Архитектура 18 века кратко таблица

Обновлено: 05.07.2024

Попытка нарисовать сводную таблицу всех периодов и стилей Русской архитектуры дело почти безнадежное. Но некоторые профессиональные историки решались на это. И я тоже встречал подобную таблицу, но давно, и уже не помню в какой книге.
В основном все исследователи ограничиваются эпистолярным жанром или расписывают отдельные моменты истории, отдельные периоды. Их можно понять, лучше написать много и подробно о небольшом этапе.

Но увидеть всю историю Русской архитектуры в одной сводной таблице мне давно хотелось.

И уж раз я взялся за историю Архитектурных стилей России, то решил, что необходимо дополнить словесный жанр графическими построениями, которые всегда более наглядно демонстрируют всю сущность вопроса.

Древнерусская архитектура

1.1 - Архитектура Новгорода Великого
1.2 - Зодчество Псковских земель
1.3 - Владимиро-Суздальское зодчество
1.4 - Зодчество Ростова и Ярославля
1.5 - Зодчество Смоленских земель
1.6 - Архитектура Московского царства
1.7 - Деревянная архитектура севера
1.8 - Древнерусские крепости
2. "Нарышкинское" Барокко

Архитектура Российской империи

3. Стиль БАРОККО
4. Стиль КЛАССИЦИЗМ
5. "Национально-романтический" этап
6. Стиль АМПИР
6.1 - "деревянный ампир"
7. ЭКЛЕКТИКА
8. Стиль МОДЕРН
9. Ретроспективизм

Сводная таблица исторических периодов и стилей

Сводная табл..jpg

И некоторые пояснения –

1. Древнерусская архитектура. По отдельным региональным архитектурным школам:

Новгород – Псков – Владимир – Суздаль – Ростов – Ярославль – Смоленск – Москва.

Конечно, этих регионов значительно больше, но в своем Журнале я охватил пока только эти регионы - с древними и яркими архитектурными памятниками. В принципе, можно было бы сделать проще – отделаться одной общей фразой: Древнерусская архитектура.

Естественно, что начало каждого периода - дата очень условная, так как огромное число древних сооружений не сохранилось. Приходится ориентироваться на самый старший объект, дошедший до наших дней. Более правильным было бы указывать даты исторических сооружений на основании археологических сведений. Да, были построены в таком-то году, но не сохранились (но здесь уже не архитектура, а предположения).

Окончание каждого периода тоже тема для исследования.
1 - Возвышение Москвы и создание единого Московского государства наложило свой отпечаток на все регионы. Начиная с XVI века влияние архитектурных веяний Москвы на другие города и веси конечно очень сильное. Но сложившиеся ранее архитектурные школы и Пскова, и Владимира, и Смоленска еще долгое время продолжали свое развитие.
2 - Как это ни удивительно, но и в XVIII веке с началом повсеместного строительства зданий в классических ордерных формах, многие региональные школы продолжали создавать свою, традиционную и привычную архитектуру. Особенно это заметно в архитектуре церквей. Сегодня эти здания для нас неотделимы от древнерусской архитектуры, хотя построены они уже во времена Российской империи.

Все эти нюансы отечественной истории я тоже попытался отобразить графически в таблице.

Ясность и выразительность деревянной архитектуры, подлинного народного искусства, заканчиваются в конце XVIII века. В XIX веке в деревянную архитектуру проникают эклектичные детали и подражание новым архитектурным методам, что лишило ее исторической и художественной правдивости.

3, 4, 6, – Классические архитектурные стили нового времени
(т е. Российской империи XVIII и XIX веков).

Стиль БАРОККО, стиль Классицизм и стиль Ампир. Эти строки таблицы нарисовать уже значительно проще. Есть огромное количество исследовательских материалов, имена архитекторов и даты построек. Общий объем этих материалов, конечно, не европейского уровня, белых пятен все равно многовато. Но по сравнению с древнерусскими временами здесь мы имеем просто энциклопедический объем знаний.

8 и 9 – Стиль Модерн и Ретроспективизм с его разновидностями.

Это стили последних лет царской России, времени сложного во всех аспектах.

В классической советской архитектурной школе эти периоды старались вообще не рассматривать. И только в 1980-х годах появились исследования об архитектуре второй половины XIX века (об эклектике), и архитектуре конца XIX века и начала XX века – о Модерне и Ретроспективизме.

Это время расцвета строительного искусства России. Появление новых материалов и новых технологий отделки зданий, творческое освоение исторического опыта и многое другое, что позволило создать за короткий период огромное количество архитектурных сооружений. Конечно, архитектурный уровень зданий этого времени не всегда был на высоте. Излишняя вычурность, особенно в особняках, порою снижают общий уровень постройки. Но зато в промышленной архитектуре произошел поистине революционный переворот. Если очень коротко, но надо сказать - период был короткий, но очень яркий.

Может быть, и не надо было все это писать и разъяснять. Сама таблица все говорит своим графическим языком.
Но вот само написалось, и ластик закатился под стол, не найти…. )

- История русской архитектуры. – М.: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, 1956.
- Ю.П.Спегальский. Псков. – Л.- М.: Искусство, 1963.
- М.К.Каргер. Новгород Великий. – Л.- М.: Искусство, 1966.
- Е.И.Кириченко. Русская архитектура 1830-1910-х годов. – М.: Искусство, 1982.
- А.В.Ополовников. Русское деревянное зодчество. – М.: Искусство, 1986.
- И.А.Воротникова, В.М.Неделин. Кремли, крепости и укрепленные монастыри Русского государства XV-XVII веков. - М: Буксмарт, 2013.


Дом Пашкова, Баженов В.И., Москва, 1784-1786, классицизм. Ныне – Российская государственная библиотека.


Москва, дворцовый ансамбль в Царицыно, Баженов В.И., ( совместно с М.Казаковым),1775.


Фигурный мост, Баженов В.И., Царицыно.


Хлебный дом, Баженов В.И., Царицыно.


Оперный дом, Баженов В.И., Царицыно.


Виноградная гроздь в арочных воротах, Баженов В.И., Царицыно


Старое здание МГУ, Казаков М.Ф., 1782 – 1793


Дом-усадьба Демидова, Казаков М.Ф., Москва, 1757 – начало строительства


Голицынская (Градская)больница.К азаков м.Ф., 1796-1801


Здание Сената в Москве, Казаков М.Ф., Москва, Казаков М.Ф, 1776-1787


Генерал-губернаторский дом( сегодня- мэрия Москвы). Казаков М.Ф., 1782


Здание Благородного собрания, Казаков м.Ф., сейчас - Дом союзов, Москва, 1775

Кваренги Джакомо (1744-1817)


Концертный зал в Царском Селе. Кваренги Д., 1782-1788


Александровский дворец в Царском Селе, Кваренги Д., 1792-1796


Эрмитажный театр, Кваренги Д., Санкт-Петербург, 783-1787


Смольный институт в Петербурге, Кваренги Д.,1764


Конногвардейский манеж, Санкт-Петербург, Кваренги Д., 1804-1807


Старый гостиный двор, Кваренги Д., Москва, 1790

Растреллли Б.Ф.(1700-1771)



Зимний дворец в Петербурге, Растрелли Б.Ф., 1754-1762


Екатерининский дворец в Царском Селе, Растрелли Б.Ф.

Фельтен Ю.М.(1730-1801)


Малый Эрмитаж, Санкт-Петербург, Фельтен Ю.М., 1764-1766


Большой Эрмитаж, Санкт-Петербург, Фельтен Ю.М.,71-1787



Лютеранская церковь Святой Анны, Санкт-Петербург, Фельтен Ю.М. 1775-1779


Чесменская церковь, Санкт-Петербург, Фельтен Ю.М. 1777-1780


Чесменский дворец, Санкт-Петербург, Фельтен Ю.М. 1774-1777


Церковь Иоанна Предтечи на Каменском острове. Фельтен Ю.М. Санкт-Петербург, 1776-1778

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Мари Умняшка

Лучший ответ:


Онтонио Веселко

Сооружения и годы их создания

Большой дворец в Петергофе (1714-1755) Большой Екатерининский дворец (1752-1756)

Здание Московского Университета(1782-1793)

Дом Пашкова в Москве (1784-1786)

Таврический дворец (1783-1789)

Большой Гатчинский дворец (1766-1781)






Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

18 век в архитектуре и градостроительстве России считается важным и знаковым. Он характеризуется тремя направлениями – барокко, рококо и классицизмом, проявившимися последовательно в течение века. В этот период появляются новее города, создаются объекты, которые в наше время считаются признанными историческими и архитектурными памятниками.

Первая треть 18 века. Барокко

В первой трети столетия все архитектурные преобразования неразрывно связаны с именем Петра Первого. За этот период российские города претерпели значительные изменения и в социально-экономическом плане и в архитектурно-планировочном. Именно в это время развивается промышленность, что приводит к строительству множества промышленных городов и поселков. Политическая обстановка в стране и за ее пределами создала предпосылки к тому, что главенствующие в этот период дворянство и купечество оказываются втянутыми в строительство объектов общественного назначения. Если до этого периода самыми величественными и красивыми создавались в основном церкви и царские резиденции (палаты), то в начале 18 века в городах уделяется большое значение внешнему виду обычных жилых зданий, а также появляющихся театров, набережных, идет массовое строительство ратушей, школ, больниц (так называемых гошпиталей), домов для сирот. С 1710 года в строительстве активно начинают использовать кирпич вместо деревянных построек. Правда, первоначально это нововведение касалось, прежде всего, столиц, тогда как для периферии камень и кирпич надолго еще оставались под запретом.

Петром I создается особая комиссия, которая в будущем станет главным органом государственного проектирования как столицы, так и других городов. Гражданское строительство уже преобладает над церковным. Большое значение придается не только фасадам, но и облику всего города – дома начинают строить фасадами вдоль улиц, производится разуплотнение застройки в противопожарных целях, благоустраиваются улицы, мостятся дороги, решается вопрос с уличным освещением, по обочинам высаживаются деревья. Во всем этом чувствуется зримое влияние запада и твердая рука Петра, своими указами совершившего в те годы практически революцию в градостроительстве. Поэтому не удивительно, что России за короткий срок удается практически догнать Европу, выйдя на достойный уровень по уровню градостроительства и благоустройства городов.

Лефортово, дворец


Главным архитектурным событием начала века считается строительство Санкт-Петербурга. Именно с этого города и московской Лефортовской слободы начинаются серьезные преобразования в архитектурном облике прочих городов. Ориентированный на запад Петр Первый приглашает иностранных архитекторов и отправляет российских специалистов на обучение в Европу.
В Россию приезжают Трезини, Леблон, Мичетти, Шедель, Растрелли (отец) и другие именитые архитекторы, которым суждено внести большой вклад в русское зодчество первой четверти 18 века. Что интересно, если в начале своего творческого пути в России они четко следовали своим принципам и западному архитектурному мышлению, то уже через какой-то период времени специалисты-историки отмечают влияние нашей культуры и самобытности, которое прослеживается в их более поздних работах.
В первой трети 18 века преимущественным направлением в архитектуре и строительстве является барокко. Этому направлению свойственно сочетание реальности и иллюзии, пышности и контраста. Строительство Санкт-Петербурга начинается с заложения Петропавловской крепости в 1703 году и Адмиралтейства в 1704 году. Петр поставил серьезные задачи перед архитекторскими кадрами того периода в плане соответствия нового города передовым европейским принципам градостроительства. Благодаря слаженной работе русских архитекторов и их иностранных коллег, северная столица приобрела формально западные черты в слиянии с традиционно русскими. Тот стиль, в котором создавались многочисленные помпезные дворцы, церкви, государственные учреждения, музеи и театры сейчас часто называют русским барокко или барокко Петровской эпохи.

Петропавловский собор


В этот период создаются Петропавловский собор, летний дворец Петра Первого, Кунсткамера, дворец Меньшиикова, здание Двеннадцати коллегий в Санкт-Петербурге. В стиле барокко оформлены, созданные в этот и более поздний период, ансамбли Зимнего дворца, Царского села, Петергофа, Смольного монастыря, дворца Строгановых. В Москве — это церкви Архангела Гавриила и Иоанна Воина на Якиманке, характерными элементами свойственными этому периоду оформлен главный въезд в Арсенальный двор Кремля. Среди важных объектов провинциальных городов стоит отметить Петропавловский собор в Казани.

Середина 18 века. Барокко и рококо

Несмотря на то, что смерть Петра I была большой утратой для государства, она уже не оказала существенного влияния на развитие градостроительства и архитектуры того периода. Русские архитекторы, работающие в Петербурге под началом иностранцев, перенимали их опыт, вернулись на родину и те, кто был отправлен на обучение за границу. Страна на тот момент обладала сильными кадрами. Ведущими русскими архитекторами того периода являлись Еропкин, Усов, Коробов, Земцов, Мичурин, Бланк и другие.
Стиль характерный этому периоду называется рококо и является сочетанием барокко и зарождающегося классицизма. В нем проявляется галантность, уверенность. Рококо больше характерен для интерьерных решений того времени. В строительстве зданий еще отмечается пышность и помпезность барокко, а также начинают проявляться строгие и простые черты классицизма.
Этот период, совпавший с правлением дочери Петра – Елизаветы, отмечен творчеством Растрелли–сына. Воспитанный на русской культуре, в своих работах он демонстрировал не только блеск и роскошь дворцовой архитектуры, но и понимание русского характера, русской натуры. Его проекты вместе с творчеством современников Квасова, Чевакинского, Ухтомского органично вписались в историю русского зодчества 18 века. С легкой руки Растрелли купольные композиции стали появляться не только в столице, но и в других российских городах, постепенно заменив собой шпилеобразные. Парадность и размах его дворцовых ансамблей не знает аналогов в русской истории. Но при всем признании и роскоши искусство Растрелли и его современников продержалось не долго, и на смену ему во второй половине 18 века приходит волна классицизма. В этот период создаются самые масштабные проекты — новый генеральный план Петербурга и проект перепланировки Москвы.

Конец 18 века. Классицизм

Мраморный дворец

В русской архитектуре в последнюю треть 18 века начинают проявляться черты нового направления, которое впоследствии назвали русским классицизмом. К концу века классицизм прочно закрепляется как основное направление искусства и архитектуры. Этому течению характерны строгость античных форм, простота и рациональность конструкций. В отличие от строений в стиле барокко, заполнивших собой Петербург и его окрестности, классицизм наиболее проявил себя в московских постройках того времени. Среди многих, стоит отметить дом Пашкова, здание Сената, Царицынский комплекс, дом Голицына, дворец Разумовских, которые считаются наиболее яркими примерами проявления классицизма в архитектуре. В Петербурге в это время возводились Таврический дворец, Александро-Невская лавра, Мраморный дворец, Эрмитаж, Эрмитажный театр, Академия наук. Выдающимися архитекторами того времени по праву считают Казакова, Баженова, Ухтомского и многих других.
На период 18 века относятся и изменения, коснувшиеся множества провинциальных городов того времени, – Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода, Архангельска, Одоева Богородицка, Ораниенбаума, ныне Ломоносова, Царского села, ныне Пушкина и так далее. С 18 века берут свое начало Петрозаводск, Таганрог, Екатеринбург и многие другие города, ставшие в тот период и впоследствии важными промышленными и экономическими центрами российского государства.

Читайте также: