Артикуляционная база русского языка кратко

Обновлено: 02.07.2024

У каждого языка есть своя артикуляционная база– совокупность привычных движений и состояний органов речи, необходимых для произнесения звуков данного языка.

Артикуляционные базы языков отличаются друг от друга различной активностьюорганов речи исочетанием работразных органов (произносительный аппарат у носителей разных языков устроен принципиально одинаково).

Напр., для русского языканехарактерноиспользованиеглубоких произносительных органов(увула, глотка, гортань). А втюркскихязыках, вгрузинском,арабскоместь увулярные, фарингальные (глоточные) и ларингальные (гортанные) звуки.

При образовании русскихсогласных могут активно работатьголосовые связки, вследствие чего согласные становятсязвонкими. Вфинно-угорскихязыках образование согласных редко сопровождается работой голосовых связок:звонких согласных в них нет.

Большое значение для артикуляционной базы имеют сочетания работ различных органов. Врус. яз. подъемсредней части спинки языкаможет сопровождать любую артикуляцию; результат – наличие большого числа мягких (палатализованных от лат.palatum ‘небо’) согласных. Для многих языков это нехарактерно.

В рус. яз.работагубпри произнесении гласных сочетаетсятолько с задним положением языка: [у], [о]. Вофранц.,нем.,тюркскихязыках работа губ может сопровождать изаднее, и переднее положение языка: есть пары огубленных гласных ([u] – [ü], [o] – [ö]).

Артикуляционная база родного языка является причиной акцентапри изучении иностранных языков. Напр., согласные [д], [т], [н], [л] врус. яз. артикулируются сучастием передней части спинки языка вместе с кончиком, которые прижимаются к верхнимзубам. В артикуляции аналогичных согласныхангл., нем. ифранц. языков принимает участие толькокончик языка, который касаетсяальвеол. При произнесении англ., нем. и франц. [d], [t], [n], [l] носители рус. яз. используют привычную им зубную артикуляцию, и наоборот. Русские мягкие согласные представляют огромную трудность для носителей многих языков.

Артикуляционная база языка – явление историческое. Составляющие ее артикуляционные навыки со временем могутменяться. Напр.:

в русском языке раньше не было мягких согласных,

во всех славянских языках были носовые гласные, но сохранились только в польском:

В причинах звуковых изменений и в связанных с ними изменениях артикуляционной базыязыка многое остается неясным.

Процесс развития артикуляционной базы носит очень длительный характер: звуковая система языка, как правило, сохраняется неизменной на протяжении ряда эпох. Меняясь с течением времени, артикуляционная база сохраняет свои основные, доминантные черты. Более того, артикуляционная база настолько устойчива, чтосохраняетсядаже припереходе этноса на другой язык. Поэтому ее используют как источник изучения историибесписьменных языков.

В последнее время говорят об артикуляционно-акустической базе, т.к. способность к произношению и восприятию звуков того или иного языка (произносительные и перцептивные навыки) связаны.

Носители данного языка, с одной стороны, произносят определенный набор звуков, а с другой, – различают эти звуки в речи. При этом они, как правило, не различают некоторые звуки других языков, отождествляя их (в частности, со сходными звуками родного языка). Нередко бывает, что люди не воспринимают на слух разницу между звуками, которые не способны различать в произношении [Зиндер, с. 80–82; Гируцкий, с. 53; Кодухов, с. 118–120; Шайкевич, с. 15].

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Эльмира Патеева 17гр. 1.Языкознание как наука о языке. Связь языкознания с другими науками.

Я з ы к о з н а н и е , — это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и исторического развития и классификации конкретных языков.

Языкознание занимается изучением лингвистических вопросов терминологии. Связано с различными школами и направлениями. В соответствии с этим выделяют следующие разделы:

1)Экстра лингвистика(внешняя) -изучает язык как общественное явление. состоит из подразделов:

-социальная лингвистика(язык в отношении к обществу)

-металингвистика (связь языка и мышления)

2) внутренняя лингвистика

-лексикология-словарный состав языка

-Морфология- изучение форм слова

-синтаксис-изучает предложение и словосочетания в предложении.

3) Сравнительно- историческое я языкознание(компаративистика)-изучение генетических связей языков мира, классификации языковой реконструкции.

Языкознание и социальные науки.Языкознание относится к числу социальных наук.оно тесно связано с такими социальными науками как :

-История -поскольку история языка является частью истории народа.

-Археология и этнография-раскрывая смысл диалектных слов и диалектных значений общеупотребительных слов .классификация языков и народов, при исследовании отражения в языке народного самосознания.

-Литературоведение-Союз языко знания и литературоведения породил филологию. Связь языкознания и литературоведения особенно заметна в таких дисциплинах, как стилистика и история литературного языка, а также при разработке проблем языка художественной литературы.

-Психология и педагагика- Язык как факт речевой деятельности индивида является предметом изучения психологии и языкознания.

Языкознание и естественные науки.Из естественных наук языкознание соприкасается главным образом с физиологией человека и антропологией ( изменчивость строения человека во времени и пространстве). Интересы языковедов и антропологов сходятся в двух случаях:во-первых,при классификации рас и языков и,во-вторых,при изучении вопроса о происхождении речи, о чем сообщено будет позднее.

Языкознание и философия.Языкознание, как и другие науки, связано с философскими науками — диалектикой и логикой.

Язык как общественное явление. Функции языка.

Язык тесно связан с обществом и является частью нашей жизни.

Роль языка как орудия мышления проявляется прежде всего в формировании и выражении мыслей — результатов мышления, познавательной деятельности.

общественная функция языка проявляется в его связи с народом, в наличии общенародного языка ,в котором выделяю компоненты:

-литературный язык(высшая форма нац. яз.-образцовый яз.)

Язык — не индивидуальное . и не биологическое явление .Язык связан с обществом, его историей.

Очень показательными являются случаи, когда дети с раннего возраста оказываются среди животных , жившие с рождения вне общества дети-маугли не способны говорить на каком-либо человеческом языке. Это является первым доказательством общественной природы языка.

Вторым доказательством является тот факт, что у человека нет специальных органов, с помощью которых он бы говорил.

Человек получает от матери способность дышать (легкие) и способность питаться, и эти органы дыхания и пищеварения, человек приспособил для произношения звуков человеческого языка.

Третье доказательство, язык зарождается, развивается и умирает вместе с обществом.( когда-то не было русского языка, он появился, возник, когда восточные славяне разделились на русских, украинцев и белорусов. Когда-то латинский язык был живым, но сейчас этот язык мертв.)

1)Коммуникативная функция- общение людей.

2)Экспрессивная функция(когнитивная) -выражение мыслей, чувств и воли говорящего.

-Информативная-для передачи информации и мыслей.




-Эмотивная- передача эмоций и чувств

- Волюнтативная- выражение воли

3)Гносеологическая(аккумулятивная)- познание мира (средство накопление информации, опыта для потомков)

Язык и мышление.

будучи орудием обмена мыслями и закрепления их для потомства, язык как форма национальной культуры непосредственно связан с сознанием и мышлением. С о з н а н и е м в этом случае обозначают, во-первых,совокупность психической деятельности, включая интеллект, чувства и волю человека (мышлением называют лишь способность мыслить и рассуждать) .М ы ш л е н и е как способность мыслить и рассуждать, делать умозаключения и давать оценки может быть образным, техническим и логическим. Роль языка как орудия мышления проявляется прежде всего в формировании и выражении мыслей — результатов мышления, познавательной деятельности

мы мыслим, чтобы узнать и понять, говорим же для того, чтобы передать наши мысли, чувства, пожелания. В основе языка лежит грамматический строй, правила словоизменения и построения предложения с помощью которых мы можем правильно выражать свои мысли.

Мышление может осуществляться не только при помощь языка, но и с помощью образов, памяти, воображения. сторонники этой точки зрения опираются на понятие внутренней речи.

Язык и речь.

Речь- проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка. Это явление переменное в зависимости от говорящего лица.

Язык и речь - две стороны одного и того же явления. Язык присущ любому человеку, а речь - конкретному человеку.

Акустическое свойство звуков речи.

Звуки речи, как и всякий другой звук, есть результат колебательного движения упругой среды. к характеристикам звука относят:высоту, силу, длительность и тембр.

Речевой аппарат. Активные и пассивные органы речи.

Речевой аппарат-совокупность органов человека, необходимых для воспроизведения звуков.

Понятие об артикуляции звука. Артикуляционная база языка.

АРТИКУЛЯЦИЯ — работа активных органов речи, а также положение пассивных органов, необходимое для образования звука речи. Артикуляция каждого звука имеет три фазы: приступ (экскурсия) — начальная фаза, когда органы речи принимают необходимое положение; выдержка — фиксация данного положения; отступ (рекурсия) — возвращение к исходному

положению или переход к следующему приступу.

Артикуляционная база — типичные положения и движения органов речи, принятые в данном языке

Эльмира Патеева 17гр. 1.Языкознание как наука о языке. Связь языкознания с другими науками.

Я з ы к о з н а н и е , — это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и исторического развития и классификации конкретных языков.

Языкознание занимается изучением лингвистических вопросов терминологии. Связано с различными школами и направлениями. В соответствии с этим выделяют следующие разделы:

1)Экстра лингвистика(внешняя) -изучает язык как общественное явление. состоит из подразделов:

-социальная лингвистика(язык в отношении к обществу)

-металингвистика (связь языка и мышления)

2) внутренняя лингвистика

-лексикология-словарный состав языка

-Морфология- изучение форм слова

-синтаксис-изучает предложение и словосочетания в предложении.

3) Сравнительно- историческое я языкознание(компаративистика)-изучение генетических связей языков мира, классификации языковой реконструкции.

Языкознание и социальные науки.Языкознание относится к числу социальных наук.оно тесно связано с такими социальными науками как :

-История -поскольку история языка является частью истории народа.

-Археология и этнография-раскрывая смысл диалектных слов и диалектных значений общеупотребительных слов .классификация языков и народов, при исследовании отражения в языке народного самосознания.

-Литературоведение-Союз языко знания и литературоведения породил филологию. Связь языкознания и литературоведения особенно заметна в таких дисциплинах, как стилистика и история литературного языка, а также при разработке проблем языка художественной литературы.

-Психология и педагагика- Язык как факт речевой деятельности индивида является предметом изучения психологии и языкознания.

Языкознание и естественные науки.Из естественных наук языкознание соприкасается главным образом с физиологией человека и антропологией ( изменчивость строения человека во времени и пространстве). Интересы языковедов и антропологов сходятся в двух случаях:во-первых,при классификации рас и языков и,во-вторых,при изучении вопроса о происхождении речи, о чем сообщено будет позднее.

Языкознание и философия.Языкознание, как и другие науки, связано с философскими науками — диалектикой и логикой.

Язык как общественное явление. Функции языка.

Язык тесно связан с обществом и является частью нашей жизни.

Роль языка как орудия мышления проявляется прежде всего в формировании и выражении мыслей — результатов мышления, познавательной деятельности.

общественная функция языка проявляется в его связи с народом, в наличии общенародного языка ,в котором выделяю компоненты:

-литературный язык(высшая форма нац. яз.-образцовый яз.)

Язык — не индивидуальное . и не биологическое явление .Язык связан с обществом, его историей.

Очень показательными являются случаи, когда дети с раннего возраста оказываются среди животных , жившие с рождения вне общества дети-маугли не способны говорить на каком-либо человеческом языке. Это является первым доказательством общественной природы языка.

Вторым доказательством является тот факт, что у человека нет специальных органов, с помощью которых он бы говорил.

Человек получает от матери способность дышать (легкие) и способность питаться, и эти органы дыхания и пищеварения, человек приспособил для произношения звуков человеческого языка.

Третье доказательство, язык зарождается, развивается и умирает вместе с обществом.( когда-то не было русского языка, он появился, возник, когда восточные славяне разделились на русских, украинцев и белорусов. Когда-то латинский язык был живым, но сейчас этот язык мертв.)

1)Коммуникативная функция- общение людей.

2)Экспрессивная функция(когнитивная) -выражение мыслей, чувств и воли говорящего.

-Информативная-для передачи информации и мыслей.

-Эмотивная- передача эмоций и чувств

- Волюнтативная- выражение воли

3)Гносеологическая(аккумулятивная)- познание мира (средство накопление информации, опыта для потомков)

Язык и мышление.

будучи орудием обмена мыслями и закрепления их для потомства, язык как форма национальной культуры непосредственно связан с сознанием и мышлением. С о з н а н и е м в этом случае обозначают, во-первых,совокупность психической деятельности, включая интеллект, чувства и волю человека (мышлением называют лишь способность мыслить и рассуждать) .М ы ш л е н и е как способность мыслить и рассуждать, делать умозаключения и давать оценки может быть образным, техническим и логическим. Роль языка как орудия мышления проявляется прежде всего в формировании и выражении мыслей — результатов мышления, познавательной деятельности

мы мыслим, чтобы узнать и понять, говорим же для того, чтобы передать наши мысли, чувства, пожелания. В основе языка лежит грамматический строй, правила словоизменения и построения предложения с помощью которых мы можем правильно выражать свои мысли.

Мышление может осуществляться не только при помощь языка, но и с помощью образов, памяти, воображения. сторонники этой точки зрения опираются на понятие внутренней речи.

Язык и речь.

Речь- проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка. Это явление переменное в зависимости от говорящего лица.

Язык и речь - две стороны одного и того же явления. Язык присущ любому человеку, а речь - конкретному человеку.

Акустическое свойство звуков речи.

Звуки речи, как и всякий другой звук, есть результат колебательного движения упругой среды. к характеристикам звука относят:высоту, силу, длительность и тембр.

Речевой аппарат. Активные и пассивные органы речи.

Речевой аппарат-совокупность органов человека, необходимых для воспроизведения звуков.

Понятие об артикуляции звука. Артикуляционная база языка.

АРТИКУЛЯЦИЯ — работа активных органов речи, а также положение пассивных органов, необходимое для образования звука речи. Артикуляция каждого звука имеет три фазы: приступ (экскурсия) — начальная фаза, когда органы речи принимают необходимое положение; выдержка — фиксация данного положения; отступ (рекурсия) — возвращение к исходному

положению или переход к следующему приступу.

Артикуляционная база — типичные положения и движения органов речи, принятые в данном языке

  • Артикуляционная база — в фонетике — совокупность приспособлений речевого аппарата к образованию звуков того языка, на котором человек общается.

Артикуляционная база очень устойчива и привычнa для всех членов данного языкового коллектива. Речевой аппарат фиксирует с высокой точностью — до полной автоматизации — тe взаиморасположения и позиции органов речи, которые необходимы для произнесения всех звуков языка.

Хорошее усвоение артикуляционной базы необходимо для овладения правильным произношением изучаемого языка.

Связанные понятия

Звуковеде́ние — способ связи звуков в процессе фонации. Включает в себя технику использования различных штрихов в процессе вокального интонирования.

Нарушения звукопроизношения — группа дефектов произношения, включающая такие формы как дислалия, ринолалия (палатолалия), дизартрия и, частично, афазия.

Артикуляционные жесты — двигательные акты, с помощью которых реализуется в речи целевая артикуляция. Они являются комплексными и включают в себя координированное движение всех речевых органов, которые участвуют в артикуляции.

Транскрипция в лингвистике — передача на письме тем или иным набором письменных знаков (фонетическим алфавитом) элементов звучащей речи (фонем, аллофонов, звуков). В лингвистической теории и практике транскрипция имеет разнообразные применения.

Фоносема́нтика — направление в лингвистике, изучающее мотивированную, не-конвенциональную связь между двумя сторонами языкового знака.

Экспериментальная фонетика — раздел общей фонетики, в котором изучение звуков и других речевых единиц, явлений и процессов осуществляется экспериментальным путём. Экспериментально-фонетический метод применяют в изучении артикуляционных, акустических и перцептивных объектов фонетики. Экспериментально исследовать можно сегментные и надсегментные единицы, литературное и диалектное произношение, фонетические системы различных языков в сопоставительном аспекте.

Дикция (от лат. dictio - произношение) - четкое произнесение звуков в соответствии с фонетическими нормами языка. Выразительность дикции - важная сторона мастерства актера, певца, выступающего.

Реку́рсия (или о́тступ) в фонетике — заключительная фаза в процессе артикуляции звука речи, следующая за экскурсией (приступом) и выдержкой.

Речево́й пото́к, пото́к ре́чи — непрерывная линейная последовательность звучаний, расчленяемая слушающим, воспринимающим её как организованную последовательность значимых единиц языка.

Ленингра́дская (Петербу́ргская) фонологи́ческая шко́ла (ЛФШ) — одно из направлений в современной фонологии, возникших на основе учения И. А. Бодуэна де Куртенэ о фонеме (наряду с Московской фонологической школой (МФШ), представителями которой были Р. И. Аванесов, В. Н. Сидоров, А. А. Реформатский и другие учёные). Основателем школы является Л. В. Щерба. Среди других её представителей — Л. Р. Зиндер, Л. В. Бондарко, М. И. Матусевич.

Экску́рсия (или при́ступ) в фонетике — начальная фаза в процессе артикуляции звука речи, за которой следуют выдержка и рекурсия (или отступ).

Речевой звук — звук, образуемый произносительным аппаратом человека с целью языкового общения (к произносительному аппарату относятся: гортань, глотка, ротовая полость с языком, лёгкие, носовая полость, губы, зубы).

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики)при нормальном слухе и интеллекте .

Артикуляция (строительная акустика) — критерий для оценки слышимости речи. Артикуляция выражается в процентах (%) правильно понятых слов или слогов по отношению ко всем произнесенным. Слоговая артикуляция которая равна 85 % и больше, считается отличной. Слоговая артикуляция, которая равна 65 % и менее, считается неудовлетворительной.

Интонацио́нная констру́кция (ИК), интоне́ма, фоне́ма то́на — совокупность интонационных признаков, достаточных для дифференциации значений высказываний и передачи таких параметров высказывания, как коммуникативный тип, смысловая важность составляющих его синтагм, актуальное членение. Являясь разновидностью языкового знака (а именно супрасегментной единицей), имеет план выражения и план содержания. Дифференциальными признаками для различения интонационных конструкций являются направление тона на гласном.

Усвое́ние языка́ — процесс обучения человека языку, исследуемый лингвистами. Обычно фраза обозначает усвоение родного языка ребёнком, в противовес термину усвоение второго языка, под которым понимается процесс приобретения навыков общения на новом иностранном языке, независимо от числа ранее выученных.

Каза́нская лингвисти́ческая шко́ла — направление в языкознании, к которому принадлежали И. А. Бодуэн де Куртенэ, его ученики Н. В. Крушевский (как и Бодуэн, он может быть назван русско-польским учёным) и В. А. Богородицкий и некоторые другие учёные, в том числе С. К. Булич. Идеи школы заложены в курсе лекций Бодуэна, прочитанных им в Казанском университете.

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание. Речь считается вербальной коммуникацией.

Языкова́я спосо́бность — специфический психофизиологический механизм, формирующийся у носителя языка на основе нейрофизиологических предпосылок и под влиянием опыта речевого общения.

Слог — это минимальная фонетико-фонологическая единица, характеризующаяся наибольшей акустико-артикуляционной слитностью своих компонентов, то есть входящих в него звуков. Слог не имеет связи с формированием и выражением смысловых отношений. Это чисто произносительная единица. В слоге группируются звуки разной степени звучности, наиболее звучные — слогообразующие, остальные — неслоговые.

Разви́тие ре́чи (или онтогенез речи, ср. также англ. Language development) — широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением (как ребёнком, так и в широком смысле — человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.

Динамическая афазия — нарушение регулирующей функции речи, то есть больной не может построить внутренний план высказывания, и реализовать его во внешней речи, т.е. произнести фразу или длинный текст. При данной форме афазии страдает грамматический строй речи, отличительной особенностью является трудность в определении, понимании и актуализации (воспроизведении) предикатов (глаголов), а также предлогов, местоимений, существительные, как правило, употребляются в именительном падеже, характерно употребление.

Моско́вская фонологи́ческая шко́ла (МФШ) — одно из направлений в современной фонологии, возникших на основе учения И. А. Бодуэна де Куртенэ о фонеме (наряду с Ленинградской фонологической школой (ЛФШ), основанной Л. В. Щербой).

Гла́сные — тип звуков, при артикуляции которых потоку воздуха не создаётся существенных препятствий, соответственно, нигде над гортанью не создаётся сколько-нибудь существенного воздушного давления.

Эпенте́за (др.-греч. ἡ ἐπένθεσις, вставка) — фонетическое явление, добавление одного или более звуков в слово; согласного (лат. excrescentium, нарост) или гласного (т. н. анаптиксис, др.-греч. ἡ ἀνάπτυξις, вставка).

Интерференция (Лингвистическая интерференция) (лат. interferens, от inter — между + -ferens — несущий, переносящий) — обозначает в языкознании последствие влияния одного языка на другой, т.е. применение норм одного языка в другом в письменной и/или устной речи.

Фонетика и фонология немецкого языка изучают звуковой строй и немецкое произношение. Немецкий язык является плюрицентрическим языком, поскольку фонетические стандарты для различных диалектов также различны. Это объясняет то, что в тех или иных диалектных зонах произношение существенно отличается от эталонного немецкого произношения, установленного для литературного языка. Произношение, которое характерно для теле- и радиовещания Германии, Австрии и Швейцарии, ближе к стандартному, чем разговорная.

Звуковой метод обучения грамоте (полное название — Звуковой аналитико-синтетический метод обучения чтению) — метод в школьном лингвистическом образовании. Пришёл на смену буквослагательному методу.

Сти́ль произноше́ния (фонети́ческий стиль) — разновидность произношения с той или иной дифференциальной экспрессивно-оценочной функцией.

Фонематический слух — фонетическая теория для обучению чтению и письму предложенная психологом Даниилом Элькониным с целью обучения чтению письму в курсе начальной школы, которая состоит в том, что по его предположению человек анализирует и выявляет отдельные звуки как фонемы и только из фонем можно составить слово, поэтому возможно обучение чтению как чтение подряд фонем и письмо как запись подряд фонем.

Амслен появился в начале XIX века в Американской школе для глухих, расположенной в Хартфорде, основанной Томасом Гэллодетом в 1817. В ней использовались педагогические методики Парижского института глухих детей, включая использование французского жестового языка. Так как в школу поступали дети, знавшие другие жестовые языки, в ситуации языкового контакта появился американский жестовый язык.

Акти́вный слова́рь, активный запа́с слов — часть лексического и фразеологического состава языка, употребительная в данный период в той или иной речевой сфере. Играет наиболее важную роль при выполнении языком коммуникативной функции. Включает относительно ограниченное число лексических единиц, особенно часто используемых в речи в связи с наиболее существенными для данного общества реалиями. Противопоставляется пассивному словарю.

Дактилология (др.-греч. δάκτυλος — палец + др.-греч. λόγος — учение) — своеобразная форма речи (общения), воспроизводящая посредством пальцев рук орфографическую форму слова речи, поскольку использует дактильную азбуку. Тем самым дактилология сочетает в себе признаки как устной речи, поскольку используется для оперативного общения, так и письменной, поскольку имеет форму последовательности знаков в соответствии с нормами орфографии.

Устная речь — форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой форме (говорение).

Синтетическая форма (от греч. synthetikos из synthesis — соединение, составление) — это морфологическая форма словообразования или словоизменения, в которой грамматические значения выражаются при помощи флексий и аффиксов без использования дополнительных слов. Синтетическая форма противопоставляется аналитической форме, когда в процессе словообразования к исходному слову добавляются одно или несколько вспомогательных слов.

Психолингви́стика — дисциплина, которая находится на стыке психологии и лингвистики. Изучает взаимоотношение языка, мышления и сознания. Возникла в 1953 году.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

10 класс (вариатив)

Тема: Артикуляционная база языка. Речевой аппарат человека

Цел и: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели ; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; познакомить с понятием транскрипция.

Тип урока: Повторение.

Формы работы учащихся: парная, индивидуальная, групповая, коллективная, фронтальная

Структура и ход урока

- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

2. Контрольно - подготовительный этап урока: опрос по предыдущим темам.

- Ребята, сегодня мы с вами повторим материал, который вы уже изучали в начальной школе. А что конкретно мы будем повторять, вы должны сами сформулировать.

- Скажите, пожалуйста, что вы произносите, когда называете какое-либо слово? (Звуки)

Задание 1 Отгадайте загадку.

Черные птички на каждой страничке,

Молчат, ожидают, кто их прочитает.(Буквы)

Комментированное письмо

Ч…рные птич…ки (на) каждой стр…нич…ке,

М…лчат, ожидают, кто их пр…ч. тает.

Спишите загадку, вставляя пропущенные буквы, объясните орфограммы.

- Кто уже догадался, о чем будет наш сегодняшний разговор?

- Конечно же, о звуках и буквах.

- Скажите, ребята, а кроме звуков и букв, что нужно знать, чтобы правильно писать и произносить слова?

(Нам необходимо знать правила произношения и правописания слов)

- Как будет звучать тема нашего урока? (Слайд ) тема урока

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что нам сегодня предстоит усвоить?

Работа с материалом учебника.

Чтение и обсуждение текста упр. 9.

- Не секрет, что многие слова русского языка пишутся не так, как произносятся. Эта особенность присуща и многим другим языкам. Мы говорим: [в'исна], |сабака|, |дуп], |лотка|, /зд'элат'], но пишем: весна, собака, дуб, лодка, сделать.

Задание 2 . Запишем эти примеры на доске и в тетради в столбик. Приду­майте слова, правописание которых совпадает с произношением.

Работа с аудиодиском. Упражнение 10.

3. Динамическая пауза.

( учащиеся определяют цель учебной задачи, самостоятельно планируют и управляют познавательной задачей, получают и оценивают результат).Упражнение 12Задание №1 или № 2 Задание №2 или №3

5. Рефлексивный этап: осмысление результатов работы.

Восстановите текст.

В русском языке не всегда _______________ слова соответствуют их __________________. Чтобы показать произношение слова, используется ______________.

__________________ правила помогают правильно написать слова.

-Если вы поняли тему урока, поднимите руки ладошками вверх, если не поняли – ладошками вниз

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

6.Подведение итогов за урок.

-Что нового узнали на уроке?

-Что было трудным для вас.

7. Определение домашнего задания:

1 уровень (обязательный): упражнение 13.

2 уровень ( понятийный ):упражнение 17 (устно).

Артикуляционная база языка. Речевой аппарат человека

§ 123. Артикуляционная база – это совокупность правил речепроизводства, свойственных данному языку.

Основные особенности артикуляционной базы русского языка:

сосредоточенность консонантных артикуляций в ротовой полости (в русском языке нет увулярных, фарингальных, эпиглоттальных согласных);

преобладание дорсальных зубных артикуляций над апико-альвеолярными;

обязательное наличие дополнительной артикуляции у согласных (кроме твердых заднеязычных и [j]), причем дополнительная артикуляция, как и все основные, осуществляется в ротовой полости;

возможность быстрого переключения с одного типа артикуляции на другой (например, твердые согласные могут соседствовать с мягкими);

регрессивное направление ассимиляции;

наличие большого вокалического пространства (достаточно передняя артикуляция [и] и очень задняя – [у] и [о]);

дифтонгоидный характер [ у о] и всех гласных (кроме [и]) в позиции после мягких согласных;

наличие фонационных различия по голосу и отсутствие различий по аспирации и напряженности согласных;

невыраженность слоговых границ;

специфическая ритмика слова – наличие просодического ядра (то есть, противопоставление ударного и первого предударного слогов всем остальным), отсутствие чередования сильных и слабых слогов.

Русский язык является языком консонантного типа , поскольку число согласных в нем значительно превышает число гласных, причем некоторые существенные свойства гласных зависят от качества соседних согласных, но не наоборот. Так, в русском языке гласный [и] меняется на [ы], если оказывается в положении после твердого согласного: Ира [ и@ ръ] // От Иры [ат ы@ ры]; в других языках (например, германских и романских) наблюдается совсем иная картина: там некоторые свойства согласных зависят от соседних гласных – так, в немецком, французском, нидерландском и других языках в конце слова произносится твердый согласный после непередних гласных и смягченный – после передних (ср. нидерл. boek [buk] "книга" // ik [ik'] "я").

Согласные звуки по месту образования

губные – образующиеся в результате работы губ, главным образом нижней;

губно-губные – при их образовании нижняя губа смыкается или сближается с верхней: [б], [б'], [п], [п'], [м], [м'];

губно-зубные – при их образовании нижняя губа сближается с верхними зубами: [в], [в'], [ф], [ф'];

язычные – образующиеся в результате движения спинки языка.

зубные – при их образовании кончик языка или передняя часть языка смыкается или сближается с верхними зубами: [д], [д'], [з], [з'], [н], [н'], [ц];

нёбно-зубные – при их образовании кончик языка артикулирует к зубной части твёрдого нёба: [ж], [ш], [ч], [р];

среднеязычные – при их образовании средняя часть языка сближается с твёрдым нёбом: [j'];

заднеязычные – при их образовании задняя часть спинки языка смыкается или сближается с твёрдым нёбом: [г], [к], [х].

Читайте также: