Теории личности и практика консультирования кратко

Обновлено: 08.07.2024

Ключевые понятия: цели и задачи психологического консультирования, профессионально-важные качества, инсайд, личностные конфликты, защитные механизмы личности, приемы консультирования.

Цель психологического консультирования - культурно-продуктивная личность, обладающая чувством перспективы, действующая осознанно, способная разрабатывать различные стратегии поведения и способная анализировать ситуацию с различных точек зрения.

Главная задача психолога-консультанта - создать для психически здорового клиента условия формирования нешаблонных способов действия. Психологу-консультанту надо вступить в такое взаимодействие с клиентом, чтобы он смог найти новые способы действия, новые переживания, новые мысли, новые цели для дальнейшей жизни

Теория, которой пользуется психолог, задает организующие принципы для консультирования, так же как и для любого другого вида психологической помощи. Подходами к практике психологического консультирования являются:

  • глубинная психология —психоанализ (З. Фрейд),
  • индивидуальная психология (А. Адлер),
  • аналитическая психология (К. Юнг),
  • транзактный анализ (Э.Берн) и др.,
  • бихевиоральное направление — социальное научение, тренинг социальной компетентности; самообучение; когнитивная терапия; рационально-эмоциональная терапия (А. Эллис) и др.,
  • гуманистическое направление — гештальттерапия (Р. Перлз),
  • групповая терапия (К. Роджерс),
  • логотерапия (В. Франкл),
  • психодрама (Морено).

Важно отметить, что независимо от теоретической ориентации психолога, существуют общие черты в разнообразных подходах к консультированию (профессионально-важные качества ПВК)

  • индивидуальная и культурная эмпатия,
  • наблюдательность психолога,
  • оценивание личности клиента и социальной среды,
  • использование понятий жизнь, смысл жизни, место человека в жизни, ценности, индивидуальность

Описание каждого направления будет представлять собой краткую аннотацию, позволяющую, на наш взгляд, выделить основные понятия, используемые в каждом направлении, и основные методы воздействия на клиента.

Кратко остановимся на характеристике возможных подходов к практике психологического консультирования, сложившихся в настоящее время.

Психоаналитическая консультация ставит в центр осознание истоков проблем клиента. Инсайда как момента осознания часто бывает достаточно для начала личностного изменения.

Сегодня психодинамическая теория, созданная З. Фрейдом, существует во множестве модификаций и представлена работами А. Адлера, Э. Эриксона, Э. Фромма, К. Хорни, К. Юнга, В. Рейха и др. Популярные сегодня транзактный анализ Э. Берна, гештальт-терапия Р. Перлза, биоэнергетика А. Лоувена родились на основе классической теории Фрейда.

Согласно психодинамической теории жизнь человека определяется его прошлым, т.е. устойчивые личностные характеристики (стереотипы), сформировавшиеся в детстве потом в разных вариантах воспроизводятся во взрослом поведении. Психолог, работающий с клиентом, выделяет эти стереотипы, устанавливает их связь друг с другом и с детским опытом человека.

Как известно, концепция бессознательного — основной пункт теории З. Фрейда. Понятие бессознательного позволяет описать сложность и неоднозначность жизни человека. Главной задачей психоанализа является выявление и изучение подсознательной сферы, которая управляет человеком. Психолог, работая с клиентом с позиции психодинамической теории, стремится к тому, чтобы клиент осознал свои подсознательные процессы и научился воздействовать на них. В этом случае считается, что цель взаимодействия психолога и клиента достигнута.

Распознавание эмоциональных и поведенческих стереотипов можно осуществить через изучение защитных механизмов личности.

Неисполнимые желания и неприемлемые представления вытесняются из сознания ради спокойствия, это приносит моментальное освобождение

Вытеснение требует энергии для его поддержания. Проблема не решается, она остается, и это — угроза психическому здоровью

Можно не видеть бревна и в собственном глазу и критиковать его в глазу другого. Можно бороться с собственными ошибками, ничего не делая с самим собой

Затрудняются самопознание и созревание личности. Невозможно объективное восприятие внешнего мира. Проекция с трудом различима л ичностью, это лишает ее реалистичности.

Агрессия против самого себя — самоагрессия, которая ведет к ущемлению собственной жизни и поиску сочувствия

Отреагировавший чувствует освобождение, а замещающий объект часто страдает. Замещение может иметь социально-негативные последствия, отреагировавший получает новую фрустрацию — круг замыкается, и бумеранг возвращается к нему.

Энергия напряжения полностью отреагируется в социально полезной деятельности: творчестве, спорте и т. д.

Упускаются причины напряжения. Сублимированное напряжение не исчезает, поэтому возникает более или менее осознанное состояние фрустрации.

Подыскиваются обоснования своих действий, скрывающие истинные мотивы. Она служит сохранению самоуважения и самоутверждения против внешней критики

Деловое и конструктивное обсуждение проблемы устраняется, человек сам создает себе препятствие, чтобы с точки зрения других людей выглядеть лучше.

Благодаря алкоголю или нар котикам устраняются конфликты, фрустрации, страхи, вина, достигается ощущение силы. Это спасение от пугающей действительности

Отгораживание от психических нагрузок, депрессивных настроений, страхов, беспокойства происходит в короткий срок. Возникает преходящее чувство покоя, стабильности, расслабления, уравновешенности и как следствие — удовлетворительное временное освобождение

Психологические проблемы не устраняются, а распространяются дальше. Появляется опасность манипуляций.

Маска роли приносит безопасность. Потребность в безопасности сильнее, чем блокированная свобода самовыражения индивидуальности

Деловая маска, картина полной безэмоциональности и психической невозмутимости. Панцирь на чувствах не позволяет им проявляться вовне и попасть вовнутрь. Человек ориентируется на поведение автомата

Межличностныё контакты обедняются, подавленные чувства ложатся грузом на органы и мускулы. Кто не позволяет себе быть эмоциональным, тот становится больным телесно и психически

  • фиксация (задержка на одной стороне развития),
  • регрессия (возврат при угрозе стресса на более раннюю стадию развития),
  • перенос бессознательных переживаний в физическую сферу (например, в головную боль),
  • провокационное поведение (вести себя таким образом, чтобы человек был вынужден обнаружить чувства, на которые неспособен сам провоцирующий, например, высказать гнев или любовь).

В процессе интервью психолог, работающий на основе психодинамической теории, использует следующие приемы

Итак, свободное ассоциирование — основа всех техник, применяемых психологами, использующими психодинамическую теорию.

Исходная методологическая позиция психологов этого направления состоит в том, чтобы дать клиенту контроль над своими действиями, вызвать конкретные перемены в его поведении

Исторически это направление идет от работ Д. Уотсона и Б. Скиндера. Это весьма оптимистическое направ­ление, основанное на научном прагматизме его при­верженцев. Психолог вместе с клиентом пытается вмешаться в жизненные условия клиента с целью их изменения. Это строится на следующих основных со­ставляющих бихевиоральной психологии.

1. Отношение психолога и клиента. Психолог-бихевиорист делится своими планами с клиентом, на­деясь на активность клиента во взаимодействии с собой.

2. Определение проблемы через операционализацию поведения. Психолог-бихевиорист основывается на ясных и четких данных о поведении и поступках клиентов Анализ предполагает ясное знание психологом того, что клиент делает и как он себя ведет.

3. Понимание контекста проблемы через функциональный анализ. Функциональный анализ предполагает исследование событий, предшествующих поступку, сам поступок и его последствия, то есть результат. Так выясняются причинно-следственные связи в последовательности событий, определяющих внешнее поведение клиента.

4. Установление социально важных целей для клиента. Установление социально важных целей для клиента обязательно предполагает участие клиента. Психолог выбирает и вырабатывает с клиентом для него цели, предполагающие конкретный план действий на будущее

Бихевиоральный анализ — это акцент на конкретных действиях и поступках человека. Психолог-бихевиорист делает упор на действия человека, а не на его размышления по поводу действий. Точно определив проблему, психолог готов предлагать клиенту ответы на решения.

Психолог-бихевиорист пользуется многими техниками. Среди них наиболее популярной является тренировка настойчивости Тренировка настойчивости позво­ляет большинству клиентов преодолеть беспомощность и неадекватность, а это наиболее часто встречающиеся у клиентов типы проблем.

При тренировке настойчивости в ходе интервью кроме открытых и закрытых вопросов психолог ис­пользует ролевые игры, в ходе которых с помощью директив задает направление интервью.

Вопросы, ролевые игры и перечисление альтернатив для принятия решения — это арсенал психолога-бихевиориста, способствующий изменению поведения клиента

Среди процедур изменения поведения психолог-бихевиорист использует кроме тренировки настойчивости, тренировку релаксации, целенаправленное уменьшение тревожности (фобии), основанное на обу­чении глубокой релаксации, построении иерархии страхов и увязывании объекта тревоги с иерархией страхов на фоне упражнений на релаксацию.

Моделирование поведения и поощрение за желаемое поведение — это тоже бихевиористские методы обучения клиентов новому поведению.

Психологи-бихевиористы широко используют дневниковые и иные записи клиентов, которые они ведут во время работы с психологом.

В бихевиоральном консультировании широко ис­пользуются психологические стратегии, направленные на поддержание у клиента нужного поведения в повседневной жизни; это стратегии предотвращения рецидивов.

Эта стратегия дает возможность клиенту контролировать себя в трудных ситуациях. Стратегии предотвращения рецидивов разделяются по следующим категориям предвидение трудных ситуаций, регулирование мыслей и чувств, выявление нужных дополнительных навыков, выстраивание благоприятных последовательностей.

Исследования показывают эффективность про­грамм предотвращения рецидивов. Основные пункты программы предотвращения рецидивов выглядят следующим образом:

1. Выбор подходящего поведения. Описание его в деталях, решение клиентом вопроса о том, насколько часто еще ему будет нужно это поведение и как он поймет, что произошел срыв.

2. Стратегия предупреждения рецидивов: стратегия поведения состоит в том, что клиент фиксирует происшедший рецидив и описывает, в чем он состоит. Затем анализирует, в чем разница между обучением трудному поведению и его использованием в трудных ситуациях. Затем анализируется, кто из известных клиенту людей может помочь ему придерживаться желаемого поведения. Затем обсуждаются ситуации с высоким уровнем риска, люди, события, места, которые провоцируют срыв.

3. Стратегия рационального мышления предлагает анализ эмоционального отклика клиента на временный срыв или рецидив, а также анализ того, что поможет ему мыслить более эффективно в трудных ситуациях или после срыва.

4. С клиентом обсуждается практика, направленная на поддержку выработанных навыков. Обсуждается вопрос о том, какие дополнительные навыки ему нужны, чтобы удержаться в рамках выработанного поведения.

5. При стратегии определения желаемых выводов психолог и клиент обсуждают будущие выгоды его нового поведения, способы вознаграждения им себя за выполненное действие.

6. Стратегия предсказания последствий первого ре­цидива направлена на описание в деталях первого рецидива— людей, мест, времени, возможного эмоционального состояния.

Техника предотвращения рецидива важна не толь­ко для психологии бихевиоризма. Проблема рецидивов существует в работе психологов всех направлений, решение ее психологами-бихевиористами заслуживает огромного внимания всех практических психологов.

Оно ставит в центр своей методологии личность клиента, которая является контролирующим центром в принятии психологом решений, что отличает это направление от психодинамической теории, делающей акцент на том, как прошлое воздействует на настоящее, и от бихевиористской теории, использующей воздействие окружения на личность.

Гуманистическое, или экзистенционально-гуманистическое направление в психологии развивалось К. Роджерсом, Ф. Перлзом, В. Франклом.

Их основная методологическая позиция состоит в том, что предназначение человека — жить и действовать, определяя свою судьбу, сосредоточение контроля и решений находится внутри самого человека, а не в его окружении.

Основные понятия, в которых это направление психологии анализирует жизнь человека, это понятие человеческого существования, принятие решения или выбор и соответствующее ему действие, облегчающее тревож­ность; понятие интенциональности — благоприятной возможности, утверждающей, что человек, действуя в мире, должен ясно осознавать воздействие мира на него.

Задача клиента и психолога состоит в том, чтобы как можно полнее понять мир клиента и поддержать его во время принятия ответственного решения.

Революция, которая в практической психологии связана с работами К. Роджерса, состоит в том, что он стал подчеркивать ответственность самого человека за свои действия и решения. В основе этого — вера в наличие у каждого человека изначального стремления к максимальной социальной самоактуализации.

В ходе интервью психолог пользуется открытыми и закрытыми вопросами, отражением чувств, пересказом, самораскрытием и другими приемами, позволяю­щими клиенту проявить свое мироощущение.

Используя в общении с клиентом методы взаимодействия, позволяющие клиенту снять тревожность и напряжение, психолог показывает клиенту, как надо общаться с людьми. Клиент, услышанный и понятый психологом, может измениться.

Кроме того, благодаря работам В. Франкла, в гума­нистической психологии используются техники перемены отношения; парадоксальные намерения; переключение; метод убеждений (призыва). Осуществление этих техник требует от психолога красноречия, точности словесных формулировок, ориентации на мироощущение клиента.

Гуманистическое направление практической психологии постоянно ориентируется на индивидуальный рост клиента.

Практический психолог, работающий с клиентом, вносит в интервью с ним собственное мировоззрение. Если психолог склонен навязывать свою точку зрения клиенту, то это может привести к неспособности слышать клиента, что разрушит ситуацию взаимодействия. Психолог, чтобы работать эффективно, не должен начи­нать работу с предвзятыми идеями о том, как должен быть устроен мир его клиента. Практическая работа психолога — это работа с конкретной индивидуальностью человека. В том числе и с собственной индивидуальностью — составной частью его профессиональной позиции.

Психологу необходимо постоянно изучать свои личностные и профессиональные возможности, чтобы избежать ригидности или излишней свободы в развитии личных понятий.

Психолог и клиент — два разных человека — встречаются во время интервью. Независимо от его успеш­ности оба участника интервью в результате взаимодействия изменяются.

Понимание личностных проблем клиента и его проблем во взаимоотношениях существенным образом зависит от того, каких теоретических позиций придерживается консультант. Особенно это сказывается на характере терапевтических отношений, применяемых методах и техниках. А также на оценке эффективности консультирования.

Каждая теория выполняет четыре основные функции: обобщает накопленную информацию; делает более понятными сложные явления; предсказывает последствия разных обстоятельств; способствует поиску новых фактов. Консультанту теория помогает обобщить опыт работы с самыми разными клиентами, понять природу большинства их проблем и формы проявления конфликтов, способствует эффективному применению конкретных методов. Благодаря теоретической подготовке консультант может выдвигать гипотезы в своей практической работе и предвидеть результаты консультирования. Как правило, рано или поздно, консультант начинает в большей степени руководствоваться какой-то одной теорией, одновременно применяя на практике эклектичные методы, наиболее подходящие для конкретного консультативного процесса.

В литературе по психологическому консультированию обычно приводят описания нескольких ведущих направлений:

Теоретические принципы современных психологических направлений

Направление Основные теоретические принципы
Психоаналитическое направление Сущность человека определяется психической энергией сексуальной природы и опытом раннего детства. Основу структуры личности составляют три инстанции: ид, эго и суперэго. Поведение мотивируется агрессивными и сексуальными побуждениями. Патология возникает из-за вытесненных в детском возрасте конфликтов. Нормальное развитие основывается на своевременном чередовании стадий сексуального развития и интеграции
Адлерианское направление Акцентируется позитивная природа человека. Каждый человек в раннем детстве формирует уникальный стиль жизни, человек творит свою судьбу. Поведение человека мотивируется стремлением к достижению целей и социальным интересом. Жизненные трудности способствуют формированию неблагоприятного стиля жизни. Нормальное развитие личности предполагает адекватные жизненные цели.
Терапия поведения Человек – продукт среды и одновременно ее творец. Поведение формируется в процессе обучения. Нормальному поведению обучают посредством подкрепления и имитации. Проблемы возникают в результате плохого обучения.
Рационально-эмоциональная терапия (РЭТП) Человек рождается со склонностью к рациональному мышлению, но и одновременно со склонностью к паралогичности. Он может становиться жертвой иррациональных идей. Жизненные проблемы возникают из-за ошибочных убеждений. В основе нормального поведения лежат рациональное мышление и своевременная коррекция принимаемых решений.
Ориентированная на клиента терапия (К.Роджерса) Акцентируется позитивная природа человека – свойственное ему врожденное стремление к самореализации. Проблемы возникают при вытеснении некоторых чувств из поля сознания и искажении оценки опыта. Основу психического здоровья составляют соответствие идеального Я реальному Я, достигаемое реализацией потенциала собственной личности, и стремление к самопознанию, уверенности в себе, спонтанности.
Экзистенциальная терапия Основное внимание уделяется способности человека познавать свой внутренний мир, свободно выбирать свою судьбу, ответственности и экзистенциальной тревоге как основному мотивирующему фактору, поиску уникального смысла в бессмысленном мире, одиночеству и отношениям с другими, временности жизни и проблеме смерти. Нормальное развитие личности основывается на уникальности каждого индивида.



Классическими методами адлерианского консультирования выступают:

1) Конфронтация, когда консультант подвергает сомнению рассуждения, основанные на индивидуальной логике клиента. Часто клиенты могут исследуя собственную логику, изменить и ее и свое поведение;

3) Оказание поддержки. Поддержка подразумевает веру в человека. Консультанты оказывают поддержку, сообщая веру клиенту в то, что изменение возможно. Поддержка – ключ к изменению стиля жизни;

6) Изменение условий задачи. Клиенты первоначально ставят перед собой краткосрочные достижимые цели и постепенно переходят к долгосрочным реалистичным целям.

К общим бихевиоральным методам (на бихевиористской теории основывается терапия поведения) относятся:

1) использование подкреплений, которые могут быть положительными или отрицательными.

Для того, чтобы развилось или угасло какое-либо поведение, каждое его проявление должно быть подкреплено. К специфическим бихевиоральным методам относятся:

1) Бихевиоральная репетиция. Она заключается в повторении одобряемого поведения до тех пор, пока оно не станет выполняться так, как этого хочет клиент;

2) Планирование окружения. Эта процедура включает частичное создание клиентом той среды, которая способствует определенным проявлениям поведения, или, напротив ограничивает их;

3) Систематическая десенсибилизация. Этот метод помогает клиентам преодолеть тревожность в определенных ситуациях. Клиента просят описать ситуацию, которая вызывает тревожность. Затем ему предлагают оценить эту ситуацию и расположить события и обстоятельства на иерархической шкале, начиная с тех, которые не вызывают никакого интереса, и заканчивая теми, которые являются наиболее неприятными. Чтобы помочь клиенту устранить тревожность, консультант учит клиента расслабляться физически или психологически. После этого иерархия рассматривается заново, начиная с предметов, вызывающих меньшее беспокойство. Когда тревожность начинает возрастать, клиенту помогают расслабиться снова. Основная идея этого метода: клиент не может одновременно чувствовать тревогу и быть расслабленным.

4) Тренинг ассертивности (уверенности в себе). Главная цель тренинга – научить человека свободно выражать свои мысли и чувства, и не испытывать при этом ненужного беспокойства.

РЭТП имеет в своем арсенале два основных общих метода[5]:

1) Обучение, предполагающее, что клиент должен изучить как мысли связаны с эмоциями и поведением. Эмоции и чувства в этой терапии рассматриваются как следствие мыслей, а не событий. Клиента обучают бороться с иррациональными мыслями.

Ориентированная на клиента терапия (клиент-центрированная терапия) предполагает использование специфических методов, которые трудно описать, не утратив основной идеи этого подхода. Сам К. Роджерс писал, что личностный рост происходит в результате осознания своей взаимосвязи с другими людьми. Поэтому он ориентировался, скорее не на методы, техники и приемы, а на условия для взаимоотношений, ведущих к личностному росту в процессе консультирования:

1) Два человека находятся в психологическом контакте;

3) Второй участник, консультант, является конгруэнтным или интегрированным в отношения;

4) Консультант испытывает безусловное доброжелательное отношение к клиенту;

5) Консультант испытывает эмпатическое понимание мировоззрения клиента и пытается сообщить свое понимание клиенту;

Методы, используемые в данном направлении консультирования, всегда индивидуализированы и могут быть заимствованы из любой теории и практики консультирования. Методологической основой выступает способность консультанта быть открытым и честным по отношению к клиенту и новому опыту. Кроме того, экзистенциальные консультанты часто используют метод конфронтации. Клиент сталкивается с необходимостью принять идею персональной ответственности каждого за свою жизнь

Понимание личностных проблем клиента и его проблем во взаимоотношениях существенным образом зависит от того, каких теоретических позиций придерживается консультант. Особенно это сказывается на характере терапевтических отношений, применяемых методах и техниках. А также на оценке эффективности консультирования.

Каждая теория выполняет четыре основные функции: обобщает накопленную информацию; делает более понятными сложные явления; предсказывает последствия разных обстоятельств; способствует поиску новых фактов. Консультанту теория помогает обобщить опыт работы с самыми разными клиентами, понять природу большинства их проблем и формы проявления конфликтов, способствует эффективному применению конкретных методов. Благодаря теоретической подготовке консультант может выдвигать гипотезы в своей практической работе и предвидеть результаты консультирования. Как правило, рано или поздно, консультант начинает в большей степени руководствоваться какой-то одной теорией, одновременно применяя на практике эклектичные методы, наиболее подходящие для конкретного консультативного процесса.

В литературе по психологическому консультированию обычно приводят описания нескольких ведущих направлений:

Теоретические принципы современных психологических направлений

Направление Основные теоретические принципы
Психоаналитическое направление Сущность человека определяется психической энергией сексуальной природы и опытом раннего детства. Основу структуры личности составляют три инстанции: ид, эго и суперэго. Поведение мотивируется агрессивными и сексуальными побуждениями. Патология возникает из-за вытесненных в детском возрасте конфликтов. Нормальное развитие основывается на своевременном чередовании стадий сексуального развития и интеграции
Адлерианское направление Акцентируется позитивная природа человека. Каждый человек в раннем детстве формирует уникальный стиль жизни, человек творит свою судьбу. Поведение человека мотивируется стремлением к достижению целей и социальным интересом. Жизненные трудности способствуют формированию неблагоприятного стиля жизни. Нормальное развитие личности предполагает адекватные жизненные цели.
Терапия поведения Человек – продукт среды и одновременно ее творец. Поведение формируется в процессе обучения. Нормальному поведению обучают посредством подкрепления и имитации. Проблемы возникают в результате плохого обучения.
Рационально-эмоциональная терапия (РЭТП) Человек рождается со склонностью к рациональному мышлению, но и одновременно со склонностью к паралогичности. Он может становиться жертвой иррациональных идей. Жизненные проблемы возникают из-за ошибочных убеждений. В основе нормального поведения лежат рациональное мышление и своевременная коррекция принимаемых решений.
Ориентированная на клиента терапия (К.Роджерса) Акцентируется позитивная природа человека – свойственное ему врожденное стремление к самореализации. Проблемы возникают при вытеснении некоторых чувств из поля сознания и искажении оценки опыта. Основу психического здоровья составляют соответствие идеального Я реальному Я, достигаемое реализацией потенциала собственной личности, и стремление к самопознанию, уверенности в себе, спонтанности.
Экзистенциальная терапия Основное внимание уделяется способности человека познавать свой внутренний мир, свободно выбирать свою судьбу, ответственности и экзистенциальной тревоге как основному мотивирующему фактору, поиску уникального смысла в бессмысленном мире, одиночеству и отношениям с другими, временности жизни и проблеме смерти. Нормальное развитие личности основывается на уникальности каждого индивида.

Классическими методами адлерианского консультирования выступают:

1) Конфронтация, когда консультант подвергает сомнению рассуждения, основанные на индивидуальной логике клиента. Часто клиенты могут исследуя собственную логику, изменить и ее и свое поведение;

3) Оказание поддержки. Поддержка подразумевает веру в человека. Консультанты оказывают поддержку, сообщая веру клиенту в то, что изменение возможно. Поддержка – ключ к изменению стиля жизни;

6) Изменение условий задачи. Клиенты первоначально ставят перед собой краткосрочные достижимые цели и постепенно переходят к долгосрочным реалистичным целям.

К общим бихевиоральным методам (на бихевиористской теории основывается терапия поведения) относятся:

1) использование подкреплений, которые могут быть положительными или отрицательными.

Для того, чтобы развилось или угасло какое-либо поведение, каждое его проявление должно быть подкреплено. К специфическим бихевиоральным методам относятся:

1) Бихевиоральная репетиция. Она заключается в повторении одобряемого поведения до тех пор, пока оно не станет выполняться так, как этого хочет клиент;

2) Планирование окружения. Эта процедура включает частичное создание клиентом той среды, которая способствует определенным проявлениям поведения, или, напротив ограничивает их;

3) Систематическая десенсибилизация. Этот метод помогает клиентам преодолеть тревожность в определенных ситуациях. Клиента просят описать ситуацию, которая вызывает тревожность. Затем ему предлагают оценить эту ситуацию и расположить события и обстоятельства на иерархической шкале, начиная с тех, которые не вызывают никакого интереса, и заканчивая теми, которые являются наиболее неприятными. Чтобы помочь клиенту устранить тревожность, консультант учит клиента расслабляться физически или психологически. После этого иерархия рассматривается заново, начиная с предметов, вызывающих меньшее беспокойство. Когда тревожность начинает возрастать, клиенту помогают расслабиться снова. Основная идея этого метода: клиент не может одновременно чувствовать тревогу и быть расслабленным.

4) Тренинг ассертивности (уверенности в себе). Главная цель тренинга – научить человека свободно выражать свои мысли и чувства, и не испытывать при этом ненужного беспокойства.

РЭТП имеет в своем арсенале два основных общих метода[5]:

1) Обучение, предполагающее, что клиент должен изучить как мысли связаны с эмоциями и поведением. Эмоции и чувства в этой терапии рассматриваются как следствие мыслей, а не событий. Клиента обучают бороться с иррациональными мыслями.

Ориентированная на клиента терапия (клиент-центрированная терапия) предполагает использование специфических методов, которые трудно описать, не утратив основной идеи этого подхода. Сам К. Роджерс писал, что личностный рост происходит в результате осознания своей взаимосвязи с другими людьми. Поэтому он ориентировался, скорее не на методы, техники и приемы, а на условия для взаимоотношений, ведущих к личностному росту в процессе консультирования:

1) Два человека находятся в психологическом контакте;

3) Второй участник, консультант, является конгруэнтным или интегрированным в отношения;

4) Консультант испытывает безусловное доброжелательное отношение к клиенту;

5) Консультант испытывает эмпатическое понимание мировоззрения клиента и пытается сообщить свое понимание клиенту;

Методы, используемые в данном направлении консультирования, всегда индивидуализированы и могут быть заимствованы из любой теории и практики консультирования. Методологической основой выступает способность консультанта быть открытым и честным по отношению к клиенту и новому опыту. Кроме того, экзистенциальные консультанты часто используют метод конфронтации. Клиент сталкивается с необходимостью принять идею персональной ответственности каждого за свою жизнь

Важность теории в психологическом консультировании, как и в других областях психологической практики, трудно переоценить. Можно сказать, что попытка квалифицированно помочь другому человеку в разрешении его проблем без опоры на систему теоретических воззрений, подобна полету без ориентиров. Такой "летчик" в консультировании не только не эффективен, но иногда и опасен. В психологическом консультировании роль карты выполняет теория личности, открывающая широкую перспективу понимания проблем клиента и указывающая эффективные методы их разрешения. Теория помогает консультанту формулировать динамичные гипотезы, разъясняющие клиенту проблемы, и позволяет чувствовать себя в безопасности при столкновении с хаотичным, дезорганизованным внутренним миром некоторых клиентов. Bramer, Shostrom (1982) подчеркивают, что консультант, не усвоивший теоретические основы своей профессии, не ознакомившийся с исследованиями, выполненными в данной области, не сможет ничего сделать для клиента, кроме применения частной техники.

Каждая теория выполняет четыре основные функции: обобщает накопленную информацию; делает более понятными сложные явления; предсказывает последствия разных обстоятельств; способствует поиску новых фактов (George, Cristiani, 1990).

Эти функции вполне подходят к любой теории, лежащей в основе консультативной практики. Теория помогает консультанту обобщить опыт работы с самыми разными клиентами, понять природу большинства их проблем и формы проявления конфликтов, способствует эффективному применению конкретных методов. Благодаря теоретической подготовке консультант может выдвигать гипотезы в своей практической работе и предвидеть результаты консультирования.

что есть человек?

какие врожденные тенденции ему свойственны?

свободен ли выбор человека при любых обстоятельствах или же определяется наследственностью и событиями прошлого?

существуют ли предпосылки изменения человека и как он может изменяться?

Ответы на эти вопросы определяют, как консультант понимает структуру личности, детерминацию поведения, генезис патологии, перспективу нормального развития.

Как видно из табл. 2, главные принципы основных школ психологического консультирования и психотерапии существенно отличаются (George, Cristiani, 1990).

Таблица 2. Теоретические принципы современных психологических направлений

Направление

Основные теоретические принципы

Сущность человека определяется психической энергией сексуальной природы и опытом раннего детства. Основу структуры личности составляют три инстанции: ид, эго и суперэго. Поведение мотивируется агрессивными и сексуальными побуждениями. Патология возникает из-за вытесненных в детском возрасте конфликтов. Нормальное развитие основывается на своевременном чередовании стадий сексуального развития и интеграции

Акцентируется позитивная природа человека. Каждый человек в раннем детстве формирует уникальный стиль жизни, человек творит свою судьбу. Поведение человека мотивируется стремлением к достижению целей и социальным интересом. Жизненные трудности способствуют формированию неблагоприятного стиля жизни. Нормальное развитие личности предполагает адекватные жизненные цели

Человек — продукт среды и одновременно ее творец. Поведение формируется в процессе обучения. Нормальному поведению обучают посредством подкрепления и имитации. Проблемы возникают в результате плохого обучения

Рационально-эмоциональная терапия (A. Ellis)

Человек рождается со склонностью к рациональному мышлению, но одновременно и со склонностью к паралогичности. Он может становиться жертвой иррациональных идей. Жизненные проблемы возникают из-за ошибочных убеждений. В основе нормального поведения лежат рациональное мышление и своевременная коррекция принимаемых решений

Ориентированная на клиента терапия (С. Rogers)

Акцентируется позитивная природа человека — свойственное ему врожденное стремление к самореализации. Проблемы возникают при вытеснении некоторых чувств из поля сознания и искажении оценки опыта. Основу психического здоровья составляют соответствие идеального Я реальному Я, достигаемое реализацией потенциала собственной личности, и стремление к самопознанию, уверенности в себе, спонтанности

Основное внимание уделяется способности человека познавать свой внутренний мир, свободно выбирать свою судьбу, ответственности и экзистенциальной тревоге как основному мотивирующему фактору, поиску уникального смысла в бессмысленном мире, одиночеству и отношениям с другими, временности жизни и проблеме смерти. Нормальное развитие личности основывается на уникальности каждого индивида.

Каждый консультант волен выбрать ту или иную концепцию как основу практики в зависимости от особенностей своей личности, мировоззрения, теоретико-психологических симпатий. Одновременно подчеркнем неправильность утверждений об истинности постулатов какой-либо единственной психотерапевтической школы вопреки другим школам. Результаты многочисленных исследований показывают, что в практике при ориентации на любое направление можно добиться сходной эффективности консультирования, Решающее значение имеет не столько сама теория, сколько зрелость личности консультанта и его профессиональная подготовка, подразумевающая высокую интеграцию теоретических познаний и практических навыков.

В настоящее время в мире распространяется эклектичное консультирование, представляющее собой попытку интеграции лучших сторон различных школ. Конечно, имеется в виду не набор разных теоретических принципов, воззрений или накопление методов и методик, доказавших практическую эффективность независимо от контекста возможного применения. Эклектичное консультирование опирается на системную интеграцию нескольких теоретических подходов в стремлении найти единое начало и проверить, как новая система "работает" на практике. Можно сказать, что создание эклектического подхода в консультировании — это итог всей профессиональной деятельности. Большинство специалистов, продолжительное время работающих в области психологического консультирования и психотерапии, создают собственную теоретическую систему, обычно эклектичную, наиболее соответствующую личности и мировоззрению каждого из них.

Теории л. представляют собой организованные попытки продвинуться в нашем понимании поведения человека с т.зр. психологии. Выполняют 2 основные ф-ии:

— обеспечение понятийной основы, дающей возможность объяснять те или иные классы наблюдаемых взаимосвязанных событий.

— предсказание событий и связей, до сих пор не изучавшихся.

Психологическое консультирование является областью практики. Для того, чтобы она имела системный характер, в основе должна быть теоретическая позиция консультанта, которая проявляется на 2 уровнях:

— Методологическом (мировоззрение – природа человека)

— Теоретическом (теория личности – совокупность предположений относительно наблюдаемого эмпирического опыта, относительно средств, позволяющих проверить эти наблюдения; модель интерпретации).

Компоненты теории личности (на примере психоанализа):

1) Структура личности (Ид, Эго, Супер-Эго; идея о динамическом равновесии этих компонентов)

2) Развитие личности (Где, когда была катектирована (направлена) либидозная энергия. Возможно застревание энергии, и, как следствие, не прохождение этапа развития).

3) Мотивация (сознательная и неосознаваемая мотивация. 2 мотива – инстинкт Эрос и Танатос).

4) Представления о психической патологии (область проблематизации).

Внутриличностный конфликт м/у подструктурами личности является источником тревоги. Механизм совладания с этой тревогой – система психол защит: вытеснение, интеллектуализация, проекция и т.д.

5) Способ психологической поддержки личности. Найти ответ – где и когда впервые был сформирован конфликт, чтобы клиент мог понять, что его проблема длится с этого момента. Регрессия в детство и высвобождение энергии.

По социологии : “ Теория конфликта”

. в качестве исходной базы в рамках соответствующих социологических теорий. Прежде всего понимание конфликта связано с пониманием природы самого человека. Человек? Что это такое? И в . и личности в пользу человека как . конфликтов, разработку концепции социального . не происходит некоторое событие , которое играет . конфликта , сколько на обоснование консенсуса. Это деление направлений социологических теорий .

Примеры похожих учебных работ

Шпаргалки по психологическому консультированию

. потенциала личности. Принципы психологического консультирования: доброжелательное и безоценночное . из наиболее надежных способов проверить свои гипотезы. После того, . процесс консультирования. 3. Основные приемы ведения беседы. Личность и .

Билеты по психологическому консультированию

. относительно совершенствования личности, межличностных отношений, проблем брака, семьи, профессиональной карьеры (американские психологи). Психологическое консультирование . независимо от той или иной теории позволяет рассмотреть все феномены независимо .

Особенности психологического консультирования безработных

. помощь должны приходить психологические консультации. Психологическое консультирование – это относительно новая область . Во время консультации оценивается личность клиента, и с . (время проведения консультации) найти и точно сформулировать способ .

Психологическое консультирование 6

. теориях.[5] Виды Традиционно, в психологическом консультировании различают следующие виды (критерием различения служит направленность психологического консультирования на сферы жизни личности): Индивидуальное психологическое консультирование; .

Специфика психологического консультирования обсессивных личностей

. психологические особенности обсессивных личностей; - проанализировать особенности консультирования обсессивных личностей; - рассмотреть поведение обсессивных личностей на приеме. 1. Психологическое консультирование Психологическое консультирование .

Читайте также: