ разума, т.е. чел должен опираться на разум и здравый смысл.

2 направления: Деизм, Атеизм.

Деизм- сторонники не соглашались с отождествлением бога и природы, но и не отвергали существование бога. Согласно деизму бог есть, он создал мир, но он не вмешивается в законы природы и в судьбы людей.

Вольтер пытался обосновать идею равенства всех перед законом. По его мнению закон превыше всего, ему должны подчиниться все от крестьян до монарха. Выступав против деления общества на сословия и против сословных привилегий. В обществе должны быть бедные и богатые, так было и будет.

Руссо, рассуждает о неравенстве в обществе. 3 ступени неравенства:

4. Естественная (связана с физ. различиями)

5. Имущественная (богатый, бедный)

6. Политическая( деление общ-ва на властвующих и подвластных)

С возникновением г-ва возникает имущественное и политическое неравенства. Высшей ступенью неравенства явл. диспотия, т.е. неограниченная власть одного чел- современное ему г-во.

Атеизм- отвергали идею существования бога, объясняли происхождение мира с материальной и естественно-научной позиций.

Дедро идея того, что окр. мир не творение бога, а результат длительных и постепенный изменений. Признавал материю единственной субстанцией. Схожие взгляды имели Гельвецкий и Гольбах. Осн. идеи:

1. Борьба с религиозными предрассудками.

2. Признание метерии субстанцией.

3. Идея соц. справедливости.

Беркле субъективный идеализм (первично сознание конкретного чел). Осн. идеи:

1. Понятие материи ложно

2. Единой материи нет

3. Единственная реальность- это сознание чел.

Ф-ия Канта.

1.Докритическая фил-ия Канта

В течении этого периода интерес Канта был направлен на проблемы естествознания и природы. Он уделил большое внимание проблеме развития. Выводы Канта:

1. Солнечная система возникла из большого облака разряженных в космосе частиц материи.

2. Природа имеет свою историю во времени(начало и конец).

3. Природа находиться в постоянном изменении и развитии.

4. Движение и покой относительны.

5. Все живое на земле- это результат эволюции.

Рассм. вопросы деятельности разума, познания, логики, этики. 3 произведения: критика практического разума, критика чистого разума, критика способности суждения.

В книге критика чистого разума Кант отстаивает идею агностицизма, т.е. идею не возможности познания окр. мира. Выдвигает гипотезу согласно кот причиной трудностей при познании явл. чел, а точнее его разум. Познавательные способности чел. разума ограничены, т.е. разум не может вместить всего. 4 антиномии(противоречия):

1. Ограниченность пространства. Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве или мир имеет начало во времени и безграничен в пространстве.

2. Простое и сложное. Существуют только простые элементы и то что состоит из них или в мире нет ничего простого.

3. Случайность и причинность. Существ. не только причинность, но и случайности или случайностей не существ., а всё причинно обусловлено и предопределено.

4. Есть ли Бог. Есть или нет.

Классифицирует знание и выделяет 3 его разновидности:

1. Априорное знании, доопотное т.е. то кот. существ. в разуме изначально.

2. Апостериорное знание, то кот. чел получает в результате опыта.

3. “Вещь в себе”. Это внутренняя сущность вещи, кот. не когда не будет познана разумом.

Работа “критика практического разума”

Гл. вопросы: Какой должна быть мораль? Что есть моральное поведение?

Формирует моральный закон, кот. имеет высший характер. По его мнению поведение чел независимо от внеш. Условий и подчиняется только моральному закону. В наст. Время его закон понимают так:

1.Человек должен действовать так, чтобы его поступки могли быть образцом для всех.

2.Чел должен относиться к другому, только как к цели, а не как к средству.

Ф-ия Гегеля.

Закон Арестотеля о том, что два противоречащих суждения не могут быть одновременно верны по отношению к одному и тому же предмету, Пр: потолок белый, черный)

Гегель пересматривает этот заеон считает, что доля истины мб в каждом противоречащем суждении. Пр: Господин Х хороший и плохой. Новая логика разработанная Гегелем- получила название деалектической.

Вольтер – один из псевдонимов Франсуа Мари Аруэ – выдающегося философа и писателя, одного из основателей французского Просвещения. Он первым наиболее ярко поставил проблемы философии эпохи Просвещения. Все его творчество посвящено общественной борьбе с феодальным деспотизмом и угнетением, с официальной религией – духовной опорой несправедливого и бесчеловечного общества, за равенство, свободу и братство, за общественный прогресс во всех областях культуры на основе широкого использования разума.

Социально-политические взгляды

Критика религии и церкви

Но обличение Вольтером религиозного фанатизма неотделимо от утверждения принципа свободы вероисповедания. Важнейшую задачу философии он видел в борьбе за преодоление национальной вражды, людей разных вероисповеданий призывал к братскому единению, самым большим злом считал войну.

Деизм

Социальная природа человека и мораль

Читайте также: