Астрономия в эпоху возрождения кратко

Обновлено: 04.07.2024

Резкий поворот в развитии астрономии наступает в Западной Европе в XV в. Он стал первым признаком начинавшегося (прежде всего в Италии) возрождения непосредственного исследования природы в обстановке уже развернувшегося к этому времени процесса возрождения творческой деятельности человека в литературе, живописи и других видах искусства. Общей причиной Возрождения стали назревшие глубокие экономико-социальные и идейные перемены в европейском обществе. Приближалась эпоха реформ в религии и буржуазных революций в социальной жизни.

Исходя из этой концепции, Николай Кузанский заключил, что не только Земля, по и Солнце, и вообще любое тело не может быть центром Вселенной, ибо, по его выражению, центр Вселенной — везде, а граница — нигде. Этим он выступал не только против геоцентризма, но и против ранних гелиоцентристов, считавших Солнце центром всей Вселенной, и в философском плане мыслил глубже Коперника. Николай Кузанский утверждал не только возможность, но и реальность движения Земли в пространстве. Ощущение неподвижности Земли находящимся на ней наблюдателем, указывал он, должен испытывать и любой другой наблюдатель на любом космическом теле, и в этом смысле все тела Вселенной равноправны. Так, за столетие до Коперника впервые был провозглашен, по существу, принцип однородности Вселенной, который в наши дни нередко ошибочно приписывают Копернику.

2. Возрождение и развитие в Западной Европе наблюдательной и математической астрономии. Г. Пурбах, Региомонтан. В XV в. и в Западной Европе астрономия стала точной наблюдательной и математической наукой. Определяющую роль в этом сыграли австрийский астроном и математик Георг Пурбах (1423—1461) и его немецкий друг, ученик и соратник Иоганн Мюллер, известный под латинизированным именем Региомонтана (1436—1476). Между прочим они были первыми в Европе учеными, не имевшими духовного сана.

В Нюрнберге почитателем и учеником Региомонтана стал богатый горожанин и любитель астрономии Б. Вальтер (1430—1504), устроивший в своем доме первую на немецкой земле обсерваторию. Здесь вместе с Региомонтаном они в 1471—1475 гг. проводили первые в Европе длительные систематические наблюдения Солнца. Региомонтан наблюдал, кроме того, комету 1472 г., попытавшись оценить ее размеры и расстояние от Земли, и, по некоторым сведениям, в сочинении того же года (не сохранившемся) назвал комету небесным телом. Одновременно числовые оценки расстояния кометы как небесного тела дал другой ученик Пурбаха Э. Шлезингер, сочинение которого на эту тему сохранилось и ныне является старейшим такого рода научным трудом. Рассуждения и выводы о кометах Пурбаха, Региомонтана и Шлезингера на сто с лишним лет опередили аналогичные утверждения Тихо Браге (см. ниже).

Об укреплении нового, не только наблюдательного, но именно исследовательского направления астрономии в Европе в XV — начале XVI в. свидетельствуют определенные успехи в этой области. Продолжатель дела Региомонтана Б. Вальтер нашел метод уточнения координат Солнца на небесной сфере путем отсчета их не от Луны, как прежде, а от Венеры. Он же первым стал вводить в измерения положения светил правдоподобные поправки на атмосферную рефракцию. Школа Региомонтана — Вальтера в наблюдательной астрономии, первая со времен Альфонса X, продолжала действовать в Нюрнберге до XVII в.

На рубеже средневековья и эпохи Возрождения замечательное открытие сделал великий итальянский ученый-энциклопедист, художник, инженер Леонардо да Винчи (1452—1519). Он правильно объяснил природу пепельного света Луны как результат освещения ее Землей.

В первой трети XVI в. итальянский астроном, поэт и врач Дж. Фракасторо (1478—1553) и немецкий астроном П. Апиан (1495—1552) независимо установили, что при движении кометы ее хвост всегда направлен прочь от Солнца (первыми это отметили еще в древности китайцы). В 1528 г. француз Ж. Фернель (1497—1558), спустя семь веков после арабов и восемь — после китайцев, в Западной Европе впервые провел градусное измерение и оценил размеры Земли (с ошибкой менее 1%).

Что касается представлений об устройстве мира в целом, то здесь, при общем господстве геоцентрического принципа, царил разнобой. Две узаконенные системы мира — птолемеева с эпициклами, деферентами, движением планет по эксцентрикам и аристотелева — в виде набора гомоцентрических сфер — явно противоречили друг другу. Тем более что в средние века физическая картина мира Аристотеля, его небесные сферы представлялись несравненно более примитивно, грубо — как твердые хрустальные образования. Для согласования обеих систем мира Пурбах, например, в своей новой теории планет предложил даже считать хрустальные сферы выдолбленными изнутри, чтобы разместить там птолемеевы эпициклы! Более радикально поступил Фракасторо, который вернулся к описанию движения планет только с помощью гомоцентрических сфер, но должен был (для согласования с наблюдениями) довести их число с 56 у Аристотеля до 79. Но и сторонники чисто птолемеевой системы мира по мере накопления наблюдательных данных вынуждены были также громоздить в ней новые и новые эпициклы. В астрономической картине мира назревал предреволюционный кризис.

3. Секретная космология Леонардо да Винчи. В преддверии эпохи Возрождения в науке новым и смелым словом могли бы прозвучать космологические идеи Леонардо да Винчи. Но великий итальянец не публиковал своих естественнонаучных трудов (его рукописи были расшифрованы и изданы только в XIX в.). Дошедшие до час астрономические и космологические наброски Леонардо открывают его как прозорливого мыслителя. Его ум, вбирая туманную смесь идей и представлений из уходящего средневековья, рождал яркий спектр собственных идей и глубоких предвидений [5, 96].

В философской проблеме первоисточника движения материи Леонардо придерживался идей пантеизма. Необходимо учитывать в связи с этим, что на рубеже средневековья и Нового времени, и даже еще во второй половине XVI в., пантеизм был выразителем идеи саморазвития, самодвижения материи, т. е. выступал тогда как антипод религии и ее объяснения всего во Вселенной как проявления непредсказуемой воли бога.

Оставшиеся, по-видимому, совершенно неизвестными ученым XVI в. и последующих столетий (хотя созвучие с ними некоторых идей Галилея и Кеплера поразительно!), идеи Леонардо да Винчи, скрытые в его рукописях, донесли до нас отзвук той бурной предреволюционной эпохи, когда в лучах возрождавшейся свободной мысли впервые обозначились отдельные черты и новой грядущей картины Мироздания.

Великий итальянский мыслитель скрыл свои труды от современников (и лишь завещал сохранить их, когда умирал на далекой чужбине), опасаясь преследований. А как бы выиграла астрономия, освещенная уже тогда светом его идей! Быть может, они помогли бы раньше воспринять и смелые идеи Николая Кузанского, которые еще долго не воспринимались, даже после вторичного их опубликования в 1565 г., уже после появления великого труда Коперника.

Новый величайший переворот в системе культуры происходит в эпоху Возрождения, которая охватывает XIV — начало XVII века. Возрождение — это эпоха формирования капиталистических отношений, первоначального накопления капитала, повышения социальной и политической роли города, буржуазных классов, формирования абсолютистских монархий и национальных государств, эпоха глубоких социальных конфликтов, религиозных войн, ранних гражданских революций, возрождения античной культуры, век титанов мысли и духа.

Эпоха Возрождения (возрождения) охватывает период с четырнадцатого по начало семнадцатого века. Социальной основой развития естественных наук в XV-XVII веках является вызревание новых капиталистических общественных отношений в рамках феодального общества. Быстрый рост производительных сил, более полное и разнообразное использование природы, открытие новых источников сырья и драгоценных металлов, а также новых рынков сбыта в результате многочисленных путешествий и расширения торговли — все это изменило европейскую экономику и привело к революции в социальной жизни европейских стран.

Сокрушительный удар по схоластическому мировоззрению был нанесен не только распространением гуманистических идей, но и развитием естественных наук. В эпоху позднего Возрождения (XVI — начало XVII века) в Европе (особенно в Италии) распространились натурфилософские идеи.

Наиболее выдающимися представителями натурфилософии эпохи Возрождения были Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и Иоганн Кеплер.

Астрономические открытия Н. Коперника и Д. Бруно их мировоззренческое значение - Мировоззренческий поворот эпохи Возрождения

Мировоззренческий поворот эпохи Возрождения

Натурфилософия эпохи Возрождения для понимания и интерпретации сущности существования природы и мира основывается на научных и географических открытиях того времени. Религиозное отношение к природе и человеку начинает заменяться математическим и механистическим.

Главное отличие представителей натурфилософии от предыдущих мыслителей-идеалистов заключалось в том, что они основали материалистическое мировоззрение и сформировали научное мировоззрение, свободное от теологии. В новом мировоззрении натурфилософии Бог, природа и космос едины, а Земля не является центром Вселенной. Это было философское течение, которое рассматривало мир как познаваемый, мир, к которому можно прийти через разум, а не через божественное откровение.

Самыми выдающимися выразителями натурфилософии эпохи Возрождения были Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и Иоганн Кеплер. Они пытались опровергнуть ряд учений Церкви о Боге, Вселенной, космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия. Их теоретические разработки и экспериментальные исследования способствовали не только изменению картины мира, но и изменению концепции науки и взаимоотношений между теорией и практикой.

Открытия и научные теории Леонардо да Винчи, Джордано Бруно и Николая Коперника сыграли особую роль в области астрономии и движения небесных тел. Гелиоцентрическая концепция строения Вселенной представляла собой поистине революционный переворот в представлении о мироустройстве, характеризующемся объективными, внутренне присущими и универсальными законами бытия и движения. Доказательство их существования основано на научных фактах, полученных путем наблюдения, эксперимента, экспериментальной проверки как научных методов познания. Математика становится универсальным методом доказательства законов бытия природы и Вселенной, а также методом анализа эмпирических данных, полученных при наблюдении за движением небесных тел. Укрепляется рационалистическое, но доказательное, не схоластическое понимание законов бытия в мире как универсальной сущности. Рационалистическое, научное мировоззрение пробивает себе дорогу и начинает успешно конкурировать с религиозными и теологическими подходами.

Коперниканская революция

Обладая широким умом, Коперник первым взглянул на накопленный тысячелетиями опыт астрономии глазами человека эпохи Возрождения: смелого, уверенного в себе, творческого и новаторского. Предшественникам Коперника не хватило смелости отказаться от самого геоцентрического принципа, и они либо пытались усовершенствовать тонкости птолемеевской системы, либо обращались к еще более древней схеме гомоцентрических сфер. Коперник был в состоянии порвать с этой тысячелетней консервативной астрономической традицией, преодолеть поклонение старым авторитетам. Н. Коперником двигала идея внутреннего единства и систематичности астрономических знаний; он искал в природе простоту и гармонию, ключ к объяснению единой сущности многих, казалось бы, разных явлений. Результатом этих поисков стала гелиоцентрическая система мира.

Меньшая сложность теории Коперника и большая точность вычислений положений планет в гелиоцентрических таблицах, которая была достигнута только в начале, не были главными преимуществами его теории.

В чем реальная заслуга, привлекательность и реальная сила теории Коперника? Почему это привело к революционному преобразованию всего естествознания?

Новое всегда возникает на основе и в системе старого. Коперник не был исключением в этом отношении. Он по-прежнему разделял многое из старой аристотелевской космологии. Например, он представлял себе Вселенную как замкнутое пространство, ограниченное сферой неподвижных звезд. Он не отступил от аристотелевской догмы, что истинное движение небесных тел может быть только равномерным и круговым. Кстати, желание восстановить аристотелевские принципы движения небесных тел, которые были нарушены при разработке геоцентрической системы, было одним из мотивов, побудивших Коперника искать другие, негеоцентрические подходы к описанию движения планет.

Более того, Коперник пытался создать логически простую и последовательную планетарную теорию. Именно в отсутствии такой простоты и последовательности Коперник увидел фундаментальную несостоятельность теории Птолемея. В этой теории не было единого центрального принципа, который мог бы объяснить систематические закономерности в движении планет. Коперник был уверен, что представление движений небесных тел в виде единой системы позволит определить реальные физические свойства небесных тел, то есть то, о чем геоцентрическая модель вообще не говорила. И поэтому он рассматривал свою теорию как теорию реального строения Вселенной.

Дж. Бруно: Идеологические выводы из коперниканизма

Задача сравнения птолемеевской и коперниканской теорий не обновлялась до 1970-х годов, когда два знаменитых астрономических события (вспышка сверхновой в 1572 году и яркая комета в 1577 году) вновь бросили вызов основам аристотелевской космологии. Философские и теоретические выводы из гелиоцентризма и его дальнейшее развитие и уточнение — заслуга ученых следующего поколения. Среди них: Тихо Браге, Дж. Бруно, И. Кеплер, Г. Галилей, Дж. Борелли и др.

Прежде всего, идеологические выводы из Коперниканизма не заставили себя ждать. Признав подвижность и планетарную уникальность Земли, теория Коперника устранила вековое представление о едином центре вращения во Вселенной. Центром вращения стало Солнце. Но Солнце не было уникальным телом. О его тождестве со звездами подозревали еще в древности. И поэтому следующий шаг мирских выводов был естественным. Его составил бывший монах одного из монастырей в Неаполе Джордано Бруно (1548 — 1600), человек чрезвычайно яркий, смелый, способный на бескомпромиссное преследование истины. Бруно в шестидесятых годах прошлого века поначалу скептически относился к гелиоцентрическому мировоззрению Коперника. Он обратился к Птолемею и материалистическим учениям древнегреческих мыслителей, особенно атомистов, о бесконечности Вселенной, чтобы выработать свой собственный взгляд на структуру космоса. На него также оказали сильное влияние идеи Николая Кузы, который отрицал, что какое-либо тело может быть центром Вселенной, поскольку она бесконечна. Увлеченный этой идеей, Бруно понял грандиозные возможности гелиоцентризма, обогатив его идеей бесконечности Вселенной. Объединив гелиоцентризм с идеями Н. Кузанского об изотропии, однородности и бесконечности Вселенной, Бруно пришел к построению концепции множественности планетных систем в бесконечной Вселенной.

Бруно набросал первый набросок современной картины вечной, не имеющей существ, материальной, единой, бесконечно развивающейся вселенной с бесконечным числом очагов разума в ней. В свете учения Дж. Бруно теория Коперника понижает свой ранг: она оказывается не теорией всей Вселенной, а теорией лишь одной из многих планетарных систем Вселенной, и, возможно, не самой выдающейся из них. Но если бы Н. Коперник был современником смелых взглядов бескомпромиссного итальянского монаха, как мы теперь можем предположить, он бы не обиделся на такую переоценку гелиоцентрической теории.

Мировоззрение и научное значение учений Н. Коперника и Д. Бруно.

Великий польский астроном Николай Коперник (1473 — 1543) с помощью принципа относительности основал новую астрономическую систему — гелиоцентрическую систему мира — одно из поистине выдающихся научных открытий своего времени. Практическая задача усовершенствования календаря сделала необходимым создание нового метода астрономических расчетов. Будучи широко образованным математиком и астрономом, Коперник понимал, что эта задача не может быть решена традиционными средствами. Знакомство с философией неоплатонизма и Пифагора, а также вера в то, что Бог создал мир в соответствии с простыми правилами математической гармонии, привели Коперника к предположению о равномерном круговом движении небесных тел и совершенно новом с обыденной точки зрения порядке их взаимного расположения и движения.

  1. Орбиты и небесные сферы не имеют общего центра;
  2. Центр Земли не является центром Вселенной, а только центром масс и орбит Луны;
  3. Все планеты движутся по орбитам, центром которых является солнце, и, следовательно, солнце является центром мира;
  4. Расстояние между Землей и Солнцем очень мало по сравнению с расстоянием между Землей и неподвижными звездами;
  5. Суточное движение Солнца является мнимым и вызвано эффектом вращения Земли, которая раз в 24 часа вращается вокруг своей оси, которая всегда остается параллельной самой себе;
  6. Земля (вместе с Луной, а также другими планетами) вращается вокруг Солнца, и поэтому движения, которые совершает Солнце (суточное движение, а также годовое движение, когда Солнце проходит через зодиак), являются не более чем эффектом движения Земли;
  7. Это движение Земли и других планет объясняет их положение и специфические характеристики планетарного движения.

С принятием этой гипотезы многие прежние трудности отпали, а картина мира приобрела изящные, стройные и очень убедительные очертания. Осознавая радикальность своего учения, Коперник долгое время не публиковал его, ссылаясь на пример последователей Пифагора, которые скрывали истину от профанов. Тем не менее, работа была опубликована, скандал не заставил себя ждать, но начало было положено. Началась великая научная революция.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Поэты нападали на Коперника столь же рьяно, сколь и ученые. Даже первый настоящий астроном Тихо Браге (см. рис. 92) полностью отверг гелиоцентрическую теорию.


Рис. 92. Тихо Браге в своей обсерватории

В отличие от Коперника Браге основывал свои заключения на прямых наблюдениях и устроил первую в Европе эффективную обсерваторию. Именно из нее он провел наблюдения за серией комет, сопровождавших появление Новой звезды в созвездии Кассиопея. Кометам не было места в жестких рамках Коперниковой системы кристаллических сфер, а Браге отмел их все, за исключением одной огромной сферы, которая и есть небеса. Но главным вкладом Браге в астрономию стало не построение новых теорий, а собрание воедино огромной массы данных, которая помогла затем его помощнику Иоганну Кеплеру выстроить законы движения планет.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Астрономия и математика

Астрономия и математика Хотя практически ничего не известно о развитии астрономии в Древней Индии на самых ранних этапах развития, можно предположить, что в целом она испытала на себе влияние греческой астрономии в первые века нашей эры, если не раньше. Новые идеи были

Народная астрономия

Наука эпохи Возрождения: астрономия

Астрономы эпохи Возрождения подарили миру ряд невероятных важных для мировой науки открытий. Еще до Галилея и Коперника немецкий философ, кардинал Николай Кузанский, высказал мысль о бесконечности Вселенной, он полагал, что у космоса нет центра, а планеты и небесные тела состоят из материи, сходной с материей Земли. Помимо этого Кузанский также допускал существование внеземных цивилизаций. В то время подавляющее большинство ученых принадлежали к духовенству и первыми европейскими учеными без духовного сана стали астрономы Георг Пурбах и его ученик Иоганн Мюллер, также известный под именем Региомонтан.

Пурбах и Региомонтан пересмотрели устаревшие астрономически таблицы и создали новые пособия, которыми потом несколько десятилетий пользовались практически все европейские ученые. По таблицам Региомонтана ориентировались великие путешественники Колумб и Америго Веспуччи, данные из этих таблиц также были задействованы и в расчетах гелиоцентрической модели. Именно Региомонтан указал на расхождение юлианского календаря с солнечным годом, что впоследствии стало причиной календарной реформы, 1582 года.

Читайте также: