Архитектура и скульптура барокко в италии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Вместе с тем именно в формах барокко, в его чрезмерной декоративности, дина­мичности и иллюзорности было удовлетворено стремление к величию и пышности, продиктованное католическим мироощущением. В пору усиления феодальной ре­акции и активизации католицизма, когда церковь стремилась распространить свое влияние на все сферы жизни, именно архитектура как самый доступный для обо­зрения вид искусства стала мощным средством эмоционального воздействия. Торжественно-театрализованный ход богослужения, сопровождаемый духов­ной музыкой, нашел эффективную поддержку в архитектурном облике храма, в подавляюще пышном декоре, ведущая роль в котором отводилась скульптуре и живописи.




Стиль барокко получил распространение в архитектуре тех абсолютистских го­сударств, где господствующее положение заняла католическая церковь: в Италии, Испании, Австрии, Германии, Чехии, Польше. Но бесспорным лидером тут стала Италия, где он зародился и принес наивысшие художественные результаты.



Волюта, не новый в зодчестве эле­мент, играла теперь в силу своей ди­намичности решающую роль, связы­вая два фасадных ярусаиподчеркивая их почти физически ощутимое вза­имное сцепление.

Широкое распространение по­добных барочных храмов было свя­зано с тем, что в XVII в., в отличие от Средневековья и эпохи Ренессан­са, храм больше не мыслился как са­мостоятельный объем, отделенный от светских зданий. Теперь он орга­нично вписывался в сплошную ли­нию уличной застройки и за счет лишь одного фасада достигал не­обходимого представительного эф­фекта.

Дальнейшая эволюция церковно­го фасада шла по линии общего ком­позиционного усложнения: пилястры

Церковь Д^^у.Арх.Дж. дета Порта. Рим Сменялись ПОЛуЮЛОННами И КО-

лоннами, прихотливее становились; рисунок фронтонов и приемы их размещения на фасаде храма.

Первой по времени и самой крупной дворцовой постройкой той эпохи был па­лаццо Квиринале, летняя резиденция римских пап, возведенный на вершине Кви-ринальского холма.

Но, пожалуй, главным архитектурным памятником XVII в., определившим об­лик сооружений дворцового типа, стал палаццо Барберини (архитекторы Мадер-на, Лоренцо Бернини и Франческо Борромини). В основу его плана был положен принцип открытого парадного двора, образуемого двумя выступающими крылья­ми по обеим сторонам главного фасада. Сходный композиционный прием исполь­зовался и в противоположном, садовом фасаде. В результате вместо привычного замкнутого каре план палаццо Барберини приобрел подобие открытой Н-образной конфигурации.



ский контраст неслучаен. Помещенный непо­средственно под куполом балдахин, будь он выполнен в более фундаментальных архи­тектурных формах, привел бы к дублирую­щему эффекту. Контраст же был усилен тем, что сооружение полностью изготовлено из бронзы, а не из более традиционного и при­вычного камня, колонны украшены ребри­стыми спиралевидными каннелюрами и растительным орнаментом. Декоративный эффект усиливается причудливой формой ко­лонн, хотя это было продиктовано традицией: именно так выглядели колонны в алтарной части раннехристианской базилики св. Петра, стоявшей на месте собора, которые, в свою очередь, воспроизводили колонны иеруса­лимского храма Соломона.

Балдахин в соборе св. Петра.
СЯ на ГОЛОВОКруЖИТеЛЬНуЮ ВЫСОТУ, ПОТОКИ Арх ж Бернини. Ватикан

света льются сверху, порождая ощущение ир­рациональности всего происходящего. Чело­век чувствует себя совершенно раздавленным перед сверхъестественным, чудо­вищным масштабом увиденного. Но это и есть идеальное воплощение идеи римского католического барокко.

В центральной апсиде храма архитектор расположил так называемую кафедру св. Петра, в которую вошли четыре громадные фигуры отцов церкви в торжествен­ных облачениях. Они расположены попарно у подножия возносимого к небесам трона первого папы - св. Петра. Завершает композицию витражное изображение летящего голубя - символа Св. Духа. Бернини мастерски использовал направление алтарной части храма не на восток, а на запад, что обеспечивает доступ солнца в апсиду в послеполуденные часы. Проникая в храм сквозь витражное окно, солнеч­ные лучи довершали мистификацию, наполняя пространство храма неземным, ир­реальным светом.

Не менее значительным был вклад Бернини в создание архитектурного ансамб­ля перед собором. Он оформил площадь перед собором как продолжение храма. Прямо от краев фасада далеко вперед протянулись крытые галереи-коридоры, образующие перед храмом трапециевидный участок с обширной соборной па­пертью, а от концов галерей по эллиптическим кривым разошлись двумя рукавами Колоннады из колонн тосканского ордера. Сам Бернини сравнивал рукава ко-



лоннады с объятиями церкви, го­товой принять в свое лоно всех страждущих. И действительно, площадь вмещает огромное ко­личество людей и вовлекает их в пространство собора. При всей новизне общего замысла площа­ди в нем просматривался элемент исторической преемственности -мотив атриума, окруженного ко­лоннадой, перед входом. Одно­временно пространство перед собором св. Петра являлось и го­родской площадью, оформлен­ной обелиском в центре овала и двумя монументальными фонта­нами.

Площадь перед собором св. Петра. Ватикан

Своеобразную параллель скульптурной пластике фонтанов в искусстве укра­шения города составила чистая скульптура. Лоренцо Бернини обнаружил в этой области не только дар ваятеля, но и мышление зодчего, ибо органичное слияние скульптуры с динамичной жизнью города, природы составляет глубинную основу барочного мировосприятия.

Вот ряд примеров. В центре площади Минервы Бернини соорудил скульптуру, представляющую собой обелиск, поставленный на спину слона. Оригинальность замысла в том, что в просвет зданий, ограничивающих площадь, просматривается могучая круглая стена бетонной ротонды Пантеона, гигантскому объему которой вторит телесная пластика карликового слона Бернини. Надпись, сделанная на по­стаменте, славит мощь Разума, способного выдержать груз Знаний, которые оли­цетворяет обелиск. Этот монумент выполнял важную художественную функцию,

не только объединяя в ансамблевое целое различные по стилевым признакам соо­ружения: античности (Пантеон), Средних веков (готическая церковь Санта Мария сопра Минерва) и Ренессанса (дворцы, замыкающие площадь с двух сторон), но и вводя их в художественную атмосферу нового, барочного Рима.

Другим примером гармоничного соединения скульптуры с архитектурными го­родскими сооружениями являются мраморные статуи ангелов. Используя большую пространственную композицию, Бернини разместил их на парапетах моста через Тибр против замка Св. Ангела. С площади перед мостом двойная череда охвачен­ных вихревым движением белых фигур в развевающихся одеяниях очень эффек­тно смотрится на фоне циклопической красной громады замка.


Лоренцо Бернини запечатлел в летящем движении момент превращения юной без­защитной Дафны, настигнутой легконогим Аполлоном, в лавр: жесткая кора уже напо­ловину скрыла нежное тело, углубляются в почву прорастающие корни, трепет гибну­щего человеческого существа отзывается в шелесте распускающейся листвы.

Вилла Боргезе. Рим

мгновения, когда все душевные силы человека приходят в движение, он воодушев­ляется под влиянием чувства или внешнего действия. Так, например, внутренним стержнем портрета кардинала Шипионе Боргезе является его живая реакция на слова невидимого собеседника, которая рождает в облике прелата явную заинте­ресованность и обусловливает общую динамику скульптуры.

Бернини переосмыслил концепцию ренессансной гробницы, в основе кото­рой - спокойное достоинство человека перед неизбежностью смерти, - и пришел к прославлению всесильной смерти, ставшему отличительной чертой мемориаль­ного искусства барокко. При этом главным является композиция, аллегорический смысл и декоративное расположение изображаемых фигур. Свойственная барокко театральность наиболее наглядно проявилась в двух знаменитых надгробиях рим­ских пап в соборе ев, Петра. Соединяя в одной скульптуре мраморы различных цветов и позолоченную бронзу, Бернини достигал предельной выразительности скульптуры.

Будучи выдающимся скульптором, архитектором, прекрасным рисовальщиком, Бернини являлся истинным зодчим Рима. Про него говорили, что он строит не от­дельные алтари и церкви, но возводит Рим. Его настоящей целью были перспективы улиц и площадей, колоннады-панорамы Вечного города.

Вместе с тем именно в формах барокко, в его чрезмерной декоративности, дина­мичности и иллюзорности было удовлетворено стремление к величию и пышности, продиктованное католическим мироощущением. В пору усиления феодальной ре­акции и активизации католицизма, когда церковь стремилась распространить свое влияние на все сферы жизни, именно архитектура как самый доступный для обо­зрения вид искусства стала мощным средством эмоционального воздействия. Торжественно-театрализованный ход богослужения, сопровождаемый духов­ной музыкой, нашел эффективную поддержку в архитектурном облике храма, в подавляюще пышном декоре, ведущая роль в котором отводилась скульптуре и живописи.

Стиль барокко получил распространение в архитектуре тех абсолютистских го­сударств, где господствующее положение заняла католическая церковь: в Италии, Испании, Австрии, Германии, Чехии, Польше. Но бесспорным лидером тут стала Италия, где он зародился и принес наивысшие художественные результаты.



Волюта, не новый в зодчестве эле­мент, играла теперь в силу своей ди­намичности решающую роль, связы­вая два фасадных ярусаиподчеркивая их почти физически ощутимое вза­имное сцепление.

Широкое распространение по­добных барочных храмов было свя­зано с тем, что в XVII в., в отличие от Средневековья и эпохи Ренессан­са, храм больше не мыслился как са­мостоятельный объем, отделенный от светских зданий. Теперь он орга­нично вписывался в сплошную ли­нию уличной застройки и за счет лишь одного фасада достигал не­обходимого представительного эф­фекта.

Дальнейшая эволюция церковно­го фасада шла по линии общего ком­позиционного усложнения: пилястры

Церковь Д^^у.Арх.Дж. дета Порта. Рим Сменялись ПОЛуЮЛОННами И КО-

лоннами, прихотливее становились; рисунок фронтонов и приемы их размещения на фасаде храма.

Первой по времени и самой крупной дворцовой постройкой той эпохи был па­лаццо Квиринале, летняя резиденция римских пап, возведенный на вершине Кви-ринальского холма.

Но, пожалуй, главным архитектурным памятником XVII в., определившим об­лик сооружений дворцового типа, стал палаццо Барберини (архитекторы Мадер-на, Лоренцо Бернини и Франческо Борромини). В основу его плана был положен принцип открытого парадного двора, образуемого двумя выступающими крылья­ми по обеим сторонам главного фасада. Сходный композиционный прием исполь­зовался и в противоположном, садовом фасаде. В результате вместо привычного замкнутого каре план палаццо Барберини приобрел подобие открытой Н-образной конфигурации.



ский контраст неслучаен. Помещенный непо­средственно под куполом балдахин, будь он выполнен в более фундаментальных архи­тектурных формах, привел бы к дублирую­щему эффекту. Контраст же был усилен тем, что сооружение полностью изготовлено из бронзы, а не из более традиционного и при­вычного камня, колонны украшены ребри­стыми спиралевидными каннелюрами и растительным орнаментом. Декоративный эффект усиливается причудливой формой ко­лонн, хотя это было продиктовано традицией: именно так выглядели колонны в алтарной части раннехристианской базилики св. Петра, стоявшей на месте собора, которые, в свою очередь, воспроизводили колонны иеруса­лимского храма Соломона.

Балдахин в соборе св. Петра.
СЯ на ГОЛОВОКруЖИТеЛЬНуЮ ВЫСОТУ, ПОТОКИ Арх ж Бернини. Ватикан

света льются сверху, порождая ощущение ир­рациональности всего происходящего. Чело­век чувствует себя совершенно раздавленным перед сверхъестественным, чудо­вищным масштабом увиденного. Но это и есть идеальное воплощение идеи римского католического барокко.

В центральной апсиде храма архитектор расположил так называемую кафедру св. Петра, в которую вошли четыре громадные фигуры отцов церкви в торжествен­ных облачениях. Они расположены попарно у подножия возносимого к небесам трона первого папы - св. Петра. Завершает композицию витражное изображение летящего голубя - символа Св. Духа. Бернини мастерски использовал направление алтарной части храма не на восток, а на запад, что обеспечивает доступ солнца в апсиду в послеполуденные часы. Проникая в храм сквозь витражное окно, солнеч­ные лучи довершали мистификацию, наполняя пространство храма неземным, ир­реальным светом.

Не менее значительным был вклад Бернини в создание архитектурного ансамб­ля перед собором. Он оформил площадь перед собором как продолжение храма. Прямо от краев фасада далеко вперед протянулись крытые галереи-коридоры, образующие перед храмом трапециевидный участок с обширной соборной па­пертью, а от концов галерей по эллиптическим кривым разошлись двумя рукавами Колоннады из колонн тосканского ордера. Сам Бернини сравнивал рукава ко-



лоннады с объятиями церкви, го­товой принять в свое лоно всех страждущих. И действительно, площадь вмещает огромное ко­личество людей и вовлекает их в пространство собора. При всей новизне общего замысла площа­ди в нем просматривался элемент исторической преемственности -мотив атриума, окруженного ко­лоннадой, перед входом. Одно­временно пространство перед собором св. Петра являлось и го­родской площадью, оформлен­ной обелиском в центре овала и двумя монументальными фонта­нами.

Площадь перед собором св. Петра. Ватикан

Своеобразную параллель скульптурной пластике фонтанов в искусстве укра­шения города составила чистая скульптура. Лоренцо Бернини обнаружил в этой области не только дар ваятеля, но и мышление зодчего, ибо органичное слияние скульптуры с динамичной жизнью города, природы составляет глубинную основу барочного мировосприятия.

Вот ряд примеров. В центре площади Минервы Бернини соорудил скульптуру, представляющую собой обелиск, поставленный на спину слона. Оригинальность замысла в том, что в просвет зданий, ограничивающих площадь, просматривается могучая круглая стена бетонной ротонды Пантеона, гигантскому объему которой вторит телесная пластика карликового слона Бернини. Надпись, сделанная на по­стаменте, славит мощь Разума, способного выдержать груз Знаний, которые оли­цетворяет обелиск. Этот монумент выполнял важную художественную функцию,

не только объединяя в ансамблевое целое различные по стилевым признакам соо­ружения: античности (Пантеон), Средних веков (готическая церковь Санта Мария сопра Минерва) и Ренессанса (дворцы, замыкающие площадь с двух сторон), но и вводя их в художественную атмосферу нового, барочного Рима.

Другим примером гармоничного соединения скульптуры с архитектурными го­родскими сооружениями являются мраморные статуи ангелов. Используя большую пространственную композицию, Бернини разместил их на парапетах моста через Тибр против замка Св. Ангела. С площади перед мостом двойная череда охвачен­ных вихревым движением белых фигур в развевающихся одеяниях очень эффек­тно смотрится на фоне циклопической красной громады замка.


Лоренцо Бернини запечатлел в летящем движении момент превращения юной без­защитной Дафны, настигнутой легконогим Аполлоном, в лавр: жесткая кора уже напо­ловину скрыла нежное тело, углубляются в почву прорастающие корни, трепет гибну­щего человеческого существа отзывается в шелесте распускающейся листвы.

Вилла Боргезе. Рим

мгновения, когда все душевные силы человека приходят в движение, он воодушев­ляется под влиянием чувства или внешнего действия. Так, например, внутренним стержнем портрета кардинала Шипионе Боргезе является его живая реакция на слова невидимого собеседника, которая рождает в облике прелата явную заинте­ресованность и обусловливает общую динамику скульптуры.

Бернини переосмыслил концепцию ренессансной гробницы, в основе кото­рой - спокойное достоинство человека перед неизбежностью смерти, - и пришел к прославлению всесильной смерти, ставшему отличительной чертой мемориаль­ного искусства барокко. При этом главным является композиция, аллегорический смысл и декоративное расположение изображаемых фигур. Свойственная барокко театральность наиболее наглядно проявилась в двух знаменитых надгробиях рим­ских пап в соборе ев, Петра. Соединяя в одной скульптуре мраморы различных цветов и позолоченную бронзу, Бернини достигал предельной выразительности скульптуры.

Будучи выдающимся скульптором, архитектором, прекрасным рисовальщиком, Бернини являлся истинным зодчим Рима. Про него говорили, что он строит не от­дельные алтари и церкви, но возводит Рим. Его настоящей целью были перспективы улиц и площадей, колоннады-панорамы Вечного города.

Барокко в Италии и Риме

Разнообразие жанров, региональных школ, объединений художников мешают искусствоведам правильно оценить эпоху. Сторонники стиля считают, что грандиозная пластика стремится к красоте, продолжает традиции Возрождения и маньеризма.

Значение термина

В списке представлены примеры толкований термина:

Рим – родина барокко

В 1593 году в Риме начинает творческую деятельность реформатор живописи Микеланджело Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio). Изменившиеся политические условия диктуют новые правила поведения. Церковь и аристократия нуждаются в демонстрации могущества. Барокко − стиль, который может их возвысить.

Роль церкви. Контрреформация

Главная задача реформы заключалась в обновлении Римско-католической церкви, восстановлении её престижа.

Визуально представить власть и могущество могло только искусство, с помощью которого можно ошеломить, привлечь внимание, заинтересовать. Простым церквям протестантов противопоставляют католические храмы, украшенные богатой позолотой, орнаментом, величественными лестницами. Собор святого Петра (Basilica Sancti Petri) в Ватикане − образец нового стиля. Прототипом для церквей итальянского барокко считают римскую церковь Иль-Джезу (Chiesa del Sacro Nome di Gesu), построенную по дизайну Джакомо да Виньола (Il Vignola).

История развития стиля

Мастера барокко отходят от художественных традиций Ренессанса. Развитие искусства происходит в два периода:

  1. Раннее барокко. Временные рамки: конец XVI − начало XVII века.
  2. Зрелое барокко: 30-е годы XVII − начало XVIII века.

Раннее барокко развивалось неравномерно и зависело от местных особенностей. Черты стиля вырабатываются в архитектуре и живописи. Колыбель Ренессанса − Флоренция (Firenze) − остаётся равнодушной к особенностям нового искусства. Рим (Roma) не жалеет средств на реконструкцию города.

Венеция (Venezia), Турин (Torino), Генуя (Genova) придают архитектурным сооружениям утончённый и праздничный вид. Признанные представители раннего барокко: Джакомо Бароцци да Виньола (Il Vignola, 1507 − 1573), Джакомо делла Порта (Giacomo della Porta, 1533 − 1602), Доменико Фонтана (Domenico Fontana, 1543 − 1607), Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio,1571 − 1610).

Зрелое барокко начинается после 1630 года. Доминирующим видом искусства становится скульптура. Период характеризуется усилением пышности архитектуры. Появляются новые формы: украшенные скульптурой фонтаны, гроты, балюстрады. Культовое зодчество позднего барокко представляют опытные мастера: Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini, 1598 − 1680), Гварино Гварини (Guarino Guarini, 1624 − 1683), Карло Райнальди (Carlo Rainaldi, 1611 − 1691).

Особенности стиля

  • монументальность;
  • пространственный размах;
  • сложный криволинейный план;
  • использование светотени, колоннад, куполов;
  • массивные парадные лестницы;
  • подчёркнутое величие церкви;
  • великолепие.

Итальянская барочная скульптура

  • театральность;
  • изображение группы человеческих фигур в энергичном движении;
  • использование белого мрамора;
  • возможность осматривать статуи с нескольких углов обзора;
  • слияние скульптуры с живописью и архитектурой;
  • изобилие скульптурных фигур на фасадах, в парковых зонах дворцов.

Живопись

Итальянская живопись XVII столетия начинает терять исключительное положение в Европе.
Передовым для эпохи остаётся художественное творчество в архитектуре. Искусствоведы разделяют барочную живопись на три типа: церковную, придворную, буржуазную. Новые жанры используют не только мифологические и религиозные темы. Внимание художников фокусируется на реальной жизни.
Особенности барочной живописи:

  • динамизм композиций;
  • незаурядность сюжетов;
  • драматический конфликт;
  • использование аллегории;
  • контраст цвета, тени, масштабов;
  • парадные портреты, создающие иллюзию эмоционального контакта;
  • пышность форм.

Человек эпохи

Мировосприятие в период барокко меняет ренессансное представление о человеке. Итальянская культура нового времени представляет человека песчинкой в мире великой природы. Бог − это Великий Архитектор. Люди должны учиться у высшего разума.

Барокко в искусстве

Современное искусствоведение рассматривает итальянское барокко как художественную эпоху, начавшую движение западной цивилизации к триумфу.

Архитектура

Первыми, кто представил художественный стиль в начале XVII столетия, были архитекторы. Радикальный представитель итальянского барокко Франческо Борромини (Francesco Borromini) закладывает основы для последующего развития европейской архитектуры. Благодаря Борромини Италию называют родиной архитектурного барокко.

Франческо Борромини (1599 − 1667)

Совместно с Лоренцо Бернини архитектор работал над проектом 29-ти метрового балдахина в соборе святого Петра (Basilica di San Pietro) в Ватикане (Stato della Citta del Vaticano). Витые колонны украшены ветвями лавра. Четыре статуи отцов церкви поддерживают кресло святого Петра. Киворий покрыт бронзой, взятой из Пантеона. Имя резкого, неистового Франческо осталось в тени. Слава досталась его сопернику Лоренцо Бернини.

В историю собора вошла высокая решётка из бронзы для капеллы святого Причастия, выполненная по эскизам Борромини в 1630 году.

Выдающийся архитектор принимал участие в реконструкции кафедрального римского собора Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме (Basilica di San Giovanni in Laterano).

собора Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме в Риме

За четыре года работы (1646 − 1650) он обогатил базилику элементами барочной архитектуры, спроектировал ниши главного нефа, сделал эскизы статуй святых и пророков. Автор проектов величественных дворцов руководил строительством палаццо Барберини (Palazzo Barberini, 1629 − 1633) в Риме.

Винтовая лестница в виде улитки, двойные колонны, причудливые детали восхваляли могущество Маффео Барберини (Maffeo Barberini), избранного в 1623 году папой Римским (Урбан VIII).

Филиппо Юварра (1678 − 1736).

Римский зодчий, яркий представитель позднего барокко, Филиппо Юварра (Filippo Juvarra) строил в Италии церкви, палаццо герцогов, проектировал королевский дворец в Испании (Palacio Real de Madrid).

Барочные находки Франческо Борромини вдохновили архитектора на создание в 1732 году купола церкви Сант-Андреа в Мантуе (Basilica di Sant’Andrea). В Турине сооружены дворцовый комплекс палаццо Мадама (Palazzo Madama, 1721), загородная резиденция монархов Савойской династии − стильный охотничий замок Ступиниджи (Palazzina di caccia di Stupinigi). Важнейшие постройки − собор Суперга (Basilica di Superga) и палаццо Бираго ди Боргаро (Palazzo Birago di Borgaro).

Собор Суперга

Строительство пышной католической базилики Суперга началось в 1717 году.

Базилика Суперга в Турине

Палаццо Бираго ди Боргаро

В 1716 году граф Ренато Аугусто Боргаро (Augusto Renato Birago di Borgaro) поручил архитектору построить дворец в Турине. Особенности сооружения: величественная лестница, многочисленные колонны, украшенный статуями главный зал для торжественных приёмов и балов, чередование изогнутых и треугольных фронтонов на окнах.

Пирро Лигорио

Художник итальянского барокко, антиквар, инженер Пирро Лигорио (Pirro Ligorio) был архитектором папского двора Пия IV (1559 − 1565). После критики проекта Микеланджело Буонарроти по сооружению собора Святого Петра, Пирро Лигорио теряет престижную должность и возвращается на службу к Ипполито II д’Эсте (Ippolito II d’Este).

фонтаны в Тиволи на вилла д Эсте

Скульптура

Джованни Лоренцо Бернини

Основатель барочного стиля в скульптуре осуществлял масштабные проекты. Джованни Лоренцо Бернини посвятил 50 лет творческой жизни украшению Собора Святого Петра в Ватикане.

Скульптуры в Соборе Святого Петра в Ватикане

Работая над статуями религиозных сюжетов, скульптор и главный архитектор Базилики (1629) использует белый мрамор, скрытый свет для усиления эффекта богослужения.

Экстаз святой Терезы, скульптура Бернини

Давид

скульптура Давид, Бернини находится в галерее Боргезе

Автора интересует правдоподобный показ убийства Голиафа. Тонкие губы юного Давида упрямо сжаты, маленькие глаза наполнены злостью, гримаса на лице выдаёт явные намерения. Динамичная фигура заставляет зрителя представить траекторию броска камня.

Римские фонтаны

Творения Бернини − шедевры аллегории и зрелищности. Величественные фонтаны с сюжетной линией выполнены в Риме по заказу папы Урбана VIII.

Фонтан Тритона

Лоренцо Бернини завершает строительство фонтана Тритона (Fontana del Tritone) в 1642 году.

Площадь Барберини в Риме, фонтан Тритона, Бернини

Постамент, выполненный из травертина, образуют скульптуры четырёх дельфинов, между которыми находится герб папы Римского. В огромной раковине, установленной на хвостах морских животных, помещена статуя Тритона. Сын Посейдона выдувает из раковины струю воды.

Фонтан пчёл

В 1644 году архитектор по приказу великого понтифика устанавливает фонтан пчёл (Fontana delle Api), предназначенный для нужд горожан.

фонтан пчёл в Риме, Бернини выполнил по заказу Барберини

По створкам раскрытой раковины к воде спускаются три пчелы − символ династии Барберини.

Фонтан четырёх рек

Фонтан четырех рек в Риме на площади Навона

Расположенный в середине фонтана обелиск, демонтированный из древнего храма Исиды, окружают скульптуры мифологических богов. Фигуры символизируют главные реки четырёх частей света: Нил, Ганг, Дунай, Ла-Плата. Композиционное расположение духов, их одеяния, динамичные движения аллегорично представляют истории из древних мифов.

Барокко в живописи

В XVI − XVII столетиях в Италии формируются два главных направления в живописи:

Микеланджело Меризи да Караваджо

Обращение Савла картина Караваджо

Религиозный сюжет использовали живописцы до Караваджо. На картинах художников главное внимание уделялось библейским персонажам. Барочный мастер новаторски смело рисует мощный круп лошади на всей верхней части полотна, реалистично изображает сморщенный лоб, натруженные ноги, редкие волосы конюха.

Погребение Христа картина Караваджо в пинакотеке Ватикана

Трое палачей прикладывают большие усилия, чтобы перевернуть тяжёлый крест с распятым апостолом. Ответственность за преступление лежит на тех, кто совершает казнь Святого Петра.

Фрески семьи Карраччи

Братьев признали мастерами монументально-декоративной живописи. По поручению кардинала Одоардо Фарнезе (Odoardo Farnese) Карраччи работают над фресками и галереей (1595-1604) в римском палаццо Фарнезе (Palazzo Farnese).

 фрески Караччи в римском палаццо Фарнезе (Palazzo Farnese)

Совместная работа представляет 13 главных картин: любовные приключения греческих богов, триумфальное шествие Вакха и его свиты, супружеский союз членов династии, другие классические сюжеты. Цельная работа является образцом величайшего произведения раннего барокко.

Литература

Джамбаттиста Марино

Родоначальником барочной поэзии был Джамбаттиста Марино (Giambattista Marino, 1569-1625). Поэт находился под покровительством кардинала Пьетро Альдобрандини (Pietro Aldobrandini) и герцога Савойи Карла Эммануила Великого (Carolus Emmanuel Magnus).

Разгневанный маэстро бросил партитуру на землю, которая стала домом для людей. Творчество придворного поэта легло в основу маринизма − литературного направления эпохи барокко в Италии.

Эмануэле Тезауро

Музыка

Ведущие жанры −опера, оратория, кантата.

Музыкальные инструменты: клавишные (орган, клавесин), струнные смычковые (скрипка, виола, контрабас, виолончель), струнные щипковые (лютня, мандолина, барочная гитара) медные и деревянные духовые, ударные (литавры).
Основными направлениями творчества остаются духовная и светская музыка.

Грегорио Аллегри

В настоящее время Псалом 50 (покаянный) постоянно исполняют в богослужениях католической церкви. Незабываемую барочную музыку можно услышать в видео

Сальватор Роза

В отличие от универсального искусства, Италия эпохи барокко не была законодательницей европейской моды. Человек, подчинённый тяготам земной жизни, перестал быть центром мира.

Модной становится скромность, бледность кожи, украшенная лентами и шнурами одежда. Мужчины носили панталоны с завязками под коленями, короткие куртки с широкими рукавами. Женщины одевали корсеты и неширокие юбки. Яркими остаются итальянские шерстяные и шёлковые ткани. В XVII веке начинается рост производства атласа, бархата, муара. Увеличивается спрос на венецианские кружева, появившиеся в Италии ещё в XV столетии.

Художники декоративно-прикладного искусства Niccolo Zoppino (1527), Bugato (1527) разработали неповторимые узоры и орнаменты для создания кружев, которые превращаются в надёжную валюту и подчёркивают статус в обществе.

Изменения в обществе наметились в первой половине XVII века. К 60-ым годам все итальянцы стали одеваться по французской моде. Идеальным образом мужчины становится нежный, пахнущий духами синьор в напудренном парике. Женщина с вычурной причёской носит корсет и туфли на каблуках. Отличительная особенность костюма − контрастные цветовые сочетания, вышивки, кружева. До XIX века итальянцы носили парики, уложенные по версальской моде.

Заключение

Италия внесла в мировую культуру вклад исключительной важности. Эпоха конца XVI − начала XVIII века сформировала новое искусство, которое стало универсальным. Стиль барокко медленно вызревал, чтобы взорваться именами великих творцов, изменивших ход развития западноевропейского искусства.


Барокко — это культурное течение, которое началось в Риме в XVII веке и продолжалось до первых десятилетий XVIII века. XVII век для Рима был периодом времён скорее тёмных, чем светлых, но именно в эти годы Вечный город возродился как столица европейского искусства, благодаря работам Бернини и Борромини, а также шедеврам Караваджо и Корреджо. Барокко — театральное, элегантное и напыщенное, как сам Рим, распространилось вскоре по всей Италии — от Рагузы до Неаполя и Казерты, от Лечче до Турина.

Барокко в Италии

Барокко зародилось в годы Контрреформации, которой католическая церковь отреагировала на реформистские течения протестантской церкви, решительно подтвердив свои догмы. Это оказало большое влияние на искусство, целью которого было прославлять величие Бога и святых, подчеркивая трагичность их природы.


Базилика Сант Иньяцио, 1626-1650, Рим

Величие выражалось в изобразительном искусстве с помощью помпезности, роскоши и театральности фигур. Эти художественные средства будут вновь использоваться европейскими монархами для восхваления своей абсолютной власти. XVII век был также эпохой абсолютных монархий.

Характеристики стиля и главные герои

Изогнутые линии, богатство декоративных элементов, лепнина, фонтаны и водные украшения — основные черты архитектуры барокко.

В этой области особенно выделяются такие имена как Джан Лоренцо Бернини и Франческо Борромини. В Риме можно полюбоваться великолепными произведениями Бернини, такими как Площадь Святого Петра или Палаццо Монтечиторио, и величественными созданиями Борромини, такими как собор Святого Иоанна Латерано.


Джованни Бернини, Похищение Прозерпины, 1621, мрамор, Галерея Боргезе, Рим

Художники барокко использовали перспективу в росписях потолков церквей и дворцов, создавая удивительные эффекты глубины, в том числе благодаря технике trompe d’oeil, иллюзии трёхмерного пространства в реалиях двухмерной плоскости.


Корреджо, Вознесение Девы Марии, фреска, купол. 1526-1530 год. Парма

Среди всех художников того периода отдельным стоит Караваджо, неповторимый в своём мастерстве использования света и созданию оригинальных образов традиционной иконографии. Братья Корреджо и их двоюродные братя Карраччо из Болоньи, основатели художественной Академии дельи Инкамминати (Accademia degli Incamminati), так же оставили важный след в искусстве того времени.


Караваджо, Распятие Святого Петра, 1601 год. Холст, Масло, 230 х 175 см. Рим, базилика Санта Мария дель Пополо.

В XVII веке утверждается и новый музыкальный жанр — опера, прославивший Италию во всем мире. Клавесин — характерный инструмент барокко. Главный итальянский композитор барокко — Антонио Вивальди.

Контрреформация оказала на художественную жизнь большое влияние. Строгие религиозные догмы ограничивали пространство для творчества художников, навязывания им свои темы и устанавливая цензуру. Литераторы, как правило, концентрировались прежде всего на форме своих стихов, которая стала выражением их творческих способностей. Среди писателей можно выделить Джованни Баттиста Марино, неаполитанского поэта и писателя.

Несмотря на насаждение церковных ограничений и гонений Инквизиции, эпоха барокко подарила миру важнейшее революционное открытие Галилея, продолжателя теорий Коперника о гелиоцентрической системе мира, фактически открывшее путь научному методу и Просвещению.

Искусство Барокко зародилось в Италии и распространилось по Европе, охватив архитектуру, скульптуру, живопись эффектностью, пышностью форм

Барокко в архитектуре

Примечательный образец стиля барокко в архитектуре — Церковь Сан Карло алле Куатро Фонтане (1635-1667) архитектора Франческо Борромини. Эта небольшая по размеру церковь расположена в Риме, Италия.

Прежде фасад расчленялся одинаковыми пилястрами на равноценные части, теперь формы сгибаются и набухают к центру – кажется, что они идут к центру, вместе с тем выступая вперед. Фасад как импозантная ширма приставленная к зданию. Фигуры ангелов неведомо как держащиеся на стене, поддерживают большой овал с изображением герба. Поверхность вибрирует, про ней пробегает движение двух встречных волн. Выпуклости стали сильнее, ниши – глубже, выступающие и отступающие формы создают сочную игру теней.


Особое пристрастие барокко питало к волюте, увеличивая ее иногда до огромных размеров.

Волю́та — завиток, спираль, архитектурный мотив, представляющий собой спиралевидный завиток с кружком в центре.

Фасады почти всегда сделаны так, чтобы видеть их в ракурсе, чтобы усилить ощущение перетекаемости, волнистости, густоты форм. Линия антаблемента – архитрава и сильно выступающего карниза – перестала быть ровной прямой и стала прерывистой, образуя уступы над группами пилястр – это называется раскреповкой. Раскрепованный антаблемент – почти непрерывный признак барочной постройки.

Антаблеме́нт — одна из трёх основных частей архитектурного ордера, а именно система горизонтального перекрытия, опирающегося на колонну, пилон, стену.

Интерьеры архитектуры барокко

Еще более эффектны, чем экстерьеры. Обильно использовался цветной мрамор, лепнина, скульптура и живопись. Интерьеры переполнялись скульптурой. Теперь это были не порознь стоящие статуи, а аллегорические группы из множества патетических фигур. Порой они производят впечатление какой-то расплавленной кишащей массы. Трудно выделить отдельные фигуры. Да и не нужно, потому что каждая фигура интересна как часть целого. Борромини в церкви Сант Иво (Сант-Иво алла Сапиенца (итал. Chiesa di Sant’Ivo alla Sapienza) в Риме построил внутренний план в форме, напоминающей очертания пчелы (пчелы изображались на гербе семейства Барберини, откуда родом был очередной папа – заказчик церкви Сант Иво)

Церковь Барокко

СантИво алла Сапиенца (итал. Chiesa di Sant’Ivo alla Sapienza) XVII век, Рим, Италия

В барокко много театральности. Надо ли говорить, что именно в это время расцветает итальянская опера? Оно проникнуто духом зрелищного ансамбля.

Барокко соединило архитектуру, скульптуру и живопись в многоголосый хор, как это было в готике, только по иному звучащий. Мастера барокко приобщили еще и природу, вокруг загородных вилл, разбив великолепные парки, украсив гротами каскадами фонтанов. Барокко не так любило бьющую ввысь струю воды, сколько массивные водяные каскады, сильно и шумно падающие вниз и расходящиеся подобно тяжелому шлейфу.

Фонтан Треви XVIII в. (архитекторы: Никола Сальви, Джузеппе Паннини)

Широкие потоки уступами низвергаются в нижний бассейн из верхнего, где по колено и по пояс в воде резвятся морские божества, тритоны, вздыбленные кони.

Фонтан Треви XVIII в, Рим, Италия

Эффект оптической иллюзии– любимый эффект барокко. Скульптор Лоренце Бернини (1598 — 1680) так спроектировал лестницу в Ватиканском дворце, что снизу она кажется длиннее, чем есть на самом деле, потому что к верху она сужается, свод становится ниже, колонны меньше по размеру и промежутки между ними теснее. Когда на верхней площадке лестницы во время торжественных церемоний появлялся папа римский, его фигура благодаря ложной перспективе казалась неожиданно большой и величественной.


Ватиканский дворец, архитектор Лоренцо Бернини.

искусство барокко

Собор Св. Петра. 1626 г. архитектор Лоренцо Бернини


Экстаз Св. Терезы. 1645-1652. Санта Мария Делла Виттория.

Живопись барокко

Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610)


Вакх. 1596. Галерея Уффици, Флоренция.

Питер Пауль Рубенс (1577-1640)

Истинный художник Барокко Рубенс изображал полуобнаженные тела в сильном, возбужденном движении и где только можно вводил мотивы схватки, борбы, погони, напряженных физических усилий.

Прожив в молодости несколько лет в Италии при дворе герцога Мантуанского, вдохновляясь, как и все лучшие живописцы XVII века, произведениями мастеров Высокого Возрождения, вернулся во Фландрию и начал создавать собственную фламандскую школу барокко, которая развивалась параллельно итальянской.

И все же тело Андромеды прекрасно, оно источает свет. Амуры стягивают с нее покрывало, показывая ее во всей прелести наготы. Амуры неизменно населяют живопись барокко. Через них события получают оттенок игры, театральности. С крылышками они порхают, играют, кувыркаются и шалят.

Якоб Йорданс (1593-1678)

Козлоногий бог лесов на скудной крестьянской трапезе, любит побалагурить. Повадки и жесты как у настоящего крестьянина.

Читайте также: