Духовная жизнь серебряного века кратко

Обновлено: 30.06.2024

Многомудрый Литрекон любит поэзию серебряного века за ее новаторство и сложность, разносторонность и неординарность. Каждому из нас полезно изучить эту страницу культурной жизни страны, чтобы располагать ее инструментарием и применять эти знания в творческой работе.

История возникновения

Российская культура насчитывает многовековую историю, формирующуюся и развивающуюся под влиянием различных социально-экономических и политических аспектов, сопровождавших Россию за всё время ее существования. Каждый новый виток в российской культуре возникал вместе с новыми явлениями в других сферах страны. Творения, которые возникли за все время активного развития культуры России, сейчас пользуются большой популярностью у людей самого различного возраста. Серебряный век русской культуры – один из самых известных веяний развития культуры России, его хронологически рамки – примерно конец XIX – начало XX века. Серебряный век протекал вместе с изменениями в политическом и экономическом устройстве России, несомненно, можно говорить о том, что на главных творцов того времени сильное влияние оказал именно контекст исторического развития России.

Развитие гражданского общества, научно-технический прогресс, политические события и многое другое – имели сильное влияние на дух и содержание культуры серебряного века. Первая российская революция, утрата роли церкви как главного источника духовного знания также способствовали развитию основных черт культуры серебряного века. Бурные изменения в общественном развитии предопределили дух нового этапа культурного развития.

Подробнее о возникновении серебряного века написано в кратком эссе.

Основные черты

Культура серебряного века затронула большое количество сфер жизни общества, наука, образование, живопись, литература, театр, скульптура, музыка – вобрали в себя все черты искусства серебряного века.

Основными чертами серебряного века можно назвать…

  1. духовные и творческие поиски людей;
  2. разрушение прежних духовных устоев, быстрое, динамичное развитие многих культурных составляющих.
  3. Также серебряный век характеризуется попытками внедрить в культуру несколько новшеств (в музыке, театре, живописи и литературе).
  4. Происходит интеграция российской культуры в мировую, культура становится более массовой.

Подробнее о признаках и особенностях серебряного века написано в данной статье.

Как проявился серебряный век?

В этот период наблюдается расцвет культуры, появление новых направлений искусства, создание новых творческих объектов. Именно на рубеже веков активно и бурно совершенствовалась культурная составляющая России. Благодаря этой эпохе, у нас, в XXI веке, есть возможность проникнуться духом того времени. Творческие начала, берущие свои истоки в период серебряного века, внесли неоценимый вклад в культурно-историческое развитие России.

В живописи

В живописи активно используется модернистский стиль, многие художники проявляют свою неповторимую индивидуальность и сочетают в своих работах разнообразные школы и направления в живописи. Некоторые художники взаимодействовали с символизмом в литературе. Некоторые художники в начале XX века объединились в общество “Мир искусства”, данный кружок также повлиял на развитие культуры как в России, так и в мире. Крупнейшими художниками того времени можно назвать Билибина, Кустодиева, Васнецова, Добужинского, Коровина и других.

В науке

В период серебряного века научно-технический прогресс в России развивался очень быстро. Именно в это время были сделаны научные открытия о возможности полетов в космос, проводились исследования в области физики.

Историческая наука, политические и религиозно-философские кружки также вынашивали свои идеи по острейшим вопросам уклада общественной жизни. Биология и медицина, благодаря И. П. Павлову и И. И. Мечникову, получили ряд открытий, которые впоследствии повлияли на всю медицину в целом

В литературе

В конце XIX века начали зарождаться новые стили в литературе. Декадентство – первое из новых явлений в литературе, обозначало уклон в индивидуализм, отказ от гражданских устоев, сопротивление традициям.

Практически в одно время начинают появляться такие течения в литературе как акмеизм, символизм, футуризм (подробнее о них…). Это время – время талантливых писателей, чьи произведения впоследствии приобретут большую популярность. Д. Мережковский, З. Гиппиус, М. Цветаева, А. Ахматова, В. Маяковский и другие увековечили свои имена, сейчас многие произведения серебряного века изучаются в учебных заведениях, используются для духовного обогащения подрастающего поколения.

В театре

На рубеже веков происходит качественный рост театральной культуры, формируются новые каноны театрального искусства, актерского мастерства, открываются новые театры и вместе с ними утверждаются новые направления в театрально-музыкальной культуре. Личности, олицетворяющие русский театр – К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко.

В музыке

Музыкальное искусство также не отставало от театрального, развивалось вокальное искусство, усложняются различные аспекты музыки, возрастает роль полифонии, лидирующие места занимают жанр малой оперы и концерта.

Основными деятелями той эпохи были Н. Римский-Корсаков, С. Рахманинов, А. Глазунов, А. Лядов.

Автор: Михаил Сироткин

Литературные направления серебряного века: список + основные черты

Автор: Самый Зелёный · Published 09.07.2020

Критерии оценивания сочинения ЕГЭ по истории

Автор: Самый Зелёный · Published 27.09.2020

Как правильно написать эссе?

Автор: Самый Зелёный · Published 18.07.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Грань между XIX и XX веками - особенный этап в мировой истории. Это период неясности, перемен, перехода к новой жизни. Разные страны переживали это время по-разному.

Не стала исключением и Российская Империя. Начало нового века принесло ей как тревоги, так и новые открытия. Образованная часть общества жила в этот период особенной жизнью, балансируя между жаждой перемен и страхом перед ними. Этот период надломленности, неустойчивости и особой душевной подвижности стал известен как Серебряный век культуры. Он длился недолго, а с началом Первой Мировой Войны и революции пошел на спад, но оставил после себя богатое культурное наследие.

Образование и наука как двигатель духовной жизни

Одним из стимулов к развитию духовной жизни послужило распространение образования. Оно перестало быть сугубо элитарным, сделалось более доступным и смогло охватить разные слои населения. Помимо классических гимназий открывались реальные и коммерческие училища, профессиональные учебные заведения. Неудивительно, что выпускники этих учебных заведений, получив образование, стали проявлять интерес к разным областям духовной жизни.

Высшие учебные заведения привлекали все больше студентов и вольных слушателей, становясь очагами науки. Сторонники прогресса горячо приветствовали открытия русских ученых: химиков, физиков, врачей. Открытия Менделеева, Лебедева, Павлова, Мечникова, Вернадского и многих других ученых прославили российскую науку стали предметом широких обсуждений.

Историко-философская мысль Серебряного века

Гуманитарные науки тоже не оставались без внимания. Большой интерес публики вызывала история. Переходя в новую эпоху, люди стремились обернуться назад, в глубину веков. Кто-то искал в истории подсказки, позволяющие двигаться вперед, кто-то, напротив, в страхе перед новой и неизведанной жизнью пытался вернуться назад, держась за давно привычное и знакомое. Как бы то ни было, труды историков и их лекции пользовались популярностью. Работы Тарле, Ключевского, Платонова и прочих издавались большими тиражами.

Философия тоже переживала расцвет. Извечный спор между философскими школами продолжался и в России. Примечательно, что к XX веку материализм стал сдавать свои позиции. Утомленные и обескураженные быстрым техническим различием, философы обратились в сторону духовной, внутренней жизни. Флоренский, Бердяев, Соловьев и другие мыслители в своих трудах пытаются отстраниться от бурного темпа современной жизни, обратить взгляд к религии и истории.

Серебряный век русской литературы

Жизнь кипела и в литературе. Количество поэтов, прозаиков, драматургов и критиков, пишущих на самые разные темы, поражает воображение. Удивительно, но этот относительно короткий отрезок времени подарил русской литературе огромное число блестящих произведений, громких имен, новых литературных школ.

Одним из столпов литературной жизни Серебряного века был Толстой. Этот писатель, разворачивающий в своих книгах широкую картину мира, был признан классиком еще при жизни. Множество людей следили, затаив дыхание, не только сюжетом его романов, но и за самой жизнью писателя. Уникальная жизненная философия Толстого, его образ жизни, отношения с властями и духовенством - все это служило предметом живых споров и обсуждений.

Чехов, Бунин, Горький и Куприн в своих повестях и рассказах удивительно точно показывали жизнь разных людей. Каждый по-своему, все они поднимали такие темы, о которых прежние писатели говорили редко. Произведения писателей-реалистов, подобно пестрой мозаике, демонстрируют читателю мысли, мечты, поступки людей разных классов и разного общественного положения.

Поэтические школы и новые течения

В поэзии все тоже было весьма неоднозначно. В последнем десятилетии XIX века яркой вспышкой загорелась на поэтическом небосклоне школа символистов. Ее создатели и вдохновители - Мережковский, Гиппиус, Брюсов, Минский, Бальмонт. Отходя от лирических и социальных мотивов, преобладающих в поэзии XIX века, символисты обратили свои взоры вглубь человека, в область тонких чувств, ощущений и переживаний. Уход от реальности в сторону эстетизма, искусство ради искусства ярко характеризует начальный этап русского символизма.

Более поздние символисты, такие как Блок, Белый, Иванов, вдохнули в поэзию свежую струю. Их стихи, переплетенные с философией и мистикой, показывают зыбкость мира, его надломленность. Личность лирического героя в этих стихах - часть общей мировой души, отражение трагичных событий и предчувствий внешнего мира.

Свежую струю в поэзию Серебряного века внесли акмеисты. Они, устав от загадочности и недомолвок символизма, вернули в поэзию понятные всем чувства и ощущения, яркие краски, зримые очертания предметов. И хотя акмеизм, как литературное течение, просуществовал недолго, он дал литературе таких мастеров, как Ахматова, Мандельштам, Гумилев.

Были в литературе и футуристы, нарушавшие все классические законы стихосложения, и имажинисты, игравшие с образами, и другие, более мелкие литературные школы. Но объединяло их одно - живой интерес публики, искренняя увлеченность и желание прикоснуться к чему-то новому.

В целом, Серебряный век характеризуется бурной духовной жизнью. Это было, по словам Вертинского, время, когда каждый мечтал обратить на себя внимание любой ценой. Искусством живо интересовались не только литераторы, художники, артисты. Простая публика также жадно впитывала все новое, спорила и обсуждала, высказывала мнение. Именно благодаря этой бурной духовной жизни Серебряный век и вошел в историю как время расцвета, поиска и духовных исканий.


Духовное состояние общества, просвещение, наука, литература, живопись, скульптура, архитектура, музыка, балет, театр, кинематограф.

Духовное состояние общества

Вступая в XX век, Россия менялась. Менялся и мир. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни. Под их натиском рушились традиционные ценности и представления людей. Современники с тревогой отмечали, что нарушается гармония между природой и обществом, человек утрачивает свою индивидуальность, торжествует стандартизация всех сторон жизни. Возникали растерянность, тревожное чувство надвигающейся катастрофы. Представления о добре и зле, истине и лжи, прекрасном и безобразном, которыми жили предшествующие поколения, казались несостоятельными и требовали пересмотра.

Философия, наука, литература, искусство искали ответы на не имевшие очевидных решений вопросы. Российская культура переживала удивительный расцвет. Он охватил все виды творческой деятельности, породил выдающиеся художественные произведения и научные открытия, новые направления творческого поиска, открыл блестящие имена, ставшие гордостью не только русской, но и мировой культуры, науки и техники. Начало XX в. называют Серебряным веком русской культуры.

План урока
1. Серебряный век.
2. Просвещение, образование.
3. Наука.
4. Достижения русской науки в начале XX века.
5. Литература.
6. Живопись.
7. Скульптура. Архитектура.
8. Музыка. Театр. Кинематограф.
9.Вопросы на знание хронологического
материала.
10. Список литературы.

Просвещение

Модернизация предъявляла высокие требования к уровню образования людей. К чести правительства, государственные расходы на народное образование с 1900 по 1915 г. увеличились более чем в 5 раз. Городские и сельские начальные школы постепенно вытесняли церковно-приходское образование. Росло число гимназий и реальных училищ. В гимназиях было увеличено количество часов на изучение естественно-математических предметов. Выпускники реальных училищ получили право поступать в высшие технические учебные заведения, а после сдачи дополнительного экзамена по латинскому языку – на физико-математические и медицинские факультеты университетов. По инициативе предпринимателей создавались коммерческие училища, которые давали общеобразовательную и специальную подготовку. В отличие от гимназий и реальных училищ, обучение юношей и девушек в них было совместным.

Возросло количество средних специальных учебных заведений: промышленных, технических, железнодорожных, горных, судоходных, землемерных, сельскохозяйственных и др. Расширилась сеть высших учебных заведений: новые технические вузы появились в Петербурге, Новочеркасске, Томске. В Саратове был открыт университет.

Открылись педагогические институты в Москве и Петербурге, свыше 30 высших женских курсов, положивших начало массовому высшему женскому образованию. К 1914 г. в России действовало более 100 высших учебных заведений, в которых обучалось свыше 120 тыс. человек. Свыше 60 % студентов не принадлежали к дворянскому сословию.

Литература

Литература начала XX в. отмечена многообразием художественных жанров, стилей и методов.

Акмеисты (от греч. акме — высшая степень чего-либо, цветущая сила), напротив, отстаивали самоценность реальной жизни. Н. С. Гумилёва, А. А. Ахматову, О. Э. Мандельштама отличали безупречный вкус, красота и отточенность художественного слова, которые они считали главными в поэзии.

Наука
П.Н.Лебедев
Н.Е.Жуковский
К.Э.Циолковский
В.Вернадский
В начале 20 в. в России
быстрыми
темпами
развивалась наука.
Физик П. Н. Лебедев разработал
единую
волновую
теорию.
Н.Жуковский
и
С.Чаплыгин
создали
в
стране
самолетостроение.
К.Э.Циолковский в 1903 г.
обосновал
возможность
космических
полетов
и
определил пути достижения
этой цели.
В.Вернадский разработал учение
о ноосфере.

В исторической науке работали такие светила как
В.Ключевский, С.Платонов, Р.Виппер, Е.Тарле. Философия
развивалась усилиями Н.Бердяева, С.Булгакова, В.Соловьева,
П.Флоренского. В стране действовало около двадцати научнотехнических обществ, которые являлись центрами научных
работ, широко пропагандировали их среди населения.
В.Ключевский
С.Платонов
Н.Бердяев
П.Флоренского

Нобелевские лауреаты
И.Павлов
И.Мечников
И.П.Павлов в 1904г. разработал учение о высшей
нервной деятельности и об условных рефлексах.
И.И Мечников заложил основы иммунологии

Достижения русской науки в начале
XX века.
Задание: Приведите в соответствие таблицу путем
проставления нумерации в 3 столбце. (раздаточный
материал)

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Фамилия ученого №
Над какой проблемой работал?
П. Н. Лебедев
Физиология
В. И. Вернадский
Иммунология
И. П. Павлов
История России
И. И. Мечников
Физика волн
Н. Е. Жуковский
Ракетостроение
К. Э. Циолковский
Аэродинамика, самолетостроение
В. О.Ключевский
Учение о биосфере и ноосфере

Расширяем словарный запас

Биосфера — область распространения жизни на Земле.

Импрессионизм — направление в искусстве, представители которого стремятся запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.

Нобелевская премия — премия за выдающиеся достижения в области науки, техники, литературы, присуждаемая ежегодно Шведской академией наук за счёт средств, оставленных промышленником А. Нобелем. Ноосфера — новое, эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором развития.

Правильные ответы

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Фамилия ученого
П. Н. Лебедев
В. И. Вернадский
И. П. Павлов
И. И. Мечников
Н. Е. Жуковский
К. Э. Циолковский
В. О.Ключевский

3
4
7
1
6
5
2
Над какой проблемой работал?
Физиология
Иммунология
История России
Физика волн
Ракетостроение
Аэродинамика, самолетостроение
Учение о биосфере и ноосфере

Вопросы для самопроверки

Музыка. Балет. Театр. Кинематограф
В начале 20 в. в музыке появились композиторы — новаторы
А.Скрябин,
И.Стравинский,
С.Рахманинов,
которые
стремились выйти за рамки традиционной классической
музыки. Вокальная школа дала миру таких выдающихся
певцов как Ф.Шаляпин, А.Нежданова, Л.Собинов, И.Ершов.
Композитор
С.Рахманинов.
А.Скрябин
А.Нежданова
Певец Ф.Шаляпин

Вопросы на знание
хронологического материала
1. Серебряным веком называют:
А) начало XXв
Б) XIX в
В) конец XXв
2. В каком году И.П. Павлову была присуждена
Нобелевская премия за исследования в области
пищеварения?
А) 1914
Б) 1902
В) 1904

Кол-во блоков: 31 | Общее кол-во символов: 14511
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:


Конец XIX – начало XX вв. – период, вошедший в историю под названием “Серебряный век русской культуры”. Ярче всего это проявилось в русской поэзии, литературе и искусстве. Этот стремительный взлет во всех областях культуры Н. А. Бердяев назвал “русским культурным ренессансом”.


Состояние общества в последние годы Российской империи

В конце XIX – начале XX вв. развитие России происходило крайне неравномерно. Огромные успехи в развитии науки, техники, промышленности переплетались с отсталостью и неграмотностью подавляющего большинства населения.

XX век провел резкую грань между “старой” и “новой” культурой. Еще больше усложнила ситуацию Первая мировая война.

Культура Серебряного века

В начале XX века ведущим направлением в литературе остается критический реализм. В то же время поиски новых форм приводят к возникновению абсолютно новых течений.

Черный квадрат. К. Малевич. 1915

Рис. 1. Черный квадрат. К. Малевич. 1915.

Творческая элита видела в Первой мировой войне предзнаменование близкого конца света. Популярными становятся темы мировых катаклизмов, печали, тоски, бесполезности жизни.

которые читают вместе с этой






Многие поэты и писатели, действительно, очень правдоподобно предсказывали будущую Гражданскую войну и победу большевиков.

Кратко о Серебряном веке русской культуры рассказывает следующая таблица:

Таблица “Серебряный век русской культуры”

Область культуры

Направление

Ведущие представители

Особенности творчества

Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, А. И. Куприн.

Правдивое изображение жизни, обличение существующих общественных пороков.

Поэты-символисты К. Д. Бальмонт, А. А. Блок, Андрей Белый

Противопоставление “пошлому” реализму. Лозунг “искусство для искусства”.

Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам

Главное в творчестве – безупречный эстетический вкус и красота слова

Острая критика существующего государственного и общественного строя.

В. Хлебников, Д. Бурлюк, В. Маяковский

Отрицание всех общепризнанных культурных ценностей. Смелые эксперименты в стихосложении и словообразовании.

В. М. Васнецов, И. Е. Репин, И. И. Левитан

Изображение социальной действительности и быта, сюжеты из русской истории, пейзажная живопись. Основное внимание уделяется мельчайшим деталям.

Группа “Мир искусства”: М. Н. Бенуа, Н. Рерих, М. Врубель и др.

Стремление создать совершенно новое искусство. Поиск экспериментальных форм выражения.

В. Кандинский, К. Малевич.

Полная отрешенность от реальности. Произведения должны порождать свободные ассоциации.

Смешение различных стилей

С. В. Рахманинов, Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин.

Мелодизм, народная певучесть в сочетании с поиском новых форм.

Богатырский скок. В. М. Васнецов. 1914

Рис. 2. Богатырский скок. В. М. Васнецов. 1914.

В эпоху Серебряного века больших успехов достигает русский театр и балет:

  • В 1898 г. был основан Московский Художественный театр во главе с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко.
  • “Русские сезоны” за рубежом с участием А. П. Павловой, М. Ф. Кшесинской, М. И. Фокина стали настоящим триумфом русского балета.

А. П. Павлова. 1912 год

Рис. 3. А. П. Павлова. 1912 год.

Серебряный век в мировой истории

Серебряный век имел огромное значение для развития мировой культуры. Россия доказала всему миру, что по-прежнему претендует на роль великой культурной державы.

Тем не менее эпоха “культурного ренессанса” стала последним завоеванием разрушающейся Российской империи. Октябрьская революция положила конец Серебряному веку.

Что мы узнали?

Золотой век русской культуры в конце XIX века сменился Серебряным. Эта эпоха, длившаяся до октября 1917 г., ознаменовалась появлением огромного количества гениальных деятелей культуры и искусства. Культурные завоевания Серебряного века пользуются огромным уважением во всем мире.

Читайте также: