Проповедь 9 неделя по пятидесятнице кратко

Обновлено: 10.05.2024

Отпустив народ, Он всходит на гору помолиться наедине. Он молится весь вечер и всю ночь до четвертой стражи ночи, пока они плыли. Они были на середине моря, когда началась буря. В начале нашего пути может быть прекрасная погода, и внезапно нас настигает буря. Как говорится, после долгого затишья жди бури. Так устроена жизнь. Таков путь Церкви.

Ученики Христовы были там, куда Христос послал их, и все-таки они не избежали встречи с бурей. Не должно быть ничего неожиданного для учеников Христовых в том, что они встречаются с бурями на пути своего служения. И нет ничего странного в том, что Христос отправляет их в открытое море, зная заранее, что их ожидает. Господь хочет явить им еще более чудесную благодать, чем то, что было с пятью хлебами, приобщить их еще глубже тайне Своего Креста.

Большим испытанием было для учеников Христовых оказаться одним, без своего Господа, среди бури. Не так, как до этого, когда они плыли в лодке, а Он спал на корме (Мк. 4, 38). Так Господь посылает нас, возводит нас постепенно от малых трудностей ко все большим трудностям, чтобы мы научились жить верой.

И хотя ветер был встречный и лодку бросало волнами, они, получив от Господа повеление плыть на другой берег, и не подумали повернуть назад. Но изо всех сил гребли, куда сказал Господь. Пусть беды и трудности возрастают – говорит нам сегодня Святая Церковь – ничто не заставит нас уклониться от нашего пути. И мы видим любовь Христову, Его заботу о Своей Церкви. Крайние обстоятельства, переживаемые народом Божиим – Божий час посещения Господом Своей Церкви и явления ей.

Христос идет по водам, являя Свою державную власть над всеми стихиями. Нам не дано спрашивать, как Он это делает. Достаточно видеть Его Божественную силу. Христос творит так, как хочет, чтобы спасти нас.

Господь приближается к нам, чтобы избавить нас от беды, а мы не узнаем Его и боимся не только беды, но и приближения Его. Самая большая опасность от всех внешних бед заключается во внутреннем смятении и страхе, когда мы начинаем бояться всего. Это признак того, что, забывая о Боге, мы даем место диаволу в наших сердцах.

Мы видим, как бесстрашно Господь идет по водам, когда неистовствует буря. Он – спокоен, Он – весь в Божием мире, в вере – то есть, в доверии любви Отца Небесного. Это Его путь ко Кресту, Он идет навстречу опасности, которая угрожает нам. Он идет сразиться со смертью, чтобы дать нам жизнь и избавить нас от всякого страха.

Господь медлил с помощью в течение некоторого времени, чтобы испытать нашу веру, а теперь спешит, чтобы спасти от самой большой опасности, чтобы мы лучше узнали Его и научились от Него Его любви. Только в любви нет страха, и совершенная любовь изгоняет всякий страх (1 Ин. 4, 18). Одним словом Он может утишить любую бурю.

Мы пойдем ко Христу по воде житейского моря, и Христос не даст нам пойти ко дну, мир не сможет нас поглотить. Мы будем идти по воде, как уже причастные Его Воскресению, и не будет никакой опасности в этой воде, поддерживаемой силой тех же рук, которые Он простер на Кресте. Никто не может идти ко Христу, если не будет укрепляем Его силой. И пока наш взор, как у Петра, будет устремлен ко Христу, к Его слову и к Его силе, мы будем идти над бездной. Но как только мы потеряем из виду хотя бы на мгновение Христа и будем видеть только захлестывающие нас волны и ветер – только то, что происходит сегодня в мире – мы поймем, что невозможно идти по воде, страх охватит нас, и мы начнем тонуть.


9 Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение.
10 Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит.
11 Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.
12 Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, --
13 каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.
14 У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.
15 А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня.
16 Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?
17 Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм -- вы.

От Матфея, гл. 14, ст. 22-34

Неделя 9 по Пятидесятнице

Проповеди священника Сергия Ганьковского
Проповеди священника Глеба Козлова

НЕ БОЙТЕСЬ, С НАМИ БОГ!

Неделя 9 по Пятидесятнице.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Если быть до конца честными с самим собой, не притворяться и не лукавить, то скоро станет понятно, чего же мы хотим на самом деле… Царства Небесного? Спасения души, истины и правды? Нет, кажется мне, не этого. На самом деле мы хотим жизни бесскорбной, бытия безмятежного здесь, в этом мире. Радости, сытости, покоя, здоровья – и всё. И желать этого вовсе не грешно. Я бы сказал: грешно, да и глупо, желать только этого. Если бы Господь, слышащий все наши молитвы и воздыхания – тайные и явные, ведающий все наши помыслы и надежды, знающий все желания и похоти нашего тела и души нашей, если бы Господь однажды исполнил все их, думаю, очень скоро мы бы оказались в этаком духовном болоте, где никогда не бывает бурь, где тихо, тепло и затхло.

Очевидно, что желание такой жизни, жизни покойной и бесскорбной, – иллюзорно. Очевидно, что в этом мире, однажды изуродованном грехом, искать покоя, жаждать тишины душевной – значит не понимать, к чему мы, грешники, призваны. А призваны мы нашим Спасителем к мужественному терпению скорбей, к непрерывным усилиям, к труду духовному.

С чего начинается сегодняшнее Евангелие? “Понудил Иисус учеников Своих войти в лодку. ” (Мф.14.22) Понудил – значит заставил. Заставил – значит, они не хотели. Не хотели по понятной причине: на берегу спокойнее. Между тем именно среди бушующих волн, среди грозной пучины, среди одиночества ночи – только там и узнаётся истинная цена нашей веры, настоящая степень нашей надежды, подлинная мера нашей любви. Теоретически мы все знаем это. Мы знаем, что для того, чтобы спасти свою душу, необходимо прежде всего научиться терпеть скорби. И не какие-то скорби вообще, а вполне конкретные ежедневные жизненные испытания. Обиды, предательства, несправедливые укоры, боль и всевозможные страхи, житейские неудобства и одиночество.

Мы знаем это и, тем не менее, всеми силами души своей, всем своим молитвенным пафосом стремимся к покою, к неподвижности, к стоянию, а еще того лучше – к лежанию на месте. Бог же понуждает нас к действию. Бог понуждает нас войти в самую сердцевину жизненной бури и, оказавшись там, не отчаиваться, не унывать, не повторять бессмысленно: “За что, Господи?” Более того, Бог понуждает нас нести не только свои собственные тяготы и скорби, словами апостола Павла Господь призывает нас: “Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов” (Гал.6.2).

Разумеется, христианин не спортсмен. Он не ищет испытания ради самого испытания. Он не будет поднимать гирю для того, чтобы доказать всем, как он силён. Безумный разгул гордыни, который побуждает современного человека, забыв о здравом смысле, забыв о цели жизни, забыв о самой жизни как величайшем даре Божием, бросить всё и лезть в дикие горы, чужд всякому, кто пытается отнестись к себе и к своему существованию всерьёз. Однако каждый из нас помнит, что “многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие” (Деян.14.22). Поэтому, когда скорби, испытания, беда и болезнь посещают нас, прерывают, подчас грубо и жестоко, размеренное течение нашей жизни, нужно помнить: “надлежит сему быти”. Это Господь, не хотящий смерти грешника, любя нас, желая нашего спасения, даёт нам возможность научиться терпению, стать духовно взрослыми, сделаться людьми, способными наследовать Царствие Божие.

Когда нас постигнут скорби и испытания, а они непременно постигнут нас, каждого свои, – давайте попытаемся, как бы нам ни было трудно в этот момент, вспомнить ту бурную ночь на Геннисаретском озере, ужас апостолов, созерцающих страшную водную пучину, готовую поглотить их утлый кораблик, и – самое главное – вдруг, неожиданно раздавшийся рядом с ними спасительный голос Христа: “Ободритесь; это Я, не бойтесь”. Аминь.

Ты - сын Божий. Проповедь в Неделю 9-ю по Пятидесятнице

Однажды на берегу Генисаретского озера Иисус Христос насытил пятью хлебами пять тысяч человек. После этого Он повелел ученикам Своим плыть на другую сторону моря, а Сам пошел на гору помолиться. Ночью, когда ученики были уже на середине моря, Иисус Христос пошел к ним по воде. Увидевши Его идущим по морю, как по суше, ученики испугались, думали, что это призрак. Иисус же сказал им: “Не бойтесь, это Я”. “Если это Ты, - сказал Ему Петр, - то повели мне придти к Тебе по воде”. “Иди”, - ответил ему Христос. И Петр пошел. Но, испугавшись сильного ветра, начал тонуть и закричал: “Господи! спаси меня”. Иисус Христос простер ему руку и сказал: “Маловерный! зачем ты усомнился?” Потом вошли оба в лодку. Бывшие в лодке подошли к Иисусу, поклонились Ему и сказали: “Истинно Ты Сын Божий” (Мф.14,22-33).

Во-первых, это повествование напоминает нам о пользе и надобности уединенной молитвы. Сам Иисус, Бог и Человек, часто молился в уединении.

Во-вторых, оно учит нас мужеству и неустрашимости в трудных обстоятельствах жизни, в опасностях, искушениях, уверяет в том, что Господь всегда с нами и не допустит безвременно погибнуть уповающим на Него. Апостолы, бывшие тогда еще несовершенными в вере и жизни, изображают нас с вами; море означает здешнюю суетную, волнующуюся страстями и напастями жизнь; лодка означает тело наше, в котором вместе с душою дух наш переплывает житейское море.

В разной степени мы все испытываем бурю бед и жизненных трудностей. У нас болезненно расстроены грехами и воображение, и мысли, и чувства, и воля. Часто мы всего и всех боимся, и это потому, что у нас еще слаба вера. Кто вошел в тесное единение с Богом, тот теряет страх перед всем земным, перед самой преисподней. “Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь защитник живота моего, кого устрашуся? Аще ополчится на меня полк бесовский, не убоится сердце мое, аще восстанет на меня брань демонская, на Него уповаю” (Пс.26,1,3).

Необходимо вспомнить еще о смелой просьбе Петра придти по воде к Господу. Просьба Петра, с одной стороны, достойна одобрения, как плод веры его в Иисуса и любви к Нему, а с другой стороны, достойна осуждения, ибо, не утвердившись еще в вере и любви, имея только начатки таковых, он захотел без нужды чуда.

Так бывает и с нами: когда мы с уверенностью делаем или говорим что-либо, тогда и речь льется плавно и дело делается справно, а как станем колебаться, сомневаться, бояться-тогда и слово замирает и дело страдает. Когда мы молимся с верою и упованием, молитва наша бывает легкой и полезной, как только усомнимся или забудем о присутствии Божием, или развлечемся посторонними мечтами, и молитва погаснет, и мы чувствуем духовное крушение, утопание сердечное. Так много значит вера!

“Спаси меня!” - воскликнул утопающий Петр, и Господь простер ему руку помощи. Мы все тонем в грехах, как в море, потому и нам, как Петру, надобно чаще обращаться к Спасителю с покаянной просьбой: “Господи! спаси меня”. И Господь не даст нам погибнуть. Когда Господь вошел в лодку, ветер тотчас утих. Так и в нас утихнет немедленно буря греховная и наступит желанная тишина помыслов и чувств.

Кроме исторической стороны в евангельском повествовании заключается и другой глубокий смысл. Святые отцы сравнивают лодку, на которой ученики всю ночь боролись с бурей, с Церковью Христовой, море - с миром, бурю - с гонениями. Вздымались яростные волны сектантства, лжеучения и лжемудрствования, которые готовы были, по-видимому, потопить ее. Но Христос никогда не оставлял Своей Церкви, которую Он приобрел Кровию Своею. Вынесенная учениками буря изображает бурю страстей, волнующих человеческое сердце, бурю напастей, одолевающих нас, бурю жизненных опасностей. Доблесть истинного христианина в том и заключается, чтобы он не предавался отчаянию, а боролся до последнего, в полной уверенности, что рано или поздно Господь подаст ему всесильную руку помощи. В этой уверенности - истинный якорь христианского спасения и залог победы.

В короткое время Господь совершил перед Своими учениками три чуда: напитал пять тысяч человек пятью хлебами, ходил по воде, как по суше, по Его слову апостол Петр сделал то же. Господь совершил это для того, чтобы научить учеников Своих, а через них и нас веровать в Него, как в Сына Божия. Господь знает, что вера в Него - самое главное и важное для людей на земле. Апостолам нужна была вера, чтобы научить вере в Бога всех людей. Людям необходима вера потому, что, только имея веру в Бога, можно спастись.

Господи! Мы исповедуем вместе с Твоими учениками и апостолами, что Ты воистину Сын Божий (Мф. 14,33), Ты - наш Спаситель! Ты - наша жизнь! Ты- Бог наш! Мы на Тебя надеемся и Тебе славу воссылаем во веки веков.

Хождение по водам, спасение Петра, утопающий, буря

М ир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Поздравляем Вас с праздником Воскресного дня!

В 9 -ю Неделю по Пятидесятнице читается отрывок из Евангелия апостола Матфея, где ученик Христов повествует о страшной буре, хождении Иисуса Христа по водам и спасении утопающего апостола Петра.

Неделя 9-я по Пятидесятнице. Проповедь

Ниже мы прилагаем проповедь протоиерея Александра Шаргунова, в которой батюшка дал толкование на сие Евангельское событие.

Окончание, Заглавие

Протоиерей Александр Шаргунов

Отпустив народ, Он всходит на гору помолиться наедине. Он молится весь вечер и всю ночь до четвертой стражи ночи, пока они плыли. Они были на середине моря, когда началась буря. В начале нашего пути может быть прекрасная погода, и внезапно нас настигает буря. Как говорится, после долгого затишья жди бури. Так устроена жизнь. Таков путь Церкви.

Ученики Христовы были там, куда Христос послал их, и все-таки они не избежали встречи с бурей. Не должно быть ничего неожиданного для учеников Христовых в том, что они встречаются с бурями на пути своего служения. И нет ничего странного в том, что Христос отправляет их в открытое море, зная заранее, что их ожидает. Господь хочет явить им еще более чудесную благодать, чем то, что было с пятью хлебами, приобщить их еще глубже тайне Своего Креста.

Большим испытанием было для учеников Христовых оказаться одним, без своего Господа, среди бури. Не так, как до этого, когда они плыли в лодке, а Он спал на корме (Мк. 4, 38). Так Господь посылает нас, возводит нас постепенно от малых трудностей ко все большим трудностям, чтобы мы научились жить верой.

И хотя ветер был встречный и лодку бросало волнами, они, получив от Господа повеление плыть на другой берег, и не подумали повернуть назад. Но изо всех сил гребли, куда сказал Господь. Пусть беды и трудности возрастают – говорит нам сегодня Святая Церковь – ничто не заставит нас уклониться от нашего пути. И мы видим любовь Христову, Его заботу о Своей Церкви. Крайние обстоятельства, переживаемые народом Божиим – Божий час посещения Господом Своей Церкви и явления ей.

Христос идет по водам, являя Свою державную власть над всеми стихиями. Нам не дано спрашивать, как Он это делает. Достаточно видеть Его Божественную силу. Христос творит так, как хочет, чтобы спасти нас.

Хождение по водам, Иисус Христос

Господь приближается к нам, чтобы избавить нас от беды, а мы не узнаем Его и боимся не только беды, но и приближения Его. Самая большая опасность от всех внешних бед заключается во внутреннем смятении и страхе, когда мы начинаем бояться всего. Это признак того, что, забывая о Боге, мы даем место диаволу в наших сердцах.

Мы видим, как бесстрашно Господь идет по водам, когда неистовствует буря. Он – спокоен, Он – весь в Божием мире, в вере – то есть, в доверии любви Отца Небесного. Это Его путь ко Кресту, Он идет навстречу опасности, которая угрожает нам. Он идет сразиться со смертью, чтобы дать нам жизнь и избавить нас от всякого страха.

Господь медлил с помощью в течение некоторого времени, чтобы испытать нашу веру, а теперь спешит, чтобы спасти от самой большой опасности, чтобы мы лучше узнали Его и научились от Него Его любви. Только в любви нет страха, и совершенная любовь изгоняет всякий страх (1 Ин. 4, 18). Одним словом Он может утишить любую бурю.

Мы пойдем ко Христу по воде житейского моря, и Христос не даст нам пойти ко дну, мир не сможет нас поглотить. Мы будем идти по воде, как уже причастные Его Воскресению, и не будет никакой опасности в этой воде, поддерживаемой силой тех же рук, которые Он простер на Кресте. Никто не может идти ко Христу, если не будет укрепляем Его силой. И пока наш взор, как у Петра, будет устремлен ко Христу, к Его слову и к Его силе, мы будем идти над бездной. Но как только мы потеряем из виду хотя бы на мгновение Христа и будем видеть только захлестывающие нас волны и ветер – только то, что происходит сегодня в мире – мы поймем, что невозможно идти по воде, страх охватит нас, и мы начнем тонуть.


9 Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение.
10 Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит.
11 Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.
12 Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, --
13 каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.
14 У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.
15 А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня.
16 Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?
17 Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм -- вы.

От Матфея, гл. 14, ст. 22-34

Неделя 9 по Пятидесятнице

Проповеди священника Сергия Ганьковского
Проповеди священника Глеба Козлова

ХОЖДЕНИЕ ПО ВОДАМ.

Неделя 9 по Пятидесятнице.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В пору своей духовной молодости, на какой бы жизненный период она ни приходилась, мы входим в Церковь с решимостью и энтузиазмом. Мы готовы немедленно и сразу, здесь и сейчас свернуть горы собственных грехов. Мы намерены изменить если не весь мир, то уж по крайней мере собственную семью – стремительно и радикально. Мы уверены, что стоит только хорошенько объяснить нашим близким, как и во что мы верим, как они немедленно обратятся, покаются и в наших с ними отношениях наступит тот самый мир, о котором писал пророк Исаия: “Тогда волк будет жить вместе с ягнёнком, и барс будет лежать вместе с козлёнком; и телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их” (Ис.11.6.). Что ж, и вправду, когда Бог позовёт человека и этот зов Божий перевернёт его душу, просветит разум, изменит жизнь – тогда человек готов броситься в морскую пучину без оглядки. Тогда, в пору духовной молодости, всё кажется возможным, всё кажется достижимым, и собственная святость представляется задачей ближайших недель.

Но проходят эти самые недели, проходят месяцы, проходят годы, и чем больше их проходит, тем горестнее, тем печальнее, тем безнадёжнее наши самооценки. Мы видим, что изо дня в день, от исповеди к исповеди, снова и снова нам приходится каяться всё в тех же грехах, что ежедневно и ежечасно нас терзают те же соблазны, что и десять и двадцать лет назад. Возникает ужасное, бесконечно тоскливое ощущение топтания на месте, бессмысленности усилий. Всё чаще и чаще звучит в душе холодный, ясный и спокойный, металлически-отчётливый голос: “Хватит, довольно, поиграл в церковь и будет, пора заняться серьёзными делами”.

О, мы прекрасно знаем, чей это голос! Это тот голос, который шептал Еве-Праматери: “Нет, не умрёте… но будете, как боги” (Быт.3.4,5). Это тот самый голос, который предлагал Спасителю в пустыне превратить камни в хлеб. А теперь, поскольку мы дерзнули назваться учениками Христовыми, этот голос добрался и до нас.

Он добрался до нас, он зазвучал в нашей душе в тот самый момент, когда мы, подобно апостолу Петру, уже бросились в бушующее море, когда мы смело, перед всем миром, исповедали себя христианами, когда мы поклялись в Таинстве Крещения быть верными нашему Божественному Учителю, когда отступать уже нельзя, когда отступление – это позор и предательство. В этот самый момент мы поняли, что утопаем. Мы поняли, что наши попытки стать святыми наталкиваются на наши же собственные непреодолимые грехи, что нет сил, что нет решимости, что мы устали и хотим только одного: чтобы нас оставили в покое. И равнодушный голос демона-искусителя предлагает нам обед вместо молитвы.

Вот когда приходит время настоящего выбора. С кем мы – с Богом или с миром, нам приходится выбирать не в тот момент, когда нас одушевляет первый порыв веры, когда первые шаги в Церкви отзываются в нашей душе ликованием и радостью, нет, настоящий выбор совершается тогда, когда нет больше сил молится, каяться, делать вид, что любишь весь мир, тогда, когда мы, как апостол Пётр в водной пучине, тонем в пучине уныния, разочаровавшись в своих былых надеждах на скорую победу.

Вы подумайте только: какая уверенность в своих силах, какая решимость, какое бесстрашие! Ещё минуту назад он, старый рыбак, кричал от ужаса вместе с другими апостолами, а сейчас бесстрашно перешагивает борт утлого судёнышка и идёт по беснующейся водной бездне! Идёт к своему Богу. Совсем как мы в нашей духовной молодости.

Однако путь этот оказался длиннее и труднее, чем нам казалось вначале. Ведь и апостол думал: ещё шаг и – вот Он, Господь! К сожалению, а может быть, и к счастью, путь этот долог и труден. Волны высоки и свирепы, ветер силён и пронзителен, предрассветная ночь как-то особенно отчаянно темна. И былая уверенность, былая решимость, былое бесстрашие растворились в этом мраке и рёве бури. Волны греха захлёстывают нас, и мы, так же как и он, тонем в пучине.

Но даже самое падение наше милосердный Господь обращает нам на пользу. В эти безрадостные минуты мы узнаём реально, на собственном опыте очень значимую истину. Нам открывается, что сами себя мы спасти не можем. Мы узнаём, что сколько бы мы ни старались, как бы отчаянно ни боролись с греховными навыками, самостоятельно нам их не победить. Нам нужен Тот, Кто “не хочет смерти грешника”, и потому Сам умирает за этого грешника. Нам нужен Тот, Кто не просто руку протянет, чтобы вытащить из бушующей бездны, а Сам Собою пожертвует за нас, таких самоуверенных, таких гордых… Нам нужен Спаситель.

И вот когда мы это окончательно и бесповоротно осознаем, тогда, конечно, не просьба о процветании, не заклинание о здоровье, не молитва о покое исторгнутся из нашей души, но хриплый отчаянный крик: “Господи! Спаси меня!” Аминь.

Читайте также: