Архитектура послевоенного времени кратко

Обновлено: 02.07.2024

Такая нерепрезентативная выборка сразу вызывает ряд вопросов. Почему именно эти пятеро мужчин и трое женщин? Почему именно эти здания? Кто-то сетует на обилие бетона и считает, что материал проспонсировала компания Lafarge , крупнейший производитель бетона, а один пользователь твиттера и вовсе предложил после такой подборки закрыть архитектурные школы за ненадобностью. В любом случае этот, как и любой другой подобный список, любопытен сам по себе, дает возможность посмотреть на вещи по-новому, где-то согласиться, где-то улыбнуться, да и вообще классно, что архитектура вызывает ожесточенные споры. В конце концов, всё равно всем не угодишь, хотя авторы явно пытались. Давайте смотреть, что они там навыбирали.

(Спойлер: ни советских, ни российских, ни восточноевропейских зданий в этом списке нет, но – читай выше: всё равно всем не угодишь.)

1. Дом-студия Луиса Баррагана в пригороде Мехико

Воплощение мексиканского жизнелюбия, созданное под влиянием художников Руфино Тамайо и Хесуса Рейеса Феррейры.

Этот дом выдерживает испытание временем, потому что это своего рода символ. Это то, что я искал, – вещи, которые произвели революцию в некоторой типологии. (Том Диксон)

2. Дом Фарнсуорт, архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ

Стеклянный дом-головоломка, обозначившая переход Миса ван дер Роэ от модернизма к постмодернизму.

Если внимательно присмотреться к дому Фарнсуорт, здесь каждая деталь логична – от углов и стали до шкафов и сетки всей конструкции. Это потрясающая дисциплина. (Тосико Мори)

3. Деревня Новая Курна в Луксоре, Египет. Архитектор Хассан Фатхи

Архитектура для бедных посреди пустыни. В прекрасных зданиях из необожженной глины так никто и не поселился…

Он глубоко связан с традициями строительства – мудрым гуманистическим отношением между архитектурой и городскими сообществами. (Аннабель Зельдорф)

4. Ратуша в Сяйнетсало, Ювяскюля, Финляндия. Проект Алвара Аалто

Первый опыт главного финского архитектора в строительстве общественного здания. Изобретательный план прилагается: два уровня + внутренний дворик на итальянский манер.

Я знаю Аалто по его дизайнерским работам. Если честно, я не очень хорошо знаком с его архитектурой – может, с некоторыми из его частных домов, но не с общественными постройками. Но да, я точно люблю Аалто. (Винсент ван Дуйсен)

5. Сигрэм билдинг Миса ван дер Роэ

Что касается Миса, я размышляю о его роли в Баухаусе и деполитизации современной архитектуры. (Никил Саваль)

6. Здание префектуры Кагава в Такамацу, архитектор Кензо Танге

Про построенный Танге стадион Ёёги недавно вспоминали в большом обзоре архитектурных достопримечательностей Олимпиады в Токио-2020. В проекте в Такамацу он также обращается к традициям японской архитектуры.

По периметру здания есть балкон, так что всегда можно подышать свежим воздухом и проветриться – это одна из первых построек с открытой планировкой. Здание по-прежнему функционирует, и людям, которые здесь работают, это нравится. (Тосико Мори)

7. Реновация здания фонда Кверини Стампалья по проекту Карло Скарпы

Одна из модернистских реконструкций венецианского старого фонда от почетного венецианца Карло Скарпы.

Кроме всего прочего, он был мастером детали и использования материалов. Можно увидеть японское влияние. А еще мебель? Использование цветов? Очень поэтично. Это действительно демонстрирует его уникальные качества архитектора. (Винсент ван Дуйсен)

8. Монастырь Ля Туретт в Эвё близ Лиона. Архитектор Ле Корбюзье

Наверное, самая брутальная церковь в мире. Железобетон как религия.

Он использует бетон не как материал – на самом деле речь идет о пространстве и о том, как вы перемещаетесь внутри, о свете и свободе выражения, которые, тем не менее, служат определенной цели. (Аннабель Зельдорф)

9. Школа ремесел Хейстек на острове Дир-Айл, штат Мэн. Проект Эдварда Ларраби Барнса

Не школа, а целая деревня из хижин-павильонов, соединенных сетью пешеходных дорожек. Внутри расположены мастерские и студенческие общежития. Вся конструкция словно парит над землей.

Это очень простой ряд зданий, сдержанных, построенных в основном плотниками. (Тосико Мори)

10. Институт биологических исследований Солка в Калифорнии. Архитектор Луис Кан

Настоящий храм науки и культуры. И любимое место Роберта Редфорда.

У Кана больше всего номинаций для этого списка: сразу пять разных проектов. (Курт Соллер)

11. Биосфера в Монреале, построенная Ричардом Бакминстером Фуллером

Сначала это был американский павильон всемирной выставки Экспо-67, сегодня здесь находится музей окружающей среды.

Мне кажется, Фуллер думал о перспективах устойчивого развития и, возможно, даже об изменении климата. (Том Делаван)

12. Штаб-квартира издательства Johnson в Чикаго. Архитектор Джон Мутуссами

Афроамериканец Джонсон пригласил афроамериканского архитектора проектировать головной офис своей компании. Это был первый небоскреб в Чикаго по проекту афроамериканца.

Мутуссами был студентом Миса ван дер Роэ в Иллинойском технологическом институте. У здания действительно важная история; это одно из наиболее ярких проявлений афроамериканской эстетики того времени. (Тосико Мори)

13. Сиднейский оперный театр по проекту Йорна Утзона

Ставший уже каноническим проект датского архитектора в духе майанских храмов в свое время не мог не впечатлить жюри. В итоге появилось здание-символ.

Курт, вы задали вопрос о зданиях, определивших город, и это, пожалуй, самое определяющее. (Никил Саваль)

14. Горнолыжный курорт Les Arcs по проекту Шарлотты Перриан и группы Atelier d’Architecture en Montagne

Мастер-класс по слиянию архитектуры с природой. Внутри здания с обложки – стандартизованные дизайнерские интерьеры.

Лыжные домики неидеальны с точки зрения экологичности и рационального использования материалов, особенно в наше время, но этот модульный подход к строительству – интеграция с ландшафтом, древесина сборных конструкций – это поразительно, как и внутренняя обстановка. (Том Диксон)

15. Дом Ван Вассенхов в Синт-Мартенс-Латем, Бельгия. Архитектор Джулиан Лампенс

Классика брутализма по соседству с образцовым средневековым городом Гент.

Из множества бруталистских построек я хочу выделить эту. От бельгийского архитектора, который был неизвестен, пока не вышла его книга в 2010 году. Он строил здания, напоминающие бункеры, и во многом скульптурные: мебель – тоже часть архитектуры. Он был великим бельгийским бруталистом – и, конечно, модернистом, но он также отсылает к Мису ван дер Роэ и Ле Корбюзье. (Винсент ван Дуйсен)

16. Центр Помпиду по проекту Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса

Здание-корабль, здание-завод, здание-лабиринт, здание-музей в самом центре Парижа.

Мне нравится, как оно задействует пространство, как здание затягивает вас внутрь. (Том Делаван)

17. Индийский институт менеджмента Бангалора. Архитектор Балкришна Доши

Зеленые растения поверх камня и бетона напоминают о том, что Бангалор – это город садов.

Это один из лучших примеров, как современный архитектор считается с ландшафтом, городской культурой и местными архитектурными традициями. (Никил Саваль)

18. Культурный центр SESC Pompeia в Сан-Паулу по проекту Лины Бо Барди

Невероятный, очень южный, очень смелый проект на излёте правления военной хунты в Бразилии.

Бо Барди – важный голос своего поколения: будучи итальянкой, переехать в Бразилию, создать собственный вокабуляр и внести свой вклад в то, что это здание воплощает собой сегодня, – равенство и социальную справедливость. (Аннабель Зельдорф)

19. Термальные бани в Вальсе, Швейцария. Архитектор Петер Цумтор

Самый популярный проект Цумтора – как всегда, лаконичный и теоретически выверенный.

Что до швейцарской архитектуры, то он повлиял на очень многих людей. Здесь это взаимодействие массивов и пустот. Обожаю. А внутри – объем, пространство, единственные в своем роде. (Винсент ван Дуйсен)

20. Начальная школа в Гандо, Буркина-Фасо. Архитектор Диебедо Франсис Кере

В детстве Франсису Кере нужно было чудом пройти 40 км, чтобы попасть в ближайшую школу. Потом он выучился на архитектора и построил школу в родной деревне.

Это важная работа в области устойчивого и экологически ориентированного проектирования. В более широком смысле мне импонировала идея номинировать одни только проекты социального жилья, потому что это кажется мне одной из основных проблем архитектуры сегодня. Многие архитекторы работали в этой области, включая Кана и Ле Корбюзье. Я подумал: что мы можем гарантировать людям? какие права? Жилье – это неотъемлемое право. Когда-то люди в это верили, потом это ушло и из архитектуры, и из большинства социальных демократий и правительств, но сейчас, возможно, мы к этому возвращаемся. (Никил Саваль)

21. Кампус Сяншань Китайской академии искусств в Гуанчжоу. Архитекторы Ван Шу и Лу Вэню

Здание как произведение искусства от единственного китайского лауреата Притцкеровской премии.

22. Мечеть Бейт ур-Рауф в Дакке, Бангладеш. Архитектор Марина Табассум

Здание, построенное на пожертвования местного сообщества, объединило в себе мусульманскую традицию и инновационную планировку.

Это религиозное пространство, а также общественный центр. Здание хорошо вентилируется. Расположено в густонаселенном квартале, а внутри мирно и тихо, можно передохнуть. (Тосико Мори)

Под влиянием идей Йозефа Альберса художница Аманда Уильямс разработала свою теорию цвета и трансформировала ряд заброшенных домов в Чикаго до неузнаваемости.

24. Реконструкция 530 квартир в комплексе Cité du Grand Parc в Бордо. Проект бюр Lacaton&Vassal , Фредерика Друо и Кристофа Ютена

Минимум архитектурного вмешательства – максимум-результат: в этом году Анна Лакатон и Жан-Филипп Вассаль удостоились Притцкеровской премии.

Кажется, это и есть будущее зеленого социального жилья, что очень важно, если мы хотим рассчитывать на выживание планеты. (Никил Саваль)

25. Международная космическая станция. Группа архитекторов

Редкий случай тесного международного сотрудничества для создания среды обитания в космосе. Чудо инженерной мысли и настоящий вызов дизайнерам со всего мира.

Назвать это архитектурой в общепринятом смысле нельзя, но, возможно, это и есть будущее. (Том Диксон)

____________________________

На этом вроде всё. Что думаете? Как вам подборка? Какие отечественные здания вы бы добавили в этот список?

Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями👨‍👩‍Подписывайтесь на канал 💡

Послевоенное восстановление и строительство городов и поселков страны потребовали выполнения огромного объема проектно-планировочных работ, их научного обоснования, разработки проектов и схем районной планировки, для чего в 1943 г. был создан Комитет по делам архитектуры.

Реконструкция и формирование нового архитектурного облика городов шли быстрыми темпами. Уже в первой половине 1950-х гг. разрушенные населенные пункты были почти полностью восстановлены. Началось восстановление Днепрогэса и других крупных промышленных комплексов. Выразительность архитектуры этого периода была основана на теме построения счастливого будущего социалистического общества. Так же как в других странах с тоталитарным режимом, таких как Италия и Германия, в Советском Союзе архитектура стала инструментом насаждаемой идеологии и являлась основным выразителем общественных идеалов и устремлений. Перед зодчими стояла задача с помощью архитектуры создать образ страны- победительницы и убедить народ в скором восстановлении экономики всей страны.

Здания были призваны демонстрировать размах, величественность и масштабность советских достижений и побед. Сталинская архитектура появилась практически во всех городах страны и изменила их облик на многие годы вперед. Использование этого стиля можно отметить и в архитектуре общественных и административных зданий, в сооружениях НИИ, на судоходных каналах, морских и речных портах и прочих объектах.

Большое внимание было уделено новому генеральному плану Сталинграда (Волгограда) архитекторов Алабяна и Симбирцева, предложивших объединить промышленные районы в определенную систему и ввести в центральный ансамбль площадь Павших борцов, Аллею Героев и пропилеи с гигантской лестницей к Волге. Под руководством Щусева был разработан новый городской центр с площадью, объединившей старую и новую часть города, тем самым воплотив идею слияния новой застройки с дореволюционными зданиями.

Для проектов этих монументальных зданий характерны пирамидально нарастающие к центру объемы корпусов, увеличивающихся по высоте по мере их приближения от более низких примыкающих зданий к доминирующей центральной башне.

Строились советские небоскребы из дорогостоящих материалов, с применением стальных каркасов, гранитной отделкой фасадов и интерьеров. Каждый уникальный дом стоил нескольких обычных многоэтажек той же кубатуры.

Высотки украшены скульптурными группами и барельефами с геральдическими композициями и изображениями трудящихся людей. При оформлении общественных интерьеров, вестибюлей и лестниц использовалась лепнина, а также такие дорогие материалы, как мрамор, бронза, ценные породы дерева и позолота.

После смерти И. В. Сталина монументальная помпезность и излишнее нефункциональное украшательство подверглось критике новой советской власти во главе с Н. С. Хрущевым.

1. Перебазирование промышленности в восточные и юго-восточные районы страны. Строительство в условиях военного времени.

2. Восстановление разрушенных войной городов.

3. Жилищное строительство. Разработка метода серийного проектирования. Крупнопанельное и крупноблочное строительство.

4. Архитектура крупных общественных зданий.

5. Высотные здания Москвы.

6. Крупные инженерно-архитектурные сооружения – Волго-Донской канал, Московский и Ленинградский метрополитен.

7.Изменение творческой направленности советской архитектуры.

Перебазирование промышленности в восточные и юго-восточные

районы страны. Строительство в условиях военного времени

Великая Отечественная война вызвала необходимость коренной перестройки народного хозяйства. В предшествующие годы были предприняты меры для развития наряду с южным европейским промышленным топливно-энергетическим комплексом (в районе Криворожья – Донбасса) также и восточных – на Урале и в Казахстане в районе Караганды. Время подтвердило дальновидность такого решения. Планами третьей пятилетки предусматривалось комплексное развитие экономики восточных районов Урала, Западной и Восточной Сибири, Средней Азии и Дальнего Востока.

С началом войны многие архитекторы были призваны в действующую армию и с оружием в руках боролись с врагом. Другие участвовали в военном строительстве, проводили маскировочные работы для спасения ценных объектов от бомбардировок. В прифронтовой полосе проектировали и строили оборонительные сооружения, системы укреплений вокруг городов. Московские архитекторы работали непосредственно на линиях обороны Москвы, в очагах поражения, на строительстве убежищ. Ленинградское отделение Союза архитекторов сформировало и отправило на фронт специальные бригады архитекторов.


С 1942 г. организуются конкурсы на проекты памятников героям и событиям Великой Отечественной войны. Триумфальная и мемориальная тематика окрасила всю архитектуру военных лет и послевоенного десятилетия.

Проект трофейного павильона в ЦПКиО

им. М.Горького в Москве, 1941, арх. А.Щусев

В первые дни войны началась массовая эвакуация населения и промышленных предприятий из прифронтовых районов на восток. С июля по ноябрь 1941 г. было эвакуировано 1360 промышленных предприятий. Через три-четыре месяца они выпускали продукции больше, чем до войны. С этим связано бурное развитие городов Урала, Сибири, Средней Азии. Промышленное и гражданское строительство в этих районах не сокращалось, а возрастало. Объем строительства в 1942 г. был выше, чем в 1940 г. по восточным районам на 35%. Уровень капитального строительства в первом полугодии 1943 г. по сравнению с первым полугодием 1942 г. увеличился по электростанциям вдвое.

Градостроительство военных лет связано с перебазированием производительных сил на восток и юго-восток, освоением новых источников сырья и энергии, строительством и введением в эксплуатацию новых шахт, нефтяных скважин, заводов и цехов в комплексе с новыми поселками и городами. Две трети капитальных вложений во время войны приходилось на восточные районы. В 1945 г. здесь производилось в два раза больше продукции, чем в 1941 г.

Для архитектуры военного времени характерны две особенности:

-использование местных строительных материалов (камень, кирпич, дерево, грунтоблоки, шлакоблоки);

-заводское производство легких сборных элементов из щитовых и каркасных деревянных конструкций.

В связи с необходимостью экономии металла и крупноразмерного леса применялись более простые и дешевые арочные и сводчатые конструкции из местных материалов. Наиболее распространенной жилой застройкой становится малоэтажная застройка, что вызывало экстенсивный рост населенных мест.

В Москве даже в годы войны не прекращалось строительство, были построены новые линии метро: Горьковская линия до завода ЗИС, Покровский радиус – от Курского вокзала до Измайловского парка.




После прорыва блокады в Ленинграде в конце 1943 г. началось строительство на Суворовском проспекте, у Охтинского моста, у Финляндского вокзала.

После разгрома немцев под Москвой началось восстановительное строительство

На оккупированных территориях немцы придерживались тактики «выжженной земли, разрушения были огромны, в руинах лежали 1710 городов и поселков, 70 тыс. сел, 32 тыс. промышленных предприятий. Уничтожены национальные памятники в Новгороде, Пскове, Смоленске, Киеве, пригородах Ленинграда.

В связи с разрушениями, которые несла с собой война, самостоятельное значение приобрел вопрос о памятниках зодчества, их выявлении, собирании обмеров, новых обмерах для последующего восстановления. В 1942 г. СНК СССР учреждает Комиссию по учету и охране памятников искусства во главе с И.Грабарем. К концу года были обследованы архитектурные памятники Калинина, Калуги, Истры, Торжка, Старицы, Боровска, Волоколамска. В 1943 г. А.Щусев выполнил один из первых проектов реставрационно-восстановительных работ по Новоиерусалимскому монастырю, а также проект восстановления Истры, предполагавший улучшение ее планировки и застройки.

После перелома в ходе войны, победы под Сталинградом, прорыва блокады Ленинграда, победы на Курской дуге стала очевидной неотвратимость разгрома гитлеровцев. Необходимо было готовиться к восстановительным работам, в первую очередь, на освобожденных территориях. Для выполнения этих задач в 1943 г. был образован Комитет по делам архитектуры, его председателем был назначен арх. А.Мордвинов.


Поселок нефтяников близ

г.Гурьева в Казахстане,

генплан,1943,

арх. А.Арефьев

Поселок нефтяников близ г.Гурьева. Проект четырехквар-тирного жилого дома, фасады, 1943, арх. А.Арефьев, В.Васильковский.

Примером комплексного решения нового городского строительства в военное время (1943-1945 гг.) стал городок нефтяников Гурьев в Казахской ССР, арх. А.Арефьев, С.Васильковский, А.Лансере, инж. И.Романовский.

Город Гурьев расположен в излучине р. Урала, на левом берегу. Для этой местности характерен резкоконтинентальный климат, ветры, засоленность почвы, отсутствие зелени. Были приняты инженерные и градостроительные решения, позволяющие смягчить действие этих неблагоприятных природных факторов. Строительная площадка окружена с трех сторон рекой, а с четвертой – дренажный канал отделил городок от солончаковой пустыни. Сеть каналов оросила город, стало возможным озеленение. Дамба предохраняла от половодий. Вдоль берега реки была создана зеленая полоса парка, защищавшая город от сухих и пыльных ветров.

В связи с отсутствием здесь строительного леса и камня, строительство велось из гипса, залежи которого были выявлены неподалеку. Построен завод высокопрочного гипса. Незначительность осадков, сухость воздуха, позволили строить здания из гипса.

Композиционная ось городка – главная улица, проложенная по водоразделу, среди жилых кварталов. Она замыкается площадью со зданием клуба-театра в окружении парка.

Поперечные улицы – дугообразной формы, что вместе с озеленением противостоит ветрам. В композиции застройки не было монументальности, гигантомании. Использована малоэтажная застройка – двухэтажные дома с плоскими крышами, одноэтажные общежития сводчатой конструкции, одноэтажные коттеджи. Проведена типизация застройки. Белизна домов, возведенных из гипсовых блоков, контрастирует с расписными тенистыми лоджиями, крытыми балконами и навесами. Для росписей зданий использованы национальные мотивы. Здания обеспечены всеми видами инженерного благоустройства.


1944, арх. В.Гельфрейх, И.Рожин.

В условиях военного времени строительство крупных общественных зданий сократилось, но не приостановилось полностью. В 1943-1944 гг. было завершено строительство третьей очереди метрополитена Москвы, продолжавшей Арбатско-Покровский радиус на участке между Курским вокзалом и районом Измайлова. Возросла механизация работ, усовершенствования были внесены в тюбинговые конструкции тоннелей, более широко применялись сборные конструктивные элементы.

В идейно-художественных образах станций военных лет архитекторы стремились увековечить героику военных и трудовых подвигов советского народа. Тематическое содержание раскрывалось в общем композиционном решении, а также благодаря использованию скульптуры и монументальной живописи.

Архитектура периода Великой Отечественной войны и

Послевоенного десятилетия (1941-1954 г.г.)

1. Перебазирование промышленности в восточные и юго-восточные районы страны. Строительство в условиях военного времени.

2. Восстановление разрушенных войной городов.

3. Жилищное строительство. Разработка метода серийного проектирования. Крупнопанельное и крупноблочное строительство.

4. Архитектура крупных общественных зданий.

5. Высотные здания Москвы.

6. Крупные инженерно-архитектурные сооружения – Волго-Донской канал, Московский и Ленинградский метрополитен.

7.Изменение творческой направленности советской архитектуры.

Перебазирование промышленности в восточные и юго-восточные

районы страны. Строительство в условиях военного времени

Великая Отечественная война вызвала необходимость коренной перестройки народного хозяйства. В предшествующие годы были предприняты меры для развития наряду с южным европейским промышленным топливно-энергетическим комплексом (в районе Криворожья – Донбасса) также и восточных – на Урале и в Казахстане в районе Караганды. Время подтвердило дальновидность такого решения. Планами третьей пятилетки предусматривалось комплексное развитие экономики восточных районов Урала, Западной и Восточной Сибири, Средней Азии и Дальнего Востока.

С началом войны многие архитекторы были призваны в действующую армию и с оружием в руках боролись с врагом. Другие участвовали в военном строительстве, проводили маскировочные работы для спасения ценных объектов от бомбардировок. В прифронтовой полосе проектировали и строили оборонительные сооружения, системы укреплений вокруг городов. Московские архитекторы работали непосредственно на линиях обороны Москвы, в очагах поражения, на строительстве убежищ. Ленинградское отделение Союза архитекторов сформировало и отправило на фронт специальные бригады архитекторов.


С 1942 г. организуются конкурсы на проекты памятников героям и событиям Великой Отечественной войны. Триумфальная и мемориальная тематика окрасила всю архитектуру военных лет и послевоенного десятилетия.

Проект трофейного павильона в ЦПКиО

им. М.Горького в Москве, 1941, арх. А.Щусев

В первые дни войны началась массовая эвакуация населения и промышленных предприятий из прифронтовых районов на восток. С июля по ноябрь 1941 г. было эвакуировано 1360 промышленных предприятий. Через три-четыре месяца они выпускали продукции больше, чем до войны. С этим связано бурное развитие городов Урала, Сибири, Средней Азии. Промышленное и гражданское строительство в этих районах не сокращалось, а возрастало. Объем строительства в 1942 г. был выше, чем в 1940 г. по восточным районам на 35%. Уровень капитального строительства в первом полугодии 1943 г. по сравнению с первым полугодием 1942 г. увеличился по электростанциям вдвое.

Градостроительство военных лет связано с перебазированием производительных сил на восток и юго-восток, освоением новых источников сырья и энергии, строительством и введением в эксплуатацию новых шахт, нефтяных скважин, заводов и цехов в комплексе с новыми поселками и городами. Две трети капитальных вложений во время войны приходилось на восточные районы. В 1945 г. здесь производилось в два раза больше продукции, чем в 1941 г.

Для архитектуры военного времени характерны две особенности:

-использование местных строительных материалов (камень, кирпич, дерево, грунтоблоки, шлакоблоки);

-заводское производство легких сборных элементов из щитовых и каркасных деревянных конструкций.

В связи с необходимостью экономии металла и крупноразмерного леса применялись более простые и дешевые арочные и сводчатые конструкции из местных материалов. Наиболее распространенной жилой застройкой становится малоэтажная застройка, что вызывало экстенсивный рост населенных мест.

В Москве даже в годы войны не прекращалось строительство, были построены новые линии метро: Горьковская линия до завода ЗИС, Покровский радиус – от Курского вокзала до Измайловского парка.

После прорыва блокады в Ленинграде в конце 1943 г. началось строительство на Суворовском проспекте, у Охтинского моста, у Финляндского вокзала.

После разгрома немцев под Москвой началось восстановительное строительство

На оккупированных территориях немцы придерживались тактики «выжженной земли, разрушения были огромны, в руинах лежали 1710 городов и поселков, 70 тыс. сел, 32 тыс. промышленных предприятий. Уничтожены национальные памятники в Новгороде, Пскове, Смоленске, Киеве, пригородах Ленинграда.

В связи с разрушениями, которые несла с собой война, самостоятельное значение приобрел вопрос о памятниках зодчества, их выявлении, собирании обмеров, новых обмерах для последующего восстановления. В 1942 г. СНК СССР учреждает Комиссию по учету и охране памятников искусства во главе с И.Грабарем. К концу года были обследованы архитектурные памятники Калинина, Калуги, Истры, Торжка, Старицы, Боровска, Волоколамска. В 1943 г. А.Щусев выполнил один из первых проектов реставрационно-восстановительных работ по Новоиерусалимскому монастырю, а также проект восстановления Истры, предполагавший улучшение ее планировки и застройки.

После перелома в ходе войны, победы под Сталинградом, прорыва блокады Ленинграда, победы на Курской дуге стала очевидной неотвратимость разгрома гитлеровцев. Необходимо было готовиться к восстановительным работам, в первую очередь, на освобожденных территориях. Для выполнения этих задач в 1943 г. был образован Комитет по делам архитектуры, его председателем был назначен арх. А.Мордвинов.


Поселок нефтяников близ

г.Гурьева в Казахстане,

генплан,1943,

арх. А.Арефьев

Поселок нефтяников близ г.Гурьева. Проект четырехквар-тирного жилого дома, фасады, 1943, арх. А.Арефьев, В.Васильковский.

Примером комплексного решения нового городского строительства в военное время (1943-1945 гг.) стал городок нефтяников Гурьев в Казахской ССР, арх. А.Арефьев, С.Васильковский, А.Лансере, инж. И.Романовский.

Город Гурьев расположен в излучине р. Урала, на левом берегу. Для этой местности характерен резкоконтинентальный климат, ветры, засоленность почвы, отсутствие зелени. Были приняты инженерные и градостроительные решения, позволяющие смягчить действие этих неблагоприятных природных факторов. Строительная площадка окружена с трех сторон рекой, а с четвертой – дренажный канал отделил городок от солончаковой пустыни. Сеть каналов оросила город, стало возможным озеленение. Дамба предохраняла от половодий. Вдоль берега реки была создана зеленая полоса парка, защищавшая город от сухих и пыльных ветров.

В связи с отсутствием здесь строительного леса и камня, строительство велось из гипса, залежи которого были выявлены неподалеку. Построен завод высокопрочного гипса. Незначительность осадков, сухость воздуха, позволили строить здания из гипса.

Композиционная ось городка – главная улица, проложенная по водоразделу, среди жилых кварталов. Она замыкается площадью со зданием клуба-театра в окружении парка.

Поперечные улицы – дугообразной формы, что вместе с озеленением противостоит ветрам. В композиции застройки не было монументальности, гигантомании. Использована малоэтажная застройка – двухэтажные дома с плоскими крышами, одноэтажные общежития сводчатой конструкции, одноэтажные коттеджи. Проведена типизация застройки. Белизна домов, возведенных из гипсовых блоков, контрастирует с расписными тенистыми лоджиями, крытыми балконами и навесами. Для росписей зданий использованы национальные мотивы. Здания обеспечены всеми видами инженерного благоустройства.


1944, арх. В.Гельфрейх, И.Рожин.

В условиях военного времени строительство крупных общественных зданий сократилось, но не приостановилось полностью. В 1943-1944 гг. было завершено строительство третьей очереди метрополитена Москвы, продолжавшей Арбатско-Покровский радиус на участке между Курским вокзалом и районом Измайлова. Возросла механизация работ, усовершенствования были внесены в тюбинговые конструкции тоннелей, более широко применялись сборные конструктивные элементы.

В идейно-художественных образах станций военных лет архитекторы стремились увековечить героику военных и трудовых подвигов советского народа. Тематическое содержание раскрывалось в общем композиционном решении, а также благодаря использованию скульптуры и монументальной живописи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная презентация предназначена для использования на уроке истории при изучении темы "Культура в 1945-1953 гг." и посвящена послевоенной архитектуре в Москве ("сталинские высотки") и городах,подлежащих восстановлению

Советская архитектура и гр а достроительство в первое послевоенное десятилетие Материалы к урокам истории

Советская архитектура и гр а достроительство

в первое послевоенное десятилетие

Материалы к урокам истории

— В период войны было разрушено множество промышленных зданий , пострадали учреждения культуры и образования, жилые постройки. Восстановительные работы развернулись на освобождённых территориях уже в конце войны. Большое внимание было уделено восстановлению Сталинграда, республиканских столиц. Символом победы в войне стало строительство 7 высотных зданий в Москве. Наиболее значителен в архитектурном и городостроительном отношении комплекс МГУ на Воробьёвых горах . Здание высотой 235 м , украшено золоченым шпилём и скульптурными группами. Здание МГУ имени М.В.Ломоносова в наши дни

— В период войны было разрушено множество

промышленных зданий , пострадали учреждения культуры и образования, жилые постройки. Восстановительные работы развернулись на

освобождённых территориях уже в конце войны.

Большое внимание было уделено восстановлению Сталинграда, республиканских столиц. Символом победы в войне стало строительство 7 высотных зданий в Москве. Наиболее значителен в архитектурном и городостроительном отношении комплекс МГУ на Воробьёвых горах . Здание высотой 235 м , украшено золоченым шпилём и скульптурными группами.

Здание МГУ имени М.В.Ломоносова в наши дни

Сталинский ампир — Сталинским ампиром, или советским монументальным классицизмом, называют архитектурное направление, которое было популярно в СССР с конца 1930-х по 1950-е годы. В этот период руководителем государства был Иосиф Сталин. Именно по его приказу строились многие здания в этом стиле. Все эти здания, по задумке Сталина, должны были представлять достижения СССР, коммунистического строя. Поэтому их украшали скульптурами рабочих и крестьян, мозаиками с патриотическими сюжетами, изображениями серпа и молота. В оформлении фасадов и внутренних помещений использовали мрамор, бронзу, гранит.

— Сталинским ампиром, или советским монументальным классицизмом, называют архитектурное направление, которое было популярно в СССР с конца 1930-х по 1950-е годы. В этот период руководителем государства был Иосиф Сталин. Именно по его приказу строились многие здания в этом стиле. Все эти здания, по задумке Сталина, должны были представлять достижения СССР, коммунистического строя. Поэтому их украшали скульптурами рабочих и крестьян, мозаиками с патриотическими сюжетами, изображениями серпа и молота. В оформлении фасадов и внутренних помещений использовали мрамор, бронзу, гранит.

Гостиница «Украина

Главное здание МГУ

Жилой дом на Котельнической набережной

Здание Министерства иностранных дел

Жилой дом на Кудринской площади

Жилое здание возле Красных ворот

— Колоссальное внимание было уделено новому генеральному плану стертого с лица земли Сталинграда (Волгограда). В план города был введен центральный ансамбль — площадь Павших борцов, аллея Героев, пропилеи с гигантской лестницей к Волге. В определенную систему объединили промышленные районы. В новых чертах возрожденного города-героя выразился смысл народного подвига.

— Колоссальное внимание было уделено новому генеральному плану стертого с лица земли Сталинграда (Волгограда). В план города был введен центральный ансамбль — площадь Павших борцов, аллея Героев, пропилеи с гигантской лестницей к Волге. В определенную систему объединили промышленные районы. В новых чертах возрожденного города-героя выразился смысл народного подвига.

— Разрушенному почти дотла Минску также требовалось обновить центр города в районе площади Ленина и Ленинского проспекта (современные площадь и проспект Независимости). Главную улицу спланировали по принципу проспекта с разновысотными домами. Старую и новую часть города объединили круглой площадью с обелиском в память героев Великой Отечественной войны.

— Разрушенному почти дотла Минску также требовалось обновить центр города в районе площади Ленина и Ленинского проспекта (современные площадь и проспект Независимости). Главную улицу спланировали по принципу проспекта с разновысотными домами. Старую и новую часть города объединили круглой площадью с обелиском в память героев Великой Отечественной войны.

— Одной из главных проблем оставалась проблема обычного жилья, усугубленная разрушениями войны. В эти годы начинается развертывание массового жилищного строительства. Однако сначала строительство развивается как малоэтажное — из-за отсутствия необходимой производственно-технической базы. Начинаются эксперименты с поквартальной застройкой Москвы (район Песчаных улиц).

— Одной из главных проблем оставалась проблема обычного жилья, усугубленная разрушениями войны. В эти годы начинается развертывание массового жилищного строительства. Однако сначала строительство развивается как малоэтажное — из-за отсутствия необходимой производственно-технической базы. Начинаются эксперименты с поквартальной застройкой Москвы (район Песчаных улиц).

1927 — МОСКОВСКАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМ. К. А. ТИМИРЯЗЕВА, АДМИНИСТРАТИВНЫЙ КОРПУС, КОЛХОЗНЫЙ КОРПУС

1927 — МОСКОВСКАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМ. К. А. ТИМИРЯЗЕВА, АДМИНИСТРАТИВНЫЙ КОРПУС, КОЛХОЗНЫЙ КОРПУС

Комплекс Центрального стадиона им. В. И. Ленина в Москве

Комплекс Центрального стадиона им. В. И. Ленина в Москве

Смоленск. Восстановленная часть центра

Восстановленная часть центра

— С 1944 г. начался рост жилищного строительства в Москве. Первоначально из-за дефицита строительных материалов преобладало малоэтажное 2—3-этажное строительство на Хорошевском шоссе, в районах Измайлова, Текстильщиков, на Октябрьском поле и др Москва. Кутузовский проспект. Ансамбль жилых домов

— С 1944 г. начался рост жилищного строительства в Москве. Первоначально из-за дефицита строительных материалов преобладало малоэтажное 2—3-этажное строительство на Хорошевском шоссе, в районах Измайлова, Текстильщиков, на Октябрьском поле и др

Москва. Кутузовский проспект. Ансамбль жилых домов

— В Москве в послевоенные годы развернулись работы по созданию скверов, бульваров и парков. Проводилась реконструкция озеленения площадей Пушкина, Свердлова, Советской площади, некоторых привокзальных площадей, территорий перед главными проходными больших заводов.

— В Москве в послевоенные годы развернулись работы по созданию скверов, бульваров и парков. Проводилась реконструкция озеленения площадей Пушкина, Свердлова, Советской площади, некоторых привокзальных площадей, территорий перед главными проходными больших заводов.

— К числу крупных городов, превращенных гитлеровцами в развалины, относится Минск. После освобождения от немецких оккупантов в нем оказалось разрушенным более 80% жилого фонда и общественных зданий, уничтожены промышленность, коммунальное хозяйство, учебные заведения. Минск. Разрушенный город. Один из вариантов развития города.

— К числу крупных городов, превращенных гитлеровцами в развалины, относится Минск. После освобождения от немецких оккупантов в нем оказалось разрушенным более 80% жилого фонда и общественных зданий, уничтожены промышленность, коммунальное хозяйство, учебные заведения.

Один из вариантов развития города.

Киев — один из крупных городов, сильно пострадавших от разрушений, причиненных немецко-фашистскими захватчиками. Киев.Крещатик. Вид разрушенной улицы Киев. Новая застройка Крещатика

Киев — один из крупных городов, сильно пострадавших от разрушений, причиненных немецко-фашистскими захватчиками.

Читайте также: