Медицина эпохи возрождения анатомические школы леонардо да винчи андреаса везалия кратко

Обновлено: 02.07.2024

Университеты Европы в XIV-XV веках получили право на проведение анатомических занятий в специальных аудиториях – анатомических театрах – с разрешением вскрытия мертвого тела, изучения его строения, демонстрацией техники препарирования. В методику исследования органов вводятся новые способы: инъекции сосудов и полостей, распилы костей, консервация органов и тканей, новые химические методы бальзамирования, измерения и зарисовки органов с подробным описанием.

В анатомических театрах стали создавать коллекции сухих и влажных препаратов, которые нужно было сохранять длительное время. Для чего использовали, как правило, спиртовые растворы и мумификацию, размещая препараты в специальных помещениях. Постепенно возникали анатомические музеи, и совершенствовалось бальзамирование, которое применялось для сохранения тел знатных и богатых персон, государственных и церковных деятелей. По консервации и хранению анатомических препаратов, бальзамированию появляется специальная литература. При королевских домах устанавливаются должности придворных анатомов, производящих публичные вскрытия, изготовляющих препараты для музеев, кунсткамер. На операциях, выполняемых в те времена нередко цирюльниками, всегда присутствовал анатом, который направлял руку хирурга. Многие открытия держатся в секрете, среди анатомов и врачей нарастает конкуренция.

Великий итальянский художник и ученый Леонардо да Винчи, вскрывая трупы, производил подробное и тщательное описание анатомических структур, сразу же все зарисовывал, дополнял измерениями; производил инъекции сосудов, желудочков мозга; создавал модели органов, чтобы понять их функцию. К описанию и рисункам мышц и костей применил законы механики, проанализировал мышечную работу в системе рычагов; открыл и описал изгибы позвоночника. Установление Леонардо да Винчи общих закономерностей строения человека, топографических соотношений между органами и выявление функционально-структурных зависимостей превратила эмпирическую анатомию в научную, а его сделала основоположником системной, пластической, топографической и функциональной анатомии. Великолепное знание анатомии помогло создать художнику мировые шедевры, в том числе и портрет Моны Лизы с загадочной улыбкой.

К сожалению, труды Леонардо да Винчи по анатомии стали известны студентам, врачам и анатомам только во второй половине XVIII столетия.

Книги произвели переворот в анатомических представлениях врачей, т.к. разбивали древние каноны схоластической анатомии. Вместе с работами Леонардо да Винчи, Галилея, Коперника они открывали новую эру в истории естествознания.

Учениками и последователями А. Везалия было сделано много новых анатомических открытий, исправлены его ошибки. Вновь открытым органам часто присваиваются имена первооткрывателей: Г. Фаллопий – фаллопиевы (маточные) трубы, Л. Боталло – боталлов проток (артериальный сосуд между аортой и легочным стволом), Н. Гаймор – гайморовы (верхнечелюстная) пазуха, К. Варолий – варолиев мост (часть заднего мозга), Г. Морганьи — морганиевы (гортанные) желудочки и т.д.

Прошло 400 лет, когда на Парижском анатомическом конгрессе в 1954 году, названия органов по авторам были отменены и стали достоянием истории анатомии и медицины.




Университеты Европы в XIV-XV веках получили право на проведение анатомических занятий в специальных аудиториях – анатомических театрах – с разрешением вскрытия мертвого тела, изучения его строения, демонстрацией техники препарирования. В методику исследования органов вводятся новые способы: инъекции сосудов и полостей, распилы костей, консервация органов и тканей, новые химические методы бальзамирования, измерения и зарисовки органов с подробным описанием.

В анатомических театрах стали создавать коллекции сухих и влажных препаратов, которые нужно было сохранять длительное время. Для чего использовали, как правило, спиртовые растворы и мумификацию, размещая препараты в специальных помещениях. Постепенно возникали анатомические музеи, и совершенствовалось бальзамирование, которое применялось для сохранения тел знатных и богатых персон, государственных и церковных деятелей. По консервации и хранению анатомических препаратов, бальзамированию появляется специальная литература. При королевских домах устанавливаются должности придворных анатомов, производящих публичные вскрытия, изготовляющих препараты для музеев, кунсткамер. На операциях, выполняемых в те времена нередко цирюльниками, всегда присутствовал анатом, который направлял руку хирурга. Многие открытия держатся в секрете, среди анатомов и врачей нарастает конкуренция.

Великий итальянский художник и ученый Леонардо да Винчи, вскрывая трупы, производил подробное и тщательное описание анатомических структур, сразу же все зарисовывал, дополнял измерениями; производил инъекции сосудов, желудочков мозга; создавал модели органов, чтобы понять их функцию. К описанию и рисункам мышц и костей применил законы механики, проанализировал мышечную работу в системе рычагов; открыл и описал изгибы позвоночника. Установление Леонардо да Винчи общих закономерностей строения человека, топографических соотношений между органами и выявление функционально-структурных зависимостей превратила эмпирическую анатомию в научную, а его сделала основоположником системной, пластической, топографической и функциональной анатомии. Великолепное знание анатомии помогло создать художнику мировые шедевры, в том числе и портрет Моны Лизы с загадочной улыбкой.

К сожалению, труды Леонардо да Винчи по анатомии стали известны студентам, врачам и анатомам только во второй половине XVIII столетия.

Книги произвели переворот в анатомических представлениях врачей, т.к. разбивали древние каноны схоластической анатомии. Вместе с работами Леонардо да Винчи, Галилея, Коперника они открывали новую эру в истории естествознания.

Учениками и последователями А. Везалия было сделано много новых анатомических открытий, исправлены его ошибки. Вновь открытым органам часто присваиваются имена первооткрывателей: Г. Фаллопий – фаллопиевы (маточные) трубы, Л. Боталло – боталлов проток (артериальный сосуд между аортой и легочным стволом), Н. Гаймор – гайморовы (верхнечелюстная) пазуха, К. Варолий – варолиев мост (часть заднего мозга), Г. Морганьи — морганиевы (гортанные) желудочки и т.д.

Прошло 400 лет, когда на Парижском анатомическом конгрессе в 1954 году, названия органов по авторам были отменены и стали достоянием истории анатомии и медицины.

Науки естественного цикла прошли в истории человечества длинный и сложный путь. Отказ от церковных догм, робкие попытки апробации гипотез, противостояние инквизиции – все это реалии истории естествознания как научной дисциплины. Наиболее интересным, на наш взгляд, является период Возрождения, когда происходит действительно отпочковывание отдельных наук от общей пранауки, формирование новой картины мира, отличной от той, которые несколько веков предлагала церковь

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Роль эпохи Возрождения в формировании научных знаний 6
1.1. Общая характеристика эпохи 6
1.2. Институализация научных знаний 8
Глава 2. Анатомия эпохи Возрождения 13
2.1. Уровень развития анатомических и медицинских знаний 13
2.2. Леонардо Да Винчи и Везалий: вклад в развитие анатомии эпохи Возрождения 15
Заключение 24
Литература 26

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

Выполнила: ст. гр.

Введение

Науки естественного цикла прошли в истории человечества длинный и сложный путь. Отказ от церковных догм, робкие попытки апробации гипотез, противостояние инквизиции – все это реалии истории естествознания как научной дисциплины. Наиболее интересным, на наш взгляд, является период Возрождения, когда происходит действительно отпочковывание отдельных наук от общей пранауки, формирование новой картины мира, отличной от той, которые несколько веков предлагала церковь. И место изучения зарождения науки – Западная Европа – выбрано исходя из того, что именно в эпоху Возрождения происходит скачек в научных знаниях. К концу Средневековья Европа сильно уступала Востоку в развитии научной мысли. Ислам, объединив всех арабов, позволил им потом в течение двух-трех поколений создать огромную империю, в которую помимо Аравийского полуострова вошли многие страны Ближнего Востока, Средней Азии, Северной Африки, половина Пиренейского полуострова. Развитие исламской государственности в VIII—XII вв. оказало благотворное влияние на общемировую культуру. К Х в. сформировались наиболее крупные культурные центры Арабского мира: Багдад и Кордова. В этих городах было много общественных библиотек, книжных магазинов, существовала мода и на личные библиотеки.

Именно период Возрождения дает просвещённому 18 веку тот базис знаний, который позволяет ему проходить под знаком динамики.

Таким образом, период 15-17 вв. в развитии естественной науки в Западной Европе является одним из важнейших в истории науки в целом и значимым в истории Европы в период эпохи Возрождения. Отражение данной проблемы в научных изданиях крайне разрозненно. А понимание значения периода, его событийности и проекции на последующие века весьма значимо только в совокупности и при анализе всех факторов, способствующих (или противостоящих) развитию научных дисциплин естественного цикла и их ключевых идей – социальных, идеологических, политических, экономических. Мы считаем, что только комплексный анализ периода позволит определить истинные причины развитие естественнонаучных знаний в Европе того периода. А такового в специальной литературе на данный момент нет. Именно такое положение дел, с одной стороны, важность эпохи в истории науки и истории Европы в целом, а с другой стороны, отсутствие комплексного анализа причины и механизмов развития с учетом всех факторов воздействия и определило актуальность темы нашего исследования.

Таким образом, цель нашей работы – изучить особенности развития естественнонаучных знаний в странах Западной Европы в 15-17 вв.

Объект исследования – зарождение и развитие знаний естественнонаучного цикла в Западной Европе.

Предмет исследования – процессы развития Западной Европы в 15-17 вв. и их влияние на развитие научной мысли.

    1. определить уровень разработанности проблемы в научной литературе;
    2. выделить и описать основные открытия и достижения в области анатомии,
    3. установить причины и предпосылки развития научных идей исторического периода.

Историография. Историография эпохи Возрождения создала совершенно новую светскую концепцию истории, новую, более близкую к науке периодизацию истории, которая в несколько видоизмененном виде сохранилась и до нашего времени. Эти новые представления, выработанные гуманистической историографией, несомненно, были большим шагом вперед по сравнению со средневековой историографией более раннего периода. Представителям гуманистической историографии был свойствен известный реализм в подходе к истории,

Методы исследования. В соответствии с логикой исследования для решения поставленных задач использовался теоретико-методологический анализ исторической, научной и справочной (исторического, естественнонаучного и универсального содержания) литературы по исследуемой проблеме, а также изучение позиции на исходную проблему известных историков и деятелей науки.

Методология исследования: принцип историзма, принцип научности, системности, лигитимности.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка информационных источников.

Глава 1. Роль эпохи Возрождения в формировании научных знаний

1.1. Общая характеристика эпохи

Именно капитализация общества спровоцировала научный и технический скачек. Появление мануфактур потребовало усовершенствования имеющихся станков и технологий, а то и новых изобретений, что и было предоставлено наукой. Именно дисциплины естественнонаучного цикла и стали тем подспорьем экономики, которое породило базис промышленного расцвета той эпохи.

В этот период и с подачи тех же экономических требований в Западной Европе появляются порох, компас, дешевая бумага, часы, а также зарождаются основы печатания книг, что значительно их удешевляет, и делает более доступными, а это в свою очередь порождает распространение знаний не только в среде избранных, но и уходит в народ.

В XV—XVI вв. математика развивается главным образом в Италии, Франции и Германии, к которым в конце XVI в. присоединяется Голландия, переживавшая в это время первую в Европе буржуазную революцию.

1.2. Развитие научных знаний

Эпоха Возрождения характеризовалось крайне низким уровнем развития научных знаний. Это объясняется примитивным характером экономики и господством религии и церкви. Люди судили о естественном и социальном мире на основе религиозных догм или в лучшем случае по поверхностным наблюдениям над окружающей действительностью. В представлении средневековых ученых причудливо переплетались отдельные обрывки знаний, почерпнутых из античных источников или полученных в результате наблюдения и опыта, с произвольными умозаключениями и суеверием.

Церковь и схоластика были бессильны подавить живую научную мысль. Общественная практика ставила перед человеком проблемы, решить которые было невозможно на основе старых представлений. В то же время постепенно накапливались эмпирические знания. Все это подготовило коренной переворот в развитии научной мысли, который произошел в XV—XVII вв. в связи с глубокими экономическими сдвигами, приведшими к зарождению капитализма. Если до этого времени развитие производства и техники происходило на основе эмпирических данных, то теперь решающее значение приобретали научно обоснованные знания, суммирующие опыт и создающие теорию. Прогресс производства обогащал науку опытом, а наука в свою очередь работала над совершенствованием техники, технологии и организации производства.

Так в тесном взаимодействии с производством создавались основы современных наук.

Наибольших успехов в это время достигло естествознание4. Мощный толчок развитию наук о природе и Вселенной дали великие географические открытия, познакомившие европейцев с новыми материками, неизвестным до тех пор растительным и животным миром. Чрезвычайно обогатились представления о Земле и Вселенной. Было экспериментально доказано, что Земля шарообразна. Тем самым наука до основания поколебала религиозно-схоластические представления о мире и противопоставила им проверенные на опыте знания.

Основным фактором, определившим революционные изменения в развитии общества и науки, было то, что внутри феодального общества вызревали новые производительные силы, пришедшие в противоречие с феодальными производственными отношениями и потребовавшие как новых форм общественного бытия, так и новой науки. Пока же культивировавшаяся в университетах схоластическая наука базировалась на антинаучном по самой сути принципе — истина уже открыта в священном писании и в трудах богословских авторитетов (к которым причислялся и приспособленный к нуждам церковного мировоззрения Аристотель), и долг ученых — изучать и комментировать эту истину5.

Начиная со второй половины XV столетия на историческую арену выходят великие художники итальянского Возрождения: Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль и другие; религиозные реформаторы: Лютер и Кальвин; великие гуманисты: Томас Мор, Эразм Роттердамский, Франсуа Рабле и другие; отважные путешественники: Колумб, Васко да Гама, Магеллан и многие другие; ученые: Николай Кузанский, Тарталья, Кардано, Рамус, Коммандино, Телезий, Гвидо Убальди, Порта. Список имен можно было бы значительно расширить.

Леонардо да Винчи является предшественником Галилея, Декарта, Кеплера, Ньютона и других основателей современного естествознания. Он одним из первых начал борьбу со схоластическим методом, провозгласил основы нового метода и начал применять его к решению конкретных задач, в частности к изучению движения.

Механика Леонардо, Галилея и Ньютона обобщила новую практику артиллеристов, конструкторов оружия, кораблестроителей, мореплавателей.

Наблюдательность и острота физического мышления Леонардо позволили ему сделать интересные наблюдения и сформулировать ряд положений и задач. Так, он фиксирует важное свойство звуковых и водяных волн распространяться, не мешая друг другу (принцип суперпозиции).

Шифрованные записи Леонардо не вошли своевременно в жизнь науки, и его богатое научное наследие не смогло послужить делу научного прогресса. Но то, что Леонардо жил, работал, думал, имело огромное значение. Устои средневековой науки расшатывались, и деятельность Леонардо, художника, инженера, мыслителя, помогала сокрушать старое и создавать новое7.

По мнению В. А. Кириллина, именно в этот период истории человечества вырабатывалась новая концепция мира8. Ученые XVII в. принадлежали к различным философским школам, имели различные религиозные или антирелигиозные убеждения. Но большинство из них сходно трактовало несколько вопросов философии природы, наиболее важных для научного исследования. Физический мир начинают мыслить, как своего рода гигантский механизм, части которого автоматически работают по неизменным законам. Нередко Вселенную сравнивали с часами.

Университеты Европы в XIV-XV веках получили право на проведение анатомических занятий в специальных аудиториях – анатомических театрах – с разрешением вскрытия мертвого тела, изучения его строения, демонстрацией техники препарирования. В методику исследования органов вводятся новые способы: инъекции сосудов и полостей, распилы костей, консервация органов и тканей, новые химические методы бальзамирования, измерения и зарисовки органов с подробным описанием.

В анатомических театрах стали создавать коллекции сухих и влажных препаратов, которые нужно было сохранять длительное время. Для чего использовали, как правило, спиртовые растворы и мумификацию, размещая препараты в специальных помещениях. Постепенно возникали анатомические музеи, и совершенствовалось бальзамирование, которое применялось для сохранения тел знатных и богатых персон, государственных и церковных деятелей. По консервации и хранению анатомических препаратов, бальзамированию появляется специальная литература. При королевских домах устанавливаются должности придворных анатомов, производящих публичные вскрытия, изготовляющих препараты для музеев, кунсткамер. На операциях, выполняемых в те времена нередко цирюльниками, всегда присутствовал анатом, который направлял руку хирурга. Многие открытия держатся в секрете, среди анатомов и врачей нарастает конкуренция.

Великий итальянский художник и ученый Леонардо да Винчи, вскрывая трупы, производил подробное и тщательное описание анатомических структур, сразу же все зарисовывал, дополнял измерениями; производил инъекции сосудов, желудочков мозга; создавал модели органов, чтобы понять их функцию. К описанию и рисункам мышц и костей применил законы механики, проанализировал мышечную работу в системе рычагов; открыл и описал изгибы позвоночника. Установление Леонардо да Винчи общих закономерностей строения человека, топографических соотношений между органами и выявление функционально-структурных зависимостей превратила эмпирическую анатомию в научную, а его сделала основоположником системной, пластической, топографической и функциональной анатомии. Великолепное знание анатомии помогло создать художнику мировые шедевры, в том числе и портрет Моны Лизы с загадочной улыбкой.

К сожалению, труды Леонардо да Винчи по анатомии стали известны студентам, врачам и анатомам только во второй половине XVIII столетия.

Позиции европейских университетов в изучении анатомии человека в XVI веке окрепли, накопилось много точных фактов, достоверно установленных при вскрытии трупов, препарировании и бальзамировании органов. Положения древнегреческих и древнеримских анатомов и врачей (Гиппократа, Галена и других) все чаще опровергались новыми открытиями.

Книги произвели переворот в анатомических представлениях врачей, т.к. разбивали древние каноны схоластической анатомии. Вместе с работами Леонардо да Винчи, Галилея, Коперника они открывали новую эру в истории естествознания.

Учениками и последователями А. Везалия было сделано много новых анатомических открытий, исправлены его ошибки. Вновь открытым органам часто присваиваются имена первооткрывателей: Г. Фаллопий – фаллопиевы (маточные) трубы, Л. Боталло – боталлов проток (артериальный сосуд между аортой и легочным стволом), Н. Гаймор – гайморовы (верхнечелюстная) пазуха, К. Варолий – варолиев мост (часть заднего мозга), Г. Морганьи — морганиевы (гортанные) желудочки и т.д.

Прошло 400 лет, когда на Парижском анатомическом конгрессе в 1954 году, названия органов по авторам были отменены и стали достоянием истории анатомии и медицины.

Первые русские анатомы XVIII века (А.П. Протасов, М.И. Шеин, К.И. Шепин, Е.О. Мухин, И.М. Максимович-Амбодик) и XIX века (П.А. Загорский, И.В. Буяльский, Д.Н. Зернов и др.).

(I) Первые русские анатомы XVIII века

Первые этапы развития анатомии и медицины Российского государства XVIII века озарены гением Петра I, проявившего интерес к подготовке врачей в Голландии, где он посещал лекции и анатомические театры профессоров Ф. Рюйша, Г. Бургава и А. Ван-Левенгука. Для просвещения россиян Петром Великим приобретается анатомическая коллекция для Кунсткамеры, которая по его указу с 1718 года постоянно пополняется эмбриологическими и тератологическими препаратами, сохранившимися в Санкт-Петербурге до наших дней. По возвращению из-за границы в Москву царь организует для бояр цикл лекций и вскрытий, учится сам в Московском анатомическом театре препарировать трупы и производить хирургические операции. В дальнейшем подобные мероприятия стали регулярными и производились в госпиталях, лекарской школе, организованной Петром в Академии наук.

В Москве, Петербурге, Барнауле, Кронштадте и др. городах (более 30) открылись при госпиталях медицинские школы, в которых лекарей по началу обучали иностранные анатомы и хирурги: H.Л. Бидлоо, А. Де-Тильс, Л.Л. Блюментрост и др. В становление анатомии и физиологии в Петровской Академии наук внесли вклад Д. Бернулли, И. Вейтбрехт, И. Дювернуа, в последующем великий М.В. Ломоносов - кандидат медицины Магдебургского университета.

Учеником и последователем академика М.В. Ломоносова был А.П. Протасов, ставший тоже академиком, читавшим университетский курс анатомии. Он известен работами по анатомо-физио-логическому строению желудка, составлению анатомического словаря на русском языке, по судебно-медицинским вскрытиям трупов.

К.И. Щепин — один из первых русских профессоров-анатомов, преподавал на русском языке анатомию, физиологию и хирургию. В Петербургской и Московской госпитальных школах создал программы этих дисциплин, ввел в них клиническую направленность. В лекциях впервые использовал данные микроскопической анатомии. Погиб в Киеве при ликвидации эпидемии чумы.

М.И. Шеин – перевел с немецкого языка учебник анатомии Людвига Гейстера, который и был издан впервые в 1757 году в Петербурге. При этом считал, что правильное познание строения человека полезно для здоровья, исцеления, лечения. Ввел новые анатомические термины на русском языке, сохранившиеся до настоящего времени, создал первый русский анатомический атлас.

В результате из первой анатомической терминологии исчезли многие старославянские обозначения, как лядовия – поясница, рамо – плечевая кость, стечно – бедренная кость, лючкотная вена – легочная вена, хребет – позвоночник, хребетно-костный мозг – спинной мозг. Но многие новые названия закрепились в русской номенклатуре сразу: ключица, лодыжка и др., а некоторые узнаваемо видоизменились: большое берцо – большеберцовая кость, подложечная область от старого названия мечевидного отростка грудины – ложки. Таким образом, истоками русских анатомических названий стала русская лексика и греко-латинская терминология.

Профессор Д.Н. 3ернов долгие годы руководил Московской кафедрой анатомии; успешно изучал органы чувств, изменчивость борозд, извилин головного мозга и критиковал теорию Чезаро Ломброзо о наследственных факторах преступной личности, о соответствии некоторых типов лица, мозга агрессивно-злобному поведению.

В.А. Бец – представитель Киевской анатомической школы, открывший в извилинах мозга большие пирамидные клетки, названные по его фамилии. В Харькове профессор А.К. Белоусов изучал иннервацию сосудов, предложил новый метод инъекции анатомических препаратов.

Становление анатомии как науки и учебного предмета в XVIII и XIX веках происходило вначале благодаря приглашенным Петром I иностранным специалистам, которые подготовили очень скоро учеников и последователей в Петербурге и Москве. Обе школы стали ведущими, в провинциальные университеты они направляли своих выпускников, которые основывали кафедры, ставили анатомическую науку, обучали врачей.

Развитие врачевания на востоке России испытывало влияние тибетской и китайской медицины, народной медицины народностей Севера и Дальнего Востока. В Бурятии с середины ХYIII столетия появляются медицинские школы (мамба-дацаны) при Буддийских монастырях. Они используют для обучения медицинскую литературу, способы диагностики и лечения, инструменты из Монголии, Тибета, Индии и Китая. Так Ацагатскую школу основал эмги-лама Ирелтуев – искусный лекарь и педагог. Полный курс обучения занимал в ней 6 лет, и строение человека всегда рассматривалось под ведущим влиянием функции. В середине ХIХ века в Агинском дацане (монастыре) учились тибетской медицине братья Бадмаевы Цультим и Жамсадин, позже принявшие православие под именами Александра и Петра (крестники императора Александра III). Они получили университетское медицинское образование в Санкт-Петербурге. Оба имели большую практику в столице в аристократических и дворянских кругах, участвовали в политических и дворцовых интригах.

В Сибири первый университет был открыт в городе Томске в 1870 году. Медицинский факультет в нем заработал с 1876 года под руководством известных профессоров Казанской школы А.С. Догеля и А.Е. Смирнова. Все последующие Сибирские и Дальневосточные медицинские институты и факультеты открылись в годы Советской власти. Алтайский медицинский институт появился в Барнауле в 1954 году в связи с массовым освоением целинных и залежных земель. Его профессиональное становление проходило под влиянием и непосредственном участии ученых и преподавателей столичных и Томского медицинских вузов, но в определенном смысле он стал правопреемником Барнаульской лекарской школы ХYIII столетия, открытой по велению Петра I.

Анатомическая техника в эпоху Возрождения

В средние века, в мрачный период господства церкви и духовной диктатуры, которые задавили всякое проявление живой человеческой мысли.

Черная тень легла на всю Европу. Но несмотря на то, что церковь все держала в своих когтях, а феодальные властители в угоду ей преследовали всех прогрессивных людей, все же живую мысль нельзя было сжечь на кострах ауто-да-фе. Удержать движение человеческой мысли, удержать жажду к знанию, было невозможно.

Развитие анатомии в эпоху Возрождения

Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи

В эпоху Возрождения, когда буржуазия совершала экономический переворот, развивала торговлю, она также разрушала и мораль средневековья: установилась новая эпоха.

Ученые того времени ломали традиции средневековья, выводили человечество на новую дорогу.

Везалий

Везалий

Леонардо да Винчи, который был не только художником, но и анатомом, выкрадывал трупы, делал с них рисунки и, впервые используя анатомическую технику, влил в IV-й желудочек мозга подкрашенный воск.

Анатомический трактат о строение человеческого тела Везалия

Анатомический трактат о строение человеческого тела Везалия

Андрей Везалий, реформатор анатомии, поставил ее на новые рельсы, освободив от предрассудков Галена и Аристотеля. Под его руководством художником Калькаром созданы прекрасные рисунки анатомического трактата.

Развитие анатомической техники в эпоху Возрождения

В своем знаменитом анатомическом трактате о строении человеческого тела, напечатанном в 1543 году, Везалий уже говорит об анатомической технике, о варке и мацерации костей, о вязке скелета, предлагает инструменты и разную проволоку, а также предложил примитивный лучковый станок для просверливания костей.

Примитивный лучковый станок для просверливания костей, предложенный Везалием

Примитивный лучковый станок для просверливания костей, предложенный Везалием

Знаменитые анатомы: Цезальпин, Мондини, Сильвий, Везалий, Фаллопий, Евстахий и другие не могли обойтись без анатомической техники, но методы консервации древних египтян были оставлены как несовершенные и мало эффективные.

На сцену появился новый мощный консерватор — спирт, открытый еще в XIII веке, который широко использовался всеми кафедрами и институтами. Применялся также древесный спирт, более дешевый, который до последнего времени используется французскими университетами.

Спирт быстро завоевал себе огромную славу, несмотря на ряд недостатков (обезвоживание препаратов, сморщивание, исчезновение окраски, дороговизна, огнеопасность и т. п.). Несмотря на это, он применялся вплоть до 1893 года, то есть до появления формалина.

С развитием науки и знаний постепенно развивается и анатомическая техника, становится более совершенной методика анатомических исследований, начинает применяться методика инъекции сосудов.

Евстахий

Евстахий

Уже Евстахий надувал кровеносные сосуды воздухом и наливал их подкрашенной жидкостью.

Гамион наливал сосуды печени чернилами и т. д. Постепенно начинает развиваться и метод коррозий.

Только с конца XVII и начала XVIII веков, опираясь на достижения химии, физики и биологии, на основе анатомических открытий, полностью развивается и анатомическая техника.

Как не может быть врача без знания анатомии, так не может быть анатомии без ее истории. Знание истории анатомии дает учёному-медику картину развития науки, показывает динамику усложнения научных понятий, роста и накопления объема научных знаний, и, наконец, может предостеречь от ошибок. Биографии и жизненные пути ученых прошлого могут наставить анатомов настоящего и будущего на совершенствование своих знаний, повышение квалификации и более активное участие в научной жизни.

Любопытным и даже странным может показаться тот факт, что сильный и значимый вклад в развитие анатомии средних веков был оказан не деятельностью врача, а художника.

Средние века и эпоха Возрождения – время людей энциклопедических, поистине всеобъемлющих знаний и потрясающих возможностей. Таким человеком и был Леонардо да Винчи, чей творческий гений позволил существенно пересмотреть многие положения анатомической науки, открытые до него.

Леонардо желал, чтобы его имя удержалось в истории как имя выдающегося изобретателя, механизатора и инженера. В итоге мы помним его и как выдающегося художника – картины его известны, пожалуй, повсеместно, - и как выдающегося анатома. Анатома, далекого от медицины и клиники, но проникшего удивительно глубоко в изучении строения человеческого тела.

Цель работы: показать на примере жизненного пути Леонардо Да Винчи прогрессивное развитие анатомической науки, оценив вклад его.

Исторически возникновение анатомии как науки было спровоцировано острой потребностью в систематизированных знаниях о строении человеческого тела для грамотного диагностирования и лечения тех или иных заболеваний и травм. Причем возникла эта потребность еще в глубокой древности.

Врачи античного периода могли опираться лишь на собственный эмпирический опыт, который давал им порой неверные и опасные для жизни пациентов советы. Большое негативное влияние на еще зарождающуюся медицинскую науку оказывало и религиозное мракобесие. Поэтому кажется естественным тот факт, что до наших дней дошли имена и научные работы величайших врачей и ученых-естествоиспытателей античности, пытавшихся внести научный и систематический подходы в учение о строение человеческого тела.

В античное время медицина и анатомия перестали быть просто чисто эмпирическими науками. Стала создавать единая система научных анатомических знаний. И если Гиппократ в своих трудах рассматривал, в основном, внешние проявления болезни и методики лечения, диетики и организации здорового образа жизни и графика дня для больного, то Гален, в свою очередь, основываясь на сравнительно-анатомических данных вскрытия животных, описывал уже внутреннее строение человеческого тела, взаимосвязь и функциональную принадлежность тех или иных органов. (За рассуждения о божественном происхождении живого Гален позже, уже в Средние Века, был канонизирован католической церковью. Поэтому и кажется неудивительным факт того, что труды Галена являлись неоспоримой истиной в течение почти полутора тысяч лет).

Достаточное бурное развитие в период античности естественных наук в целом и анатомии в частности прекратилось с распадом Римской империи и наступлением Средневековья.

Период Средневековья характеризуется расцветом христианской религии в Европе и упадком науки. В городах свирепствовали эпидемии – чумы, оспы, лепры и других, неизлечимых в то время заболеваний, вызванных бедственным санитарно-гигиеническим положением. На улицах полыхали костры инквизиции. Любое инакомыслие преследовалось. Практически не проводилось исследований в области анатомии и других медицинских наук. Если перед ученым средневековья возникал тот или иной вопрос – он искал ответ в трудах Гиппократа или Галена – и ограничивался этим.

Завершился период Средневековья с наступлением эпохи Возрождения – эпохи переоценки ценностей, формирования нового мировоззрения; эпохи истинной победы гуманизма.

«Стремились все – открыть, изобрести,

Царила в эти годы

В ранее и развитое средневековье на пути динамического и прогрессивного развития стояли устрашающие препоны в лице церкви. Был наложен запрет на вскрытие трупов. Всевозможные буллы, подписанные рукой Папы Римского, воспрещали даже приготовление мацерированных костей скелетов умерших в далеких походах крестоносцев. Ученые и медики опасались угодить на костер за богохульство и колдовство.

Естественно, существовала острая необходимость в анатомировании человеческих трупов. Вопрос стоял ребром.

Анатомия как наука становилась важна не только врачам и другим медицинским работникам. Анатомия жизненно необходима людям искусства – скульпторам и художникам. Именно в эпоху Возрождения как в эпоху расцвета искусств анатомия стала привлекать и художников.

Как же способствовал творческий дар и естествоиспытательский пыл Леонардо изучению строения человеческого тела?

Дело в том, что для Леонардо искусство и исследовательская деятельность были взаимодополняющими аспектами постоянного стремления наблюдать и фиксировать внешний вид и внутреннее устройство мира и человека.

В процессе изображения человеческой натуры в живописи или скульптуре, Леонардо да Винчи хотел быть максимально правдоподобным – это позволило бы ему быть не только просто очень реалистичным художником, но и художником особенным и запоминающимся.

Для достижения этого Леонардо потребовалась стройная система анатомических знаний. Воспользовавшись упомянутым выше принципом Галена – не доверять книгам, а доверять своим глазам и рукам при анатомировании – Леонардо приступил к незаконным вскрытиям трупов. Какой же необычайной силой духа, воли и целеустремленности надо было обладать, чтобы пойти на этот шаг, на анатомирование человеческих тел! Ведь, с одной стороны, вскрытие трупов опасно само по себе, а с другой стороны можно было попасться в цепкие лапы инквизиции – и тогда Леонардо ждала бы не мировая слава и призвание, а костер.

Незадолго до смерти Леонардо покаялся кардиналу Арагонскому в том что, что он вскрыл свыше 30 трупов в целях исследования строения и жизни человеческого тела. В этом отношении Леонардо был новатором и опередил еще одного выдающегося анатома Возрождения – Андреаса Везалия на целых 50 лет.

Паоло Джовио, современник Леонардо, писал о нем и проделанной Леонардо да Винчи исследовательской работе: "Он предавался нечеловечески тяжелой и отвратительной работе в анатомических школах, рассекая трупы преступников, чтобы проследить пути природы. Он изобразил в таблицах каждую тончайшую частицу, не исключая мельчайших жилок и внутренней ткани костей, с величайшей точностью, и, таким образом, от его многолетней работы должно было остаться на пользу искусства бесконечное число образцов".

По свидетельству самого Леонардо, он заполнил анатомическими рисунками 120 альбомов. До нашего времени дошла лишь малая часть его анатомических записей и рисунков в виде отдельных листов, которые стали ценными экспонатами государственных и частных художественных коллекций. На сегодняшний день сохранилось более 200 листов анатомических рисунков с пояснениями и изображениями. Это отрывки из его рукописных книжек, которые он всегда носил с собой и в любое время мог оставить в них пришедшую мысль или рисунок.

Интересно, что Леонардо писал не на обычном в его время для людей науки латыни и не на литературном итальянском языке своего времени, а на простом разговорном — volgare.

В то же время Леонардо первым стал использовать анатомические рисунки не для иллюстрации текстов Галена и Гиппократа, но и для самостоятельного изучения анатомии, опередив в этом, в том числе, и уже упомянутого выше Везалия (который, в отличие от Леонардо, не спасся от инквизиции и был сослан).

Из вышесказанного следует отметить, что уже в то время, на грани позднего средневековья и Ренессанса оказалась ясна важность грамотных анатомических рисунков и схем для изучения анатомии. И в этом была его огромная заслуга.

В связи с этим можно признать Леонардо да Винчи первым научным иллюстратором анатомии. Анатомические рисунки Леонардо отличаются уникальной точностью для своего времени.

Что же могло интересовать в анатомии человека, какие системы и аппараты органов привлекали наибольшее внимание Леонардо как художника?

Естественно, это, прежде всего опорно-двигательный аппарат, скелет и мускулатура. Леонардо первый правильно и удивительно точно нарисовал формы и пропорции всех частей скелета человека. Все предшествующие изображения скелета были, как правило, условны, схематичны и примитивны. Он первым в истории науки предположил, что крестец состоит из пяти, а не из трех позвонков, правильно описал лордозы и кифозы позвоночного столба, угол наклона крестца (а Гален считал крестец прямым, и потому даже назвал в натуре изогнутую прямую кишку прямой - rectum ). Впервые были рассмотренные такие анатомические особенности - наклон и изгибы ребер, столь важные для понимания механизма дыхания, наклонение таза. Леонардо подсчитал, что в стопе имеется 25 костей, не боясь противоречия с Авиценной и Галеном, считавшими, что в стопе 26 костей. Он первый правильно нарисовал суставные поверхности костей. Так же Леонардо описал ряд анатомических особенностей скелета человека, связанных с прямохождением – например, косое по отношению к вертикали положение бедренной кости.

Следует особо отметить, что точность передачи строения позвоночника, суставов и костей в работах Леонардо да Винчи сопоставима с современными данными, полученными с помощью передовых средств диагностики, таких как рентген, компьютерная и магнитно-резонансные томографии.

Это то, что касается вклада Леонардо в описательную анатомию скелета. Что же касается вклада Леонардо в синдесмологию и миологию, то следует в первую очередь отметить тот факт, что Да Винчи пытался изучать строение мышц и суставов в нагрузке и тесной взаимосвязи. Таким образом, Леонардо можно считать основателем динамической анатомии, ведь у него был даже составлен план написания обширного трактата, посвященного описанию движений человека и животных.

Рассматривая движения человеческого тела, Леонардо изучал не только строение мышц, но и их двигательную способность, иннервацию (Да Винчи понимал значение нервов, как проводников стимулов к действию мышц), питание сосудами и даже способы их прикрепления к скелету и особенности этих прикреплений. Леонардо классифицировал мышцы по величине, силе, форме и характеру сухожилий и способу прикрепления к костям скелета – не напоминает ли современную классификацию мышц, принятую в миологии?

Естественно, с точки зрения современной анатомии рассуждения Леонардо да Винчи кажутся как минимум неточными, но для своего времени это был существенный прорыв вперед.

Как уже упоминалось выше, наука и искусство для Леонардо являлись вещами весьма взаимосвязанными, и в этом подходе великий художник и ученый был, опять-таки, прав. Согласно этому, его интересовало не только строение и функциональные особенности опорно-двигательного аппарата, знание которого необходимо для живописи, но и строение иных органов.

Помимо всего прочего, Леонардо нередко называют отцом эмбриологии. Вопросы онтогенеза (индивидуального развития) человека живо интересовали его, особенно внутриутробный период. Да Винчи был первым, кто установил биологическую природу зачатия и рождения человека. Интересовали его и возрастные изменения, происходящие с человеком в процессе старения - склероз сосудов и сужение просвета кишок в преклонном возрасте, разницу между мышцами молодого и старого человека, разницу в силе голоса у молодых и стариков и так далее.

Применяемый Леонардо да Винчи метод распила конечностей и органов вдоль и поперек, и их подробная зарисовка не только предвосхитили аналогичные методы, предложенные нашим соотечественником Н.И. Пироговым в XIX столетии, но и стали очередным смелым новаторством в анатомических исследованиях.

Сказанное выше позволяет нам считать Леонардо да Винчи за лучшего и величайшего анатома не только своей эпохи, но и крупнейшего исследователя последующего времени. Кроме того, его можно считать первым, обнаружившим и показавшим необходимость и важность иллюстративного материала для изучения анатомии. И хотя задуманный всеобъемлющий трактат по анатомии Леонардо да Винчи так и не был дописан до конца, дошедшие до нас работы Леонардо по анатомии являются, бесспорно, своеобразными памятниками анатомической науки.

Увы, но в течение целых столетий оставались неизвестными многие научные открытия и достижения Леонардо. Жестокие и ограниченные его современники, еще оставшиеся душами и умами в эпохе средневековья просто не могли понять и постичь все его гениальные анатомические открытия, которые так противоречили догматическим и схоластическим представлениям того времени.

Рукописи Леонардо до середины XVIII века пребывали в неизвестности, и дошли до нас не полностью, а в разрозненном виде. Кропотливым трудом ученых, работавших согласно планам самого Леонардо, разрозненные записи и рисунки были по возможности и в зависимости от степени их сохранности систематизированы и обобщены. Подавляющее большинство записей Леонардо по анатомии находятся сегодня в королевской библиотеке Виндзорского замка. Анатомические наблюдения Леонардо оказались востребованными специалистами-анатомами только в 60-х годах XVIII столетия (в первую очередь, И. Ф. Блуменбах и Уильям Гентер). Это лишний раз подчеркивает и показывает, насколько Леонардо в своих трудах и изысканиях опередил свое время.

Может быть, Великий флорентинец Леонардо не довел свои анатомические труды до конца и не опубликовал их при жизни осознанно – оставив поле деятельности свободным для не менее талантливых его последователей. А уже они, в первую очередь Везалий и Сервет, составили фундамент анатомии как науки экспериментальной, материалистической и синтетической, сочетающей в себе множество различных подходов к изучению природы человеческого тела.

И не смотря на то, что работы Леонардо были забыты на долгие века, а его последователи поплатились своей жизнью за прогрессивное развитие науки – золотой век анатомии был открыт его анатомическими трудами.

Читайте также: