Астрономия в месопотамии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Месопотамия, или Междуречье, - это область на Ближнем Востоке, лежащая по берегам двух больших текущих рядом рек, Тигра и Евфрата. На протяжении 3 тыс. лет, с конца IV тысячелетия до н. э. и до I тысячелетия н. э., здесь находился центр цивилизации, культурное влияние которой простиралось от берегов Средиземного моря на западе до Иранского нагорья на востоке и от Кавказских гор на севере до Персидского залива на юге. Среди многочисленных достижений этой цивилизации особое место занимает развитие астрономии. Как и все науки древности, за исключением уникальной древнегреческой, здешняя астрономия носила преимущественно прикладной характер, изучая движение светил для аграрных и религиозных нужд. Но именно накопленные месопотамскими учёными данные и математические приёмы позволили Гиппарху и Птолемею заложить основы астрономической науки.

В III тысячелетии до н. э. Месопотамия была населена шумерами, язык которых не родствен ни одному из известных современных и древних языков. Шумеры создали в Южной Месопотамии несколько городов-государств, ставших центрами культурного развития. Важнейшими из них были расположившиеся на Евфрате Ур и Урук и разместившиеся в Междуречье Лагаш и Ниппур. В центре шумерских городов помещались храмы, которые обычно представляли собой многоступенчатые пирамиды. На верхней площадке пирамиды стоял собственно храм сравнительно скромных размеров. Подобные сооружения, называвшиеся зиккуратами, возвышались над остальными постройками и выражали идею "связи небес и земли" (такое имя носил зиккурат в Ниппуре). Это название подтверждает и астрономическое значение зиккуратов.

Важнейшим культурным достижением шумеров стало создание письменности. Материалом для письма служили таблички из сырой глины, на которые с помощью остроконечной палочки наносили характерные клинообразные знаки. Отсюда происходит название этой системы письма - клинопись. Заполненные записями таблички обжигали; это обеспечило их сохранность на протяжении тысячелетий. На основе клинописи развилась целая литература, в которой встречается много астрономических текстов.

Астрономия шумерского периода была наблюдательной. Шумеры обожествляли небесные светила (АН - Небо, Уту - Солнце, Нанна - Луна и Инанна - Венера). Уже в начале III тысячелетия до н. э. шумеры знали, что Утренняя и Вечерняя звезда представляют собой одно и то же светило - планету Венеру. А в конце этого тысячелетия был создан клинописный текст, содержавший список шумерских созвездий, которые также считались божествами. Он свидетельствует о том, что шумеры выделяли планеты как самостоятельную категорию небесных светил. Они называли их "дикими овцами", чтобы отличить от неподвижных звёзд. Однако неясно, сколько планет было им известно.

Северную часть Нижней Месопотамии с давних времён населяли восточные семиты. Постепенно они стали принимать всё большее участие в делах шумерских городов. В XXIV в. до н. э. к власти в одной из областей в результате переворота пришёл семит незнатного происхождения - Саргон Древний. Он основал город Аккад, ставший столицей одноимённого государства. Аккадцы не разрушили, а усвоили и развили шумерскую культуру, приспособив к своему языку и клинопись. Со временем шумерский язык в Месопотамии вышел из употребления и сменился аккадским.

В начале II тысячелетия до н. э. в среднем течении Евфрата возвысился город Вавилон, бывший до того незаметным селением. Наивысшего расцвета он достиг при царе Хаммурапи. К этому периоду, называемому старовавилонским, относятся первые дошедшие до нас собственно астрономические тексты. Они содержат результаты наблюдений видимости Венеры, проводившихся в течение 21 года. Иногда очевидны их астрологические цели. В одном из них, в частности, говорится: "Если в месяце нисану во 2-й день Венера взошла на востоке, в стране будет нужда. Три месяца она отсутствует на небе. Седьмого аддару Венера появится на западе, и один царь проявит враждебность к другому". Солнце (Шамаш) и Луна (Син) "отвечали" за погоду и календарь, а Венера (Иштар) - за плодородие и войны. Поэтому и нужно было изучать "нрав" планеты.

Около 1600 г. до н. э. Вавилон завоевали пришельцы с востока - касситы. Их правление продолжалось около 500 лет. От этого периода, получившего название "касситский", сохранилась серия астрологических текстов "Энума Ану Энлиль", в которых содержится около 7 тыс. предсказаний. Предсказания касались в основном обстоятельств жизни царя, его семьи и страны в целом. Судеб простых людей они не затрагивали.

Тогда уже были известны пять планет, и тщательно наблюдались элементы их причудливых движений. К концу II тысячелетия до н. э. большинство ярких звёзд уже были объединены в созвездия, число которых приближалось к 70. Месопотамские созвездия частично совпадают с современными. Так, среди них были созвездия Близнецов, Рака, Льва, Весов, Скорпиона и др. Существовали и различия. Например, на месте Большой Медведицы месопотамские наблюдатели выделяли созвездие Колесницы, на месте Овна - Наёмного Работника, на месте Рыб - Большой Ласточки.

Особое значение придавалось наблюдениям гелиакических восходов звёзд, т. е. дней года, когда звезда или созвездие впервые становятся видны на востоке перед восходом Солнца. Были разработаны даже особые звёздные календари, в которых каждому месяцу ставилось в соответствие по три созвездия, чьи гелиакические восходы приходились на этот месяц.

Расцвет месопотамской астрономии приходится на I тысячелетие до н. э. В то время в Месопотамии происходили крупные политические и культурные изменения. Усилилась и превратилась в мощное государство Ассирия, ослабив влияние Вавилона. Затем в 612 г. до н. э. столицу Ассирии Ниневию разрушили союзные войска мидийцев и вавилонян. Среди развалин дворца последнего ассирийского царя Ашшурбанипала археологи нашли библиотеку, в которой среди множества глиняных "книг" оказались и тексты ассирийских жрецов-астрономов. К середине I тысячелетия до н. э. аккадский язык был вытеснен арамейским.

К ассирийскому периоду относится создание серии клинописных текстов "Муль Алин" (Звезда Плут). В них подводятся итоги всему предшествующему развитию астрономии. Помимо каталога созвездий и звёзд и списка дат их утренних восходов здесь есть список последовательных кульминаций некоторых звёзд и список "созвездий на пути Луны", включавший 18 созвездий, - прообраз современного Зодиака. Солнечный год подразделяется на четыре сезона. При этом утверждается, что Солнце за год проходит через те же созвездия, что и Луна за месяц. В состав "Муль Апин" входят также таблицы для определения времени днём по измерению длины тени гномона.

С середины VIII в. до н. э. астрономы начали фиксировать даты наблюдавшихся лунных затмений в особых списках. Именно знание моментов древних затмений позволило Гиппарху, Птолемею и Копернику с большой точностью вычислить длину года. Год восшествия на престол вавилонского царя Навуходоносора Клавдий Птолемей выбрал в качестве начальной точки своего астрономического календаря, потому что, как он пишет: ". это эпоха, начиная с которой древние наблюдения в целом сохранились вплоть до настоящего времени".

Традиция наблюдений и составления "дневников наблюдений" сохранялась вплоть до I в. до н. э. Кроме лунных затмений в "дневниках" систематически отмечали новолуния и полнолуния, положение Луны относительно звёзд, перемещения планет относительно Солнца и звёзд. Регулярно отмечались и даты равноденствий и солнцестояний, а также появления комет, падения метеоритов. Наблюдения месопотамских астрономов частично сохранили свою научную значимость и в настоящее время.

Об использовании месопотамскими астрономами каких-либо угломерных приспособлений сведений нет. Малая точность их наблюдений говорит в пользу того, что они доверяли глазомерным наблюдениям, определяя расстояния между светилом и "опорными" звёздами. Их главным астрономическим инструментом были водяные часы. Месопотамские астрономы делили сутки на 12 часов, называвшихся "беру", а каждый час делился на 30 "градусов времени" ("уш"). Один градус времени содержал ровно четыре наши минуты. С такой точностью астрономы и могли фиксировать время ночью.

После падения Ассирии наступил продолжавшийся 90 лет период возвышения Вавилона, пока в 539 г. до н. э. Кир Великий не включил Вавилонское царство в состав Персидского. В IV в. до н. э. Вавилон стал столицей недолговечной империи Александра Македонского, а после её распада находился под властью правителей из династии Селевкидов. Но, несмотря на исторические потрясения, месопотамская астрономия просуществовала до рубежа новой эры.

Самым выдающимся достижением месопотамской астрономии нововавилонского периода стало развитие математической теории, позволившей предвычислять движение Луны и планет с точностью, достаточной при проведении наблюдений невооружённым глазом. Культ небесного бога Ахурамазды, пришедший вместе с персидским завоеванием, стимулировал развитие астрологии и астрономических исследований.

Важнейшим астрономическим новшеством того времени стало введение эклиптики: большого круга в зодиакальном поясе, разделённого на 12 равных частей по 30? каждый. Этот круг служил математической шкалой для определения положений Солнца, Луны и планет. Каждая из этих частей, знаков зодиака, называлась именем соответствующего созвездия.

Приблизительно тогда же был открыт 19-летний календарный цикл, регулирующий вставки дополнительного лунного месяца. В Месопотамии ещё со времён шумеров использовался лунно-солнечный календарь. Месяц из 29 или 30 дней начинался вечером с появлением серпа молодой Луны. Год начинался весной и содержал 12 или 13 лунных месяцев. Дополнительный месяц вводился, чтобы связать начало года с временем созревания ячменя, что было важно и для соблюдения религиозных праздников. 19-летний цикл предусматривал добавление в определённом порядке семи тринадцатых месяцев на протяжении 19 лет, причём к началу очередного цикла Луна оказывалась в той же фазе. В Европе этот цикл называется метоновым, поскольку был предложен афинским астрономом Метоном в 433 г. до н. э., возможно не без влияния Вавилона.

Есть основания полагать, что к концу IV в. до н. э. теории движения Луны и планет уже были завершены. Их основой были вычислительные методы с использованием арифметических прогрессий. Однако почти ничего не известно о создателях этих теорий. Греческий географ Страбон, живший на рубеже новой эры, приводит имена знаменитых месопотамских астрономов - Кидинну, Габуриана и Селевка из города Селевкии. Первые два имени встречаются и в клинописных источниках.

Самый поздний клинописный текст астрономического содержания датируется 75 г. н. э. - временем, когда месопотамская цивилизация уже находилась в глубоком упадке. Однако достижения её астрономии стали достоянием учёных античного мира и сыграли важную роль в истории этой науки. Лунная теория Гиппарха, например, базировалась в значительной мере на вавилонских данных. Система античных созвездий вобрала многие из известных в Месопотамии. И сейчас мы всё ещё продолжаем делить большие круги небесной сферы на 360?, как это делали астрономы древнего Междуречья.

Хотите подарить любимому человеку цветы, вручить свежий и красивый букет коллеге по работе или другу? Обратитесь в службу доставки цветов через интернет, выберите красивую композицию, и она будет доставлена адресату.

Цивилизация Междуречья зародилась в конце 4 тысячелетия до нашей эры и просуществовала до начала нашей эры. Первое государство в долине рек Тигр и Евфрат создали шумеры, они же придумали письменность и заложили основы различных наук, в том числе и астрономии. Знания и достижения шумеров переняли аккадцы, вавилоняне, касситы, ассирийцы и даже греческие ученые.

Жители Междуречья считали, что планеты и звезды – это боги, а исследование этих небесных тел позволяло предсказывать волю богов. Солнцу дали имя Уту, Луне – Нанна, Венере – Инанна. Эти небесные тела считались самыми главными, и наблюдения за ними проводились регулярно. Во времена господства Вавилона Солнце называли Шамаш, Луну – Син, Венеру – Иштар, но значение их в жизни людей осталось прежним. Люди считали, что от них по-прежнему зависела погода, плодородие, смена времен года и даже судьбы людей.

Еще в 3 тысячелетии до н.э. астрономы Междуречья соединили звезды в созвездия и создали список созвездий. К концу 2 тысячелетия до н.э. число созвездий достигло 70-ти, некоторые из них совпадают с современными (Рак, Близнецы, Лев, Скорпион и другие), на месте остальных шумеры представляли совсем другие образы. Например, Большую Медведицу они видели в образе Колесницы, современное созвездие Рыбы – в образе Большой Ласточки.

В середине 2 тысячелетия до н.э. астрономы Междуречья создали особые календари, в которых напротив каждого месяца отмечали созвездия, появляющиеся не небосклоне перед восходом Солнца. Этому придавалось особое значение, возможно, люди считали, что созвездия тоже каким-то образом влияют на их жизнь.

В 1 тысячелетии до н.э. был создан каталог созвездий и звезд с датами их утренних восходов, таблицы для определения времени днем по размеру тени. В этот период астрономы начали фиксировать солнечные и лунные затмения, даты новолуний и полнолуний, равноденствий и солнцестояний, положение Луны относительно звезд, положение планет относительно Солнца и заезд, появление комет и падение метеоритов. До наших дней не дошли сведения о том, что древние астрономы использовали какие-либо инструменты для своих измерений. Точно известно только о существовании водяных часов.

Астрономия Месопотамская означает теории и методы астрономических , разработанные в древней Месопотамии , особенно в I - м тысячелетии до нашей эры. ОБЪЯВЛЕНИЕ в Ассирии (северный Ирак сегодня) и Вавилонии (южный Ирак), изучая регулярные небесные явления.

Первым шагом, необходимым для построения астрономических знаний, было наблюдение астральных явлений, следовательно, эмпирический шаг . У месопотамцев было широкое определение, так как оно включало не только Солнце, Луну, планеты, звезды и другие тела, но также и метеорологические явления, то есть все, что видно на небе. Ориентиром для небесных наблюдений был горизонт. Также явлениями, которые с первого раза привлекали внимание в первую очередь, являются восход и закат звезд, следовательно, их первая и последняя видимость на небе, а также синодические периоды (время, необходимое звезде, чтобы вернуться к ней). такая же конфигурация). В первую очередь изучались движения и изменения внешнего вида Луны, потому что они определяли ритм месяца, причем момент смены месяца приходился на вечер, когда новолуние появлялось на западе. Поэтому внимательно наблюдались и отмечались лунные фазовые изменения, а также лунные затмения, которые имели особое значение для религии (в меньшей степени это касается солнечных затмений). Движение планет, видимых невооруженным глазом ( нижние планеты Меркурий , Венера и верхние планеты Марс , Юпитер и Сатурн ), были второстепенным предметом наблюдения и анализа.

Резюме

Историография и теоретический подход

Новое открытие месопотамской астрономии

Астрономия, астрология и "астральные науки"

Истоки астральных наук в Месопотамии



Круглая табличка, представляющая небесную планисферу, указывающую положение созвездий, наблюдаемых в ночь с 3 на 4 января 650 г. до н. Э. JC вокруг Ниневии : планисфера разделена на 8 частей, в которых распределены созвездия. Британский музей .

Гадание по наблюдению за небесными явлениями

Гадание занимает важное место в религиозных практиках древней Месопотамии, потому что оно является важным средством общения с божественным путем толкования предзнаменований, появляющихся в различных формах (природные явления, движения звезд, форма органа, такого как печень). и внутренности ягненка, во сне и т. д.), прежде всего, чтобы знать события, которые могут произойти в ближайшем будущем, и принять соответствующие меры (особенно через молитвы и магические ритуалы) для обеспечения благоприятного будущего. Гадание особенно задокументировано в королевских дворах, где его результаты учитываются при принятии важных решений (политических, религиозных, военных, дипломатических). Затем гадательные ритуалы выполняются учеными, получившими серьезное образование и входящими в число самых важных сановников дворца и храмов. Гепатоскопия, гадание, читая печень животных, традиционно отдают предпочтение месопотамского гадание текущей деятельности II - го тысячелетия до нашей эры. ОБЪЯВЛЕНИЕ Астрология менее развита и в основном касаются предсказаний лунных затмений, судя по полочкам первой половины II - го тысячелетия до нашей эры. ОБЪЯВЛЕНИЕ , и пережил бум в конце тысячелетия, о чем свидетельствует Энума Ану Энлиль . Тогда со времен Ассирийской империи ( IX - й - VII - го века . До н.э. ) она занимает значительное место.

Древний шумерский зиккурат в Уре

Месопотамия, или Междуречье, — это земли на Ближнем Востоке, лежавшие по берегам двух больших текущих рядом рек — Тигра и Евфрата. Ныне они протекают по территориям нескольких стран, в частности Ирана, Ирака, Турции и Сирии. С конца IV тысячелетия до н. э. и до I тысячелетия н. э. здесь находился центр цивилизации, оказавшей большое влияние на многие народы. Среди многочисленных достижений этой цивилизации особое место занимает астрономия.

В III тысячелетии до н. э. Месопотамия была населена шумерами. В тот период она была политически раздроблена: на ее территории находилось несколько десятков небольших городов-государств. Население таких образований было немногочисленно и в большинстве случаев не превышало 40 000— 50 000 человек. Некоторые из них стали центрами культурного развития. Важнейшими были Ур и Урук, Лагаш и Нип-пур в южном Междуречье.

В центре шумерских городов размещались зиккураты — многоступенчатые культовые сооружения. На верхней площадке пирамиды стоял храм сравнительно небольших размеров, он являлся жилищем бога. Зиккураты возвышались над остальными постройками и выражали идею связи небес и земли. Это подтверждает и астрономическое значение зиккура-тов. Астрономия Междуречья началась именно с шумерских башен-зиккуратов, служивших обсерваториями. Жрецы фиксировали здесь движение планет, даты затмений, появление комет.

Уже в начале III тысячелетия до н. э. шумеры знали, что Утренняя и Вечерняя звезда — это одна и та же планета Венера. В конце того же тысячелетия был создан клинописный текст, содержавший список шумерских созвездий, которые считались божествами. Из него следует, что шумеры выделяли планеты как самостоятельную группу небесных светил. Они называли их дикими овцами, чтобы отличить от неподвижных звезд.

Царю, моему повелителю, от его слуги Абил-Истара. Да будет мир моему царю и повелителю; да будет вечная милость моему царю и повелителю от неба и Мардука. Великие боги одарят его долгими годами, здоровым телом и радостью для сердца. На 27-й день исчезла Луна. На 28, 29 и 30-й дни мы ожидали солнечного затмения, но Солнце не затмилось.

Рис. 33. Смещение полюса мира вследствие прецессии. Примерно 5000 лет назад полярной звездой была а Дракона


Рис. 33. Смещение полюса мира вследствие прецессии. Примерно 5000 лет назад полярной звездой была а Дракона.

В одной из таблиц тех времен приведены угловые расстояния по долготе между Солнцем и рядом звезд для момента восхода дневного светила. Из-за уже известного нам явления прецессии теперь эти расстояния изменились. Исходя из этих данных, можно вычислить, что измерения были проведены древними астрономами около 4752 лет назад, т.е. примерно в 2850 г. до н.э. Очевидно, систематические наблюдения за Солнцем, Луной и планетами начались еще раньше.

Расшифровка клинописи дала в руки ученых огромное богатство. Тысячи глиняных табличек из библиотеки Ашшурба-нипала попали в экспозиции музеев Европы и Америки, и десятки исследователей приступили к их изучению. Некоторые из них даже считали, переоценивая научные достижения Двуречья, что Египет, Малая Азия и даже средневековая Европа обязаны своими познаниями исключительно Вавилону. В начале XX в. панвавилонизм получил немалое распространение. Самым видным сторонником этой теории был Гуго Винклер, но она подверглась активной критике со стороны таких ученых, как ассиролог И.Н. Шрасмайер и астрономы И. Эпинг и Ф. Куглер.

Астрономия развивалась в Двуречье с самых давних времен, и здесь даже выделяют несколько периодов. Первый условно отсчитывается от начала 3-го тысячелетия до н.э., а его окончание связывают с падением Старовавилонского царства и приходом к власти ассирийцев в XIII в. до н.э. В этот период выделялось время царствования династии Амуру, в которой особенно прославился Хаммурапи, объединивший Южное Двуречье под властью Вавилона (эпоха Хаммурапи).

Второй период совпадает с господством Ассирии в районе Двуречья вплоть до освобождения Вавилона и разрушения Ниневии в конце VII в. до н.э. В этот период политическая власть принадлежала ассирийцам, но культурная и экономическая деятельность осталась за вавилонянами. Особенно заметным здесь было царствование Ашшурбанипала (эпоха Ашшурбанипала).

Читайте также: