Архитектура кунсткамеры в санкт петербурге кратко

Обновлено: 02.07.2024

В июле 1723 г. архитектор Д. Трезини выступил с предложением установки на фасаде Кунсткамеры 12 резных статуй и 75 резных вазонов. М. Земцову было предложено изготовить эскизы статуй для башни Кунсткамеры. Это были олицетворения Острологии (o т греч. astrologia – наука о небесных светилах) , Горографии (o т греч. hora – час, и grapho – пишу; искусство устраивать солнечные часы) , Ингениум (o т лат. Ingenium – изобретательность, ум, гений, знания) , Мемории (o т лат. Memoria – память, история, летопись, хроника) , Медицины, Географии, Юстиции, Сапиенция (o т лат. sapientia – мудрость, философия) , Куриозитаса (o т нем. Curiositat , фр. curiosite – достопримечательное, любознательное) , Адмирациса (o т лат. admīrātio – удивление, восхищение) , Дилиенции (o т лат. dilignitia – усердие) , Циенции (o т лат. Scientia – наука, знание) .

Из 15 аллегорических фигур Академией наук было выбрано 12 по количеству фасадных ниш. Фасад здания был украшен статуями, выполненными из древесины липы мастером Кохом. Статуи простояли до начала XIX в.

Пятого декабря 1747 г. в здании Кунсткамеры случился большой пожар, который сильно повредил здание и, прежде всего, уничтожил деревянные части: крышу, вышку и колоннаду вокруг башни. В начале 1748 г. комиссия в составе архитектора Растрелли, обоих Трезини и др. постановила разобрать фронтоны. Выполнение проектов и смет первоначально поручено было архитектору И. Я. Шумахеру (брату советника Канцелярии И.Д. Шумахера). Однако вскоре он был освобожден от этой работы, и к делу проектирования и руководства был привлечен архитектор Савва Иванович Чевакинский, работавший над восстановлением башни с 1755 по 1758 гг. Армиллярная сфера и вышка башни здания Кунсткамеры была утрачена в пожаре 1747 г. В 1758 г. архитектором С.И. Чевакинским башня была восстановлена, но без верхней части. В таком усеченном виде она простояла почти 200 лет. Первоначальный облик был возвращен зданию только в 1948–1949 гг., когда башню увенчала новая армиллярная сфера, изготовленная по проекту архитектора Р.И. Каплан-Ингеля[1].

Башня снова становится одной из визитных карточек нашего города, символом Санкт-Петербурга, города науки, перекликаясь с другими символами нашего города – шпилем Петропавловской крепости и адмиралтейской иглой.


Копия проекта здания Кунсткамеры архитектора И. Маттарнови, выполненная Р.И. Каплан-Ингелем. Вторая половина 1940-х гг. Ленинград. Акварель


Г.А. Качалов. Палаты Академии наук, Кунсткамеры и Библиотеки: таблица VI - фасад императорской Библиотеки и Кунсткамеры.Санкт-Петербург. Типография императорской Академии наук. 1741. Санкт-Петербург. Гравюра резцом



Однажды, согласно легенде, прогуливаясь по Васильевскому острову Пётр I наткнулся на две необычные сосны. Ветвь одной из них вросла в ствол другой так, что было совершенно невозможно определить, какой из двух сосен она принадлежит. Такой раритет будто бы и подсказал Петру I место для строительство здания для первого музея в России - Кунсткамеры, основанного в 1714 году.

С 1714 года царская библиотека и коллекции музея располагались в примыкавшем в Летнему дворцу корпусу. Через четыре года они переехали в конфискованный дом А. В. Кикина. Но так как в то время район, в котором находятся "Кикины палаты" был весьма далёк не только от центра Петербурга, но и вообще от города, то возникла необходимость постройки отдельного музейного здания.


Проект специального здания для "Кунсткамеры", что в переводе с немецкого означает "палата искусств", в 1718 году составил архитектор Г. И. Маттарнови. Он предусматривал устройство смотровой площадки на боковых крыльях здания, плоское завершение трёхярусной башни.

Маттарнови руководил строительством Кунсткамеры с момента закладки здания в июле 1718 года вплоть до своей смерти в конце следующего. За это время успели устроить фундамент и начать возводить стены.

С 1719 года руководство строительством Кунсткамеры было возложено на Н. Ф. Гербеля. Из-за занятости на других проектах он не мог должным образом следить и за этой постройкой. Уже в 1721 году Меншиков докладывал в Канцелярию городовых дел о том, что Гербель "к тому строению не бывает и оного не надсматривает, отчего оному строению чинится остановка" [Цит. по: 2, с. 179]. Вместе с тем, к декабрю 1722 года стены здания были завершены, в нём уже начали настилать полы и потолки, делать рамы для 64 дверей и 174 окон. В июле 1723 года начали сооружать башню, в ноябре покрыли крышу. В июне следующего года здание просохло и в нём начали проводить штукатурные работы.

Н. Ф. Гербель несколько изменил проект Маттарнови. В объём башни он включил ещё один этаж, из-за чего усилился распор стен. Высота башни увеличилась на восемь с половиной метров, вследствие чего она осела на полметра, и как следствие усилилось давление на стены боковых флигелей. Ризалиты теперь завершались не мансардными окнами и балюстрадами, барочными фронтонами. Двухскатную крышу с галереей заменила высокая крыша с переломом.


Строительство Кунсткамеры подходило в концу. Но 29 июля 1724 года директор Канцелярии от строений У. А. Сенявин заметил трещины в двух опорных столбах-пилонах и сводах. На следующий день в Кунсткамере собралась комиссия из Г. Киавери, И. К. Ферстера и Н. Ф. Гербеля. Они решили подпереть столбы брусьями, связать своды железными скобами и обложить слабые места дополнительной кирпичной кладкой. 1 августа указом Петра I Гербель был отстранён от работ в Кунсткамере.

Архитектора Гербеля заменил Гаэтано Киавери, который уже подменял заболевшего коллегу в мае-июне. Он предложил подперев своды, разломать потрескавшиеся пилоны и сложить их заново. Но начав эти работы Киавери обнаружил, что трещины пошли по всем остальным пилонам. Брать на себя дальнейшую ответственность он отказался, из-за чего 14 августа в Канцелярии от строений произошёл скандал. В результате на архитектора наложили штраф в 1 000 рублей. 12 сентября в Кунсткамере собрались все работающие в Петербурге архитекторы: Б. К. Растрелли, Д. Трезини, С. ван Звитен, Г. Киавери, Т. Швертфегер, И. К. Ферстер и "архитектурии гезель" М. Г. Земцов. Отсутствовал лишь тяжело больной Н. Ф. Гербель, который спустя четыре дня умер. Через две недели было принято решение о полной разборке башни Кунсткамеры, что заранее уже начал делать Киавери.

Итогом переделки башни стало более чёткое визуальное разделение единого здания на три части. У центральной башни и двух боковых флигелей появились отдельные входы с высоким крыльцом. Каждая часть получила свою крышу. Киавери внёс в проект башни дополнительный четвёртый ярус, завершающийся фонариком.

После смерти Петра I в январе 1725 года финансирование строительства резко сократилось, что повлияло на скорость последующих работ.

В 1725 году ещё не завершённое здание передали только что открытой Академии наук. По требованию астронома Ж. Н. Делиля вокруг башни по нижнему ярусу была обустроена обходная галерея.


Одним из самых известных экспонатов Кунсткамеры является Готторпский глобус, привезённый в Санкт-Петербург из Готторпского замка в Голштинии в 1717 году. Пока строилась Кунсткамера этот огромный глобус-планетарий хранился в павильоне на Большом лугу (на Марсовом поле). В августе 1725 года Екатерина I повелела установить его в музее. Практические работы по его перемещению начались только следующим летом. В них принимали участие архитектор Х. Марселиус, мастер астрономических инструментов П. Виньон, такелажный мастер из Адмиралтейства Катнис, 100 рабочих, 25 плотников. Глобус перевезли по Неве на большой платформе. От берега по наклонному помосту его вкатили в Циркульный зал третьего этажа 25 августа 1726 года.

На следующий день началась достройка башни Кунсткамеры. Её стены вывели за один год. 18 августа 1727 года Меншиков уволил архитектора Киавери, после отъезда которого строительством руководил М. Г. Земцов. Под его началом башню накрыли металлическим куполом, в здании Кунсткамеры проводили отделочные работы.

В ноябре 1728 года в ещё не до конца оборудованном здании Кунсткамеры был торжественно открыт первый в России естественно-научный музей. Для привлечения посетителей всем мужчинам бесплатно наливали рюмку водки с закуской в придачу. Газета "Санкт-Петербургские ведомости" 26 ноября сообщила:

"Вчерашнего дня отперта здесь паки Императорская Библиотека и Кунст и Натураль каморою впервые, потом как оная в новые Академические палаты переведена
После того пошли оные в Библиотеку, и осмотря оную изволили пойти в те покои, где грыдорованные мастера и живописцы работали, оттуда пошли оные в канцелярию. После того изволили быть в болшой но ещё недостроенной башне в средине оных палат, где преизрядный Готторпский Глобус имеется, и впредь в верху оной башни обсерваториум, а внизу анатомическое феатрум быть имеет. Напоследок изволили быть в Кунст и Натураль каморе, такожде и в шести особливых покоях, где Императорский кабинет сохраняется" [Цит. по: 2, с. 187].

Сразу после торжественного открытия музея "Санкт-Петербургские ведомости" сообщили, что библиотека "повседневно дважды, а именно во вторник и пятницу пополудни, от 2 до 4 часа отперта, и всякому вход в оную свободен, но кто Кунст- и Натуркамору осмотреть пожелает, тому надлежит о том за день библиотекарю объявить и о удобном времени у него известие получить". [Цит. по: 3, с. 36]

После открытия музея в него ещё в течение двух лет из Кикиных палат перевозились библиотека и коллекция редкостей. Отделочные работы в здании Кунсткамеры продолжались до 1734 года. Купол первоначально венчала не армиллярная сфера а деревянный шпиль, первый раз упоминающийся в связи с устройством иллюминации в ноябре 1729 года. В марте 1741 года обсуждался вопрос его замены на каменный или железный.

Точных данных о посещаемости Кунсткамеры в середине XVIII века не сохранилось. Но в книге П. Я. Канна "Стрелка Васильевского острова" упоминается документ 1741 года, в котором говорится, что в музее "всегда великое людство", так как "ежедневно всякого чина люди приходят и просятся". [там же]

Здесь, в Академии наук, работали Л. Эйлер, Д. Бернулли. С 1741 по 1765 год в здании Кунсткамеры работал М. В. Ломоносов.

Башня и два верхних этажа Кунсткамеры сгорели в пожаре, случившемся 5 декабря 1747 года. Несколько лет после этого здание стало обгоревшим с заложенными кирпичами окнами и дверьми. 5 января 1748 года Кунсткамеру обследовали Ф. Б. Растрелли, П. А. Трезини, К. Дж. Трезини и "полатный мастер" И. Г. Вейс. Они доложили в Канцелярию от строений, что фундамент Кунсткамеры можно использовать и в дальнейшем, а стены необходимо сложить заново.

С 1751 года восстановлением Кунсткамеры занимался архитектор И. Я. Шумахер. Но работы шли медленно, спустя четыре года он был уволен. В марте 1756 года Академией наук была создана "Комиссия по выстройке погорелых палат" в составе Я. Штелина и И. К. Тауберта. Руководство восстановительными работами взял на себя архитектор С. И. Чевакинский. Им была изменена верхняя часть здания. Были разобраны фигурные фронтоны, упрощена крыша, визуально снова сведены в единое целое башня и боковые корпуса. Для создания плавного перехода от второго яруса башни к третьему вокруг второго появились четыре павильона. Третий ярус Чевакинский накрыл низкой конусообразной крышей, закрытой от обзора глухим парапетом [2, с. 321].


Большой Готторпский глобус был воссоздан по сохранившемуся каркасу мастерами Ф. Н. Тюрютиным и Б. Скоттом. Современники утверждали, что он "наилучшей прежнего искусством". Карта мира на его поверхности были изображена с учётом всх "случившихся на земле перемен и обогативших землеописание открытий". Новый глобус называли уже не Готторпским, а Академическим. Уточнения в него вносились вплоть до 1790-х годов. Его поместили в специальный павильон, построенный по проекту И. Я. Шумахера в 1750-1753 годах на площади перед зданием Двенадцати коллегий. Там глобус простоял до 1828 года, когда павильон был снесён при перепланировки стрелки Васильевского острова.

Популярность Кунсткамеры среди петербуржцев была чрезвычайно велика. Многие экспонаты со временем обзавелись своеобразными легендами. Одна из них рассказывает о заспиртованной голове казнённой ещё при Петре I за детоубийство Марии Гамильтон. Голова хранилась заспиртованной в стеклянной колбе. Однажды неким посетителем спирт был использован по прямому назначению, а голова исчезла. Обеспокоенные хранители музея обратились к морякам стоящего напротив Кунсткамеры корабля с просьбой найти экспонат. Моряки пообещали, однако корабль ушёл и матросы надолго пропали. А чуть ли не через год они появились в музее и предложили взамен одной головы английской леди целых три головы подстреленных басмачей.

Другая легенда рассказывает о Николае Буржуа. В 1717 году во Франции Пётр увидел этого человека ростом почти 2 метра 30 сантиметров. Царь привёз его в Россию и сделал своим личным лакеем. В 1724 году Николай Буржуа умер, его скелет был передан в Кунсткамеру. Во время пожара в 1747 году череп скелета пропал, на его место укрепили другой подходящий череп, коих в собрании музея было превеликое множество. С тех пор, как гласит легенда, по ночам скелет ходит по залам и ищет свою голову.

В 1777-1779 годах в связи с 50-летием Академии наук в Кунсткамере были установлены аллегорические группы, бюсты и медальоны с портретами учёных. Из них в восточном зале сохранился барельеф "Празднующая Европа", бюст Екатерины II, барельеф "Россия", медальон с изображением Л. Эйлера.


При переустройстве стрелки Васильевского острова архитектор А. Д. Захаров предлагал свой проект объединения зданий Академии наук. По его замыслу в единый классический архитектурный ансамбль включались как Кунсткамера, так и соседние бывший дворец Прасковьи Фёдоровны и здание Академии наук. Архитектор хотел придать всем им общий фасад. Центр композиции - Кунсткамера - выделялась многоколонным портиком. Проект Захарова был утверждён, но оказался не реализован. Как могла бы выглядеть Кунсткамера в противном случае, показывает акварель Б. Патерсена.

Тем не менее, облик здания Кунсткамеры со временем корректировался. В 1818 году было разобрано среднее крыльцо. На его месте появился оконный проём. По всей видимости, из-за ветхости в 1838 году разобрали и крыльцо на восточном торце дома. [3, с. 37]

На основе коллекций Кунсткамеры в 1836 году было создано ещё несколько академических музеев: зоологический, ботанический, этнографический и другие. В 1839 году находящаяся в башне Кунсткамеры обсерватория была переведена в новый научный комплекс в Пулково. Библиотека Академии наук заняла все помещения здания на берегу Невы. В 1878 году здесь открылся Музей антропологии и этнографии.

В 1884-1886 годах по проекту Р. Р. Марфельда в Таможенном переулке для нужд музея был построен новый двухэтажный корпус (Таможенный пер. 1). В 1909 году по проекту А. В. Друкера он был надстроен третьим этажом.

Кунсткамера пострадала во время Великой Отечественной войны. Осколки бомб и снарядов оставили на его крыше множество пробоин. В ночь на 18 октября 1941 года в здание попала зажигательная бомба, из-за чего начался пожар.

В 1947-1949 годах по проекту архитектора Р. И. Каплан-Ингеля был восстановлен верхний ярус башни, сгоревший ещё в середине XVIII века. После этой реконструкции 5 января 1949 года в башне открылся музей М. В. Ломоносова, где с 1958 года хранится Большой академический глобус.

фото

Здание состоит из двух однотипных корпусов, объединенных центральным объемом с многоярусной башней. Было предназначено для первого русского музея: восточный корпус с двухсветным залом - для библиотеки, западный с двухсветным залом - для коллекций. В башне и центральном объеме размещались первая обсерватория и анатомический театр.

В украшении фасада использованы плоские лопатки, рустованные на выступающих углах, круглые неглубокие ниши под окнами, двухцветность стен. В первом этаже сохранился лепной декор сводов 1760-х гг. С 1770-х гг. в интерьерах появились четыре скульптурные аллегорические группы, бюсты и медальоны ученых, из которых сохранились барельефы "Россия" и "Празднующая Европа", а также портрет великого математика Л. Эйлера, жившего и работавшего на Васильевском острове.

Несколько помещений, в т.ч. "Египетский зал", были в 1819-1825 гг. расписаны Ф.Рихтером.

В 1887 г. был пристроен флигель по переулку.

фото

Рисунок М. Махаева, 1753.
(добавил Mary)

фото

Гравюра Г. Качалова.
Не позднее 1737 г.

фото

фото

фото

Фото - А.Лоренс,
1860-1879-е гг.
(добавил - Ладада)

фото

Нева со стороны
Адмиралтейства.
(добавил Mary)

Вывозка льда
у Академии наук.
Фото ателье Буллы до 1914

фото

Открытка. 1930-е (?)
(добавил Mary)

Фото военного времени

фото

фото

Двор Кунсткамеры, где
в сухие солнечные дни
проветривались экспонаты.

фото

Панорама ВО.
(добавил Mary)

5 января 1949 г.
В Кунсткамере открыт
музей Ломоносова

фото

фото

Фрагмент
круглого зала.

фото

Отделка свода.
(добавил Mary)

Вид сверху на дворы
Кунсткамеры и ЗИНа.
1979-1984 гг.

Установка армиллярной
сферы. 28 декабря 1993 г.
(добавил - Ладада)

фото

Кунсткамера. Набережная.
Макет "Петровская акватория".

фото

Кунсткамера. Позади глобусный дом.
Вид на макете "Петровская акватория".
Фото - Анчар, 08.2016.

* Выступление академика С.П.Толстова на заседании ученого совета Института этнографии АН СССР в Круглом зале Кунсткамеры. 1950-е гг.

Здание Кунсткамеры (в переводе с немецкого - "кабинет редкостей") было заложено в 1718 г. по проекту арх. Г. Маттарнови.

Оно предназначалось для библиотеки и коллекции "монстров и раритетов", собираемой Петром I. За период постройки Кунсткамеры, продолжавшейся с 1718 по 1734 гг., строительством руководили несколько архитекторов: Г. Маттарнови, Н. Гербель, Г. Киавери, М. Г. Земцов.

В 1747 г. большой пожар оставил от здания только обгоревший остов. Арх. С.И. Чевакинскому в 1754-1758 гг. удалось восстановить здание Кунсткамеры, но без верхнего яруса башни. Эта часть композиции была воссоздана лишь в 1947-1948 гг. арх. Р. И.Каплан-Ингелем.

Место для постройки первого в России музея было выбрано очень удачно. Расположенное на набережной реки Невы, здание хорошо видно с больших расстояний. М.В. Ломоносов объяснял такое местоположение Кунсткамеры тем, что Петр I хотел, чтобы на нее все "взирали, о науках помышляли и к ним бы любовию склонялись".

В 1727 г. из палат опального вельможи Кикина в Кунсткамеру были перенесены собранные Петром I коллекции "монстров и раритетов", а в следующем году состоялось официальное открытие музея. Музей и дал название зданию. С этого времени "в Кунсткамере всегда великое людство" было. До конца XVIII в. в здании размещались и некоторые учреждения Академии наук, основанной Петром I. Здесь работали крупнейшие ученые Л. Эйлер, Д. Бернулли, Ж.-П. Делиль, Л.Л. Блюментрост, Г.-В. Рихман. С 1783 по 1796 г. директором Академии наук была Е.Р. Дашкова.

Здание Кунсткамеры

Кунсткамера (Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого)

Университетская набережная, 3


Даты: 1718—1734 гг.

Автор(ы): архитекторы Г. Маттарнови, Н. Гербель, М. Земцов, С. Чевакинский, Р. Марфельд

Архитектурный стиль: петровское барокко

Объект культурного наследия федерального значения







Это первое музейное здание в России и одно из самых ранних музейных зданий в мире. Оно было возведено для размещения первого в стране музея (естественно-научного), учреждённого Петром I. Постройка Кунсткамеры была начата при жизни Петра в 1718 году, а завершена в 1734 году. Кунсткамера - выдающийся образец барокко петровской эпохи и один из немногих хорошо сохранившихся памятников ранней петербургской архитектуры. До конца 18 века здесь находилась Российская Академия наук, ныне здание является её символом.

Первоначально личные коллекции Петра I (в том числе и купленные во время Великого посольства в Европу) и коллекции по анатомии и зоологии хранились в Аптекарском приказе в Москве.

По преданию, место для строительства музея выбрал Петр I, обративший внимание на две сосны, росшие на берегу Невы. Петр приказал аккуратно срубить эти деревья с переплетенными и вросшими в ствол сучьями, и наиболее интересные части их передать в Кунсткамеру. Этот один из самых ранних экспонатов Кунсткамеры и сегодня можно увидеть в экспозиции музея. На месте, где росли эти деревья, и решено было строить постоянное здание музея.

Считается, что первоначальный проект здания был составлен архитектором Андреасом Шлютером, а затем разработан на основе его чертежей Георгом Маттарнови при личном участии Петра.

Начинал строительство Кунсткамеры в 1718 году Г. Маттарнови. Размеры задуманной постройки по тому времени были необычайно велики: длина ее достигала без малого 100 м (97.2 м), а ширина равнялась 15 м. После Маттарнови возведением здания занимались другие архитекторы: Н. Гербель и Г. Киавери. Петр I интересовался состоянием постройки и неоднократно торопил ее окончание, но строительство продвигалось медленно, с большими перерывами, и к началу 1725 года, когда Пётр I умер, были возведены лишь стены.

28 января (8 февраля) 1724 года по распоряжению императора указом правительствующего Сената была учреждена Академия наук. Таким образом, Кунсткамера и созданная одновременно с ней Библиотека стали первыми учреждениями Санкт-Петербургской (Российской) академии наук.

В 1726 году в ещё недостроенное здание были перевезены коллекции. Весь комплекс строительных работ был завершен в 1734 году, под руководством архитектора М. Земцова [2] .

До конца 1700-х годов в здании Кунсткамеры находилась Российская Академия наук. С 1741 по 1765 год, здесь работал великий русский ученый Михаил Ломоносов [2] .

Обращает на себя внимание тот факт, что фронтоны крайних ризалитов не восстановленные по сей день. Эти фронтоны можно отчетливо увидеть на логотипе Российской Академии Наук, символом которой является здание Кунсткамеры.

Это один из немногих хорошо сохранившихся памятников ранней петербургской архитектуры, выдающийся образец барокко петровской эпохи и первое музейное здание в России. Возможно, старейшее здание в мире, возведенное специально для музея.

Кунсткамера представляет собой два внешне одинаковых корпуса, объединенных барочной трехъярусной башней со сложным купольным завершением. Характер решения башни навеян московскими башенными сооружениями 17 века [1] . Фасады обработаны характерными для времени постройки здания лопатками и окрашены в два цвета.

Венчает башню Кунсткамеры армиллярная сфера, символизирующая модель Солнечной системы.

Здания Кунсткамеры и бывшей Таможни, увенчанные башнями, расположены симметрично по отношению к композиционной оси стрелки и, фланкируя ее, завершают панораму ансамбля. С другой стороны, Кунсткамера открывает перспективу Университетской набережной.

1. Архитектурный путеводитель по Ленинграду. А. А. Боровков и др. Москва: Стройиздат, 1971. — С. 178.

Читайте также: