Полномочия совета министров рб кратко

Обновлено: 18.04.2024

Совет Министров Республики Беларусь - Правительство Республики Беларусь — является коллегиальным органом государственного управления, который осуществляет исполнительную власть и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и иными органами исполнительной власти.

Совет Министров Республики Беларусь в пределах своей компетенции обеспечивает исполнение Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, осуществляет контроль за их исполнением подчиненными ему органами государственного управления и другими органами исполнительной власти Республики Беларусь, физическими и юридическими лицами.

Компетенция Совета Министров Республики Беларусь как органа, правомочного решать вопросы государственного управления, охватывает все области и сферы государственного руководства.

Полномочия Совета Министров Республики Беларусь:

• регулирует деятельность всех отраслей экономики Республики Беларусь, принимает меры по их развитию;

• обеспечивает проведение единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения;

• определяет государственную политику в области охраны окружающей среды, порядок использования природных ресурсов;

• принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

• принимает меры по защите национальной безопасности и обороноспособности, независимости и территориальной целостности Республики Беларусь, кроме осуществляемых Президентом Республики Беларусь или другими определенными им государственными органами;

• разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь и принимает меры по их реализации;

• разрабатывает и вносит на рассмотрение Президента Республики Беларусь предложения по осуществлению государственной кадровой политики, направленной на создание необходимого резерва высокопрофессиональных руководящих работников системы органов государственного управления, содействует обеспечению их подготовки и повышению квалификации.

Совет Министров Республики Беларусь руководит системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления, координирует, направляет и контролирует их работу.

В соответствии со ст.107 Конституции Правительство Республики Беларусь осуществляет следующие полномочия: 1) руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти; 2) разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации; 3) разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении; 4) обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда; 5) принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; 6) выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью; 7) обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента; 8) отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления; 9) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента.

Так, в сфере экономики Правительство обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, денежно-кредитной политики; разрабатывает программы экономического и социального развития Республики Беларусь, другие программы и обеспечивает их реализацию; регулирует внешнеэкономическую деятельность, обеспечивает привлечение иностранных инвестиций; определяет государственную страховую политику; разрабатывает и представляет Президенту Республики Беларусь для внесения в Национальное собрание проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении; принимает меры по реализации гражданами права на труд; разрабатывает основные направления жилищной политики; разрабатывает и реализует программы обеспечения населения продуктами питания, жилищно-коммунальными, бытовыми, торговыми и другими услугами и др.

В социально-культурной сфере Правительство обеспечивает проведение единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения; создает условия для поддержания установленного законодательством уровня социального обеспечения; принимает меры по предупреждению инвалидности и организации реабилитации инвалидов; разрабатывает и осуществляет социально-экономические меры по улучшению положения женщин, укреплению и поддержке семьи, обеспечивает контроль за соблюдением предоставленных женщинам прав и гарантий; создает условия для свободного развития культуры всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь и др.

В сфере охраны окружающей среды Правительство определяет государственную политику в области охраны окружающей среды, порядок использования природных ресурсов; обеспечивает разработку и реализацию государственных экологических программ; принимает решения о создании заповедников, национальных парков, заказников и иных особо охраняемых природных территорий республиканского значения, утверждает положение о них и их границы и др.

В сфере обеспечения законности и правопорядка Правительство принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка; руководит деятельностью республиканских органов управления по обеспечению правопорядка и законности, реализации государственных программ борьбы с преступностью и др.

В сфере обеспечения национальной безопасности и обороноспособности Правительствопринимает меры по защите национальной безопасности и обороноспособности, независимости и территориальной целостности Республики Беларусь; решает вопросы военного строительства, обеспечения Вооруженных Сил и других воинских формирований Республики Беларусь всем необходимым для надежной вооруженной защиты республики и др.

В сфере внешнеполитической деятельности Правительствоосуществляет координацию деятельности в области отношений Республики Беларусь с другими государствами и международными организациями; принимает практические меры по реализации и защите внешнеполитических интересов Республики Беларусь; проводит переговоры и заключает международные договоры по вопросам, относящимся к его компетенции; принимает меры по обеспечению выполнения международных договоров Республики Беларусь.

В области кадровой политики Правительствокоординирует и контролирует деятельность подчиненных ему органов управления и других органов исполнительной власти Республики Беларусь по осуществлению кадровой политики, созданию системы непрерывного обучения кадров; участвует в формировании кадрового реестра Главы государства, создает кадровый реестр Правительства Республики Беларусь.

В пределах своей компетенции Совет Министров Республики Беларусь издает постановления, а Премьер-министр – распоряжения.

В состав Правительства входят: Премьер-министр, заместители Премьер-министра, в том числе, Первый заместитель Премьер-министра, министры. В его состав могут входить руководители иных республиканских органов государственного управления. Состав Совета Министров утверждается Президентом Республики Беларусь.

Премьер-министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь в пределах своих полномочий обеспечивает исполнение Конституции Республики Беларусь, законов, актов Президента Республики Беларусь, осуществляет систематический контроль за их исполнением подчиненными ему органами управления, физическими и юридическими лицами.

Компетенция Совета Министров Республики Беларусь как органа, правомочного решать вопросы государственного управления, охватывает все области и сферы государственного руководства.

Общие полномочия Совета Министров Республики Беларусь означают, что Правительство: разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь; осуществляет государственное регулирование деятельности всех отраслей экономики, обеспечивает проведение единой экономической, финансовой и кредитно-денежной политики; разрабатывает прогнозы, концепции, государственные программы экономического и социального развития Республики Беларусь и обеспечивает их реализацию; организует разработку и исполнение республиканского бюджета; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Закон о Совете Министров Республики Беларусь подробно регулирует полномочия Правительства в сфере экономики; в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики; в социальной сфере; в сфере науки, культуры, образования; в сфере природопользования и охраны окружающей среды; в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, по борьбе с преступностью, по обеспечению обороны и государственной безопасности Республики Беларусь; в сфере внешней политики и международных отношений; в области кадровой политики.

Исключительно на заседаниях Совета Министров рассматриваются вопросы:

· составления и исполнения государственного бюджета, формирования и использования внебюджетных фондов, которые находятся в ведении Совета Министров;

· основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь;

· проекты программ экономического и социального развития Республики Беларусь.

Заседания Совета Министров считаются правомочными, если на них присутствуют не менее половины членов Правительства Республики Беларусь. Все решения принимаются большинством голосов членов Совета Министров, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов считается принятым решение, за которое проголосовал председательствующий. Президент Республики Беларусь имеет право председательствовать на заседаниях Правительства.

Для оперативного решения вопросов, входящих в компетенцию Совета Министров, действует в качестве его постоянного органа Президиум в составе Премьер-министра и его заместителей, в него могут быть включены и некоторые иные члены Совета Министров.

Состав Президиума может быть изменен Президентом Республики Беларусь по представлению Премьер-министра.

Заседания Президиума проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в две недели под председательством Премьер-министра, а при его отсутствии – по поручению Премьер-министра под председательством одного из его заместителей. Заседание Президиума считается правомочным, если на нем присутствует более половины общей численности членов Президиума. Решения Президиума принимаются большинством голосов от общей численности его членов и оформляются в виде постановлений Совета Министров Республики Беларусь.

На рассмотрение Совета Министров Республики Беларусь вносятся вопросы, которые отнесены к его компетенции и не могут быть решены другими субъектами исполнительной власти – министерствами, другими центральными органами управления, местными исполнительно-распорядительными органами.

Совет Министров Республики Беларусь руководит деятельностью министерств и других центральных органов управления Республики Беларусь, координирует, направляет и контролирует их работу, утверждает Положения о министерствах и других центральных органах управления, если иное не предусмотрено актами Президента Республики Беларусь; утверждает состав коллегий этих органов управления, при необходимости передает решение отдельных вопросов государственного управления, какие входят в его компетенцию, министерствам и другим центральным органам управления. Совет Министров вправе отменять акты министерств и других центральных органов управления Республики Беларусь в случае их противоречия законам, актам Президента Республики Беларусь, Правительства, а также в тех случаях, если они не отвечают общегосударственным интересам и не имеют достаточного финансового и юридического обоснования. Имеет право налагать дисциплинарные взыскания (за исключением увольнения) на министров и руководителей других центральных органов управления, их заместителей за невыполнение или ненадлежащее выполнение Конституции Республики Беларусь, законов, решений Президента Республики Беларусь и Совета Министров, служебных обязанностей и служебной дисциплины.

Совет Министров Республики Беларусь руководит деятельностью местных исполнительных и распорядительных органов, направляет и проверяет их работу, обеспечивает централизованное решение вопросов государственного управления с учетом интересов государства и местных территорий; организует контроль за выполнением местными исполнительными и распорядительными органами законов, декретов и распоряжений Президента Республики Беларусь, актов Правительства Республики Беларусь; разрабатывает и утверждает примерную структуру местных исполнительных и распорядительных органов; регулирует вопросы взаимодействия между местными исполнительными и распорядительными органами и республиканскими органами государственного управления; передает при необходимости свои отдельные полномочия местным исполнительным и распорядительным органам.

Совет Министров Республики Беларусь на основании и в целях исполнения Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь издает постановления, обязательные к исполнению на всей территории Республики Беларусь, и контролирует их исполнение. Постановления Совета Министров могут быть отменены Президентом Республики Беларусь.

Распоряжения издаются Премьер-министром по вопросам, входящим в его компетенцию, и не носят нормативного характера.

Для подготовки предложений по отдельным вопросам государственного управления, разработки проектов постановлений, а также для выполнения отдельных поручений Совета Министров могут создаваться постоянные или временные комиссии и иные формирования.

Совет Министров Республики Беларусь действует на протяжении срока полномочий Президента Республики Беларусь и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.

Совет Министров Республики Беларусь в полном составе, Премьер-министр, каждый иной член Правительства отдельно имеют право заявить Президенту Республики Беларусь о своей отставке.

Президент Республики Беларусь вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства и освободить от должности любого члена Правительства. Отставка Премьер-министра Республики Беларусь не влечет за собой сложения полномочий Правительства в целом.

Совет Министров Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь в области внутренней и внешней политики Республики Беларусь:

разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь и принимает меры по их реализации;

осуществляет координацию деятельности в области отношений Республики Беларусь с иностранными государствами и международными организациями;

принимает практические меры по реализации и защите внешнеполитических интересов Республики Беларусь;

заключает международные договоры по вопросам, относящимся к его компетенции;

принимает меры по обеспечению исполнения международных договоров Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь в области внутренней и внешней политики Республики Беларусь кроме полномочий, определенных настоящей статьей, осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь.

Статья 22. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в области кадровой политики

В пределах Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь Совет Министров Республики Беларусь в области кадровой политики:

разрабатывает и вносит на рассмотрение Президента Республики Беларусь предложения по осуществлению кадровой политики, направленной на создание необходимого резерва высококвалифицированных руководящих работников системы подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов, содействует обеспечению их подготовки и повышения квалификации;

координирует и контролирует деятельность подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов по осуществлению кадровой политики;

участвует в формировании кадрового реестра Главы государства Республики Беларусь;

утверждает кадровый реестр Совета Министров Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь в области кадровой политики Республики Беларусь кроме полномочий, определенных настоящей статьей, осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь.

Статья 23. Иные полномочия Совета Министров Республики Беларусь

Совет Министров Республики Беларусь кроме полномочий, определенных настоящим Законом, осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь.

Статья 35. Постановления Совета Министров Республики Беларусь, распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь, иные решения Премьер-министра Республики Беларусь, а также заместителей Премьер-министра Республики Беларусь

Совет Министров Республики Беларусь на основании и во исполнение Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь принимает постановления и контролирует их исполнение.

Совет Министров Республики Беларусь обеспечивает контроль за исполнением своих постановлений непосредственно или через подчиненные ему республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, а также местные исполнительные и распорядительные органы и Аппарат Совета Министров Республики Беларусь.

Постановления Совета Министров Республики Беларусь могут быть отменены актами Президента Республики Беларусь.

Распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь издаются по вопросам, входящим в компетенцию Премьер-министра Республики Беларусь, а также при наличии поручения Совета Министров Республики Беларусь по входящим в компетенцию, но не относящимся к конституционным полномочиям Совета Министров Республики Беларусь вопросам, если регулирование их не требует принятия решений, носящих нормативный характер.

Решения по отдельным вопросам могут оформляться в виде протоколов заседаний (совещаний) у Премьер-министра Республики Беларусь и его заместителей, а также их указаний и поручений, являющихся обязательными для исполнения должностными лицами Аппарата Совета Министров Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, а также местными исполнительными и распорядительными органами. При этом данные поручения и указания не могут носить нормативный характер.

Постановления Совета Министров Республики Беларусь и распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь вступают в силу и публикуются в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

Вопрос № 65

(Основания и порядок отставки Правительства)

Совет Министров Республики Беларусь в полном составе, Премьер-министр, каждый член Совета Министров Республики Беларусь отдельно имеют право заявить Президенту Республики Беларусь о своей отставке, если сочтут невозможным исполнять возложенные на них обязанности. Совет Министров Республики Беларусь заявляет Президенту Республики Беларусь о своей отставке и принимает постановление Совета Министров Республики Беларусь об отставке.

Совет Министров Республики Беларусь заявляет Президенту Республики Беларусь о своей отставке и в случае выражения Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь вотума недоверия Совету Министров Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Совета Министров Республики Беларусь и освободить от должности любого члена Совета Министров Республики Беларусь.

Отставка Премьер-министра Республики Беларусь не влечет за собой сложения полномочий Советом Министров Республики Беларусь в полном составе.

В случае отставки Совет Министров Республики Беларусь по поручению Президента Республики Беларусь продолжает осуществлять свои полномочия до сформирования нового Совета Министров Республики Беларусь.

Вопрос № 68

(Конституционный суд Республики Беларусь: порядок формирования и его компетенция)

Конституционный Суд учреждается для обеспечения верховенства Конституции и ее непосредственного действия на территории республики, соответствия актов государственных органов Конституции, утверждения законности в правотворчестве и правоприменении, решения иных вопросов, предусмотренных Конституцией и настоящим Законом.

о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;

о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам;

о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам.

Конституционный Суд рассматривает вопросы о конституционности указанных в части первой настоящей статьи актов как в целом, так и отдельных их положений.

В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный Суд по предложению Президента дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь.

1) ежегодных посланиях Президенту Республики Беларусь и палатам Парламента Республики Беларусь о состоянии конституционной законности в республике;

2) толковании решений Конституционного Суда;

3) реализации предоставленного ему права вносить Президенту Республики Беларусь, палатам Парламента Республики Беларусь, Совету Министров Республики Беларусь, другим государственным органам в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты действующего законодательства изменений и дополнений, принятия новых нормативных актов;

4) внесении в государственные и иные органы других предложений, вытекающих из полномочий Суда;

5) выборах заместителя Председателя Конституционного Суда;

6) ответственности должностных лиц и граждан в случаях, предусмотренных статьей 46 указанного Закона;

7) приостановлении полномочий судьи Конституционного Суда;

8) внесении Президенту Республики Беларусь, Совету Республики Национального собрания Республики Беларусь представления о прекращении полномочий судьи по основаниям, предусмотренным законом;

9) Регламенте Конституционного Суда;

10) структуре и штатном расписании Секретариата Конституционного Суда;

11) Научно-консультационном совете при Конституционном Суде.

Конституционный Суд может также рассматривать и другие вопросы, связанные с организацией его деятельности.

Читайте также: