Синтаксические особенности научного стиля кратко

Обновлено: 04.07.2024

Для синтаксиса научного стиля речи характерна тенденция к сложным построениям, что способствует передаче сложной системы научных понятий, установлению отношений между родовыми и видовыми понятиями, между причиной и следствием, доказательствами и выводами. Для этой цели используются предложения с однородными членами и обобщающими словами при них. В научных текстах распространены разные типы сложных предложений, в частности с использованием составных подчинительных союзов, что вообще характерно для книжной речи: вследствие того что; ввиду того что, в то время как и пр. Средствами связи частей текста служат вводные слова и сочетания: во-первых, наконец, с другой стороны, указывающие на последовательность изложения. Для объединения частей текста, в частности абзацев, имеющих тесную логическую связь друг с другом, используются указывающие на эту связь слова и словосочетания: таким образом, в заключение и пр. Предложения в научном стиле однообразны по цели высказывания – они почти всегда повествовательные. Вопросительные предложения редки и используются для привлечения внимания читателя к какому-либо вопросу.

Обобщенно-абстрактный характер научной речи, вневременной план изложения материала обусловливают употребление определённых типов синтаксических конструкций: неопределённо-личных, обобщенно-личных и безличных предложений. Действующее лицо в них отсутствует или мыслится обобщённо, неопределённо; всё внимание сосредоточено на действии, на его обстоятельствах. Неопределённо-личные и обобщённо-личные предложения используются при введении терминов, выведении формул, при объяснении материала в примерах: Скорость изображают направленным отрезком; Рассмотрим следующий пример; Сравним предложения.

Подстили научного стиля

Отличием научного от всех других стилей речи является то, что его можно разделить на четыре подстиля:

– Собственно-научный. Адресат этого стиля – учёный, специалист. Целью стиля можно назвать выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий. Характерен для диссертаций, монографий, авторефератов, научных статей, научных докладов, тезисов, научных рецензий и т. д.

– Научно-технический. Адресат – специалисты технико-технического профиля. Цель – применение достижений фундаментальной науки в практике.

Основная языковая особенность научного стиля речи — тяготение к нормированной речи. Это объясняется тем, что в первую очередь он выполняет информативную функцию. Поэтому текст должен быть ясным, логичным, точным и объективным. Только в таком случае читатель получит достоверные данные о понятиях, закономерностях и фактах, а также идеях, методах, приемах и других видах информации, представленной в той или иной статье.


Главные особенности и черты научного стиля

Цель текста в научном стиле — корректно отразить процесс и результат исследовательской деятельности. Перед автором стоит задача передать структурированную и логически выстроенную информацию. Этим и обусловлены основные особенности научного стиля, которые свойственны работам вне зависимости от характера науки (точной, естественной, гуманитарной) и разновидности жанра (доклад, статья, учебник, монография и пр.). Для такого стиля повествования характерны:

  • монологический характер речи (от одного лица);
  • строгий отбор языковых средств;
  • использование специфических терминов;
  • включение сложных синтаксических конструкций для выстраивания упорядоченной связи.

Соблюдение правил написания научных текстов необходимо и для публикации в журналах. Учет особенностей такого стиля — залог того, что материал будет принят и опубликован.


Морфологические особенности научного стиля

В морфологии изучают словоформы — то, как склоняются и спрягаются слова. Если рассматривать с этой точки зрения научный стиль, то можно выделить следующие особенности:


Каковые синтаксические особенности текстов научного стиля

В разделе синтаксиса изучаются формы и типы предложений, словосочетаний и связи слов в такие конструкции. В научной речи активно используются сложные предложения, в первую очередь сложноподчиненные. В них есть основная и придаточная часть. Они соединяются общеупотребительными (поскольку, потому что, так как, оттого что) и книжными союзами (ввиду того что, ибо, вследствие того что, благодаря тому что).

Основные черты научного стиля в вопросе синтаксиса следующие:


Лексические особенности научного стиля

Лексика — это совокупность слов, с помощью которых можно формировать и передавать знания о предметах и явлениях. В научном стиле для этого широко применяются имена существительные, причем в их прямом значении. Это различные абстрактные слова и термины, которые делятся на 3 категории:

  • нейтральные — часто используются во всех стилях (большой, белый, пять, десять, происходит, идет и пр.);
  • общенаучные — встречаются в разных областях науки (градус, сила, центр, энергия и пр.);
  • узкоспециальные — применяются в конкретной области науки.

Специфические черты научного стиля

Проще всего распознать научный стиль по специфическим чертам. Именно они помогают сделать текст максимально информативным и в то же время простым для понимания любыми читателями. К таким чертам относятся:

Для синтаксиса научного стиля речи характерна тенденция к сложным построениям, что способствует передаче сложной системы научных понятий, установлению отноше-ний между родовыми и видовыми понятиями, между причиной и следствием, доказательствами и выводами. Для этой цели используются предложения с однородными членами и обобщающими словами при них.

В научных текстах преобладают сложноподчиненные предложения союзного типа, т.к. отношения между частями являются строго формальными.

Для приведения логичности вывода при аргументации используются обороты: таким образом; следовательно; можно сказать…

Для сопоставления разных данных: с одной стороны… с другой стороны; в отличие от, наряду с чем…

Для установления порядка аргументации: во-первых; следовательно…

Для акцентирования внимания: в первую очередь; прежде всего; в частности…

Для указания на источник данных: по мнению; согласно точки зрения; по Виноградову…

Определенный способ передачи мысли при аргументации: собственно говоря; строго говоря…

Для выражения своего мнения: представляется; кажется; допускается; придерживаться точки зрения…

ИНЫЕ ОСОБЕННОСТИ: В научных текстах допускается использование других знаковых систем: формальных и искусственных языков, серийные арки механизмов, специальные географические названия. Допускается включение схем, диаграмм, таблиц и др.

Научный стиль речи имеет свои разновидности (подстили):

· учебно-научный (реализуется в учебной и научной лит-ре, в изложении допускают экскурсы в историю вопроса, использование контактно-устанавливающих средств, вопросно-ответное повествование как активизация внимания);

· научно-популярный (использование экспресс. языковых средств, слов с ярко выраженным стилистическим значением, тропы; общенаучные термины преобладают над узкоспециальными, кот. здесь актуализируются, т.е. вводятся в текст по мере необходимости и объясняются, существительные не играют текстообраз. роли, используются усилительные частицы, местоимения и наречия, а синтаксические конструкции максимально упрощены).

Для синтаксиса научного стиля речи характерна тенденция к сложным построениям, что способствует передаче сложной системы научных понятий, установлению отноше-ний между родовыми и видовыми понятиями, между причиной и следствием, доказательствами и выводами. Для этой цели используются предложения с однородными членами и обобщающими словами при них.

В научных текстах преобладают сложноподчиненные предложения союзного типа, т.к. отношения между частями являются строго формальными.

Для приведения логичности вывода при аргументации используются обороты: таким образом; следовательно; можно сказать…

Для сопоставления разных данных: с одной стороны… с другой стороны; в отличие от, наряду с чем…

Для установления порядка аргументации: во-первых; следовательно…

Для акцентирования внимания: в первую очередь; прежде всего; в частности…

Для указания на источник данных: по мнению; согласно точки зрения; по Виноградову…

Определенный способ передачи мысли при аргументации: собственно говоря; строго говоря…

Для выражения своего мнения: представляется; кажется; допускается; придерживаться точки зрения…

ИНЫЕ ОСОБЕННОСТИ: В научных текстах допускается использование других знаковых систем: формальных и искусственных языков, серийные арки механизмов, специальные географические названия. Допускается включение схем, диаграмм, таблиц и др.

Научный стиль речи имеет свои разновидности (подстили):

· учебно-научный (реализуется в учебной и научной лит-ре, в изложении допускают экскурсы в историю вопроса, использование контактно-устанавливающих средств, вопросно-ответное повествование как активизация внимания);

· научно-популярный (использование экспресс. языковых средств, слов с ярко выраженным стилистическим значением, тропы; общенаучные термины преобладают над узкоспециальными, кот. здесь актуализируются, т.е. вводятся в текст по мере необходимости и объясняются, существительные не играют текстообраз. роли, используются усилительные частицы, местоимения и наречия, а синтаксические конструкции максимально упрощены).

Современный научный стиль характеризуется стремлением к синтаксической компрессии – к сжатию, увеличению объема информации при сокращении объема текста.

Это обусловило широкое употребление в научном стиле определенных синтаксических средств.

1. Распространены словосочетания имен существительных, в которых в функции определения выступает родительный падеж имени,часто с предлогом для (обмен веществ, коробка передач, прибор для монтажа).

2. Употребление именного сказуемого способствует созданию именного характера научного стиля(например: Акция – это ценная бумага…). Для научного стиля характерно также употребление именных сказуемых с краткими причастиями: результаты опыта проверены…

3. Основной структурой является полносоставное повествовательное предложение с прямым порядком слов и с союзной связью между частями предложения.

4. Широко распространеныбезличные предложения разных типов, что обусловлено стремлением к объективной обобщенности и отвлеченности, например: Нами обнаружено свыше 100 случаев…, как было указано…

5. Активно употребляются определенно-личные предложения, где главный член выражен глаголом 1 лица мн. ч.: рассмотрим…., возьмем….

6. Характерно употребление неопределенно-личных предложений, в которых главный член выражен глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего и прошедшего времени (Традиционно считают, что…)

7. Для научного стиля характерны сложные предложенияс союзной связью (с союзами), сложноподчиненные предложения с придаточными всех типов(наиболее часто – причины, следствия, условия)

8. Активно используются пояснительные конструкции, которые содержат дополнительные сведения по поводу сказанного в главной части, например: Очень близка к идентификации эмпатия, то есть понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. (Психология и этика делового общения)

9. Однородные члены предложенияиспользуются в научном стиле при перечислении логически однородных понятий. Например: К чертам научного текста можно отнести смысловую законченность, целостность и связанность, языковую, композиционную и структурную оформленность, коммуникативную направленность. (М.П. Сенкевич. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений)

11. Связующие слова или группы слов, отражающие этапы логического изложенияи являющихся средством связи мыслей в ходе логического рассуждения: так, таким образом, итак, в заключение и т.д. Они служат, как правило, для связи частей целого текста.

1. Какие экстралингвистические (стилеобразующие) факторы определяют специфику научного стиля?

2. Какие стилевые черты свойственны научному стилю?

3. Какие подстили выделяют в научном стиле?

5. Каковы специфические черты научного текста?

6. Какие фонетические особенности свойственны научному стилю?

7. Какие лексические и словообразовательные особенности свойственны научному стилю?

Научный стиль речи

В этой статье подробно разберем научный стиль речи. Вы найдете ответы на следующие вопросы:

  • что такое научный стиль речи;
  • его основная функция и задачи;
  • сфера применения;
  • особенности и характерные черты научного стиля;
  • подстили или разновидности;
  • жанры научного стиля речи;
  • пример научного текста.

Что такое научный стиль речи, его функции и задачи

Научный стиль речи — это функциональный стиль речи русского литературного языка, который является средством общения в сфере научной, научно-профессиональной и учебно-научной деятельности.

Основная функция научного стиля речи — информативная. Заключается она в том, чтобы передавать объективную информацию о человеке, природе, обществе.

Задачей научного стиля является объяснение явлений природы и социальной жизни, определение закономерностей и выявление причинно-следственных связей.

Тексты научного стиля отличаются ясностью, логичностью, точностью, объективностью и доказательностью изложения информации.

Сфера применения научного стиля

Сфера применения научного стиля речи — область науки и учебно-научной деятельности.

В первую очередь, используется в письменной форме речи: учебники, статьи, диссертации, доклады, энциклопедии и др. Но встречается и в устной форме (например, при проведении научных конференций).

Основные особенности и характерные черты научного стиля речи

К особенностям и характерным чертам научного стиля относятся:

  1. Логичность изложения — информация подается непротиворечиво и в четкой последовательности.
  2. Обобщенность, точность и объективность изложения информации.
  3. Доказательность и насыщенность изложения (много аргументов, фактов).
  4. Применение терминов и общенаучных слов. В среднем термины занимают около 15-20% от всего объема текста.
  5. Использование слов с абстрактным значением (это слова, которые не вызывают в сознании и памяти конкретных образов, например: свойство, сущность, мировоззрение, реальность).
  6. Чаще всего присутствует монологический характер речи.
  7. Больше существительных и прилагательных, и минимум глаголов.
  8. Сложное построение предложений.
  9. Предложения в основном длинные.
  10. Практически не используются средства выразительности (эпитеты, сравнения, метафоры и пр.) и отсутствует экспрессивно-эмоциональная лексика (восхитительный, сыночек, воодушевить, презираю, подхалим).
  11. Правильный порядок слов.
  12. Строгая последовательность изложения.

Научный стиль речи: его разновидности или подстили

Из-за такого взаимодействия с другими стилями речи, а также в зависимости от цели и специфики применения научный стиль делится на 6 подстилей:

Жанры научного стиля речи

Жанры научного стиля — это разновидности научных текстов, которые различаются по своей структуре и выполняемым функциям.

Существует несколько классификаций жанров научного стиля. Например: первичные и вторичные научные произведения или же жанры со свободной (статьи, рецензии) и с фиксированной структурой написания (диссертация).

В данной статье рассмотрим классификацию жанров в зависимости от тех конкретных коммуникативных и информационных функций, которые они выполняют.

Научный стиль речи: жанры собственно-научного подстиля

Основная функция данного подстиля заключается в определении и описании оригинальных результатов исследований, в изложении новых фактов, явлений и закономерностей.

К жанрам собственно-научного подстиля относятся:

  • Монография — научное исследование, посвященное одному конкретному явление, факту, вопросу или теме. Объем классического текста монографии составляет более 120 страниц формата А4. Это полноценный научный труд.
  • Научная статья — небольшое сочинение, в котором автор описывает результаты собственного исследования.
  • Диссертация — квалификационная работа, успешное выполнение которой необходимо для присвоения ученой степени. Объем: от 50 до 500 страниц. Оформляется в виде книги или переплетенной рукописи.

Тексты собственно-научного подстиля имеют общую структуру написания, которая включает:

  1. Название.
  2. Вступление.
  3. Основная часть.
  4. Заключение.

Жанры учебно-научного подстиля

Учебно-научная речь используется в процессе обучения, а именно для передачи и освоения научной информации учащимися.

Основными письменными жанрами данного подстиля являются:

Жанры научно-популярного подстиля

Данный подстиль предназначен для распространения научной информации среди массового адресата (например, среди определенной категории читателей — детей, подростков и т. д.).

К жанрам научно-популярного подстиля относятся:

  • Научно-популярные книги — это литературные произведения о науке, об ученых, научных достижениях и исследованиях, предназначенные для широкого круга читателей.
  • Научно-популярные журналы.
  • Детские энциклопедии.
  • Статьи.

Жанры научно-информативного подстиля

Функция научно-информативного подстиля заключается в передаче научной информации.

Основные жанры данного подстиля:

  • Реферат — это краткий доклад по определенной теме, в котором собрана информация чаще всего из нескольких источников.
  • Реферат-обзор — доклад, в котором сопоставляются различные точки зрения по определенному вопросу. Составляется на основе нескольких источников.
  • Реферат-резюме — краткий доклад, в котором изложены только основные положения.
  • Тезис — ведущий жанр научного стиля. Представляет собой краткую запись, в которой изложены основные положения научного исследования.

Жанры научно-справочного подстиля

Задача научно-справочного подстиля состоит в обеспечении читателю возможности быстрого поиска нужной научной информации.

Основными жанрами научно-справочного подстиля являются:

  • Энциклопедия — научное справочное обозрение всех или отдельных отраслей знаний в форме словаря.
  • Словарь — сборник слов с их переводом, толкованием и пояснением.
  • Справочник — книга, в которой содержатся краткие сведения научного, общественного, производственного или прикладного характера.
  • Каталог — список информации об объектах, цель которого состоит в облегчении поиска этих объектов по определенному признаку.

Научный стиль речи: жанры научно-технического подстиля

Научно-технический подстиль распространен в технической документации. Тексты данного подстиля служат для того, чтобы применять на практике все те достижения, которые были получены в результате теоретических и экспериментальных научных исследований.

К жанрам научно-технического подстиля относятся:

  • Патент — документ, удостоверяющий исключительное право на изобретение, изделие или процесс.
  • Спецификация — определение и перечень специфических особенностей, уточненная классификация чего-либо.
  • Технические условия — документ, устанавливающий технические требования, которым должны соответствовать конкретное изделие, материал, вещество и пр. или их группа.
  • Стандарты.
  • Описание изобретений.

Структура научного текста

Любой научный текст, независимо от жанра, строится по единой логической схеме.

В основе всегда находится тезис — утверждение, которое требует обоснования. Для подтверждения и обоснования этого тезиса в тексте должна быть представлена аргументация и приведены доказательства. Часто для более полной аргументации приводятся иллюстрации — примеры, которые подтверждают выдвинутые научные предположения.

Заканчивается текст выводом или резюме, в котором изложена оценка проведенного исследования, а также представлены перспективы для дальнейшего изучения.

Пример текстов, написанных в научном стиле речи

P. S.: Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в социальных сетях, спасибо!

Читайте также: