Архитектура испании 17 век кратко

Обновлено: 04.07.2024

К XVII в. Испания достигла высокого расцвета культуры.

В конце XV в. завершилась война за освобождение Пиренейского полуострова от арабского владычества, длившаяся почти 800 лет (Реконкиста), образовалось единое Испанское королевство. В XVI в. Испания захватила огромные территории в недавно открытой Америке и стала одной из богатейших монархий. Но уже в конце столетия страна переживала экономический упадок, а в войнах с Англией XVI-XVII вв. она утратила господство на море.
Но, тем не менее, культурное развитие Испании эти обстоятельства не остановили.
И ещё одно важное замечание о культуре Испании: наиболее яркие мастера работали в провинции, несмотря на то, что представители королевского двора уделяли достаточное внимание искусству. Но именно творчество провинциальных художников определяло главные художественные направления Испании того времени.
О творчестве выдающихся испанских художников Б. Мурильо, Д. Веласкеса, Х. де Рибера, Эль Грекомы рассказали на нашем сайте. В данной статье речь пойдёт об архитектуре и скульптуре.

Архитектура

Архитектура и скульптура Испании XVI-XVIII веков

Университет в Саламанке (стиль платереско), 1529 г.

Церковная архитектура была представлена в основном монастырями, которых также коснулся этот стиль.

Архитектура и скульптура Испании XVI-XVIII веков

Монастырь Сан-Марко в городе Леоне (1514-1549). Архитекторы Х. де Орочко, М. Виллареаль, Х. де Бадахоз

Детали на главном фасаде оплетены орнаментом в виде виноградной лозы.
Но стиль платереско не долго был востребован и вскоре сменился формами рациональной ясности.

Эскориал (1563-1584) – крупнейший памятник испанской архитектуры второй половины XVI в.

Архитектура и скульптура Испании XVI-XVIII веков

Эскориал. Архитекторы Хуан Бауттиста де Толедо (?-1567) и Хуан де Эррера (1530-1597).

В XVII в. в испанскую архитектуру стали внедряться черты итальянского барокко в более сдержанной форме.
В соборе Гранады (1667), возведенном архитектором, скульптором и живописцем Алонсо Кано, господствуют прямые линии: вертикали и горизонтали четко расчерчивают фасад на отдельные части, здесь уже исчезает эклектика и появляется полное единство архитектурных форм.

Архитектура и скульптура Испании XVI-XVIII веков

Но пристрастие к обильным украшениям в архитектуре Испании возвратилось на рубеже XVII-XVIII вв. и нашло яркое воплощение в творчестве архитекторов братьев Чурригера. Крупнейшим мастером среди них был Хосе Бенито Чурригера (1665-1725). Вычурный архитектурный стиль стали называть чурригереско (или мексиканского барокко, или ультрабарокко).

Фасад собора Сантьяго-де-Компостела в стиле чурригереско. Архитектор Ф.К. де Нуова

В соборе города Сантьяго-де-Компостела использовано обильное убранство в западном фасаде. Верхние ярусы башен и центральной части фасада кажутся скорее скульптурными, нежели архитектурными произведениями.

Сооружения зодчих Чурригера просты по композиции, как, например, ратуша в Саламанке.

Архитектура и скульптура Испании XVI-XVIII веков

Ратуша в Саламанке (1729-1733)

Но фасад насыщен декоративными элементами. В этом же стиле построено здание приюта в Мадриде (1722-1799), архитектор Педро де Рибера.

Скульптура

Если в испанской архитектуре долгое время преобладала эклектика, то в скульптуре ярче проявилось национальное своеобразие. Особенно это касается деревянной пластики.
В испанской скульптуре XVII в. нет таких вершин, как в живописи, хотя скульптура была самым распространенным видом искусства того времени.
В соборах создавались огромные многоярусные алтари (ретабло).

Ретабло (1757 г.), Сантибаньес де Валькорба (Вальядолид, Испания)

Архитектура и скульптура Испании XVI-XVIII веков

В фигуре св. Франциска (1650-е гг.) подчеркнуты предельная степень физического истощения и даже выбитые зубы. Но это сочетается с передачей духовного состояния.

В первой половине XVII века в испанской архитектуре наблюдается борьба новых зарождающихся тенденций с традициями прошлого столетия. Так называемый эрререск, или безорнаментальный стиль, господствовавший в XVI веке, перестаёт соответствовать требованиям того времени. На его место постепенно встаёт причудливая декоративность со своими непредсказуемыми эффектами, которая была выражена в новом для Испании архитектурным стиле – барокко.

Таким образом, начало XVII века демонстрирует нам сочетание безорнаметального стиля с декоративным барокко. На примере архитектора Хуана Гомеса де Моры, построившего церковь Иезуитской коллегии в Саламанке (1617 г.), видно, что это здание повторяет тип известного итальянского храма Джезу. Появляется большее стремление к свободе и декоративности, на фоне общей сдержанности форм.

Сдержанное барокко проявляется также в здании собора Сан Исидро Эль Реаль в Мадриде (1626-1651 гг.). Архитектор – Франсиско Баутиста. Фасад здания завершают две башни, надстроенные по углам. Композицию дополняют полуколонны и раскрепованный антаблемент.

Другим примером подобной борьбы стал собор Нуэстра Сеньора дель Пилар в Сарагосе (1677 г.). Его построил выдающийся архитектор Франсиско Эррера Младший.

Алонсо Капо, являясь по призванию живописцем, проектирует фасад собора в городе Гранаде. В композицию фасада вводится триумфальная арка с тремя пролётами. Вертикальная устремлённость сочетается с плоскими пилястрами. Округлость аркады повторяется в окнах и медальонах. Архитектор выносит карниз далеко вперёд, внося новый ритм в постройку. Эту постройку можно считать целиком барочной не без самобытных элементов, внесённых самим художником.

Наиболее полно испанское барокко раскрыло себя в конце XVII – середине XVIII вв. Это время принесло большое количество новых построек, а также многие старые здания были перестроены. Распространённым типом здания стала культовая постройка. Она отличалась особой театральностью фасадов и таинственностью интерьеров.

Архитектура этого периода носит название семейства архитекторов Чурригера и именуется чурригереск. Особо выделялся Хосе Чурригера, несмотря на то, что его постройки всё ещё несут определённую сдержанность. Его стиль прост, лишенный динамической пластики. Но, при этом, большое внимание уделяется декору. Скульптура, таким образом, начинает доминировать над архитектурой.

Испанские здания начинают терять свою монументальность. Это можно увидеть у Педро де Риберы. Строил дворцы, церкви, общественные здания, фонтаны и арки. Его концепция заключалась в разработке декоративного украшения того или иного архитектурного элемента в постройке. Он противопоставляет декоративность плоскости стены. Это видно в фасаде приюта для престарелых в Мадриде (1722 г.), где входной портал особенно перегружен барочными декорациями. Такие тенденции проводили к упадку архитектуры.

Он особенно сильно проявил себя в работе Нарсиса Томе. Построил Капеллу собора в Толедо. Она отличается глубокой иллюзорностью и барочной нарядностью.


Капелла собора в Толедо

Испанская архитектура, помимо чуригереска, вмещала в себе и мавританские влияния, черты заокеанской архитектуры. Ещё более театрализация выражена в семинарии Сан Тельмо (Леонардо де Фигероа) и соборе в Мурсии (Хаиме Борт). Ещё более роскошные церковные интерьеры говорят о полном господстве стиля барокко. Архитекторы Мануэль Васкес и Луис де Аревало дают пример разыгравшейся барочной фантазии в интерьерах Картезианского монастыря в Гранаде. Здесь декоративность окончательно вытесняет организующий контекст архитектуры.

Светская архитектура также терпит упадок. Дворец Дос Агуас в Валенсии (Ипполо Равир) является ярким тому примером. Портал сработан без применения архитектурных деталей. Он выстроен из скульптурных элементов, подхваченных в одном едином движении.

В испанском городе Сант Яго архитектура развивалась по особенному пути. Главным представителем был Фернандо Касас де Нувоа. Его постройка – фасад собора в Сант Яго. Применение гранита привело к более суровым формам собора. Тем не менее, пышность барокко и здесь дала знать о себе в виде сложного трёхчастного портала и двух башен, увенчавших фасад.


Интерьеры Картезианского монастыря в Гранаде

17 век в Испании

Со времен освобождения от арабского ига и установления Испанского королевства привело к тому , что наибольшее развитие получили , в наибольшей степени , живопись и литература . В те времена , проявление индивидуального стиля , характерного только для данной страны , стало очень актуальным .

Возрождение в Испании национального искусства шло достаточно трудно из — за позиции Католической церкви .

В архитектуре Испании времен 16 — 17 века сошлись воедино европейское и арабское искусство строения зданий , а также желание итальянских архитекторов проявить индивидуальность . А в 17 веке в архитектурной линии Испании добавился и стиль барокко . Казалось бы , разноплановость архитектурных стилей должна была навредить архитектурному облику Испании , но между тем многие здания 17 века стали достопримечательностью Испании и до сего дня .

Первые времменные дома

В архитектуре Испании 17 века большое распространение получило строительство храмов по проектам итальянцев. Испанцы переняли у римлян уникальную форму храма в форме латинского креста. Здесь ветвь, обращенная на запад, удлиненна, а ряды часовен укорочены. Форма испанского храма пришлась по вкусу представителям ордена иезуитов и поэтому в середине 17 века церковь в Саламанке была построена в этом стиле. Монашеский орден иезуитов и в последствии стал применять принципы строительства своих построек в форме латинского креста.

Влияние итальянского барроко

Влияние итальянского барроко четко прослеживаются в соборе возведенным архитектором Алонсо Кано в Гранаде. Горизонтальные и вертикальные прямые линии выделяют каждую часть здания.

Испанцы издавна славились обильными украшениями. Но в архитектуре это проявилось только в 17 веке, когда династия зодчих Чурригера стала максимально оформлять и декорировать различными деталями фасады зданий. Этот стиль получил название по фамилии своих авторов – чурригерск.

Несмотря на то, что многие из туристов приезжают по горящим путевкам в Испанию в основном на пляжный отдых, но, проживая в этой удивительной стране хотя бы 7 дней, они неизменно соприкасаются с искусством Испании, а архитектурные решения 17 века радуют взгляды прохожих и отдыхающих.

Благодаря долгой истории и влиянию различных течений, испанское зодчество представлено множеством архитектурных форм и стилей. Готика, ренессанс, барокко — современная Испания полна неповторимых творений мастеров с мировым именем. Различные города отражают периоды развития Испании: от древних времен через изящную средневековую готику до платереско и современных течений. Архитектура Испании ежегодно привлекает миллионы туристов, приезжающих посмотреть на самобытные объекты, включенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Архитектура Испании

Характерные черты испанской архитектуры

Архитектурное наследие Испании включает сооружения не только на ее территории, но и творения испанских зодчих по всему миру. Испанская архитектура начинает свою историю с ранних поселений народов Средиземноморья и значительно опережает в темпах развития древнейшие культуры иберов и кантабров. Особенное влияние оказало древнеримское зодчество, процветавшее на территории Испании в начале нашей эры.

Появление мусульман на этих землях в VIII веке привело к доминированию религиозного строительства над светским. В это же время на территории христианских земель стали развиваться самостоятельные архитектурные течения, положившие начало готике и романтизму.

По сей день остается заметным влияние стиля мудехар, представляющего собой смешение европейского и арабского зодчеств. Архитектура Мадрида и Барселоны ярче всего представляют существующие в Испании стили — от самых древних до современности.

Революционным для культуры строительства на этих территориях стало решение использовать в декоративном зодчестве стекло и бетонные материалы. Эклектизм и модерн ярко выражены в работах Антонио Гауди, определившего стиль развития Барселоны на многие десятки лет. Архитектор построил самые знаменитые дома Барселоны.

По количеству исторически ценных сооружений Испания находится на втором месте после Италии.

Современная архитектура Испании отличается от мировых культур технологичностью и смелостью решений. Самые известные архитекторы Барселоны, такие как Луис Монтанер (Каса Льео Морера, Дворец каталонской музыки), Энрике Мирайес (рынок Санта-Катарина) обогатили не только национальный архитектурный фонд, но и работали в других странах.

Древнеримский стиль

Начиная со II века нашей эры, римское владычество на испанских территориях привело к стремительному прогрессу в строительстве. Небольшие поселения превратились в крупные города, между ними была построена сеть дорог. Некоторые памятники архитектуры того времени не уступают по ценности и качеству строительства лучшим римским памятникам.

Древнеримский стиль в испанской архитектуре

Наиболее сильно римские традиции строительства проявляются в Таррагоне. Этот портовый город был столицей каталонской территориальной единицы. Здесь четко прослеживаются особенности римской архитектуры: пышность, симметрия, практичность. Множество арок, купольных потолков и колоннад подчеркивают долговечность и сложность строительства.

Для древнеримского периода характерны такие сложные инженерные строения, как акведук в Мериде, мосты Кордубский, Меридский, Алькантарский.

Некоторые памятники римского зодчества функционируют поныне — например, маяк Башня Геркулеса. Развлекательные древнеримские комплексы представлены амфитеатрами, театрами и цирками на улицах Мериды, Кордобы, Толедо, Италики. Мастера римской эпохи неизвестны, но их работы оказали на Испанию влияние, равное мусульманскому.

Стиль мудехар

Мудехару свойственна вторичность художественных черт, что негативно сказывается на оригинальности и качестве построек.

Характерными чертами стиля считаются мавританские архитектурные элементы: арки в форме подков, резные деревянные потолки из наборных плашек, гипсовые плиты и красочные изразцы. Строительство велось из натуральных недорогих материалов, готовые постройки отличались простотой и функциональностью. Мудехар свойственен и для жилых зданий, и для помещений служебного предназначения.

Стиль мудехар в испанской архитектуре

Самые характерные постройки в этом стиле — цитадель и Дом Пилата в Севилье, церковь Эль-Трансито в Толедо. Ярче всего мудехар представлен в Саагуне, Толедо и Гранаде. Имена мастеров, работавших в стиле мудехар, на сегодня неизвестны.

Романская архитектура

Романская архитектура строилась одновременно в Италии, Испании и на территории Пиренеев примерно в XIII веке. Романскому стилю свойственен примитивизм: большая толщина стен, арочные галереи как декоративный элемент зодчества, полное отсутствие скульптур и витражей.

Романский стиль в архитектуре Испании

Романская архитектура развивалась вместе с арабским и французским стилями. Особенно влияние этих двух культур заметно в фасаде церкви Санта-Доминго в провинции Сория.

Другими представителями испанской романики можно считать сорийский монастырь Сан-Хуан, базилику Исидоро в Леоне, соборы Саламанки, Саморы, Пласенсии. Всего на территории Испании имеется более 600 церквей, построенных в этот период.

Формированию романского стиля значительно поспособствовала монашеская конгрегация Клюни, которая стала основателем Пути Иакова, состоящего из выстроенных в тот период монастырей для обслуживания паломников, идущих к мощам святого Иакова.

Готическое направление

Зарождение произошло в период расцвета романской культуры (около XIV века). Этот период характеризуется активной борьбой с арабской культурой и не менее активным развитием испанского языка, зодчества, изобразительного искусства.

Арабское влияние наблюдается в покрытых объемными декоративными орнаментами стенах, тяжеловесных фасадах и заостренных наподобие минарета колокольнях. Внутренний дворик в испанских домах становится центральным элементом проекта, вокруг него выстраивается вся конструкция.

Готическое направление в архитектуре Испании

Лучшими группами памятников готического искусства считаются кастильская и каталонская. Они включают в себя известнейшие соборы в Толедо, Бургосе и Жироне, барселонскую церковь Санта Мария дель Мар, торговую биржу Шелковая в Валенсии. Архитектура Валенсии и ее развитие определяются готикой на длительный период после первых построек.

Королевская капелла в городе Гранаде — одна из наиболее посещаемых готических достопримечательностей в Испании.

Известные архитекторы этого времени: Гильом Бофиль, Вентура Родригес, Хуан де Колонья, Энрике Эгас.

Ренессанс в Испании

Заимствовав определенные готические формы, Возрождение стало проявляться в конце XV века как художественный стиль. Тогда образовалось несколько архитектурных стилей, одним из которых стал платереско, а другим — ренессанс. Ренессанс отличался от платереско строгостью декоративных элементов, сдержанностью планировки.

Симметричность композиций и классические арочные формы отдалили ренессанс от утонченно-агрессивной готики.

Самыми памятными представителями испанского ренессанса считаются дворец Карла в Гранаде мастера Педро Мачуки — каталонского художника и архитектора. Также широко известен монастырь Эскориал и Хаэнский собор. Оба памятника принадлежат руке испанских мастеров — Хуану де Эррере и Андресу Вандельвира соответственно.

Ренессанс в архитектуре Испании

Диего де Силоэ — еще один известный архитектор, работавший в стиле ренессанса, который разработал фасад здания королевского университета Саламанки.

Стиль барокко

Большое влияние на формирование этого направления оказала реформация католической церкви и появление учения Коперника. В начале XVIII века первые элементы эпохи барокко появляются на фасаде собора в Гранаде.

Стиль барокко в испанской архитектуре

Декоративность форм, элементы мелкой лепнины, арочные окна, небольшой сад при жилом доме — все это придает стилю барокко художественность, свойственную испанской культуре.

Собор в Валенсии — один из лучших примеров величия барочного стиля, смешения реальных и выдуманных образов.

Еще одно определяющее стиль строение — кафедральный собор Святого Иакова в городе Сантьяго-де-Компостелла.

Одновременно с растущей вычурностью архитектуры садово-парковое искусство развивается в стиле геометризма: парковые территории разбиваются на ровные кварталы. К лучшим архитекторам барокко относят Гомеса де Мора (мадридская Пласа Майор), Карло Фонтана (собор Саламанки), Франческо Хуртадо (гранадский монастырь Паулар).

Колониальная архитектура

Испанский колониальный стиль в архитектуре сформировался преимущественно на территориях испанских колоний в Латинской Америке. Он преобладал с конца XVII по середину XVIII века, в начале XIX века его сменил платереско. Отличительные черты колониальной направленности — смешение барочной вычурности с надежностью и приземистостью построек.

Колониальная архитектура Испании

Характерная черта колониального стиля — использование материала стукко, который применялся для барочной лепнины, штукатурки домов. Стукко — прочный художественный материал, искусственный мрамор, состоящий из гипса, клея и мраморной крошки. Иногда в смесь добавлялся алебастр, каменная пудра и мел.

Впервые колониальный стиль проявился в постройке храма в Куско.

Церковь Святого Франциска в перуанской Лиме дополняют провинциальные постройки, которые можно увидеть также в Ла-Пасе и Потоси. Лучшим архитектором этого стиля считается Лоренсо Родригес, выстроивший уникальный собор Метрополитано (Мехико).

Стиль платереско

Стиль получил название от испанского слова platero — ювелир. Платереско — эклектический стиль, объединивший черты мудехара, готики, итальянского барокко, который представляет собой художественное нагромождение декоративных элементов с растительными и фантастическими мотивами.

Стиль платереско в архитектуре Испании

Характерные особенности — фасады с многоярусными башенками, разделенные на три вертикальных части, а также колонны в стиле неоклассицизма.

Платереско можно узнать по множеству медальонов и геральдических символов на фасадах построек.

Самые яркие здания стиля платереско — Саламанкский университет с его сложными лепнинами, Севильский собор, дворец Инфантадо в Гуадалахаре, университет города Алькала де Енарес.

Лучшими мастерами, работавшими в стиле платереско, признаны Диего де Риольо, Хуан де Гуас. Они определили зрелый этап развития платереско и сделали его одним из наиболее запоминающихся испанских зодческих стилей.

Развитие современной архитектуры

Этот период берет начало в 80-х годах прошлого века. Поток европейских инвестиций в экономику страны и нарастающее количество туристов не допустили архитектурный кризис. Современная архитектура Испании имеет такие характерные особенности: использование стеклянных и бетонных материалов, геометричность форм, лаконичность и функциональность проектирования.

Среди объектов современной архитектуры следует обратить внимание на Аудиторио Курсааль в Доностии, Аудиторио Тенерифе, расположенный на Канарах, Музей Гуггенхайма в Бильбао.

В период с 2006 по 2010 год включительно в Испании строился комплекс из четырех небоскребов, упомянутых почти в каждом современном путеводителе: Torre Cepsa, PwC, Espacio и Cristal.

Современная архитектура Испании

В этих бизнес-центрах расположены рестораны и развлекательные центры, но для проживания в аренду площадь не сдается. Славу великих архитекторов современности заработали Сантьяго Калатрава, Захи Хадид, Френк Гери.

Заключение

Архитектура Испании представляет собой смешение различных стилей, появившихся на ее территории вследствие захвата земель представителями разных наций. Каждый последующий стиль определял направление в архитектуре, гармонично развивающееся из предыдущего стиля.

Перед тем как ехать в Испанию на осмотр достопримечательностей, ознакомьтесь подробнее с особенностями испанской архитектуры. Только так вы сможете полностью оценить уровень развития зодчества в этой прекрасной стране.

Читайте также: