Ладовое строение народных песен кратко

Обновлено: 03.07.2024

По справедливому замечанию А.Н. Серова – русского композитора и музыкального критика XIX века – русская народная песня не знает ни мажора, ни минора. Это замечание относится не к мажорности или минорности краски ладового наклонения, а к мажору и минору как к ладам, порождённым гармоническим музыкальным мышлением, ладам, имеющим в качестве функций не только отдельные ноты-ступени, но и аккордовые комплексы. Соответственно кроме закономерностей и логики взаимоотношений между отдельными ступенями, в мажоре и миноре существует огромный пласт закономерностей и логики взаимодействия аккордовых функций (они изучаются на специальной дисциплине – гармонии), чего вовсе нет в ладах крестьянской РНП и не существует в народных ладах многих других стран. Логика взаимодействия между отдельными ступенями в ладах РНП тоже существенно отличается от отношений между ступенями мажора и минора, например, переменность устоев в РНП в сравнении с абсолютным централизованным устоем-тоникой в мажоре и миноре. Лады РНП могут существенно отличаться от мажора и минора количеством и звуковысотным качеством своих ступеней, что в сочетании с переменностью устоев и особенностями ритмики делает систему отношений этих ступеней индивидуально самобытной не только в каждом конкретном ладе, но и в каждой конкретной песне.

Звукоряды ладов, используемых в староклассической (крестьянской) РНП разнообразны. В их числе звукоряды, совпадающие с натуральным минором и мажором, семиступенные лады народной музыки (лидийский, миксолидийский, ионийский, эолийский, фригийский, дорийский), разного рода переменные ладовые системы, порождённые подвижностью ладовых устоев и вариантностью высотного качества ступеней. Нередки увеличенные и уменьшенные ладовые структуры, лады ангемитонные (т.е. бесполутоновые). Элементы одних ладов могут проявляться внутри контуров других (например, элементы пентатоники или трихорды квартового объёма внутри семиступенного лада).

С XVII века в результате быстро развивающихся культурных связей с Европой в РНП, прежде всего бытующую в городах, начинают проникать элементы европейского мажора и минора.

В отличие от западно-европейских ладов в народной музыке сложились ТРИ ладовые системы: БЕСПОЛУТОНОВЫЕ, ДИАТОНИЧЕСКИЕ, НЕДИАТОНИЧЕСКИЕ; а внутри них лады: малообъемные (до 4-х ступеней), неполные (5-6 ступеней), полные (семиступенные и шире).

(нотные примеры стр. 57)

Основные формы ладовой переменности, встречающиеся в напевах народных песен:

Секундовая переменность, или сопоставление двух устоев.

В отличие от западно-европейских ладов в народной музыке сложились ТРИ ладовые системы: БЕСПОЛУТОНОВЫЕ, ДИАТОНИЧЕСКИЕ, НЕДИАТОНИЧЕСКИЕ; а внутри них лады: малообъемные (до 4-х ступеней), неполные (5-6 ступеней), полные (семиступенные и шире).




(нотные примеры стр. 57)

Основные формы ладовой переменности, встречающиеся в напевах народных песен:

Секундовая переменность, или сопоставление двух устоев.

📘

ОСНОВЫ ЛАДОВОГО СТРОЕНИЯ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН.

Феодосий Рубцов. 1964г.

Феодосий Антонович Рубцов (1904—1986) родился 17 (30) декабря 1904 года в селе Ольша Оршанского уезда Могилёвской губернии (ныне Руднянский район Смоленской области).

Первоначальное музыкальное образование получил в хоровом классе М. И. Лебедева Смоленской народной консерватории, затем было изучение теории музыки и основ композиции в Коллективе смоленских музыкантов-педагогов и класс композиции М. О. Штейнберга в Ленинградской консерватории, которую он окончил в 1931 году.

После окончания консерватории до 1941 года Феодосий Рубцов работал руководителем хоров и преподавателем музыкальных школ и кружков в Ленинграде.

За годы творческой деятельности Феодосий Рубцов создал немало оригинальных произведений для самых разнообразных инструментов — баяна, виолончели, альта, скрипки — наряду с произведениями для хора, симфонического оркестра и оркестра народных инструментов, однако наибольшую известность ему принесли научные изыскания в области русского песенного фольклора.

Фольклором Рубцов заинтересовался ещё в 1920-е годы, когда по совету своего педагога композитора С. В. Панченко, руководителя Коллектива смоленских музыкантов-педагогов, начал записывать народные песни родной Смоленщины.

В 1936 году Фонограммархива АН СССР приглашает Рубцова в его первую фольклорную экспедицию в Вологодскую область.

Затем последовали экспедиции в Смоленскую, Ленинградскую и Псковскую области, а также Бобруйский, Паричский и Глусский районы Белоруссии.

Если бы вся музыка действительно строилась на двух основных ладах – мажор и минор, то, наверное, это был бы самый скучный и однообразный вид искусства. Сегодня даже официальная теория показывает нам, что на основе этих двух гамм строятся многочисленные звукоряды, которые имеют отличное звучание, что придает каждому произведению свой, неподражаемый оттенок. Данные семиступенные лады народной музыки могут становиться основами для аккордов и аккомпанемента, с помощью их нестандартного звучания создаются уникальные переходы и модуляции.

История возникновения звукорядов

лад народной музыки

Основные два народных лада

Так сложилось, что некоторые народные лады в музыке являются точными аналогами привычных для всех параллельных тональностей – мажора и минора. По своему строению и звучанию они полностью идентичны, поэтому рассмотрим их вкратце. Первый – ионийский, то есть мажорный. Его звукоряд строится следующим образом: тон, тон, полутон, плюс три тона и полутон. Это, как мы видим, стандартное строение каждой мажорной гаммы от любой ноты. Эолийский лад народной музыки – это всегда параллель ионийскому, следовательно, его структура полностью идентична натуральному минору. В состав этой гаммы входят следующие интервалы: тон, полутон, два тона, полутон и два тона.

семиступенные лады народной музыки

Наиболее распространенные лады в русских народных песнях

Если тщательно отследить каждую частушку, былину или прочую композицию, написанную нашими крестьянскими предками, то, основываясь на современных знаниях, можно сказать, что большинство произведений построено именно на дорийской гамме. Этот лад народной музыки минорный, так как третья ступень в нем понижена. Когда мы слышим дорийский звукоряд, создается ощущение некого величия, мужества, но вместе с тем в этом присутствует некий мрачноватый оттенок. Этот эффект создается за счет того, что повышена шестая ступень. Фригийский лад также частый гость в различных народных мотивах. Он основан все на том же минорном звукоряде, однако на сей раз изменениям подвергнута вторая ступень – здесь она понижена.

лады народной музыки примеры

Что лежит в основе еврейских мотивов?

Вы когда-то задумывались о том, что напевы, которые свойственны народам Восточного Средиземноморья, ни грустны, ни веселы, а точнее – не имеют ярко выраженного ни мажорного строения, ни минорного? Все потому, что в их основе лежат лады народной музыки. Примеры тому - многочисленные песенки, мелодии и даже молитвы. Если говорить конкретно о том, на каком звукоряде построены все эти композиции, то стоит отметить именно Лидийский. Он построен на основе натурального мажора, однако за счет того, что повышена четвертая ступень звукоряда, в привычной для нас последовательности создается еще один тон, которые и образует столь нестандартное звучание. Таким образом, строение лидийской гаммы следующее: три тона, полутон, два тона, полутон. Отталкиваясь от этого, можно как импровизировать, так и создавать характерные мелодии, записывая их.

Гамма с самым интересным аккордом

Миксолидийский лад народной музыки – вот что действительно очень красиво и интересно. Его строение просто, и основывается на стандартной мажорной гамме. Отличие заключается в том, что седьмая ступень гаммы понижена, за счет чего его звучание становится немного загадочным и мрачноватым. Однако вся красота лада заключается не в переборе нот самого звукоряда, а в том, какой аккорд в нем может быть построен. За счет того, что понижена седьмая ступень, к привычному мажорному тоническому трезвучию прибавляется именно она. В результате мы получаем необычайной красоты септаккорд, крайние ноты которого образуют малую септиму. Его часто применяют в джазовых и блюзовых композициях.

народные лады в музыке

Наиболее редкий натуральный лад

Какие еще бывают лады народной музыки?

Пентатоника, диатоника, гемиолика – все эти термины наверняка знакомы каждому музыканту. Что же это такое и как оно звучит? Считается, что, в отличие от всех вышеописанных натуральных ладов, именно эти наборы звуков сложились в далекие времена у древних народов. Позднее они стали основой для различных произведений, а также для гамм, которые в наше время считаются самыми главными в теории и практике музыки. Что же, давайте тогда поподробнее рассмотрим каждый из этих звукорядов.

лады народной музыки пентатоника

Музыка наших предков

Читайте также: