Аталычество у адыгов кратко

Обновлено: 04.07.2024

Аталычество — древний обычай зафиксированный в этнографии Кавказа, по которому, ребёнок вскоре после своего рождения, переходит на некоторое время (для воспитания) в другую семью, а затем возвращается к своим родителям (по истечению определенного обычаем времени) [1] . Первые научные исследования выполнил советский этнограф М. О. Косвен с 1931 по 1935 годы.

Содержание

Общие сведения

Многие вопросы, касательно происхождения, история, сущности, общественного значение и т. д. этого обычая остаются не установленными и дискуссиоными.

В древности аталычество была присуще всем социальным слоям, впоследствии оно приняло резко выраженный классовый характер и чаще дети знатных родителей передавались в семьи вассалов или раных людей на воспитание. Аталычество часто выходило за рамки одного племени и одного народа, что способствовало изучению обычаев и языков соседей, являлось сдерживающим фактором при межплеменных и иных конфликтах.

Локализация. Обычай был зафиксирован главным образом на Кавказе, а именно у следующих народов [1] :

— у абхазо-адыгских народов, то есть у абхазов, адыгов (в том числе черкесов, кабардинцев), абазин и убыхов, — у балкарцев и карачаевцев, то есть народов тюркской ветви, соседствующих с адыге, — у осетин соседствующих с адыге, — у сванов соседствующих с абхазцами.

Как отмечал М. О. Косвен, у тюркских народов, за пределами Кавказа, этот обычай почти не встречается, есть источник что обычай бытовал у башкир [1] .

Похожий обычай бытовал у древних кельтов, в феодальной Европе похожий обычай назывался фостеражем и в некоторых странах (например, в Англии) до сих пор иногда практикуется [1] .

На Кавказе обычай был ликвидирован в ходе присоединения к России (во время Кавказской войны). Уничтожения аталыческих традиций началась с 1822 года, которым датируется первая специальная запретительная прокламация А. П. Ермолова [3] .

Происхождение названия

Ранние исторические свидетельства

Исследования

Предпринимаются попытки обоснования связи аталычества с древнейшим обществом. Утверждается, что это стадиальный институт универсально-исторического характера.


Аталычество как оно есть

На практике аталычество реализовывалось следующим образом. Когда родители решали отдать своего ребёнка аталыку, возраст чада не имел большого значения. Отдавали в чужие семьи детей иногда после трёх-четырёх месяцев от роду. При этом принявший ребенка на воспитание приобретал все права кровного родства с семейством своего питомца. Такое родство именовалось молочным, но имело всю силу родства кровного.

Порой воспитанники попадали к аталыку не просто из другого рода, но и из другого этноса. Подобное происходило чаще всего среди князей и аристократов. В таких обстоятельствах юноша или девушка, кроме всего прочего изучали и новый для них язык, что в кавказском разноязычии дорогого стоило.


Конечно, выше приведена самая обобщённая форма аталычества. В зависимости от того или иного народа и социального слоя возникало множество весомых нюансов.

Аталычество: инструмент политики или обычай воспитания?

Князья традиционно отдавали своих детей на воспитание в семьи сословьем ниже их. Таким образом правящие круги привязывали к себе верных людей практически кровными связями. Так, кумыкские ханы и шамхалы отдавали своих детей на воспитание первостепенным узденям, т. е. приближённым аристократам. Черкесские же князья в качестве аталыков выбирали своих уорков, т. е. тех же дворян. В свою очередь, дворяне передавали своих детей сословию зажиточных свободных крестьян.

Часто основой аталычества становилась политика. Учитывая разрозненность этносов, субэтносов и обществ Кавказа, правители княжеств или же владетели отдельных долин, дабы заключить более прочный союз с одними соседями (традиционно против других соседей), отдавали своих детей и также принимали на воспитание чужих сыновей и дочерей. К примеру, протурецки настроенные черкесские князья с радостью становились аталыками для детей крымских ханов. Князья обретали мощного союзника, а ханы предполагали таким образом записать князей себе в вассалы. После падения Крымского ханства множество представителей его знати нашло приют среди бывших аталыков.

Стоит также отдельно отметить, что по мере увеличения поборов с простых крестьян по всему Кавказу из-за непрекращающейся войны аталычество начало приобретать чисто классовый характер. Простой люд всё более утрачивал выгоды от отдачи дитяти аталыку. При этом аристократия таким образом отчаянно сшивала вновь и вновь рвущиеся союзы между целыми княжествами, обществами и ханствами.

Национальный фактор в аталычестве

Безусловно, на традицию оказывал сильное влияние национальный фактор. Разбросанные по всему Кавказу с его крайне колоритным и разношёрстным рельефом народы вносили в обычай свои поправки.

Одним из ярких и самобытных исследователей Кавказа, упоминавших аталычество, был Султан Хан-Гирей. Он был знаком с черкесским аталычеством не понаслышке. Ведь Хан-Гирей был одновременно потомком крымских ханов и черкесских аристократов, а также полковником русской армии. Вот что этот историк и этнограф писал об аталычестве:

Писал об указанном обычае и Фёдор Фёдорович Торнау, генерал-лейтенант, писатель и один из первых разведчиков, пробравшихся на территорию Черкессии и Кабарды. Торнау указывал особенности аталычества у абхазов:

Малоизвестный этнограф Вальдемар Борисович Пфаф, кавказовед и преподаватель, оставивший весомые, но до конца не оценённые труды по исследованию Осетии, также указал некоторые особенности аталычества у осетин:


В Аварии аталычество начиналось, так сказать, с пелёнок. К примеру, хунзахские ханы предпочитали отдавать своих детей на кормление жёнам свободных и зажиточных крестьян или дворян. Позже дитя обычно и воспитывалось в той семье, в которой росли его молочные братья.

Эффективность аталычества как политического инструмента

Принято считать, что аталычество выступало эффективным инструментом объединения Кавказа, разрешения военных конфликтов и взаимного обогащения знаниями и языками, коих на Кавказе масса. Но увы, сама история показала, что аталычество не смогло быть противопоставлено разобщённости народов региона, давним взаимным упрёкам и чудовищной силы экспансии как государств, так и религиозно-политических движений.

Мюридам, преисполненным религиозного фанатизма, традиция аталычества была чужда, как практически и все остальные обычаи. К примеру, Гамзат-бек, имам и предшественник Шамиля, долгое время воспитывался в хунзахском ханском доме аварских ханов и считался чуть ли не молочным братом молодых ханов Аварии. Но это не помешало ему вырезать всех хунзахских правителей под корень.

В качестве формы воспитания, обучения и социализации аталычество, конечно, сыграло свою весомую роль. Однако противостоять жестоким политическим процессам эта традиция не могла в принципе. Во время борьбы за престол Абхазского княжества в схватке не на жизнь, а на смерть сошлись Сефер-бей и Аслан-бей, а они приходились друг другу даже не молочными, а родными братьями.

Аталычество (Аталык) — это один из древних обычаев, который был зафиксирован в этнографии Кавказа, предусматривающий передачу ребенка после его рождения на воспитание в другую семью.

Аталычество является своеобразной формой семейных отношений. Оно чаще всего практиковалось у зажиточных людей и феодалов, среди адыгов, балкарцев, кумыков, карачаевцев и осетин.

Аталычество было распространенным делом у горцев, так как оно считалось богоугодным, в виду того, что сам пророк Мухаммед провел несколько лет в качестве воспитанника в семье арабов-кочевников.

Значимость аталычества заключалась в том, что таким образом устанавливались связи между разными горскими семьями и племенами. Дети, воспитываемые в аталыческих семьях овладевали не только языком (диалектом) племени, но и приобщались к его традициям и культуре.

Женщины, которые заботились о детях, должны были проявлять нежность и любовь к ним, так формировалась привязанность к кормилицам как к родным матерям.

Еще одним положительным моментом аталычества было то, что бедные дворяне, беря на себя воспитание ребенка из богатой дворянской семьи получали от нее покровительство, так как их связывало родство.

Характеристика воспитания в аталычестве

После того как в знатной семье рождался ребенок, семьи, желающие выступить в качестве аталыков и взять его себе на воспитание, спешили предложить свои услуги. Чем богаче и знатнее была семья мальчика, тем больше было желающих взять ребенка в свою семью.

Готовые работы на аналогичную тему

Одним из ведущих правил аталычества было, то у аталыка не должно быть больше одного воспитанника.

Бывало и так, что в процессе воспитания ребенок мог переходить на воспитание от одного аталыка к другому. Родителям же было запрещено видеться в ребенком на протяжении всего времени нахождения у аталыка, а также узнавать через третьих лиц о его судьбе и принимать какое-либо участие в воспитании.

Процесс воспитания был разносторонним, но в виду особенностей кавказских традиций, не лишенным определенной суровости.

Возвращение ребенка в семью – это особенный и торжественный день, который отмечали как праздник.

Алатык и его семья должны были уделять приемному ребенку больше внимания, нежели своим родным детям, стараться одевать и кормить его лучше своих детей.

Воспитание мальчика предусматривало обучению езды верхом, джигитовке, владению кинжалом, ружьем, пистолетом, обучение охоте и ведению хозяйства. Кроме того, у мальчиков воспитывали нравственные качества и формировали правила поведения в обществе.

Воспитание девочки предполагало обучению женской работе по дому: вышивание, готовка, уборка и т.д. Кроме того девочку знакомили с особенностями и тонкостями кавказского этикета, внушали необходимые представление о женской гордости и чести.

Необходимо отметить и тот момент, что все время пока ребенок проживал в семье аталыка, он не имел возможности видеться со своими родителями и родной семьей. Именно поэтому возвращение в родную семью происходило очень тяжело, так как подростку приходилось знакомится в родными, которые были для него по сути чужими людьми. Проходило несколько лет прежде чем он привыкал к отцу и матери, братьям и сестрам, семейным традициям и т.д. В то время как близость с семьей аталыка сохранялась на всю жизнь и по традиции приравнивалась к кровной.

По возвращению подростка в семью аталык дарил ему коня, оружие и одежду. Однако он сам и его жена получали очень щедрые подарки от отца воспитанника. В качестве подарков были скот и даже земля. Между семьями устанавливалось родство, которое по своей крепости не уступало кровному.

Значимость аталычества

Аталычество практиковалось для того, чтобы родство устанавливалось между семьями, которые были равны по общественному положению – это семьи князей, дворян, богатых крестьян. Довольно часто аталычество устанавливалось между соседними народами, с целью сохранения и укрепления мира.

Таким образом, аталычество выступало как своеобразный династический союз.

Однако бывали случаи, когда знатный феодал передавал своего ребенка менее зажиточному и знатному феодалу или даже крестьянину. В этом случае отец не просто одаривал аталыка, но и оказывал ему всю необходимую поддержку, защиту от врагов, тем самым расширяя круг людей, которые были от него зависимы. Выгода аталыка заключалась в том, что он хоть и терял часть своей независимости, но зато он приобретал покровителя.

Обычай аталычества не прижился у чеченцев и ингушев. Это связано с тем, что данные народности не имели выраженного социального расслоения.

Воспитанник и сын аталыка считались молочными братьями, на протяжении всей жизни их связывала тесная дружба.

Ввиду того, что семьи считались родственниками, практически кровными, воспитанник не имел права вступать в брак с кем-то из семьи аталыка.

Таким образом, значимость аталычества заключается в том, что оно обуславливало появление новых родственных связей, что оказывало большое влияние на установление мира и сплоченность народа.

В ближайших постах – что такое аталычество? Почему в средневековье и новое время кавказские дети часто отдавались на воспитание в чужие семьи? И с кем сегодня остаются дети тех, кто уехал на заработки в Москву, Питер, Ростов или Ставрополь? Трансформация обычая – или новые реальности?

Аталычество – обычай воспитания детей в чужой семье, распространенный почти у всех народов Северного Кавказа. Он был более распространен среди высших сословий, иногда среди зажиточных крестьян - отдать ребенка на воспитание, также как и принять чужого ребенка на воспитание в семью было довольно-таки затратным делом. По социальной лестнице семья аталыка (воспитателя) стояла ниже семьи, ребенок из которой отдавался на воспитание.


Ребенок (воспитанник) находился в семье аталыка при полной или почти полной его изоляции от своей родной семьи, что способствовало психологическому сближению воспитанника с семьёй аталыка. Классическое аталычество предполагало, что ребёнок отдавался на воспитание сразу же после рождения и возвращался домой уже юношей (либо с наступлением совершеннолетия в возрасте 15-16 лет, либо ко времени женитьбы). У некоторых адыгских субэтносов , у осетин и ногайцев, ребёнка могли взять позже, а вернуть значительно раньше.

Зачем вообще был нужен такой обычай? Он, казалось бы, из начала 21 века видится чем-то, что ведет к отчуждению детей и родителей. Но каждый обычай имел свое функциональное значение в культуре. Есть несколько объяснений обычая аталычества. Остановимся на наиболее популярных. По одной из версий - сыновей отсылают из дома, чтобы они не росли избалованными и чтобы одновременно избежать конфликтных ситуаций, связанных с возможным в будущем соперничеством отца и сына и т. п. Мне кажется неубедительно. И слишком отдает Фрейдом.

Вторая версия. Аталычество – это форма избегания между отцом и ребенком, характерная для родового строя. Аталычество как реликт якобы ограничивало личные контакты между родителями и детьми.

Некоторые считают, что люди, отдавая своих детей в чужие семьи, специально развивали формы искусственного родства, чтобы укрепить внутриобщинные связи и усилить феодальную зависимость более низших сословий.

Наконец, якобы в семье аталыка ребенок может научиться таким навыкам, которым трудно овладеть в родительской семье. Выносливости, терпению, умению ладить с людьми и т.д.

Наиболее вероятно, что смысл аталычества заключается в том, что крестьяне всегда стремились иметь связи в среде аристократов. Искусственное же родство дворян и князей с крестьянами, в свою очередь, давало элитам возможность иметь широкую социальную опору. Для прекращения кровной мести и межсословных конфликтов система аталычества была очень кстати – она гасила социальные конфликты без боевых действий и других неприятных вещей.

Наконец, например, аталыческие связи крымских ханов с Черкесией были инструментом расширения символических географических границ этноса, вывода его за пределы своей исторической территории, введение в международную систему взаимодействия. Об остальном - в следующих постах..)))

Д. Белл сообщал, что аталычество в отдаленные времена являлось всеобщим явлением, но впоследствии практиковалось только в княжеских и дворянских семьях.

Характерная черта аталычества состояла в том, что высшие сословия отдавали своих детей на воспитание только зависимым людям, находившимся в их подчинении. Словом, порядок был таков: князь отдавал своих детей дворянину, дворянин - крестьянину или и князья, и дворяне отдавали крестьянам. Дворяне воспитывали княжеских детей. Но зато сами князья воспитывали только княжеских детей, так как они считали унижением быть воспитателями своих подчиненных, например, дворян.

Перейдем теперь к описанию процесса воспитания, которым характеризуется аталычество. Родители иногда до рождения ребенка договаривались с каким-нибудь лицом, чтобы оно стало их аталыком, и сообщали ему приблизительно время, когда оно может получить ребенка. Многие изъявляли желание стать аталыком, так как роль воспитателя в значительной степени была связана с материальной выгодой. Сущность аталычества состояла в том, что ребенка после рождения отдавали в чужую семью, и по истечении определенного времени он возвращался к своим родителям.

В семье аталыка отмечали торжественный шаг, после исполнения года давали ему много подарков. С12—13 лет возили его по всем родственникам аталыка и знакомили его с ними.

Читайте также: