Теория конгруэнтности ч осгуда и п танненбаума кратко

Обновлено: 01.07.2024

Понятийный аппарат, проблематика и основные направления в интеракционистской традиции.

Данное перечисление показывает, что интеракционистская ориентация охватывает широкий круг весьма сложных проблем.

В ней можно выделить несколько направлений, школ и течений. Причем эти направления отличаются не столько спецификой своего подхода, хотя и она присутствует в определенной мере, но главным образом той проблематикой, которой в них уделяется основное внимание. В этом плане в интеракционистской ориентации можно выделить следующие направления:

1. Символический интеракционизм.

2. Ролевые теории.

3. Теории референтной группы.

Указанное деление является в значительной степени условным, так как эти направления часто тесно переплетаются между собой. Однако оно дает возможность более систематизированно осуществить теоретический анализ интеракционистской ориентации.

Главное отличие теории Осгуда и Танненбаума от др теорий соответствия: попытка предсказать изменение отношения (аттитюда), кот произойдет у личности под влиянием стремле­ния установить соответствие внутри ее когнитивной структуры, не к одному, а одновременно к двум объектам, если речь идет о триа­де.

Область практического применения теории - область массовых коммуникаций. Пример: Р— реципиент, К— коммуникатор, О— информация о каком-либо объекте, предоставляемая коммуникатором реципиенту.

Методи­ка семантического дифференциала при изучении синестезии, соц стереотипов и про­веренная в эксперименте Танненбаумом применит к теории конгруэнтности .

Человек сталкивается с такой ситуацией, что стимул как некото­рый знак и стимул как некоторый объект никогда не совпадают. Поэтому перед чел всегда встает проблема, при каких усло­виях стимул-знак вызывает те же самые реакции, что и стимул-объект.

Основные идеи:

б) возможность вы­числения расстояний между значениями (различие в значении двух понятий и есть функция различий их соответствующих положений в одном и том же пространстве);

в) возможность зафиксировать сдвиг значений слов при вхождении их в словосочетания. Эти принципы теории позволяют использовать методику семанти­ческого дифференциала в контексте теории конгруэнтности .

Прогно­з исхода дисбалансных состояний:

2. Восстановление баланса м.б достигнуто не только за счет изменения знака отношения Р к одному из членов триады, но и путем изменения и интенсивности, и знака, причем одновременно к обоим членам триады. При этом величина изменения в каждом случае будет обратно про­порциональна интенсивности отношения.

Вторая версия когнитивного подхода (Аш, Креч, Крачфилд)

Теории нет, т.к отсутствует содержательная сторона. Сформулирован определенный методологический подход, дающий набор самых общих принципов исследования. В работах Аша формулируются теорет принципы, но большую известность приобре­тает серия эксперимент исследований.

Идеи: восприятие избирательно организовано ( новая информация соединяется с предшествую­щим знанием, и возникают упорядоченные катего­рии), пер­цептивные процессы осуществляются т.о, что новые впечатления категоризируются на основании сходства с прежни­ми (положена в основу многих исследований С. Аша).

Эксперимент: Двум группам испытуемых предложен список прилагательных, обозначающих свойства личности человека. Список включал по шестьодинаковых прилагательных (энергичный, уверенный, ироничный, любознательный, практичный, осторожный) Седьмое прилагательное было разнымдля двух групп (теплый, холодный).

Задача: На основании этих характеристик - дать общее описание личности.

Указать, какие черты свойственны описанной личности(группы указали по 18 черт).

Вывод Аша: при восприятии др человека про­явилась тенденция объединять воспринимаемые хар-ки в организованные смысловые системы, причем введение но­вых хар-к направлено к тому, чтобы эти смысловые сис­темы пополнить. Воспринимаемые хар-ки попадают в определенный контекст, в котором очевид­на роль одной хар-ки, воспринятой как центральная. Связ­ное, целостное представление о личности в значительной мере организуется вокруг этой центральной характеристики.

В исследованиях по конформизму, оказался недооцененным факт значимости того явления, по поводу кот группа оказывала давление на инди­вида.

Дисбаланс в когнитивной структуре Р (в частности, в его аттитюдах) зависит не только от общего знака отношения Рк К и Кк О, но и от интенсивности этого отношения. Так, отношение может быть положительным, но различным по степени.

Восстановление баланса может быть достигнуто не только за счет изменения знака отношения Рк одному из членов триады, но и путем изменения и интенсивности, и знака, причем одновременно к обоим членам триады. При этом величина изменения в каждом случае будет обратно пропорциональна интенсивности отношения.

42.Вопрос конформизма - определенной пассивной реакции человека в ответ на социальное давление в группе, принятие норм, порядков и поведения, характерных для большинства, заинтересовал американского психолога Соломона Аша и вынудил его проверить свою точку зрения в психологическом эксперименте.
Насколько часто люди прислушиваются к мнению коллектива? Готовы ли они поменять свою точку зрения, поведение, принять идеи группы, отказавшись от своих? Где проходит граница терпимости к общественному мнению и изменение собственных взглядов под воздействием большинства? Эти вопросы для Соломона Аша были довольно интересны и их изучению он посвятил свое время. Эксперимент был достаточно интересен. Представьте, что человек согласился принять участие в психологическом эксперименте, в котором его попросили выполнить задания в визуальном тесте. Находясь в комнате с остальными участниками, он должен выразить свое мнение по поводу длины линии на картинке в тесте и сравнить ее длину с предложенными 3 различными вариантами. Экспериментатор просил выбрать один из вариантов каждого участника и в большинстве своем, так как это были "подсадные" участники, они выбирали один из неправильных вариантов, длина которого была либо больше, либо меньше той, что была первоначально дана в тесте. Чаще всего испытуемый выбирал правильную длину, но под воздействием мнения других участников, выбирал их ответ как правильный, хотя он и не соответствовал действительности.
На основе этого эксперимента Соломон Аш не только подтвердил способность человека соглашаться с общественным мнением в ущерб собственному, но так же и способность верить в заведомо ложные идеи, если многие из группы их придерживаются. Этот уникальный эксперимент сделал настоящий прорыв в социальной психологии, в частности реакциях поведения в группах. это исследование положило начало дальнейшим разработкам группового поведения и конформизма в группах, а так же выяснения причин того, зачем и как люди придерживаются конформистского поведения в группе.

44.Влияние меньшинства. В исследовании конформизма проблема группового давления ставится и решается как проблема влияния большинства членов группы на поведение отдельных индивидов или меньшинства. При этом основное внимание исследователей уделяется проблеме нормативного давления группы на индивида и приспособления индивида к групповым нормам. Однако в реальной жизни проявляются и противоположные феномены, связанные с влиянием меньшинства на изменение группового мнения, групповых норм и группового поведения. Они стали предметом исследования С.Московичи и его сотрудников.

По мнению С. Московичи, полученные результаты говорят о том, что меньшинство способно оказывать влияние на установки и поведение большинства, причем это влияние может не осознаваться представителями большинства и не проявляться в процессе группового взаимодействия, а проявить себя позднее. К числу факторов, повышающих эффект влияния меньшинства, относятся: последовательность высказываний и поведения, демонстрируемых меньшинством, уверенность в своей правоте и аргументированность высказываний, а также появление среди большинства лиц, принимающих позицию меньшинства, т.н. отступников (Д. Майерс, 1977), М.Дойч и Г.Джерард, сравнивая психологические механизмы влияния большинства и меньшинства, обозначили их как два различных вида влияния: нормативное (когда мнение большинства воспринимается индивидом как групповая норма) и информационное (когда мнение меньшинства выступает лишь информацией для индивида, принимающего решение).

45. КОГНИТИВИСТСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ

Одно из первых определений психологии социального познания делало акцент на исследование того, каким образом люди осмысливают свое положение в реальном мире и свои отношения с другими людьми. Таким образом, в качестве важнейшей черты социально-познавательного процесса рассматривалось соотношение знания о мире и его осмысления. Вспомним, что идея поиска смысла на основе знания являлась одной из основных идей теорий когнитивного соответствия. Однако в психологии социального познания в проблему осмысления человеком окружающего мира вносилось много нового [Fiske, Taylor, 1994].

По сравнению с идеями традиционной когнитивистской ориентации в психологии социального познания были сделаны весьма существенные добавления.

Между тем важным дополнением к их идеям относительно субъективных способов поисков смысла в окружающем мире являются два положения: гипотеза селективной представленности информации Д. Фрея и дальнейшая разработка положений психологики. Суть гипотезы заключается в том, что специфика работы человека с социальной информацией с самого начала демонстрирует включенность субъективных компонентов: познающий субъект отбирает только ту информацию, которая представляется ему значимой. Эта идея является прямым продолжением рассуждений Фестингера о способах выхода из диссонанса: один из этих способов и состоит, по его мнению, в том, что индивид допускает или отвергает информацию лишь определенного рода. Фрей придает этой идее более общий характер и апеллирует к социальным факторам, от которых зависит отбор той или иной информации субъектом.

Особое внимание уделяется в психологии социального познания анализу действия социальных институтов, оказывающих влияние на процесс социального познания: семьи, школы, групп сверстников, организаций, средств массовой информации, церкви и др. Все они интерпретированы как агенты социума, через которые и осуществляется непосредственная социальная детерминация познавательного процесса.

47. Интеракционистская ориентация в социальной психологии. Общая характеристика направления:

а) основной отправной пункт для анализа – не индивид, а процесс социального взаимодействия людей, средства его осуществления и регулирования;

б) тесная связь с когнитивистскими теориями и социологией;

в) ключевые понятия – “интеракция” и “роль”;

д) основной теоретический источник – социально-психологические концепции Джорджа Мида – американского философа, социолога и социального психолога.

1) символический интеракционизм;

2) ролевые теории;

3) теории референтной группы.

48. Центральное понятие концепции Дж. Г. Мида - межиндивидуальное взаимодействие. Согласно представлениям Дж. Мида совокупность процессов взаимодействия порождает общество. Для того, чтобы понять социальную жизнь, надо понять смысл социальных взаимодействий в их символическом значении, что и является основной задачей данного направления социологии.

Социальное взаимодействие рассматривается по двум направлениям:

1) анализ процесса взаимодействия на микроуровне;

2)изучение стабильных символических структур, т.е. социодраматический подход: актер, сцена и т. д.

Это направление внесло существенный вклад в изучение процессов взаимодействия на микроуровне.

Герберт Блюмер - ученик Мида, внесший значительный вклад в развитие идей интеракциопизма. С его точки зрения, символический интеракционизм покоится на трех базовых посылках.

1. Люди скорее действуют на основе значений, которые они придают предметам и событиям, чем просто реагируют на внешние или внутренние символы. Иными словами, символический интеракционизм отрицает как общественный, так и биологический детерминизм.

2. Значения являются не столько фиксированными, сформулированными заранее, сколько в определенной степени создаются, модифицируются, развиваются и изменяются в интеракциоппых ситуациях. Участники интеракции не следуют автоматически установленным нормам, равно как и сложившимся ролям.

3. Значения являются результатом интерпретаций, которые были осуществлены в интеракционпых контекстах. Принимая роль другого, участники процесса интерпретируют значения и намерения других. Так, значения, которые определяют действие, вытекают из контекста через серию сложных интерпетивных процедур.

Блюмер считает, что интеракционизм резко отличается от социологии социального действия, изображающей поведение человека, как ответ на внешние социальные стимулы.

49. Вслед за Дж. Мидом интеракционисты выделяют три основных компонента в структуре личности: /, те, self[13]. Ни у Мида, ни у его последователей не дается определений этих понятий. Однако общий ход рассуждений интеракционистов позволяет интерпретировать их следующим образом:

Следует отметить, что вслед за Мидом современные интеракционисты видят в активном творческом начале личности основу развития не только самой личности, но и объяснение тех изменений, которые происходят в обществе. Поскольку они абстрагируются от исторических условий и социально-экономических закономерностей, то причину изменений в обществе, по их мнению, следует искать в специфике структуры личности, а именно в том, что наличие в ней импульсивного Я является предпосылкой для появления различных вариаций в шаблонах ролевого поведения и даже отклонений от этих шаблонов. Эти случайные вариации и отклонения и приводят, как они считают, в конечном итоге к тому, что последние становятся нормой новых шаблонов поведения и соответствующих изменений в обществе. Следовательно, изменения в обществе носят случайный характер и не подчиняются каким-либо закономерностям, а их причина заключается в личности.

Трехкомпонентная структура личности, предлагаемая интерак-ционистами, в определенной степени перекликается с моделью структуры личности, разработанной 3. Фрейдом. Можно провести некоторую аналогию между интеракционистским импульсивным Я (I) и подсознательным фрейдовским Оно (Id), между рефлексивным Я (те) и фрейдовским сверх-Я (super-ego), а также между понятием личностного Я (self) у интеракционистов и Я (ego) у Фрейда. Но при этой внешней схожести имеются и значительные различия в содержательной трактовке структуры личности. Это прежде всего проявляется в понимании функции того компонента личности, который как бы осуществляет внутренний социальный контроль. Если у Фрейда функция сверх-Я (super-ego) заключается в том, чтобы подавлять инстинктивное, подсознательное начало, то у интеракционистов функция рефлексивного Я (те) заключается не в подавлении, а в направлении действий личности, необходимом для достижения успешной социальной интеракции. Если личность, Я (ego) у Фрейда - это поле вечного сражения между Оно (Id) и сверх-Я (super-ego), то у интеракционистов личность (self) - это как бы поле сотрудничества. Главное внимание фрейдистов направлено на исследование внутренней напряженности, конфликтного состояния личности. Интеракционисты же занимаются прежде всего исследованием такого состояния и поведения личности, которое характерно для процессов успешного сотрудничества данной личности с другими людьми.

50. В настоящее время, как справедливо отмечает Дж. Хейс, в социальной науке имеются два типа ролевых теорий, которые он называет структуралистской и интеракционистской. Структуралистская ролевая теория прочно стоит на социологических позициях. Теоретические основы социологической ролевой теории закладывались многими авторами - М. Вебером, Г. Зиммелем, Т. Парсонсом и др. Все они разрабатывали проблемы связи индивидов и общества и влияния общества на индивида. Большинство этих авторов рассматривали объективные аспекты ролевых теорий и практически не касались ее субъективных сторон. Один лишь Вебер отмечал однажды, что социология должна учитывать субъективную мотивацию исполнителя роли для объяснения его поведения.

Р. Линтон выделяет роли активные и латентные. Это деление обусловливается тем, что индивид как член общества участвует во многих отношениях и является одновременно носителем многих ролей, но в каждый данный момент он может активно выполнять лишь одну роль.

Под ролевым конфликтом обычно понимается ситуация, в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями. В ролевых теориях принято выделять конфликты двух типов: межролевые и внутриролевые. К межролевым относят конфликты, вызываемые тем, что индивиду одновременно приходится исполнять слишком много различных ролей и поэтому он не в состоянии отвечать всем требованиям этих ролей, либо потому, что для этого у него нет достаточно времени и физических возможностей, либо потому, что различные роли предъявляют ему несовместимые требования. Анализ внутриролевого конфликта также занимает значительное место в социально-психологических исследованиях. Он выявляет, как правило, противоречивые требования, предъявляемые к носителям одной роли разными социальными группами. Классическим в данной области считается исследование М. Комаровекой, которое было проведено среди студенток одного из американских колледжей. Результаты исследования показали противоречивость ожиданий-требований, предъявляемых к студенткам колледжа со стороны родителей и студентов колледжа. Если родители ожидали от студенток высоких показателей в учебе, то студенты мужского пола неодобрительно относились к хорошей учебе студенток, так как в этом случае они зачастую рассматривали их как своих конкурентов. Для них роль студентки связывалась с ожиданиями весьма средних успехов в учебе [Komarovsky, 1953], в том числе и из-за существующих стереотипов.

52. Теории референтной группы

Представители: Г. Хайман, Т. Ньюком, М. Шериф, Г. Келли, Р. Мертон.

Термин “референтная группа” был предложен в 1942 г. Г. Хайманом. Под ней он понимал группу людей, с которой человек сравнивал себя при определении своего статуса. Результатом сравнения с референтной группой является самооценка человеком своего статуса.

В настоящее время большинством психологов под референтной группой понимается группа, к которой индивид относит себя психологически, ориентируясь при этом на ценности и нормы данной группы, которая служит ему системой отсчета для оценки себя и других, а также источником формирования социальных установок и ценностных ориентаций. Референтная группа – группа людей, в чем-то значимых для индивида; групповой эталон индивидуальных ценностей, суждений, поступков, норм и правил поведения. В основе теории референтной группы лежат идеи У. Джемса об эмпирическом социальном “Я” и Дж. Мида об “обобщенном другом”. Джемс подчеркивал, что социальное “Я” формируется у индивида в процессе его общения с другими людьми на основе того признания, которое он получает от других. Значение обобщенного другого, согласно Дж. Миду, определяется тем, что именно через него осуществляется воздействие общества на индивида и его мышление. Т.Ньюком понимал под “референтной” группу, к которой индивид относит себя психологически и поэтому разделяет ее нормы и ориентируется на них в своем поведении. Формирование установок является “функцией отрицательного или положительного отношения индивида к той или иной группе или группам”.

В связи с этим он выделял следующие референтные группы:

а) позитивные – вызывают стремление индивида быть принятым этой группой;

б) отрицательные – вызывают стремление у индивида выступить против нее. (пример: “бунт” подростка против родителей).

М. Шериф – автор работы “Основы социальной психологии” – подчеркивал важность референтной группы тем, что ее нормы превращаются в социальные установки индивидов, в “систему отсчета” не только для самооценки, но и оценки явлений социальной жизни, формирования своей “картины мира”. Он предложил различать актуальную группу “членства” и референтную группу, к которой индивид относит себя психологически. Р.Мертон провел исследование среди американских солдат, в котором выявленные различия в социальных установках солдат, находившихся в одинаковых условиях, связывал с тем, что у них были различные референтные группы, с которыми они сравнивали свое положение ( с теми, кто остался дома; с теми, кто был призван ранее и направлен на фронт и т.п.). У одного человека может быть одновременно несколько референтных групп, причем сила их воздействия разная.

Выделяются функции референтной группы:

а) нормативная – устанавливает стандарты поведения и заставляет индивида следовать им;

б) сравнительно-оценочная – эталон, с помощью которого индивид может оценивать себя и других.

Условия, в которых человек выбирает в качестве нормативной референтной группой не группу членства, а внешнюю группу:

а) если группа не обеспечивает достаточный престиж своим членам;

б) если человек изолирован в своей группе и имеет низкий статус;

в) чем больше у индивида социальная мобильность и больше возможностей изменить свой социальный статус, тем вероятней с его стороны выбор референтной группы с более высоким социальным статусом;

г) выбор референтной группы зависит от личностных характеристик индивида.

Таким образом, главным отличием интеракционистского направления является то, что этот подход пришел в социальную психологию из социологии, а не из традиционных психологических школ. Раскрывая важные социально-психологические механизмы взаимодействия индивидов в группе на межличностном уровне, представители данного направления в то же время все социальные связи сводят к межличностному общению.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Смотреть что такое "теория конгруэнтности" в других словарях:

теория конгруэнтности (баланса) Ч. Осгуда и П. Танненбаума — когнитивная теория обьясняющая изменение отношения (аттитюда) у личности под влиянием потребности установить соответствие ее когнитивной структуры одновременно к двум обьектам, явлениям, например к двум противоречивым источникам информации.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

теория соответствия когнитивного — класс теорий, разработанных в рамках когнитивистского направления западной психологии социальной в 50 е гг. XX в. (см. психология когнитивная). Имеют целью дать объяснение соотношения логичного и алогичного в поведении человека. Основная идея… … Большая психологическая энциклопедия

Развитие профессиональной карьеры (career development) — Р. п. к. охватывает процесс, этапы и задачи продвижения от одной должности к др.. Теории, исслед. и вытекающие из них приложения к психологии профессий можно подразделить на 4 осн. категории: согласовывающие подходы, феноменологические подходы и… … Психологическая энциклопедия

ТЕОРИИ СОГЛАСОВАННОСТИ — Общее название для теорий изменения отношений, которые утверждают, что люди стремятся к согласованности своих действий с убеждениями. Предполагается, что отсутствие согласованности вызывает психологический дискомфорт, и когда убеждения не… … Толковый словарь по психологии

НОРМАЛЬНАЯ ФОРМА — 1) Н. ф. матрицы A матрица Nзаранее определенного специального вида, получаемая из Ас помощью преобразований определенного типа. В зависимости от рассматриваемого типа преобразований, от области K, к к рой принадлежат коэффициенты А , от вида Аи … Математическая энциклопедия

Конгруэнтность — Состояние, в котором слова человека соответствуют его действиям. Его невербальные сигналы и вербальные утверждения соответствуют друг другу. Состояние целостности, адекватности, внутренней гармонии, отсутствия конфликта. Краткий толковый… … Большая психологическая энциклопедия

Метрика Хаусдорфа — есть естественная метрика, определённая на множестве всех непустых компактных подмножеств метрического пространства. Таким образом, метрика Хаусдорфа превращает множество всех непустых компактных подмножеств метрического пространства в… … Википедия

Читайте также: