Архитектура 20 века в россии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Эпоха высокоразвитого промышленного капитализма вызвала существенные изменения в архитектуре, прежде всего в архитектуре города. Возникают новые типы архитектурных сооружений: фабрики и заводы, вокзалы, магазины, банки, с появлением кинематографа – кинотеатры. Переворот произвели новые строительные материалы: железобетон и металлические конструкции, которые позволили перекрывать гигантские пространства, делать огромные витрины, создавать причудливый узор из переплетов.

Ярким примером модерна в России было творчество Ф.О. Шехтеля. Особняк Рябушинского у Никитских ворот в Москве (1900–1902, арх. Ф.О. Шехтель) –типичный образец русского модерна.

Пытаясь воскресить традиции древнерусского строительства, архитекторы начала века в первую очередь отталкивались от принципов композиции и пластики, а не копировали декоративные элементы, как это делали представители псевдорусского стиля. Именно живописец В. Васнецов в своих архитектурных исканиях впервые обратился к формам новгородского, псковского и раннемосковского зодчества. Под его руководством в Москве появилась живописная Третьяковская галерея. Само здание достаточно обыкновенно. Украшенный в древнерусском стиле фасад, белокаменный портал, выразительность элементов и их контрастность со стенами сделали строение памятником архитектуры всех времен. Другим архитектором, практиковавшим возрождение древнерусского стиля, а особенно – традиций новгородских и псковских матеров, стал А. Щусев. На Куликовом поле им был возведен храм, ставший в одночасье и памятником, свидетельствующим о победе русских воинов над монголо-татарскими войсками. Живописность его форм, их пластичность, башни свидетельствуют о том, что ведущий в архитектуре церкви – новый русский стиль. В этом же стиле построена и Марфо-Мариинская обитель милосердия на улице Большая Ордынка в Москве. Церковь белокаменными массивными стенами и шлемовидными куполами напоминает традиции старорусских мастеров Пскова и Москвы. Среди других примеров вышеупомянутого стиля – здания Казанского вокзала в Москве арх. А.Щусева, Ссудной кассы арх. В.Покровского, Доходный дом Перцова в Москве арх. С. Малютина.




Капиталистические города росли так стремительно, что использование старинных стилей попросту тормозило строительство. Нужно было что-то новое, более современное и рациональное. Новшеством в строительной сфере стало использование сверхпрочных материалов: железобетона и металлоконструкций. Это дало толчок и дальнейшему развитию архитектуры. Новым архитектурным стилем стал модерн. В России он приобрел свои местные черты, так как смешался здесь с историческими стилями.

Архитекторы модерна искали новые формы, создавали ассиметричные композиции, черпали вдохновение в архитектуре средневековья. Прочные материалы сделали возможным строительство зданий с огромными пространствами, арками и переходами. При этом подчеркивались плоские стены, а детали приобретали совершенно неожиданные криволинейные формы. Для модерна характерны четкие плавные формы, ясные линии, трапециевидные мотивы.

В русле модерна, по мере использования архитекторами предыдущих архитектурных стилей, развивались необарокко, неорококо, неоренессанс, неоклассицизм.

Эпоха высокоразвитого промышленного капитализма вызвала существенные изменения в архитектуре, прежде всего в архитектуре города. Возникают новые типы архитектурных сооружений: фабрики и заводы, вокзалы, магазины, банки, с появлением кинематографа – кинотеатры. Переворот произвели новые строительные материалы: железобетон и металлические конструкции, которые позволили перекрывать гигантские пространства, делать огромные витрины, создавать причудливый узор из переплетов.

Ярким примером модерна в России было творчество Ф.О. Шехтеля. Особняк Рябушинского у Никитских ворот в Москве (1900–1902, арх. Ф.О. Шехтель) –типичный образец русского модерна.

Пытаясь воскресить традиции древнерусского строительства, архитекторы начала века в первую очередь отталкивались от принципов композиции и пластики, а не копировали декоративные элементы, как это делали представители псевдорусского стиля. Именно живописец В. Васнецов в своих архитектурных исканиях впервые обратился к формам новгородского, псковского и раннемосковского зодчества. Под его руководством в Москве появилась живописная Третьяковская галерея. Само здание достаточно обыкновенно. Украшенный в древнерусском стиле фасад, белокаменный портал, выразительность элементов и их контрастность со стенами сделали строение памятником архитектуры всех времен. Другим архитектором, практиковавшим возрождение древнерусского стиля, а особенно – традиций новгородских и псковских матеров, стал А. Щусев. На Куликовом поле им был возведен храм, ставший в одночасье и памятником, свидетельствующим о победе русских воинов над монголо-татарскими войсками. Живописность его форм, их пластичность, башни свидетельствуют о том, что ведущий в архитектуре церкви – новый русский стиль. В этом же стиле построена и Марфо-Мариинская обитель милосердия на улице Большая Ордынка в Москве. Церковь белокаменными массивными стенами и шлемовидными куполами напоминает традиции старорусских мастеров Пскова и Москвы. Среди других примеров вышеупомянутого стиля – здания Казанского вокзала в Москве арх. А.Щусева, Ссудной кассы арх. В.Покровского, Доходный дом Перцова в Москве арх. С. Малютина.

Капиталистические города росли так стремительно, что использование старинных стилей попросту тормозило строительство. Нужно было что-то новое, более современное и рациональное. Новшеством в строительной сфере стало использование сверхпрочных материалов: железобетона и металлоконструкций. Это дало толчок и дальнейшему развитию архитектуры. Новым архитектурным стилем стал модерн. В России он приобрел свои местные черты, так как смешался здесь с историческими стилями.

Архитекторы модерна искали новые формы, создавали ассиметричные композиции, черпали вдохновение в архитектуре средневековья. Прочные материалы сделали возможным строительство зданий с огромными пространствами, арками и переходами. При этом подчеркивались плоские стены, а детали приобретали совершенно неожиданные криволинейные формы. Для модерна характерны четкие плавные формы, ясные линии, трапециевидные мотивы.

В русле модерна, по мере использования архитекторами предыдущих архитектурных стилей, развивались необарокко, неорококо, неоренессанс, неоклассицизм.

Двадцатый век был эпохой самых больших перемен в обществе. Менялось правительство, экономика, социальные и культурные установки. Люди были полны надежд на перемены к лучшему. Художники, музыканты, литераторы, скульпторы и архитекторы в своем творчестве отражали дух нового времени.

Сегодня мы с вами поговорим о трех архитектурных стилях, характерных для первой половины двадцатого века.

Промышленная революция шла полным ходом во всей Европе. В ответ на всеобщую унификацию возник стиль модерн: плавный, изящный, изысканный. Художники этого направления старались создавать уникальные вещи, предназначенные исключительно для красоты и радости. У модерна много названий: ар-нуво во Франции, югендстиль в Германии, либерти в Италии, modern style (современный стиль) в Англии. Временной период модерна — примерно с 1890 по 1910 годы.


В России стиль модерн был представлен, в первую очередь, работами архитектора Федора Осиповича Шехтеля. Две его самые известные работы — особняк Рябушинского на Малой Никитской в Москве и здание Ярославского вокзала.

Особняк Рябушинского сочетает в себе причудливые элементы мавританского стиля и английской готики. Разноуровневые окна двухэтажного здания создают эффект многоэтажности. Главным украшением интерьера здания считается парадная лестница из белого мрамора, выполненная в виде волны.


Среди петербуржских памятников модерна можно выделить Дом компании Зингер, он же Дом Книги, где сейчас находится офис Вконтакте, а также гостиница Астория и Витебский вокзал. В Москве, кроме уже упомянутых зданий авторства Шехтеля, можно выделить ЦУМ, гостиницу Метрополь и особняк Листа.


Наряду с модерном, в российской архитектуре присутствовали также стили неоклассицизм и новорусский стиль, последний считается одним из ответвлений модерна. Именно в этом стиле выполнен Ярославский вокзал.


После революции художники русского авангарда, в частности, архитекторы, провозглашают новое искусство для нового времени. В этот период создаются экспериментальные проекты, в частности, Шуховская башня на Шаболовке авторства Владимира Григорьевича Шухова.


Лидирующим стилем в архитектуре становится конструктивизм. Для него были характерны, в противовес модерну, четкость и строгость линий и монолитность внешнего облика зданий. На первый план выходит конструктивная основа зданий — железобетонный каркас. У конструктивизма было свое ответвление, функционализм. В его основе лежит научный анализ особенности функционирования зданий. Именно в рамках этого стиля появляются характерные дома той эпохи — дворцы труда, рабочие клубы и дома-комунны.


Архитекторы конструктивизма боролись за то, чтобы принцип работы не превратился в стиль. Они увлекались идеями французского архитектора Ле Корбюзье, который был ярким представителем функционального стиля. Так, Дворец культуры Зил по проекту братьев Весниных был построен по пяти принципам Ле Корбюзье: опоры-столбы вместо массивов стен, свободная планировка, свободное оформление фасада, удлиненные окна и плоская крыша. Здание подчеркнуто геометрично.


Еще одно известное произведение тех времен — работа архитектора Алексея Викторовича Щусева, мавзолей Ленина на Красной площади. Здание было возведено из железобетона, облицовано гранитом и лабрадоритом. Это постройка объединила в себе черты конструктивизма и ар-деко, сменившего и модерн, и конструктивизм.


Начиная с 30-х годов прошлого века властный интерес к архитектуре конструктивизма угасает, и на арену выходит стиль, надолго закрепившийся в России — сталинский.

Этот стиль характеризуется монументальностью, порой граничащей с гигантоманией, жесткими стандартами и техниками постройки. В зданиях сталинской эпохи нашли свое отражение и неоклассицизм, и ар-деко, и стиль империи — ампир. Как и в классизме, здесь использовались архитектурные ордеры и скульптуры в оформлении зданий. Дома украшались барельефами с изображением трудящихся, а также символов советского времени — звезд, серпов, молотов и венков. В оформлении общественных интерьеров использовались мрамор, бронза, лепнина и ценные породы дерева.


Элементы стиля ар-деко мы можем видеть в оформлении станций Московского метро, например, Маяковской, Аэропорта, Сокола и Кропоткинской. Знаменитые сталинские высотки также относятся к стилю послевоенного советского ар-деко.


Элементы стиля ампир — портик и парадная фасадная композиция — использовались при создании главного входа в Парк Горького и главного павильона ВДНХ.


В архитектуре второй половины двадцатого века тоже были свои шедевры, оказавшие значительное влияние на облик российских городов. Об этом мы поговорим в следующих материалах.


Конструктивизм был распространён в России в 1920-1930-е годы¸ основоположник - Константин Мельников.


Дворец труда, Москва. 19123 , неосуществлённый проект.

Архитекторы: братья Веснины.


Дом культуры ЗИЛ. Москва

Архитекторы: братья Веснины


Д.к. им. Зуева, Москва. Стиль: конструктивизм.1927-1929

По проекту Голосова И.


Дом Мельникова в Москве.1927-1929. Стиль: конструктивизм.

Архитектор: Мельников К.


Архитектор: К. С. Мельников


Архитектор: Бархин Г.


Для блогов - Информеры праздников, курсов валют на каждый день + лунный календарь ухода за растен.

Все браузеры интернета. .

Доброе субботнее утро всем! -А вы сегодня были счастливы? -Еще нет. -Тогда пото.

Лишь себе доверяю. и точка! .

Карусель Сыпятся снежные звезды Кружит зимы карусель Зацеловала шальная Нас озорница метел.

-Ссылки

-Рубрики

  • живопись (87)
  • зарубежные художники (41)
  • история и терминология (8)
  • русские художники (36)
  • каталог рубрик (10)
  • кулинария (244)
  • второе блюдо (56)
  • выпечка (86)
  • десерт (8)
  • заготовки (6)
  • кулинарные сайты (3)
  • кулинарные секреты (8)
  • мультиварка (4)
  • напитки (5)
  • первое блюдо (15)
  • полезные продукты (9)
  • соусы (3)
  • специи, приправы (2)
  • холодное блюдо (39)
  • литература (440)
  • аудиокниги (188)
  • зарубежная литература (11)
  • литературный каталог (105)
  • поэзия (99)
  • русская литература (19)
  • цитата (3)
  • электронная библиотека (9)
  • юмор (6)
  • миф или реальность (54)
  • cны и сноведения (4)
  • астрология (1)
  • гипотезы (10)
  • мистика (10)
  • мифы и легенды (16)
  • приметы (6)
  • тесты (1)
  • фантастика и фэнтази (2)
  • экзотерика (4)
  • музыка (73)
  • "Helloween" (26)
  • rock & metal (10)
  • классическая музыка (2)
  • музыкальные сайты (6)
  • популярная музыка (29)
  • наука и техника (141)
  • изобретения (6)
  • компьютер (51)
  • космос (16)
  • математика (2)
  • медицина (54)
  • философия (4)
  • энциклопедии и словари (3)
  • языкознание (6)
  • скульптура (8)
  • зарубежные скульпторы (7)
  • русские скульпторы (1)

-Метки

-Фотоальбом

ФАНТАСТИКА И ФЭНТАЗИ 14:48 11.12.2016 Фотографий: 73 КОСМОС 13:02 07.08.2016 Фотографий: 17 ГЕОРГ ЯКОБ ИОГАНН ВАН ОС 09:11 23.04.2016 Фотографий: 20

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

-Сообщества

-Статистика

Архитектура Советского Союза началась с такого направления, как конструктивизм. Его представителей не устраивала западная показная роскошь. Они стремились к простоте, утилитаризму, которые (по их мнению) способствовали демократизации новых взаимодействий между жителями страны. Теоретиками конструктивизма являлись А.А. Веснин и М.Я. Гинзбург.

Конструктивисты и другие советские архитекторы искали новые принципы в планировке населённых пунктов. Они пытались осуществлять разработку новых типов зданий. К таковым относятся здания, которые жители называли Дворцами труда, Домами советов, клубами для рабочих, фабриками-кухнями и другими названиями.

В Западной Европе начало двадцатого века прошло под знаком модернизма. Он стал формироваться на стыке 19-20 веков.Был поделён труд между инженерами и архитекторами. Инженеры-строители стали отвечать за значительные объёмы при возведении объектов. Архитекторы стали больше концентрироваться на оформлении приложений. Архитекторы поначалу декорировали сооружения, которые инженеры конструировали без особых замыслов. В то время западноевропейская архитектура была наводнена эклектикой и украшательством.

Модернизм характеризуется силуэтами, орнаментами, в реализации которых архитекторы отдают предпочтение плавным линиям. Множество фасадов возводилось в округлой форме. Широко использовались решётки, в основе которых применялся кованый металл. Зодчество отметилось плакучими, мягкими формами, декоративное творчество – стилизованным орнаментом. Некоторые орнаментальные мотивы модерн перенял из дальневосточного искусства (в основном японского).

Архитекторы модерна наряду с железобетоном использовали металл. Они пытались придать эстетическое оформление использованию железобетона.

После модерна наступило время постмодернизма (70-80-е годы 20 столетия). В архитектуре постмодернизм был самым ярким. Архитекторами применялись формы из анодиевого алюминия, нержавеющей стали, неоновых трубок. Постмодернизм сменился деконструктивизмом, после которого появился хай-тек.


1 (700x255, 221Kb)

Государственная Библиотека имени Ленина - это первый библиотечный комплекс советской Москвы. Он создан на основе достижений науки своего времени. На его проектирование в 1927 и в 1929 годах были проведены открытые конкурсы. Они являлись выражением поисков и экспериментов, целью которых было воплотить в архитектурных формах новое социальное содержание.

22 (700x426, 283Kb)

Дом на набережной.

"Жилкомбинат" для работников ЦИК и СНК построен на месте Винно-Питейного двора XVIII века в 1931 году архитектором Иофаном (он же один из авторов проекта, одобренного Сталиным Дворца Советов, который намеревались возвести на месте храма Христа Спасителя). Основная идея постройки - объединение в едином комплексе жилья и учреждений обслуживания. В результате были построены 11-этажные корпуса на 500 квартир, универмаг, продовольственный магазин, столовая, один из крупнейших кинотеатров Москвы, а огромный клубный зал комплекса с 1961 г. используется под театр Эстрады.


4 (700x525, 439Kb)

На углу Спиридоновки и Малой Никитской улиц находится замечательный дом в стиле модерн, построенный архитектором Федором Шехтелем по заказу Михаила Рябушинского. Шехтелю москвичи обязаны и зданием Ярославского вокзала и рядом других архитектурных шедевров. Дом на Спиридоновке, выполнен в светлых тонах, стены отделаны керамической плиткой и майоликой с изображением причудливых орхидей, широкие окна в замысловатых переплетах, рисунок которых перекликается с балконной решеткой и оградой - все продуманно, стилистически выдержано и безумно красиво. Парадная лестница - мажорная нота интерьера, ее фантастические перила, напоминающие бегущую волну, начинаются от светильника с цветным витражным абажуром и, перекликающегося с ним, витража окна. В глубине участка, относящегося к дому, был построен служебный корпус для конюшни, дворницкой, прачечной. В одном из приспособленных под жилье помещений этого корпуса провел последние годы жизни писатель А.Н.Толстой, сейчас здесь музей-квартира писателя. Первый владелец особняка, представитель замечательной фамилии Рябушинских, был собирателем картин, его брат Степан обожал русские иконы. Коллекция, хранившаяся в особняке, насчитывала более ста шедевров живописи и большое количество икон, часть из которых была реставрирована и спасена хозяином от гибели. После революции Рябушинские вынуждены были покинуть Россию, а их особняки и картины остались советской власти. Часть коллекции, слава богу, попала в Третьяковку , что-то в другие музеи, что-то бог весть где. В тридцатые годы Сталин пожаловал особняк , вернувшемуся из Италии пролетарскому писателю Максиму Горькому. В соседнем доме размещались редакции журналов, редактируемых Горьким, в доме постоянно собирались литераторы и здесь проходил первый пленум по созданию и съезд союза писателей. Позднее здесь был дом приемов МИДа , а совсем недавно особняк стал открыт для свободного посещения и всякий может побродить по комнатам, подняться по лестнице, любуясь внутренней отделкой, выполненной с выдумкой не уступающей выдумке короля модерна Гауди

33 (596x700, 278Kb)

Доходный дом, выходящий сразу в три переулка - Калашный, Нижний и Малый Кисловские, начали возводить в 1912 году. Но уже в следующем году его угловая, семиэтажная часть рухнула из-за несоблюдения строительного устава и по недосмотру архитектора Н. Д. Струкова. Местные старожилы считали это Божьей карой за то, что дом строили на месте церкви, упраздненной ровно сто лет назад. Говорили, что "сюда теперь жильцов калачом не заманишь". Недостроенный дом простоял до 1923 года, когда его отдали Моссельпрому - Объединению по переработке сельскохозяйственной продукции. Говорят, что выбор пал на этот район не случайно: в старину здесь находились Кормовые слободы, да и название Калашного переулка было своего рода рекламой.

Строительством нового восьмиэтажного здания руководил инженер В. Д. Цветаев, а башню, венчающую угол дома, разработал крупнейший специалист по железобетонным конструкциям А. Ф. Лолейт.


5 (700x525, 405Kb)

Этот замечательный и очень необычный для Москвы особняк, с готическими башенками и зубчатыми стенами, был построен по заказу молодого богача, энергичного предпринимателя Саввы Тимофеевича Морозова. Исполнение заказа Морозов доверил 33-х летнему Шехтелю, в то время уже довольно известному в среде богатого купечества, а для самого Морозова построившего дачу - сказочный деревянный теремок, очень понравившийся заказчику.

66 (525x700, 298Kb)

Особняки королей московского модерна

Особняк построен в манере стилизованной под средневеково-замковый, с романтическим ореолом, стиль, с островерхой башенкой.


77 (565x700, 338Kb)

88 (700x436, 302Kb)

Универсальный магазин Мюра и Мерелиза (ЦУМ)

В 1908 году на месте сгоревшего здания по проекту Р. И. Клейна было построено новое. При строительстве впервые в России был использован железобетон. Сенсацией стало появление в магазине электрических лифтов — невиданной редкости по тем временам. Здание было признано архитектурным шедевром.


99 (700x525, 297Kb)

Архитектор Лев Николаевич Кекушев, получивший образование в Петербурге и первые годы своей карьеры там работавший, ко времени возведения особняков на Поварской уже более десяти лет жил в Москве и находился на пике своей творческой деятельности. И построенный им к 1904 году дом, который числится на Поварской под номером 44, - квинтэссенция из созданного мастером. Здесь собраны все специфические приемы, находки архитектора, все то, что делает его стиль неповторимым и легко узнаваемым: в целом ассиметричная композиция особняка, щедрое использование скульптурной декорации, овальные козырьки, обводящие по контуру верх сооружения. И знаменитые Кекушевские львы, которые есть в каждой его постройке и которые символизируют собой имя автора - Лев, здесь тоже есть, их просто не видно снаружи. Мраморная лестница вестибюля щедро украшена бронзовыми львиными масками. Над криволинейным аттиком, обращенным на Поварскую, размещено рельефное панно с фигурками голеньких путти, символизирующих искусства: один играет на дудочке, другой высекает вазу, третий с циркулем размышляет над листом бумаги. Здание лишено каких либо эклектических элементов и представляет собой один из самых чистых образцов московского модерна.

100 (700x700, 565Kb)

Недалеко от Кремля появляется огромное здание СТО (совета труда и обороны, теперь - Госдума)

110 (524x700, 244Kb)

Театр МХАТ, Камергерский пер., (1902), перестроен из здания Лианозова (1902).

120 (524x700, 267Kb)

Доходный дом М. В. Сокол.

Читайте также: