Стандартизация финансового контроля кратко

Обновлено: 05.07.2024

Статья 11. Стандарты внешнего государственного и муниципального финансового контроля

1. Контрольно-счетные органы при осуществлении внешнего государственного и муниципального финансового контроля руководствуются Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а также стандартами внешнего государственного и муниципального финансового контроля.

2. Стандарты внешнего государственного и муниципального финансового контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий утверждаются контрольно-счетными органами в соответствии с общими требованиями, утвержденными Счетной палатой Российской Федерации.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 255-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. При подготовке стандартов внешнего государственного и муниципального финансового контроля учитываются международные стандарты в области государственного контроля, аудита и финансовой отчетности.

4. Стандарты внешнего государственного и муниципального финансового контроля контрольно-счетных органов не могут противоречить законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации.

Стандарт — это образец, который принимают в качестве исходной основы с целью сопоставления с ним других объектов. Это может быть также нормативно-технический документ по стандартизации, который формирует нормы, правила, требования к объекту стандартизации (утверждается компетентными органами).

Стандарты государственного финансового контроля

Все виды финансового контроля характеризуются тем, что их осуществление (включая используемые методы и подходы) регламентируют специальные нормативные правовые акты — стандарты.

Разработка международных стандартов высших органов финансового контроля (ISSAIs) производится ИНТОСАИ (Международная организация высших контрольных органов). Они предназначены для роста эффективности осуществления финансового контроля в общественном секторе. Целью этих стандартов является методологическая поддержка, необходимая для высших контрольных органов государств в области развития их собственного профессионального подхода в контрольной деятельности.

В состав стандартов можно включить всю документацию, которая утверждается ИНТОСАИ для совершенствования контрольной деятельности. Их систематизация производится по 4 уровням:

  • Системообразующие принципы ИНТОСАИ;
  • Основы деятельности высших контрольных органов, раскрывающие базовые предпосылки для их эффективной работы;
  • Базовые принципы аудита, включающие стандарты в области осуществления организациями общественного сектора контрольных мероприятий;
  • Руководство по аудиту, включающее документы, которые раскрывают стандарты базовых принципов аудита более подробно.

Стандарты в области финансового контроля

В качестве базового международного документа в сфере финансового контроля выступает Лимская декларация руководящих принципов контроля. Она закрепляет цель, задачи и основные принципы финансового контроля.

Лимская декларация рассматривается как общемировая образцовая доктрина, с помощью которой формируются основные направления контрольной деятельности, необходимые для внедрения в каждом государстве, которое подписало ее.

Готовые работы на аналогичную тему

Присоединение нашей страны к Лимской декларации произошло в 1995 году одновременно с вступлением в ИНТОСАИ. Сегодня почти все положения данного документа внедрены в России, включая соблюдение принципа независимости высшего контрольного органа.

Для Счетной палаты РФ характерна организационная, функциональная и финансовая независимость и осуществление самостоятельной деятельности. В Бюджетном кодексе РФ предусмотрено, что осуществление государственного (муниципального) контроля происходит для обеспечения бюджетного законодательства и прочей нормативной правовой документации, которая регулирует бюджетные отношения.

На втором уровне стандартов ИНТОСАИ конкретизируются положения Лимской декларации. Здесь максимально подробно раскрываются принципы независимости и прозрачности действий высших органов финансового контроля, а также их роль для государства, принципы контроля качества работы высших контрольных органов и этические нормы персонала, ведущего контрольную деятельность.

Основополагающий документ второго уровня представлен Этическим кодексом ИНТОСАИ, содержащим информацию об официальных ценностях и принципах, которые предъявляются к работе персонала органов контроля при ведении ими профессиональной деятельности. В данном списке также принципы надежности, уверенности, доверия, честности, независимости, непредвзятости и объективности, профессиональной конфиденциальности и компетентности.

Все положения Этического кодекса ИНТОСАИ легли в основу национальных этических кодексов. Аналог такого документа в России — Этический кодекс сотрудников контрольно-счетных органов РФ, дополненный Кодексом этики и служебного поведения работников контрольно-счетных органов субъектов РФ.

На третьем уровне стандартов ИНТОСАИ создается основа для разработки практических стандартов проверок. Здесь раскрывается суть и особенности ведения всех видов аудита, которые используют государственные контролеры.

В состав стандартов третьего уровня, например, входит Руководство по применению стандартов внутреннего контроля в бюджетной сфере (INTOSAI GOV 9100). Его выпустил профильный подкомитет ИНТОСАИ в 2004 г. Основа документа представлена Концептуальной моделью внутреннего контроля, сформированной Комитетом спонсорских организаций Комиссии Тредвэя (COSO).

В нашей стране на этом уровне действуют следующие стандарты: Общие требования, направленные на стандарты внешнего государственного и муниципального финансового контроля; Общие требования, предъявляемые к стандартам внешнего контроля государства и муниципалитетов с целью осуществления контрольных и экспертных мероприятий, проводимых контрольными и счетными органами субъектов и муниципалитетов нашей страны.

Российские документы отличаются от стандартов ИНТОСАИ в том, что они способны раскрыть требования в области установления общих правил и процедур осуществления любых контрольных мероприятий на всех стадиях, требования к разработке и утверждению стандартов и внедрению их в работу. Все это способствует унификации разработки стандартов контроля в РФ, расширению сферы их использования. Они затрагивают проведение конкретных видов проверок, а также особенности самой проверочной деятельности (всего этого нет в международных стандартах).

Аналогом четвертого уровня стандартов ИНТОСАИ в нашей стране считаются стандарты Счетной палаты РФ, Федерального казначейства и прочих органов, осуществляющих государственный финансовый контроль.

Классификация стандартов Счетной палаты РФ включает стандарты организации деятельности, государственного аудита и другие Стандарты СОД.

Стандарты аудиторской деятельности

В соответствии со сформированной международной практикой регулирование аудиторской деятельности осуществляется на основании использования стандартов своей деятельности аудиторами.

Основной целью любого аудиторского стандарта является обеспечение единообразного понимания базовых принципов и целей аудита, обязанностей и прав аудиторов, приемов и методов формирования и выражения независимого аудиторского мнения. На основе этого происходит формирование учебных программ подготовки аудиторов.

Стандарты аудиторской деятельности предназначены также для оценки качества проведения аудита и измерения меры ответственности аудиторов в случае недобросовестного выполнения аудиторских проверок.

Согласно п. 3 ст. 269.2 БК РФ порядок осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля должен определяться в том числе стандартами осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Минфином подготовлены два проекта таких стандартов:

Исходя из новой редакции ч. 1 ст. 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль будет осуществляться в целях обеспечения соблюдения положений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, не только регулирующих бюджетные правоотношения, но и (или)обусловливающих расходные обязательства публично-правовых образований, а также в целях соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров или соглашений о предоставлении средств из бюджета.

Кроме того, законопроектом предусмотрено, что полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля будут осуществляться согласно федеральным стандартам осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, утвержденными Правительством РФ, а также утвержденными в соответствии с ними Федеральным казначейством, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления стандартами (регламентами) внутренней организации контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

При этом стандарты (регламенты) внутренней организации контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля должны содержать сроки и последовательность действий должностных лиц при планировании и проведении проверок, ревизий, обследований и оформлении их результатов.

Принципы контрольной деятельности

Этические принципы.

Указанные принципы будут предусматривать:

этические нормы для государственных гражданских служащих в целом (принципы ответственности, законности, компетентности, конфиденциальности);

дополнительные нормы для уполномоченных должностных лиц, с учетом особенностей профессиональной деятельности по осуществлению полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю (принципы честности, независимости, объективности).

Данная группа будет включать в себя принципы:

1) честности. Подразумевается, что ревизоры в процессе взаимодействия с представителями объектов контроля будут действовать открыто, демонстрируя высокие стандарты поведения при выражении профессиональной позиции. Честность также предполагает наличие внутреннего нравственного достоинства, которое проявляется в единстве слова и дела, способности ревизора давать адекватную оценку своему поведению, осознавать границы личных и профессиональных возможностей и интересов, быть открытым перед профессиональным сообществом;

2) независимости. Ревизоры при выполнении возложенных на них задач должны быть независимы от объектов контроля и связанных с ними граждан в административном, финансовом и функциональном отношении. Отметим, что независимость ревизоров не противоречит поддержанию доброжелательных отношений и взаимодействию с объектами контроля по вопросам осуществления внутреннего государственного финансового контроля. При этом независимость ревизора состоит в том, что он:

не является в проверяемый период и год, предшествующий проверяемому периоду, и не является в период проведения контрольного мероприятия должностным лицом и (или) иным работником объекта контроля или собственником организации;

не состоит в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого с должностными лицами объекта контроля или собственниками организации (в случаях проведения проверок в организациях, не относящихся к организациям бюджетной сферы);

не был связан в проверяемый период и не связан в период проведения контрольного мероприятия финансовыми отношениями с объектом контроля;

3) объективности. Подразумевает отсутствие у ревизора предубеждений или предвзятости по отношению к объектам контроля и их должностным лицам. Объективность предусматривает беспристрастность оценок и рекомендаций и исключение влияния на ревизора таких факторов, как внешнее давление, политическое или идеологическое воздействие со стороны каких-либо социальных групп, религиозных или общественных объединений. Ревизоры должны обеспечивать равное отношение ко всем физическим и юридическим лицам. Их выводы должны подтверждаться фактическими данными и документами, содержащими достоверную и официальную информацию.

Должностные лица органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля обязаны вести себя профессионально, руководствоваться в своей работе принципами и стандартами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Принципы осуществления деятельности.

Данная группа принципов будет определять нормы, которыми должен руководствоваться контрольный орган при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. К принципам осуществления деятельности относятся следующие:

1) принцип эффективности, означающий осуществление контрольной деятельности с использованием наименьшего объема трудовых, материальных, финансовых и иных ресурсов в целях сокращения нарушений в финансово-бюджетной сфере, минимизации бюджетных и имущественных рисков и обеспечения повышения качества финансовой дисциплины объектов контроля, в том числе путем предупреждения и предотвращения нарушений;

2) принцип превентивной направленности. Данный принцип направлен на установление в качестве приоритетных мер, направленных на устранение причин, факторов и условий, способствующих допущению нарушений;

3) принцип управления рисками (риск-ориентированности). Предполагает концентрацию усилий на направлениях деятельности, характеризующихся повышенной вероятностью:

наступления в проверяемом периоде событий (нарушений), приводящих к нанесению значимого ущерба публично-правому образованию (бюджетному или автономному учреждению), искажению величины активов и (или) обязательств и (или) финансовых результатов;

допущения в проверяемом периоде нарушений требований бюджетного законодательства РФ и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих расходные обязательства публично-правового образования, которые могут привести к негативным последствиям в части выполнения расходных обязательств соответствующего публично-правового образования, несбалансированности бюджета субъекта РФ (местного бюджета);

4) принцип непрерывности внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Предполагает отслеживание на постоянной основе (мониторинг) ключевых процессов и процедур с целью своевременного выявления рисков и отклонений от заданных параметров, которое осуществляется в том числе с использованием интегрированных информационных систем;

5) принцип информатизации. Указанный принцип направлен на использование при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля современных информационно-телекоммуникационных технологий, позволяющих автоматизировать постоянные и однообразные процессы, обеспечить оперативную обработку большого массива данных и автоматическое формирование документов в ходе проведения контрольного мероприятия. В рамках реализации данного принципа должно быть обеспечено автоматизированное информационно-аналитическое сопровождение внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля на всех стадиях его осуществления, в том числе с целью формирования и анализа информации об объектах контроля и результатах предыдущих контрольных мероприятий, непрерывного выявления и предупреждения возникающих рисков, фиксации в автоматическом режиме посредством прикладного программного обеспечения нарушений с целью принятия своевременных мер, направленных на устранение нарушений;

6) принцип единства методологии. Основывается на использовании общих принципов и стандартов осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе унифицированных подходов к определению процессов и процедур контроля, единстве терминологической базы в сфере внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, критериев и показателей оценки контрольной деятельности. Так, при осуществлении контроля и оформлении его результатов должно обеспечиваться соблюдение единых требований к формам и содержанию документов, формируемых в ходе и по итогам осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Данный принцип предусматривает согласованность подходов к описанию выявляемых нарушений и ответственности за их совершение, оценке объема ущерба, наносимого публично-правовому образованию вследствие нарушений, с учетом правоприменительной практики органов государственного финансового контроля (надзора), а также практики разрешения судебных споров;

7) принцип взаимодействия. Данный принцип предполагает обеспечение конструктивного взаимодействия по вопросам координации контрольной деятельности и выработки предложений по дальнейшему совершенствованию внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Взаимодействие осуществляется между органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, а также правоохранительными органами;

8) принцип информационной открытости. Означает публичную доступность информации о деятельности органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Доступность информации обеспечивается посредством публикации на официальных сайтах контрольных органов общей информации, ежегодного отчета о результатах контрольных мероприятий, а также иных сведений, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено.

Планирование контрольной деятельности

Один из элементов эффективности организации и проведения контроля – четкое планирование. Планирование контрольной деятельности позволит сократить организационный процесс и освободить время для подготовительного периода. Планирование контрольных мероприятий является важнейшим этапом осуществления государственного (муниципального) контроля (надзора). Грамотное планирование способствует снижению возможных рисков в деятельности как проверяемого учреждения, так и самого контрольного органа.

Планирование контрольной деятельности осуществляется путем составления и утверждения контрольным органом плана контрольной деятельности на календарный год. План контрольной деятельности представляет собой перечень контрольных мероприятий (ревизий, проверок), которые планируется осуществить в следующем календарном году.

Планирование контрольной деятельности имеет непрерывный характер и включает следующие этапы планирования:

формирование исходных данных для составления проекта плана контрольных мероприятий;

составление проекта плана контрольных мероприятий;

согласование проекта плана контрольных мероприятий в соответствии с порядком, предусмотренным ведомственными (внутренними) стандартами органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;

утверждение плана контрольных мероприятий.

В плане контрольной деятельности по каждому контрольному мероприятию указываются:

наименования объектов контроля по каждому контрольному мероприятию;

сроки проведения контрольных мероприятий;

информация о должностных лицах (подразделениях) органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, ответственных за осуществление каждого контрольного мероприятия.

Процессу планирования контрольной деятельности должен предшествовать процесс формирования исходных данных для его осуществления. Названный процесс включает:

сбор и анализ информации об объектах контроля (предметах контроля);

определение объема плановой контрольной деятельности (предельного количества человеко-часов, количества контрольных мероприятий, включаемых в план контрольных мероприятий) на очередной финансовый год;

определение объектов контроля, включаемых в проект плана контрольных мероприятий.

Сбор информации об объектах контроля должен осуществляться на непрерывной основе автоматизированным и (или) ручным способом.

При автоматизированном способе сбор информации и ее сопоставление (анализ) осуществляются с использованием прикладного программного обеспечения без участия должностных лиц органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе предусматривающим автоматизированную проверку данных на непревышение заданных показателей (параметров), автоматизированную сверку данных, расчет коэффициентов, сопоставление табличных данных и форм отчетности.

При ручном способе сбор и анализ информации осуществляются путем изучения должностным лицом органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля документов и операций в целях подтверждения законности и (или) эффективности исполнения процедур в сфере бюджетных отношений.

Информация об объектах контроля, в том числе информация из данных информационных систем, владельцами или операторами которых являются Федеральное казначейство, ФНС, Минфин, иные государственные и муниципальные органы, должна позволять установить значения следующих факторов отбора по каждому объекту контролю:

показатели качества финансового менеджмента и иные показатели в отношении объекта контроля, на основании которых определяется вероятность допущения объектом контроля нарушений в проверяемом периоде;

объемы финансового обеспечения деятельности объекта контроля за счет средств бюджета и (или) средств, предоставленных из бюджета, в проверяемые отчетные периоды в целом и (или) дифференцированно по видам расходов, источников финансирования дефицита бюджета;

существенность и значимость мероприятий, осуществляемых объектами контроля, в отношении которых предполагается проведение финансового контроля, и (или) направления и объемов бюджетных расходов, включая мероприятия, осуществляемые в рамках реализации государственных (муниципальных) программ;

совершение объектом контроля крупных сделок в соответствии с законодательством РФ;

осуществление сделок в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в размере, превышающем величину, установленную ведомственными (внутренними) стандартами органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;

наличие (отсутствие) в проверяемом периоде значительных изменений в деятельности объекта контроля, в том числе в его организационной структуре (например, изменение типа учреждения, реорганизация (присоединение, выделение), создание (ликвидация) обособленных структурных подразделений, новые виды деятельности, в том числе новые виды оказываемых услуг, выполняемых работ);

существенность нарушений, выявленных по результатам ранее проведенных органами государственного (муниципального) финансового контроля и иными уполномоченными органами проверок (ревизий, обследований) в отношении объекта контроля в текущем финансовом году и предшествующих отчетных периодах;

полнота учета исполнения объектом контроля представлений, предписаний и рекомендаций об устранении объектом контроля нарушений и недостатков, выявленных по результатам ранее проведенных контрольных мероприятий;

длительность периода, прошедшего с момента проведения идентичного контрольного мероприятия в отношении объекта контроля;

наличие (отсутствие) в отношении объекта контроля обращений (жалоб) граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, поступивших в органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

При определении объема плановой контрольной деятельности контрольного органа особое внимание следует обратить:

на обеспеченность контрольного органа кадровыми, материально-техническими и финансовыми ресурсами в очередном финансовом году;

на наличие резерва временных и трудовых ресурсов для выполнения внеплановых контрольных мероприятий. Для определения данного резерва следует использовать данные о внеплановых контрольных мероприятиях, осуществленных в текущем финансовом году и предыдущие годы (три-пять лет).

При определении количества объектов контроля, включаемых в план контрольных мероприятий по результатам применения риск-ориентированного подхода, следует учитывать необходимость включения в проект плана контрольных мероприятий объектов контроля на основании поручений высшего органа исполнительной власти (местной администрации), предложений (поручений) финансового органа. При этом рейтинг объектов контроля должен формироваться с использованием системы расчета индекса приоритетности объекта контроля, установленной ведомственными (внутренними) стандартами органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

поступление запросов (обращений) государственных и муниципальных органов, организаций, а также иных организаций и граждан;

внесение дополнений и изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты РФ;

выявление в ходе подготовки контрольного мероприятия существенных обстоятельств, требующих изменения наименования объектов контроля, перечня объектов контроля (включения и (или) исключения и (или) уточнения, в том числе дополнительных объектов контроля), сроков проведения мероприятия, изменения проверяемого периода;

реорганизация, ликвидация, изменение организационно-правовой формы объектов контроля.

В заключение отметим, что в настоящее время данные стандарты проходят общественное обсуждение. Их применение при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля запланировано с 01.01.2020.

В соответствии со статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Федеральные стандарты внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля должны содержать:

  • принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;
  • права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе в части назначения (организации) проведения экспертиз;
  • права и обязанности объектов контроля (их должностных лиц), в том числе в части организационно-технического обеспечения проверок, ревизий и обследований;
  • правила планирования, проведения проверок, ревизий и обследований, оформления и реализации их результатов, в том числе правила продления срока исполнения представления, предписания;
  • правила составления отчетности о результатах контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;
  • правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц;
  • иные положения, необходимые для осуществления полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю.

Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля могут издавать ведомственные правовые акты (стандарты), обеспечивающие осуществление полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю, в случаях, предусмотренных федеральными стандартами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

ПЕРЕЧЕНЬ ДЕЙСТВУЮЩИХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВНУТРЕННЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) КОНТРОЛЯ (вступают в силу с 01.07.2020 года если иное не предусмотрено постановлением об утверждении стандарта)

Читайте также: