Архитектура нововавилонского царства кратко

Обновлено: 05.07.2024

В археологических раскопках первой половины 20 в., особенно после Первой мировой войны, было обнаружено множество предметов, представляющих почти все виды художественного творчества: от грубой росписи и насечек на глиняных изделиях до великолепных декоративных настенных композиций, от первых резных цилиндрических печатей до сложных барельефов, от глиняных фигурок людей и животных до колоссальных статуй, часто имеющих хорошие пропорции, от почти бесформенных литых металлических безделушек до искусно выделанных золотых и серебряных украшений и инкрустаций.

Развитие вавилоно-ассирийского искусства можно разделить на следующие пять периодов.

1. Древнейший период – доисторический и шумерский, продолжавшийся до воцарения Аккадской династии ок. 2400 до н.э.

2. От Аккадской династии до конца 1-й Вавилонской династии, 1595 до н.э.

3. Касситский период, примерно до 1100 до н.э.

4. 9–7 вв., расцвет ассирийского искусства.

5. Искусство Нововавилонского царства, 626–539 до н.э.

ИСКУССТВО ШУМЕРА, АККАДА И ВАВИЛОНИИ

Отсутствие камня и дерева на аллювиальной равнине Южной Месопотамии уже в самый ранний период привело к использованию находившейся там в изобилии глины в качестве материала для строительства и мелкой пластики. На протяжении всей истории этой культуры обычным строительным материалом был сырцовый или обожженный кирпич, а связующим раствором служил битум. Дворцы и храмы колоссальных размеров воздвигались на громадных кирпичных платформах, что позволяло защитить здания от периодических наводнений. Древнейшими постройками были хижины обитателей болот, стены которых сооружались из связанных вместе пучков тростника, обмазанных глинистым илом.

В период развития урукской культуры (конец 4 тыс. до н.э.), названной по находкам в раскопках древнего шумерского города Урук (современный Варка), храмовые постройки стали более сложными. В Уруке был воздвигнут первый зиккурат – храм в форме пирамидальной башни из нескольких ярусов уменьшающегося размера, увенчанной святилищем, к которому поднимались по пандусам. С этого времени зиккурат стал наиболее характерным типом храмовой архитектуры Месопотамии. В Уруке также появились самые ранние из известных цилиндрические печати – небольшого размера, из твердого камня с глубоко врезанными изображениями людей и животных, мифологических сюжетов и ритуальных сцен, а также эпизодов из повседневной жизни. Цилиндрические печати использовали для нанесения на различные предметы знака их владельца; когда эти печати прокатывали по мягкой поверхности глины, получался миниатюрный барельеф, который можно было превратить в фриз любой длины. В дальнейшем техника изготовления печатей достигла совершенства и оказалась наиболее оригинальным вкладом Месопотамии в развитие декоративного искусства.

Третья первобытная культура – Джемдет-Наср, названная по находкам в одноименном холме близ древнего города Киша (конец 4 – начало 3 тыс. до н.э.), – во многом уступает предшествующей, но демонстрирует значительные достижения в области скульптуры из камня, как в изготовлении барельефов, так и круглой скульптуры. Об уровне развития последней свидетельствует великолепно выполненная фигура дикого кабана.

В раннединастический период (ок. 2800 до н.э.) большое значение приобрела художественная обработка металла, о чем можно судить по сохранившимся гравированным металлическим вазам, украшенным сценами охоты и изображениями религиозных обрядов с участием людей и божеств. Животные иногда изображались в барельефе, а иногда делались скульптурные головы с инкрустированными цветными камнями глазами и языками и рогами из золота. Большинство произведений круглой скульптуры этого времени – приземистые человеческие фигурки, отличающиеся плохими пропорциями. Изображения на больших барельефных фризах начала 3 тыс. до н.э из Телль-эль-Убейда выполнены с замечательным реализмом и живостью, например сцена доения коровы и другие домашние работы. Один из самых интересных памятников этой эпохи – знаменитая Стела коршунов правителя Лагаша Эаннатума, покрытая рельефами с различными сценами: Эаннатум нападает на врагов, побеждает их, хоронит мертвых. В относящихся к этому же времени царских гробницах в Уре были найдены замечательные образцы ювелирного искусства – изысканные золотые и серебряные украшения, филиграни, ножны кинжалов, золотые кубки и чаши; среди них – пара великолепно исполненных инкрустированных пластин, известных как Штандарт войны и мира, каждая с тремя рядами фигурок людей и животных, выложенных пластинами перламутра на лазуритовом фоне.

С воцарением семитской Аккадской династии, основателем которой был царь города Аккада Саргон Древний, искусство барельефа достигло значительных успехов. Самым ярким примером является победная стела Нарам-Сина (ок. 2400 до н.э.), предположительно – сына Саргона. На стеле изображены изящные человеческие фигуры с хорошими пропорциями; движения и действия умело переданы, заметно тонкое чувство равновесия в композиции. Прогресс в круглой скульптуре проявился в тщательности трактовки мускулатуры и объема фигур, черт лица и других деталей. Расцвет искусства в этот период оказал значительное влияние на его развитие в дальнейшем.

С приходом к власти Гудеа, царя Лагаша (ок. 2350 до н.э.), и III династии Ура наступил краткий период возрождения шумерских традиций. Наиболее замечательные памятники искусства этой эпохи – многочисленные статуи Гудеа, выполненные из черного диорита, довольно жесткие и тяжелые по форме, но с тщательно переданными чертами лица и мускулатурой, а также другие статуи мужчин и женщин, рельефы и украшенные резьбой вазы. Сохранившаяся от этого времени прекрасная женская головка из слоновой кости демонстрирует весьма высокий уровень художественного ремесла.

На стеле Ур-Намму (ок. 2200 до н.э.), царя III династии Ура, в 5 ярусах рельефных композиций представлено строительство знаменитого зиккурата в Уре, наиболее замечательного из известных зданий этого типа в Месопотамии. Среди других фигур на этой стеле есть древнейшее из сохранившихся изображений ангелов. Продольные стороны урского зиккурата были, по-видимому, слегка искривлены для того, чтобы это колоссальное сооружение производило впечатление более легкого.

Наступившая затем эпоха I династии Вавилона была отмечена общим упадком художественного творчества. Династия Хаммурапи (ок. 1800 до н.э.) оставила единственный выдающийся памятник – знаменитую стелу Хаммурапи, содержащую свод законов, в верхней части которой находится барельеф с изображением самого царя, получающего законы от бога солнца Шамаша; этот рельеф достаточно жесткий и неуклюжий по исполнению. Другие художественные произведения этого периода также свидетельствуют о снижении уровня мастерства; статуи отличаются нарушением пропорций, росписи на керамических сосудах, рельефы и печати сделаны неумело и грубо, их композиции часто перегружены фигурами.

Господство Касситской династии (ок. 1600 до н.э.), племен варваров-захватчиков, пришедших из района Загросских гор, отбросило культуру и искусство Вавилонии более чем на 5 столетий назад. В эту эпоху не появляется ничего оригинального и творческого, преобладает повторение более древних образцов, причем на крайне низком уровне. Качество резных цилиндрических печатей заметно снизилось, контуры рисунка стали невыразительными; к изображениям на печатях часто добавлялись магические заклинания и молитвы, а также изображения оберегов – лягушек, ящериц и тому подобных существ, указывающие на более низкий уровень религиозного сознания в этот период. Барельефы помещались главным образом на межевых камнях, где боги, цари или другие персонажи изображались вместе с символами, которые должны были уберечь эти камни от повреждения или разрушения.

ИСКУССТВО АССИРИИ

Ассирийское искусство ведет свое происхождение от искусства Вавилонии, что особенно очевидно в архитектуре. Ассирийцы продолжали подражать южным соседям, широко применяя для сооружения зданий обожженный кирпич, несмотря на то, что имели камень.

Раскопки столицы Саргона свидетельствуют о том, что ассирийские архитекторы знали и использовали конструкции полуциркульной и стрельчатой арки, цилиндрического свода, купола и (судя по изображениям на печатях и барельефах) колонны.

Истоки истории Ассирии восходят к III тыс. до н.э., однако из произведений искусства лишь немногие датируются временем ранее 1000 до н.э., а большинство их относится к 9–7 вв. до н.э. – эпохе расцвета Ассирийского царства. Произведения круглой скульптуры очень редки; лучший и едва ли не единственный из сохранившихся образцов – статуя Ашшурнасирпала II (884–859 до н.э.). Ассирийские художники явно предпочитали рельеф свободно стоящей скульптуре. Часто встречаются стелы с округлым верхом и изображением фигуры царя или божества; многие из них найдены в отдаленных районах, где цари устанавливали их для того, чтобы заявить о присоединении завоеванных территорий. Сходным образом цари отмечали свои победы, воздвигая во дворцах обелиски с барельефными изображениями различных походов. Лучший из этих монументов – Черный обелиск Салманасара III (859–825 до н.э.), на каждой из 4 граней которого в 5 регистрах запечатлены церемонии оказания почестей царю пятью завоеванными народами.

Характерное отличие всех этих настенных рельефов – однообразие и скупость изображений людей и все более совершенная трактовка фигур животных. Человеческие фигуры энергично моделированы и величественны, однако скованы в движениях, неизящны и невыразительны, с условно трактованными завитыми волосами и бородами, подчеркнутыми мускулами и тяжелыми одеждами. Лица почти одинаковы на всех рельефах, из чего явствует, что ассирийских художников не занимала передача индивидуальных черт. Как и у египетских художников, у них отсутствует интерес к перспективному сокращению фигур, изображенных в ракурсе; в результате ноги, нижняя часть тела и голова изображены в профиль, глаза – полностью в фас, и грудь развернута фронтально так, что видны оба плеча.

Однако в образах животных ассирийские художники достигли высочайшего мастерства в реалистической и выразительной трактовке формы и действия, особенно в охотничьих сценах, изображая боль, ужас и ярость раненых диких зверей. Возможно, во всем древнем искусстве нет ничего, что могло бы сравниться с двумя рельефами из дворца Ашшурбанипала в Ниневии с изображениями умирающего льва и пронзенной стрелами львицы. На втором из них львица изображена в предсмертной судороге, задняя половина ее туловища парализована, ноги беспомощно волочатся, однако она пытается удержаться, опираясь на передние лапы; из приоткрытой пасти с поднятой верхней губой словно раздается рычание, выражающее страдание и угрозу. Этот рельеф – подлинно великое творение гения. Ассирийское искусство достигло своего расцвета незадолго до гибели державы, в царствование Ашшурбанипала (669–626 до н.э.), последнего из великих ассирийских монархов.

Из произведений монументально-декоративного искусства следует отметить чеканные рельефы бронзовой обшивки ворот Балавата, воздвигнутых Салманасаром III (859–825 до н.э.) к юго-востоку от Ниневии. Здесь с поразительным мастерством и четкостью изображены эпизоды девяти первых лет правления этого царя.

В искусстве малых форм – ювелирных украшениях, резьбе по слоновой кости, глазурованной керамике, вышивке, мебели – ассирийцы проявили себя искусными ремесленниками; они продолжали изготавливать изящные геммы и цилиндрические печати с тем же разнообразием мотивов, что и в монументальных барельефах.

ИСКУССТВО НОВОВАВИЛОНСКОГО ЦАРСТВА

Искусство Нововавилонского царства может быть почти полностью отнесено ко времени царствования Навуходоносора II (605–562 до н.э.). При нем Вавилон достиг невиданного ранее великолепия, украсился огромными храмами, дворцами, знаменитыми висячими садами и широкой триумфальной дорогой, стены по сторонам которой были облицованы цветным глазурованным кирпичом и украшены изображениями животных и драконов, выполненными в красных и желтых тонах на ярко-синем фоне. Еще более красочные изразцовые рельефы украшали большие городские ворота, посвященные богине Иштар, а тронный зал царя был оформлен панелями со стилизованными бордюрами из цветов лотоса и пальметт. Применение глазурованных плиток или кирпичей для создания барельефа, по-видимому, вошло в практику именно в этот период и стало столь популярным, что постепенно вытеснило все другие техники барельефа. От этой эпохи последнего расцвета Вавилона сохранилось только одно произведение монументальной круглой скульптуры – огромная незавершенная статуя льва (из долерита), попирающего тело придавленного его лапами человека, что, по-видимому, символизировало победу над врагом.

Декоративно-прикладное искусство продолжало развиваться и в более позднее время, почти до начала нашей эры, в периоды персидского, греческого и римского господства, однако не претерпело сколько-нибудь значительных изменений.

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Архитектура Древней Ассирии и Нововавилонского царства

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

В 20-17 вв. до н.э. большая часть Месопотамии объединяется под властью Вавилона ("Врата бога"), расположенного на пересечении важных торговых путей. Определённые новшества прослеживаются в архитектуре дворцов и зиккуратов. Так, 5 ступенчатый зиккурат в Чога-Замбиль (12 в. до н.э.) включал в себя арки, переходы и нетипичные для Двуречья подземные сводчатые помещения, служившие, как считает ряд исследователей, жильём в жаркие летние месяцы. Дворец правителя Зимрилима имеет многоцветные настенные росписи, что указывает на явные следы влияния египетского искусства.

Около 14 в. до н.э. на первый план выходит Ассирия, расположенная на севере Двуречья, Это было государство, которое вело широкую захватническую политику. Поэтому всё ассирийское искусство носило военно-дворцовый характер. Города Ассирии представляли собой крепости, обнесённые массивной каменной стеной и рвом. Стены и ворота фланкировались многими башнями, некоторые города - Дур-Шаррукин, Ниневия, были строго распланированы.

Частные дома строились из сырцового кирпича, с плоскими крышами. В храмовой архитектуре большую роль играл зиккурат, обычно семиэтажный и более лёгких пропорций чем южные храмы, Зиккурат ставился так, чтобы он не доминировал над царским дворцом. Собственно ассирийским новшеством является тип укреплённого дворца, дворца-цитадели, лучше всего представленный дворцом царя Саргона 2 в Ду р-Шаррукине. Дворец занимал площадь в 10 га при общей территории города в 18 га, и был возведён на платформе высотой 14 м. К платформе с 2 сторон вели пандусы, по которым могли въезжать колесницы. Всего в дворце около 200 помещений — жилые и парадные комнаты, хозяйственные помещения и др. Помещения были узкими, длинными и высокими, изнутри покрывались глазурованными кирпичами и стенными росписями, балочные перекрытия делались из кедра. По сторонам от входов во дворец стояли гигантские статуи крылатых быков — шеду, которые часто служили опорами арок.

В 7 в. до н.э., после гибели Ассирии под натиском вавилонских войск, происходит новое возвышение Вавилона и образуется Нововавилонское царство. Город Вавилон в это время представлял собой вытянутый прямоугольник площадью ок. 10 км2, обнесённый 4 кольцами стен. Стены имели высоту около 12 м и ширину около 7 м, были облицованы цветным кирпичом в виде орнаментов и цветных окантовок. Через каждые 50 м к стенам примыкали сторожевые башни и 8 ворот.

Город был пересечён системой длинных прямых улиц — "дорог процессий", которые вели к центральным храмам. Застройка вблизи дорог велась стихийно, но некоторые кварталы были распланированы. Основной улицей была "дорога процессий" богини Иштар, тянувшаяся почти через весь город и соединявшая главный храмовый комплекс бога-покровителя Мардука (Эсагиле) с наиболее важными северными воротами - "воротами Иштар". Эти ворота представляли собой 4 попарно размещённые друг за другом башни с арочными проходами и зубчатыми верхушками. Стены ворот украшали изображения фантастических животных и комбинации орнаментальных полос.

Возле Нижнего храма, где хранилась золотая статуя бога Мардука, размещалась храмовая башня -семиэтажный зиккурат Этеменанки ("Дом основания небес и земли", Вавилонская башня), высотой 90 м. Ярусы зиккурата имели разные цвета: верхний ярус - храм Мардука, был облицован синим глазурованным кирпичом и по углам был увенчан золотыми рогами — знаками плодородия. Внутри храма не было ни статуй, ни рельефов, только позолоченные стол и ложе, которые обозначали место обитания бога. Всего в Вавилоне было 53 храма.

Из светской архитектуры особый интересе представляет дворец, построенный царём Навуходоносором 2 для жены привезённой из Мидии, называемый "Висячие сады Семирамиды". Сохранились лишь подвалы дворца. Он представлял собой неправильный 4-угольник 55 х 60 м., стены которого несли тяжесть висячих садов, находившихся на высоте стен дворца. Наземная часть состояла из столбов и стен перекрытых сводами, соединённых с системой колодцев и водостоков. Сад орошался при помощи водоподъёмного колеса.

Архитектура Нововавилонского царства переняла все достижения предыдущего периода, из кривых линий в ней допускалось только применение полуокружности арки. Вероятно под влиянием Ассирии вводится применение глазурованного кирпича в качестве облицовочного материала (цветные изразцы с изображением фантастических животных облицованы "ворота Иштар" и другие сооружения).


Всеобщая история архитектуры. Том I 4. Архитектура Нового Вавилона

Вавилонский царь Набупалассар и eгo сын Навуходоносор II объединили под властью Вавилона, ставшего при них центром мировой державы, всю Месопотамию, остановили египетскую агрессию в Сирии, подчинили себе Финикию и Палестину.

Каналы Вавилона были расчищены, главная процессионная дорога замощена, реставрированы были храмы различных богов (до 40) в Вавилоне и других местах. Навуходоносор умер в 561 г. до н. э. Из его преемников только Набонид (566—538 гг. до н. э.) занимался строительством. Однако новый период подъема оказался для Вавилонии непродолжительным. Непрочность Нововавилонского царства доказывается его быстрой гибелью в борьбе с воинственными племенами иранцев, персов и мидян, объединенными династией Ахеменидов. Персы легко победили вавилонские войска и в 538 г. до н. э. без боя вступили в Вавилон. В противоположность ассирийцам персы не тронули города).

Войдя в состав персидской державы, Вавилон не играл уже прежней роли. История ново-вавилонской культуры и строительства исчерпывается, таким образом, семьюдесятью годами от падения Ниневии до взятия Вавилона персами (607 — 538 гг. до н. э.).

Новый Вавилон — центр великой азиатской державы — своими огромными размерами и своей роскошью, несомненно, далеко превосходил ассирийские города (табл. 107). Представление о плане, устройстве и главных зданиях города можно составить по материалам вавилонских летописей, по сведениям греческих писателей, например, Геродота, посетившего Вавилон в V в. до н. э., наконец, по данным раскопок нашего времени.

Таблица 106

Таблица 107

Планировка. Вавилон имел 9 ворот (с запада — ворота Адада; на севере —Лугальгирры, Иштар и Сина; на востоке — Мардука и Нинурты; на юге —Энлиля, Ураша и Шамаша); каждые из них являлись началом одной из

Храмы. В ново-вавилонских храмах доминировал продольно-осевой план, представленный наиболее отчетливо в храме Нин-Мах, расположенном рядом с воротами Иштар (табл. 108, фиг. 1). В центре храма находился двор с колодцем; вокруг двора были асимметрично расположены помещения для жрецов, а на севере, в конце прохода (очевидно, за наружной линией стены), алтарь. Храм Гулы (башня врачевания) включал в свой план два внутренних двора, жилища жрецов, помещение для оракула и госпиталь. Обширная площадь, занятая главным храмом и зиккуратом (табл. 107, фиг. 1 а и 2), открывалась на улицу Мардука грандиозными двойными воротами. Три дня в году они были открыты для прохода процессий, остальное время они оставались закрытыми. Самое святилище состояло из шести отдельных капелл, посвященных шести богам.

Ворота Иштар. Ворота Иштар, богини любви и плодородия, особенно популярной в месопотамских религиях, изучены лучше других памятников (табл. 107, фиг. 4; табл. 108, фиг. 4). Огромные массивные башни, фланкировавшие покрытый сводом вход в город, были украшены симметрично расположенными рельефами из глазурованного кирпича шириною в 1,5 м, высотой в 1,10 м (табл. 108, фиг. 5). На темно-синем фоне изображены в рельефе белые или желтые быки, показанные в движении. Яркость цвета и необычайное обилие эмалевой поверхности придавали всему украшению ворот Иштар особенно живописный характер. К тому же циклу относятся и изображения львов из глазурованного кирпича на стенах, окаймлявших дорогу перед воротами. Пропорции ворот Иштар — двух башен и сводчатого перехода между ними — по фасаду были, очевидно, близки к квадрату. Ширина стен вдоль реки равнялась 7,0 и 7,8 м.

Таблица 108

В середине большого квадрата был выделен малый — для храмового квартала. Характерно, что часовня местного бога Нэбо, храм и зиккурат располагались по оси, несколько отходящей от этой математической правильности. Эта ось составляла продолжение улицы, по которой въезжал в Борсиппу царь и которая от самых ворот шла под углом к улице Нэбо, параллельной другим основным магистралям. Интересно отметить в плане Борсиппы отражение классового состава вавилонского города. Знатные люди в городе селились на северо-западном участке, отделенном от города полосой роды. Дворец правителя был расположен на берегу озера, в северном углу города.


Архитектурные памятники Нововавилонского царства исследованы гораздо обстоятельнее памятников других периодов истории Двуречья благодаря раскопкам архитектора Р. Кольдевея (проводились в 1898—1917 гг.).

Ассирийская держава, отдельные части которой не были связаны экономически, рухнула в 605 г. до н. э. Вавилон же, разрушенный и затопленный ассирийскими войсками Синахериба в 689 г. до н.э., уже в конце VII в. вновь достиг необычайного блеска и занял положение столицы мира.

Воспользовавшись ослаблением Ассирии, начальник ассирийских войск Набопаласар, сам родом вавилонянин, при поддержке вавилонской знати и жречества объявил себя в 626 г. до н.э. царем Вавилона.

Затем, опираясь на военный союз с мидянами, вавилоняне разгромили Ассирию. При Набопаласаре были продолжены работы по восстановлению города Вавилона, начатые уже ассирийцами в правление Асархаддона, сына Синахериба. Продолжительное 43-летнее царствование Навуходоносора, сына Набопаласа, отмечено огромными успехами вавилонского государства, которое охватывало при нем всю Месопотамию, Сирию, Палестину и Финикию.

Вавилон. Священный участок храма Мардука, V II—VI вв. до н. э. план

После разрушения Ассирийской державы и нового возвышения Вавилона при царе Навуходоносоре II (605—563 гг. до н. э.) начинается в огромных масштабах строительство в различных городах страны и в особенности в ее столице — Вавилоне. О Вавилоне времен Навуходоносора II можно говорить как о городе, создававшемся по определенному плану и представлявшем собой целостный ансамбль.

Хотя в истории Древнего Востока строительство городов по единому плану было известно и раньше, в Вавилоне была сделана первая в истории Древнего мира попытка продуманной перепланировки большого города с многотысячным населением (по данным Э. Унгера — около 200 000 человек). Перепланировка была начата в 678 г. до н.э. ассирийским царем Асаргаддоном, после того как старый Вавилон был разрушен за восстание при его предшественнике.

Вавилон. План города, VII—VI вв. до н. э.

Вавилон. Один из львов, изображенных по сторонам дороги процессий, VI в. до н. э.

Вавилоняне считали свой город центром вселенной, как это видно из дошедшей до нас вавилонской географической карты. Город постоянно посещала масса паломников. Сохранился путеводитель, в котором описано 53 больших святилища и несколько сот различных малых храмов и алтарей. Девять ворот Вавилона и те улицы, которые от них начинались, были посвящены определенным богам.

Вавилон этого времени известен нам по раскопкам, по клинописным текстам и, наконец, по описаниям греческих и римских историков и географов, особенно Геродота, посетившего город в середине V в. до н. э. Численность населения Вавилона достигала в период расцвета 200 тыс. человек.

Вавилон. Изображение дракона на воротах Иштар, VI в. до н. э.

План Вавилона VII—VI вв. до н. э. представлял собой вытянутый четырехугольник площадью около 10 км2. Евфрат делил его на две части: восточную — старый город и западную — новый город, который был по существу пригородом Вавилона и соединялся со старым городом мостом на каменных быках, поддерживавших деревянное пролетное строение. Важнейшие здания помещались в старом городе. Город был пересечен системой длинных прямых улиц, так называемых дорог процессий, создававших великолепные перспективы. Распланированы были и некоторые жилые кварталы, хотя, как правило, застройка территории вблизи дорог процессий была стихийной. Снаружи Вавилон был обнесен тремя оборонительными стенами — первой, толщиной 7 м, из кирпича-сырца, далее на расстоянии около 12 м — второй, толщиной 7,8 м, из обожженного кирпича, и каменной стеной у рва, толщиной 3,3 м, а также двойной внутренней стеной из кирпича-сырца с зубчатыми башнями и восемью воротами, носившими имена главных богов. Оборонительная стена шла и вдоль берега Евфрата.

Стены участка перед воротами, ограниченного Северным дворцом Навуходоносора II и защищавшим ворота укреплением, были облицованы голубыми глазурованными кирпичами, составлявшими рельефное изображение шествия львов — белых с желтыми гривами и желтых с красными гривами. Эта часть дороги имела в ширину свыше 25 м и составляла как бы преддверие ворот Иштар. Общая длина фризов достигала 180 м.

Вавилон. Ворота Иштар и дорога процессий. VII—VI вв. до н. э. Реконструкция

Ворота Иштар состояли из двух больших внутренних и двух внешних меньших размеров башен, облицованных синими глазурованными кирпичами с чередующимися рельефными изображениями быков и драконов, тоже белых с желтыми гривами и желтых с красными гривами. Арка ворот имела в ширину 4,5 м и в высоту около 9 м. Архитектурная трактовка ворот была связана с характерным и для более ранних периодов истории Двуречья принципом ритмичного чередования простейших вертикальных объемов.

Для создания в ансамбле общего ритма одновременно использовались ряды плоских и выпуклых изображений, украшавших одну и ту же плоскость ворот. В строгом общем ритме были допущены некоторые намеренные отступления, разбивавшие монотонность целого: чередование темного и светлого фонов, разнообразие в порядке размещения плоских и выпуклых изображений, небольшие изменения в повторяющихся фигурах львов.

Читайте также: