Атеистический материализм фейербаха кратко

Обновлено: 05.07.2024

В середине XIX века с острой критикой идеализма выступил немецкий философ Л.Фейербах. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу, считал Фейербах, противоположны друг другу. В основе религии

лежит вера в догматы, тогда как в основе философии - знание, стремление раскрыть действительную природу вещей.

Материализм Фейербаха характеризуется как антропологический, так как в центре внимания Фейербаха - не отвлеченное понятие материи, а человек как психофизическое единство, единство души и тела. Исходя из такого понимания человека, Фейербах отвергает его идеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается, прежде всего как духовное существо. Согласно Фейербаху, тело в его целостности как раз и составляет сущность человеческого ”Я”. Духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело - две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческая природа, таким образом, толкуется Фейербахом преимущественно биологически, и отдельный индивид для него - не исторически- духовное образование, а звено в развитии человеческого рода.

Критикуя идеалистическую трактовку познания и будучи недоволен абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию. Полагая, что ощущение составляет единственный источник нашего познания. Только то, что дано нам через органы чувств - зрение, слух, осязание, обоняние, - обладает, по Фейербаху, подлинной реальностью. С помощью органов чувств мы познаем как физические объекты, так и психические состояния других людей. Фейербах не признавал никакой сверхчувственной реальности и отвергал возможность чисто отвлеченного познания с помощью разума, считая последнее изобретением идеалистической спекуляции.

Антропологический принцип Фейербаха в теории познания выражается в том, что он по-новому интерпретирует само понятие ”объект”. По Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого человека - это другой человек, ”Ты”. Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного существования, а тем самым к признанию существования вообще внешних вещей. Природа же сама по себе не существует, её создаёт индивидуальное или надындивидуальное сознание.

Выдающийся немецкий философ Людвиг Андреас фон Фейербах был отъявленным атеистом-материалистом, остро и бескомпромиссно критиковал постулаты религии и идеализма. Тем не менее в его взглядах многие узрели истину. В данной статье рассмотрим, что собой представляет антропологический материализм Л. Фейербаха.

Из биографии философа: начало жизненного пути

антропологический материализм фейербаха

Период социальной отчужденности

антропологический материализм фейербаха кратко

Основные труды

Так зародилась новая концепция мировой философии — антропологический материализм Фейербаха. Кратко попробуем изложить ее основные идеи. На основании них сделаем некоторые выводы.

антропологический материализм л фейербаха

Антропологический материализм Фейербаха

Немецкий атеист-материалист говорил, что человек неотделим от природы, и мышление, присущее только его биологическому виду, является ничем иным, как необходимым выражением его физиологической деятельности. Антропологический материализм Фейербаха базируется на идее о том, что философия как наука, изучающая отношение бытия к мышлению, должна быть антропологией, т. е. учением о человеке, ибо только он из всех живых существ умеет мыслить. И именно он, человек, является высшим продуктом природы, единственной реальности, саморегулирующейся и бесконечной в пространстве.

Сущностью же человека разумного мыслитель называет чувственную жизнь его сердца и ума, многообразие его переживаний. Антропологический материализм Фейербаха провозглашает мысль о том, что высший продукт природы и раскрытие его подлинной сущности и являются причиной существования религии и искусства, логики и методологии, философии и науки. Людвиг Фейербах развивал теорию материалистического сенсуализма, считая ощущения единственным источником познания мира человеком.

антропологический материализм фейербаха философия

Критика религиозных постулатов

Как уже упоминалось выше, антропологический материализм Людвига Фейербаха базируется на идеях сенсуализма и эмпиризма, решительно противореча позициям агностицизма. Зарождение религии мыслитель рассматривал как результат зависимости человека от стихийных сил общества и природы.

Людям свойственно стремиться к антропоморфизму, т. е. проецировать свои качества на кого-то. С давних времен, о чем свидетельствуют многочисленные исторические хроники, человек наделял чертами, присущими ему, представителей животного и растительного мира, стихии природы и т. п. Религия, по словам Фейербаха, является важнейшим видом такого антропоморфизма.

л фейербах антропологический материализм

Причины и результаты религиозности

Сущность всех божественных атрибутов, их роль в жизни человека, проблемы и мотивы его стремления к счастью — вот что ставит на первое место антропологический материализм Фейербаха. Философия немецкого мыслителя являет собой нечто вроде аналитического взгляда на теологию и причины ее возникновения. Людвиг Фейербах усматривает причины появления Бога в сложностях, возникающих в жизни людей, которые порождают чувства бессилия, отчаяния, безысходности. В таких условиях человек склонен искать спасение в иллюзорных идеях о посмертном воздаянии и утешении. Так он обретает некую соломинку, за которую можно ухватиться, чтобы стать смиренным.

По словам философа, религия парализует какие-либо стремления человека к лучшей жизни, заставляет его терпеливо ожидать посмертной доли, подменяя реальность сомнительными иллюзиями. Мыслитель утверждал, что традиционная форма религии уже изжила себя, и ее следует заменить на религию нового поколения. По логике Фейербаха, любовь к Богу есть ни что иное как ложная форма истинной любви — любви к природе и людям.

Откровенная критика религии, на которой основан антропологический материализм Л. Фейербаха, вызвала множество споров в обществе и среди признанных мыслителей как во времена деятельности философа, так и после его смерти.

Человек в стремлении к счастью

антропологический материализм людвига фейербаха

Как и многие другие, Людвиг Андреас фон Фейербах поднимал тему нравственности и подлинной основы того или иного поведения человека. Следует сказать, что он был ярким представителем эвдемонизма, но и в это этическое направление привнес нечто свое. Антропологический материализм Фейербаха оказал значительное влияние на философию XX века и заставил подвергнуть переосмыслению многие направления этики.

Если средневековые мыслители считали наивысшим счастьем познание Бога и возможность узреть его в грядущей жизни, то немецкий материалист утверждал, что счастье отдельного индивидуума зависит от счастья других, ибо не то, что быть счастливым, а даже существовать без них он не может. Потому стремление к высшему благу разрушает рамки эгоизма и порождает в человеке чувство долга по отношению к другим людям. Так как Бог — это проекция лучших качеств высшего творения природы, то и стремление к счастью заключается в сознательном желании блага для окружающих. Но стоит оговориться, что этот импульс должен быть непринужденным, и даже самопожертвование, если оно связано с радостным сознанием проистекающего из него блага для других, может сделать человека счастливым.

Антропологический материализм Фейербаха: личное мнение автора

антропологический материализм л фейербаха кратко

Если рассмотреть антропологический материализм Л. Фейербаха кратко, то можно сделать вывод, что учение базируется не столько на критике идей теологии, сколько на призыве не игнорировать материальную сторону существования человека и допустить, что он может быть не божьим, а природным творением, а потому человеческую сущность, его чувства и мышление следует изучать с учетом различных точек зрения, как религии, так и науки.

Антропологический материализм Фейербаха имеет право на жизнь, и его учение достойно внимания даже самого религиозного человека. Ведь разве не разумное исследование и изучение закономерности явлений — основа развития личности?

Мы многому можем научиться у Фейербаха, в том числе атеизму и гуманизму. В наши дни признаваться в том, что ты не веришь в бога, как-то не принято. Ведь с религией богословы издавна связывали особую духовность, высокую нравственность, миролюбие, а с неверием – деградацию личности, упадок культуры, распад общества и семьи, склонность ко лжи, воровству, убийству.… Эта традиция сохранилась до сих пор, только ее обоснование с годами приобретает все более изощренный и изобретательный характер.

Содержание работы

Введение 3
1. Биография Л.Фейербаха 4
2. Учение Фейербаха о Боге, о религии и о христианстве 11
3. Атеизм Фейербаха 12
4. Характеристика атеизма Фейербаха 15
Заключение 17
Список используемых источников: 18

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

Учение Фейербаха о Боге, о религии и о христианстве

Начало, середина и конец всякой религии – это сам человек. Религия – это поклонение человека самому себе. Однако это поклонение, вместо того, чтобы быть обращенным к самому себе, обращено к своей проекции вовне. Результатом этого становится отчуждение человека и его нищета. То есть, когда человек становится религиозным, он отчуждается от своей истинной сущности и наделяет ею Бога. Так человек делает Бога богатым, а сам становится внутренне разделенным и обнищавшим.

Атеизм Фейербаха

Историко-философские взгляды Фейербаха возникли и сформировались в определенных исторических условиях на основе определенного историко- философского багажа. Важнейшим идейным источником материализма и атеизма Фейербаха были ростки атеистической и материалистической мысли предшествующих эпох. В новых исторических условиях Фейербах развил и продолжил материализм и атеизм. Фейербах глубоко и обстоятельно изучил идейное наследие своих предшественников ссылался на них, считая их атеизм поверхностным и неглубоким.

Наряду с психологической, эмоциональной основой религии Фейербах отмечал наличие у религиозных представлений гносеологических корней. Он усматривал их в отрыве мышления от бытия, в развитии абстрактного мышления, таящего в себе возможность отхода от восприятий органов чувств и создания понятий, которые искажают действительность. Именно таким путем и возникает понятие бога – этот центральный пункт всех религий. Мы находим у Фейербаха попытки раскрыть и социальные причины религии, ее общественную функцию. Так, например, он подчеркивал, что переход от языческой религии (политеизма) к монотеизму связан с возрастанием зависимости людей от своих земных владык, от царской власти. Возвышение монархов обусловило, по Фейербаху, возникновение идеи единого, всемогущего бога.

Характеристика атеизма Фейербаха

Характеристика атеизма Фейербаха будет неполной если не затронуть еще один вопрос: перерастание его критики религии в критику идеализма. Не только в том смысле, что он, подрывая основы религии, объективно, неизбежно подрывал и корни идеализма. Фейербах сознавал, и это было его глубоким убеждением, что критика религии не может считаться достаточно полной, если она не распространяется и на идеализм, подводящий теоретическую наукообразную базу под мистику и поповщину. Современные религии, освобождаясь в процессе эволюции от многих грубых и примитивных черт, находят больше контактов с идеалистической философией. Обстоятельство это еще больше усиливало необходимость вскрытия внутренней, идейной связи, существующей между религией и идеализмом.

Заключение

Исторической заслугой Фейербаха было раскрытие внутренней связи религии с идеалистической философией, единства религиозного и идеалистического мировоззрений. С позиций материализма и атеизма Фейербах развенчивает объективный идеализм Гегеля, агностицизм Канта, мистицизм Шеллинга.

Немецкий философ-гуманист мечтал об освобождении человека от пути религии, о торжестве знания. "Никакой религии! – такова моя религия", – восклицал он. Основоположники марксизма дали высокую оценку фейербаховскому атеизму, использовали его критику религии в процессе формирования собственных атеистических воззрений. Ограниченность же фейербаховского атеизма проявилась и в вопросе о том, есть ли будущее у религии. Решительно отвергая религиозные представления, существование потустороннего мира и сверхъестественных сил, Фейербах ратовал за новую, "разумную" религию – религию любви. По учению Фейербаха, любовь человека к человеку должна вытеснить традиционную религию и стать истинной религией. Будучи идеалистом в понимании истории и отвергая революционный путь переустройства общества, Фейербах пришел к переоценке роли религии, к превращению ее в панацею от всех социальных бед.

• От чего отказываются атеисты: от существования Бога или от наших представлений о Нем? От Бога или от религии? Или от того и другого?

• Каковы причины атеизма?

В истории атеистических учений Бог и религия отвер­гаются во имя разума, природы, человека, его свободы, борь­бы с социальным злом. Следовательно, эти причины можно представить как философские, научные, социальные, а так­же и личные: такие, как эгоизм, невежество, безнравствен­ный образ жизни. В соответствии с причинами атеизм фор­мулирует и аргументы в свою защиту.

• Каковы последствия атеизма в жизни личной и целых наро­дов? В чем состоит ответ христиан атеистам?

Чтобы ответить на эти вопросы, мы познакомимся с четырь­мя наиболее популярными атеистическими течениями, появивши­мися во второй половине прошлого и начале нашего века, в том или ином виде существующими и в наши дни.

гуманистический атеизм, главнейшим представителем ко­торого был Людвиг Фейербах;

социально-политический атеизм Карла Маркса;

антиморальный атеизм Фридриха Ницше;

психоаналитический атеизм Зигмунда Фрейда.

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ АТЕИЗМ ФЕЙЕРБАХА

Краткая биография

Людвиг Фейербах (1804 — 1872) считается отцом атеизма Нового Времени, вдохновившим многих единомышленников, в том числе Маркса, Ницше и Фрейда. Немец, сын известного юриста. Был крещен в католиче­стве, но получил протестантское воспитание. Хотел стать пасто­ром, и в 1823 году начал изучать богословие в Бонне. В следую­щем году переехал в Берлин, ув­лекся философией Гегеля, забросил богословие и стал изучать философию. В конце концов он сформировался как атеистический критик религии. Защитил докторскую дис­сертацию, стал преподавателем философии в Эрлангенском университете, однако вскоре был уволен из-за своих рево­люционно-философских идей, которым оставался верен до самой смерти.

Учение Фейербаха о Боге, о религии и о христианстве

Начало, середина и конец всякой религии — это сам человек. Религия — это поклонение человека самому себе. Однако это по­клонение, вместо того, чтобы быть обращенным к самому себе, об­ращено к своей проекции вовне. Результатом этого становитсяотчуждение человека и его нищета. То есть, когда человек стано­вится религиозным, он отчуждается от своей истинной сущности и наделяет ею Бога. Так человек делает Бога богатым, а сам стано­вится внутренне разделенным и обнищавшим.

Оценка взглядов Фейербаха

Выводы Фейербаха о религии неубедительны. В самом деле, для человека естественно свои потребности и устремления выражать в вере. Это, однако, не доказывает ни существования, ни несуще­ствования Бога. На основании какой логики отвергается существо­вание Божественной реальности, к которой человек стремится и с которой соотносится? Иными словами, если человеку не хочется, чтобы Бог был, это не дает основания утверждать, что Его нет.

Некоторые по различным причинам хотят, чтобы Бога не бы­ло. Почему бы не считать, пользуясь логикой Фейербаха, атеизм всего лишь выражением этого их желания и, по аналогии, сделать вывод о том, что Бог есть?

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ АТЕИЗМ МАРКСА

Краткая биография

Карл Маркс (1818 — 1883) родился в еврейской семье, получил протестант­ское воспитание, стал атеистом и все­мирно известным революционером. Его отец, выходец из семьи раввина, был преуспевающим адвокатом, который, ради своего положения в обществе, вме­сте со своей семьей принял протестант­ство. Маркс изучает юриспруденцию в Бонне. В 1841 г. заявляет себя как атеист. Изучает историю и философию в Берлине и испытывает влияние профессора богословия атеиста Бруно Бауэра и Фей­ербаха. Защищает докторскую диссертацию, но из-за ради­кальных демократических взглядов университетская карье­ра для него закрывается. Некоторое время работает журна­листом, однако, под давлением государственной цензуры, ли­шается своего места. В 1843 г. эмигрирует с семьей в Париж, где знакомится с Энгельсом и сближается с революционны­ми организациями. Становится коммунистом и политическим борцом, вырабатывает свою революционную программу, в ко­торой атеизм был чем-то само собой разумеющимся. Пере­езжает в Лондон, где живет до конца жизни, продолжая свою борьбу и писательскую деятельность.

Тезисы Маркса о религии и Боге

• Религия — это плод самообмана человека как следствие тя­желых условий жизни.

• Религия является выражением несчастья и обездоленности человека и проявлением его слабого протеста против тако­го состояния.

• Для того чтобы была восстановлена истинная сущность че­ловека, религия должна исчезнуть. Это произойдет, когда будут уничтожены искаженные условия жизни, из которых религия проистекает и на которых основывается.

Рассмотрим эти положения более подробно. Религию создает человек не отделенный от общества, а тесно связанный с ним. Бе­да состоит в том, что это общество является искаженным, неспра­ведливым, бесчеловечным. В таком обществе человек задыхается, страдает, чувствует унижение, безвыходность, хочет освободить­ся. Но или из-за незнания, или из-за бессилия он просит помощи от внечеловеческих и сверхчеловеческих сил с неба, от Бога. Од­нако на небе нет ничего, кроме потери самого себя и неисполнен­ных желаний. Из этого несуществующего фантастического мира он черпает ничтожное утешение, чтобы продержаться, и создает искаженное мировоззрение. На основании этого мировоззрения человек доходит до того, что принимает, оправдывает и даже за­щищает те бесчеловечные и антиобщественные силы и условия, которые как раз и подвигли его к созданию религии.

Критические замечания о тезисах Маркса

Утверждение, что религия — это произведение человека, со­держит в себе частичную правду. Конечно, человек участвует в формулировке религиозных представлений. Более того, в этих представлениях в определенной степени отражаются те идеи и ре­альности эпохи, в которой живет человек. Все это, однако, ни в коей мере не является основанием для утверждения, что Бога нет. Тот, кто верует, прекрасно понимает, что Бог в Своей сущности превыше любых наших представлений о Нем.

Тезис Маркса о том, что религия является следствием только социально-экономического отчуждения человека и соответствую­щих ему условий жизни, неубедителен, поскольку исследование истории не оставляет сомнений, что религия в том или ином виде у людей была всегда. Изучение истории также показывает, что ре­лигия не находится в жесткой зависимости от общественного строя, вроде того, который критиковал Маркс. Религия обнаружи­вается при любой общественной формации. Поэтому, если и бу­дут уничтожены бесчеловечные условия жизни, это не приведет к исчезновению истинной веры. Скорее, это приведет только к исчезновению тех отчужденных и компромиссных форм, в которых эта вера существует. Впрочем, этому были бы рады все истинно верующие.

Приложение к уроку № 23

Ф. М. Достоевский. Подросток. Ч. 3, гл. 7, III

1. Удалось ли Марксу и Фейербаху доказать, что Бога нет? Аргу­ментируйте свой ответ.

2. Прочитайте второе приложение к этому уроку и обсудите, с чем вы согласны и с чем не согласны в этом тексте.

3. Почему отказ от религии в коммунистических государствах не привел к торжеству любви, вопреки надеждам Фейерба­ха?

4. Насколько реалистичным было видение будущего мира Вер-силовым (см. стр. 133)?

5. Найдите в 16 уроке рассуждения Аввы Дорофея, сравните их с теориями Фейербаха и Маркса. Кто, по-вашему, дает более надежные рекомендации для улучшения отношений между людьми?

Читайте также: