Альфред вебер биография кратко

Обновлено: 01.06.2024

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Ideen zur Staats- und Kultursoziologie, Karlsmhe, 1927; Kulturgeschichte als Kultursoziologie, Münch., 1950!; Prinzipien der Geschichts- und Kultursoziologie, Müncli., 1951; Der dritte oder der vierte Mensch, Miinfh., 1953; Einführung in die Soziologie, Mtinch., 1955 (соавтор); в рус. пер.—Теория размещения пром-сти, М.—Л., 1926.

Литература: Кеpeszсzuk .Т., A. Weher. Schriften und Aufsätze. 1897— 1955. Bibliographie, Münch., 1956.

Вебер (Weber) Альфред (30 июля 1868, Эрфурт — 2 мая 1958, Гейдельберг) — немецкий философ, социолог, экономист. Преподавал в Берлинском и Пражском университетах (1899—1907). С 1907 до конца жизни — профессор кафедры экономики и социологии Гейдельбергского университета. В период пребывания у власти нацистов его преподавательская деятельность была прервана; продолжил работу в университете лишь после окончания 2-й мировой войны.

Вебер строит социально-философскую концепцию на противопоставлении цивилизации и культуры, заимствованном у О. Шпенглера. Однако Вебер видит в цивилизации, культуре и обществе не сменяющие друг друга фазы в истории, а различные процессы. Процесс цивилизации как сфера рационального целеполагания в первую очередь представлен в развивающейся совокупности технических средств, с помощью которых общество и каждый индивид обеспечивают свое выживание и достигают господства над природой (наука, техника, социальные институты — государство, право, созданные для рациональной организации общества и способствующие его сохранению и безопасности его членов).

Г. Б. Гутнер, А. П. Огурцов

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 373.

Далее читайте:

Сочинения:

Избранное: Кризис европейской культуры. СПб., 1999;

Ueber den Standort der Industries Bd. I Reine Theorie des Standorts. Tub., 1909;

Religion und Kultur. Munch., 1912;

De Krise des modernen Staalsgedanken in Europa. Hdeb., 1925;

Kulturgeschichte als Kultursoziologie, Leiden, 1935;

Prinzipien der Geschichis- und Kultursoziologie. Hdlb., 1951.

Литература:

Eckert R. Kultur, Zivilisation und Gesellschaft: Die Geschichtstheorie A. Webers. Tub., 1990;

Альфред Вебер (нем. Alfred Weber; 30 июля 1868, Эрфурт — 2 мая 1958, Гейдельберг) — немецкий экономист и социолог. Второй сын Макса Вебера старшего (1836 — 1897) и Элены Вебер (1844 — 1919), урождённой Фалленштайн. Младший брат всемирно известного социолога, историка и экономиста Макса Вебера.

Биография

Детство и юность

Детство и юность Вебера прошли в пригороде Берлина Шарлоттенбурге, куда семья Веберов переехала в 1869. После получения аттестата зрелости в 1888 он изучает сначала историю искусства и археологию в Бонне, затем в 1889 право в Тюбингене и в 1890—1892 — право и национальную экономию в Берлине.

В 1895 под руководством представителя исторической школы в национальной экономии Густава Шмоллера защищает докторскую диссертацию. В 1899 становится полным доктором (Habilitation) государственных наук и национальной экономии и получает должность приват-доцента.

Профессиональная деятельность

В пражский период творчества, модифицируя для промышленного производства модель размещения зон разной активности сельского хозяйства Иоганна фон Тюнена, Вебер строит теорию размещения промышленности. Согласно этой теории, промышленное предприятие стремится занять наиболее выгодное место по отношению к источникам сырья и рынку рабочей силы, обеспечивающее наименьшие издержки для предпринимателей. Теория Вебера стала частью экономической географии и принесла ему международную известность. Вебер планировал выпустить вторую часть своего труда на эту тему, но она так и не увидела свет.

В 1907 Вебер принимает предложение занять должность профессора национальной экономии в Гейдельбергском университете. Здесь он занимается исследованиями и преподаёт до конца жизни (с перерывами во время Первой мировой войны в 1914—1918 и нацистского режима в 1933—1945). В 1908—1933 — ординарный профессор национальной экономии и финансовых наук (с 1926 — также социологии). В 1945—1953 — ординарный профессор социологии. В 1918 вместе с публицистом Теодором Вольфом Вебер основывает леволиберальную Немецкую демократическую партию.

Карл Давид Альфред Вебер (родился 30 июля 1868 года в Эрфурте † 2 мая 1958 года в Гейдельберге ) был немецким экономистом и социологом . Он был младшим братом социолога и экономиста Макса Вебера .

Оглавление

Жизнь

Альфред Вебер вырос в Шарлоттенбурге недалеко от Берлина (сегодня Берлин-Шарлоттенбург ), где он также получил аттестат зрелости. Его отцом был национал-либеральный политик Макс Вебер-старший . В 1888 году Вебер начал изучать археологию и историю искусств в Боннском университете, в 1889 году переехал в Тюбинген и перешел на юриспруденцию. Там он стал членом студенческого союза А.В. Игеля Тюбингена в 1889 году , из которого он позже вышел. После службы в армии он закончил учебу в Берлине в 1892 году, сдав первый государственный экзамен. Одновременно со вторым государственным экзаменом (1897 г.) он начал работу над диссертацией на тему отечественной промышленности с экономистом Густавом Шмоллером . После его хабилитации по тому же предмету (1900) он преподавал в Берлинском университете, пока не был назначен в немецкий университет Карла Фердинанда в Праге в 1904 году и руководил такими студентами, как Макс Брод и Феликс Велч . Альфред Вебер возглавил устный экзамен на докторскую степень Франца Кафки .

Вебер, который уже был членом Национальной социальной ассоциации Фридриха Науманна , работал там политически в немецко-национальном смысле. Среди прочего, в 1907 году он призвал к разделению Богемии на немецкую и чешскую части. В том же году его пригласили на кафедру экономики в Гейдельберге .

В Гейдельберге он был в тесном контакте с многочисленными учеными и представителями научной, культурной и интеллектуальной жизни, в том числе с рядом женщин, таких как Мари Луиза Готейн и Марианна Вебер, среди других, с экономистами Эберхардом Готейном и Эмилем Ледерером , историком Карлом Людвигом. Хампе, археологом Людвигом Курциусом и философом Карлом Ясперсом . Он также был частью дискуссионной группы вокруг своего брата Макса и его жены Марианны Вебер. Здесь он познакомился с Эльзой фон Рихтгофен , женой экономиста Эдгара Яффе , с которой у него завязался роман, который после ее разлуки с мужем привел к пожизненному, хотя и более длительному, пребыванию в Мюнхене в 1919-1920 годах из-за ее отношений. с Максом Вебером разорванные партнерские отношения развиваются.

В Гейдельберге он защитил докторскую диссертацию, в том числе Эрих Фромм, и способствовал хабилитации Норберта Элиаса . Социолог, философ и политик Панайотис Канеллопулос был одним из его учеников .

Здесь Вебер завершил работу по теории промышленного размещения, начатую еще в Праге в 1909 году, и опубликовал ее; его важнейшим аналитическим инструментом является треугольник местоположения, абстракция, которая слишком упрощена с сегодняшней точки зрения. Тем не менее, он по-прежнему считается одним из основоположников теории промышленного размещения. В обществе и экономике он критиковал растущую бюрократизацию, а также картелизацию.

В начале Первой мировой войны пошел добровольцем на военную службу. В 1915 году он организовал межгрупповую военную конференцию в Берлине и высказался за немецкую концепцию Центральной Европы и расширение власти в восточном регионе. После перемирия он вместе с другими основал Германскую демократическую партию (ДДП) и был избран ее председателем. Когда через месяц ему пришлось уйти в отставку, он возобновил преподавание в Гейдельберге. Без особого успеха он пытался политически работать в ассоциациях высокопоставленных лиц, таких как Verein für Socialpolitik . В 1925 году Вебер стал председателем Службы академических обменов e. В. (ААД).

После того, как Гитлер пришел к власти в 1933 году, Вебер добровольно ушел в отставку с преподавательской должности, тем самым ожидая увольнения из-за его публичного протеста против политики национал-социализма. В 1943/44 он поддерживал контакты с кружком Крайзау через своих учеников Карло Миендорфа и Теодора Хаубаха . Вебер считается представителем внутренней эмиграции . После Второй мировой войны он вместе с Карлом Ясперсом основал ежемесячный журнал Die Wandlung , присоединился к СДПГ и помог восстановить Гейдельбергский университет в политическом и научном плане. По его просьбе в 1947 году его преемником был назначен Эрих Прайзер .

Как стойкий противник национал-социализма, Альфред Вебер был предложен на пост федерального президента КПГ на выборах федерального президента Германии в 1954 году без его ведома и согласия . Он получил двенадцать голосов, и был избран Теодор Хойс . Сам Вебер отверг КПГ, а затем публично заявил об этом.

С 1948 г. он был членом-корреспондентом Баварской академии наук . В 1955 году Вебер был избран членом Американской академии искусств и наук . В 1957 году он получил премию Гансиана Гете .

Культурная социология

В своей обширной работе Вебер пытался добиться синтеза философии жизни, экономического анализа, истории культуры и политики, что было невозможно без противоречий. Его влияние было основано не только на его научных работах, но, по крайней мере, в такой же степени на его личной защите научной открытости, свободы и человеческого достоинства.

Теория экономического размещения

В своей модели местоположения Вебер дедуктивно сокращает факторы местоположения до транспортных расходов , затрат на рабочую силу и эффекта агломерации и дифференцирует их в отношении:

  • их объем в:
    • общие факторы местоположения (например, уровень заработной платы)
    • особые факторы местоположения (например, наличие определенных минеральных ресурсов)
    • Агломерационные факторы (приводят к концентрации компаний)
    • Дегломеративные факторы (приводят к диверсификации компаний)
    • Региональные факторы (ограничивают компании определенной географической областью)
    • природно-технические факторы (например, характер почвы)
    • социально-структурные факторы (например, возможности для досуга)

    Затем Вебер определяет оптимальное местоположение, последовательно включая три исходных фактора:

    • Транспортные расходы рассчитываются на основе индекса материала (отношение веса сырья и готового продукта, см. Материал для потери веса ), расстояния от места обнаружения до места производства и места потребления. Это означает, что самое дешевое место производства - это не только оптимальное расстояние до сырья, но и до места потребления.
    • Затраты на рабочую силу становятся фактором, когда уровень оплаты труда в разных регионах различается таким образом, что преимущества точки оптимальных затрат на транспортировку компенсируются экономией в точке оптимальных затрат на рабочую силу. Тогда более длительные транспортные расходы окупаются из-за более низких затрат на рабочую силу.
    • Компании не только зависят от работы и сырья, но также могут положительно или отрицательно влиять на другие компании в этом районе. Если преимущества близости к другим компаниям перевешивают негативные последствия для транспортных расходов и затрат на заработную плату, стоит поселиться в зоне агломерации. Однако, если поблизости есть недостатки (конкуренция и прочее), это может привести к переезду компании.

    Из-за исключительно затратно-ориентированного подхода, сокращения базовых допущений и неперекрывающейся категоризации модель фактора местоположения Вебера часто подвергается критике, тем не менее, как базовая модель экономической географии , она до сих пор используется в качестве объяснительного подхода к пространственной географии. размещение локаций промышленных компаний.

    Детство и юность Вебера прошли в пригороде Берлина 1869. После получения аттестата зрелости в 1888 он изучает сначала историю искусства и археологию в Бонне, затем в 1889 право в 1890—1892 — право и Берлине.

    В 1895 под руководством представителя исторической школы в национальной экономии Густава Шмоллера защищает докторскую диссертацию. В 1899 становится полным доктором (Habilitation) государственных наук и национальной экономии и получает должность приват-доцента.

    В пражский период творчества, модифицируя для промышленного производства модель размещения зон разной активности сельского хозяйства Генриха Тюнена , Вебер строит теорию размещения промышленности. Согласно этой теории, промышленное предприятие стремится занять наиболее выгодное место по отношению к источникам сырья и рынку рабочей силы, обеспечивающее наименьшие издержки для предпринимателей. Теория Вебера стала частью экономической географии и принесла ему международную известность. Вебер планировал выпустить вторую часть своего труда на эту тему, но она так и не увидела свет.

    В 1954 в качестве кандидата от Коммунистической партии Германии выдвигается на пост Федерального президента Германии .

    Посвятив жизнь науке, преподаванию и практической политике, Вебер так никогда и не создал собственной семьи. Не основав и научной школы в строгом смысле этого слова, он тем не менее оказал глубокое влияние на своих многочисленных учеников, среди которых в разные годы были Карл Мангейм , Норберт Элиас , Эрих Фромм и другие.

    Учение Альфреда Вебера

    Сочинения

    — О теории размещении промышленности. Т. 1. Чистая теория размещения (1909) — („Über den Standort der Industrie. Bd. 1: Reine Theorie des Standorts“). Рус. пер. (1926), англ. пер. (1929).

    — Чиновник (1910) — („Der Beamte“)

    — Религия и культура (1912) — („Religion und Kultur“)

    — Социологическое понятие культуры (1913) — („Der soziologische Kulturbegriff“)

    — Принципиальные замечания к социологии культуры. Общественный процесс, процесс цивилизации и движение культуры (1920) — („Prinzipielles zur Kultursoziologie. (Gesellschaftsprozess, Zivilisationsprozess und Kulturbewegung)“)

    — „Der Not der geistigen Arbeiter“ (1923)

    — Германия и кризис европейской культуры (1924) — („Deutschland und die europäische Kulturkrise“)

    — Кризис современной государственной мысли в Европе (1925) — („Die Krise des modernen Staatsgedankens in Europa“)

    — Идеи к проблемам социологии государства и культуры (1927) — („Ideen zur Staats- und Kultursoziologie“)

    — Haben wir Deutschen nach 1945 versagt? (Politische Schriften. Ein Lesebuch. Ausgewält und eingeleitet von Christa Dericum) (1979)

    — Избранное: Кризис европейской культуры. — СПб.: Университетская книга, 1998. — 565 с. — (Книга света). ISBN 5-7914-0032-2, ISBN 5-7914-0023-3 (Книга света). [1] Рецензия

    Читайте также: