Архитектурно планировочная структура населенного пункта кратко

Обновлено: 02.07.2024

Функциональное зонирование отражает различия в характере использования и пространственной организации различных частей города.

Планировочная структура характеризует городской организм по взаимосвязям его частей и элементов. Характеристики планировочной структуры выражаются в размещении основных узлов и конфигураций транспортных связей между зонами города. Транспортная инфраструктура фиксирует планировочную структуру и во многом предопределяет его развития.

Объекты транспортного строительства дорогостоящие, следовательно одни из наиболее стабильных элементов городской планировки. Помимо этого к территории прилегающей к главным узлам и осям транспортной инфраструктуры наиболее выгодные и комфортные с точки зрения условий транспортной доступности, что делает их предпочтительными для размещения важнейших объектов городского строительства, уникальных учреждений обслуживаний. Конфигурация транспортной инфраструктуры закрепляется в планировке города, тяготеющими к ней учреждениями с наиболее высокой интенсивностью освоения городского пространства.

Транспортная инфраструктура и тяготеющие к ней городские территории составляют относительно неизменяемую устойчивую основу в пространственно-планировочной организации города называемой каркас. Он фиксирует геометрию плана и определяет тенденции территориального развития города. Выделение каркаса дополняет функциональное зонирование, выделяет городские пространства по интенсивности освоения и транспортной доступности.

Схема функционального зонирования и деления территорий по интенсивности освоения являются 2-мя взаимодополняющими моделями городской планировки. В современном крупном городе каркас приобретает сложную конфигурацию многоядерной решетки.

Понятие городского центра трансформируется в систему городского центра. Благоприятные экологические показатели зачастую несовместимы с высоким показателем интенсивности освоения территории.

Архитектурной композицией называют такое сочетание и вза­имосвязь всех элементов архитектурного, а в данном случае гра­достроительного сооружения, которые в результате создают за­конченность и целостность его. Архитектурная композиция не ограничивается лишь эстетической стороной. Ее задача — приве­дение к единству функциональных, технических, экономических, экологических и эстетических требований.

К важнейшим средствам архитектурно-планировочной компо­зиции относят единство, соподчиненность, масштаб, масштаб­ность, пропорции (пропорциональность), ритм (ритмичность), симметрию.

Единство — это объединение всех компонентов в единое целое для достижения определенной цели — гармонии, единого впечатления от согласованности всех художественных средств.

Соподчиненность — основная архитектурно-композиционная задача при создании архитектурно-градостроительного произве­дения. Состоит в определении соподчиненности элементов насе­ленного места, выявлении главных из них и подчиненных. Со­подчиненность иногда называют также сложным единством. На­пример, главной улице поселения подчинены второстепенные, в свою очередь, направление главной улицы подчинено общест­венному центру и т. д.

Масштаб — степень уменьшения размеров земельного участ­ка, территории, какого-либо объекта при нанесении его на карту или чертеж. В архитектурной композиции масштаб или архитек­турный масштаб отражает особенности композиционного по­строения, зависящие от размеров отдельных частей сооружения и их отношения к сооружению в целом.

Компоненты или составляющие архитектурно-планировочной композиции. Это улицы, площади, жилые и общественные здания, участки при них, открытые и озелененные пространства, сооружения по благоустройству, производственные комплексы, рельеф, водоемы, окружающий ландшафт.

При проектировании сельских поселений учитывают близость жителей к земле, к при­роде, малоэтажная застройка, наличие личного подсобного хо­зяйства, наличие мест приложения труда далеко за пределами населенного пункта, ступенчатая система культурно-бытового обслуживания с размещением ступеней периодического и эпизо­дического обслуживания далеко за пределами конкретного посе­ления и др. Эти особенности предполагают наличие разнообраз­ных внутренних и внешних связей, которые обеспечивали бы удобство пользования жителями поселения сетью общественных зданий, местами отдыха, местами приложения труда и экономию времени каждого человека при тех или иных передвижениях. Исходя из предназначенности или функционального назначения, связи населения, проживающего в населенных местах на терри­тории хозяйства или сельского Совета, могут быть межселенными, внутрихозяйственными и внутриотраслевыми.

К межселенным связям относят трудовые, культурно-бытовые, производственные, лечебно-оздоровительные, спортивные, учеб­ные и другие, происходящие за пределами проектируемого посе­ления и хозяйства.

Внутрихозяйственные связи: селитебная зона — сельскохозяй­ственные угодья, селитебная зона — участки личных подсобных хозяйств, между различными населенными пунктами хозяйства.

Внутриселенные связи: производство — дом, дом — транспорт, дом — место отдыха, дом — общественный центр, общественный центр — административно-управленческий центр производствен­ной зоны и т. д. в границах проектируемого населенного места. В первую очередь все названные связи осуществляются по доро­гам, улицам, проездам.

Помимо этого, дороги, улицы, проезды, площади, пешеход­ные пути и скотопрогоны, каналы и арыки, линейные и группо­вые посадки и т. п. составляют систему структурного планиро­вочного каркаса, поэтому их можно назвать основой архитектур­но-планировочной структуры населенного места.

Итак, улицы, площади и проезды имеют важное значение в организации пространства населенного места, в соединении за­стройки с окружающим природным ландшафтом, в формирова­нии его общей композиции.

Кроме того, улицы и проезды принимают атмосферные воды, стекающие с территорий кварталов, и выводят их за пределы населенного места. Под улицами размещают магистральные сети инженерных коммуникаций. На улицах же устанавливают столбы электросети, телефона, радио. То есть улицы представляют собой еще и техническую основу плана населенного места.

Таким образом, при проектировании сельских населенных мест предусматривают единую систему улично-дорожной сети в увязке с планировочной структурой поселения и прилегающей к нему территории, которая обеспечивает короткие, удобные и безопасные связи со всеми функциональными зонами, дорогами внешней сети, другими поселениями системы расселения.

Системы уличной сети. По форме начертания плана уличной сети различают регулярные, свободные и смешанные системы (рис. 8).

Для регулярных систем характерно геометрически правильное построение плана уличной сети. К ним относят:

прямоугольную (см. рис. 8,а) — улицы имеют прямолинейное направление и пересекаются под прямыми углами. Это одна из древнейших систем, по которой строили города Древней Греции


Кроме того, скуд­ный по архитектуре набор типовых проектов жилых и общественных зданий, размещаемых на ули­цах при такой системе уличной сети, придает монотонность как застройке отдельных улиц, так и населенному месту в целом;

прямоугольно-диагональную. Если улицы прямоугольной систе­мы пересекаются еще и по диагонали, то такую регулярную систему называют прямоугольно-диагональной (см. рис. 8,6). Для нее характерны те же положительные и отрицательные качества, что и для прямоугольной, но в прямоугольно-диагональной сис­теме появляется еще один недостаток — острые углы на пере­крестках. В условиях населенных мест в нашей стране обе рас­смотренные выше системы применяют не часто;

радиальную. Появление данной системы относят ко времени средневековья и связывают с размещением торговых путей, кото­рые совмещались с дорогами, расходящимися от замков феода­лов по разным направлениям. Вдоль этих путей селились крес­тьяне, ремесленники, торговые люди, то есть развивались сти­хийно поселения, подчиняясь радиальной дорожной сети (см. рис. 8,в). Направленность радиальных улиц к общему центру композиционно выделяет его, создавая тем самым единство ком­позиции всей системы. Но с увеличением протяженности ради­альных улиц и удалением их от центра единство композиции

ослабевает, возникают определенные трудности в проектирова­нии, появляется необходимость их корректирования;

радиально-кольцевую. С удалением по радиальным лучам от замка феодала застройка каждого из лучей становилась мало свя­занной с соседними лучами. Это вынудило соединять их кольце­выми проездами, которые тоже застраивали. Так, из радиальных систем возникли радиально-кольцевые, характерные для многих западноевропейских городов (Берлин, Париж). В основе Москвы также лежит радиально-кольцевая система (см. рис. 8, г).

Преимущество радиально-кольцевой системы заключается в обладании ценного композиционного качества — единства: к вы­раженному центру направлены радиальные улицы. Особенно ярко это качество проявляется при размещении центра на вер­шине холма, когда радиальные улицы спускаются вниз по его склонам, а кольцевые обвивают этот холм. В других случаях данная система чаще всего выглядит надуманной. Она может вступить в противоречие и с реальным природным окружением, и с функциональной организацией плана населенного места. В проектировании сельских населенных мест ее применяют очень редко, да и то совместно с другими системами;

комбинированную. Объединение прямоугольной и радиально-кольцевой систем образует новую систему — комбинированную, характерную для поселений, развивающихся в течение продол­жительного исторического периода (см. рис. 8, д).

Для свободных систем характерно отсутствие связей направле­ний улиц с какими-либо геометрическими фигурами. Главным образом они подчинены топографическим особенностям терри­тории, ее рельефу (см. рис. 8, II). Свободная система в отличие от систем регулярных характеризуется гибкостью, согласованнос­тью с естественной природной обстановкой. Композиция плана такой уличной сети развивается свободно, подчиняясь топогра­фии местности. В этом случае избегают монотонности застройки и сводится к минимуму их вертикальная планировка. Если пря­моугольные системы характерны для равнинных территорий, то свободную систему применяют в живописных по топографии местностях, особенно горной и предгорной.

Для смешанных систем характерна композиция уличной сети, состоящая из элементов предыдущих систем (см. рис. 8, III). Смешанная система, являясь производной от элементов разных систем, позволяет приспособить ее к различным местным усло­виям и создать удобную, экономичную и интересную компози­цию плана населенного места.

Влияние природных условий на выбор системы уличной сети. В зависимости от крупности поселения, размера приусадебных участков, расположения на местности улицы занимают 10. 20 % площади территории сельского населенного места. Устройство улиц требует большого объема первоначальных капитальных вложении. значительные затраты связаны и с их эксплуатацией Разумеется, что обе названные категории затрат зависят от соот­ветствия плана уличной сети природным условиям: рельефу местности, наличию и расположению водоемов, естественной растительности, ветровому режиму, солнечной радиации и т. п.

Являясь транспортными коммуникациями, улицы должны обеспечить удобное движение транспорта и пешеходов. Кроме того, это основные пути, по которым с территории населенного пункта уходят атмосферные воды (дождь, тающий снег). Для выполнения таких функций рельеф местности должен позволить запроектировать улицы с уклонами 0,005. 0,08. На малопересе­ченных участках местности с ровным спокойным уклоном в вышеуказанных пределах лучше других такие цели выполнят ре­гулярные системы уличной сети.

Напротив, при ярко выраженном рельефе, с живописным из­вивающимся водоемом или зелеными насаждениями лучше под­ходит свободная или смешанная система уличной сети. Регуляр­ная система в таких условиях потребует выполнения вертикаль­ной планировки в значительных объемах, устройства подпорных стенок, лестниц, мостов, засыпки оврагов, регулирования русла рек, ручьев, вырубки зеленых насаждений. Это связано не только с дополнительными экономическими затратами, но и с наруше­нием экологической стабильности, с изменениями окружающего ландшафта.

Система уличной сети и приемы застройки. Многочисленные приемы застройки могут быть объединены в две основные груп­пы: приемы регулярной застройки и приемы свободной застрой­ки. Регулярная застройка — это возведение зданий в строгом геометрическом порядке, как правило, либо параллельно улице, либо под углом к ней, чаще прямым. Поэтому такая застройка больше тяготеет к регулярным начертаниям уличной сети. Это, в свою очередь, предопределяет ориентацию зданий по странам света. Отсюда тесная взаимосвязь регулярной застройки с регу­лярным начертанием уличной сети. Чаще всего это выражается в застройке прямоугольных кварталов по периметру.

Свободная застройка исключает жесткую связь расположения зданий с направлением улицы. И часто здания размещают неза­висимо от ее направления. В свою очередь, и свободная система планировки не оказывает столь жесткого влияния на прием за­стройки, как регулярная система.

Контрольные вопросы

Архитектурно – планировочная структура населенного места. Межселенные связи.

Внутрихозяйственные связи. Внутриселенные связи.

Система уличной сети. Регулярные системы уличной сети. Свободные и смешанные системы уличной сети.

Влияние природных условий на выбор системы уличной сети.

Транспортно планировочная – организация населенного пункта. Классификация улиц и дорог.

Магистральные дороги, магистральные улицы, улицы и дороги местного значения.

Построение системы улиц при проектировании сельского населенного места

Связь уличной сети с внешними дорогами.Размещение транспортных путей.

Трассирование улиц. Учет рельефа. Учет ветров. Инсоляция и ориентация по сторонам света.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Три основных формы планировочной структуры — центрическая, линейная и решетчатая — были известны еще в глубокой древности. Сочетания и композиционные модификации этих основных форм можно обнаружить в рисунке плана любого современного города или поселка.

Эти модели достаточно редко встречаются в чистом виде, но их анализ позволит нам рассмотреть принципы организации плана поселка.

Центрично-круговая форма плана берет свое начало от стихийного развития поселения вокруг первичного ядра, которое может представлять собой железнодорожную станцию, перекресток, торговый центр. Для большинства круглых планов характерны развитие радиально-кольцевой композиции и наличие четких границ, препятствующих дальнейшему территориальному росту.

Внешняя кольцевая дорога, часто обозначающая в проектах границу поселка, практически не в состоянии сдержать рост развивающегося поселка, слишком велик соблазн застройки такой дороги с двух сторон. Стихийное нарушение границ и кольцевое наращивание территории выявляют два главных недостатка, присущих цент-ричному поселению: нарушение пешеходной связи с центром и отсутствие пространственного резерва для его развития.

Транспортные и инженерные сооружения, вокруг которых формируется поселок, являются не только источником удобства, но также шума, пыли и опасности, поэтому центр размещают от них на некотором расстоянии. Появляется улица, соединяющая станцию с геометрическим центром поселка, которая со временем приобретает функции общественного центра.

Производными от центричной модели являются сегментная, полукруглая, веерная, спиральная формы плана.

Функциональное зонирование территории (вследствие ее неравноценности, удаленности от основных центров притяжения) изменяется от центра к периферии. Ближе к центру в радиусе 150…200 м располагаются 2…4-этажные жилые дома с минимальными наделами земли, но зато в непосредственной близости от магазина, почты, других зданий общественного центра и транспорта. Далее от центра (в серединной зоне) целесообразно размещать 1…2-этажные блокированные дома с участками до 4 соток. На периферии располагают одноквартирные индивидуальные дома с приусадебными участками площадью 6 соток и более. Максимальные размеры центричного поселения ограничиваются условиями пешеходной связанности между центром и периферией, т. е. радиусом 500 м.

Линейно-полосовая форма плана основана на строительстве вдоль дорог. Многие люди хотят жить за городом и в то же время работать или учиться в большом городе. В этом желании скрыто противоречие, так как, раздавая пригородные земли всем желающим мы очень скоро получим скучную и однообразную субурбию, в которой невозможно реализовать ни городской, ни сельский образ жизни.

Рис. 1.Центрично-круговые модели плана: а — круговая; б — односторонняя (в основе полукруглая); в — спиральная; 1,2,3 — участки первой, второй и третьей очереди освоения (соответственно); 4—общественные пространства, улицы, подъезды

Для проживания на природе необходим собственный участок (для дома, подсобного хозяйства), и при этом желательно, чтобы был прямой доступ к полю, лесу или другому естественному ландшафту. Для того чтобы сохранить связь с городом, дом должен быть расположен близко от дороги. При этом необходимо наличие автомобиля и регулярного общественного транспорта. Оба требования учитываются в линейной модели расселения, в которой жилые дома с участками размещаются вдоль загородных шоссе. С одной стороны у такого участка хорошая дорога, ведущая в районный центр, а с другой — зеленый загородный ландшафт.

Минимальные размеры природного комплекса, расположенного между дорогами, зависят от типа ландшафта и интенсивности освоения территории района.

Редкая сеть загородных шоссе предоставляет мало места для освоения, частое переплетение дорог уничтожает участки свободного или аграрного ландшафта. В целом, чем суровее для жизни природные условия, тем большая площадь требуется для сохранения естественного биоценоза растений и животных (рис. 2).

Рис. 2. Застройка вдоль загородных шоссе: 1— индивидуальные участки; 2 — шоссе; 3 — центры обслуживания

Многопетлевая структура плана привлекательна своей гибкостью, многообразием композиционных решений и совместимостью с любым ландшафтом. Планировочные петли основных дорог естественно образуются вокруг холмов, лесопарковых массивов и водоемов, формируя непрерывную систему расселения от города до города с сохранением естественной природы и рекреационного потенциала территории.

Линейно-ветвистая форма плана своим названием указывает на аналогию с растениями: от транспортной магистрали как от ствола отходят ветви малых местных дорог, которые заканчиваются жилыми группами, подобными листьям. Такая форма плана характерна частым раздвоением дорог и косоугольным примыканием к ним местных тупиковых подъездов. Достоинствами линейно-ветвистой структуры являются самостоятельность и безопасность пешеходных путей, исключительная композиционная пластичность и приспособляемость к любым природным условиям (рис. 4).

Параллельные дороги с односторонним движением и застройкой в два ряда между ними еще больше способствуют безопасности движения за счет исключения четырехсторонних перекрестков и левых поворотов (рис. 5).

Рис. 5. Застройка между параллельными дорогами: 1 — ряды жилых домов; 2 — индивидуальные участки; 3 — пешеходные дорожки; 4 — второстепенные проезды или аллеи

Вторично-линейная система плана образуется при наращивании новых, вторичных линий перпендикулярно главному, первоначальному направлению. Вторично-линейные планы в морфологическом отношении похожи на ветвистые, обладают теми же ландшафтными преимуществами и особенностями транспортного обслуживания (рис. 6).

Квадратно – решетчатая форма плана представляет собой равномерную сеть улиц и проездов. Прямоугольный решетчатый план в отличие от круглого дублирует все направления движения и композиционно оправдан для крупного поселка. К сожалению, это наиболее распространенная форма построения загородных поселков. Такой формальный прием, удобный на стадии проектирования и землеустройства, наименее приемлем в экологическом и социальном планах; Сплошное освоение территории полностью меняет существующий ландшафт, а равномерное распределение участков и открытых пространств не создает условий для социальных контактов и общественной жизни. Преодоление недостатков сетевой модели может идти по следующим направлениям.

Рис. 7. Поселок сетевой структуры: а — резервирование территории под общественный центр; б — пешеходный бульвар в структуре поселка; в — заповедные участки в структуре поселка; 1 — кварталы участков; 2 — общественный центр; 3 — лесопосадки; 4 — бульвар; 5 — группа старых деревьев

Общественный центр — место, где могут встретиться люди. Для группы домов это может быть общий двор или скамейка у ворот, для небольшого поселка — сквер, который днем используют как игровую площадку, вечером — как спортивную и иногда как танцевальную. В больших поселках проектируют специальное здание или группу построек, куда входят административные помещения, торговые и обслуживающие учреждения, чаще основанные на кооперативных началах, помещение для собраний и совместного проведения досуга. Для дачных участков площадь общественного центра резервируют небольшую, для этого достаточно освободить всего один участок площадью 6…8 соток, расположенный между главным въездом и геометрическим центром поселка (рис. 7, а).

Пешеходный бульвар или трасса пешеходных прогулок формируется со временем в. каждом поселке. Чаще всего для этого выбирают центральные улочки или живописную околицу поселка. Длина обычного прогулочного маршрута составляет 100…500 м, ширина 3…6 м, а время движения от дома до места прогулки не более 10…15 мин. Пешеходный бульвар в центре поселка разрушает однообразие регулярной планировочной структуры (рис. 7,6).

Заповедные места — большие деревья, рощи, камни, холмы, старинные строения и другие природные и культурные достопримечательности, — сохраненные внутри поселения, делают его более интересным и содержательным. Часто эти объекты можно обнаружить только в ходе распросов местного населения или натурных обследований. Для того чтобы подчеркнуть важность какого-либо объекта, следует предусмотреть заповедный статус небольшого участка земли, на котором расположена скала или другой объект, ограничить прямой доступ людей, сохранить видовые точки и оставить доступ только на главном, самом выгодном направлении (рис. 7, в).

Ландшафтные особенности и форма плана поселка тесно взаимосвязаны. Крупные формы ландшафта, также, как водные поверхности рек и озер, леса, болота, крутые склоны, определяют форму поселка. Главным достоинством небольших поселений является их пространственное единство с окружающей естественной природой, включением зеленых массивов, акваторий, повышенных точек рельефа в композицию плана.

Читайте также: