Археологическое изучение месопотамии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Впервые попытка изучения древней истории Месопотамии была сделана только в начале 19 века, когда многочисленные археологические находки и расшифрование небольшой части обнаруженных клинописных табличек, помогли ученым сделать самые ранние выводы. Появилась необходимость систематизировать большое количество информационных источников, которые изучались в рамках ассириологии, и несмотря на то, что позднее сфера изучения многократно расширилась, название дисциплины осталось прежним. Бесценные архаичные находки и переведенные свидетельства письменности позволили ученым поставить изучение месопотамской цивилизации на твердую доказательную базу. Но большое количество не поддающихся изучению артефактов и некоторые противоречивые сигналы, получаемые от диковинных находок, породили множество дискуссии в ученом сообществе.
Особенно жаркие споры велись из-за попыток отдельных ассириологов преподнести значение г. Вавилона как мощного древнего центра мировой культуры и символа ее развития. Изначально адекватная и по сути справедливая идея о мощном влиянии Вавилонского царства на азиатские государства, постепенно была доведена до полного абсурда. Так, некоторые ученые истолковывали многообразие религий, идеологий и мировоззрений древних народов мира в качестве естественных и запоздалых вариаций вавилонской культуры. По их мнению первые устои нравственности, богобоязненности (в понятии ада), морали впервые появились в Вавилоне, откуда позже распространились по всему населению мира, с вполне объяснимыми дополнениями и видоизменениями.
Особо страстно поклонников вавилонской цивилизации критиковали многие, и даже буржуазные, специалисты. Их идеи основывались на том, что многочисленные материальные памятники, обнаруженные при раскопках древних городов Индии, Китая, Египта и Сирии, служат свидетельством того, что разные народы разных государств независимо и самостоятельно совершенствовали свою культуру. Однако многие характерные сходства позволяют судить о сближении и постоянном взаимодействии древних цивилизаций, фрагменты культуры Вавилона бесспорно повлияли на развитие азиатских стран.
Тщательное исследование материальных памятников продвигало развитие ассириологии, излучался шумерский язык, издавались научные публикации с переводом клинобитных текстов и грамматические словари со справочниками. Это позволяли обывателям погрозиться в изучение искусства, науки, литературы и религии месопотамских народов.
Отдельное внимание уделялось социальному взаимодействию государственной власти и населения, с целью подтвердить догадки о деспотичности вавилонского царства. Нацистские историки, в свою очередь, пытались исторически обосновать целесообразность агрессивной внешней политики. Они пытались выдать жестокие и кровавые захватнические сражения древних шумер за праведные великие войны, совершая многочисленные фальсификации и подлоги, а представить неограниченную власть вавилонского деспота Тегера - наилучшей формой государственного правления. Подобные попытки предвзято исказить исторические факты не несут под собой ни какой доказательной почвы и современной наукой не признаны.
Американские историки, в стремлении подчинить истинные архаичные факты, характеризуют Америку как преемственную культуру великих вавилонских цивилизаций, и в частности, древнего восточного мира. Они старательно выделяют колоссальное стратегическое и политическое влияние, которое оказали восточные культуры на стиль Американской экспансии с при местью империализм, повсеместно фальсифицируя исторические факты и культурные памятники древней Месопатамии.
Значительный интерес появлялся со стороны советских ученых, внесших неоценимый вклад в исследования, отличающийся высоким уровнем беспристрастности. Используя при изучении марксистский подход, они выявили, что формой правления Древней Месопотамии являлся рабовладельческий строй. Особенно изучались данные хозяйственной документации, которые ярко описывали наличие рабов и их эксплуатацию крупными месопотамскими производителями, напрямую подчиненными царям. Рабовладение являлось основой общинного строя, обеспечивало экономическое развитие древних государств, наряду с этим имея некоторые специфические черты, подлежащие изучению.

История археологических открытий древней Месопотамии

Подлинное изучение истории и культуры древней Месопотамии началось лишь с того времени, когда стало возможным научно исследовать надписи и археологические памятники, найденные в Двуречье. Раскопки начал в середине XIX в. Ботта, который нашел в Хорсабаде развалины дворца ассирийского царя Саргона П. Особенно удачные раскопки произвел Лэйярд, открывший развалины ассирийских столиц Калаха и Ниневии.

В Калахе он нашел остатки дворцов, построенных в IX-VII вв. до н. э., и замечательные скульптуры, в частности изображения огромных крылатых быков, хранителей царского дворца. На барельефах, покрывающих стены этих дворцов, сохранились сцены войны и охоты, осады крепостей, привода пленных, придворной жизни. В развалинах Ниневии Лэйярд обнаружил остатки огромного дворца, состоявшего из большого количества зал, комнат и коридоров.

Помимо многочисленных произведений искусства здесь было найдено много различных предметов материальной культуры (оружие, сосуды, украшения, предметы быта), наконец, множество ценнейших исторических надписей. Работу Лэйярда продолжали Рассам и Смит; их раскопки дали большой материал для изучения истории и культуры древней Месопотамии.

Большие раскопки были произведены во второй половине XIX в. в Южной Месопотамии, где были обнаружены развалины древнейших шумерийских городов, восходящих к концу IV тысячелетия до н. э. Де-Сарзек и Хезэ нашли на месте современного Телло остатки древнэшумерийского города Лагаша (Ширпурлы). В его развалинах были найдены произведения шумерийского искусства и множество глиняных табличек, покрытых клинообразными надписями, в частности ценные документы хозяйственной отчетности (некоторые из них хранятся в музеях Москвы и Ленинграда). Остатки зданий, в том числе храмов и храмовой башни — зиккурата — были раскопаны в главном религиозном центре древнего Шумера, в городе Ниппуре.

Наиболее крупные и систематические раскопки были произведены в XX в. в различных пунктах Месопотамии. На юге — в Шуруппаке, в Уруке, эль-Обеиде и в Джемдет-Наср, а на севере — в Джармо и в Хассуна были обнаружены древнейшие поселения, восходящие к эпохе неолита. В 1955-1958 гг. А. Моортгатом при раскопках в Тель-Чиера, в Северо-Западной Месопотамии, были обнаружены развалины города, относящегося к III тысячелетию.

Найденные здесь остатки зданий, керамика и произведения искусства указывают, что уже в эти древние времена в Северо-Западную Месопотамию проникали культурные влияния из Шумера и Аккада. Особенно большие раскопки были произведены на месте трех больших городов Месопотамии: Ура, расположенного в южной части Двуречья, Эшнунны, лежавшей в средней части Месопотамии, и Мари, находившегося на берегу Евфрата.

В Уре раскопано было множество памятников различных эпох. В гробницах царя Мескаламдуга и царицы Шубад (III тысячелетие до н. э.) найдено много высокохудожественных ювелирных изделий, в частности роскошная арфа, украшенная золотом, серебром и лазуритом, серебряная модель лодки, украшения, сосуды, оружие и другие предметы из золота и серебра. При тщательных раскопках большой части города, относящейся к XVIII в. до н. э., были обнаружены улицы, переулки, площади с остатками многих зданий, по которым можно воссоздать яркую картину жизни древнешумерийского города. Большое количество клинописных документов было найдено в юго-восточной части города.

Ценные результаты дали раскопки аккадского города Эшнунны, в развалинах которого были обнаружены остатки храмов и большого дворца, строившегося и перестраивавшегося в течение двух столетий (XX-XVIII вв. до н. э.). Надписи и памятники материального быта, найденные в развалинах Эшнунны, а также другого аккадского города, раскопанного на месте современного Хафадже, указывают на то, что семитские центры Аккада в III тысячелетии до н. э. находились под некоторым шумерийским влиянием. Эти раскопки проливают свет на взаимоотношения между Аккадом, Эламом и племенами аморитов, которые вторгались в Месопотамию с запада.

Наконец, в 1933-1936 гг. была раскопана столица государства Мари, упоминающегося в вавилонских надписях XVIII в. до н. э. В развалинах этого города были обнаружены остатки большого храма, огромного дворца и хорошо сохранившейся школы. Среди находок особенно интересен большой архив, содержащий множество ценных хозяйственных, исторических и дипломатических документов.

Много раскопок было произведено и в Северной Месопотамии. В ее западной части был найден крупный митаннийский город на месте современного Тель-Халаф, а в восточной — на территории древней Ассирии — были раскопаны большие города Ашшур, Калах и Ниневия. Здесь были обнаружены развалины дворцов и храмов, предметы быта, памятники религиозного культа и, наконец, очень много надписей. В Хорсабаде (древний Дур-Шаррукин) была вскрыта резиденция Саргона II с городской цитаделью, в которой находился дворец царя, храмы и дома высших чиновников.

В развалинах столицы Ассирии — Ниневии — при раскопках был обнаружен ряд археологических слоев, восходящих вплоть до архаической эпохи. Очень интересны остатки храма Набу и богини Иштар, построенного в аккадскую эпоху при царе Маништусу. Историческое и художественное значение представляют рельефы, изображающие битвы Синахериба, охоту царя Ашурназирпала на львов, сцены принесения дани. К северо-востоку от Хорсабада, в Джерване, в 1932 г. был обследован большой каменный акведук, построенный Синахерибом.

Очень интересные находки были сделаны в районе современных городов Ирака — Моссула и Керкука. Так, в Арпа-чайя была найдена древняя керамика, украшенная геометрическим и стилизованным орнаментом, а при раскопках около Тепа-Иорган было вскрыто древнее поселение, восходящее к доисторической эпохе. Это поселение существовало очень долго, так как в его верхних слоях обнаружили развалины аккадского города Га-Сура, а затем большого хурритского города Нузи. Здесь были раскопаны дворец, храм, часть городской стены, жилой квартал с частными домами, сохранившими богатые архивы надписей.

Интересный материал дали недавние раскопки провинциальных городов, например столицы арамейского княжества Бит-Адини, расположенной на берегу Евфрата (Тиль-Барсиб). Здесь нашли остатки большого ассирийского дворца времени Салманассара III, впоследствии перестроенного в VIII и в VII вв. до н. э. Особенно интересны росписи стен, дающие представление о живописи и материальной культуре ассирийцев.

В Арслан-Таше были найдены развалины провинциального города Хадату с царским дворцом и городской кирпичной стеной. В одном здании сохранилось около 200 художественно сделанных табличек из слоновой кости, служивших для украшения царского трона или дворцовой мебели. Некоторые таблички, выдержанные в египетском и кипрском стиле, напоминают аналогичные найденные в Палестине — в Мегиддо и в Самарии.

С 1949 по 1959 г. Маллоуэн производил крупные раскопки на территории древнего Калаха, продолжая работы Лейярда. Раскопан был почти весь холм Нимруд, содержащий городскую крепость ассирийской столицы. В развалинах большого северо-восточного дворца были обнаружены рельефы, покрывавшие его стены, большие статуи гениев-покровителей царского дворца в виде крылатых быков с человеческой головой и различные надписи.

О строительном мастерстве ассирийцев говорит большая стена, воздвигнутая вдоль набережной и сложенная из массивных отесанных каменных плит. Очевидно, она должна была защищать крепость, так как ее толщина достигает 5 м. Около холма Нимруд был обнаружен форт, построенный Салманасаром III. В 1960 г. раскопки этого форта продолжал Отс. Это замечательное крепостное сооружение дает яркое представление о фортификационном искусстве древних ассирийцев.

Первые зарисовки клинообразных надписей привез из Персии в Европу в XVII в. итальянский путешественник Пьетро делла Балле. Однако ученые в течение долгого времени не могли прочесть эти надписи. Первую попытку дешифровать клинопись сделал в конце XVIII в. датчанин Карстен Нибур. Но ему удалось лишь установить, что клинообразные надписи писались при помощи трех систем письменности и что наиболее простая из них состоит из 42 знаков.

Больших успехов в дешифровке клинописи достиг немецкий учитель Гротефенд (1775-1853). Исходя из предположений, сделанных его предшественниками, что косой клин является разделительным знаком и что в алфавитной персепольской надписи одна группа знаков обозначает титул царя, Гротефенд предположил, что вся надпись является титулатурой двух персидских царей. Благодаря ряду остроумных догадок Гротефенду удалось прочесть имена двух персидских царей Дария и Ксеркса, а также имя Гистаспа, отца Дария.

Таким образом, Гротефенд сумел разобрать девять знаков персидской клинописи. Правильность этой дешифровки подтвердилась впоследствии. Работу Гротефенда, открытие которого далеко не сразу было принято ученым миром, продолжали Лассен и Бюрнуф, определившие остальные знаки древнеперсидской письменности.

Новый материал для проверки правильности дешифровки персидской клинописи дали работы английского ученого Г. Роулинсона, который в 1835 г. в Персии скопировал ряд клинообразных надписей и среди них знаменитую Бехистунскую надпись, высеченную на высокой скале. Изучив эти надписи и еще ничего не зная о дешифровке Гротефенда, Роулинсон определил 18 знаков персидской клинописи. Собранный Роулинсоном материал дал возможность приступить к разбору и двух остальных систем клинописи. Роулинсону и Норрису удалось дешифровать ряд знаков второй системы, которая оказалась силлабической письменностью, служившей для начертания новоэламских надписей.

Третья система клинописи была дешифрована Роулинсоном, Хинксом и Оппертом, которые установили в ней свыше 200 слоговых знаков и некоторое количество идеограмм. Изучение надписей показало, что они написаны на языке семитской группы. Впоследствии была дешифрована и ассирийская слоговая клинопись, близкая к вавилонской, и, наконец, наиболее древний тип клинописи, которым пользовались более древние племена Южной Месопотамии — шумерийцы.

Очевидно, клинопись раньше всего возникла в Шумере, а затем была заимствована вавилонянами, которые ее в свою очередь передали ассирийцам, а через чих другим народам Передней Азии и, наконец, древним персам.

Первое научное путешествие в Месопотамию и Персию было предпринято в XVIII в. датским ученым К. Нибуром, который привез в Европу копии клинообразных надписей из дворца в Персеполе. Он пришел к выводу о наличии в них трех систем письменности с различным количеством знаков.

Дешифровка началась с простейшей системы с наименьшим количеством знаков. В 1802 г. Г. Гротефенд предположил, что эти надписи принадлежат персидским царям династии Ахеменидов, и на одной из них прочел имена Дария и Ксеркса, а также отца Дария — Гистаспа. Таким образом, он дешифровал около 10 клинописных знаков из 39 и установил, что одним из языков надписей является древнеперсидский. Что касается двух других частей надписей, то одну он верно определил как вавилонскую (аккадскую), другая впоследствии была определена как эламская.

Большой вклад в дешифровку клинописи внес в 30—40-е годы XIX в. Г. Раулинсон. В Иране близ Хамадана он обнаружил огромную трехъязычную надпись персидского царя Дария I на Бехистунской скале. К 1847 г. ему удалось из более чем 600 знаков вавилонской части надписи определить 250.

В 90-х годах XIX в. немецким ученым Ф. Деличем были созданы грамматика и словарь аккадского языка.

Успехи в дешифровке клинописи обеспечили признание новой отрасли исследований, которая получила название ассириологии (по основному направлению работы, проводившейся в это время с ассирийскими надписями и памятниками материальной культуры).

Находки все новых клинописных документов позволили установить, что этой системой письменности наряду с вавилонянами и ассирийцами пользовались хурриты, а до них — еще более древние обитатели долины Двуречья — шумеры и что у народов Месопотамии клинопись заимствовали урарты, эламиты, хетты и др. В результате из ассириологии выделились шумерология, эламитология, урартология, хеттология.

Дешифровка шумерской письменности — первоосновы клинописи — ввиду больших трудностей и постепенного накопления материала была осуществлена много позже, в первой половине XX в. усилиями таких ученых, как Ф. Тюро-Данжен, А. Пе-бель, А. Даймель, А. Фалькенштейн и др.

Археологические раскопки в Месопотамии начались в середине XIX в. и осуществлялись вначале не специалистами-археологами, а энтузиастами, увлеченными поиском древних памятников.

Первые открытия древних городов Месопотамии были сделаны в ее северной части, где некогда находилась Ассирия. В 1842 г. Э. П. Бот-та начал раскопки у деревни Хорсабад, где в 1843 г. были обнаружены руины резиденции ассирийского царя Саргона II — города Дур-Шаррукина.

В 1845—1847 гг. Г. А. Лэйярд предпринял раскопки холма Нимруд, под которым им были открыты руины ассирийского города Кальху с царскими дворцами, грандиозными скульптурами человека-быка и человека-льва, художественными рельефами и т. д.

Вторая половина XIX — начало XX в. составляют новый этап в развитии археологических исследований в Месопотамии, характеризующийся систематическими раскопками основных древних городов долины Тигра и Евфрата.

Английскими экспедициями второй половины прошлого века были открыты древние шумерские города Урук, Ур, Ларса, Эреду.




К числу выдающихся достижений конца XIX в. нужно отнести раскопки французскими археологами шумерского города Лагаша, где были обнаружены многочисленные статуи его правителей, огромный архив хозяйственных храмовых документов. Не менее важным было открытие американской экспедицией города Ниппура, просуществовавшего 3000 лет. Находки поражали своей грандиозностью: остатки храма общешумерского бога Энлиля, храмовая библиотека с более чем 60 000 глиняных табличек, храмовые хозяйственные постройки, дворец, школа, рынок, лавки, жилые дома и др.

Начало XX в. ознаменовалось поистине эпохальными открытиями, к тому же выполненными уже не на любительском, а на научном уровне.

Немецкая археологическая экспедиция под руководством Р. Кольдевея раскопала группу холмов, располагавшихся в 90 км к югу от Багдада. Был открыт древний Вавилон — важнейший экономический, политический и культурно-религиозный центр Месопотамии на протяжении нескольких тысячелетий. В ходе раскопок были обнаружены крепостные стены города с башнями, дворец одного из самых знаменитых царей — Навуходоносора II (VII—VI вв. до н. э.).

В. Андре в 1903—1914 гг. раскопал древнейшую столицу Ассирии — город Аш-шур, где были обнаружены руины царских дворцов, храмов, в том числе храм верховного ассирийского бога Ашшура, царские склепы, жилые городские дома и улицы. Немецкие археологи (среди них Р. Кольдевей и В. Андре) вели также раскопки в современной деревушке Фара, где были найдены остатки шумерского города Шуруппака, библиотека с древнейшими хозяйственными текстами.

В 1933—1939 гг. французскими археологами под руководством А. Парро был раскопан древний город Мари. В результате этих работ открыт грандиозный дворец начала II тысячелетия до н. э., построенный царем Мари Зимрилимом, с архивом более чем 20 000 табличек хозяйственных и дипломатических документов.

В 1922—1934 гг. английская археологическая экспедиция под руководством Л. Вулли вела систематические раскопки древнего Ура. Были открыты памятники: храмы бога луны Наннара и его супруги, богини Нингаль; зиккурат конца III тысячелетия до н. э., построенный царем Ур-Намму; царские гробницы раннединастического периода; школы, мастерские, рынок, гавань, трактир, жилые кварталы, храмовые, государственные и частные архивы.

После второй мировой войны характерны следующие черты наряду с европейскими и американскими исследователями в археологические работы включились иракские ученые. Фуадом Сафаром и Таха Бакиром при раскопках города Шадуппума были найдены глиняные таблички с текстом одного; из древнейших судебников — Законов из Эшнуны, математические таблички и др. Многие древние памятники реставрируются, в том числе создан проект реставрации древнего Вавилона и превращения его в музейно-туристический центр.

Становление ассириологии как науки представляло собой сложный процесс. В XIX в. ассириологические памятники использовались главным образом для подтверждения или опровержения данных Библии. Ассириология развивалась как часть библейской критики.

С конца XIX в. начали выходить многотомные издания клинописных документов, хранящихся в крупнейших европейских музеях. Во второй половине XX в. эта работа еще более активизировалась, в нее включились и американские ученые. Так, огромную работу по публикации, переводу и изучению шумерских документов из музеев многих стран в течение нескольких десятилетий осуществляет американский шумеролог С. Крамер.

Уже с конца XIX в. создаются общие труды по истории Месопотамии, среди которых выделяются исследования немецких историков К. Бецольда и Б. Майснера, американских ученых А. Олмстэда, А. Л. Оппенхейма и др.

Важным направлением в зарубежной науке является изучение права Древней Месопотамии, что закономерно, ибо ни одна другая древневосточная страна не дала столько юридических памятников. Особенно много трудов посвящено анализу законов вавилонского царя Хаммурапи.

Наибольшее внимание зарубежные ученые уделяют вопросам культуры и религии Древней Месопотамии.

Первоначально ассириология обосновалась в Англии и во Франции. С конца XIX— начала XX в. центр ее переместился в Германию, где велись интересные, хотя порой и ошибочные, теоретические разработки, была создана капитальная филологическая база и откуда вышли научно подготовленные археологические экспедиции.

Первое научное путешествие в Месопотамию и Персию было предпринято в XVIII в. датским ученым К. Нибуром, который привез в Европу копии клинообразных надписей из дворца в Персеполе. Он пришел к выводу о наличии в них трех систем письменности с различным количеством знаков.

Дешифровка началась с простейшей системы с наименьшим количеством знаков. В 1802 г. Г. Гротефенд предположил, что эти надписи принадлежат персидским царям династии Ахеменидов, и на одной из них прочел имена Дария и Ксеркса, а также отца Дария — Гистаспа. Таким образом, он дешифровал около 10 клинописных знаков из 39 и установил, что одним из языков надписей является древнеперсидский. Что касается двух других частей надписей, то одну он верно определил как вавилонскую (аккадскую), другая впоследствии была определена как эламская.

Большой вклад в дешифровку клинописи внес в 30—40-е годы XIX в. Г. Раулинсон. В Иране близ Хамадана он обнаружил огромную трехъязычную надпись персидского царя Дария I на Бехистунской скале. К 1847 г. ему удалось из более чем 600 знаков вавилонской части надписи определить 250.

В 90-х годах XIX в. немецким ученым Ф. Деличем были созданы грамматика и словарь аккадского языка.

Успехи в дешифровке клинописи обеспечили признание новой отрасли исследований, которая получила название ассириологии (по основному направлению работы, проводившейся в это время с ассирийскими надписями и памятниками материальной культуры).

Находки все новых клинописных документов позволили установить, что этой системой письменности наряду с вавилонянами и ассирийцами пользовались хурриты, а до них — еще более древние обитатели долины Двуречья — шумеры и что у народов Месопотамии клинопись заимствовали урарты, эламиты, хетты и др. В результате из ассириологии выделились шумерология, эламитология, урартология, хеттология.

Дешифровка шумерской письменности — первоосновы клинописи — ввиду больших трудностей и постепенного накопления материала была осуществлена много позже, в первой половине XX в. усилиями таких ученых, как Ф. Тюро-Данжен, А. Пе-бель, А. Даймель, А. Фалькенштейн и др.

Археологические раскопки в Месопотамии начались в середине XIX в. и осуществлялись вначале не специалистами-археологами, а энтузиастами, увлеченными поиском древних памятников.

Первые открытия древних городов Месопотамии были сделаны в ее северной части, где некогда находилась Ассирия. В 1842 г. Э. П. Бот-та начал раскопки у деревни Хорсабад, где в 1843 г. были обнаружены руины резиденции ассирийского царя Саргона II — города Дур-Шаррукина.

В 1845—1847 гг. Г. А. Лэйярд предпринял раскопки холма Нимруд, под которым им были открыты руины ассирийского города Кальху с царскими дворцами, грандиозными скульптурами человека-быка и человека-льва, художественными рельефами и т. д.

Вторая половина XIX — начало XX в. составляют новый этап в развитии археологических исследований в Месопотамии, характеризующийся систематическими раскопками основных древних городов долины Тигра и Евфрата.

Английскими экспедициями второй половины прошлого века были открыты древние шумерские города Урук, Ур, Ларса, Эреду.

К числу выдающихся достижений конца XIX в. нужно отнести раскопки французскими археологами шумерского города Лагаша, где были обнаружены многочисленные статуи его правителей, огромный архив хозяйственных храмовых документов. Не менее важным было открытие американской экспедицией города Ниппура, просуществовавшего 3000 лет. Находки поражали своей грандиозностью: остатки храма общешумерского бога Энлиля, храмовая библиотека с более чем 60 000 глиняных табличек, храмовые хозяйственные постройки, дворец, школа, рынок, лавки, жилые дома и др.

Начало XX в. ознаменовалось поистине эпохальными открытиями, к тому же выполненными уже не на любительском, а на научном уровне.

Немецкая археологическая экспедиция под руководством Р. Кольдевея раскопала группу холмов, располагавшихся в 90 км к югу от Багдада. Был открыт древний Вавилон — важнейший экономический, политический и культурно-религиозный центр Месопотамии на протяжении нескольких тысячелетий. В ходе раскопок были обнаружены крепостные стены города с башнями, дворец одного из самых знаменитых царей — Навуходоносора II (VII—VI вв. до н. э.).

В. Андре в 1903—1914 гг. раскопал древнейшую столицу Ассирии — город Аш-шур, где были обнаружены руины царских дворцов, храмов, в том числе храм верховного ассирийского бога Ашшура, царские склепы, жилые городские дома и улицы. Немецкие археологи (среди них Р. Кольдевей и В. Андре) вели также раскопки в современной деревушке Фара, где были найдены остатки шумерского города Шуруппака, библиотека с древнейшими хозяйственными текстами.

В 1933—1939 гг. французскими археологами под руководством А. Парро был раскопан древний город Мари. В результате этих работ открыт грандиозный дворец начала II тысячелетия до н. э., построенный царем Мари Зимрилимом, с архивом более чем 20 000 табличек хозяйственных и дипломатических документов.

В 1922—1934 гг. английская археологическая экспедиция под руководством Л. Вулли вела систематические раскопки древнего Ура. Были открыты памятники: храмы бога луны Наннара и его супруги, богини Нингаль; зиккурат конца III тысячелетия до н. э., построенный царем Ур-Намму; царские гробницы раннединастического периода; школы, мастерские, рынок, гавань, трактир, жилые кварталы, храмовые, государственные и частные архивы.

После второй мировой войны характерны следующие черты наряду с европейскими и американскими исследователями в археологические работы включились иракские ученые. Фуадом Сафаром и Таха Бакиром при раскопках города Шадуппума были найдены глиняные таблички с текстом одного; из древнейших судебников — Законов из Эшнуны, математические таблички и др. Многие древние памятники реставрируются, в том числе создан проект реставрации древнего Вавилона и превращения его в музейно-туристический центр.

Становление ассириологии как науки представляло собой сложный процесс. В XIX в. ассириологические памятники использовались главным образом для подтверждения или опровержения данных Библии. Ассириология развивалась как часть библейской критики.

С конца XIX в. начали выходить многотомные издания клинописных документов, хранящихся в крупнейших европейских музеях. Во второй половине XX в. эта работа еще более активизировалась, в нее включились и американские ученые. Так, огромную работу по публикации, переводу и изучению шумерских документов из музеев многих стран в течение нескольких десятилетий осуществляет американский шумеролог С. Крамер.

Уже с конца XIX в. создаются общие труды по истории Месопотамии, среди которых выделяются исследования немецких историков К. Бецольда и Б. Майснера, американских ученых А. Олмстэда, А. Л. Оппенхейма и др.

Важным направлением в зарубежной науке является изучение права Древней Месопотамии, что закономерно, ибо ни одна другая древневосточная страна не дала столько юридических памятников. Особенно много трудов посвящено анализу законов вавилонского царя Хаммурапи.

Наибольшее внимание зарубежные ученые уделяют вопросам культуры и религии Древней Месопотамии.

Первоначально ассириология обосновалась в Англии и во Франции. С конца XIX— начала XX в. центр ее переместился в Германию, где велись интересные, хотя порой и ошибочные, теоретические разработки, была создана капитальная филологическая база и откуда вышли научно подготовленные археологические экспедиции.

2. Археологические культуры Месопотамии.

3. Взгляд древних обитателей Междуречья на свою историю.

4. Появление письменности в Месопотамии.

5. Загадка происхождения шумерской цивилизации.

6. Географические особенности древнего Междуречья.

7. Культурные особенности древнего Междуречья.

8. Архаичность месопотамской религиозной традиции.

1. Е.В. Антонова. Месопотамия на пути к первым государствам. – М.: Восточная литература, 1998.

2. В.К. Афанасьева. От начала начал. Антология шумерской поэзии. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 1997.

3. И.П. Вейнберг. Рождение истории. – М.: Наука, 1993.

4. Л. Вулли. Ур халдеев. М., 1961.

5. И.М. Дьяконов. Города-государства Шумера // История Востока. Т.1. М.: Восточная литература, 2002. – С. 45-56.

6. В.В.Емельянов. Древний Шумер. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003.

7. Т.В. Корниенко. Первые храмы Месопотамии. Формирование традиции культового строительства на территории Месопотамии в дописьменную эпоху. – СПб.: Алетейа, 2006.

8. С.Н. Крамер. История начинается в Шумере. М.: Наука, 1965.

9. Э. Кьера. Они писали на глине: Пер. с англ. – М.: Наука, 1984.

10. С. Ллойд. Археология Месопотамии. М., 1984.

11. А.Л.Оппенхейм. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации: Пер. с англ. – М.: Наука, 1990.

12. В.К. Шилейко. Ассиро-Вавилонский эпос. – СПб., 2007.

13. Т. Якобсен. Сокровища тьмы: история месопотамской религии. М.: Восточная литература, 1995.

14. J. Bottero. Mesopotamia: writing, reasoning, and the Gods. Chicago, 1992.

15. J. Bottero. Religion in Ancient Mesopotamia. Chicago, 2001.

17. M. Eliade. A History of Religious Ideas: 3 Vols. – Vol. 1: From Stone Age to the Eleusinian Mysteries. – Chicago, 1978.

18. B.R. Foster. Mesopotamia // A Handbook of Ancient Religions / Ed. by J. R. Hinnels. – Cambridge: Cambridge University Press, 2007. – P. 161-213.

19. H. Frankfort. The Birth of Civilisation in the Near East. – Bloomington: Indiana University Press, 1951.

20. T. Jacobsen. The Sumerian King List. – Chicago: The University of Chicago, 1939. – (Assyriological Studies 11).

21. T. Jacobsen. Ancient Mesopotamian Religion : The Central Concerns // PAPS. – 1963. – Vol. 107. – № 6. – Р. 473-484.

22. S.N. Kramer. The Sumerians: Their History, Culture and Character. Chicago, IL: University of Chicago Press, 1963 (рус. перевод: С.Н. Крамер. Шумеры. Первая цивилизация на Земле. М.: ЗАО Центрполиграф, 2002).

23. M. Krebernik. Die Götterlisten aus Fara // ZA. – 1986. – Bd. 76. – P. 161-204.

24. M.E.L. Mallowan. Excavations at Braq and Chagar Bazar. // Iraq. Vol. IX. – L., 1949.

25. J. Reade. Assyrian King-Lists, the Royal Tombs of Ur, and Indus Origins // Journal of Near Eastern Studies, Vol. 60, No. 1 (Jan., 2001), pp. 1-29.

1. Город и храм

Мы начинаем новый большой цикл лекций, посвященный религиям Древней Передней Азии: Месопотамии, Ханаана, Греции. Сегодня мы начнем говорить о религии древней Месопотамии.





Раскопки древнейшего (X тыс. до Р.Х. или ранее) храмового комплекса Гебекли-Тепе, расположенного в 12 км. от города Шанлыурфа (Турция)

Но теперь мы понимаем, что это не так, что, по крайней мере, в Месопотамии храм – это фиксация божественного присутствия, вокруг которого начинает постепенно располагаться жилое пространство.








Статуэтка молящегося с выделенными глазами из Хафадже (2550 - 2350 до Р.Х.). Багдад, Национальный музей Ирака


Голова из алебастра с подчеркнутыми глазами.Тель-Брак, ок. 3200 до Р.Х. (M.E.L. Mallowan. Excavations at Braq and Chagar Bazar. // Iraq. Vol. IX. – L., 1949. Pl. I)


Мужская фигурка из золота с подчеркнутыми глазами из Тель эль-Фарха (Нижний Египет). Конец IV тыс. (Накада IIIB). Каирский музей, R-485


Статуэтка молящегося из храма Аб-У в Телль-Асмаре (Ахмаре). (2750-2615 до Р.Х.). Багдад, Национальный музей Ирака

2. Археологические культуры Месопотамии

В Месопотамии, начиная с IV тысячелетия до Р.Х., можно говорить о протогосударственных археологических культурах. На севере Месопотамии это культура Гавра (3800-3000), а на юге - культура Урука (3800-3000). И дальше культура Джемдет-Наср (3000-2800), которая объединяет практически всю Месопотамию.

Как же дальше шла история Месопотамии? Она шла совсем не так, как история Египта. После культуры Джемдет-Наср следует раннединастический период. Он делится на три части и продолжается примерно с 2750-го по 2350-ый год. Это время, соответствующее Древнему царству Египта. Далее следует раннеаккадский период (2316-2170), в который входит эпоха Саргона (2334-2279) и Нарамсина (2254-2218).

После этого наступает примерно то же, что в Египте называется Первым переходным периодом. В Месопотамии это период нашествия кутиев (2230-2109 гг.). Это время, за которое сменилось двадцать царей, время огромной политической нестабильности. Как мы видим, весь Передний Восток – и Египет, и Месопотамия – прошел через довольно долгое смутное время.

Потом в Месопотамии восстанавливается государственность, возникают протоимперские образования. Археологи их называют эпохой II династии Лагаша (2136-2104) и III династией Ура (2112 – 1997). III династия Ура – это интересное для нас время, потому что это время эпохи Авраама. Вы помните, что, по Библии, Авраам жил как раз в Уре Халдейском (Быт. 11:28). И жил как раз в эпоху III династии Ура. Его уход из Ура Халдейского совпадает с гибелью Ура как столицы этой империи. В лекциях по Библии я об этом рассказываю подробно. Оказывается, археологическая история и библейская история совпадают.

После этого следуют I династия Исина (2017 – 1794), династия Ларсы (2025 – 1763) и довольно большой старовавилонский период (1894 – 1595). К этому времени относятся и знаменитые законы царя Хаммурапи, правившего в 1792-1750 годы.


Царь Хаммурапи перед богом Шамашем. Изображение со стелы Хаммурапи из Суз. Диорит. Общая высота стелы 225 см. Ок. 1750 до Р.Х. Найдена Ж. Де Морганом в 1901 г. в Сузах (Иран). Лувр. Sb8. Париж

После этого снова начинается смутная эпоха, которая более-менее совпадает со Вторым переходным периодом в Египте. Это эпоха нашествия касситских племен, то есть семитских кочевых племен. Она охватывает очень большой период времени - с 1742 по 1155 годы. Все снова приходит в упадок. Но потом Небучадреззар, царь Вавилонии (1124-1103), восстанавливает Вавилонское государство. То есть между началом II тысячелетия и концом II тысячелетия существует провал государственности.


Второе возвышение Ассирии происходит в годы правления хорошо известного царя Ассурнасирапала II (890-885). Это время, когда Ассирия становится мировой державой. Салманасар III (860-825) совершает походы на Дамаск, на Израильское царство.

3. Взгляд древних обитателей Междуречья на свою историю

Мы иногда удивляемся, когда читаем в Библии про невероятные возрасты первых патриархов, потомков Адама, каждый из которых жил по 700, 800, 900 лет. Помните, Мафусаилов век (Быт. гл. 5)? И нам это кажется очень странным. Но это характерно для Месопотамии.

Также есть совершенно уникальный памятник – так называемый список богов из Фары. Фара – это местечко в Нижней Месопотамии. Это примерно там, где был расположен древний город Шуруппак. Этот список очень древний, он датируется XXVII веком до Рождества Христова. Это список богов и царей, правивших в Месопотамии. И в этом списке мы читаем, что до потопа протекло 456 тысяч лет государственности. 456 тысяч лет – полмиллиона лет, без малого! Невероятный срок! Я это объясняю так, что в Месопотамии отсчет лет велся по акиту – праздникам новолетия. И, по-видимому, в древности акиту происходил каждый месяц, а не раз в год. Поэтому мы должны цифры в 900, 800, 700 лет делить на 12 и тогда получим адекватные сроки. Хотя все равно они будут очень большие. Но уже, по крайней мере, более реалистические. В любом случае, по традиционным Месопотамским исчислениям, до потопа протекло 456 тысяч лет государственности.

Потом идет I династия Урука – 12 царей правили 2310 лет. Четвертый царь династии Урука, Думузи, о котором мы будем говорить подробно, поскольку это важнейший религиозный персонаж Месопотамии, правил 100 лет. Пятый царь Урука, Гильгамеш, правил 126 лет. Вы все помните повести о Гильгамеше. Вы понимаете, что идет какое-то совсем другое исчисление сроков.



4. Появление письменности в Месопотамии

В Месопотамии в середине или во второй половине четвертого тысячелетия появляется письменность. По мнению большинства современных ученых, это первая известная нам непрерывная письменная традиция. То есть она началась в середине IV тысячелетия и продолжается до сего дня. Конечно, меняется язык, меняются формы написания, но это не принципиально. Главное, что письменная традиция существует с этого времени непрерывно. Почему это важно? Потому что есть прерывающиеся письменные традиции. Например, известно, что на китайском полуострове Шаньдун письменность возникала два раза – в VII и в VI тысячелетии до Рождества Христова, но оба раза она исчезала, и сейчас никто не может этих знаков прочесть, но они были. Какие-то знаки в это же время и даже немного раньше использовали для письма во Фракии - в нынешних Болгарии и Румынии, но их тоже никто не может прочесть, а сама письменная традиция там прервалась. То есть это возникшие и исчезнувшие формы письма. А в Месопотамии мы имеем дело с первой непрерывной трансляцией письма. Хотя последние открытия в Египте заставляют говорить о том, что египетская непрерывная письменная традиция соизмерима по древности с месопотамской. Но мы не можем говорить, что египетская письменность произошла от месопотамской, и, тем более, не можем говорить обратное. Это открытие, которое произошло одновременно в нескольких районах мира. Я уже упоминал Шаньдун, была письменность и в долине Инда. Одновременное возникновение письменности в нескольких районах мира - одна из загадок в мировой истории.


Иероглифические надписи на жертвенных сосудах из Шаньдуна (V-IV тыс. до Р.Х.). (Д.В. Деопик, М.Ю. Ульянов. Современные данные о древнейших письменностях в Восточной Азии и связанные с ними знаки и тексты // Вопросы эпиграфики. Вып. 5. М., 2011. С. 93, табл. 5)

5. Загадка происхождения шумерской цивилизации

Но сам по себе шумерский язык не близок ни одному из известных языков и не входит ни в одну из языковых семей. Откуда же он пришел? Что это за язык? Какой народ говорил на нем? Мы этого не знаем. Но мы знаем, что в Месопотамии на нем говорили и писали в конце IV и в III тысячелетии до Рождества Христова. Если язык пиктографических табличек Урука IV еще не вполне идентифицирован, то язык текстов Урука III (период Джемдет-Наср) уже определенно является шумерским. Происхождение шумеров нам неизвестно.

Шумерская цивилизация была открыта только в самом конце XIX века. До этого мы вообще не знали, что существовала эта великая цивилизация. Мы думали, что цивилизация Месопотамии – это только семитская цивилизация. Никто не связывал библейский Сеннаар с Шумером, и только раскопки в южной части Месопотамии открыли великую шумерскую цивилизацию.

Замечательно, что нам вообще удалось прочесть шумерский язык. Дело в том, что если у языка нет аналогов, если он не входит ни в одну языковую семью, прочесть невозможно. Скажем, египетский язык относится к группе семитских языков, шумерский же язык уникален. Однако его прочли, и мы его знаем очень неплохо, хотя, конечно, знание шумерского языка, как и любого другого древнего языка, неидеально.

Но оказалось, что и шумерский язык – не самый древний на земле Месопотамии. В 1940-ые годы немецкий шумеролог Бенно Ландсбергер, работавший в то время в Анкаре (будучи евреем, он в 1935 г. был выгнан нацистами из Лейпцигского университета и переехал в Турцию), обратил внимание, что целый ряд названий Нижней Месопотамии, в основном гидронимы, а также названия поселений и орудий труда, связанных с сельским хозяйством и ремеслом, с выплавкой металлов, не шумерские и не семитские, а какие-то более древние. То есть шумеры пришли в уже цивилизованный, освоенный мир и заимствовали термины и гидронимы у народов, живших там ранее, как русские заимствовали гидронимы у угро-финских народов. Дошумерское население Месопотамии не имело письменным, но оно было уже культурным – уже возделывались растения, выплавлялись металлы, уже были поселения, уже лодки плавали по рекам.

Какой народ жил здесь до шумеров, мы не знаем, но то, что носители шумерского языка пришли в Месопотамию из-вне было убедительно показано Б.Ландсбергером. Шумеры пришли в V тысячелетии или в самом начале IV тысячелетия до Р.Х. Ученые гадают, откуда они пришли. Большинство считают, что они пришли из Индии. Не забудем, что Персидский залив – это залив Аравийского моря, а восточный берег Аравийского моря – это западное побережье Индии. И если они пришли из Индии, то это, естественно, были доарийские народы, потому что арии пришли в Индию не раньше 1800 года до Р.Х. Но, судя по немногим сохранившимся цветным изображениям, первые шумерские переселенцы, скорее всего, не были тамилами, негроидами. Это был этнос какой-то другой расы.

Подлинное изучение истории и культуры древних народов Месопотамии началось лишь с того времени, когда учёные получили возможность подвергнуть научному исследованию надписи и археологические памятники, найденные на территории Двуречья. Первые раскопки были начаты в середине XIX в. Ботта, которому посчастливилось найти в Хорсабаде развалины дворца ассирийского царя Саргона. Особенно удачные раскопки произвёл Лэйярд в 1845–1851 гг. Он открыл развалины ассирийских столиц Калаха и Ниневии. Лэйярд раскопал в развалинах Калаха остатки пяти дворцов, построенных ассирийскими царями в IX–VII вв. до н. э. Здесь он нашёл замечательные скульптуры, в частности изображения гигантских крылатых быков, хранителей царского дворца. На барельефах, покрывавших стены этих дворцов, сохранились сцены войны и охоты, осады крепостей, привода, пленных, придворной жизни. В развалинах Ниневии Лэйярд обнаружил остатки огромного дворца, состоявшего из большого количества зал, комнат и коридоров. If.роме многочисленных произведений ассирийского искусства, Лэйярд обнаружил также большое количество различных предметов материальной культуры (оружие, сосуды, украшения, предметы быта). Особую историческую ценность имеют надписи, обнаруженные Лэйярдом в развалинах ассирийских дворцов. Работу Лэйярда продолжали Рассам и Смит; их раскопки дали огромный материал для изучения истории и культуры Ассирии.


Раскопки храма бога Бэла в Ниппуре

Не менее крупные раскопки были произведены во второй половине XIX в. в южной Месопотамии, где археологи обнаружили развалины древнейших шумерийских городов, восходящих к концу IV тысячелетия до н. э. Де-Сарзек и Хезз обнаружили на месте современного Телло остатки древнешумерийского города Лагаша (Ширпурла), в развалинах которого они нашли многочисленные произведения шумерийского искусства и множество глиняных табличек, покрытых шумерийскими клинообразными надписями, в частности ценнейшие документы хозяйственной отчётности. Некоторые из этих документов хранятся в музеях Москвы и Ленинграда. Многочисленные остатки зданий, в том числе храмов и храмовой башни (зиккурата) были обнаружены в главном религиозном центре древнего Шумера, в городе Ниппуре.

Наиболее крупные и систематические раскопки были произведены в первых десятилетиях XX в. в различных пунктах Месопотамии. В Фара, в Уруке, эль-Обеиде и в Джемдет-Наср были обнаружены древнейшие поселения, принадлежавшие отчасти ещё дошумерийскому населению и восходящие к эпохе неолита. Особенно большие раскопки были произведены на территории трёх больших городов Месопотамии: Ура, расположенного в южной части Двуречья, в стране Шумер, Эшнунны, лежавшей в средней части Месопотамии в стране Аккад, и Мари — большого города, находившегося к западу от среднего течения Евфрата. Раскопки в Уре обнаружили огромное количество памятников различных эпох.

В гробницах царя Мескалам-дуга и царицы Шубад, относящихся к началу III тысячелетия до н. э., было обнаружено большое количество роскошных и высокохудожественных ювелирных изделий, в частности роскошная арфа ив дерева, украшенная золотом, серебром, лазуритом и золотой головой быка, богато орнаментированная доска для шашечной игры, серебряная модель лодки с вёслами, многочисленные украшения, сосуды, оружие и целый ряд других предметов, сделанных из золота и серебра и богато украшенных. Далее была тщательно раскопана и полностью обследована большая часть города, относящаяся ко времени царствования Римсина (XVIII в. до н. э.). Здесь был обнаружен ряд улиц, переулков, площадей с остатками многочисленных зданий, которые дали яркое представление о жизни древнешумерийского города. Большое количество клинописных документов, относящихся главным образом ко времени Римсина, было найдено в юго-восточной части города.


Серебряная модель лодки и доска для шашечной игры из Ура

Очень ценные результаты дали раскопки древнеаккадского города Эшнунны, в развалинах которого были обнаружены остатки древних храмов и огромного роскошного дворца, который строился и перестраивался в течение двух столетий (XX–XVIII вв. до н. э.).

Надписи и памятники материальной культуры, обнаруженные в развалинах Эшнунны, а также другого древнеаккадского города, раскопаного на месте современного Хафадже, позволяют говорить о том, что древнейшая шумерийская культура оказывала сильное влияние на семитические центры Аккада в начале III тысячелетия до н. э. Наконец, некоторые памятники искусства и быта, найденные в развалинах этих городов, пролили новый свет на взаимоотношения между Аккадом, Эламом и племенами аморитов, которые в эту эпоху вторгались в Месопотамию. Судя по целому ряду документов, Эшнунна была тесно связана с Эламом, являясь форпостом эламского влияния в Месопотамии.

Наконец, в 1933–1936 гг. были раскопаны развалины столицы государства Мари, нередко упоминающегося в надписях времён вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). В развалинах этого города были обнаружены остатки большого храма, огромного дворца и хорошо сохранившейся школы. Наибольший интерес среди находок представил богатейший архив ценнейших документов.

Среди многочисленных документов, отражающих хозяйственную жизнь государства Мари, и исторических текстов выделяются дипломатические документы, проливающие яркий свет на международные отношения, существовавшие в те времена между государствами Передней Азии. Некоторые хорошо сохранившиеся клинописные документы позволяют установить наличие военного союза между Зимрилимом, царём Мари, и вавилонским царём Хаммурапи. Наконец, документы дают возможность говорить об экономических связях государства Мари с северной Сирией и даже с островом Критом.

13.1 Неоднозначность археологических датировок и их зависимость от общепринятой хронологии

13.1 Неоднозначность археологических датировок и их зависимость от общепринятой хронологии У читателя может возникнуть вопрос: как обстоит дело с другими принятыми сегодня способами датирования источков и памятников? Современные археологи с болью говорят о

Указатель этнонимов и археологических культур

Указатель этнонимов и археологических культур ААбодриты (ободриты дунайские) 332,424Авазоны 50Аварины 11, 12Аварская (славяно-аварская) культура 220, 228, 231–233, 235, 236, 238–240Авары 228–231, 236, 239, 240–243, 245, 318, 406–408, 415, 475, 484, 487, 489–491, 495, 502, 530, 545Авсонии 229Азелинская культура 248, 249, 350Акациры

14. Тайны первых археологических находок

14. Тайны первых археологических находок Действительно ли лекари эпохи Тутанхамона были способны выходить своего царя, или же они оставили его умирать, повинуясь воле свыше?Считается, что египетские лекари опередили в целительстве свое время, а между тем их

Указатель археологических культур и этнических названий

Указатель археологических культур и этнических названий Аварины 30Авары 31, 126, 127, 128, 131Акациры 32Аланы 8, 98Амаксовии 30Анатолийцы 15, 19Англы 54Анты 29–32, 100, 117, 119, 124, 125, 127, 131, 143Армяне 19Армяно-албанцы 9Балто-славяне 11, 13, 16, 19, 76Балты 9, 11, 13,15, 19, 23–27, 32, 34, 35, 41, 47, 51, 75–78Бастарны (бастерны)

История археологических открытий

История археологических открытий Подлинное изучение истории и культуры древних народов Месопотамии началось лишь с того времени, когда учёные получили возможность подвергнуть научному исследованию надписи и археологические памятники, найденные на территории

Часть IV Обретение археологических фактов

Часть IV Обретение археологических фактов Археология является единственной отраслью антропологии, где мы сами уничтожаем источники информации в процессе их изучения. Кент В. Флэннери. Золотой Маршаллтаун Обычная яма в земле не самое интересное и волнующее зрелище в

Глава 8 Поиск и оценка археологических памятников

Глава 8 Поиск и оценка археологических памятников Гудеа, шумерский правитель из Лагаша,

Поиск археологических памятников

Поиск археологических памятников ОТКРЫТИЯ АФРО-АМЕРИКАНСКОЕ ЗАХОРОНЕНИЕ, НЬЮ-ЙОРК, 1991 В 1991 году федеральное правительство планировало построить 34-этажное офисное здание в центре Нижнего Манхэттена. Агентство, ответственное за объект, наняло группу археологов для

Фиксирование данных об археологических памятниках

Фиксирование данных об археологических памятниках Когда памятник идентифицирован, будь то при полевом обследовании или с помощью съемок из космоса, его местоположение, детали и размеры тщательно фиксируются. Эти данные могут быть использованы при возникновении

Оценка археологических памятников

Оценка археологических памятников Целью археологических обследований является решение конкретных исследовательских проблем или обращение к делам управления культурными ресурсами. После того как памятники найдены, они тщательно осматриваются и данные о них

Организация археологических раскопок

Организация археологических раскопок Руководителю современной археологической экспедиции требуются навыки, намного превосходящие просто компетентного археолога. Он или она должны уметь быть и бухгалтером, и политиком, и врачом, и механиком, и менеджером по персоналу,

Процесс археологических раскопок

Процесс археологических раскопок Археологические раскопки являются чрезвычайно точным и обычно медленно продвигающимся процессом, нечто большим, чем простое копание. Истинный механизм археологических раскопок лучше всего познавать в поле. Есть свое искусство в

13.1. Неоднозначность археологических датировок и их зависимость от принятой заранее хронологии

13.1. Неоднозначность археологических датировок и их зависимость от принятой заранее хронологии У читателя может возникнуть вопрос: как обстоит дело с другими принятыми сегодня способами датирования источников и памятников? Современные археологи с болью говорят о

Трудная тема археологических датировок

Трудная тема археологических датировок Дабы не допустить в научный обиход противоречащие данные и удержать качающееся здание ортодоксальных построений, уже давно прибегают к двойным стандартам. Ископаемые кости или древние орудия, которые вписываются в современные

Читайте также: