Архитектура москвы 17 века кратко

Обновлено: 08.07.2024

Долгое время Москва была деревянной и из камня сперва стали строить соборы, а потом уже дома и усадьбы. Из-за смутного времени, длившегося пару десятилетий и сопровождавшегося разгромами и пожарами, строений до XV века в Москве почти не осталось. Но мы можем проследить историю московской архитектуры и попробовать понять, почему же именно русское узорочье начали считать русским стилем.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС

Зодчество было деревянным и каменным. Я предлагаю окунуться в каменный. Москва объединила несколько архитектурных традиций. Одна из них была Суздальско-Владимирская, а другая Псковско-Новгородская.

В русском стиле XII века мы узнаем отголоски романского зодчества:

Раннемосковская архитектура времен Ивана Калиты появилась в те времена, когда у Москва начала богатеть и объединять вокруг себя княжества. Первые каменные храмы построены в Москве в первой трети XIV века. В самой Москве, к сожалению, зданий этого времени не сохранилось, но они являлись продолжением традиций Владимиро-Суздальской архитектуры. После татаро-монгольского нашествия она стала проще, но такой же выверенной и ровной.

Посмотрите на картинку ниже. Кокошников над порталами не было ни во Владимиро-Суздальской, ни в Псковско-Новгородской архитектуре. Возможно, они азиатские, но стали характерными именно для московской архитектуры:

Так выглядел московский стиль того времени.

Перенесемся во времена Дмитрия Донского и его детей. Конец XIV - начало XV века и мы видим очень похожую архитектуру:

В XV веке итальянские мастера привозят на русскую землю архитектуру ренессанса. Кремлевские соборы - Успенский, Архангельский.

Во всех пропорциях - арки, капители, пилястры, сдвоенные арки, композиции из круглых окон и полураковинки под скосами крыши - все из Италии.

Собор Святителя Петра в Петровском монастыре, как и Архангельский собор Московского Кремля, был построен под руководством Алоизио Ламберти да Монтиньяна (Алевиз Новый). Собор идеальный по структуре и подчиняется законам архитектуры Ренессанса.

В XVI веке из Москвы уезжают итальянские мастера и строительство продолжают русские мастера, которые у них учились. Они использовали приемы Ренессанса, хотя немного их упростили.

Это же направление прослеживается и в начале XVII века. Довольно скромно для царской резиденции, и продолжает стиль XVI века.

И вдруг к середине XVII века пошла импровизация.

РУССКОЕ УЗОРОЧЬЕ

Строить массово сооружения из кирпича начали только в середине XVII века. И архитектура того времени очень любопытна, если приглядеться. Например, церковь Георгия в Ендове.

Три окна совершенно разные - одно пошире, другое поуже, третьему места вообще не хватило, поэтому там обрезанная имитация вместо окна. Разные пропорции фронтонов, а сами фронтоны безжалостно разрезают карнизы, что было невозможно ни в одном европейском архитектурном стиле. Ось симметрии первого этажа не совпадает с осью симметрии второго этажа. Это и есть суть русского узорочья - для этого стиля не существовало никаких правил и норм. Сам стиль еще не до конца исследован, но он давал почти абсолютную свободу творчеству без рамок.

Куда делась симметрия? Куда исчезли пропорции?

Считается, что это отражение Смутного времени. Ведь архитектура - это зеркало того, что происходит в обществе, в стране, в мире. 20 лет разорения и пожаров, после которых Москва восстанавливалась, не прошли незаметно. За это время появилось поколение зодчих, у которых не было учителей - они всему учились сами.

Мы смотрим на Церковь Троицы Живоначальной в Никитниках и видим похожую картину. Здесь романские арки перекликаются с мавританскими узорами, над парными полуколоннами, разделяющими окна, почему-то появляется имитация окна?

То же самое мы видим в Храме Рождества Богородицы в Путинках:

Идет ось симметрии, при этом снизу два окна, а сверху три. В этом нет никакой логики.

Еще один пример - Церковь Всех Святых на Кулишках. После реставрации ее нессиметричность явно подчеркнули. Обратите внимание на окна второго этажа и декоративные элементы.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи

И здесь окно не просто разрезает карниз, но и цепляет наличник второго этажа.

Ряд сверху, где кирпичи стоят ребром, называется "поребрик", а над ним бегунок - зигзагообразная линия. Этот прием в Москву приехал из Пскова в XV веке. Причем здесь зигзаг становится то быстрым, то медленным и размеренным.

Заглянув в Церковь Святого Владимира в Старых Садах обнаруживаем ту же картину - архитектор не спланировал окна, чтобы они не задевали друг друга:

Если приглядеться, то у Храма Николая Чудотворца в Пыжах все наличники разные:

И окна со стороны алтаря:

Кстати, белыми храмы стали позже. В XVII веке декор был в синих и зеленых цветах - цветах неба, воды и зелени.

Многие считают, что именно в XVII веке зарождается истинная русская архитектура, потому что наконец-то нет европейского влияния. Хотя на самом деле в этой архитектуре можно считать азиатское влияние. Поэтому сегодня это одна из тем для споров.

Когда в XIX веке встал вопрос, что является русской архитектурой, глаз упал именно на эти кокошники и шатровые колоколенки.

Отсюда пошли цитаты в архитектуре ГУМа и Исторического музея. Там уже все ровно, но детали берутся из узорочья XVII века.

А напоследок покажу еще одну всем известную красавицу - Спасскую башню Московского Кремля.

СПАССКАЯ БАШНЯ

Один из символов нашего города, как оказалось - наполовину итальянка, а на вторую англичанка.

Нижняя часть была построена в 1491 году под руководством итальянского архитектора Пьетро Антонио Солари. У нее не было декора, не было башни и шпиля, она имела четырехгранную форму и была в два раза ниже, ведь итальянцы строили не украшение города, а цитадель - оборонительное сооружение.

В XVI веке во время восстановления Москвы после 20-летнего разорения и пожара, когда у власти уже была династия Романовых, первое что было построено - это верхушка Спасской башни. Причем, верхушку создает шотландский зодчий и инженер Христофор Галовей. Именно он придумал куранты и отчасти русский, отчасти готический облик башни.

Многие и не задумываются, что эти башенки и пинакли - это поздняя, но самая настоящая европейская готика:

Спасская башня интересна еще и тем, что именно на ней были установлены одни из древнейших часов-курантов. У первых курантов не было стрелок. На циферблате было всего 17 часов. Днем стрелка двигалась в одну сторону, а ночью в другую.

Скоро весна и мы обязательно еще прогуляемся по Москве в поисках интересных и неожиданных архитектурных решений.

А в этой прогулке нам помог Александр Иванов — краевед, гид, исследователь и историк Москвы.

Деревянный дворец в Коломенском. Гравюра Гильфердинга, 1780 год - Архитектура России и Москвы 17 века

Деревянный дворец в Коломенском. Гравюра Гильфердинга, 1780 год, ещё фото дворца, современная реконстр.

Карта Кремля при Алексее Михайловиче Романове - Архитектура Москвы 17 века

Карта Кремля при Алексее Михайловиче Романове

К концу 17 столетия появляется новый стиль в архитектуре церквей – нарышкинское или московское барокко. Ярким примером такого стиля является церковь Покрова в Филях – изящная, с идеальными пропорциями, с множеством украшений, колонн, раковин, отличительной чертой является использование только двух цветов: красного и белого.

Но кроме церквей, активно возводятся и обычные жилые и административные здания. Большой реконструкции подвергся столичный Кремль. Появились знаменитые кремлевские башни, появилась Спасская башня, сохранившая до сих пор свой прежний вид, проложили парадный въезд. На каждой из башен теперь есть навершия шатровой формы, теперь Кремль больше стал похож на крепость, а не на место для торжеств.

Важным событием 17 века стало воздвижение Теремного дворца в 1636 году. Это было 3х-этажное здание с теремком на крыше. Украшено здание было в характерном стиле того времени: ярко и богато, присутствовала резьба, золото, карнизы. Золотое крыльцо было декоративным элементом. Отделка носила в себе напоминания о деревянном зодчестве. Совсем по-другому выглядели Патриаршие палаты (часть Земского приказа), отпечатки нового времени можно было увидеть и на примере башни Михаила Сухарева. Под громоздким первым ярусом были два других, здесь же расположилась башня с национальным гербом, на второй ярус можно было подняться по парадной лестнице.

Пушечно-литейный двор на реке Неглинной в XVII век - архитектура Москвы 17 века

Пушечно-литейный двор на реке Неглинной в XVII век, картина А. М. Васнецова

В 17 веке продолжает развиваться торговля и промышленность. В Москве, Китай-городе и Архангельске строятся гостиные дворы. Архангельский двор простирается в сторону на 400 м, где их окружают каменные стены и башни, а внутри находится около 200 торговых палат.

Архитектура России и Москвы 17 века - Теремной дворец Московского Кремля

Теремной дворец в 1797 году, архитектор Ведута Джакомо Кваренги

Можно отдельно выделить самые интересные памятники архитектуры 17 в.

Братские кельи Высоко-Петровского монастыря

По названию становится понятно, что здание относится к церковному строительству, однако это не совсем так. На своем веку – это единственные монастырские кельи такого плана. Кельи находятся не далеко за городом, а прямо возле современных зданий, за строительство отвечал Нарышкин, чьей усыпальницей и стало потом это место.

Трапезная Аптекарского приказа

Это здание приказа можно увидеть и сегодня. Раньше это здание было частью большого комплекса по вопросам здравоохранения, обслуживалась здесь только княжеская семья. Аптекарский сад был возле Кремлевской стены (здесь выращивали лечебные растения), здесь же была и трапезная палата. Когда здание реконструировали, добавился еще один этаж, изменилась и внешняя отделка, о том времени же напоминают оконные наличники на фасаде.

Гранатный двор

Это здание заняло свое место в 17 веке, ранее занимало большую по площади территорию. Раньше гранатный двор выпускал бомбы и различное оружие, внешне напоминает букву Г, что в принципе типично для того времени.

Палаты Аверкия Кирилова

После того как здание было построено, все последующее время, вплоть до 19 столетия, его постоянно декорировали и видоизменяли, даже поменялся план двора. Больше здесь нет перехода между жилым помещением и церковью святого Николая. Аверкий Кирилов был очень богатым служилым, но не был коренным москвичом, занимался многими делами, начиная торговлей, заканчивая службой различным приказам. Неоднократно он обвинялся в воровстве и потому был жестоко убит. Сейчас храм Николая стоит отдельно, а в палатах организовали институт культуры.

Палаты гостей Сверчковых

Сверчковые – одна из самых богатых семей 17 века, планировка до сих пор сохранилась прежняя. Внешне здание массивное, декор довольно уникальный и оригинальный, поэтому так тщательно реставрируется.

Палаты Симона Ушакова

В этом здании жил великий иконописец Симон Ушаков. Раньше к зданию был пристроен небольшой флигель. Симону очень не нравились условия его жизни, ему негде было размещать своих учеников и других молодых людей, которые приходили к нему.

Памятники 17 века в России

Крестовоздвиженская церковь в Ярославле (1675-78) - Архитектура России 17 века

Крестовоздвиженская церковь в Ярославле (1675-78)

Дополнительные фото:

Архитектура России и Москвы 17 века - Храм вмч. Георгия Победоносца (Покрова пресвятой Богородицы) на Псковской горке
Архитектура России и Москвы 17 века - Храм вмч. Георгия Победоносца (Покрова пресвятой Богородицы) на Псковской горке

Храм построен в 1657 г. после пожара 1639 г. на фундаменте древнего храма, колокольня и трапезная - в 1818 г. В конце 20-х годов церковь была закрыта и использовалась различными учреждениями. Храм возвращен Церкви в 1991 г

Архитектура России и Москвы 17 века - Храм прп. Максима Блаженного на Варварке
Архитектура России и Москвы 17 века - Храм прп. Максима Блаженного на Варварке

Во второй половине VI века на том месте где стоит храм Максима Блаженного стояла деревянная церковь святых Бориса и Глеба. В 1434 году в усыпальнице этой церкви был похоронен известный московский юродивый Максим блаженный.

Храм сильно пострадал при пожаре 1737-го года, после чего капитально реконструирован, а в 1827—29 гг весто старой одноярусной колокольни возведена новая – двухъярусная. Примечательно, в 20-х годах ХХ века в храме служил регентом будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (1971-1990 гг). В 30-х годов храм закрыт, разорен, снесены колокола и даже купол.

Отреставрирован в в 1965—67 гг. Возвращен РПЦ в 1991-м году. С 1994-го – возобновлены богослужения.

( статья в подготовке )

Дополнительные фото:

Архитектура России 17 века- Нижний Новгород в первой половине XVII века (из книги А. Олеария 1656 г.)




Троицы в Никитниках (1653?) — колокольня смещена на северо-западный угол

Владимира в Старых Садех (1689) — колокольня более поздняя

Николая на Берсеневке (1657) — трапезная (на первом фото справа) перестроена, колокольня утрачена
>


Георгия Победоносца в Ендове (1653) — трапезная и отдельно стоящая колокольня более поздние


Успения в Крутицах (1689) — подведена под четырехскатную крышу, окраска утрачена

Ответьте на вопросы под изображением.


Как называется эта крепостная стена?
Откуда появилось ее название?
При каком правителе она была построена?
В каком веке была построена стена?


Ворота какой линии укреплений изображены на картине?
При каком царе была построена эта линия укреплений?
Как звали родственника жены царя, фактически осуществлявшего власть в стране?
Назовите архитектора, построившего эту линию укреплений.
Какая еще линия укреплений была построена в Москве в тот же период?

Ответы:
На картине ворота Белого города.
Он был построен при Федоре Иоанновиче.
Родственник жены царя – Борис Годунов.
Архитектор – Федор Конь.
Тогда же был построен Земляной город или Скородом.


Как называется эта церковь?
Где она находится?
В честь рождения какого царя была построена эта церковь?
В каком веке она была построена?
Как называется стиль, в котором она построена?
События какого бунта связаны с селом, в котором находится церковь?

Ответы:
Церковь Вознесения Господня.
Находится в Коломенском.
Церковь была заложена Василием III в честь рождения долгожданного наследника – Ивана, будуще-го царя Ивана IV Грозного.
Церковь была построена в XVI веке.
Стиль – шатровый.
С Коломенским связаны события Медного бунта.


Как называется эта церковь?
В каком веке она была построена?

Ответы:
Церковь усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове.
Построена в XVI в.


Как называется это храм?
Каково его официальное название?
Где в Москве он находится?
В каком веке и при каком царе он был построен?
В честь какого события он был построен?

Ответы:
Храм Василия Блаженного.
Храм Покрова что на Рву.
Он находится на Красной площади.
Построен в XVI веке при Иване IV Грозном.
Построен в честь взятия Казани.


Как называется этот храм?
В каком веке он был построен?

Ответы:
Церковь Троицы в Никитниках.
XVII век.


Как называется этот храм?
В каком веке он был построен?

Ответы:
Церковь Рождества Богородицы в Путинках.
XVII век.


Как называется этот храм?
В каком веке он был построен?
Назовите архитектурный стиль, в котором построен этот храм?

Ответы:
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях.
XVII век.
Стиль – нарышкинское (московское) барокко.


Какому царю принадлежал этот дворец?
Где он находился?
Из какого материала был построен?
В каком веке он был построен?

Ответы:
Дворец принадлежал царю Алексею Михайловичу.
Находился в Коломенском.
Построен из дерева.
В XVII веке.


Как называется этот архитектурный объект?
В каком веке он был создан?
По инициативе какого царя он был построен?
Назовите архитектора.

Ответы:
Сухарева башня.
Создана в конце XVII века.
Петр I.
М. Чоглоков.

Читайте также: