Архитектура древнего востока кратко

Обновлено: 04.07.2024

Народы Древнего Востока создали сложную и высокую по уровню развития культуру, которая была богата по содержанию и, оказывая влияние на все дальнейшее развитие мирового искусства, стала одним из важных этапов развития мировой культуры в целом.

Созданная на Древнем Востоке художественная система обладала рядом специфических особенностей, отражавших специфику древневосточной природы и цивилизации как таковой. Значительное влияние на развитие искусства на Древнем Востоке оказывало то, что только что вышедшая из глубины родовых отношений цивилизация во многом зависела от окружающих природных сил.

Чувствуя бессилие перед разливами великих рек, палящим солнцем, дикими и опасными животными человек создавал мощные аспекты сопротивления, получившие выражение прежде всего в памятниках архитектуры (именно в этом находит объяснение свойственный древнему искусству гигантизм).

Одной из крупнейших и неотъемлемых частей созданной на Древнем востоке культуры была архитектура.

Одной из крупнейших и наиболее богатых по художественному и культурному материалу цивилизаций той эпохи является Древний Египет.

Сложение египетского искусства в 4 тыс. до н.э.

Архитектура Египта эволюционировала от древнейших ям и пещер, на смену которым пришли круглые хижины, слепленные из смешанной с глиной соломой (сплетенные из тростника и обмазанные глиной). С выделением верхушки общины изменяется облик жилищ-появляются большие по размерам, сложенные из кирпича - сырца, прямоугольные по форме. Подобное развитие отражается и на облике могилы-посмертного дома умершего (часть круглых ям с циновками заменяется прямоугольными, выложенными кирпичом). Древнейшие святилища также имели вид больших хижин.

1) Искусство Раннего и Древнего царств (3000год до н.э.-около 24в. до н.э.)

Это время имело огромное значение и для истории Египта, и для развития искусства. Века поисков, отборов, сложения основных форм египетской культуры. Именно в эпоху Древнего Царства создавались первые пирамиды. Было освоено конструктивное и декоративное значение камня, отобраны элементы архитектурной декорировки.

Культовый характер монументального каменного зодчества объясняется сразу несколькими аспектами: в идеологии Египта как земледельческой страны был силен культ умирающих и воскресающих сил природы, тесно связанный с заупокойными представлениями, верой в загробную жизнь. Кроме того, чувствуя бессилие перед разливами великих рек, палящим солнцем, дикими и опасными животными человек создавал мощные аспекты сопротивления, получившие выражение прежде всего в памятниках архитектуры (именно в этом находит объяснение свойственный древнему искусству гигантизм). Помимо того, свойственной Древнему Востоку была и идея о том, что чем прочнее материал, тем сильнее, долговечнее, монументальнее созданный из него образ. Используемый в качестве основного материала для строительства и создания скульптур камень также отражал поэтику прочности, твердости и несокрушимости.

Гробницы возводились для фараонов и знати, у первых они отличались огромными размерами, более сложным устройством. Возможно именно в поиске создания наиболее впечатляющей царской гробницы появилась идея увеличения здания по вертикали, как создания метафоры силы и возвышенности царской власти.

Первая созданная пирамида была построена архитектором Имхотепом для фараона Джосера в 28 (около 2650) веке до н.э. В высоту постройка достигала около 60 метров, была воздвигнута на искусственной террасе и состояла из поставленных одна на другую 7 мастаб. Пирамида была окружена сложным ансамблем из дворов, молелен, не имевших четкой планировки. Все это окружала высокая стена, облицованная камнем. При сооружении пирамиды Джосера конструктивное значения камня не было еще полностью освоено, в ряде случаев заметны формы, свойственные скорее деревянным и кирпичным постройкам (потолки вырублены в виде бревен). Колонны, будучи отодвинутыми от стен, все же соединены с ними. Формы колонн и пилястров разнообразны-от строгих каннелированных столбов, просто увенчанными плитами абак до пилястров в виде папирусов и лотосов. В облицовке залов применены рельефы, алебастровые плиты.



Пирамиды Джосера и его переемников продолжили путь к созданию классической пирамиды. Наиболее грандиозной постройкой этого периода была пирамида Хеопса (2560-2540), достигавшая 146 метров в высоту и сложенная из каменных блоков весом до 30 тонн (всего использовалось более 2 300 000 таких блоков). Толща пирамиды прорезывалась коридорами, ведущими к погребальной камере. Местами проходы были облицованы гранитом, а снаружи пирамида была покрыта плитами известняка. К восточной стороне пирамиды был традиционно пристроен заупокойный храм, соединявшийся крытым каменным проходом с нижним пирамидным храмом. Сочетание грандиозности и предельной ясности-характерная особенность архитектурного стиля пирамидных ансамблей с их строгим симметричным расположением внутренних помещений. Большее освоение камня позволило применить колонны для оформления входов, дворов, залов. В декорации памятника использовались такие породы как граниты различных цветов, базальты, алебастр, диориты.


В последующие века размеры пирамид уменьшаются (не выше 70 метров), а размеры заупокойных храмов увеличиваются, возрастает сложность планировки.

Дома и дворцы в Древнем царстве строились из кирпича и дерева, поэтому от них почти ничего не осталось.

2) Для архитектуры Среднего царства (21-18века до н.э.) характерно то прекращение, то возобновление строительства пирамид, которые уже не имели прежней прочности: были целиком сложены из камня, недостатки конструкций скрадывались облицовкой из деревянных плит, соединенных каменными скрепами, при разрушении которых рушились и сами пирамиды.

Залы приобретают большие размеры, вытягиваются в глубину, проход от двери подчеркивается двойным рядом колонн. Стены в скальных гробницах покрывались росписями, цветными рельефами, орнаментами. На более позднем этапе в ряде городов развернулось строительство, демонстрирующее новые архитектурные формы: колонны с капителью в виде головы богини Хатор, ворота храма в виде пилона (двух башен с наклонными стенами и проходом по середине). Пирамидные храмы достигают огромных размеров (до 72 тыс. кв. метров-лабиринт Аменемхета 3), масштабы, техническое совершенство, пышность декорации.

3) Архитектура Нового царства (16-11 века до н.э.)

К главным архитектурным памятникам того времени можно отнести построенные в Фивах храмы Амона-Ра-Ипет-Сут и Ипет-Рес (современные Карнак и Луксор). Оба принадлежат к типу святилищ. Территория подобного храма представляла обнесенный стеной вытянутый прямоугольник. Дорога была обрамлена статуями сфинксов. Фасад имел вид пилона, перед которым стояли обелиски и статуя фараона, позади пилона был открытый двор с портиками по сторонам. В самом храме были колонные залы, молельни со статуями богов, стены были покрыты рельефами. Характерной особенностью были высокие колоннады по середине открытого двора, которые как бы определяли проход от пилона к храму. Гробницы царей отделялись от храмов-вырубались в скалах отдаленной долины, состояли из коридоров, подводивших к гробнице с саркофагом.


(план комплекса в Карнаке)

В целом можно сказать, что несмотря на жесткие рамки канонов, искусство Египта развивалось, изменяясь в зависимости от исторических условий, специфики художественных центров.

Мало запасов строительного камня и дерева, но много глины, поэтому строили большей частью из сырцового кирпича. Поскольку материал рыхл и непрочен, увеличивали монументальность (стены толщиной выше 10м.). Прямоугольные конструкции, знали и иногда применяли арку, использовали столбы, но редко применяли колонны. Зиккурат - на высокой платформе, расчленено на несколько ярусов, каждый высшей-меньшие размеры, ярусы соединялись лестницами.


Во внутреннем убранстве храмов важную роль играли культовые статуэтки.

С середины 3го тысячелетия до н.э. правители начинают строить себе дворцы, представлявшие собой разросшиеся дома с рядом внутренних дворов, иногда наружной стеной крепостного типа. Частные дома строились между городской стеной и стеной, ограждавшей храм. Имели прямоугольные очертания, без окон, с плоской крышей, чаще внутренним (реже наружным) двором, обнесенным глинобитными стенами. Дома нередко бывали двухэтажными, с деревянной галереей, выходящей во внутренний двор.

Искусство Сиро-Финикии, Хеттов, Хурритов.

Кирпич-сырец был главным строительным материалом, но дерево и камень так же широко применялись в строительстве. Каменный фундамент, каменный цоколь, деревянная (позже и каменная) свободно стоящая опора, каменная облицовка нижней части стен. Внутренний двор не являлся обязательной частью, более характерным является открытый двор перед фасадом здания с плоской крышей. Дома нередко бывали двухэтажными, с жилыми помещениями на втором этаже.

Наиболее характерным типом здания был “бит-хилани” - вход располагался с продольной стороны и имеет вид портика на столбах, замкнутого с двух сторон прямоугольными башнями. Над портиком могло помещаться окно или род балкона. Наружные стены “бит-хилани” могли облицовываться понизу вертикально поставленными каменными плитами - ортостатами. Перед входом могли водружаться символические мачты или деревянные столбы, иногда изображения пальм.

По этому образцу был построен храм Соломона в Израелевом царстве (10 век до н.э.), который известен нам по описанию в Библии.

На примере храма в Тель-Халафе можно видеть органичное вхождение скульптуры в архитектурный ансамбль: несущие опоры портика, сохраняя общую конфигурацию округлого столба, являются здесь скульптурами божеств, величественными и монументальными. Цоколь статуй скрыт фигурами львов и быков-ощущение, что боги стоят на их спинах. По сторонам портика выставлены фигуры крылатых сфинксов с женскими головами, передняя их часть выполнена в виде круглой скульптуры и переходит в рельефные ортостаты портика.

Период развития ассирийского искусства пришелся на времена правления царя Ашшурбанипала. В результате раскопок были найдены в Ниневии развалины его некогда величественного дворца. В них были найдены разнообразные произведения изобразительного искусства, а также таблички из глины с клинообразными текстами, которые составляли библиотеку Ашшурбанипала. Эти тексты свидетельствуют о высоком уровне ассирийской культуры.

Дворец Ашшурбанипала. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Дворец Ашшурбанипала. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рельефы на стенах дворца прославляют царя, транслируют военные сцены, охотничьи сцены. При этом одни работы реализованы высококлассными мастерами, а другие обычными ремесленниками. В отличие от изображений предыдущего времени, в них реалистичнее передаётся движение. В сюжетных изображениях действия отображаются последовательно.

Известными во всем мире стали рельефы со сценами охоты на львов в зверинце царя. Великолепно проработаны тела самих зверей. Очень реалистично сделаны фигуры раненых львицы и льва. Особенно выразительно изображена львица смертельно раненная, и делающая финальную попытку подняться.

Храм Соломона в Иерусалиме

Храм Соломона - это одно из впечатляющих архитектурных сооружений Иерусалима. Он был несколько раз разрушен и отстроен заново. Но в семидесятом году нашей эры был окончательно разрушен римскими войсками. Храм Соломона был воздвигнут на девятифутовой платформе. К входу в храм вела лестница из десяти ступеней, с двух сторон окруженная колоннами, названными Иахин и Воаз. Смысл этих названий так и остался загадкой.

Готовые работы на аналогичную тему

Внутри храм царя Соломона был поделен на три большие части:

У Храма Соломона был также внутренний двор. Там находился алтарь для приношений, похожий на вавилонскую башню.

Храм Соломона. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Храм Соломона. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

На сегодняшний день от величественного храма остался лишь небольшой кусок западной стены. Данное место носит название Стены плача и является великой святыней у евреев.

Пирамида Хеопса

Пирамиду Хеопса построили около четырех с половиной тысяч лет назад. Пирамида находится около города Гизы, сегодняшним пригороде Каира.

Внутри пирамиды расположено множество тоннелей и своеобразных лабиринтов. Некоторые из них ведут в пустые пространства, а некоторые в тупик. Изначально считалось, что это не несет никакого смысла, но постепенно исследователями было обнаружено, что если начертить план внутренних путей и отсеков, то он напоминает карту неба. Существует еще один очень удивительный факт, что один из каналов пирамиды расположен вертикально по оси усыпальницы.

Изначально высота данного сооружения составляла примерно сто сорок шесть метров. Но с течением времени почти восемь метров этой грандиозной конструкции были стерты дождями и ветрами. Периметр пирамиды девятьсот двадцать два метра. Площадь основания пирамиды можно сравнить с десятью футбольными полями. По подсчетам ученых общий вес пирамиды Хеопса составляет пять миллионов тонн. И состоит она примерно из двух миллионов гигантских каменных блоков из известняка, гранита, базальта. Рядов из таких блоков в пирамиде двести десять.

В строительстве пирамиды было одновременно задействовано около сотни тысяч человек. Первое десятилетие строилась дорога, по которой далее доставлялись огромные каменные блоки.

Висячие сады Семирамиды

Висячие сады Семирамиды были построены в Вавилоне при царе Навуходоносоре втором. Согласно многим легендам Семирамида была храброй воительницей, а также обладала архитектурным вкусом. Под именем Семирамиды греки обозначали ассирийскую царицу Шаммурамат, жившую примерно в восьмисотом году до нашей эры.

Висячие сады - это четырехуровневое сооружение с большим количеством прохладных комнат, достаточно обильно украшенных растениями.

Для полива растений использовался водоподъемник. Он функционировал за счет рабов, крутящих колесо. Своды здания на всех уровнях подпирались колоннами в двадцать пять метров. Террасы были выложены плиткой, залиты асфальтом и засыпаны слоем земли, которого хватало даже для выращивания деревьев.

Висячие сады Семирамиды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 3. Висячие сады Семирамиды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Применяемая в садах Семирамиды система водоснабжения была не нова для Месопотамии. Подобные сооружения встречались в местных зиккуратах. Но только в садах такая техника орошения достигла истинного совершенства.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 23.06.2021

Марина Анатолиевна Придатко

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Мир наполнен поистине захватывающими дух древними архитектурными чудесами. Самые популярные из них – Великая пирамида в Гизе, Колизей, Катакомбы Ком-эль-Шокафа и Стоунхендж, и многие другие. Тем не менее, есть также немало менее известных архитектурных красот из восточной части мира, с которыми не все знакомы.

Их язык дизайна и конструкции сильно отличается от того, что находится на западе. Эти древние сооружения и здания, возможно, не так хорошо известны, как их европейские коллеги, но они являются не менее красивыми произведениями искусства. Эта статья расскажет о некоторых из менее известных древних инженерных чудесах, спрятанных в восточных уголках мира.

1. Храм Хорюдзи, Япония

Храм Хорюдзи близ Нары, Япония, был основан в 607 году н. э. принцем Шотоку. Это самое старое деревянное здание в мире. Храмовый комплекс хранит в себе некоторые из ценных национальных сокровищ Японии. Структура представляет собой пятиэтажную пагоду и состоит из 48 перечисленных зданий. Внутри хранятся многочисленные драгоценные буддийские скульптуры, а также некоторые из самых старых бронзовых и деревянных фигур, выполненных японскими скульпторами.

Храм разделен на различные сегменты – главный зал, пагода, сокровищница, лекционный зал, колокольня, центральные ворота и зал снов. Каждый раздел напоминает архитектуру ранней Восточной Азии. Двойные террасные платформы, извилистые колонны с деревянными плитами, а также деревянные кронштейны, украшенные облачным дизайном, являются одними из архитектурных достопримечательностей храма.

Это также единственный сохранившийся буддийский монастырь периода Аска в своем первоначальном состоянии, и его следует ценить за это.

2. Чанд Баори, Индия

Расположенный в штате Раджастхан, Индия, Чанд Баори – скрытое чудо, которое было построено более тысячи лет назад в маленьком городке. Этот ступенчатый колодец был построен королем Чандрой из династии Никумба в конце 9-го века н. э. Его уникальная структура измеряется 3500 шагами, которые сделаны зигзагообразно, создавая изысканную геометрию.

Было три цели при строительстве этой структуры – сбор воды, место для исполнительских искусств и объект удивительной красоты. Однако основной причиной Чанд Баори было обеспечение водой в течение всего года в засушливом регионе, в котором он находился.

Сегодня это место стало туристической достопримечательностью, и волшебный лабиринт очаровывает людей, где игра света часто создает завораживающие картины в течение всего дня.

3. Собор Василия Блаженного, Россия

Главной целью собора было почтить память военных побед Ивана во время его правления. Одним из интересных инженерных аспектов храма Василия Блаженного является то, что в нем девять часовен. Интересно, что подвал внутри здания использовался как хранилище для безопасного размещения церковной казны, а также для сбережений городской элиты. Кроме того, замечательные цвета, которые видно на фасаде и куполах собора, были добавлены только в 17 веке. Первоначально цвет памятника был белым.

4. Гигантский Будда Лешан, Китай

Вырезанная в 8 веке н.э. статуя гигантского Будды Лешана расположена к востоку от города Лешан. Это гигантское сооружение, также известное как Дафо, расположено на стыке трех рек - реки Минь, реки Циньи и реки Даду. Статуя высотой 71 м имеет пальцы 8,3 м и плечи шириной 24 м. Он также имеет подъемник шириной 9 м, который может легко разместить около 100 человек.

Однако, гигантский Будда Лешан имеет не только гигантские размеры. Например, у завитых волос Будды в статуе 1021 пучок. Тогда есть блестящая система дренажа, которая построена со статуей и составлена из некоторых запутанных скрытых желобов и каналов. Так как сооружение было построено тысячи лет назад, ремесленникам, должно быть, было невероятно трудно создать все мелкие детали в таком большом масштабе. Но они совершили чудо инженерной мысли, которое выдержало испытание временем.

5. Ангкор-Ват, Камбоджа

Сегодня Ангкор-Ват является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, а храм считается крупнейшим религиозным памятником в мире. Центральная башня имеет высоту 65 м и окружена четырьмя небольшими башнями и рядом ограждающих стен. Хотя он больше не является действующим храмом и пострадал во время самодержавного правления династии красных кхмеров в 1970-х годах, Ангкор-Ват по-прежнему служит важной туристической достопримечательностью.

6. Боробудур, Индонезия

Боробудур является крупнейшим буддийским храмом в мире и восходит к 9 веку. Великолепный храмовый комплекс расположен на острове Ява и был построен во времена правления династии Сайлендра. Храм украшен красивой резьбой по камню, представляющей образы из жизни Будды.

Удивляет то, что при строительстве этого храма не использовался цемент или раствор. Тогда мастера формировали камни по образцу строения, где они переплетаются друг с другом в определенном порядке. Храм пережил несколько стихийных бедствий и оставался заброшенным в течение многих лет, прежде чем был вновь открыт в 1800-х годах.

7. Храм Бахуса, Ливан

Известный как один из наиболее хорошо сохранившихся римских храмов в мире, храм Бахуса расположен в современном Ливане. Храм посвящен римскому богу вина Бахусу, также известному как Дионис. Говорят, что это уникальное и архитектурно великолепное сооружение построено между 150 и 250 годами н. э. Неизвестно, кто является архитектором этого места, но строительство было поручено римскому императору Антонину Пию около 150 г. н.э.

Храм невероятно хорошо сохранился, и все еще можно найти изображения львов, быков, орлов, среди других фигур, и писаний, которые указывают на ритуалы и практики той эпохи. Главный вход украшен виноградом и виноградными лозами, а также различными версиями изображения Бахуса. Одним из отличительных признаков этого храма являются 42 коринфские колонны, которые действительно выглядят как великолепное произведение искусства.

8. Эчмиадзинский собор, Армения

Считается, что это самый старый собор в мире. Эчмиадзинский собор расположен в городе Эчмиадз в современной Армении. Структура была построена между 301 и 303 годами н.э. Саидом Григорием, иллюминатором, и сделана из камня. Красивые купола только добавляют ему великолепия.

Собор имеет длину 33 м и ширину 30 м. За последние столетия в нем было несколько обновлений и реконструкций, но его фасад все еще имеет живое сочетание армянской архитектуры и художественных стилей. Рельефы на северной стене собора привлекают туристов больше всего, так как на них изображены апостол Павел и Фекла. Другие известные художественные формы в церкви включают некоторые прекрасные фрески, а изящная колокольня и ризница только увеличивают ее славу.

Народы Древнего Востока создали сложную и высокую по уровню развития культуру, которая была богата по содержанию и, оказывая влияние на все дальнейшее развитие мирового искусства, стала одним из важных этапов развития мировой культуры в целом.

Созданная на Древнем Востоке художественная система обладала рядом специфических особенностей, отражавших специфику древневосточной природы и цивилизации как таковой. Значительное влияние на развитие искусства на Древнем Востоке оказывало то, что только что вышедшая из глубины родовых отношений цивилизация во многом зависела от окружающих природных сил.

Чувствуя бессилие перед разливами великих рек, палящим солнцем, дикими и опасными животными человек создавал мощные аспекты сопротивления, получившие выражение прежде всего в памятниках архитектуры (именно в этом находит объяснение свойственный древнему искусству гигантизм).

Одной из крупнейших и неотъемлемых частей созданной на Древнем востоке культуры была архитектура.

Одной из крупнейших и наиболее богатых по художественному и культурному материалу цивилизаций той эпохи является Древний Египет.

Сложение египетского искусства в 4 тыс. до н.э.

Архитектура Египта эволюционировала от древнейших ям и пещер, на смену которым пришли круглые хижины, слепленные из смешанной с глиной соломой (сплетенные из тростника и обмазанные глиной). С выделением верхушки общины изменяется облик жилищ-появляются большие по размерам, сложенные из кирпича - сырца, прямоугольные по форме. Подобное развитие отражается и на облике могилы-посмертного дома умершего (часть круглых ям с циновками заменяется прямоугольными, выложенными кирпичом). Древнейшие святилища также имели вид больших хижин.

1) Искусство Раннего и Древнего царств (3000год до н.э.-около 24в. до н.э.)

Это время имело огромное значение и для истории Египта, и для развития искусства. Века поисков, отборов, сложения основных форм египетской культуры. Именно в эпоху Древнего Царства создавались первые пирамиды. Было освоено конструктивное и декоративное значение камня, отобраны элементы архитектурной декорировки.

Культовый характер монументального каменного зодчества объясняется сразу несколькими аспектами: в идеологии Египта как земледельческой страны был силен культ умирающих и воскресающих сил природы, тесно связанный с заупокойными представлениями, верой в загробную жизнь. Кроме того, чувствуя бессилие перед разливами великих рек, палящим солнцем, дикими и опасными животными человек создавал мощные аспекты сопротивления, получившие выражение прежде всего в памятниках архитектуры (именно в этом находит объяснение свойственный древнему искусству гигантизм). Помимо того, свойственной Древнему Востоку была и идея о том, что чем прочнее материал, тем сильнее, долговечнее, монументальнее созданный из него образ. Используемый в качестве основного материала для строительства и создания скульптур камень также отражал поэтику прочности, твердости и несокрушимости.

Гробницы возводились для фараонов и знати, у первых они отличались огромными размерами, более сложным устройством. Возможно именно в поиске создания наиболее впечатляющей царской гробницы появилась идея увеличения здания по вертикали, как создания метафоры силы и возвышенности царской власти.

Первая созданная пирамида была построена архитектором Имхотепом для фараона Джосера в 28 (около 2650) веке до н.э. В высоту постройка достигала около 60 метров, была воздвигнута на искусственной террасе и состояла из поставленных одна на другую 7 мастаб. Пирамида была окружена сложным ансамблем из дворов, молелен, не имевших четкой планировки. Все это окружала высокая стена, облицованная камнем. При сооружении пирамиды Джосера конструктивное значения камня не было еще полностью освоено, в ряде случаев заметны формы, свойственные скорее деревянным и кирпичным постройкам (потолки вырублены в виде бревен). Колонны, будучи отодвинутыми от стен, все же соединены с ними. Формы колонн и пилястров разнообразны-от строгих каннелированных столбов, просто увенчанными плитами абак до пилястров в виде папирусов и лотосов. В облицовке залов применены рельефы, алебастровые плиты.



Пирамиды Джосера и его переемников продолжили путь к созданию классической пирамиды. Наиболее грандиозной постройкой этого периода была пирамида Хеопса (2560-2540), достигавшая 146 метров в высоту и сложенная из каменных блоков весом до 30 тонн (всего использовалось более 2 300 000 таких блоков). Толща пирамиды прорезывалась коридорами, ведущими к погребальной камере. Местами проходы были облицованы гранитом, а снаружи пирамида была покрыта плитами известняка. К восточной стороне пирамиды был традиционно пристроен заупокойный храм, соединявшийся крытым каменным проходом с нижним пирамидным храмом. Сочетание грандиозности и предельной ясности-характерная особенность архитектурного стиля пирамидных ансамблей с их строгим симметричным расположением внутренних помещений. Большее освоение камня позволило применить колонны для оформления входов, дворов, залов. В декорации памятника использовались такие породы как граниты различных цветов, базальты, алебастр, диориты.


В последующие века размеры пирамид уменьшаются (не выше 70 метров), а размеры заупокойных храмов увеличиваются, возрастает сложность планировки.

Дома и дворцы в Древнем царстве строились из кирпича и дерева, поэтому от них почти ничего не осталось.

2) Для архитектуры Среднего царства (21-18века до н.э.) характерно то прекращение, то возобновление строительства пирамид, которые уже не имели прежней прочности: были целиком сложены из камня, недостатки конструкций скрадывались облицовкой из деревянных плит, соединенных каменными скрепами, при разрушении которых рушились и сами пирамиды.

Залы приобретают большие размеры, вытягиваются в глубину, проход от двери подчеркивается двойным рядом колонн. Стены в скальных гробницах покрывались росписями, цветными рельефами, орнаментами. На более позднем этапе в ряде городов развернулось строительство, демонстрирующее новые архитектурные формы: колонны с капителью в виде головы богини Хатор, ворота храма в виде пилона (двух башен с наклонными стенами и проходом по середине). Пирамидные храмы достигают огромных размеров (до 72 тыс. кв. метров-лабиринт Аменемхета 3), масштабы, техническое совершенство, пышность декорации.

3) Архитектура Нового царства (16-11 века до н.э.)

К главным архитектурным памятникам того времени можно отнести построенные в Фивах храмы Амона-Ра-Ипет-Сут и Ипет-Рес (современные Карнак и Луксор). Оба принадлежат к типу святилищ. Территория подобного храма представляла обнесенный стеной вытянутый прямоугольник. Дорога была обрамлена статуями сфинксов. Фасад имел вид пилона, перед которым стояли обелиски и статуя фараона, позади пилона был открытый двор с портиками по сторонам. В самом храме были колонные залы, молельни со статуями богов, стены были покрыты рельефами. Характерной особенностью были высокие колоннады по середине открытого двора, которые как бы определяли проход от пилона к храму. Гробницы царей отделялись от храмов-вырубались в скалах отдаленной долины, состояли из коридоров, подводивших к гробнице с саркофагом.


(план комплекса в Карнаке)

В целом можно сказать, что несмотря на жесткие рамки канонов, искусство Египта развивалось, изменяясь в зависимости от исторических условий, специфики художественных центров.

Мало запасов строительного камня и дерева, но много глины, поэтому строили большей частью из сырцового кирпича. Поскольку материал рыхл и непрочен, увеличивали монументальность (стены толщиной выше 10м.). Прямоугольные конструкции, знали и иногда применяли арку, использовали столбы, но редко применяли колонны. Зиккурат - на высокой платформе, расчленено на несколько ярусов, каждый высшей-меньшие размеры, ярусы соединялись лестницами.


Во внутреннем убранстве храмов важную роль играли культовые статуэтки.

С середины 3го тысячелетия до н.э. правители начинают строить себе дворцы, представлявшие собой разросшиеся дома с рядом внутренних дворов, иногда наружной стеной крепостного типа. Частные дома строились между городской стеной и стеной, ограждавшей храм. Имели прямоугольные очертания, без окон, с плоской крышей, чаще внутренним (реже наружным) двором, обнесенным глинобитными стенами. Дома нередко бывали двухэтажными, с деревянной галереей, выходящей во внутренний двор.

Искусство Сиро-Финикии, Хеттов, Хурритов.

Кирпич-сырец был главным строительным материалом, но дерево и камень так же широко применялись в строительстве. Каменный фундамент, каменный цоколь, деревянная (позже и каменная) свободно стоящая опора, каменная облицовка нижней части стен. Внутренний двор не являлся обязательной частью, более характерным является открытый двор перед фасадом здания с плоской крышей. Дома нередко бывали двухэтажными, с жилыми помещениями на втором этаже.

Наиболее характерным типом здания был “бит-хилани” - вход располагался с продольной стороны и имеет вид портика на столбах, замкнутого с двух сторон прямоугольными башнями. Над портиком могло помещаться окно или род балкона. Наружные стены “бит-хилани” могли облицовываться понизу вертикально поставленными каменными плитами - ортостатами. Перед входом могли водружаться символические мачты или деревянные столбы, иногда изображения пальм.

По этому образцу был построен храм Соломона в Израелевом царстве (10 век до н.э.), который известен нам по описанию в Библии.

На примере храма в Тель-Халафе можно видеть органичное вхождение скульптуры в архитектурный ансамбль: несущие опоры портика, сохраняя общую конфигурацию округлого столба, являются здесь скульптурами божеств, величественными и монументальными. Цоколь статуй скрыт фигурами львов и быков-ощущение, что боги стоят на их спинах. По сторонам портика выставлены фигуры крылатых сфинксов с женскими головами, передняя их часть выполнена в виде круглой скульптуры и переходит в рельефные ортостаты портика.

Читайте также: