Трагические дни 1942 года кратко

Обновлено: 08.07.2024

Весной 1942 г. на фронтах установилось относительное затишье, однако немецкая армия сохраняла преимущество в численности войск и вооружении. Было ясно, что летом противник предпримет активные наступательные операции.

Генеральный штаб разработал план оборонительных действий. Предполагалось измотать противника и к концу 1942 г. перейти в наступление.

Однако Сталин потребовал добиться стратегического перелома в войне и начать наступательные операции весной-летом 1942 г.

В планировании операций летнего наступления он взял инициативу на себя, допустив ошибки, которые дорого обошлись Красной армии.

Поверив этому, Сталин приказал сосредоточить основные силы под Москвой и ослабил армии на других направлениях.

Стратегия Гитлера на летний период сводилась к активным боевым действиям на юге. Планировалось овладеть Кавказом, захватить Сталинград, Астрахань и лишить Красную армию топлива, отрезав от бакинских нефтяных месторождений.

После победы на юге немцы планировали перебросить силы на север и вновь нанести удары по Москве и Ленинграду.

Весной Красная армия попыталась снять блокаду Ленинграда, однако войска не были достаточно подготовлены, поэтому наступление не имело успеха.

Армия завязла в болотах, не получив своевременной поддержки, попала в окружение и, оказав мужественное сопротивление, была все же разгромлена в мае 1942 г.

Не менее тяжелое поражение советские войска потерпели в ходе неудачного наступления в Крыму. Неоправданно растянутые по фронту передовые части попали под неожиданный удар немецкой авиации, фронт был прорван, а войска разгромлены.

Это предопределило трагедию обороны Севастополя, вынудив защитников города после 250 дней тяжелейших боев оставить город.

Трагически развивались события на Ржевско-Вяземском плацдарме, который захватили немцы. Советские части без поддержки артиллерии и авиации предпринимали многочисленные попытки овладеть позициями и выполнить необоснованные приказы верховного командования. При этом войска понесли чудовищные потери.

Неудачными были действия наших войск и на юго-западе. В Ставку пришло предложение от командования Южным фронтом о проведении наступления.

С учетом тяжелого положения в Крыму для отвлечения сил противника было решено начать наступление на Харьков.

Немцы позволили передовым частям Красной армии углубиться в тыл и нанесли мощнейшие фланговые удары по растянувшейся группировке. В результате попали в окружение и были разгромлены 20 дивизий. Наступление в районе Харькова закончилось поражением.

Неудачи в Крыму и под Харьковом оказали негативное влияние на ход военных действий. Ослабленная поражениями армия не могла препятствовать продвижению противника вглубь страны.

Немцы заняли Донбасс, вновь овладели Ростовом-на-Дону. Началось их продвижение к Волге и на Северный Кавказ.

События и причины поражений весны и лета 1942 г. в точности повторили неудачи 1941 г. В их основе лежали ошибки, допущенные Сталиным и высшим командным составом. Сказалось отсутствие опыта в планировании операций и недооценка сил противника.

Страна оказалась в тяжелом положении, а выправлять ситуацию пришлось простым солдатам.

В прошлой статье мы рассказывали о том, что происходило в первый год Великой Отечественной войны. Сегодня мы расскажем о том, почему успехи конца 1941 года плохо повлияли на развитие событий в следующем, 1942 году .

Успех битвы за Москву , как известно, вызвал отступление немцев не только от столицы, но и на некоторых других участках фронта. Такой исход вдохновил Ставку главнокомандования и лично Сталина, который стал требовать от своих генералов развивать наступление. Вождь рассчитывал разгромить нацистов уже в наступившем 1942 году. Против наступления на всех фронтах выступили генерал армии Георгий Жуков и молодой заместитель Сталина в правительстве Николай Вознесенский , но верховный главнокомандующий прислушался к другим генералам и соратникам, которые уверяли Иосифа Виссарионовича в успехе развития наступления. Правы были первые: у немцев все еще было немало сил, Гитлер не собирался сдаваться и разрабатывал со своим штабом все новые и новые операции, а немецкие солдаты и офицеры, в отличие от советских, копили силы на будущие сражения. В итоге, многие операции по наступлению на нацистские силы провалились.

К весне враг вновь перехватил инициативу в свои руки. Было провалено наступление в Крыму , из-за чего пали Керчь и героически оборонявшийся Севастополь , более 100 тысяч советских солдат и офицеров оказались в плену, а немцы получили возможность продвигаться к Северному Кавказу . В мае окончилось катастрофой наше наступление на Харьков , которое организовывали маршал Семен Тимошенко и украинский первый секретарь Никита Хрущев . Они убеждали Сталина в успешности операции, однако события развивались по-другому: немцы специально заманили большую советскую группировку в кольцо, окружили ее и уничтожили. Только в плен под Харьковом попало около 200 тысяч солдат и офицеров РККА.

Все эти неудачи способствовали тому, чтобы немцы свободно и в считанные недели продвигались на юго-восток, где они хотели овладеть нефтью Баку и Грозного, хлебом Кубани и промышленностью и дорогами Сталинграда. И это им почти удалось. Летом немцы полностью оккупировали Донбасс , захватили Ростов-на-Дону , вплотную подошли к Кавказу и вошли в Воронеж . Целью немцев был Сталинград , но нацистские генералы решили обмануть Сталина, разыграв подготовку к "броску" на Москву: разбрасывались ложные планы "операции", имитировалось сосредоточение войск, летали над дорогой на столицу самолеты-разведчики. Обман почти удался.

Почему же Гитлеру нужен был Сталинград? Ради чего разыгрывались масштабные спектакли и проводились жесточайшие бои? Во-первых , этот город был важным транспортным центром: захватив Сталинград, немцы получили бы и бакинскую нефть, и южный хлеб, и перекрыли бы дыхательные пути РККА. Во-вторых , в городе было много промышленности. В-третьих , это был стратегически важный пункт, за которым заканчивалась европейская часть СССР. Ну, а в-четвертых , город носил имя Сталина, поэтому захват Сталинграда был бы для Гитлера важным воодушевляющим армию и народ символом.

28 июля 1942 года вождь решил пойти на резкий, но очень важный шаг. Под его подписью и именем был издан составленный им приказ № 227 . Там говорилось: "Население нашей страны, с любовью и уважением относящееся к Красной Армии, начинает разочаровываться в ней, теряет веру в Красную Армию, а многие из них проклинают Красную Армию за то, что она отдает наш народ под ярмо немецких угнетателей, а сама утекает на восток. Некоторые неумные люди на фронте утешают себя разговорами о том, что мы можем и дальше отступать на восток, так как у нас много территории, много земли, много населения и что хлеба у нас всегда будет в избытке. . Из этого следует, что пора кончить отступление. Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв". По этому приказу в армии создавались штрафбаты и заградительные отряды , призванные бороться с дезертирами. Этот документ оказал отрезвляющее и даже воодушевляющее воздействие на советских солдат и командиров.

Несмотря на то, что в конце августа немцы прорвались к Волге, а в середине сентября вошли в Сталинград, Красная Армия и ее командование перехватили стратегическую инициативу у противника. О Сталинградской битве мы расскажем отдельно, а сейчас только отметим, что измотав немцев длительной обороной, советские силы 19 ноября 1942 года начали контрнаступление под Сталинградом, которое коренным образом изменило ситуацию в пользу СССР. Но это было уже в следующем, 1943 году


В январе – марте 1942 года войска Юго-Западного и Южного фронтов развернули наступательные действия на Украине, а войска Кавказского фронта (с 28 января – Крымский фронт) – на Керченском полуострове.

А перед Крымским фронтом и Черноморским флотом:
- освободить Крым.

Командующему Юго-Западным фронтом генералу Ф. Я. Костенко было приказано силами 37-й и 6-й армий разгромить противника в районе Чугуева, Балаклеи, Изюма, овладеть Харьковом и Красноградом.
Войскам Южного фронта (командующий – генерал Р. Я. Малиновский) во взаимодействии с 6-й армией Юго-Западного фронта надлежало нанести удар в направлении Павлограда и захватить переправы через Днепр в районе Днепропетровска и Запорожья.

Цель операции состояла в том, чтобы ударами смежных флангов Юго-Западного и Южного фронтов:
- прорвать оборону противника между Балаклеей и Артёмовском,
- наступая на Запорожье, выйти в тыл Донбасско-таганрогской группировке противника,
- прижать её к Азовскому морю и уничтожить с помощью войск левого крыла Южного фронта.

Эта наступательная операция получила название Барвенково-Лозовской.
Она продолжалась с 18 по 31 января 1942 года.

За 4 дня наступления войска 6-й армии генерала А. М. Городнянского и 57-й армии генерала Д. И. Рябышева, прорвав вражеский фронт между Балаклеей и Славянском, продвинулись на 25 километров.
Однако расширить прорыв и освободить Балаклею и Славянск им не удалось…

27 января войска 6-й армии вместе с частями 6-го кавалерийского корпуса под командованием генерала К. С. Москаленко овладели Лозовой.

После потери Барвенкова и Лозовой немецко-фашистские войска значительно усилили сопротивление.
Темпы наступления советских войск снизились, фронт стабилизировался.
Войска 6-й армии Юго-Западного фронта, 57-й и 9-й армий Южного фронта закрепились на выступе фронта глубиной до 90 километров и протяжённостью до 110 километров в районе между Балаклеей, Лозовой и Славянском.

10 апреля такой план был подготовлен руководством Юго-Западного направления.
Он предусматривал:
- ударами из района Волчанска и с Барвенковского плацдарма по сходящимся направлениям разгромить здесь группировку противника,
- овладеть Харьковом и
- создать предпосылки для освобождения Донбасса.
Б. М. Шапошников, учитывая рискованность наступления из оперативного мешка, каким являлся Барвенковский выступ для войск Юго-Западного фронта, предназначавшихся для этой операции, внёс предложение воздержаться от её проведения.
Однако командование направления продолжало настаивать на своём предложении и заверило Сталина в полном успехе операции.
Верховный Главнокомандующий дал разрешение на её проведение и приказал Генштабу считать операцию внутренним делом направления и ни в какие вопросы по ней не вмешиваться.

1. Катастрофа под Харьковом (12-29 мая 1942 года).

Успех советских войск под Москвой создал у Сталина ощущение начала перелома хода войны в нашу пользу.

• 1 мая был подписан приказ Верховного Главнокомандующего № 130, в котором говорилось:

• Дадим слово В. С. Пикулю:

На первом этапе операция развивалась успешно для Юго-Западного фронта.
На севере войска продвинулись на 25-40 км, на юге – на 50-65 км.
Наши войска сумели отбросить назад 6-ю армию генерала Паулюса и приблизиться вплотную к Харькову.
К 15 мая советские войска угрожали взять Харьков в клещи с севера и юга.
Но в самый ответственный момент командование фронта промедлило с вводом в сражение танковых соединений.
Когда, наконец, танки были введены в бой, то стрелковые части уже истощили свои силы.
Тем временем противник сумел подтянуть резервы и создать прочную оборону.

• Как писал Курт Типпельскирх:

Эту дерзкую атаку совершила ударная группа из 11 дивизий 1-й танковой и 17-й армии Клейста.
Им удалось прорвать слабую оборону 9-й армии Южного фронта.
Быстрое вмешательство Клейста и его удар по оголённому южному флангу маршала Тимошенко спасли 6-ю армию Паулюса.
Позже выяснилось, что командование и штаб Юго-Западного направления, планируя операцию, не позаботились об укреплении этого участка.

• Вот что пишет В. В. Карпов:

18 мая положение советских войск на Барвенковском выступе резко ухудшилось, противник стремительно продвигался вперёд.
Советскому командованию необходимо было срочно менять тактику и переходить к обороне.
Но вместо этого войска продолжали наступление на Харьков.
Главком Тимошенко убедил Ставку в том, что Южный фронт сможет самостоятельно удержать удар неприятеля.
Очень скоро это привело к трагическим событиям.

• Как вспоминал маршал Василевский:

20 мая в сражение вступила 6-я немецкая армия.
И генерал Паулюс нанёс контрудар восточнее Харькова.

• В этот же день Сталин направил Тимошенко и Хрущёву телеграмму, в которой говорилось:

По сводке германского командования, советские войска потеряли 240 тысяч человек пленными, а также 2026 орудий и 1249 танков.
Из окружения сумели выбраться лишь несколько частей ударной группировки во главе с членом Военного совета фронта дивизионным комиссаром Гуровым и начальником штаба 6-й армии Батюней.
Потери немецкой стороны составили всего 20 тысяч человек.

• Ю. В. Емельянов пишет:

Поражение под Харьковом поставило советские войска в крайне тяжёлое положение.
Между Курском и Таганрогом возник разрыв шириной 650 км.
Там практически не было советских войск – лишь брели по степи на восток группы растерянных деморализованных солдат.
Немцы к концу июля продвинулись на 150-400 км, заняли весь Донбасс, овладели Воронежем, а 25 июля захватили Ростов.

Не менее драматичным и трагичным было поражение в Крыму.
Ещё 26 декабря 1941 года началась Керченско-Феодосийская десантная операция.
В ней принимали участие войска Северо-Кавказского фронта, корабли Черноморского флота и Азовская военная флотилия.
Несмотря на сильный шторм, один из десантов высадился у мыса Хрони, а второй – в районе Камыш-Буруна (ныне Аршинцево).
Десантники закрепились, расширили плацдарм и обеспечили высадку основных сил 51-й армии.
Части 44-й армии успешно провели десантную операцию в Феодосии.
30 декабря они освободили город и развернули наступление на север, создав для немецко-фашистских войск на Керченском полуострове опасность окружения.
Это заставило врага поспешно отступать с полуострова.
Соединения 51-й армии 30 декабря освободили Керчь.
К концу дня 2 января 1942 года войска 44-й и 51-й армий продвинулись на запад на 100-110 км и полностью освободили от фашистов Керченский полуостров.

• Вот как оценил сложившуюся обстановку Манштейн:

Тогда гитлеровское командование приостановило наступление на Севастополь, перебросило оттуда значительные силы в район Керченского полуострова и сильными контрударами остановило советские части.

• Из телеграмм Л. З. Мехлиса (полномочного представителя Ставки Верховного Главнокомандования) Сталину:

В январе 1942 года войска Крымского фронта вели тяжёлые бои с противником.
Наращивая силы, враг вынудил 44-ю армию генерала А. Н. Первушина отступить и захватил Феодосию.
Дальнейшее его продвижение было остановлено на Ак-Монайских позициях.

В феврале-апреле 1942 года войска Крымского фронта трижды переходили в наступление.
Но успеха не добились.

13 апреля командование фронта получило приказ Ставки приостановить наступление и закрепиться на занятых рубежах.
Наши войска сковали значительные силы противника и удержали за собой Керченский плацдарм, лишив противника возможности прорваться с Крыма на Кавказ.

Попытка командования Крымского фронта развернуть наступление с Керченского полуострова для освобождения всего Крыма, несмотря на перевес в силах (в 1,5 раза в артиллерии и в 2 раза в танках) вследствие неумелых действий командования Крымского фронта Д. Козлова, некомпетентных, деструктивных вмешательств в военные дела представителя Ставки Л. Мехлиса закончилась катастрофой.

• Из телеграммы Мехлиса Сталину (8 мая 1942 г.):

• Из послания Сталина Мехлису:

8 мая 1942 года 11-я немецкая армия после мощных огневых ударов артиллерии и авиации перешла в наступление на Керченском полуострове против войск Крымского фронта.
Главный удар силами двух пехотных и одной танковой дивизии пришёлся по войскам 44-й армии генерала С. И. Черняка, занимавшей полосу обороны вдоль Феодосийского залива.
В 15 км северо-восточнее Феодосии, в тылу советских войск, высадился небольшой шлюпочный десант противника.
Две стрелковые дивизии первого эшелона 44-й армии, не выдержав удара превосходящих сил врага, поддержанного крупными силами пикирующих бомбардировщиков, отступили на восток.

Развернувшееся оборонительное сражение советских войск, в котором участвовали ещё две армии – 51-я генерала В. Н. Львова и 47-я генерала К. С. Колганова, было непродолжительным.
9 мая противник повернул свои главные силы на север, в сторону Азовского моря, и нанёс удар во фланг и тыл этим армиям.
10 мая Ставка вынуждена была принять решение об эвакуации советских войск с Керченского полуострова.

15 мая противник захватил Керчь.
Советским войскам под непрерывным воздействием вражеской авиации пришлось переправляться через Керченский пролив на Таманский полуостров.
С 14 по 20 мая было эвакуировано около 120 тысяч человек.

Таким образом, в течение десяти дней, с 8 по 18 мая, Манштейн очистил Керченский полуостров, разгромив три армии!
В течение мая советские войска потеряли тут 200 тысяч человек.
Гитлеровцы захватили почти всю боевую технику и тяжелое вооружение советских войск, запасы продовольствия, снаряжение.

• Именно в это время А. Довженко оставил в своем дневнике исполненную отчаяния запись:

Посёлок под Керчью – Аджимушкай, известный своими древними каменоломнями, стал очагом мужественного сопротивления советских воинов немецко-фашистским захватчикам на крымской земле.
Два гарнизона Центральных каменоломен – 10-15 тысяч человек – и Малых каменоломен – более 3 тысяч человек – почти полгода (с 16 мая по 31 октября 1942 года) отвлекали на себя значительные силы врага, смелыми вылазками наносили ему урон.
Ни голод, ни ожесточённые вражеские атаки не сломили волю героев Аджимушкая.
Гитлеровцы взрывали выходы из каменоломен и кровлю выработок.
Но, несмотря на все тяготы и потери, бойцы подземной цитадели совершали смелые вылазки на поверхность, наносили удары по врагу, постоянно приковывая к себе значительные силы противника.

170-дневная оборона Аджимушкайских каменоломен закончилась…

В чём же причина крупных поражений советских войск в Крыму и под Харьковом?

А) В качестве общей причины можно назвать некоторые просчёты Ставки в оценке стратегических замыслов фашистского руководства на летнюю кампанию 1942 года.

• Маршал Советского Союза А. М. Василевский отмечал:

Б) В то же время ряд ошибок и недостатков допустили как командование Крымского фронта, так и командование Юго-Западного направления и входивших в него фронтов.

Одной из причин неудач и под Керчью Ставка назвала недисциплинированность Д. Т. Козлова и Л. З. Мехлиса, нарушивших её указание об отводе войск.

• Интересна точка зрения Юрия Мухина по этому поводу:

Некоторые из просчётов, допущенных в Крыму, можно увидеть и в Харьковской операции.
К ним следует отнести неправильную оценку командованием Юго-Западного направления (главнокомандующий Маршал Советского Союза С. К. Тимошенко, член Военного совета Н. С. Хрущёв, начальник штаба генерал И. Х. Баграмян одновременно возглавляли и Юго-Западный фронт) обстановки при планировании операции (в частности, недооценку сил противника и его намерений на этом направлении).
Не было уделено внимание оперативной поддержке главной ударной группировки Юго-Западного фронта с юга силами Южного фронта.
Сама операция началась с ряда оперативно-тактических ошибок: своевременно не были введены подвижные соединения для наращивания ударов, что позволило немцам перегруппироваться и нанести мощный контрудар.
Первые же неудачи требовали прекращения операции, чтобы спасти живую силу армий. Однако этого не было сделано.
В бравых донесениях 18 и 19 мая от Тимошенко, Хрущёва и Баграмяна отсутствовали подобные предложения.
В результате с опозданием было принято решение на прекращение операции в связи с обозначившейся угрозой окружения советских войск.
В частности, С. К. Тимошенко и командующий Южным фронтом Р. Я. Малиновский не сделали должных выводов из своевременного доклада Военного совета 9-й армии о сложившейся опасной ситуации.
Не всегда объективная информация о положении на фронтах направлялась командованием Юго-Западного направления в Ставку.
Сыграла свою отрицательную роль и недостаточная сколоченность многих частей и соединений советских войск, слабая обеспеченность их новой техникой, отсутствие у командного состава необходимого боевого опыта.

Поражение советских войск в Украине и Крыму резко изменили ситуацию на пользу врага.
Овладев стратегической инициативой, он 28 июня 1942 года начал крупномасштабное наступление.
Колонны немецких войск неудержимо двигались вглубь советской территории.
22 июля 1942 года после захвата гитлеровцами города Свердловска (Ворошиловоградская область), вся территория УССР была окончательно оккупирована.
Таким образом, первый период Великой Отечественной войны закончился поражением советских войск на Украине и её оккупацией.

Оборудование: карта Великой Отечественной войны, учебники, распечатка фрагмента из воспоминаний А.М. Василевского о разработке плана летней кампании 1942г., листовки Власова (ксерокопии), фрагмент документального фильма “Великая Отечественная война 1941-1945г”, видеосъемка работы поисковых отрядов, доска (таблица).

  • Организационный момент.
  • Восстановление опорных знаний.
  • Изучение нового материала по вопросам:
  1. Планы и силы обеих сторон в начале 1942г.
  2. Военные действия в Крыму и под Харьковом.
  3. “Любаньская операция”.

I. Организационный момент: Учащиеся рассаживаются, отмечаются отсутствующие.

Учитель: На дворе 21 век, а мы с вами, ребята, обратимся к событиям 1941 года. Это год, когда смерть собирала чудовищно обильную жатву, укладывая поля человеческими трупами. Быть в том времени обязывает нас тема нашего урока (демонстрация фрагментов документального фильма “Великая Отечественная войны 1941-1945г” с целью погружения в тему).

II. Восстановление опорных знаний: (Учитель проводит фронтальный опрос с элементами беседы)

Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, каковы были главные итоги военных действий в 1941 году?

Учащиеся: Прибалтика, Украина, Белоруссия, Молдавия и другие земли оккупированы немцами. Сданы крупные города, в том числе Киев, Одесса, Минск, Смоленск и др. Красная армия несет огромные потери. Ленинград в блокаде. Удалось отстоять в Москву!

Учитель: В чем причины неудач и отступления Красной армии в 1941 году?

Учащиеся: Внезапность нападения немцев. Нет опыта военных действий. Неподготовленность Красной Армии. Репрессии в армии накануне войны оголили офицерский состав (3% осталось с высшим образованием). Неумение наступать, т.к. армию готовили к наступательным операциям. Отсутствие военной доктрины на случай полномасштабной войны. Неверие И.Сталина в близость войны, его слишком большая самоуверенность и полное недоверие разведке. Хорошая подготовка немецкой армии и огромный опыт ведения боевых действий в Европе и т. д.

Учитель: И все же, несмотря ни на что, Москву отстояли! Скажите, благодаря чему это удалось?

Учитель: Ребята, а как вы думаете, сегодня наш народ, в том числе и мы с вами сможем ли мы противостоять такого рода агрессии?

Учащиеся: Да! Конечно! А вы разве в нас сомневаетесь?

Учитель: Я горжусь вами. Спасибо. Возвращаемся к событиям в 1941г. под Москвой. В чем было главное значение битвы под Москвой?

Учащиеся: Рухнул миф о непобедимости немецкой армии. Немцы впервые проиграли за всю войну, начиная с 1939 года, они не знали ни одного поражения. У нас появилась надежда на победу!

Учитель: Итак, подведем итог. Попробуйте, пожалуйста, обобщить все, что вы сказали.

Учащиеся: Общая картина всего сказанного такова: В 1941г. Немцы успешно наступают, Красная армия, неся огромные потери, отступает, но взять Москву фашистам не удалось, хотя они были в 30-ти км от города. К началу 1942 года немцев отбросили от Москвы. И этому есть конкретные причины.

(Один из учащихся показывает отступление русской армии и оставленные территории по карте войны)

Учитель: Как вы думаете, после поражения под Москвой, каковы будут планы немцев в следующем 1942г? Наступательную или оборонительную позицию займет Германия? (предположения учащихся) Учитель: Если немцы будут наступать, то в каком направлении? Снова на Москву или, на другом участке фронта? (предположения уч-хся) Учитель: Ребята, а как вы думаете, что по этому поводу думал Сталин? И каковы были планы Ставки Верховного главнокомандования на 1942год? (предположения учащихся) Учитель: Скажите, пожалуйста, а знаете ли вы как развивались военные события 1942 года и, почему так долго шла война, ведь наступление немцев было остановлено еще под Москвой? (предположения уч-ся) Учитель: К концу урока мы должны ответить на все эти вопросы. Для того чтобы ответить на них, мы сегодня будем работать вот по такому плану (открывается половина доски, где написаны вопросы урока) Учитель: Ребята, чего здесь не хватает? (Темы урока нет.) Верно! А вот тему урока вы мне сами сформулируете в конце нашего урока, и мы ее запишем позже, а сейчас просто оставьте место. Учитель: В марте 1942 года на совещании ГКО Сталин резко заявил: "Не сидеть же нам, сложа руки и ждать, когда немцы нанесут удар первыми! Надо самим нанести ряд упреждающих ударов на широком фронте и прощупать готовность противника. И еще: немцы будут наступать летом, и наступать будут на Москву. Надо сосредоточить основные силы - танки и самолеты - под Москвой". Вопрос? Как вы думаете, прав ли был Сталин, принимая такие решения? (Ответы учащихся: - нет, не прав. - да, прав. -трудно сказать однозначно ит.д. Мнения разделились. Итак, цель нашего урока: выяснить прав ли был Сталин, считая, что нужно не только обороняться, но и наступать, и что нужно сосредоточить основные силы под Москвой? (открыть вторую половину доски, где кратко сформулирована цель)

Историю, как известно, изучают по документам. Обратимся и мы к ним. На ваших столах есть листочки с воспоминаниями Василевского, очевидца и участника тех событий. Прочитайте их, пожалуйста. Обратите внимание, каковы были планы СССР и Германии и, каково было соотношение сил? (Уч-ся читают документ 1-2 минуты) А сейчас начертите вот такую таблицу (таблица на доске) и с помощью документа и учебника мы все вместе ее заполним. (Учащиеся произносят по очереди цифры и факты и заполняют таблицу).

2. Сорвать наступление немцев.

2. Парализовать экономику СССР.

43 тыс. орудий минометов,

Учитель: Ребята, сделайте, пожалуйста, вывод по таблице. Можно ли наступать без преимущества?

Учащиеся: Силы не равные. Преимущество у Красной армии только в танках. Для наступления нет возможностей. Но руководство страны принимает решение наступать и обороняться одновременно, вряд ли это было правильным решением…

Учитель: Итак, решение принято: наступать и обороняться одновременно. Силы обеих сторон ясны! Переходим ко второму вопросу. Нам предстоит выяснить, что происходит на фронте? Как там развиваются события. Главный специалист этого вопроса… (фамилия, имя ученика). Он нам расскажет о наступательных операциях в Крыму в конце апреля 1942 года.

Учитель: Итак, начинаем обсуждение. В чем были причины неудач Красной армии в Крыму весной 1942 года? Каковы итоги военных действий в Крыму? ( Ответы учащихся учитель комментирует.)

Учитель: В чем были причины неудач Красной армии под Харьковом?

Каковы итоги этой операции? (ответы учащихся учитель комментирует)

Учитель: Давайте коротко запишем итоги военных действий в Крыму и под Харьковом.

  • Общие потери в Красной Армии: “654,3 тыс.человек;176,6-Крым 200,5 - Севастополь 277,2 - Харьков
  • Немцы заняли Крым, Донбасс, Ростов-на-Дону, Майкоп и Краснодар. Продвигаются к Волге и на Кавказ.
  • Над страной нависла смертельная опасность. Как вы думаете, Сталин это понимает?

Учащиеся: Понимает, наверное…

Учитель: Да, понимает и издает приказ за №227. Откройте, пожалуйста, учебник на странице 48.

Приказ большой, поэтому (ученик) нам зачитает основные фрагменты, а вы следите за текстом. А потом ответите на вопросы: 1.Какая главная задача стояла перед армией? 2. Что было создано по приказу Сталина в связи с этой задачей? 3.Как вы думаете, насколько необходим был этот приказ? Нужен ли он был тогда? (Ответы и рассуждения учащихся)

Учитель: А если смотреть с позиции того жесточайшего времени, когда требовались нечеловеческие усилия, чтобы выстоять, то такая мера вполне объяснима. Жесточайшее время, жесткие приказы. А в 1944 году этот приказ за ненадобностью отменили. Между прочим, такой приказ был и у Гитлера! Учитель: Попробуйте сделать вывод, пожалуйста.

Вывод учащихся: Преждевременное контрнаступление Красной армии в Крыму и под Харьковом закончилось поражением и огромными потерями, а, кроме того, создавало благоприятную обстановку для продвижения немцев к Волге и на Кавказ! Нельзя было принимать решения о наступлении!

Учитель: Ваш вывод принимаю, а сейчас мы все дружно идем в наш музей и там продолжим урок.

Учитель: Мы продолжаем изучать события Великой Отечественной войны 1942г в музее нашего училища. Изучив планы и силы обеих сторон, мы пришли к выводу, что Красная армия не готова к наступлению, но руководство страны принимало решения о наступательных операциях на различных участках фронта: на южном фронте - в Крыму; на юго-западном фронте - под Харьковом. Вопрос: чем закончились эти операции? (ответы учащихся)

Учитель: Верно! Но эти неудачи были не последними. О том, что происходило на северо-западном фронте, нам расскажет… (фамилия имя ученика).

Учитель: В годы II Мировой войны эсесовский начальник свел в своем кабинете двух русских генералов. Власова и Деникина.

-Не знаю такого генерала! - сказал Деникин, когда ему представили Власова.

- Разумеется! - произнес эсесовец.

-Вы в разное время боролись с одним и тем же врагом - большевиками!

-Но я им не служил!- ответил Деникин.

Вопрос? Как думаете, почему Деникин - офицер белой армии неприязненно встретил Власова? (рассуждения ребят)

Учитель: ребята, скажите, пожалуйста, каким событием в конечном итоге стала Любаньская операция?

Учащиеся: Трагическим! Любаньская операция - это еще одна неудачная, трагическая попытка контрнаступления Красной армии, которая завершилась потерей армии, предательством Власова и тем, что погибшие там солдаты до сих пор не захоронены.

Учитель: Настало время сформулировать тему нашего урока. Попробуйте это сделать сейчас.

(учащиеся пытаются сформулировать тему и делают это успешно)

Итак, тема нашего урока: "Трагические дни войны 1942 года". Запишите ее, пожалуйста, в тетрадях.

А сейчас вернемся к цели нашего урока. Как она звучала, озвучьте, пожалуйста.

(Прав ли был Сталин, принимая свои решения о наступательных операциях на всех участках фронта?)

Учащиеся: Нет, не прав! Или не совсем прав.

Учитель: Объясните почему?

Учащиеся: Неправильные решения руководства страны приводили к трагическим событиям, которых можно было избежать. Не было бы таких потерь! Нужно было накапливать силы и держать оборону, а, получив перевес в силах, идти в наступление. Возможно, что и война закончилась бы раньше. И еще: разве можно считать предателями тех, кто умер с оружием в руках и при этом до сих пор даже не похоронен? Разве для этого они погибали? Почему так несправедливы к ним оставшиеся в живых люди? Я считаю, что это позор для нашей страны! Не захороненные останки солдат ждут, и очень хочется верить, что они будут преданы земле!

Учитель: Ребята, я очень рада, что вы это понимаете, что вы неравнодушны к нашему трагическому прошлому. Мы не случайно пришли в наш музей. Сейчас я предоставляю слово директору музея, участнику поисковых экспедиций, родоначальником которых в Удмуртской республике было наше училище. В 1989 году на базе нашего училища был сформирован клуб "Поиск", а позднее, один из руководителей этого клуба Ибрагимов Ф.Ф. создал удмуртское отделение общественной организации РОО “Долг”. Итак, слово Инне Александровне, непосредственному участнику поисковых экспедиций в течение многих лет.

* Выступление директора музея Арзамасцевой И.А. В 1989г. в нашем училище два энтузиаста решили организовать поисковую экспедицию с целью поиска и захоронения останков солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны и не захороненных до сих пор. После первой же экспедиции в Новгородскую область стало ясно, что делать это просто необходимо! Из экспедиции было привезено все, что вы здесь видите: пробитые каски немецкие и русские, пулемет, личные вещи солдат, есть очень редкие экспонаты, например, вот этот ампуломет. Были найдены медальоны (эбонитовая капсула), в которых находились листочки с данными о солдате: ФИО, дата рождения, откуда был призван в армию и т.д. Не захороненных останков солдат столько, что работы хватит на долгие годы. Позднее, появилось удмуртское отделение общественной Российской организации “Долг”. Наши учащиеся каждый год посещают кружок “Поиск” и в составе этой организации ездят в поисковые экспедиции. (Краткий обзор экспонатов)

А сейчас мы с вами посмотрим фильм о наших поисковиках.

* Просмотр видеофильма (фрагменты из поисковых экспедиций и документальные кадры).

* Беседа по фильму: кто и куда ездил, каковы результаты, какие личные вещи солдат чаще находят и т.д. Рассказ директора музея об участии Миши Князева, уч-ся ПУ №4 в поисковой экспедиции, о его поездке в г. Мурманск для вручения медальона жене погибшего - Пятина И.В., о вручении медальонов прямо в нашем училище родственникам погибших солдат и т.д.

Учитель: Ребята, как вы думаете, нужно ли то, что делают поисковики? Почему? (рассуждение ребят) "Война не закончена до тех пор, пока не похоронен последний солдат!" - так говорил великий русский полководец А.В.Суворов. А значит, они правы. И я думаю, что среди вас, тоже найдутся желающие внести частичку своего труда в это святое дело. Это наш с вами долг перед теми, кто отдал свою жизнь за будущих детей, за мир и цветущую планету. И неважно где погиб солдат: под Харьковом, в Крыму или под Любанью, важно то, что он отдал самое дорогое - свою жизнь для того, чтобы мы с вами могли жить. Мы должны, мы просто обязаны помнить об этом всегда. На этом я завершаю наш урок. (Докладчики и самые активные учащиеся получат оценки)

Д/3: Написать мини-сочинение на тему "Война 1942-го и судьба моей семьи". Побеседуйте с родственниками, вспомните видеофильм, опишите свои личные эмоции, ощущения и переживания. Можно использовать дополнительный материал. В некотором смысле это будет отклик вашей души на события 1942 года во время Великой Отечественной войны.

Всем спасибо за урок! До свидания!

Из воспоминаний А. М. Василевского

“О РАЗРАБОТКЕ ПЛАНА ЛЕТНЕЙ КАМПАНИИ 1942 г.”

К середине марта Генеральный штаб завершил все обоснования и расчеты по плану операции на весну и начало лета 1942 года. Главная идея плана: активная стратегическая оборона, накопление резервов, а затем переход в решительное наступление. В моем присутствии Б. М. Шапошников доложил план Верховному Главнокомандующему, затем работа над планом продолжалась. Ставка вновь обстоятельно занималась им в связи с предложением командования Юго-Западного направления провести в мае большую наступательную операцию силами Брянского, Юго-Западного и Южного фронтов. В результате В.И. Сталин согласился с предложением и выводами начальника Генерального штаба. В то же время было принято решение: одновременно с переходом к стратегической обороне предусмотреть проведение на ряде направлений частых наступательных операций, что, по мнению Верховного Главнокомандующего, должно было закрепить успехи зимней кампании, улучшить оперативное положение наших войск, удержать стратегическую инициативу и сорвать мероприятие гитлеровцев по подготовке нового наступления летом 1942 года. Предполагалось, что все это в целом создаст благоприятные условия для развертывания летом еще более значительных наступательных операций Красной Армии на всем фронте от Балтики до Черного моря.

Обоснованные данные нашей разведки о подготовке главного удара врага на юге не были учтены. На Юго-Западное направление было выделено меньше сил, чем на Западное. Стратегические резервы соответственно сосредотачивались в основном возле Тулы, Воронежа, Сталинграда и Саратова. Критически оценивая теперь принятый тогда план действий на лето 1942 года, вынужден сказать, что самым уязвимым оказалось в нем решение одновременно обороняться и наступать

Соотношение сил на советско-германском фронте 4 к маю было следующее: Красная Армия имела 5,5 млн. человек, более 4 тыс. танков, свыше 43 тыс. орудий и минометов и более 3 тыс. самолетов. Немецко-фашистская армия имела 6,2 млн. человек; свыше З тыс. танков и штурмовых орудий, до 43 тыс. орудий и минометов и 3400 боевых самолетов. Летним наступлением гитлеровцы рассчитывали добиться не только переломных военно-стратегических результатов, но и парализовать экономику Советского государства. Они полагали, что в результате решительного наступления на кавказском и Сталинградском направлениях, после захвата кавказской нефти, донецкой индустрии, промышленности Сталинграда, с выходом на Волгу и после того как им удастся лишить нас связи с внешним миром через Иран, они добьются необходимых предпосылок для разгрома Советского Союза Василевский АМ. Дело всей жизни. М, 1975. С. 206-207.

Читайте также: