Итоги японии в 19 веке кратко таблица

Обновлено: 02.07.2024

Достаточно продолжительный период времени внешняя политика Японии основывалась на отношениях лишь с близлежащими странами – с Китаем и Кореей. Начало XVI века поменяло видение японцев. Миссионеры из Португалии и Испании привнесли христианство в страну. Однако через некоторое время все коренным образом изменилось. Начало XVII века характеризуется практически полной изоляцией Японии от торговых отношений с европейскими странами. Сёгунат Токугава, опасаясь, что Япония подвергнется колониальному захвату, принял множество указов, согласно которым торговля сохранялась лишь с Китаем и Голландией, а христианство было изгнано за пределы государства.

В обособленном состоянии Япония находилась две сотни лет, а затем наладила отношения с Россией, Америкой, Францией и Англией. Оторванная от всего мира Япония старалась наверстать упущенное, быстрыми темпами перенимая у европейских стран знания в области промышленности и юриспруденции.

Японо-китайская война (1894-1895 годы)

Внешняя политика Японии в 20 веке


По итогам Первой Мировой войны, Япония входила в число стран, одержавших победу. Она сделала множество приобретений за счет побед над странами Тихого океана и Дальнего Востока. Боевой дух японской армии продолжал крепнуть, подогревая интерес к новым сражениям и победам.

Внешняя политика Японии в начале 20 века была затронута последствиями мирового экономического кризиса. Удар пришелся, прежде всего, по Америке, которая на тот момент имела тесные экономические отношения с Японией. Определенное значение в этой ситуации сыграло масштабное землетрясение 1923 года и аграрный кризис внутри государства.

Последствия, которые развивались на фоне кризисного периода, толкнули Японию на активные действия. В качестве основного варианта выхода из сложившейся ситуации стала программа меморандума Танака, которая основывалась на разжигании конфликтов со странами материка. Один из главенствующих этапов программы стал захват Северо-восточного Китая.

Во вторую половину 20 века Япония была втянута во Вторую Мировую Войну. Главными противниками государства выступили США и СССР, в обоих сражениях Япония была поражена. Внешняя политика Японии после Второй Мировой войны была существенно подорвана. Основную часть государственных функций государства взяла на себя Америка. Внешняя торговля, правосудие, контроль государственного бюджета и правление парламента проводилось под руководством американских властей. В интересах США не было отказываться от Потсдамской декларации и выступать против японского народа, который выступал за демократию в стране. Связь с другими странами не могла устанавливаться непосредственно Японией, она была в руках оккупационных властей. Символическую роль выполняло Министерство иностранных дел, оно не имело прав, лишь поддерживало связь между оккупационными войсками и государственным штабом. Из всех политических партий государства существовала всего одна — Политическая ассоциация Великой Японии. Но после капитуляции стали появляться и другие, молодые партии.


Промышленность Японии в послевоенное время пострадала незначительно. Основные сокращения производства затронули лишь отрасли промышленности, удовлетворяющие потребительский спрос населения. В первое время после оккупации Япония отставала в своем развитии в сфере промышленности от других стран, однако США оказывала Японии экономическую помощь, что тоже сыграло свою роль на восстановлении государственных сил.

1949- 1950 года характеризуются для Японии проведением земельной реформы. Аграрный вопрос всегда стоял наиболее остро. Демократического преобразования сельского хозяйства крестьянами правительство Японии допустить не могло. Поэтому реформа была проведена парламентским путем. Согласно реформе, земли помещиков, были выкуплены государством, а затем продавались крестьянами. Особое преимущество имели люди, арендующие земли у помещиков. Несмотря на то, что реформа привела к некоторым изменениям, полностью решить аграрный вопрос она не смогла.

В течение последних 70 лет Япония активно добивалась усовершенствования своей позиции в мировом пространстве. Современная внешняя политика Японии основывается, главным образом, на разрушении стереотипов, которые сложились после Второй Мировой войны. Основная тактика, которую практикует государство – это культурная дипломатия. Япония старается избавиться от клейма агрессора и побежденной страны. Основные задачи, которые ставила перед собой Япония, были благополучно достигнуты.

Русско-японская война (1904-1905 годы)

Активизация японской политики в Корее и на севере Китая при­вела к обострению отношений с Россией. Готовясь к войне с ней, Япония заключила в 1902 г. союзный договор с Великобританией и заручилась негласной поддержкой США.

Парламент

Основная статья: Парламент Японии

Статус

Японский Парламент является двухпалатным. Он формируется из нижней Палаты представителей и верхней Палаты советников. Первая состоит из 480 депутатов, избираемых на 4 года. Она рассматривает и утверждает основные законопроекты. Вторая палата состоит из 242 депутатов, избираемых на 6 лет. Она проверяет законопроекты, принятые нижней палатой, утверждает или отсылает их на доработку[2][10].

Депутаты обеих палат избираются на выборах прямым голосованием. Возрастной ценз для депутатов Палаты представителей — 25 лет, для Палаты советников — 35 лет. 300 депутатов Палаты представителей избираются в одномандатных округах, а остальные 180 — в 11 общенациональных многомандатных округах. 96 депутатов Палаты советников избирают в одномандатных округах, а остальные сто сорок шесть в 47 префектурных многомандатных округах. Выборы проходят по пропорциональной системе[2][10].

Палата представителей имеет больше полномочий, чем Палата советников. В частности, нижняя палата может принимать законопроекты двумя третями голосов своих депутатов, если верхняя палата отклонила законопроект или не рассмотрела его в течение 60 дней. Решение Палаты представителей при утверждении бюджета, ратификации договоров и назначении премьер-министра получает статус всепарламентского, когда между обеими Палатами не достигнуто соглашение по этим вопросам или Палата советников не приняла собственное решение. Также Палате представителей принадлежит прерогатива выражения вотума недоверия правительству[2][10].

Сессии. Роспуск

Сессии Парламента происходят периодически. Они созываются по приказу Кабинета министров и открываются при участии Императора. Сессии Парламента бывают пленарными, временными и чрезвычайными. Пленарная сессия начинается каждый год в середине января и длится 150 рабочих дней. Она может быть продлена по совместному решению обеих Палат. На пленарных сессиях принимаются бюджет страны на следующий год, проходит обсуждение и принятие законопроектов. Временная сессия Парламента может иметь место после окончания обычной сессии, во время парламентских каникул, в случае возникновения какой-либо политической проблемы. Такая сессия может быть созвана по требованию Кабинета министров или требованию четверти депутатов какой-либо из Палат. Чрезвычайные сессии имеют место в результате роспуска Палаты представителей по указанию премьера после выражения вотума недоверия правительству. Они проходят через 30 дней после завершения досрочных 40-дневных выборов в Палату[2][10].

Палата представителей может быть распущена по решению премьер-министра страны в случае противостояния правительства и парламента. Палата советников роспуску не подлежит, но прекращает работу на время досрочных выборов в Палату представителей. В чрезвычайных ситуациях, произошедших в период этих выборов, Кабинет министров может созвать только Палату советников для принятия политических решений. Эти решения могут потерять силу, если не будут приняты в течение 10 дней после открытия чрезвычайной сессии новоизбранной Палаты представителей[2][10].

Обязанности. Принятие законов

В обязанности и прерогативы японского Парламента входит[2][10]:

  1. принятие законов, ратификация международных договоров, инициация поправок в Конституцию;
  2. обсуждение и утверждение государственного бюджета, предложенного Кабинетом министров;
  3. избрание премьер-министра из депутатов Парламента, высказывание вотума недоверия Кабинету министров, проверка государственного управления, которое осуществляет Кабинет министров;
  4. принятие импичмента судей, допустивших нарушения при исполнении судопроизводства.

Процесс принятия законов в Парламенте проходит следующим образом. Сначала депутаты Парламента или Кабинет Министров подают законопроект председателю одной из Палат. Ознакомившись с ним, глава передает законопроект профильным комитетам, в которых депутаты проводят экспертизу документа. В особых случаях кроме экспертизы проводят общественные слушания, в которых привлекают ученых и специалистов, не являющихся членами Парламента, но имеющих более глубокие знания предмета, чем депутаты. В случае одобрения законопроекта комитетами, его отсылают для принятия на парламентском заседании. После принятия документа одной Палатой, его передают председателю другой палаты. В этой палате законопроект проходит те же стадии рассмотрения, как и в предыдущей. В случае неодобрения, документ обсуждается на совместном заседании обеих Палат. Если утверждённый Палатой представителей законопроект был отклонен Палатой советников, первая может предоставить ему статус закона, повторно приняв двумя третями голосов. Новый закон передается главами Палат через Кабинет министров, который сообщает об этом Императору. Последний должен объявить его в течение 30 дней со дня извещения[2][10].

Какие действия может предпринять Япония на международной арене?

Стоит отметить, что среди наиболее актуальных вопросов, с которыми столкнется новый кабинет министров, выделяются определение основополагающих принципов взаимодействия с партнерами и потенциальными конкурентами, провокационная политика Поднебесной, выборы в США, возможности обеспечения соответствующего уровня безопасности, задачи в области повышения роли Японии в региональных и международных проектах, преодоление барьеров в российско-японских отношениях.

Отношения Японии и Кореи

Чего нам стоит ожидать?

Избрание следующего премьер-министра покажет, какой в итоге путь выберет Япония. Перед новым кабинетом возникнет непростая задача по укреплению внутренней стабильности с учетом необходимости сохранения прежних внешнеполитических позиций. Конкретные результаты продемонстрируют реальные возможности Токио по противодействию потенциальным угрозам. Дальнейшее положение государства на международной арене будет зависеть от того подхода, который в итоге выберет преемник Абэ. Пока же стоит ожидать определенной развязки внутрипартийной гонки.


Япония: оценка общих событий

Заявление премьер-министра Синдзо Абэ о своей отставке стало одним из ключевых событий в информационной повестке Азии. На сегодняшней день Япония входит в зону турбулентности. Перед руководством страны стоит ряд крупномасштабных задач, от решения которых зависит дальнейшее положение государства на международной арене. Обострение соперничества между Соединенными Штатами Америки и Китаем вынуждает Токио искать возможные средства для сохранения определенного уровня стратегической автономности, а также активизировать усилия по адаптации прежних подходов к резко меняющемся условиям конкуренции. Учитывая непосредственные угрозы регионального и глобального характера, стоит отметить, что Япония находится на перепутье: какую модель развития необходимо интегрировать в социально-экономическую и политическую структуру, чтобы при этом обеспечить стабильность и безопасность государства. Выбор преемника должен поставить точку в этом вопросе.

Основная статья: Верховный суд Японии

Верховный суд Японии.

Японские суды делятся на Верховный суд Японии и суды низшей инстанции. Последние состоят из высших, районных, семейных и дисциплинарных судов. Верховный суд является высшим органом судебной власти в стране. Он обладает правом конституционного контроля и выступает судом последней инстанции, решения которого не подлежат обжалованию. Верховный суд формируется из председателя и 14 судей, которые номинируются Кабинетом министров и назначаются Императором. Судьи судов низшей инстанции назначаются Кабинетом министров[2][14].

Суды по гражданским делам рассматривают конфликты относительно финансов, недвижимости, торговых сделок, транспорта, выплаты компенсаций и т. д. Обычно гражданские дела проходят с участием адвокатов истца и ответчика. Если стороны не согласны с решением суда, он вправе применить силовые методы для выполнения своего решения[2][14].

Суды по уголовным делам рассматривают случаи, связанные с убийствами, грабежами, хулиганством и другими антисоциальными преступлениями. На стороне пострадавшего в роли обвинителя выступает прокурор, на стороне подозреваемого в роли защитника — адвокат. Все подозреваемые имеют презумпцию невиновности, пока их вина не будет доказана в суде. В зависимости от результатов судебного процесса судья выносит соответствующий приговор[14].

Как правило, все судебные заседания являются открытыми для общественности. Однако по единодушному решению судей, ведущих процесс, заседание может проходить за закрытыми дверями. Если сторона, участвовавшая в судебном процессе, была не удовлетворена решением суда, она может подавать апелляцию в вышестоящий, а после него — в Верховный суд[14].




Япония в начале 19 века начала меняться под постепенно возрастающим влиянием западных держав. Еще в начале 17 столетия на правительственном уровне приняли решение об ограничении международных контактов и запрете христианства с целью сохранения внутренней целостности, культуры страны. Эти запреты сохранялись в первой половине 19 столетия, но ситуация на мировой арене менялась, Японии пришло подстраиваться под новые реалии.

В Стране восходящего солнца в начале 19 столетия отметился экономический рост, обусловленный развитием мануфактур. В первые годы века действовало 90 мануфактур, к середине третьего десятилетия их стало почти 400. Развитие затронуло все сферы промышленности, производство меди, железа, добычу золота. Период сопровождался формированием прогрессивного слоя промышленной буржуазии. Переход из феодального общественного строя в буржуазный подготовила культурная политика последних веков – к началу столетия уровень образования среди населения был одним из высочайших в мире.

Отношение японцев к образованию – особенный вопрос. В Японии действовали самурайские государственные и школы для простого населения. Слушателей учили писать, читать, считать; объясняли положения конфуцианства. Государство поощряло прогрессивную образовательную систему, во многих учреждения преподавали японоведение, изучение Голландии. Важный элемент образовательной политики эпохи – кокугаку, принцип, заложенный Мотоори Норинага, и ориентированный на изучение истории родной страны, развитие японской индивидуальности.



Страна образованных людей

Реформы Кёхо и политика Танумы

Реформы Кёхо — это ряд экономических преобразований сёгуна Ёсимунэ.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Времена реформ в Японии XVIII-XIX вв 480 ₽ Реферат Времена реформ в Японии XVIII-XIX вв 260 ₽ Контрольная работа Времена реформ в Японии XVIII-XIX вв 200 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Политику сёгуна Ёсимунэ, восстановившего правительственные финансы путём сосредоточения внимания на натуральной экономике, продолжил Танума Окицугу, один из высших чиновников сёгунатской администрации. Он попытался заполнить казну не рисом, а непосредственно деньгами, способствуя развитию торговли и промышленности. Танума признал официально монопольные права японских картелей в обмен на выплату ими налогов, а также вложил финансы в освоение острова Хоккайдо. Несмотря на первоначальные успехи курса, впоследствии Танума был вынужден уйти в отставку. Вмешательство в политику состоятельных купцов повлекло распространение на всех уровнях администрации взяточничества и вызвало массовые протесты среди населения. В дополнение к этому, мощное извержение вулкана Асаномаяма в 1783 году, принесшее засуху и голод, послужило причиной многочисленных восстаний крестьян.

Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Окончание века

История Страны восходящего солнца во второй половине 19 столетия сочетает традиционализм и нововведения, промышленные прорывы и резкие общественные перемены. Начало им дал 1853-й – год, когда американский президент отправил к восточным островам 4 боевых судна, потребовав установить международные отношения. Американская техника, новое оружие, мощные пароходы восхитили, впечатлили, испугали жителей архипелага так сильно, что сегунат Токугава принял историческое решение – возобновить отношения с западными странами. Через год подписали соглашение, определив регламент взаимодействия стран, начали возведение 2 портов, ориентированных на международные торговые связи.

Постепенно во второй половине столетия Япония подписала торговые соглашения с другими крупными державами: Россией, Великобританией, современными Нидерландами. Хотя власти столкнулись с сильной оппозицией, подверглись остракизму за нестандартные решения, в перспективе открытие границ оказалось своевременным и эффективным решением. Однако внешняя политика – лишь часть истории Страны восходящего солнца в 19 столетии. Внутри державы нарастал конфликт, социальная напряженность увеличивалась.

Конец 19 века Япония встретила развитой промышленной державой с сильным культурным потенциалом и высоким уровнем образования. Она стала первой в мире в своем роде, гармонично соединив специфику западного развития и традиционные восточные ценности. На волне успеха страна начала боевые действия, развязав в войну с Китаем, затем Россией.



Единение восточного и западного

§ 29. Страны Азии и Африки в современном мире

 1. Назовите причины и этапы деколонизации после Второй мировой войны.

Можно отметить ряд важнейших причин: оздоровление мировой обстановки в связи с победой демократии над фашизмом и тоталитаризмом; нежелание народов колоний жить в неволе; две сверхдержавы — СССР и США — выступали против колониализма, хотя и с разных позиций; ослабление колониальных держав сделало для них непосильным бременем сохранение империй.

1. Предоставление независимости колониям в Азии и создание новых государств: Пакистана, арабского и еврейского государства на территории Палестины.

2. Предоставление независимости колониям Африки.

2. Каковы особенности выбора путей развития в освободившихся странах Азии и Африки?

3. Охарактеризуйте три культурно-цивилизационных региона в Азии и Африке. Сравните особенности модернизации в Азиатско-Тихоокеанском регионе и странах мусульманского мира.

Таких культурно-цивилизационных регионов в Азии и Африке три: 1. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) с конфуцианскими традициями (Китай, Япония, Корея, Тайвань, Вьетнам, Гонконг, Сингапур). 2. Индо-буддийско-мусулъманский регион (Индия, Пакистан, Юго-Восточная Азия). 3. Арабо-мусульманский регион (Ближний Восток, Афганистан, Ирак, Иран, страны Магриба).

Вторая модель. В этой группе стран (Иран, Афганистан, богатые нефтью арабские страны) определяющим фактором развития остается традиционный ислам. В таких обществах почти в неизменном виде сохраняется привычный образ жизни, опирающийся на нормы ислама. Такие общества отличаются устойчивостью.

Япония

1. Какие реформы были проведены в Японии после ее поражения в войне?

2. Почему США активно содействовали их проведению?

Японии после войны было запрещено иметь армию и вооружение. Для того, чтобы люди нашли себе применение у себя в стране, США содействовала проведению в Японии реформ.

Немаловажным стартовым фактором был приток американского капитала и технологий.

Однако основная причина экономических успехов — это напряженный труд, высокая трудовая этика, культура труда, корпоративная дисциплина, уважение к старшим и другие восходящие к конфуцианским традициям нормы поведения японцев.

КИТАЙ

1. Объясните причины победы коммунистов в гражданской войне 1946—1949 гг.

Развёртывание крупномасштабных боевых действий в центральном Китае привело к приостановке гоминьдановского наступления в Маньчжурии, чем воспользовались коммунисты. Используя то, что в их руках оказались города с развитой промышленностью, военное имущество капитулировавшей Квантунской армии, а также крупная территория, коммунисты образовали органы управления регионом и начали создавать регулярную армию. Благодаря проведённой земельной реформе коммунисты привлекли на свою сторону крестьянство, в результате чего в коммунистическую армию начали приходить идеологически мотивированные новобранцы; на базе имеющейся промышленности удалось организовать производство боеприпасов для стрелкового оружия и артиллерии; СССР согласился отдать коммунистам трофейную японскую боевую технику в обмен на поставки продовольствия из Маньчжурии на советский Дальний Восток. В результате маньчжурская группировка стала сильнейшей в армии компартии, в ней стали создаваться артиллерийские и даже танковые части, а гоминьдановцы на Северо-Востоке Китая с 1947 года были вынуждены перейти к обороне.

Оправдались надежды коммунистов и на ведение партизанской войны, опыт которой был ими приобретен в ходе событий 1927-1937 гг. На подконтрольных Гоминьдану территориях проводились широкомасштабные операции по уничтожению живой силы и техники противника.

Сражения в Северном Китае завершились для КПК установлением контроля над стратегически важным районом Пекин-Тянцзинь. А также коммунисты открыли себе путь к Шанхаю, Нинкину и Уханю, которые вскоре были ими захвачены.

2. Какие преобразования в сельском хозяйстве Китая были осуществлены в послевоенные десятилетия?

Ликвидация помещичьего землевладения, коллективизация. В итоге к 1956 г. свыше 95% крестьян были объединены в коллективных хозяйствах.

4. Сравните политическую биографию Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина. В чем сущность конфликта этих личностей?

5. Какие основные линии реформ и модернизации Китая были осуществлены в 1980—1990-х гг.? Почему экономические реформы не сопровождаются политическими реформами?

Были распущены коммуны, земля возвращена крестьянам, легализована торговля, открыты десятки тысяч рынков. В промышленности администрациям предприятий была предоставлена самостоятельность, в том числе выход на внешний рынок. Часть убыточных предприятий приватизирована. Начал развиваться мелкий и средний частный сектор в промышленности и торговле. Появились возможности для иностранных инвестиций и выхода на мировой рынок.

Экономические реформы осуществлялись под контролем авторитарного режима.

ИНДИЯ

1. Какие трудности и препятствия возникли перед Индией на пути капиталистической модернизации?

2. Какие реформы в аграрном секторе Индии позволили решить проблему голода?

3. Каким образом традиции ненасилия и кастовый строй влияют на внутриполитическую обстановку в Индии?

Внутриполитическая обстановка в Индии отличается стабильностью. Здесь нет военных переворотов, крупных социальных волнений, армия не вторгается в политику.

4. Какую роль играет европейский опыт и традиции в формировании индийской политической и экономической модели?

Индия провозгласила парламентскую республику. Здесь имеют место быть устоявшиеся европейские демократические нормы и институты. Однако британские парламентские, политические и правовые нормы и институты имеют печать индуистской и общинно-кастовой традиций (идейная терпимость, ненасилие, плюрализм, уважение к меньшинству).

Активное использование западноевропейского опыта в решении назревавшего финансового кризиса (Реформы М. Сингха).

Результаты для Японии

19 век дал Стране восходящего солнца:

  • сильную промышленность;
  • капиталистическое направление дальнейшего развития;
  • социальные перемены;
  • новую власть;
  • усиление и без того мощного института образования;
  • новые возможности для граждан вне зависимости от социального слоя;
  • международные отношения;
  • бурный экономический рост.



Страна-исключение

Реформы в Японии в 19 веке

Для обретения независимости, стабилизации экономики, развития капитализма в 19 столетии в Стране восходящего солнца:

  • сформировали регулярную армию;
  • заменили княжества на подчиняющиеся централизованной власти префектуры;
  • отказались от касты неприкасаемых;
  • дали самураям право выбора профессии;
  • ввели йену;
  • определили свободную торговлю;
  • перенесли столицу в Токио;
  • открыли Токийский университет;
  • отказались от княжеской, самурайской собственности;
  • разрешили сделки с землей;
  • оплачивали строительство промышленных предприятий из казенных средств;
  • приняли Конституцию.

Япония на пути модернизации

Император Муцухито

Рис. 1. Император Муцухито.

Понимая, что для конкурентоспособности с ведущими державами мира нужно иметь одинаковый с ними уровень развития, император сначала объединил всю страну под своей властью, уничтожив феодализм, а затем начал тесное сотрудничество с Британской империей и США, перенимая все лучшее, что имелось у этих стран.

Рассмотрим суть проводимых изменений, сведя их в общую таблицу.

Реформа Содержание Изменения в жизни общества
Административная Уничтожение власти князей Раздел страны на префектуры и губернии во главе с назначаемыми чиновниками
Аграрная Установление частной собственности на землю. Разрешение купли-продажи земельных участков Крестьяне получили землю. Рост богатства у крупных землевладельцев, снижение доходов у части крестьян
Военная Введение всеобщей воинской повинности Самураи лишились привилегии быть замкнутой кастой; армия начала формироваться по европейскому образцу
Государственное управление Принятие Конституции и создание двухпалатного парламента Император имел почти неограниченные права. Избирательное право получил 1% населения. Чиновниками в стране стали самураи

Портрет Кацумото

Рис. 2. Портрет Кацумото.

В начале 20 века в стране наблюдался бурный рост экономики. Япония начинает наращивать свой военный потенциал, развивая и военно-промышленный комплекс, превращаясь в колониальную державу.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Опиумные войны в Китае
  • 2. Путь модернизации Китая
  • 3. Аграрная реформа Столыпина кратко
  • 4. Победа в Северной войне

Япония стремиться сделать своей колонией Корею и Северный Китай, что приводит к столкновению ее интересов с Российской империей. Не в силах договориться дипломатически, Япония вступает в войну и за год выходит из нее победительницей, добиваясь поставленных целей.

Карта Русско-японской войны

Рис. 3. Карта Русско-японской войны.

Победа в войне и существенный культурно-экономический рывок позволил Японии стать ведущей региональной державой, океанической империей, способной на гораздо большее, чем просто лидерство на Тихом океане.


Япония долгое время оставалась закрытой для остального мира государством но изоляция прекратилась, и Япония стала тесно сотрудничать с ведущими мировыми державами. О том, как происходила модернизация японского общества, узнаем ниже.

Япония на пути модернизации

Император Муцухито

Рис. 1. Император Муцухито.

Понимая, что для конкурентоспособности с ведущими державами мира нужно иметь одинаковый с ними уровень развития, император сначала объединил всю страну под своей властью, уничтожив феодализм, а затем начал тесное сотрудничество с Британской империей и США, перенимая все лучшее, что имелось у этих стран.

Рассмотрим суть проводимых изменений, сведя их в общую таблицу.

Реформа

Содержание

Изменения в жизни общества

Уничтожение власти князей

Раздел страны на префектуры и губернии во главе с назначаемыми чиновниками

Установление частной собственности на землю. Разрешение купли-продажи земельных участков

Крестьяне получили землю. Рост богатства у крупных землевладельцев, снижение доходов у части крестьян

Введение всеобщей воинской повинности

Самураи лишились привилегии быть замкнутой кастой; армия начала формироваться по европейскому образцу

Принятие Конституции и создание двухпалатного парламента

Император имел почти неограниченные права. Избирательное право получил 1% населения. Чиновниками в стране стали самураи

Портрет Кацумото

Рис. 2. Портрет Кацумото.

В начале 20 века в стране наблюдался бурный рост экономики. Япония начинает наращивать свой военный потенциал, развивая и военно-промышленный комплекс, превращаясь в колониальную державу.

Русско-японская война (1904-1905 годы)

Активизация японской политики в Корее и на севере Китая при­вела к обострению отношений с Россией. Готовясь к войне с ней, Япония заключила в 1902 г. союзный договор с Великобританией и заручилась негласной поддержкой США.

Изменение вектора внешней политики японии в первой половине xx века

После прихода к власти Императора Мэйдзи в 1868 году Япония взяла курс на открытие страны и ее вступление в ряды с ведущих западных держав.

Планомерно проводя реформы во всех важнейших сферах жизни общества, японское правительство готовилось к началу войны с Китаем с целью обретения полной независимости и получения собственных колоний.

В течение нескольких десятилетий японская нация стремилась избавиться от унижения, которое она испытывала вследствие подписания неравноправных Ансэйских договоров с США, Голландией, Россией, Великобританией и Францией в 1858 году, дававших ряд односторонних привилегий этим странам.

Победа в японо-китайской войне (1894-1895 годов) не только значительно ослабила позиции Китая на Корейском полуострове, но и укрепила авторитет Страны восходящего солнца на мировой арене.

После этой победы Япония начала активно готовиться к войне с Россией, так как обе стороны понимали, что противоречия на Корейском полуострове неизбежно приведут к столкновению.

Успешные реформы, позволившие модернизировать страну, усиление армии и военные победы резко изменили международное положение Японии. К началу XX века стране удалось избавиться от неравноправных договоров. Ещё перед началом русско-японской войны 1904-1905 гг.

Японская империя получила своего первого равноправного союзника – Великобританию.

Первая победа над Россией, то есть над белой расой, имело большое значение как для системы международных отношений, так и для самих японцев, которые смогли преодолеть комплекс неполноценности.

Таким образом, военные успехи позволили Японии самостоятельно вести свою внешнюю политику. С началом XX столетия она вступает в новый этап своей внешней политики, а, именно, начинает подготовку к войне за колонии.

После окончания русско-японской войны отношения с Россией улучшились, в основном, вследствие раздела сфер влияния на территории Китая и уступкам со стороны обоих государств.

Отношения с США были в тот период очень сложными. Страны не могли договориться о политике в Китае.

К обострению отношений также привела американская политика в отношении японских мигрантов.

Начало Первой мировой войны вынудило Японию выбрать одну из сторон. Исходя из своих интересов, она выбрала Антанту. Не провоевав ни одного дня на европейских фронтах, японское правительство получило то, к чему стремилось: подчинила часть Китая.

Такая политика ещё больше усилила недовольство США, чьи интересы в Китае были ущемлены.

Европейские государства, в частности, Великобритания и Германия, заинтересованные в сохранении своего влияния в Китае, были не в силах вмешаться в японскую политику. Война, которая шла в Европе, фактически развязала руки Японии в Азии.

США были сильно обеспокоены положением дел в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), но допустить полномасштабную войну они тоже не могли.

В 1917 году между Японией и США был заключено соглашение Лансинга-Исии, предусматривающее частичное признание США особых прав Японии на территории Китая.

Окончание Первой мировой войны также не принесло мира в АТР. Камнем преткновения по-прежнему оставался китайский вопрос. Япония наравне с Великобританией, Францией, США и Италией оказалась в числе стран-победительниц войны. На повестке дня стояло создание новой мировой системы и построение послевоенных отношений. В 1919 году в Париже была открыта мирная конференция.

Представителем США на ней был президент Вудро Вильсон, Японию представляли Сайондзи и Макино. Для создания новой системы отношения было принято решение по образованию Лиги Наций, международной организации, целью которой было поддержание мира и недопущение войны. Согласно данному проекту Лига Наций должна была объединять страны для совместного решения международных проблем.

На Парижской конференции Дальневосточному вопросу было отведено особое место. Ещё в ходе войны Японии удалось оккупировать, вытеснив оттуда немцев, важный в промышленном отношении район восточного Китая – Шаньдун. Мнения стран-победительниц по этому вопросу разделились. США выступили на стороне Китая, а Великобритания и Франция поддержали Японию.

Однако президент США был вынужден отступить [2, c. 308].

Получив место постоянного члена в Совете Лиги Наций, страна, казалось, завоевала наивысший авторитет на мировой арене за всю историю. Однако важным вопросом для Японии было признание расового равенства. Япония предложила ввести это положение в устав Лиги Наций, однако оно было отклонено. Для Японии, долгое время стремившейся доказать свою расовую полноценность, это было ударом.

Тем не менее, влияние Японии в регионе усилилось; в то же время внутри страны происходит нарастание националистических и милитаристских настроений, что не могло не вызвать опасений со стороны США. В этот период прослеживается очередное обострение двусторонних отношений вследствие соперничества в регионе.

Следующим направлением внешней политики Японии можно назвать интервенцию в Россию. В 1918 году Японская Империя вторглась на её территорию. США, Великобритания и Франция поддержали действия Японии. Основной целью Страны восходящего солнца была оккупация Дальнего Востока.

И Япония, и Соединённые Штаты благосклонно отнеслись к созданию на территории современной России Дальневосточной Республики. Целью Японии было создание марионеточного государства.

Противоречия между Японией и США проявлялись в недовольстве последними нахождением японцев на территории Сахалина и Сибири. Несмотря на противоречия, обеим сторонам удалось договориться на Вашингтонской конференции, проводимой в 1921-1922 гг.

В первую очередь, консенсус был достигнут по вопросам ограничения строительства флота, а также по вопросам безопасности в АТР.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что после Первой мировой войны Япония не только становится вовлечённой в систему международных отношений как равный игрок, но и получает все возможности для дальнейшего усиления в регионе, а значит, и на мировой арене. Достигнутые с США договорённости, тем не менее, не могли полностью нормализовать отношения между двумя государствами. Стремление обеих стран усилить своё влияние на Тихом океана негативно сказывалось на будущем японо-американских отношений.

После достижения международных договорённостей Япония становилась гарантом мира и стабильности в АТР. В самой Японии был взят курс на стабилизацию отношений с другими странами, в первую очередь с СССР.

Сокращение военных расходов позитивно сказалось на бюджете страны, но вызвало недовольство в националистически настроенных кругах. Не прекращались ожесточённые дискуссии вокруг будущего Японской Империи.

Есть версия, что в 1927 году был принят меморандум Танака, предполагавший агрессивную внешнюю политику для Японии. Однако в настоящее время существование данного меморандума ставится под сомнение.

Разразившийся в США экономический кризис, позднее переросший в мировой, также не мог не сказаться на японской экономике, что в свою очередь привело к ухудшению экономической ситуации в стране.

Всё больше фактической власти сосредотачивалось в руках военных, что отразилось на коренном изменении вектора внешней политики Японии.

В 1932 году было создано государство Маньчжоу-го, фактически контролируемое Японией. Лига Наций уже не могла игнорировать японскую агрессию. Предложенные меры по урегулированию кризиса не устроили японскую сторону. В 1933 году Япония выходит из Лиги Наций.

Стало понятно, что в своей внешней политике она не собирается уступать. Также это означало провал Версальско-Вашингтонской системы на Дальнем Востоке.

После фактической оккупации Маньчжурии перед правящими кругами Японии встала задача по определению направления дальнейшей экспансии. Несмотря на то, что Япония вышла из Лиги Наций, окончательно портить отношения с Европой и США ей было невыгодно.

Внутренняя политика Японии также меняла свой вектор. В этот период к власти пришла военная элита, которая определяла внешнюю политику Японии. В это время фиксируется взлёт национализма и милитаристических настроений в обществе, что в конечном итоге приведёт к полной поддержке действий японского правительства.

В 1940 году между Берлином, Римом и Токио был заключён Тройственный пакт. Заключение договора с Италией и Германией определило сторону Японии в войне. И США, и Германия подталкивали Японию к войне с Советским Союзом, однако японские правящие круги проявляли осторожность в выборе направления дальнейшей экспансии.

Весной 1941 г. между США и Японией начались переговоры в Вашингтоне, в ходе которых Япония продолжала настаивать на признании её господства над Китаем и странами Юго-Восточной Азии. Однако американцы не были склонны принимать требования японской стороны.

В начале октября США накладывает эмбарго на экспорт нефти в Японию. Принимая эту меру, американское правительство понимало, что она приведет к еще большему обострению отношений между странами и может привести к войне. Тем не менее, США еще не были готовы воевать с Японией и искали возможность заключения временного соглашения.

Однако в Японии у власти стояли милитаристы, которые стремились военным путем проводить экспансию в Азии. Тем не менее, было решено, что если переговоры завершатся успехом к 12 часам ночи 30 ноября начало военных действий нужно отложить.

7 декабря 1941 года без объявления войны японская армия атакует Пёрл-Харбор, американскую базу на Гавайях. В продолжение этой операции Япония начинает полномасштабную экспансию на Юг и высаживается на Филиппинах. До 1942 года Японская Империя оккупирует Гонконг, Малайю и Сингапур.

В 1942 году были захвачены Индонезия и Бирма.

Однако уже в мае 1942 г. Япония терпит поражение в сражении на Коралловом море, а в июне этого же года неудачей заканчивается попытка захватить остров Мидуэй, расположенный в западной группе Гавайского архипелага.

Переломной точкой в войне оказалась битва за Гуадалканал. С этого времени США переходят от обороны к постепенному наступлению. Союзнические войска одну за другой освобождают оккупированные страны, вытесняя оттуда японцев. К 1945 году Япония потеряла практически все завоеванные в ходе войны территории.

Весной бомбардировкам подверглась столица – Токио. В августе на города Хиросима и Нагасаки были сброшены атомные бомбы. Вступление в войну СССР способствовало окончательному разгрому Японии.

Страна потеряла территории, экономические и людские ресурсы, а японское общество испытало, возможно, самое сильное потрясение за всю историю.

Таким образом, за полвека Япония коренным образом изменила свою внешнюю политику.

Попытка найти своё место в стремительно меняющейся системе международных отношений привела к тому, что Япония стала реализовывать свои амбициозные планы посредством приобретением колоний и распространения своего влияния по всей Азии. Однако Япония не только не достигла своих целей, но и оказалась оккупированной на несколько лет.

Читайте также: