Горе от ума 3 действие кратко монолог чацкого

Обновлено: 05.07.2024

А судьи кто? – За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времён Очаковских и покоренья Крыма;
Всегда готовые к журьбе,
Поют все песнь одну и ту же,
Не замечая об себе:
Что старее, то хуже.
Где? укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве,
И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты.
Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы?
Не тот ли, вы к кому меня ещё с пелен,
Для замыслов каких-то непонятных,
Дитей возили на поклон?
Тот Нестор негодяев знатных,
Толпою окружённый слуг;
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг
На них он выменял борзые три собаки.
Или вон тот ещё, который для затей
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?!
Сам погружён умом в Зефирах и в Амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все
Распроданы поодиночке.
Вот те, которые дожили до седин!
Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!
Вот наши строгие ценители и судьи!
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдётся – враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным, –
Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывёт у них мечтателем! опасным!! –
Мундир! один мундир! он в прежнем их быту
Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету;
И нам за ними в путь счастливый!
И в жёнах, дочерях – к мундиру та же страсть!
Я сам к нему давно ль от нежности отрёкся?!
Теперь уж в это мне ребячество не впасть;
Но кто б тогда за всеми не повлекся?
Когда из гвардии, иные от двора
Сюда на время приезжали, –
Кричали женщины: ура!
И в воздух чепчики бросали!


Место и время действия

События пьесы происходят в начале 1820-х годов на протяжении суток в Москве, в доме Фамусовых.

Главные герои

  • Павел Афанасьевич Фамусов – управляющий в казенном доме, отец Софьи. Для него главное в человеке – чин. Его очень заботит мнение света о нем. Фамусов боится образованных людей и просвещения.
  • Софья – 17-летняя дочь Фамусова. С колыбели воспитана отцом, т.к. мать ее умерла. Умная и смелая девушка, которая готова противостоять мнению общества.
  • Алексей Молчалин – секретарь Фамусова, который живет в его доме. Молчалив и труслив. Его, человека незнатного рода, пригрел Фамусов и дал ему чин асессора. В него влюблена Софья.
  • Александр Чацкий – рос вместе с Софьей. Был влюблен в нее. Затем отправился странствовать по свету на 3 года. Умен, красноречив. Предпочитает служить делу, а не людям.

Другие персонажи

  • Лизанька – служанка Фамусовых, которая помогает Софье сохранять в тайне свидания с Молчалиным.
  • Полковник Скалозуб – глупый, но очень состоятельный человек. Метит в генералы. Его прочат в супруги Софье.

для самых нетерпеливых -

для самых компанейских -

для самых занятых -

для самых любопытных -

для самых крутых -

Краткое содержание

Действие 1

Лиза стучится к Софье в комнату, откуда раздаются звуки флейты и фортепиано, и сообщает молодой хозяйке, что наступило утро и пора бы прощаться с Молчалиным, чтобы не быть застигнутой отцом. Чтобы ускорить процесс прощания влюбленных, Лиза переводит часы. Они начинают бить.

Фамусов, отец Софьи, застает Лизу за этим занятием. В процессе разговора Фамусов явно заигрывает со служанкой. Их беседу прерывает голос Софьи, которая зовет Лизу. Фамусов поспешно удаляется.
Лиза начинает упрекать Софью в неосторожности. Софья прощается с Молчалиным. В двери появляется Фамусов. Он интересуется, зачем его секретарь Молчалин оказался здесь так рано. Молчалин утверждает, что он возвращался с прогулки и зашел к Софье только что. Фамусов гневно отчитывает дочь за то, что застал ее с молодым мужчиной.

Лиза рекомендует Софье быть осторожнее и поостеречься недобрых слухов. Но Софья их не боится. Однако Лиза полагает, что у Софьи и Молчалина нет будущего, ведь Фамусов не допустит брака своей дочери с небогатым и незнатным человеком. Самая выгодная партия для Софьи, по мнению отца, – полковник Скалозуб, который имеет и чины, и деньги. Софья отвечает, что лучше утопиться, чем выйти замуж за Скалозуба, ведь он очень глуп.

В разговоре об уме и глупости Лизе вспоминается былая история юношеской нежной любви Софьи и Александра Андреевича Чацкого, который отличался и веселостью, и незаурядным умом. Но это дело давно минувших лет. Софья считает, что это нельзя было считать любовью. Они просто росли вместе с Чацким. Между ними была только детская дружба.

В дверях появляется слуга и докладывает Софье, что приехал Чацкий.

Чацкий обрадован встрече с Софьей, но удивлен холодному приему. Софья уверяет его, что рада встрече. Чацкий начинает вспоминать былые годы. Софья называет их взаимоотношения ребячеством. Чацкий интересуется, не влюблена ли Софья в кого-нибудь, ведь она так смущена. Но девушка говорит, что смущена от вопросов и взглядов Чацкого.

В разговоре с Фамусовым Чацкий восхищается Софьей, говорит, что подобных ей не встречал нигде и никогда. Фамусов опасается, как бы Чацкий не посватался к его дочери.

После ухода Чацкого Фамусов остается в раздумьях о том, кто же из двух молодых людей занимает сердце Софьи.

Действие 2

Тем временем в гости к Фамусову приезжает полковник Скалозуб, чему очень обрадован Фамусов. Он остерегает Чацкого от высказывания при нем вольных мыслей.

В разговор вступает Чацкий. Фамусов осуждает его свободомыслие и нежелание служить. Чацкий отвечает монологом о том, что не Фамусову его судить. По мнению Чацкого, в обществе Фамусова нет образцов для подражания. Представители фамусовского поколения презирают свободу, их суждения устарели. Их нравы чужды Чацкому. Перед этим обществом он не будет склонять голову. Чацкий возмущен тем, что в свете все опасаются людей, которые занимаются науками или искусством, а не получением чинов. Лишь мундир прикрывает отсутствие нравственности и ума в фамусовском обществе.

Прибегает Софья, напуганная тем, что Молчалин разбился, упав с лошади, и падает в обморок. Пока Лиза пытается привести девушку в чувство, Чацкий в окно видит здорового Молчалина и понимает, что Софья напрасно переживала за него. Софья, очнувшись, спрашивает о Молчалине. Чацкий отвечает холодно, что с тем все в порядке. Софья обвиняет его в равнодушии. Чацкий наконец-то понимает, кем занято сердце Софьи, ведь она так неосторожно выдала свое трепетное отношение к Молчалину.

Молчалин упрекает Софью в том, что она слишком откровенно выражает свои чувства. Софью не волнует чужое мнение. Молчалин же опасается слухов, он труслив. Лиза рекомендует Софье пококетничать с Чацким, чтобы отвести подозрение от Молчалина.

Наедине с Лизой Молчалин откровенно заигрывает с ней, делает ей комплименты, предлагает подарки.

Действие 3

Вечером в доме Фамусовых намечается бал. Слуги поспешно готовятся к встрече гостей.

Съезжаются гости. Среди них князь Тугоуховский с женой и шестью дочерьми, графини Хрюмины, бабушка и внучка, Загорецкий, картежник, мастер всем услужить, Хлёстова, тетка Софьи. Всё это влиятельные в Москве люди.

Молчалин опускается до того, что нахваливает гладкую шерстку шпица Хлёстовой, чтобы добиться ее расположения. Чацкий это приметил и посмеялся над услужливостью Молчалина.

Весть о сумасшествии Чацкого распространяется среди гостей. При появлении Чацкого все пятятся от него. И Фамусов тут же подмечает в нем признаки безумия.

Чацкий говорит, что его душу переполняет горе, он чувствует себя неуютно среди этих людей. Он недоволен Москвой. Его возмутила встреча в соседней комнате с французом, который, собираясь в Россию, боялся, что попадет в страну варваров, страшился ехать. А здесь его встретили с лаской, он не услышал русской речи, не увидел русских лиц. Он будто бы оказался на родине. Чацкий осуждает засилье всего иностранного в России. Ему противно, что все преклоняются перед Францией и подражают французам. Пока Чацкий заканчивал свою речь, все гости разошлись от него, закружились в вальсе или отошли к карточным столам.

Действие 4

В четвертом действии бал заканчивается, и гости начинают разъезжаться.

Чацкий торопит лакея, чтобы быстрее подавали карету. Этот день развеял его мечты и надежды. Он размышляет, почему все считают его сумасшедшим, кто пустил этот слух, который все подхватили, знает ли об этом Софья. Чацкий не догадывается, что именно Софья первой заявила о его сумасшествии.

Появляется Чацкий. Укоряет Софью в том, что ради Молчалина она предала их любовь. Софья заявляет, что и подумать не могла, что Молчалин окажется таким подлецом.

Чацкий произносит свой последний монолог о том, что его надежды не оправдались. Он спешил к Софье, мечтал обрести с ней свое счастье. Винит ее в том, что дала ему ложную надежду и не сказала прямо, что их детская влюбленность для нее ничего не значит. А он только этими чувствами и жил все три года. Но теперь он не сожалеет о разрыве. В фамусовском обществе ему не место. Он собирается покинуть Москву навсегда.

И что в итоге?

Чацкий — полностью разочаровавшись в высшем столичном обществе, герой покидает Москву и отправляется неизвестно куда, возможно навсегда.

Фамусов — после отъезда Чацкого Фамусову, опасавшемуся пересудов и сплетен, предстоит восстановить собственную репутацию в высшем обществе.

Скалозуб — о дальнейшей судьбе героя ничего не известно. Возможно, он женится на Софье Фамусовой или же выберет другую невесту.

Молчалин — застав Молчалина с Лизой, Софья требует от героя, чтобы тот немедленно покинул дом, в противном случае она грозится обо всём рассказать отцу.

Заключение

Тест по комедии

После прочтения краткого содержания произведения Грибоедова – проверьте свои знания тестом:

Оглавление

1. Монологи Чацкого

— главный герой произведения. Молодой дворянин, сын покойного Андрея Ильича Чацкого, друга Павла Афанасьевича Фамусова. Чацкий и Софья Фамусова (дочь Фамусова) раньше любили друг друга.

Чацкий. Художник П.П. Соколов

Чацкий (художник П.П. Соколов)

Монолог приведен в действии 2, явлении 2 комедии.

Чацкий присутствует при разговоре Фамусова с Полковником Скалозубом. Фамусов нахваливает московскую знать, а Чацкий же презирает её. Чацкий не выдержал и высказал свое отношение к московской знати и получил в ответ замечание Фамусова, что многие осуждают Чацкого за то, что он не поступил на службу чиновником. На это замечание Чацкий и произносит свой монолог.

Монолог приведен в действии 2, явлении 5 комедии.

Чацкий говорит Софье Фамусовой (дочь Фамусова) о своем недовольстве тем, что русские люди преклоняются перед всем иностранным. Чацкий стал свидетелем того, как ничтожный "Французик из Бордо" был принят, на званом вечере в доме Фамусова, как важный гость только потому, что он француз. Эти слова Чацкий произносит после того, как распространился лживый слух, что Чацкий сошел с ума.

Монолог приведен в действии 3, явлении 22 комедии и начинается после вопроса Софьи Фамусовой "Скажите, что вас так гневит?".

Это последний монолог Чацкого, после произнесения которого он покидает дом Фамусова.

Фамусов застал Чацкого вместе со своей дочерью Софьей и, решив, что у них любовная связь, набросился на них с обвинениями. Чацкий действительно любил Софью, но та, была влюблена в секретаря отца Молчалина. Причем Молчалин притворялся что ответно любит Софью, но ухаживал за служанкой Фамусова Лизой. Все это выяснилось за несколько минут до прихода Фамусова, когда Чацкий и Софья стали случайными свидетелями того, как Молчалин признается Лизе в любви.

Чацкий растерян, узнав что Софья могла предпочесть его ничтожному Молчалину и именно она распространила слух, что Чацкий сошел с ума. В этом монологе Чацкий говорит, что разочаровался в Софье, высказывается о ничтожности московской знати и покидает дом Фамусова.

Монолог приведен в действии 4, явлении 14 комедии.

2. Монологи Фамусова

— московский дворянин средней руки. Служит управляющим в казённом месте. Был женат, но жена умерла вскоре после родов, оставив супругу единственную дочь Софью. Фамусов дружил с покойным отцом Чацкого.

Фамусов (художник Кузьмин Николай Васильевич, 1890 – 1987)

Фамусов (художник Кузьмин Н. В.)

Павел Афанасьевич Фамусов встретил утром в своем доме дочь Софью, в компании своего секретаря Молчалина. Фамусов недоволен тем, что незамужняя дочь и Молчалин так близки (Фамусов хотел бы себе знатного и богатого зятя).

Монолог приведен в действии 1, явлении 4 комедии.

Слова Фамусова Павла Афанасьевича слуге Петрушке. Фамусов диктует своему слуге под запись расписание на следующую неделю. Фамусова позвали на обед, он должен присутствовать на погребенье важного человека, а также крестить новорожденного у вдовы.

Монолог приведен в действии 2, явлении 1 комедии.

В дом Фамусова прибыл Чацкий, повидаться с хозяином дома и его дочью Софьей. Чацкий спросил Фамусова, согласился бы он выдать за него замуж свою дочь Софью? Фамусов ответил, что хотел бы, чтобы Чацкий сначала устроился на службу. Чацкий ответил: "Служить бы рад, прислуживаться тошно".

После этих слов Фамусов и произнес свой монолог, в котором он привел в пример своего богатого дядю (Максим Петрович). На приеме при царском дворе пожилой дядя несколько раз намеренно упал, чтобы развеселить царское окружение, за что "был высочайшею пожалован улыбкой". Фамусов восхищен находчивостью своего дяди, которого, после этого поступка, стали чаще звать на приёмы в царское окружение.

Монолог приведен в действии 2, явлении 2 комедии.

Слова Фамусова Павла Афанасьевича в разговоре с полковником Скалозубом Сергеем Сергеевичем. Скалозуб прибыл в гости в дом Фамусова. Фамусов считает Скалозуба перспективным женихом для своей дочери. Он сел разговаривать с полковником, в присутствии Чацкого Александра Андреевича. После того, как Скалозуб сказал, что желает дослужиться до генерала, Фамусов отметил, что хорошо бы тому жениться. Скалозуб ответил что не прочь жениться, тогда Фамусов и произнес монолог, в котором он хвалит московскую знать.

Монолог приведен в действии 2, явлении 5 комедии.

Александр Андреевич Чацкий вернулся после трехлетнего путешествия в Москву. До своего отъезда он и София Фамусова (дочь Фамусова) любили друг друга. Чацкий приезжает к Софии и встречает холодный прием. Позже выяснится, что София за время отсутствия Чацкого полюбила молодого секретаря отца — Молчалина (действие 1, явление 7).

Александр Андреевич Чацкий вернулся после трехлетнего путешествия в Москву и посетил дом Павла Афанасьевича Фамусова. Чацкий и дочь Фамусова Софья, до его отъезда, любили друг друга. Первый обстоятельный разговор Чацкого и Фамусова состоялся после того, как Чацкий, разместившись в Москве, прибыл подробно рассказать о себе и узнать о Софие. Фамусову не понравились взгляды Чацкого на жизнь и общество (действие 2, явление 2).

Полковник Скалозуб Сергей Сергеевич посетил дом чиновника Фамусова Павла Афанасьевича (действие 2, явления 5 и 6). Фамусов тайно надеется выдать свою дочь Софью замуж за полковника, имеющего перспективы стать генералом. Сначала на встрече присутствуют трое: Фамусов Павел Афанасьевич, Полковник Скалозуб Сергей Сергеевич, Чацкий Александр Андреевич.

Во время встречи Фамусов рассказывает о своих взглядах на жизнь, о людских достоинствах, которые он ценит, осуждает более молодое поколение. Чацкий, выслушав чиновника, высказал свое возмущение его взглядами ("А судьи кто?"). По мнению Чацкого, ценности Фамусова ложны и вредны. Выслушав мнение Чацкого Фамусов уходит. Скалозуб же, оставшись наедине с Чацким, поддерживает его взгляды.

В дом к Фамусову Павлу Афанасьевичу прибыл в гости Полковник Скалозуб Сергей Сергеевич. Фамусов высказывает тому свои взгляды, в присутствии Чацкого Александра Андреевича (действие 2, явление 5).

Молчалин Алексей Степанович (секретарь Фамусова) рассказывает Чацкому Александру Андреевичу о своих взглядах на жизнь и карьеру. Чацкий откровенно издевается над Молчалиным (действие 3, явление 3).

Платон Михайлович офицер в отставке. На службе проявлял себя как храбрый и талантливый офицер. Но он вышел в отставку, женился на молодой женщине Наталье Дмитриевне и стал подкаблучником. Наталья Дмитриевна опекает его и управляет им. Платон Михайлович не любит балы, но вынужден посещать их из-за жены. Нынешняя жизнь не нравится Платону Михайловичу (действие 3, явления 5 и 6).

Чацкий Александр Андреевич вернулся в Москву после трехлетнего путешествия. Ему не нравится местная знать и он открыто критикует сложившиеся порядки. Многие недовольны его взглядами и, с подачи бывшей возлюбленной Чацкого, Софьи (дочь чиновника Фамусова), распространился слух о том,что Чацкий сошел с ума (действие 3, явления 14 – 22).

Молчалин Алексей Степанович, секретарь Фамусова, притворялся, что любит Софью (дочь Фамусова). Сам же он пытался приударить за хорошенькой служанкой в доме своего начальника — Лизой. Софья и Чацкий подслушали разговор Молчалина с Лизой, в котором он признается Лизе в любви (действие 4, явление 12).

Софья (дочь Фамусова) и Чацкий Александр Андреевич обсуждали свои отношения, когда в комнату ворвался Фамусов Павел Афанасьевич. Фамусов, считая что его дочь и Чацкий тайные любовники, набросился на них с руганью. Чацкий, устав он низости и подлости окружающих его людей, решил покинуть Москву (действие 4, явление 14).


Портрет Александра Андреевича

Понимание характера, мировоззрения и диалогов главного персонажа помогает читателю понять степень истинности его восприятия окружающего общества, его порядков и испытываемых к нему чувств. Только изучив все монологи Чацкого, возможно составить правильное мнение о проблемах и пороках современного общества. Итак, следует начать с изучения характера и стиля жизни героя.

Если в большинстве произведений авторы разделяли своих персонажей на плохих и хороших, то в этой комедии главный герой обладает как отрицательными, так и положительными чертами. Уже из первого действия читатель со слов служанки Лизы, Софьи и ее батюшки узнаёт основные качества Чацкого:

  • остер;
  • отличается чувствительностью настолько, что при расставании с возлюбленной даже плакал;
  • всегда весел и умеет создать хорошее настроение другим;
  • с легкостью поддерживает любой разговор;
  • среди всех выделяется своим необычайным умом;
  • есть много хороших друзей;
  • имеет высокое самомнение;
  • обладает славой расточителя и озорника.

Все эти качества автор показывает читателю в первом же действии, где Александр в свой приезд из долгого путешествия сразу же показывается в доме своей возлюбленной. Чацкий вырос вместе с девушкой и воспитывался также ее отцом, однако долгая разлука (три года) изменила отношения и самих героев.

Первая встреча Софьи и Чацкого показывает последнего в роли нетерпеливого и чрезвычайно язвительного юноши.

Действие 3

София под предлогом прихода парикмахера, уходит на встречу с любимым. Чацкий остается еще в большем замешательстве, загадка осталась совсем запутанной. К нему подходит Молчалин. Их разговор просто смешит. Чацкий пытается понять, как такой человек может нравиться. Талант Молчалина – умеренность и аккуратность. Молчалин с завистью рассказывает о сплетнях, которые распространялись о Чацком. Он восторженно говорит о какой-то Татьяне Юрьевне, к которой нужно обязательно съездить. Там балы каждый день и непрекращающийся праздник. Но Чацкий не видит в балах привлекательности. Чем дольше говорит юноша с Молчалиным, тем больше убеждается в невозможности отношений между ним и Софией.

Начинается приезд гостей в дом к Фамусову: планируется званый ужин. Многие из них старые знакомые Чацкого, идут описания их встреч и разговоров. Часть гостей смешны и нелепы:

  • глухие князья и княгини;
  • девушки, занятые своими юбками.

Все они оценивают Чацкого.

София встречается с г.N. Она делится мнением, что Чацкий не в своем уме. Барышня, произнеся эти слова, понимает, что сказала не то, но идея распространить такие мысли среди гостей ей начинает нравиться. Она выставляет влюбленного в себя шутом и ждет развития событий.

Описание Чацким основных персонажей

Грибоедов создал своему герою довольно сложный характер, который показывает в нем влюбленного и чувственного юношу и в то же время язвительного и неприятного человека.

Довольно быстро Чацкий составляет полный портрет всех действующих лиц, показывая глупость их привычек и стиля жизни. Конечно же, такое поведение сильно задевает девушку, и она видит в нем лишь злость.

Эти обсуждения показывают Чацкого как молодого, язвительного и бестактного человека. Однако сам герой признает, что высмеивает все это, не тая какой-либо злобы. В действительности его лишь возмущают положенные порядки и устои общества и то, что люди даже в старости продолжают вести дела, несвойственные для их возраста.

Отношение к воспитанию, службе и рабству

В первом и втором действии 3 монолога Чацкого наиболее ярко отображают отношение юноши к основным сферам жизни московского общества. Именно со слов этого персонажа читатель может понять положение дел в стране.

В пылу разговора Александр, проанализировав жизнь местных жителей, обличает все пороки и недостатки аристократов:

Все это Чацкий видит в полном свете и только уверенность в возможности его счастья с Софьей заставляет остаться в Москве и ждать ее ответа. Только вера в истинные чувства и непорочность избранницы остается из того положительного, что можно найти в этом обществе.

Действие 2

Фамусов заполняет со слугой календарь мероприятий на неделю. Жизнь дворянина так насыщена, что расписан каждый день:

  • званный обед с форелью;
  • погребенье;
  • крещенье.

Слуга объявляет, что прибыл полковник Скалозуб. Испуганный Фамусов кричит, что Чацкого нужно отдать под суд. Только на третий раз слуга смог докричаться до хозяина. Он просит Чацкого при Скалозубе вести себя осторожно и почтительно, не вести споров и завиральных идей. Говорит о возможном желании полковника жениться на Софии. Фамусов не видит срочной надобности в этой свадьбе, но и не исключает такой возможности.

Чацкий остается на несколько минут один. Он размышляет, о том, что женихов вокруг его любимой появилось неизвестное количество. Любовь, по его мнению, приходит к концу, не выдержав 3 года разлуки.

Сергей Сергеевич Скалозуб, Фамусов и Александр Андреевич Чацкий располагаются в одной комнате, начинают беседу.

Интересно звучит характеристика Москвы: дистанции огромного размера, пожар способствовал ей много к украшенью. Еще оригинальнее в словах Фамусова описано чувство патриотизма. Девушки льнут к военным, потому что патриотки.

Чацкий включается в беседу, когда речь заходит о Москве. Его первое же суждение пугает Фамусова. Юноша говорит, что в столице новые дома, но старые предрассудки. Хозяин просит вспомнить, о чем просил в начале встречи. Ему приходится представить полковнику молодого человека. В его словах много негатива и критики:

  • не хочет служить;
  • не стал деловым;
  • тратит свой ум не туда.

Чацкий не знает, как помочь любимой. Лиза просит принести воды, чтобы привести Софию в сознание. Очнувшись, девушка ругает Александра Андреевича, что он не помогает Молчалину, но Лиза подводит ее к окну, чтобы увидеть: все обошлось, и для паники нет причины.

Жизнь иностранцев в Москве

Продолжая раскрывать проблему потери истинного русского языка и традиций, Грибоедов красочно прописывает действие 3, явление 22. Монолог Чацкого в этом эпизоде прекрасно показывает, что современное общество совершенно увлечено иноземной культурой.

Так, он пересказывает услышанное от француза, приехавшего из Бордо и сыскавшего большую популярность в местном обществе. Этот монолог наполнен чувством досады и обиды за своих современников, которые настолько подобострастны другим странам, чтобы забывают о своих традициях.

Чацкого волнует, насколько окружающие его люди стараются жить на новый, чужой лад:

Герой понимает, что фамусовское общество не принимает и не разделяет его тревог. Он чувствует себя лишним в этом доме среди гостей.

Обострение конфликта

Кульминацией всей комедии является противостояние между Чацким и представителями фамусовского общества. Основной причиной конфликта между героями являются разные взгляды на мир.

План третьего действия горе от ума

Противостоит главному герою фамусовское общество. Его представители относятся к старому поколению. Эти герои стремятся к богатству. Они лишены моральных ценностей. Представители старого поколения являются прислужниками. Они готовы выполнить любые действия для получения личной выгоды. Представители фамусовского общества презирают Чацкого и считают безумным.

Они распространяют слухи о его сумасшествии. Александр не имеет союзников, поэтому он не может противостоять старому поколению.

Конец всех видимых грез

Наиболее важным для понимания смысла всего произведения является последний монолог Чацкого. Анализ именно этого эпизода помогает читателю проследить, насколько изменилось мировоззрение персонажа к финальной сцене. Бал в доме Фамусова становится заключительной сценой, где окончательно разрушаются все надежды и мечты всех главных героев.

В развязке основные и скрытые ранее качества героев обличаются. Несмотря на то что Чацкий славится своим умом и воспитанием, он все же, как влюбленный глупец, прячется за колонной, чтобы удостовериться в своей догадке. Именно с этого ракурса он видит всю ужасность происходящей сцены между Лизой, Софьей и Молчалиным.

Не в силах вынести удивления тем, что такая необыкновенная девушка могла предпочесть ему настолько низкого и пустого человека, Чацкий выскакивает из своего укрытия. К этому времени также подходит сам Фамусов со свитой, который ненароком выдает, что Софья и есть источник слухов о сумасшествии юноши.

Именно в этот момент происходит самый известный монолог героя. Сначала Чацкий немного растерян от осознания сразу двух неприятных истин о его возлюбленной: Софья действительно влюблена в Молчалина и она же и распустила о нем столь неприглядные сплетни. Эти события оказали необычайное влияние на отверженного парня.

Чацкий считает себя виноватым в том, что мог рассчитывать на счастье с такой глупой девушкой. Он делает справедливый упрек Софье в том, что она сразу не рассказала ему всей правды о своих чувствах. Кроме того, Александр советует девушке образумиться и помириться с Молчалиным, ведь он так похож на будущего тестя и прекрасно подойдет на роль услужливого и послушного мужа.

Здесь читатель может отметить параллель, которую Чацкий провел, сравнив Алексея с Платоном Михайловичем. С ним Александр познакомился в полку, где знал его как здорового, крепкого мужчину, который мог с утра в любую погоду скакать на коне. И лишь прошел год со дня его женитьбы, как он превратился в беспомощного ребенка, которого во всем опекает и от всего оберегает жена.

Юноша произносит свою реплику и в отношении Фамусова, в доме которого он когда-то вырос. Высказав все, что он думал и понимая невозможность находиться более среди этих людей, Чацкий садится в карету и уезжает навсегда из Москвы в надежде, что сможет еще найти место, где будет счастлив.

Действие 1

Сюжет развивается в доме управляющего в казенном месте Павла Афанасьевича Фамусова. Все начинается в просторной гостиной. Служанка Лизонька дремлет в кресле, из спальни дочери хозяина слышится приятная музыка. Два инструмента – флейта и фортепиано – помогают понять, что в спальне находятся два человека. Испуганная служанка просыпается и, увидев, что за окном уже близится день, начинает стучать хозяйке. Она торопит и пугает спрятавшихся влюбленных встречей с отцом, но они глухи к ее просьбам. На шум в комнате появляется Фамусов. Он заигрывает со служанкой, пытаясь понять, откуда исходил шум. Лиза шумит еще больше, и хозяин уходит. Из комнаты выходят влюбленные. Это Софья, дочь Фамусова, и Молчалин, секретарь, проживающий у него в доме. Они не слышали, что происходило в гостиной. Лиза пытается выпроводить Молчалина, но сталкивается в дверях с Фамусовым. Влюбленные пытаются выкрутиться. Один говорит, что оказался здесь нечаянно, возвращаясь с прогулки, а дочь все валит на отца, который громким голосом разбудил ее нежный сон. Девушка рассказывает отцу о сне, который ее встревожил. Ей снился бедный влюбленный, крики и споры с отцом. Во сне были чудовища, хохот и рев. Фамусов переходит к расспросу Молчалина. Тот, оказывается, тоже спешил на голос хозяина, чтобы пораньше представить ему бумаги. Мужчины уходят, а в комнате остаются девушки. Они продолжают беседовать о мужчинах. Служанка пытается донести до барышни, что от встреч с Молчалиным не будет толка. Отец не разрешит связать судьбу с бедняком. Ослепленная девушка надеется на другой исход событий. Лиза предлагает богатой дочери присмотреться к полковнику Скалозубу.

Лиза объясняет Софии, что ее отец желает зятя в чине и со звездами. Но ветреной девчонке не хочется слушать о военных передвижениях: фронте и рядах. С восхищением Лиза рассказывает об Александре Андреевиче Чацком. Он веселый, чувствительный, острый на язык, напоминает о любви юноши к Софии. Дочь Фамусова смеется над Чацким, она любит Мочалина, который целую ночь сидит рядом, вздыхая не проронив ни слова. Служанке становится еще веселее, когда она представляет себе эту нелепую картину.

Разговор девушек прерывается с приходом Чацкого. Он спешит увидеться с любимой, узнать, как она живет. В своей речи молодой человек пытается напомнить ей о детских шалостях и веселых беспечных днях в играх и прятках. В разговоре юноша начинает высмеивать всех, кого знал, спрашивая, изменились ли они:

  • Батюшка;
  • Дядюшка;
  • Тетушка;
  • Трое молодящихся лиц с огромным количеством родни;
  • Театрал;
  • Спрятанный за ширмой человек, свистящий как соловей.

Появляется хозяин дома – Фамусов. София, воспользовавшись этим, скрывается в своей комнате. Фамусов начинает разговор с гостем. Он интересуется, где был Чацкий 3 года, что узнал нового, но молодой человек занят собственными мыслями. Влюбленный поражен тем, как похорошела София, его чувства еще более разгорелись. Он извиняется перед Фамусовым, объясняет: так хотел видеть Софию, что не заезжал домой. Александр Андреевич прощается, обещая вечером обязательно вернуться.

Читайте также: