Архитектура итальянского возрождения кратко

Обновлено: 04.07.2024

Архитектура итальянского Возрождения

Стремление зодчих к возрождению классических античных традиций, созданию светлых и гармоничных сооружений, выра­жающих рациональность, четкость и ясность, стало характерной особенностью архитектуры итальянского Возрождения. В то же время это вовсе не означало, что поиски новых форм были прекра­щены. Напротив, они видоизменялись и варьировались, что в ко­нечном счете привело к созданию нового архитектурного стиля.

В эпоху Раннего Возрождения (XV в.), когда еще сильны бы­ли черты средневековой готики, основное внимание зодчих было сосредоточено на разработке центрально-купольных храмовых сооружений и городских дворцов — палаццо. К началу XVI в. в архитектуру начинают проникать новые идеи, затронувшие глав­ным образом композицию и оформление фасадов. В качестве ор­ганизующего и декоративного начала широко использовались ор­дерные элементы и пышный декор. Именно в это время в Италии формируется величественная и монументальная архитектура, по­ложившая начало архитектуре барокко.

В мировую историю архитектуры эпоха Возрождения вписала блистательные имена Ф. Брунеллески, Л. Б. Альберти, Д. Браманте, Микеланджело, Я. Сансовино, А. Палладио.

Флорентийское чудо Брунеллески

. Край чудный! Он цветет и блещет

Красой природы и искусств,

Там мрамор мыслит и трепещет,

В картине дышит пламень чувств.

Символ Флоренции — собор Санта-Мария дель Фьоре (1296—1470). В самом центре города, над морем красных черепичных крыш, поднимается его гигантский купол. Чуть вытянутый силуэт собора виден с каждой улицы, с любой площади. Жители Флоренции хотели установить над собором огромный купол, но никому из архитекторов не удавалось перекрыть огромное пространство (диаметр купола в основании составлял 42 м! Напомним: диаметр купола собора Святой Софии в Константинополе составляет 31,5 м). В течение нескольких десятков лет собор простоял с отверстием в центре перекрытия. Сложность заключалась не только в величине пролета, но и в относительно небольшой толщине стен барабана, которые вряд ли могли выдержать тяжесть купола вместе со строительными лесами. Тогда было принято решение объявить конкурс, в котором участвовали зодчие, приглашенные из разных городов и стран. Среди множества представленных проектов, рисунков и моделей выделялся фантастический проект архитектора Филиппо Брунеллески (1377—1446). Ему и выпала честь завершить сооружение купола над собором.

Современники рассказывали, что Брунеллески не раз ездил в Рим, обмерял руины античных храмов и дворцов, делал зарисовки сохранившихся фрагментов зданий. Не стремясь их копировать, он продолжал искать новые архитектурные решения, отвечавшие потребностям Флоренции XV в.

Сооружение купола было начато в 1420 г., а к 1426 г. была возведена одна треть его общей высоты. Брунеллески лично следил за ходом выполняемых работ. Из жизнеописания зодчего, оставленного Джорджо Вазари (1511 —1574), мы узнаем:

При сооружении восьмигранного купола высотой свыше 35 м Брунеллески применил совершенно новую конструкцию: он сделал купол без возведения строительных лесов из двух оболочек. Внутренняя опиралась на мощные столбы, обозначающие подку-польное пространство, а внешняя поддерживалась восемью несущими ребрами, сходящимися к фонарю с шатровым завершением.

Храм был освящен папой римским, но строительство купола собора на этом не закончилось. Вновь был объявлен конкурс проектов по возведению мраморного фонаря. Начатое в 1446 г. строительство было прервано смертью архитектора. Лишь в 1461 г. была закончена кладка фонаря, а спустя еще семь лет мастеру Андреа Верроккьо (1435/1436—1488) было поручено выполнить большой медный шар и увенчать его крестом. Таким образом, полвека потребовалось на завершение работ по строительству этого величественного храма Флоренции, до сих пор остающегося визитной карточкой города.

Вазари справедливо писал:

Строительство собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции было только началом создания многих шедевров итальянского зодчества.

Великие архитекторы эпохи Возрождения

Большой вклад в развитие архитектуры внес Леон Баттиста Альберти (1404—1472) — блестящий математик и физик, поэт и музыкант, философ и скульптор. Свою творческую энергию Альберти направил на изучение античного наследия. Изучая раз­личия между античными ордерами, он использовал их в декоративном оформлении фасадов зданий. В его творчестве античное наследие получило новую трактовку и яркую пластическую выразительность. Величайшими созданиями архитектора стали церковь Санта-Мария Новелла и палаццо Ручеллаи во Флоренции.

В 1503—1505 гг. Браманте осуществил реконструкцию Ватикана, преобразовав его в единый архитектурный комплекс зданий с галереями и парадными дворами. По существу, ему предстояло создать совершенно новое сооружение. Бра-манте соединил двумя длинными галереями здание старого Ватикана и построенную в XV в. виллу Бельведер. Пространство между этими галереями заняли два парадных двора, предназначенных для проведения торжеств и театрализованных действий. Впоследствии знаменитые лоджии Ватикана заканчивал Рафаэль, руководивший их росписью.

Важнейшим архитектурным творением Браманте стал проект и возведение главного католического храма — собора Святого Петра. В 1506 г. он возглавил работы по перестройке базилики IV в. Красотой и величием собор должен был затмить все существовавшие к этому времени храмы. По замыслам архитектора, в плане он представлял собой греческий (равноконечный) крест, вписанный в квадрат, что явно противоречило канонам романской базилики, продольной в плане. Центром здания должен был стать огромный купол, почти равный по диаметру куполу Санта-Мария дель Фьоре Филиппо Брунеллески. Все остальные объемы (полукупола и угловые башни) группировались вокруг центрального купола, подчеркивая его главенствующую роль.

Возведение такого огромного собора, безусловно, требовало немалых расходов. Попытки Папы Римского найти новые источники финансирования не увенчались успехом, а потому через некоторое время пришлось остановить работы. Последовавшая смерть зодчего не позволила осуществить этот грандиозный замысел. Он успел возвести лишь наружные стены храма на высоту сводов. Позднее в строительстве собора принимали участие многие архитекторы, в том числе великий Микеланджело. Он значительно упростил первоначальный план, сделав собор более компактным. Окончательно работы были завершены в 1590 г., уже после смерти Микеланджело.

Архитектурное творчество Браманте имело огромное значение для современности и для последующих эпох. На многие десятилетия оно утвердило общее направление в развитии зодчества.

Столицей Позднего Возрождения в Италии стала Венеция. Этот удивительный город-республика дольше других итальянских городов сумел сохранить свою независимость. На закате Возрождения Венеция оставалась последним центром художественной культуры Италии, продолжавшим хранить верность гуманистическим традициям эпохи. Город, обязанный своим расцветом морской торговле, поддерживал связи со странами Западной Европы и Востока. В иноземной культуре Венеция черпала то, что могло служить ее украшению: нарядность и золотой блеск византийских мозаик, каменную ажурность мавританских сооружений, фантастичность храмов готики. При этом здесь был выработан свой оригинальный стиль в искусстве, тяготевший к парадности и красочности.

Уникальные природные условия во многом определили характерные особенности венецианской архитектуры. Город, расположенный на 118 островах, разделен 160 каналами, через которые переброшено около 400 мостов. Большинство зданий здесь построено на сваях, дома тесно прижаты друг к другу.

Ко второй половине XVI в. Венеция приобрела праздничнопарадный облик, не имеющий аналогов в мировом градостроительстве. Прекрасна панорама венецианских дворцов с узорными беломраморными плетениями арок на тонких витых колоннах, с легкими лоджиями и рельефами, отраженными в водах канала. Многоцветьем сияют пышные интерьеры венецианских церквей и общественных зданий. Узкие пешеходные улочки, как ручейки, стекаются к центру города — площади Сан-Марко.

Вклад Палладио в мировую архитектуру весьма значителен. Он оказал сильнейшее влияние на последующее развитие зодчества в Англии, Франции и России, создав классический тип усадьбы.

Вопросы и задания

3*. Какой вклад в историю мировой архитектуры внес Л. Б. Альберти? Какие традиции Ф. Брунеллески он продолжил и творчески развил?

4*. Назовите характерные черты архитектурного стиля Д. Браманте. Каковы его главные художественные достижения?

5*. Почему в эпоху Позднего Возрождения Венеция стала центром итальянской культуры? Какой вклад в архитектурный облик этого города внесли Я. Сансовино и А. Палладио?

1. Разработайте маршрут путешествия по Флоренции XV в. Какие объекты и экспонаты вы непременно включите в свою экскурсию? По­чему?

2*. Рассмотрите фасад флорентийской церкви Санта-Мария Новелла (1470), оформленный Л. Б. Альберти. Как вы думаете, что им было унаследовано от Античности и Средневековья, а от чего пришлось отка­заться? Какие новые архитектурные решения были предложены великим зодчим?

3*. Славу и известность архитектору Браманте принесла маленькая церковь Сан-Пьетро ин Монторио в Риме (Темпьетто), где впервые были применены классический ордер и характерное для Античности центри­ческое купольное сооружение. Опишите это произведение.

3. Подготовьте рассказ (выставку) о жизни и творчестве одного из ве­ликих архитекторов итальянского Возрождения. Что определило своеобра­зие его архитектурного стиля? Какой вклад он внес в историю мирового зодчества?

4. Если бы вам предложили снять видеофильм об архитектуре Флорен­ции (Рима, Венеции), то какие объекты вы включили бы в видеоряд? Ка­кой музыке отдали бы предпочтение? Какой дикторский текст сопровож­дал бы ваш фильм?

Книги для дополнительного чтения

Арган Дж. К. История итальянского искусства. Т. 1, 2. М., 1990.

Бартенев И. А. Зодчие итальянского Ренессанса. М., 2007.

Бурлина Е. Я. Путь длиною в века. М., 1994.

Варданян Р. В. Мировая художественная культура: Архитектура. М., 2004.

Глазычев В. Л. Архитектура: энциклопедия. М., 2002.

Данилова И. Е. Брунеллески и Флоренция: Творческая личность в контексте ренессансной культуры. М., 1991.

Жестаз Б. Архитектура: Ренессанс от Брунеллески до Палладио. М.,

Лисовский В. Г. Архитектура эпохи Возрождения. Италия. СПб., 2007.

Флоренция: Город и его шедевры. М., 1994.

Эстон М. Панорама Ренессанса: энциклопедия мирового искусства. М., 1997.

Купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции

Основатель архитектуры итальянского Возрождения

Отцом-основателем архитектуры Возрождения считается архитектор и скульптор Филиппо Брунеллески.

Брунеллески Филиппо (Brunelleschi Phillipi. 1377-1446 гг.) Филиппо Брунеллески начал свою деятельность как победитель (вместе с Гиберти) конкурса на декорирование дверей Флорентийского баптистерия.

Воспитательный дом архитектора Брунеллески

Воспитательный дом (1419—1444 гг.) Архитектор Брунеллески

Закон линейной перспективы означает особенность человеческого восприятия удаленных объектов, их пропорций и форм.

Периоды в архитектуре итальянского Возрождения

Различаются несколько этапов развития Возрождения в итальянской архитектуре: ранний – 15 век, зрелый – 16 век и поздний. В раннем периоде элементы готики еще присутствовали в зодчестве, сочетаясь с античными формами, а в зрелом периоде элементы готического стиля уже не встречаются, предпочтение отдается архитектурным ордерам и пропорциональным формам, в позднем периоде Ренессанса уже чувствуется веяние нового стиля барокко. Ранний период. Основным принципом итальянского Ренессанса стала симметрия сооружения в плане, равномерное распределение архитектурных элементов: порталов, колонн, дверей, окон, скульптурных композиций и декора по периметру фасада. Архитектура Возрождения в Италии в ранний период своего развития в основном связана с Флоренцией. Именно здесь в 15 веке строились дворцы для знати, храмовые сооружения, общественные здания. Во Флоренции в 1420 г. архитектор Филиппо Брунеллески начал возводить купол собора Санта Мария дель Фиоре, в 1421 г. он перестраивает Сан-Лоренцо и работает над возведением капеллы – Старой Сакристии. В 1444 г. Брунеллески закончил строительство Воспитательного дома. Капелла Пацци во Флоренции – также работа Брунеллески, считается одним из наиболее изящных строений раннего Возрождения. Капеллу венчает купол на барабане, здание украшено коринфским портиком с широкой аркой.

Церковь Сан-Лоренцо (Basilica di San Lorenzo)

Церковь Сан-Лоренцо (Basilica di San Lorenzo) была освящена еще Св. Амброзием в 393 г. В 1060 г. была переделана в романском стиле. В 1423 г. перестроена Брунеллески в стиле раннего Возрождения.

В 1452 г. архитектор Микелоцци заканчивает строительство дворца Медичи (Palazzo Medici Riccardi) во Флоренции. Альберти проектирует дворец Ручеллаи (Palazzo Rucellai, спроектирован в 1446 и 1451 гг.), Бенедетто де Майано и Симон Полайола достраивают дворец Строцци (Palazzo Strozzi, 1489—1539 гг.

Микелоцци - (Микелоццо, Michelozzi, 1391(1396)—1472 гг.) — флорентийский архитектор и скульптор, ученик Брунеллески.

Альберти Леон Баттиста – (Alberti, 1404-1472 гг.), итальянский учёный, архитектор, писатель, музыкант. В своих творениях широко использовал античное наследие, применяя волюты и ордерную систему.

Бенедетто да Майано – настоящее имя: Бенедетто да Леонардо д’Антонио (Benedetto da Maiano), 1442 — 1497 гг.) – итальянский скульптор. Симон Полайола (Simone del Pollaiolo (1457 – 1508 гг.)) – флорентийский архитектор. Высокое Возрождение.

Дворец Медичи

Дворец Медичи. Архитектор Микелоцци. Построен для Козимо Медичи иль Веккио в период в 1444 - 1464 гг.

Дворец Ручеллаи

Дворец Ручеллаи – заказ мецената Джованни Ручелаи. Проект Леона Батиста Альберти 1446-1451 гг. Возведен Бернардо Росселино

Дворец Строцци

Дворец Строцци. Здание было построено Бенедетто де Майано по заказу Филиппо Строцци в 1489—1539 гг. Образцом послужил дворец Медичи (Палаццо Медичи-Риккарди) Микелоцци

В этих сооружениях общая схема пространственного решения. У каждого из них три этажа, есть внутренний двор с арочными галереями. Стены имеют этажные членения, обработаны рустом или декорируются ордером. Фасад выложен кирпичной кладкой.

Микелоцци - (Микелоццо, Michelozzi, 1391(1396)—1472 гг.) — флорентийский архитектор и скульптор, ученик Брунеллески. Альберти Леон Баттиста – (Alberti, 1404-1472 гг.), итальянский учёный, архитектор, писатель, музыкант. В своих творениях широко использовал античное наследие, применяя волюты и ордерную систему. Бенедетто да Майано – настоящее имя: Бенедетто да Леонардо д’Антонио (Benedetto da Maiano), 1442 — 1497 гг.) – итальянский скульптор. Симон Полайола (Simone del Pollaiolo (1457 – 1508 гг.)) – флорентийский архитектор. Высокое Возрождение.

Торговля Италии с Востоком прервалась в конце 15 века из-за завоевания турками Константинополя. Когда угасла торговля, экономика страны пришла в упадок. И именно этот период начинает развиваться архитектура высокого Возрождения. Особых вершин этот стиль достигает в Риме, где великие зодчие сформировали общий подход к строительству сооружений, основанный на использовании архитектурных ордеров. Для архитектуры высокого Возрождения характерны кубические формы домов, внутренний замкнутый двор. На фасадах делали рельефные оконные наличники, украшенные полуколоннами и имеющими треугольные и луковые фронтоны. Донато де Анжело Браманте (Bramante, 1444-1514 гг.) - один из наиболее известных мастеров итальянской архитектуры высокого Возрождения. Его творчество получило свое развитие в Милане, который считался консервативным городом, где сохранились традиции кирпичного строительства и декора из терракоты. В тот же период в Милане работал Леонардо да Винчи, и его творчество, несомненно, оказало влияние на произведения Браманте. Архитектор сумел соединить национальные традиции с элементами Возрождения. Первой работой Браманте стала в 1479 г. реставрация церкви Санта Мария прессо Сан Сатино (Santa Maria presso San Satiro) в Милане.

Церковь Санта Мария прессо Сан Сатино в Милане

Церковь Санта Мария прессо Сан Сатино в Милане (1479—1483 гг.) Архитектор Донато де Анжело Браманте

Им была также перестроена часовня Сан Сатино: архитектор сделал из крестообразной постройки круглую, оформленную декоративными элементами. После переезда в Рим Браманте построил храм Темпьетто (монастырь Сан Пьетро ин Манторио) в 1502 г., оформил двор церкви Санта Мария дела Пачи.

Храм Темпьетто (Tempietto).

Храм Темпьетто (Tempietto). Архитектор Браманте

В 1505 г. Браманте, занимающий должность главного архитектора, начал работать над папским дворцовым комплексом Бельведер – резиденция рядом с Ватиканом. К его работам относится палаццо Капирини (Palazzo Caprini) - дом Рафаэля (House of Raphael) – спроектирован приблизительно в 1510 г., в 1517 г. был куплен Рафаэлем. До настоящего времени дом не сохранился.

Palazzo Caprini в гравюре Антуана Лафрери

Palazzo Caprini в гравюре Антуана Лафрери. Архитектор Браманте

Рафаэль Санти (Raffaello Santi, Raffaello Sanzio, Rafael, Raffael da Urbino, Rafaelo, 1483 —1520 гг.) — итальянский живописец, архитектор.

В последние годы жизни архитектор занимался проектированием собора Святого Петра в Риме. Архитектурные элементы и приемы, использованные архитектором, применялись мастерами итальянского Ренессанса при сооружении вил и городских зданий. После Браманте огромной славой в период развития архитектуры высокого Возрождения пользовался Рафаэль.

Первый проект Рафаэля – церковь Сант Элиджо дельи Орифичи (Chiesa di S. Eligio degli Orefici, начало 16 в. Впоследствии церковь перестраивалась. Купол создан Б. Перуцци, нынешний фасад - Ф. Понцио (17 в)).


Церковь Сант Элиджо дельи Орифичи

По заказу папского банкира Киджи он пристроил капеллу к церкви Санта Мария Дель Пополо. В Палаццо дель Аквила он создал новый тип фасада: понизу шла ордерная аркада, бельэтаж обрамлен окнами, нишами со скульптурами, лепниной.

Фасад палаццо Бранконио дель Аквила в Риме

Фасад палаццо Бранконио дель Аквила в Риме

В палаццо Ландольфини во Флоренции архитектор придумал еще один вид оформления фасада: широко раздвинутые, богато декорированные окна, сочетались с гладко оштукатуренными стенами, дополнял облик карниз с широким фризом, рустрированные углы и портал. Рафаэль создал проект виллу Мадама для кардинала Джулио Медичи, позднее ставшим папой Клементом Седьмым. Вилла была построена на склоне Монте-Марио на западном берегу реки Тибр к северу от Ватикана. Работы начались в 1518 году, а в 1520 году Рафаэль умер. Вилла осталась незавершенной: к этому времени закончили строительство только одного крыла П-образной формы. Виллу так оставили недостроенной, эксплуатировали только достроенную её часть. Нынешнее название сооружение получило в честь Маргаты Пармской – жены племянника папы Климента Седьмого - Александра Медичи, первого герцога Тосканы.

Вилла Мадама (Villa Madama) — загородная вилла кардинала Джулио де Медичи

Вилла Мадама (Villa Madama) — загородная вилла кардинала Джулио де Медичи (папа Климент Седьмой

С 1514 г. Рафаэль руководил проектом возведения собора Святого Петра. Затем строительство собора Святого Петра, возведение которого возобновилось в 1534 г., возглавил Антонио да Сагалло - младший, после него руководство перешло к Микеланджело, приход которого послужил толчком к развитию позднего этапа в архитектуре итальянского Возрождения. Этот этап ознаменовался проведением различных архитектурных экспериментов с формами, частотой расположения колонн и других архитектурных элементов на фасаде, усложнением деталей, появлением сложных линий. С 1530 г. процесс после разграбления Рима процесс развития архитектуры итальянского Возрождения получил другие направления. Некоторые зодчие пытались восстановить утраченное величие Вечного города: например, Перуцци, Антонио да Сангалло-младший – представители старшего поколения зодчих Возрождения, вернулись в Рим после его падения и попытались найти компромисс между античными принципами и новыми веяниями.

Перуцци - Перуцци Бальдассаре (Peruzzi Baldassare, 1481-1536 гг.) Итальянский художник и архитектор. Работал с Донато Браманте и Рафаэлем. Перуцци в своем творчестве сочетал традиции Высокого Возрождения с идеями маньеризма. Антонио да Сангалло-младший - (Antonio da Sangallo il Giovane; 1484 —1546 гг. настоящее имя Антонио Кордини (итал. Antonio Cordini))— флорентийский архитектор эпохи Возрождения. Исследователи относят его также к основателям стиля барокко из-за создания необычных конструкций: например, фасада с наклоном вперед в Цекка веккиа (Банко ди Спирито), дугообразного цоколя палаццо Фарнезе.

Другие мастера стали искать иные пути в своем творчестве. В середине 16 века в Тоскане появляется группа, объединившая мастеров, творчество которых относят к направлению маньеризма. Многие представители этой группы были учениками Микеланджело, однако, позаимствовав у него некоторые художественные приемы, они утрировали и гипертрофировали их, при этом нарушение некоторых канонов античного стиля, являвшееся выражением замыслов великого мастера, для них стало самоцелью. Итальянские архитекторы эпохи Возрождения заимствовали в своих проектах характерные приемы и элементы римской классической архитектуры, применив их не только в храмовых, но и в городских, загородных домах зажиточных граждан, общественных строениях. План зданий определялся прямоугольными формами, симметрией, пропорциональностью, фасад был симметричен относительно вертикальной оси, декорирован пилястрами, карнизом, арками, увенчан фронтоном. Развитие итальянской архитектуры Возрождения характеризовалось появлением строительных материалов и технологий, у архитекторов появился персональный узнаваемый стиль, сделавший их известными. Архитектура Возрождения в Италии прошла полный этап развития – от раннего до позднего, создавшего предпосылки для появления нового стиля – барокко. Благодаря искусству итальянских зодчих архитектура Ренессанса завоевала всю Европу.


Архитектура эпохи Возрождения (Ренессанса) — это тот период европейской архитектуры, и итальянской архитектуры в частности, который начал развиваться с XV столетия во Флоренции.
Среди политических и культурных факторов, повлиявших на это новое направление в искусстве и архитектуре, было установление олигархического режима, синьории, и развитие гуманизма с его характерным интересом к античности, который проявился в подробном изучении форм древнеримской философии и архитектуры. Период этот длился почти два столетия и его принято разделять на Раннее и Позднее (Высокое) Возрождение, выделяя их различные стилистические особенности.

Исторический контекст эпохи Возрождения в Италии


Возрождение было исключительно итальянским явлением, поэтому необходимо понимать специфику исторического контекста развития политической, экономической и культурной жизни полуострова.

В начале XV века Италия была разделена на пять крупных государств — Королевство Неаполя, Папское государство, Республика Тоскана, Венецианская Республика и герцогство Милана. Эти государства, в свою очередь, были окружены многочисленными герцогствами и малыми республиками, такими как герцогство Урбино, герцогство Мантуи, Республика Сиена и др.
В пятнадцатом веке Флоренция укрепила свою экономическую мощь с помощью динамичной и инновационной производственной организации промышленной, торговой и банковской отраслей. Подъем буржуазии привел к смене вкусов и тенденций, которые воплотились в строительстве внушительных величественных вилл, дворцов и церквей, сменивших средневековую башенную архитектуру. Именно поэтому Флоренция стала символом ухода от готики и обращения к новому языку искусства, созданному такими гениями как Филиппо Брунеллески в архитектуре, Масаччо в живописи и Донателло в скульптуре, при постоянном меценатстве таких семей как Медичи, Гонзаго, Эстенсе.

В литературе становление Ренессанса способствовало обращению к классическим текстам такими литераторами как Франческо Петрарка и его последователями флорентийского происхождения. Гуманисты, в отличии от средневековых монахов, которые сосредоточивали свое внимание исключительно на теологических аспектах, обращались к интерпретации и критическому анализу античных трудов.

В XV столетии развитие стиля Ренессанса в архитектуре смещается в Рим. В этот раз, в отличии от своего флорентийского периода, Ренессанс приобрел совершенно другой контекст, найдя плодотворную почву в проектах реорганизации папского центра.

Особенности архитектуры Возрождения (Ренессанса)


Несмотря на то, что термин Возрождение (Ренессанс) начал широко использоваться лишь в XIX веке, упоминать о возрождении начал еще Джоржио Вазари (1511-1574), основоположник современного искусствознания, в своих «Жизнеописаниях«, описывая новый культурный взгляд, возникший в 1400-х годах, который перейдет в следующее столетие в более усовершенствованном своем варианте.

В целом можно сказать, что основой Ренессанса, эпохи возрождения в архитектуре и искусстве, стала переоценка человека как личности, наделенной творческой и интеллектуальной силой. Такое новое отношение было в основе течения Гуманизма, которое привело к пересмотру самой роли человека во вселенной. В результате изменилось отношение и к художнику, получившему в этот период роль индивидуального творца. В средние века архитектор, по сути, считался руководителем строительных работ. Предшествующий строительству проект не рассматривался как что-то отдельное или, по крайней мере, не отличался от этапа реализации.

Архитектура раннего Возрождения

Филиппо Брунеллески


Главным событием, ознаменовавшем переломный момент в архитектуре, принято считать строительство купола Санта-Марии-дель-Фьоре во Флоренции. Проект собора, выполненный Арнольфо ди Камбио, предусматривал строительство величественной церкви. Даже Джотто, своей знаменитой колокольней, внес вклад в создание образа символа Флоренции. Строительство купола, однако, оказалось серьезной проблемой — несмотря на то, что основная часть строительства собора уже была завершена в начале XV века, купола на нем все еще не было. Проблему решил Филиппо Брунеллески (1377-1446), спроектировав в 1420-м году купол по инновационному самоподдерживающемуся принципу строительства. Решение было найдено им благодаря изучению древнеримской архитектуры и натурного моделирования. Он изобрел механизмы, позволяющие поднимать на большую высоту целые секции купола, практически без использования лесов. В итоге получился двухслойный восьмигранный купол, весом 37 тонн, диаметром 42 метра и выстотой 91м от пола, покрытый темно-красной черепицей, связанный крепкими белыми ребрами. Купол Брунеллески в последствии станет образцом для строительства многих известных зданий архитектуры Возрождения в Италии и в Европе.


Леон Баттиста Альберти


Архитектура позднего Возрождения

В XVI веке продолжается и совершенствуется стиль Возрождение, начатый в XV веке. В архитектуре периода Возрождения стремление восстановить классические ценности, определившееся в прошлом веке, было теперь обогащено собственным к нему подходом великих творцов того времени.

От Браманте до Микеланжело


В Риме папа Юлий II, избранный в 1513 году, открыл сезон великих созданий архитектуры Возрождения в Италии. Одним из событий, наиболее характерных для этого периода, несомненно, был конкурс на строительство Собора Святого Петра в Риме. Главная церковь Ватикана имела огромное символическое значение, и участвовать в ее строительстве было амбициозной целью многих великих архитекторов того времени. В конкурсе участвовали такие известные имена, как Рафаэль и Микеланджело, Сангалло, Перуцци и Браманте.

В начале XVI века базилика Святого Петра в Ватикане, времен Константина, имела размеры, не соответствующие ее значимости, все более укреплявшегося в течении столетий. По указу Папы Юлия II прежняя базилика была снесена и на ее месте архитектору Донато Браманте (1444-1514) было доверено возвести масштабный собор внушительных размеров. По плану Браманте новый собор был выполнен в форме греческого креста, увенчанного большим куполом на пересечении четырех частей. Но работа Браманте осталась незавершенной. Вместо его плана были выдвинуты новые решения архитекторов, оставивших свой след в строительстве знаменитого собора.
Проект Рафаэля предлагал возвращение к продольному плану церкви. Позднее, Антониу да Сангалло Младший подготовил проект, который предусматривал создание гибрида между зданием с центральным планом и зданием с продольным планом, добавив к первоначальному проекту Браманте вход в передний корпус, суженный с обеих сторон двумя башнями. Наконец, Микеланджело, художник, скульптор и архитектор, занялся в 1546 году завершением строительства здания Святого Петра, вернувшись к проекту Браманте, но упростив и одновременно усилив его план. Он остановился на форме с двумя перекрывающимися и вращающимися квадратами, а так же спроектировал величественный купол. Создавая купол, один из самых известных символов архитектуры итальянского Возрождения, Микеланжело ориентировался на грандиозный проект купола Брунеллески для Санта-Мария дель Фьоре.

Андреа Палладио


Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Архитектура итальянского Возрождения МХК, 10 класс Урок № 28 Д.З.: Гл.25, тво.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Архитектура итальянского Возрождения МХК, 10 класс Урок № 28 Д.З.: Гл.25, тво.

Архитектура итальянского Возрождения МХК, 10 класс Урок № 28 Д.З.: Гл.25, творческая мастерская зад. 6 стр. 293 Пьеро делла Франческа. Вид идеального города. Ок.1480г. Урбино, Палаццо дукале

ЦЕЛИ УРОКА познакомить учащихся с архитектурой итальянского Возрождения; расш.

ЦЕЛИ УРОКА познакомить учащихся с архитектурой итальянского Возрождения; расширить кругозор, развивать навыки анализа художественных произведений; воспитывать национальное самосознание и самоидентификацию, уважение к культуре других народов планеты, к интернациональному культурному наследию.

Гуманизм; Возрождение (Раннее, Позднее); палаццо; барокко; великие архитектор.

Гуманизм; Возрождение (Раннее, Позднее); палаццо; барокко; великие архитекторы Возрождения: Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, Д. Браманте, Микеланджело, Я. Сансовино, А. Палладио ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

Универсальные учебные действия высказывать собственное мнение о художественны.

Универсальные учебные действия высказывать собственное мнение о художественных достоинствах отдельных произведений архитектуры и аргументировать его в рамках свободной дискуссии; обобщать и систематизировать полученные знания о развитии и художественных принципах итальянской архитектуры эпохи Возрождения; проводить сравнительный анализ архитектурных сооружений эпохи итальянского Возрождения с произведениями Античности и Средних веков; комментировать научные точки зрения и оценки деятелей культуры; описывать и анализировать памятники архитектуры в единстве формы и содержания; разрабатывать индивидуальный творческий проект архитектурного сооружения в традициях идеального города Возрождения; готовить рассказ, выставку, презентацию о жизни и творчестве одного из архитекторов; снимать видеофильм о достопримечательностях одного из городов эпохи итальянского Возрождения

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилиз.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет архитектура итальянского Возрождения. Флорентийское чудо Брунеллески. Великие архитекторы эпохи Возрождения

подвопросы Флорентийское чудо Брунеллески. Собор Санта-Мария дель Фьоре — арх.

подвопросы Флорентийское чудо Брунеллески. Собор Санта-Мария дель Фьоре — архитектурный символ Флоренции. Оригинальность и новизна конструктивного решения. Соединение лучших традиций античного зодчества и новых архитектурных замыслов (на примере творений великого зодчего). Великие архитекторы эпохи Возрождения*. Творения Л. Б. Альберти: новая трактовка античного наследия (на примере памятников архитектуры). д. Браманте как основоположник архитектуры Высокого Возрождения, выработка собственного стиля зодчего. Архитектурный облик Венеции: парадность и красочность столицы Позднего Возрождения, уникальность природных условий. Основные типы общественных сооружений (на примере шедевров Я. Сансовино и А. Налладио)

1. Возрождение – (Ренессанс) эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на см.

1. Возрождение – (Ренессанс) эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. 2. Гуманизм – мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности. 3. Проторенессанс - этап в истории итальянской культуры, предшествующий Ренессансу. 4. Особенность письма живописца Джотто - реалистический взгляд на мир, следование самой природе 5. Художественные открытия Джотто - новые принципы построения пространства, изображение интерьера, пейзажа и особенно внутреннего мира героев. 6. Тематика работ Боттичелли – сюжеты священного писания, античная мифология, психологический портрет. Проверка знаний учащихся

7. Как называется данная работа и кто её выполнил?. Поцелуй Иуды (Джотто) Тро.

7. Как называется данная работа и кто её выполнил?. Поцелуй Иуды (Джотто) Троица (Мазаччо) Благовещение (Боттичелли) Святой Георгий (Донателло) Оплакивание Христа (Боттичелли) Мадонна с младенцем (Мазаччо) Введение во храм (Джотто)

Архитектура итальянского Возрождения

Архитектура итальянского Возрождения

Особенности архитектуры итальянского Возрождения: -возрождение классических а.

Особенности архитектуры итальянского Возрождения: -возрождение классических античных традиций; создание светлых и гармоничных сооружений, выражающих рациональность, чёткость и ясность архитектурных форм. В эпоху раннего Возрождения (XVв.) при сильном влиянии средневековой готики основное внимание уделялось строительству центрально-купольных храмовых сооружений и городских дворцов – палаццо. К нач. ХVIв. происходят изменения в композиции, оформлении фасадов, внедряются ордерные элементы и пышный декор, монументальная архитектура. Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции Палаццо Веккьо во Флоренции

Архитектуры эпохи Возрождения Ф.Брунеллески Л.Б.Альберти Д.Браманте Микеландж.

Архитектуры эпохи Возрождения Ф.Брунеллески Л.Б.Альберти Д.Браманте Микеланджело Я. Сансовино А. Палладио

В нач. XVв. Флоренция претендовала на роль главного города Италии, служила св.

Филиппо Брунелески (1377-1446), архитектор Макет собора Санта-Мария дель Фьор.

Филиппо Брунелески (1377-1446), архитектор Макет собора Санта-Мария дель Фьоре В 1418 году власти Флоренции объявили конкурс на сооружение купола для строящегося Кафедрального собора Санта-Мария дель Фьоре. Победителем этого конкурса стал Филиппо Брунеллески, который обошёл со своим проектом всех своих конкурентов. При этом Брунеллески целых четыре года доказывал комиссии свою способность построить самый большой купол в мире.

Собор Санта-Мария дель Фьоре (1296-1470) - символ Флоренции Диаметр купола -.

Собор Санта-Мария дель Фьоре (1296-1470) - символ Флоренции Диаметр купола - 42 м, Высота – 35м Длина — 153 м Ширина— 90 м Брунеллески успел возвести только сам купол, а его завершение – верхняя часть купола - строили по чертежам после его смерти.

собор Санта-Мария дель Фьоре

собор Санта-Мария дель Фьоре

собор Санта-Мария дель Фьоре Устройство собора

собор Санта-Мария дель Фьоре Устройство собора

Воспитательный дом (1419-1444) Филиппо Брунелески Воспитательный дом во Флоре.

Воспитательный дом (1419-1444) Филиппо Брунелески Воспитательный дом во Флоренции - это первое здание выполненное в стиле Возрождения. Особую изюминку дому придаёт сине-белое сочетание стен и круглых медальонов с изображением младенцев, что придавала нарядность зданию. Внутри приюта есть красивый двор. На втором этаже разместились коллекция фресок и галерея Приюта.

Воспитательный дом. Филиппо Брунелески

Воспитательный дом. Филиппо Брунелески

Церковь Сан-Лоренцо В 1419 году, Брунеллески впервые было предложено построит.

Леон Баттиста Альберти 1404-1472 Статуя Альберто в Уффици Изучая различия меж.

Леон Баттиста Альберти 1404-1472 Статуя Альберто в Уффици Изучая различия между античными ордерами, он использовал их в декоративном оформлении фасадов зданий. В его творчестве античное наследие получило новую трактовку и яркую пластическую выразительность. Величайшими творениями архитектора стали церковь Санта-Мария Новелла и палаццо Ручеллаи во Флоренции - блестящий математик и физик, поэт и музыкант, философ и скульптор. Альберти. Палаццо Ручеллаи. 1446-1451 гг. Флоренция.

Лоджия Ручеллаи Внутренний дворик Альберти. Палаццо Ручеллаи.

Лоджия Ручеллаи Внутренний дворик Альберти. Палаццо Ручеллаи.

Церковь Санта-Мария Новелла 1470 год (Флоренция) - Альберти

Церковь Санта-Мария Новелла 1470 год (Флоренция) - Альберти

Санта-Мария- делле-Грацие, г.Милан (1492-1497). главная церковь доминиканског.

Талант Браманте раскрылся в Риме, куда он был приглашён Папой Юлием II. Брама.

Талант Браманте раскрылся в Риме, куда он был приглашён Папой Юлием II. Браманте создал собственный стиль: центрические купольные сооружения, двор с колоннами и полуциркульными арками в нижнем этаже, круглые окна в верхнем этаже с орнаментом. В начале 16в. Браманте осуществил реконструкцию Ватикана, преобразовав его в единый архитектурный комплекс. Модель Ватикана Карликовое государство внутри территории Рима. Вилла Бельведер

 В основе плана Браманте лежал равноконечный греческий крест вписанный в квад.

В основе плана Браманте лежал равноконечный греческий крест вписанный в квадрат. В центре – огромный купол. В углах - четыре купольные капеллы, а по углам с внешней стороны - четыре колокольни. Композиция предполагалась строго симметричная. Ко времени смерти Браманте были возведены лишь наружные стены храма на высоту сводов. Собор Святого Петра (1506—1514)

Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио, Рим — отдельно стоящая час.

Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио, Рим — отдельно стоящая часовня, возведённая Браманте по заказу испанских монархов на римском холме Яникул в 1502 г. Впервые перед римлянами предстало произведение высокого . Темпьетто входит в состав культового комплекса Сан-Пьетро-ин-Монторио, возведённого в Трастевере на месте, где предположительно был распят апостол Пётр.

Архитектура Венеции Венеция – столица Позднего Возрождения.

Архитектура Венеции Венеция – столица Позднего Возрождения.

Венеция – город, расположенный на 118 островах, разделён 160 каналами через к.

Венеция – город, расположенный на 118 островах, разделён 160 каналами через которые переброшено около 400 мостов. Большинство зданий здесь построено на сваях, дома тесно прижаты друг к другу. Эти уникальные природные условия во многом и определили характерные особенности венецианской культуры.

Центр г.Венеции – площадь Сан - Марко Библиотека Сан-Марко Собор Святого Марк.

Центр г.Венеции – площадь Сан - Марко Библиотека Сан-Марко Собор Святого Марка Дворец дожей

Во время строительства библиотеки, в декабре 1545 году Сансовино был отстранё.

Во время строительства библиотеки, в декабре 1545 году Сансовино был отстранён от государственной службы за катастрофу — на строительстве произошло обрушение сводов перекрытий, через два года должность вернули, а самого Сансовино реабилитировали. Библиотека является самым прославленным сооружением мастера. Она находится на Пьяццетта ди Сан-Марко, эта небольшая площадь известна своей популярностью у писателей, художников и поэтов. Библиотека собора Сан-Марко 1536г. Якопо Сансовино 1486-1570, итальянский архитектор и скульптор Высокого и Позднего Возрождения, ученик Браманте.

По словам архитектора Палладио библиотека собора Сан-Марко была самым прекрас.

По словам архитектора Палладио библиотека собора Сан-Марко была самым прекрасным и самым богато украшенным зданием.

Церковь Сан-Джорджо Маджоре (1565) Центральная часть фасада церкви выполнена.

Церковь Сан-Джорджо Маджоре (1565) Центральная часть фасада церкви выполнена в виде портика с четырьмя колоннами и треугольным фронтоном над ними. В нишах находятся статуи святого Георгия и святого Стефана. На тимпане возвышается фигура более позднего времени – конца XVIII века. В плане здание имеет форму латинского креста с перекрестно-открытым куполом. Своды здания опираются на большие столбы – пилоны, украшенные пилястрами и полуколоннами. В алтарной части помещен алтарь с бронзовыми скульптурами и двумя большими картинами

Монастырь с церковью на острове Сан-Джорджо Маджоре

Монастырь с церковью на острове Сан-Джорджо Маджоре

Читайте также: