Типология общества по марксу кратко

Обновлено: 29.06.2024

В основе типологии общества К. Маркса лежит экономический принцип соответствия производительных сил характеру и уровню развития производственных отношений. В основе каждого общества лежит способ производства, который в свою очередь составляют производственные отношения (например, отношения распределения и потребления) и производительные силы (рабочие и орудия труда). Виды согласно К. Марксу в зависимости от способа производства: первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое (коммунистическое). Технологический способ производства, его совершенствование, лежит в основе типологии общества Д. Белла. Виды общества в зависимости от уровня развития по Дэниелу Беллу: традиционное (консервативный уклад экономики, контроль над личностью, неразвитость науки и техники); индустриальное (высокий уровень благосостояния народа, достаточно высокий уровень развития науки и техники, демократические основы государственного устройства); постиндустриальное (информационные технологии, экоразумная цивилизация, т.е. ресурсосберегающие технологии, досуговая цивилизация, т.е. перераспределение рабочего и свободного времени в сторону свободного). Для Карла Поппера важен был уровень открытости, степень свободы индивида в обществе, открытость общества для нововведений. В зависимости от этих критериев он разделил общества на открытые (современные западные демократии) и закрытые (сталинский режим).

Немецкий социолог Ф. Тённис противопоставлял современное и традиционное общества в зависимости от выраженного в них типа воли. Традиционное общество (гемайншафт – община) характеризуется естественной (инстинктивной) волей, направляющей поведение людей как бы сзади (например, материнская любовь), в нем господствуют инстинкты, чувства, органические отношения. Напротив, современное общество (гезельшафт) основано на рассудочной воле, предполагающей возможность выбора и сознательно поставленной цели деятельности, в нем господствуют расчетливый разум и механические отношения. В ходе истории, по мнению Ф. Тённиса, первый тип общества все более уступает место обществу второго типа.

Наиболее известными классификациями являются деление общества на:

I. Традиционное и индустриальное (современное)

А) Традиционное общество – это общество с аграрным укладом, малоподвижными социальными структурами и основанное на традиционном способе социокультурной регуляции (традиции, религии).

Б) Индустриальное общество (предложено Сен–Симоном) характеризуется развитием производства, отличается гибкостью социальных структур (высокой мобильностью, развитой системой коммуникаций. Социальная интеграция, обеспечивается не на основе жесткого контроля за индивидами, а созданием механизмов, позволяющих разумно сочетать свободы и интересы индивида, с общими принципами, регулирующим совместную деятельность.

Одной из наиболее известных является типология, основанная на теории "трех волн" А. Тофлера. По мнению исследователя, человечество в своем развитии пережило три волны радикальных преобразований: 1) аграрную революцию, превратившую кочевников в крестьян; 2) индустриальную революцию, превратившую аграрное общество в индустриальное; 3) технологическую революцию, связанную с началом компьютерной эры и переходом к информационному обществу. Третья волна радикальных преобразований должна привести к непрерывному обновлению социальных отношений и созданию сверхиндустриальной цивилизации. В соответствии с этой теорией А. Тофлер выделил три типа обществ: 1) традиционное (аграрное); 2) капиталистическое (индустриальное); 3) современное (информационное). Современное общество характеризуется: 1) готовностью и стремлением к развитию, изменению (14); 2) высоким уровнем социальной мобильности (4.4); 3) рыночным механизмом регулирования поведения индивида в обществе; 4) рациональным развитием, основанном на научных знаниях и информации; 5) доминированием в общественном мировоззрении критицизма, рационализма и индивидуализма; 6) отсутствием конкретных предписаний и запретов, эрозией морали и права.

Понятие личности в социологии. Типология личности.

Личность — это совокупность (система) социально значимых качеств, характеризующих индивида как члена того или иного общества, как продукт общественного развития. Это социальная характеристика человека, которая определяется мерой усвоения им социального опыта.

Типологизация личностей может проводиться по разным осно­ваниям. Например, по профессиональной принадлежности или виду деятельности: шахтер, фермер, экономист, юрист; по террито­риальной принадлежности или образу жизни: горожанин, житель села, северянин; по половозрастным признакам: юноши, девушки, пенсионеры; по степени социальной активности: ведущий (лидер, активист), ведомый (исполнитель) и т. д.

Общества, которые существовали в прошлом и которые существуют сейчас, могут быть разделены на разные типы по определённым схожим признакам.

Рассмотрим самые распространённые типологии в зависимости от главного признака, который служит условием объединения обществ.

  • дописьменные, т. е. умеющие говорить, но не умеющие писать;
  • письменные, т. е. владеющие алфавитом, письменностью.
  • простые, в которых нет руководителей и подчинённых, богатых и бедных;
  • сложные, в которых существуют государственный аппарат, социальное расслоение людей, развиваются наука и техника.

3) По способу добывания средств существования , т. е. по способу производства (основному виду хозяйственной деятельности:

  • общество охотников и собирателей;
  • общество огородничества;
  • общество скотоводов;
  • земледельческое общество;
  • индустриальное общество.

4) По способу производства и форме собственности (типология Карла Маркса ). Согласно этой типологии, общества с различным языком, культурой, обычаями, политическим строем, образом жизни, уровнем жизни, но объединённые способом производства и формой собственности, составляют одну общественно-экономическую формацию. Согласно К. Марксу, человечество проходит через следующие формации:

  • первобытная;
  • рабовладельческая;
  • феодальная;
  • капиталистическая;
  • коммунистическая.

5) Универсальная типология , в основе которой лежат и способ производства, и особенности экономического и политического развития:

  • традиционное общество (аграрное, доиндустриальное);
  • индустриальное общество;
  • постиндустриальное общество (информационное).

Последние три типа общества по своей сути являются стадиями, через которые постепенно проходит всё человечество. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяются технология, способы производства, формы собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения, социальная структура общества.

ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ — несколько типов обществ, объединенных сходными признаками или критериями. В обществознании выделяют несколько типологий. Если в качестве главного признака выбирают наличие письменности, то все общества делятся на дописьменные и письменные, фиксирующие звуки, слова, понятия, суждения и т. д. в материальных носителях (клинописных таблицах, книгах, компьютерах и пр.). Согласно второй типологии, общества делятся на простые и сложные. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных (первобытные племена, кое-где сохранившиеся до сих пор). В сложных обществах есть государственный аппарат, социальное расслоение людей. Возникшее когда-то стихийно социальное неравенство закрепляется юридически, экономически, политически и религиозно. Простые общества возникли свыше 40 тыс. лет назад, а сложные — 5-6 тыс. лет назад. В основе третьей типологии лежит способ добывания средств существования, т. е. способ производства.

Согласно этому критерию, все общества с древнейших времен до наших дней можно разделить на следующие типы: охотников и собирателей; скотоводческие, земледельческие, индустриальные (скотоводство выросло из охоты; из собирательства выросло огородничество, а из него земледелие). С земледелием связывают зарождение государств, городов, классов, письменности, права, институтов политики и экономики. Европейские земледельческие (аграрные) общества существовали вплоть до конца XVII века. Далее идет переходной этап и два века существования европейского и североамериканского индустриального общества. В середине XIX в. К. Маркс предложил формационную типологию обществ. Основанием служат два критерия: способ производства и форма собственности. И способ производства, и форма собственности оказывают огромное влияние и на формирование соответствующей политико-правовой и пр. культурной надстройки. В совокупности это составляет общественно-экономическую формацию. Согласно К. Марксу, человечество, по крайней мере европейское, прошло последовательно четыре формации: первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. Пятой объявлялась коммунистическая.

Формационный подход при всей своей системности и логичности не учитывал многовариативность, многолинейность мирового исторического процесса. В известной степени человечество как целое не прошло в своем развитии ни одной формации. Разные его отряды двигались разными путями. Цивилизационный подход выявляет как раз качественную специфику, своеобразие той или иной страны, группы стран, народов на определенном этапе развития. В отличие от формации цивилизация есть конкретное, живое социальное тело, наделенное культурным своеобразием. Современный мир характеризуется цивилизационным многообразием. В нем существуют десятки цивилизаций — западноевропейская, североамериканская, китайская, индийская, латиноамериканская, африканская, арабская, российская и другие. Каждая из них сложилась на разнородной формационной основе, сочетая в себе черты феодализма, капитализма, социализма и т. д.

В XX веке были предложены иные типологии истории развития человеческого общества, в том числе доиндустриального, индустриального и постиндустриального общества (Р. Арон, Д. Белл, У. Ростоу и др.). Когда одна стадия в результате модернизации приходит на смену другой, изменяются технологии, способ производства, формы собственности, социальные институты, политические режимы, культура, образ жизни, социальная структура общества. Индустриальное общество в Европе и Северной Америке зародилось не так давно — лет 200-250 тому назад, когда появилась машинная промышленность. Начиная с 60— 70-х гг. XX в. наиболее развитые индустриальные страны мира в результате НТР осуществляют переход в постиндустриальное состояние (США, Канада, Япония, Западная Европа, Австралия). В начале 70-х гг. появилась еще одна типология обществ. Американские социологи Г Кан и Д. Белл предложили термин постэкономическое общество. Так они обозначили то историческое состояние, которое якобы приходит на смену современной цивилизации

Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 416-419.

Исторический материализм. Принципы исторического материализма отражены у Маркса и Энгельса в работах "Капитал" (К.Маркс), "К критике политической экономии" (К.Маркс), "Антидьюринг" (Ф.Энгельс). Исторический материализм утверждает, что люди в процессе своей жизнедеятельности вступают в некоторые необходимые, независящие от их воли общественные отношения. Общественные отношения, которые соответствуют определенному уровню развития материальных производительных сил называются производственные отношениями. Тут необходимо дать следующие определения:

  • Производительные силы включают в себя орудия труда, предметы труда, а также людей, участвующих в производстве.
  • П роизводственных отношений между людьми, то это, прежде всего, отношения по поводу собственности на основные средства производства и вытекающие из них соответствующие отношения по поводу форм распределения продуктов производства.

В историческом развитии К. Маркс выделил определенные закономерные тенденции. К. Маркс считал что, тенденция социального развития такова, что производственные соотношения должны соответствовать материально-производительным силам.

Совокупность производственных отношений в марксистском понимании философии исторического материализма составляет экономическую структуру общества. Такие производственные отношения формируют реальный производственный базис . Над базисом возвышается политическая надстройка, которая характеризуется определенной формой общественного сознания - а именно религией, философией, наукой, искусством.

Совокупность базиса и надстройки Маркс рассматривал как общественную экономическую формацию. Общественная экономическая формация - это определенный исторический тип развития общества. Таким образом, в основе общественно-экономической формации находится экономический базис, характеризующий определенный способ производства, а над базисом находится политико-юридическая надстройка, которой соответствует определенная форма общественного сознания. Вот эта совокупность производственных отношений, или по -другому реальный экономический базис , обуславливает все социальные политические и духовные процессы. А значит, сознание индивида определенной эпохи зависит от окружающих материальных условий. Т.е. бытие определяет сознание, а не наоборот, как постулировалось в философии Канта или Гегеля.

Как же происходит историческое развитие. Маркс описал этот механизм следующим образом. На определенной стадии исторического развития производительные силы неизбежно вступают в противоречие с производственными отношениями. И производственные отношения становятся препятствием для развития производительных сил. Это обусловлено тем, что производительные силы развиваются быстрее, чем отношения людей по поводу собственности на основные средства производства. Это опережающее развитие производительных сил по отношению к производственным отношениям приводит к противоречию со старыми производственными отношениями, которые задерживают их движение вперед. Для того чтобы разрешить это противоречие необходима социальная революция, которая приведет в соответствие уровень развития производительных сил и производственных отношений. Так осуществляется смена общественно-экономической формации. При этом Маркс считал, что для того, чтобы произошла смена общественно экономической формации необходима полная реализация потенциала, заключенного в старой экономической формации.

В этом и заключается диалектическое понимание истории К.Марксом, наиболее подробное описанное им в "Критике политической экономии".

Одной из главных идей, постулируемых в марксизме, было признание коммунистической формации как формации будущего. Маркс следующим образом охарактеризовал процесс появления этой формации. Маркс выделял четыре общественно-исторических формации, которые последовательно на основании принципов исторического материализма и диалектики сменяли друг друга.

  • рабовладельческая или первобытно-общинная формация,
  • рабовладельческая феодальная формация,
  • капиталистическая формация,
  • коммунистическая формация.

В первобытно-общинной формации господствующим доминирующим способом производства было общественное производство, так процесс добывания пищи и земледелия, собирательства происходил совместно. Собственность также была общественной. Далее первобытная формация сменяется феодальной. Господствующей формой собственности и способом производства становится частная собственность и частный характер производства.

В капиталистической формации наблюдается общественный способ производства и частный характер присвоения результатов труда, то есть частная собственность. По мнению, Маркса такая ситуация неизбежно приводит к противоречию. И на смену капиталистической формации должна прийти коммунистическая, которая характеризуется общественным производством и общественным характером присвоения результатов труда, т.е. общественной собственностью. Здесь же можно проследить действие диалектического закона "отрицание отрицания". Поскольку на втором отрицании - или точнее отрицании отрицания - происходит определенный возврат жизнеспособного элемента на исходный элемент. При этом как мы видим, именно в капиталистической формации происходит главное противоречие между способом производства и общественными отношениями. Следовательно, такая ситуация должна измениться путем социальной революции. При этом Маркс считал, что для того, чтобы произошла смена формаций предыдущая формация должна полностью исчерпать свой потенциал . Поэтому приход коммунизма он связывал с развитыми капиталистическими государствами Европы, а не Российской Империи, которая была менее развитая страна. Однако Ленин выдвинул новый тезис, и сказал, что Россия готова к революции и переход к коммунизму можно осуществить даже с таким уровнем экономического развития, каким обладала Российская Империя.

К философии марксизма уже на самом первом этапе ее становления было выдвинуто множество претензий, с целью ее дискредитации и опровержения. Однако большинство из этих претензий были беспочвенны или необоснованны, а учение марксизма отличалось стройностью, логичностью и последовательностью. Какие это были претензии:

Во-первых, марксизм обвиняли в обосновании приоритета экономического фактора, который является главным детерминантом исторического развития. Однако, Энгельс в своих работах еще в 90-х гг. 19в. указывал на то, что экономика не является единственной сферой, которая влияет на общественное развитие. Он показал, что такие области знания и деятельности, как наука, философия, искусство оказывают серьезное воздействие на исторический процесс. Следовательно, экономика также является обусловленной от различных духовно-культурных факторов.

Во-вторых, критики марксизма считали, что принцип исторического детерминизма элиминирует свободную волю человека. Однако, Энгельс опровергал и это положение. Он считал, что свобода человека заключается в познании и подчинении законов природы и общественного развития. При этом сам исторический процесс марксисты считали, отнюдь не абсолютным стихийным движением, наподобие шествия абсолютной идеи по земле,как в философии Гегеля. Напротив, марксисты считали, что история есть совокупное воплощение действий отдельно взятых индивидов. Таким образом, при рассмотрении процесса истории не стирается человеческая личность , а действия человека приобретают исторический масштаб и смысл.

Главным преимуществом марксизма, что принесло этому учению такую славу, - это ориентация на проблемы простого народа. Философия марксизма шла навстречу интересам простых людей, помогала понимать природу мира и места человека в нем. Это была в высшей степени практической философией, а не отвлеченной абстрактной системой метафизических сущностей, что является положительной чертой марксизма. Философия марксизма была направлена на изменение окружающего мира и преобразование общества, освобождение человека от каких-либо вредоносных убеждений и суеверий. Марксизм ориентировал человека на борьбу за лучшее существование и светлое будущее.

Таким образом, как мы убедились, диалектический материализм, созданный К.Марксом и Ф.Энгельсом, был один из оппозиционных вариантов идеалистической философии Гегеля. Другой реакцией на философию абсолютного идеализма Ф.Гегеля стала философия иррационализма. Однако, если марксизм ставил своей задачей критику идеалистической позиции Гегеля, то иррационалисты подвергли критике гносеологический рационализм Ф.Гегеля.

Таким образом, главным онтологическим принципом марксизма было признание материи, как основы окружающего мира. Человек в философии марксизма также рассматривается как высшая форма организации материи, характеризующаяся мышлением. Главной заслугой марксизма было перенесение законов диалектики на социальное и общественное развитие. Конечно, рассматривать историю как процесс, движущийся к определенной цели, начали еще во времена схоластики. Однако это были скорее догадки и отдельные рассуждения. Маркс и Энгельс были первые, кто создали целостную стройную систему исторического материализма, и вскрыли механизм исторических процессов. Конечно, сейчас находится много критиков марксизма, которые указывают на противоречия этого учения. В частности, один из аргументов против марксизма является наличие азиатской экономической формации, которая не была включена в учение Маркса. А значит, марксизм не смог объяснить все закономерности исторического развития. Однако, какие бы противоречия мы не находили в марксизме, нельзя не отметить того огромного влияния, которое оказала философия Маркса на исторический процесс, в частности на судьбу нашей страны. Маркс считал, что главным критерием истины является практика. Так же произошло и с самой философией марксизма, которая была воплощена на практике.

Читайте также: