Архетип это в культурологии кратко и понятно

Обновлено: 28.06.2024

26) Архетипическая образы и структуры в мифах, сказках. Архетипические образы в искусстве: литературе, изобразительном искусстве, кино, театре.

Архетип - тип, образ; прототип, проформа) - прообраз, первоначальный образ, идея, первоначальная форма для следующих образований. В своей знаменитой работе "Архетип и символ" К. Юнг следующим образом разъясняет суть этого понятия: "Под архетипами я понимаю коллективные по своей природе формы и образцы, встречающиеся практически по всей земле как составные элементы мифов и в то же время являющиеся автохтонными индивидуальными продуктами бессознательного происхождения. Архетипические мотивы берут свое начало от архетипических образов в человеческом уме, которые передаются не только посредством традиции и миграции, но также с помощью наследственности. Эта гипотеза необходима, так как даже самые сложные архетипические образцы могут спонтанно воспроизводиться без какой-либо традиции. Прообраз или архетип является сформулированным итогом огромного технического опыта бесчисленного ряда предков. Это, так сказать, психический остаток бесчисленных переживаний одного и того же типа".

Одним из подходов к работе с архетипическими идеями и персонажами коллективного бессознательного является анализирование сказок. Чтобы удовлетворять требованиям сознания и его интеллектуальным абстракциям, сказочные образы должны найти свое выражение в психологических понятиях. Через абстрактные понятия можно выразить гораздо меньше, чем через красочный образ, но для человека, не слишком хорошо ориентирующегося в мире символов, они могут стать средством познания.
Сказка – это бессознательный продукт воображения. Но это не продукт фантазии одного конкретного человека, а результат коллективного творчества многих людей, возможно, целого народа. Иначе говоря, она связана с проблемами не одного человека, а значит, более универсальна по своему содержанию.Все сказочные персонажи: феи, драконы, ведьмы и гномы – это архетипические образы, существующие в самых глубинных слоях психики. Независимо от того, осознаваемо это или нет, они воздействуют на нас, так как являются психологической реальностью.

Интерпретация сказок – это попытка обозначить чрезвычайно глубокие и выразительные послания, скрытые в глубине психики, путем сравнения их с мифами, религиозными идеями и сновидениями. По существу, интерпретация сказок – это указание на то, что современные люди часто не могут увидеть сами, так как сегодня у них в основном заселены верхние этажи психологической структуры, а значит, человек отрезан от своих корней, от своей основы.

Образ мудрого старца, могущего дать мудрый совет, - изначальный образ, присущий каждому человеку. Но, несмотря на то, что это только фантазия о мудром старце, который реально не существует, эти фантазии имеют большой практический смысл. Дело в том, что в суете поисков мудрого старца (далее "мудрый психолог") можно напрочь забыть, какого рода советы дает этот старец в сказках. Во всех сказках (а чаще в мифах), где присутствует этот образ, следовать совету такого мудрого старца не так уж просто. Хотя, надо заметить, что во многих русских сказках порой герои получают четкие и простые инструкции, которым легко следовать, не затрачивая особых усилий. Или же получают заветное универсальное, волшебное средство. Образ "Емели", который все получает "по щучьему велению", - это также архетипическое выражение нашей мечты.

Гомер Еврипид Э. Т. А. Гофман "Крошка Цахес" (Тень, индивидуация, Самость) "Золотой горшок" (индивидуация, Анима) "Повелитель блох" (индивидуация, Самость) Песочный Человек" (негативная Самость, негативная Анима)"Щелкунчик" (становление Анимуса)В. Гюго "Собор Парижской Богоматери" (если Клода рассматривать как протагониста, то Тенью будут Квазимодо и Феб, Анимой - Эсмеральда) М. Волошин
"Таиах" (Анима Р. Толкиен"Властелин колец

27) . Универсальные архетипы и их воплощение в культурных артефактах: тень, персона, самость, анима, анимус, мать и др. Этнокультурные архетипы как отражение ценностей этнической культуры.

Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург . В.С. Безрукова . 2000 .

Смотреть что такое "Архетип культуры" в других словарях:

АРХЕТИП — (греч.) прообраз, первоначало, образец. В аналитич. психологию Юнга понятие А. вошло из произведений позднеантичных авторов. Юнг ссылался как на христ. апологетов и отцов церкви Иринея, Августина, Ареопагита, так и на иудеев и язычников… … Энциклопедия культурологии

АРХЕТИП — (от греч. arche начало, typos отпечаток, форма, образец) прообраз, первоначало, образец. В аналитическую психологию К. Г. Юнга понятие А. вошло из произведений позднеантичных авторов. Юнг ссылался как на христианских апологетов и отцов церкви… … Философская энциклопедия

архетип — (от греч. arche – начало и typos – образ), первообраз, 1) обозначение наиболее общих изначальных мотивов и образов, имеющих общечеловеческое значение и лежащих в основе всех форм культуры. Термин впервые был применён в античности; в 20 в. введён… … Литературная энциклопедия

АРХЕТИП — понятие, широко использовавшееся в аналитической психологии К. Г. Юнга. Юнг различает личностное бессознательное и коллективное бессознательное. Личностное бессознательное это скопление вытесненных представлений. Коллективное бессознательное… … Современный философский словарь

архетип — (от греч. archetypon модель, первообраз) некий универсальный образ, мотив или сюжет, который наделен свойством вездесущности и пронизывает всю культуру человечества с древнейших времен до современности. Такие общечеловеческие символы, прообразы,… … Словарь литературоведческих терминов

АРХЕТИП — (от греч. – первообраз, первичня форма, образец)– центральное понятие аналитической психологии. А. – способ связи образов, переходящих из поколения в поколение. Согласно Юнгу А. представляет собой структурные элементы человеческой психики,… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

ИСТОРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ — классификация культур по типу и определение места конкр. культуры в культурно истор. процессе; как метод исследования включает диахронный и синхронный подходы. Методол. основу классификации культур по истор. типу составляют разл.… … Энциклопедия культурологии

Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации.

Далее, Юнг предполагал, что архетипические образыи идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе, религии. В особенности он подчеркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам. Юнг считал, что понимание архетипических символов помогает ему в анализе сновидений пациента.

Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным. Однако особое внимание в теоретической системе Юнга уделяется персоне, аниме и анимусу, тени и самости.

А. П. Забияко считает, что в каждой национальной культуре доминируют свои этнокультурные архетипы, существенным образом определяющие особенности мировоззрения, характера, художественного творчества и исторической судьбы народа. Они представляют собой константы национальной духовности.

Характерными чертами культурных архетипов являются устойчивость и неосознанность. Они проявляются во всех сферах жизнедеятельности людей, но наиболее ярко проявляются в повседневной жизни. Культурные архетипы принципиально противостоят сознанию, а значит, их нельзя дискурсивно осмыслить и адекватно отразить в языке.

Культурный архетип иногда рассматривают как информацию, обладающую социально-управляющей ценностью.

Сторонники концепции культурвитализма отмечают, что культурные архетипы существенным образом определяют особенности мировоззрения, характер художественного творчества, стереотипные реакции на значимые ситуации, способы разрешения противоречий.

Культурные архетипы определяют не только развитие прошлого и настоящего, но и конструируют будущее культуры. От их целостности, свободы и аутентичности проявления зависит жизненность культуры. В случае разрушения, ломки культурных архетипов, замещении их чужеродными элементами культурная система утрачивает свою органичность, способность к самовоспроизведению, самосохранению и самовыражению.

А. П. Забияко отмечает, что культурные архетипы, выступающие базисными элементами культуры, которые формируют константные модели культурной жизни, могут быть двух видов: универсальные культурные архетипы и этнические.

В противоположность им этнические культурные архетипы представляют собой константы национальной духовности, которые выражают и закрепляют основополагающие свойства этноса как культурной целостности.

И. А. Есауловуточняет, что под архетипамиим понимается не коллективное бессознательное, а «культурное бессознательное: сформированный той или иной духовной традицией тип мышления, порождающий целый шлейф культурных последствий, вплоть до тех или иных стереотипов поведения. Таким образом, под культурным архетипом понимаются неосознаваемые человеком, неподдающиеся изменению глубинные установки, которые актуализируются в новых исторических ситуациях и определяют представления о человеке, его месте в мире, нравственные идеалы и ценностные установки.




Этнокультурные архетипы - базовая модель духовной культуры, которая включает этнический опыт народа в новый исторический контекст, способствуя его социальной адаптации в современном обществе и являющаяся проекцией в будущее.

К. Г. Юнг выделял 10 главных архетипов: Персона, Герой, Тень, Анима и Анимус, Великая мать, Бог, Ребенка, Мудрец и Самость.

Примеры архетипов, описанных Юнгом

Архетип Определение Символы
Анима Бессознательная женская сторона личности мужчины Женщина, Дева Мария, Мона Лиза
Анимус Бессознательная мужская сторона личности женщины Мужчина, Иисус Христос, Дон Жуан
Персона Социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте Маска
Тень Бессознательная противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознании Сатана, Гитлер, Хусейн
Самость Воплощение целостности и гармонии, регулирующий центр личности Мандала
Мудрец Персонификация жизненной мудрости и зрелости Пророк
Бог Конечная реализация психической реальности, спроецированной на внешний мир Солнечное око

Понятие архетип в современном представлении, встречающийся во многих сферах гуманитарного знания, ввел швейцарский психиатр, основоположник аналитической психологии – К. Г. Юнг.

Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации.

Далее, Юнг предполагал, что архетипические образыи идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе, религии. В особенности он подчеркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам. Юнг считал, что понимание архетипических символов помогает ему в анализе сновидений пациента.

Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным. Однако особое внимание в теоретической системе Юнга уделяется персоне, аниме и анимусу, тени и самости.

А. П. Забияко считает, что в каждой национальной культуре доминируют свои этнокультурные архетипы, существенным образом определяющие особенности мировоззрения, характера, художественного творчества и исторической судьбы народа. Они представляют собой константы национальной духовности.

Характерными чертами культурных архетипов являются устойчивость и неосознанность. Они проявляются во всех сферах жизнедеятельности людей, но наиболее ярко проявляются в повседневной жизни. Культурные архетипы принципиально противостоят сознанию, а значит, их нельзя дискурсивно осмыслить и адекватно отразить в языке.

Культурный архетип иногда рассматривают как информацию, обладающую социально-управляющей ценностью.

Сторонники концепции культурвитализма отмечают, что культурные архетипы существенным образом определяют особенности мировоззрения, характер художественного творчества, стереотипные реакции на значимые ситуации, способы разрешения противоречий.

Культурные архетипы определяют не только развитие прошлого и настоящего, но и конструируют будущее культуры. От их целостности, свободы и аутентичности проявления зависит жизненность культуры. В случае разрушения, ломки культурных архетипов, замещении их чужеродными элементами культурная система утрачивает свою органичность, способность к самовоспроизведению, самосохранению и самовыражению.

А. П. Забияко отмечает, что культурные архетипы, выступающие базисными элементами культуры, которые формируют константные модели культурной жизни, могут быть двух видов: универсальные культурные архетипы и этнические.

В противоположность им этнические культурные архетипы представляют собой константы национальной духовности, которые выражают и закрепляют основополагающие свойства этноса как культурной целостности.

И. А. Есауловуточняет, что под архетипамиим понимается не коллективное бессознательное, а «культурное бессознательное: сформированный той или иной духовной традицией тип мышления, порождающий целый шлейф культурных последствий, вплоть до тех или иных стереотипов поведения. Таким образом, под культурным архетипом понимаются неосознаваемые человеком, неподдающиеся изменению глубинные установки, которые актуализируются в новых исторических ситуациях и определяют представления о человеке, его месте в мире, нравственные идеалы и ценностные установки.

Этнокультурные архетипы - базовая модель духовной культуры, которая включает этнический опыт народа в новый исторический контекст, способствуя его социальной адаптации в современном обществе и являющаяся проекцией в будущее.

К. Г. Юнг выделял 10 главных архетипов: Персона, Герой, Тень, Анима и Анимус, Великая мать, Бог, Ребенка, Мудрец и Самость.

В основу концепции культурных архетипов легли идеи аналитической психологии К. Юнга, культурно-исторической теории Л.С. Выготского, представление о культуре как ценностно-символической системе и духовной интенции жизнедеятельности людей.

Аналитическая психология утверждает, что, помимо индивидуального подсознательного, существует коллективное бессознательное отражение опыта предыдущих поколений. Этот опыт воплощается в архетипах – общечеловеческих первообразах. Архетипы выполняют функции первооснов мира и фундаментальных структур психики, задавая общую структуру личности и последовательность образов.

Архетипы проявляются в результате бессознательной деятельности в виде глубинных прообразов-символов. Архетипы противостоят сознанию, они недоступны непосредственному наблюдению, их нельзя адекватно выразить в языке. Культурно-историческая теория заявляет, что главная особенность онтогенеза человеческой психики – это интериоризация структуры его внешней, социально-символической деятельности.

Задача символического интеракционализма – изучение социальных взаимодействий в их символическом содержании.

Современная культурология представляет два подхода к пониманию культуры.

Деятельный подход понимает культуру как духовный код жизнедеятельности человека, основы адаптации и самодетерминации индивида.

Ценностный подход рассматривает культуру как сложную иерархию идеалов и смыслов.

Смысл – это специфическая форма выражения деятельности человека в соответствии с теми или иными ценностями. Синтез указанных идей дает определение культурных архетипов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

29. Концепция символического интеракционизма. Концепция управления впечатлениями

29. Концепция символического интеракционизма. Концепция управления впечатлениями Символический интеракционизм – это теоретико-методологическое направление, анализирующее социальные взаимодействия преимущественно в их символическом содержании. Последователи этого

20 ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕЛОСТНОСТЕЙ

20 ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕЛОСТНОСТЕЙ Существует несколько типов классификации исторической динамики культуры.Достаточно распространенным является подразделение истории на каменный, медный, бронзовый и железный века.Каменный век – древнейший в развитии

2.2.8 Концепция эволюции культурных форм Г.Зиммеля, прогрессивного движения от механической к органической солидарности Э. Дюркгейма, от общности к обществу Ф. Тенниса

3.4. Концепции идеальных, культурных типов

3.4. Концепции идеальных, культурных типов Концепцию идеальных типов предложил немецкий историк М. Вебер (1864–1920). Он стал рассматривать социокультурные интеграции, выделенные на основе анализа общества, по типу существующего в них господства. Идеальные типы – это схемы –

53. Причины культурных различий

53. Причины культурных различий Исследования культур различных стран указывают на тот факт, что в них есть как сходства, так и различия. Национальная культура одной страны отличается от национальной культуры другой страны, а вместе с тем они входят в общее понятие –

1. Причины культурных различий

1. Причины культурных различий Исследования культур различных стран указывают на тот факт, что в них есть как сходства, так и различия. Национальная культура одной страны отличается от национальной культуры другой страны, а вместе с тем они входят в общее понятие –

Значение культурных контактов с Италией

Значение культурных контактов с Италией Итальянское воздействие на Руси имело, как и в Польше, ограниченный характер. Оно распространялось на церковную и светскую архитектуру, крепостное строительство и элементы архитектурного декора. Скульптура на Руси

Природа культурных изменений

Ночь в городе: фракталы культурных архетипов

Три вида культурных продуктов

Три вида культурных продуктов Французские ученые выделяют три вида культурных продуктов в зависимости от технических (степень их воспроизводства), экономических (способ коммерциализации) и социокультурных (большее или меньшее участие артистов в производстве)

Экономический анализ культурных индустрий

У многих людей вызывают интерес идеи З. Фрейда об устройстве психического мира человека, его сознательном и бессознательном компонентах. В психологическом сообществе сформировалась группа исследователей, которые взяли теорию З. Фрейда за основу разработки собственных концепций. Одним из последователей З. Фрейда стал К.Г. Юнг. Он изучал психическую организацию личности, выделив в ее составе различные виды архетипов.

Архетипы

Что такое архетип в психологии и философии

Архетип – это сумма врожденных пластов бессознательного, содержащих предрасполагающие факторы, которые заставляют человека выбирать конкретные виды реакций на происходящее. Архетипами обусловлены отдельные эмоциональные переживания личности.

Юнг полагал, что врожденные психоструктуры есть у каждого, их содержание передается по наследству. В психологической литературе, посвященной архетипической психологии, встречаются краткие объяснения мотивов поведения человека архетипами людей. Так, психологи сформулировали определение, что такое архетип.

Однако не только психологи пытались найти ответ на вопрос о том, что такое архетип. В философии архетипом в период поздней античности называли прообразы чего-либо, а также описание повторяющихся элементов в последовательности событий. Архетип – это в философии одно из понятий, связанных с культурологией.

Дополнительная информация. В разных философских школах исследователи высказывали идеи о том, что эмоциональные реакции, познавательные способности, поведенческие стереотипы, стиль мышления имеют генетические корни. В психологии теория архетипов это подтверждает.

Базовые архетипы Юнга

Архетипы личности, говоря на языке психологии, являются результатом работы сознания. В них присутствует связь между простыми мифологическими образами, хранящимися в бессознательном слое, и когнитивными действиями индивида.

Базовыми примерами архетипов по Юнгу являются самость, мудрец, анима, анимус, тень, персона:

  • Самость. Это прообраз целостности личности, объединяющий ее сознательные и бессознательные компоненты. Он отвечает за уравновешенность личностных черт.
  • Мудрец. Он характеризуется преобладанием духовного над материальным. Такие люди спокойны, внимательны. В межличностном взаимодействии они производят впечатление необщительной, холодной личности, но на самом деле это не так: мудрецам чуждо пустословие, но они с оживлением подключатся к конструктивной высокоинтеллектуальной беседе, если ввести их в курс дела. Им нравится заниматься наукой, создавать что-то новое собственными силами, помогать другим.

Мудрец

  • Анима. Она характеризует наличие женских черт в мужском характере. Степень ее выраженности определяет стабильность настроения мужчины, уровень его эмоциональности, его способность выражать свои чувства. Мужчины, у которых анима выражена ярко, раздражительны, вспыльчивы, легко возбудимы.
  • Анимус. Прообраз определяет наличие мужских качеств у женщины. Степень его выраженности определяет аналитические способности женщины, ее рациональность, уравновешенность. При этом интересен тот факт, что анимус может иметь разную полярность: положительную или отрицательную. Положительная – обуславливает законопослушное поведение девушки, а отрицательная – толкает ее на различные безрассудные поступки.
  • Тень. Это структура, которой объясняются негативные личностные характеристики человека. Индивид их старательно скрывает. Тень также отвечает за агрессивные поступки человека, его неприемлемые мысли и страсть.
  • Персона. Она предполагает наличие у человека разных стереотипов поведения. Чем сильнее развита персона, тем больше социальных масок и образов есть у человека. Персона проявляется только в коллективе и призвана облегчать социальное взаимодействие.

Важно! Архетипические структуры – это не раз и навсегда данные человеку образцы поведения. Они могут измениться в результате общения индивида со значимыми для него взрослыми. Их изменение является источником перемен в жизни человека.

Архетипы по Юнгу подразделяются на женские и мужские.

Женские архетипы

Под женскими архетипами Юнг понимал присущую женщине программу самореализации, которая стимулирует ее личностный рост. Она представляет сценарий жизни женщины. Женские архетипы по Юнгу – это:

  • Ева. Это архетипичный образ простой женщины, способной родить и воспитывать ребенка, создавать уют в доме, заботиться о муже.
  • Елена. Наличие в бессознательном слое образа Елены наделяет женщину эротичностью и чувственностью. Она прекрасно владеет искусством соблазнения, ей нравится покорять мужские сердца. Однако для того, чтобы семейная жизнь сложилась благополучно, таким девушкам необходимо подключить к доминантному архетипу Елены архетип Евы.

Архетип Елена

  • Мария. Это образ непорочной девственности. Мужчины редко видят в ней спутницу жизни или любовницу. Зато она может стать надежным верным другом для любого парня.
  • София. Это проявление женской мудрости. Такие девушки принадлежат к чувствительным особам, у которых хорошо развита интуиция. Если в их присутствии разгорается ссора, они способны помочь конфликтующим сторонам помириться. Врожденная мудрость помогает сохранять взаимопонимание и доброжелательные отношения с мужем, успешно воспитывать детей.

Внимание! Если у девушки на первый план выходит один из перечисленных выше бессознательных образов, это не означает, что она не обладает другими образами. При определенных обстоятельствах доминантный архетип может уйти в тень, уступив место другому образу, который в данный момент будет более актуален. Для обретения счастья женщине нужны все 4 женских психообраза и умелое осознанное их использование.

Мужские архетипы

Лингвистика теории Юнга предлагает следующие образы для характеристики мужских архетипов:

  • Воин. Он свойственен молодому человеку, который стремится к победе любой ценой. В достижении цели использует все доступные методы и средства, стремится к самосовершенствованию и саморазвитию.
  • Монарх. Это хороший руководитель, как на производстве, так и дома. Такой мужчина обладает рациональным мышлением, любит порядок. Он с готовностью берет на себя ответственность за любые поручения.
  • Купец. Этот образ присущ хитрым и расчетливым молодым людям. Они просчитывают исход ситуации, умеют быть гибкими в общении, обладают развитыми коммуникативными навыками. Как правило, быстро продвигаются по карьерной лестнице.
  • Крестьянин. Такой мужчина готов много работать на благо семьи. Ему нравится стабильность. Он может высказывать недовольство уровнем заработной платы, однако предпринимать решительные действия для того, чтобы зарабатывать больше, он не станет, так как боится потерять то, что имеет.
  • Философ. Это образ тех молодых людей, которые легко воодушевляются новыми идеями, любят осваивать новые виды деятельности. Им нравится задаваться вопросами о смысле жизни, любви, смерти.
  • Монах. Он присущ одержимым людям, которые готовы принести свою жизнь в жертву служения той или иной идее.

Монах

  • Слуга. Образ характеризует слабую личность. Такие мужчины обретают счастье рядом с сильными женщинами. Они никогда не бывают лидерами. Опасаясь высказать свое мнение, соглашаются с предложениями более авторитетного человека.

Внимание! Если в собеседнике или коллеге по работе отчетливо выступают на первый план признаки того или иного архетипа, не стоит делать поспешных выводов – вполне возможно, что человек целенаправленно выбирает модель поведения, желая достичь конкретной цели.

Как распознать и расшифровать архетип

Научиться распознавать и расшифровывать архетипы окружающих людей можно, если познакомиться с основами аналитической психологии в целом и учением К.Г. Юнга в частности. В работах этого психолога и его последователей содержится описание не только мужских и женских архетипов, но и других врожденных архетипических начал личности, которые не связаны с полом.

Понимание ключевых основ теории архетипов может дать старт личностному росту человека. Зная характеристики архетипов, индивид начинает лучше понимать себя и окружающих.

Дополнительная информация. Для того чтобы определить собственный доминирующий архетипический образ, можно выполнить психологический тест. Для этого необязательно обращаться к квалифицированному психологу – такие тесты есть в сети Интернет в свободном доступе. Расшифровка результатов и рекомендации в них написаны доступным языком, который понятен каждому.

Архетипы и транзактный анализ

Транзактный анализ – это направление в психологии, в котором большое внимание уделяется описанию поведенческих особенностей личности и причин, рождающих те или иные реакции человека на происходящее. В основу транзактного анализа легла концепция архетипических структур в бессознательном слое психики. Так, теория архетипов в транзактном анализе позволяет:

  • Понять логику поведения человека и предположить, как он отреагирует на ту или иную информацию или событие;
  • Повысить результативность труда человека, определив, что для него является действующим мотиватором;
  • Выявить психологические барьеры, которые мешают человеку в профессиональной деятельности и межличностном общении;
  • Составить план личностного или карьерного роста;
  • Развивать коммуникативные навыки и умение устанавливать партнерские отношения с любым человеком;

Партнерские отношения

Архетипы в брендинге

Концепция, разработанная К.Г. Юнгом, нашла практическое применение в такой отрасли, как брендинг. Архетипы в брендинге используются для создания уникального образа компании, продукта или личности. На основе использования идей теории архетипов в бизнесе можно:

  • В короткие сроки составить психологический портрет клиента, определив его систему ценностей. Эта информация необходима в индивидуальной работе с клиентом: она определяет стиль общения продавца с покупателем и выбор той или иной тактики продаж.
  • Привлечь в компанию подходящую целевую аудиторию.
  • Разработать эффективную кадровую политику, предполагающую грамотный подбор персонала и быстрое продвижение по карьерной лестнице перспективных сотрудников.
  • Сформировать психологически здоровую корпоративную культуру организации.

Если объяснить термины вербальное, архетип, символ, тень, эго, получится краткое содержание основных идей архетипической психологии. В условиях современной действительности концепция архетипов, разработанная Юнгом, находит применение во многих сферах экономической жизни.

Архетипы в жизни

Архетипы в жизни

Видео

Читайте также: