Археологические культуры эпохи неолита в донбассе кратко

Обновлено: 04.07.2024

Представление о жизни человека на территории Донецкого региона в период каменного века возможны благодаря многочисленным археологическим находкам, которые хранятся ныне в музеях региона. Вещественные доказательства пребывания людей на данной территории, отражают эволюцию технологии изготовления орудий труда, системы адаптации древних людей, особенности культуры.

Прежде всего, необходимо уточнить, что для написания данной работы были изучены коллекции каменного века, хранящиеся в фондах Донецкого республиканского краеведческого музея, Луганского республиканского краеведческого музея, части коллекций Мариупольского краеведческого музея, Исторического музея при Дирекции Святогорского историко-архитектурного заповедника, а также коллекции Археологического музея Донецкого национального университета. Изученные материалы в ходе написания работы были разделены по хронологии.

Современные представления о среднем палеолите базируются на немногочисленных находках ручных рубил и крупного кремневого скребла (Колесник 1998. С. 3-24). На сегодняшний день известны шесть ашельский местонахождений, представленные, в основном, единичными изделиями. В коллекции Донецкого республиканского краеведческого музея одно из таких орудий занимает первую позицию и открывает выставку истории края — это ручное рубило из Амвросиевки, найденное В.М. Евсеевым в 1935 г. Кроме того, присутствуют также бифасы подромбовидных контуров, найденные вблизи Артемовска, Изюма, Кочурова и Буглива.

Поздний палеолит представлен материалами знаменитого Амвросиевского комплекса и коллекциями из мастерских. Крупная мастерская на севере Донецкого региона по обработке кремня находится у с. Сидорово, на правом берегу Северского Донца, в балке Вислой, откуда и берет свое название. Вся коллекция Вислой Балкинасчитывает около 17 тысяч кремней, среди которых большая часть первичного расщепления. Нуклеусы из коллекции подразделяются на две большие технологические группы: нуклеусы с плоским пластинчатым расщеплением и нуклеусы с призматическим торцовым полу объемным расщеплением. Эти материалы позволяют сформировать в экспозиции яркие и узнаваемые образы — образ охотников степей ледникового периода и древних мастеров, искусно владевшими технологиями расщепления кремня.

Расположение мезолитических памятников и их особенности тесно сплетаются с физико-географическими показателями региона. Большая часть находок производилась со стороны Придонецкого плато и Донецкой террасовой равнины, а также Донецкого кряжа и Азовского плато. Именно на этих территориях присутствует обилие месторождений кремня.

В период мезолита выделяется донецкая культура (Телегш ,1968), памятники которой расположены компактной группой в бассейне Северского Донца в пределах Харьковской, Донецкой и части Луганской областей. На основании полученных данных из имеющихся коллекций моно выделить некоторые черты данной культуры в плане кремневой индустрии. Сюда следует отнести — преимущественно пластинчатую технику раскалывания одноплощадных конических или карандашевидных нуклеусов, широкий набор трапецивидных микролитов, овальные и подтреугольные двустороннеоббитые топорики и тесла, наконечники стрел постовидерского типа на пластинах. Демонстрация мезолитических материалов в музейных экспозициях традиционно сопровождается муляжами лука и стрел, моделями наконечников из микролитов различных типов.

Изучение коллекций, найденных в ходе раскопок неолитических стоянок, позволяет более детально рассмотреть изменение технологий расщепления кремня и показать эволюцию. В коллекциях музеев северной части Донецкого региона, присутствуют материалы из стоянки Старица ХУШ.Коллекция кремневых артефактов насчитывает свыше 10 тысяч единиц, которые представлены пренуклеусами, техническими сколами формирования поверхностей нуклеусов и отщепы (Горелик 2006. С. 118 — 129).

Неолитические племена Донецкого региона, помимо изготовления кремневых орудий труда для собственных нужд, изготавливали их специально для обмена. Добычей и обработкой кремня занимались в одном и том же месте или неподалеку. Наиболее крупные скопления мастерских известны у сел Красное Артемовского района, Белая Гора Константиновского района, в окрестностях Краматорска. В 1964 г. Д.С. Цвейбель была выявлена Краматорская неолитическая мастерская (Цвейбель 1967. С. 65 — 67). На раскопе были выявлено 3492 кремневых изделия. Краматорская коллекция орудий представлена заготовками средневысоких ранненеолитических нуклеусов (подтрапецивидной или подтреугольной формы), скребловидные инструменты.

Наравне с Краматорской мастерской выделяется и Широкинский горный комплекс, исследованный Д.С. Цвейбель в балке Широкой (Цвейбель 1970. С. 216 — 225). Фактически это было третье открытие горных выработок в Восточной Европе после штолен у с. Студеница в Среднем Поднестровье и многочисленных шахт у с. Красное в Белоруссии.

Особенного внимания заслуживает коллекция, собранная в 1977 г. на Старобельской стоянке. На площади было выявлено три культурных слоя, расчищено жилище с несколькими строительными горизонтами. Вся коллекция кремневых орудий делится на три группы — орудия для земледелия, охотничье-скотоводческие орудия и орудия для домашних занятий (Гурин 1993. С. 35 — 37).

Среди существующих памятников неолитической эпохи на территории Донбасса, наиболее ярким и многочисленным по собранным коллекциям, можно считать — Мариупольский могильник. Открыт был в 1930 г. Н.Е. Макаренко и включает в себя 122 захоронение с инвентарем (Макаренко 1933). Находки, собранные в ходе экспедиции хранятся в Мариупольском краеведческом музее и в Донецком республиканском краеведческом музее. Наиболее типичным и массовым инвентарем для основных погребений можно считать: кремневые орудия, просверленные зубы животных, украшения из морских и речных раковин, костяные и гешировые бусы.

В целом, неолитические памятники показывают сложение четкого деления на два культурных ареала обитания человека и его деятельности — Северский Донец и Приазовье. Нужно также отметить, что такое деление сохранялось вплоть до позднего средневековья.

На основании изученных коллекций в фондах музеев Донецкого региона, а также имеющихся научных публикаций, можно сделать вывод, что именно огромное количество кремневых ресурсов обусловило особенность существования человека в Донецко-приазовском регионе в период каменного века. Наряду с технологическим прогрессом, происходит и развитие духовной культуры, о чем свидетельствуют находки из могильников и захоронений в разных частях региона. Также, осуществляется эволюция в хозяйственной деятельности, благодаря улучшению климатических условий и усовершенствованию орудий труда. К концу неолита Донбасс окончательно формируется в качестве крупнейшего европейского центра по добыче и переработке минеральных ресурсов, формируется система горных комплексов и мастерских по обработке кремня. Все эта проблематика прочно вписана в региональную науку и культуру, в том числе методами пропаганды средствами музейной экспозиции. Археологические коллекции музеев Донецкого региона придают яркие черты субъектности древней региональной истории, что является одним из инструментов формирования субъектной политики Донецкой народной республики в области науки и культуры.

Автор: Матвеева О.В. (аспирантка исторического факультета ДонНУ) научный руководитель — к.и.н. доцент Колесник А.В.

Человек современного типа (Амвросиевское костище, стойбище у г. Моспино, мастерские у сел Красное и Белая Гора) хозяйствовал в предгорьях Донецкого кряжа в эпоху мезолита, неолита, энеолита и раннего бронзового века. Известны стоянки на территории Артемовского, Краснолиманского, Славянского районов, на окраине Краматорска.


Мезолитическое население оставило в нашем крае немногочисленные разбросанные кратковременные стойбища. Они известны у города Моспино, села Александровка под Донецком, у поселков Дробышево, Ильичевка, Дроновка в Подонцовье (Артемовский, Краснолиманский районы) и в других местах.

Особой отраслью экономики донецких мезолитических и неолитических племен было изготовление кремневых орудий труда для своих нужд и специально для обмена. Залегающий в мелу кремень образует богатые месторождения вдоль правого берега Донца, по долинам рек Крынки, Бахмутки, Казенного и Сухого Торцов. Рост неолитического населения, увеличение размеров орудий и широкое распространение кремневых топоров в связи с вырубкой лесов заставляли древних мастеров осваивать новые месторождения кремня и организовывать его добычу.

Собранные на меловых склонах или извлеченные из недр кремневые куски здесь же на месте или неподалеку предварительно обрабатывались. С кремневых конкреций отбивалась меловая корка и неровности, из сердцевины делались заготовки нуклеусов, топоров, наконечников стрел и дротиков. В ходе обработки выбрасывались каменные отбойники, многочисленные отщепы и осколки кремня, неудавшиеся и сломавшиеся изделия.

Такие места предварительной обработки кремня называют кремнеобрабатывающими мастерскими. Обычно мастерские посещались в теплое время года. На челнах и деревянных плотах кремневые изделия доставлялись в районы долговременных поселков. Часть изделий передавалась соседям в обмен на их богатства. Так кремневые орудия из Донецкого кряжа поступали в Приазовье, Поднепровье и другие области.

Наиболее крупные скопления мастерских известны у сел Красное Артемовского района, Белая Гора Константиновского района, в окрестностях Краматорска и в других местах. Судя по огромному количеству отходов расщепления, мастерские функционировали много сотен лет.

В Славянском районе у села Сидорово сохранилась древняя мастерская, где люди пополняли запасы кремневого сырья, делали из него заготовки нуклеусов и пластин. Подобная мастерская найдена у села Новоклиновка в Амвросиевском районе на берегу реки Крынка. Она возникла возле меловых выходов.В урочище Выдылаха, недалеко от Святогорска, найдены кремневые орудия эпохи неолита, возраст которых оценивается в 7 тыс. лет.


Памятник этого периода обнаружен Г.П. Пименовым в 1996 году к северо-востоку от пос. Горное (шахта “Коммунист”), что подтверждает отдел археологии Донецкого областного краеведческого музея.

Широко известен Мариупольский грунтовый могильник сер. VIтыс. до н.э. Он принадлежит одному из племен нижнедонской археологической культуры, которое непрерывно проживало в устье реки Кальмиус на протяжении двухсот лет. Люди изготавливали керамику, занимались ткачеством, выращивали крупный рогатый скот. Уже тогда у людей был художественный вкус и стремление к прекрасному. Об этом говорят найденные при раскопках украшения из различных материалов.

Могильник представлял собой длинную прямоугольную яму длиной 28 метров и шириной около 2 метров, в которой находились 122 костяка, уложенных в четыре ряда. Погребенные мужчины и женщины были одеты в богатые одежды, обшитые костяными бусами, пластинами из клыков кабана. Подобными пластинами и бусами были украшены сложные головные уборы. Погребенных сопровождали каменные подвески, кремневые ножи, ожерелья из клыков животных, топоры, стрелы, каменная сверленая булава.

Все погребения были густо засыпаны охрой (охра — желто-коричневый или красно-бурый красящий глинистый материал). По поверьям древних, красная охра символизировала очищение и возрождение после смерти. В древности над Мариупольским могильником находилось длинное шалашеобразное сооружение. Могильник являлся родовой усыпальницей общины, члены которой и после смерти продолжали оставаться вместе.

В могильнике обнаружены захоронения скотоводов, что видно по украшениям из клыков кабана, зубов и костей животных, раковин. Также были найдены каменные орудия труда, каменные навершия булав, керамика, погребальный инвентарь, бусы, в том числе в виде полумесяца, предположительно игравшие роль денег, погребальные саваны.


На керамической посуде ученые увидели орнаментальный рисунок, который был неизменный во всех захоронениях от Днепра до Дона. У людей, захороненных в Мариупольском могильнике была развита религиозная система (существовали амулеты, фигурки быков-фетишей, булавы, близкое расположение к реке, по которой, по многим верованиям, души мёртвых отправлялись в иной мир).

Среди находок — 2 вырезанные фигурки быка — образцы реалистического искусства, перламутровые бусы, нашивки для одежды из клыков кабана, пряслице (орудие ткачества). Останки принадлежали людям большой европеридной расы, имевшим большой рост (172—174 см), очень длинные ноги, массивный скелет. Из археологических данных известно, что часть населения нижнедонской культуры около 5100 года до н. э. под давлением засушливого климата ушла в Западное Приазовье и поселилась рядом с племенами сурской культуры. В результате их взаимодействия появилась новая культура — азово-днепровская (5100 — 4350 до н. э.).[3]

В XV в. до н.э. ситуация в степи и лесостепи резко меняется. Из далекого Поволжья на Левобережную Украину и в Подонье пришли многочисленные ираноязычные племена так называемой срубной археологической культуры. Они полностью освоили донецкие земли.

В июне 1971 года на дороге Харцызск-Ханженково, недалеко от кургана "Горила (Горихова) Могила" проводились раскопки погребения срубной культуры эпохи бронзы, датируемой 16 веком до н.э. Свое название культура получает от традиции погребения покойников в специально построенных срубах, ямах или каменных ящиках. Умерших хоронят в скорченном виде (часто на левом боку), руки, согнутые в локтях, расположенные перед лицом. В яме, облицованной каменными плитами, обнаружен плохо сохранившийся скелет человека, бронзовый нож с двухсторонним лезвием и погребальная керамика: два плоскодонных глиняных сосуда — острорёберный, т.е. горшок с горизонтальным ребром и сосуд баночной формы.

Редко встречаются грунтовые погребения без курганов. Один из таких могильников раскопан в Дружковке. Над каменным ящиком с погребением подростка найден срубный сосуд с загадочными письменами и изображением стилизованной головы быка. Письмена и бык иллюстрируют древнеиндийские мифы о строении мира. Известно, что срубные племена были индоевропейцами.

В августе 1993 года в ходе совместной археологической экспедиции Донецкого областного краеведческого музея и музея истории города Харцызска исследуется курган, находящийся на пологом высоком склоне правого берега реки Крынка (район Ханженковского водохранилища) в 0,8 км от п. Нижняя Крынка и 0,5 км от пионерского лагеря "Барвинок".

В его раскопках участвуют и юные археологи Харцызска. В кургане находится два погребения срубной культуры 14—13 веков до н.э. В экспозиции музея Харцызска выставлены предметы данной культуры — фрагменты глиняной лепной керамики и целые сосуды.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ “НЕОЛИТИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ ДОНБАССА”

Описание презентации по отдельным слайдам:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ “НЕОЛИТИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ ДОНБАССА”

ПРЕЗЕНТАЦИЯ “НЕОЛИТИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ ДОНБАССА”

Актуальность данной темы заключается в том, что учёные, археологи, исследоват.

Актуальность данной темы заключается в том, что учёные, археологи, исследователи, социологи, простые люди всегда проявляли интерес к древности. Они хотели узнать о знаниях, верованиях, культуре, быте, одежде, взаимоотношениях первобытных людей.

Цели работы: 1.Изучить и систематизировать материал по 2-м вопросам: -Городищ.

Цели работы: 1.Изучить и систематизировать материал по 2-м вопросам: -Городища Северского Донца -Мариупольский могильник 2.Познакомиться с литературой, рисунками , учеными-археологами, историками, которые занимались периодом неолита в Донбассе

Городища Северского Донца В среднем течении Северского Донца ныне находятся 8.

Городища Северского Донца В среднем течении Северского Донца ныне находятся 8 городищ: Осиянская Гора, Царино, Сидоровское, Татьяновское, Святогорское, Теплинское, Кировское, Новоселовское. Иногда эту группу памятников называют донецкими городищами.

. Городища расположены на небольшом расстоянии друг от друга (не превышающим.

. Городища расположены на небольшом расстоянии друг от друга (не превышающим 4 - 6 км). Городища отличаются друг от друга, как размерами, так и системой фортификации. Часть памятников представляет собой крупные археологические комплексы, общая площадь которых (с селищами и могильниками) составляет 60-120 га) и совершенно иную систему укреплений. .

Исследователи Райгородского городища Исследование Райгородского городища было.

Исследователи Райгородского городища Исследование Райгородского городища было связано с именами таких ученых, как В. Спесивцев, А. С. Федоровский, В. А. Городцов. Памятник до наших дней не сохранился. По вопросу его локализации в литературе существует известная путаница. У истоков ее стоял первооткрыватель Райгородских древностей – В. Спесивцев. Проведенный в настоящее время опрос старожилов показал, что городище было расположено к северу от поселка, над старым руслом Северского Донца – Маяцким озером.

Предметы обихода Райгородского городища Памятник до наших дней не сохранился.

Предметы обихода Райгородского городища Памятник до наших дней не сохранился. Среди происходящих с городища материалов обращают внимание , вызывают интерес найденные предметы: дирхем , мечь с арабской надписью. Участок, на котором располагалось городище, ныне полностью уничтожен карьером и засыпан отвалами. Десять сосудов из этого могильника хранятся в фондах Донецкого краеведческого музея.

Керамика городища Таким образом, имеющиеся в распоряжении материалы показываю.

Керамика городища Таким образом, имеющиеся в распоряжении материалы показывают, что высокая степень концентрации городищ на небольшом участке территории в среднем течении Северского Донца объясняется двумя причинами. Первая из них связана с тем, что этот участок представлял собой крайнюю южную часть буферной зоны между степью и лесостепью. Вторая причина заключается в том, что большинство городищ в среднем течении Северского Донца не существовали в одно время.

Раскопки Мариупольского могильника Раскопки продолжались с 10 августа по 15 о.

Раскопки Мариупольского могильника Раскопки продолжались с 10 августа по 15 октября1930 года. Постепенно раскрывалась грандиозная картина неповрежденного временем и людьми могильника. В яме красного цвета, ориентированной по линии север-юг, были уложены вытянутые костяки людей головой на восток или запад. Истлевшая одежда умерших была украшена пластинками, вырезанными из клыков грозного дикого кабана - их найдено около 440, - низками бусинок из перламутра, кости. Два маленьких обломка посуды не позволяли определить время захоронения. Но ведь были ещё и каменные орудия труда, редкие украшения из порфирита, гешира, горного хрусталя. И уж полной неожиданностью были погребения с символами власти - каменными булавами. Уже через 2 недели после начала раскопок Н.Е.Макаренко смог продатировать могильник на редкость точно - эпоха новокаменного века, 4-3,5 тысячи лет до н.э.

Мариупольский могильник

Мариупольский могильник Мыс в устье Кальмиуса в г. Мариуполь Донецкой области.

Амфорная керамика П.М. Пиневич на площади посёлка и далее, на площади мыса до.

Лепные и гончарные горшки Жители посёлка находили керамику на глубине до 1 -.

Керамика Керамика, писал Н.Е. Макаренко в своей монографии, располагается на.

Керамика Керамика, писал Н.Е. Макаренко в своей монографии, располагается на поверхности мыса. Автор монографии предполагал наличие здесь жилищ, которые он хотел последовать в 1932 г. Все собранные в 1932 г. предметы были смонтированы на планшеты с надписью: “Oзiвсталь. Попелище. Дослiди 1932 р. М.О. Макар О площади сборов подъёмного материала в 1932 г. данных у нас нет.

Cтоловая керамика Столовая керамика представлена кувшинами, корчагами, пифоса.

Cтоловая керамика Столовая керамика представлена кувшинами, корчагами, пифосами. Вся эта керамика изготовлена на гончарном круге, имеет лощение снаружи. Тесто плотное, с примесью мелкого песка или шамота и мела .Тулово сосудов орнаментировано пролощенными линиями, чередующимися с крестами и косыми линиями, нанесенными зубчатым штампом.

Фрагменты корчаг Корчаги, по С.А. Плетневой, имеют широкий ареал, включая При.

Фрагменты корчаг Корчаги, по С.А. Плетневой, имеют широкий ареал, включая Приазовье, причем особенно их много на городищах. Корчаги представлены 17 фрагментами. Преобладают фрагменты стенок, хоть есть по одному фрагменту венчика, дна и стенки с ручкой . Все фрагменты орнаментированы.

Раскопки Мариупольского могильника Раскопки продолжались с 10 августа по 15 о.

Раскопки Мариупольского могильника Раскопки продолжались с 10 августа по 15 октября1930 года. Постепенно раскрывалась грандиозная картина неповрежденного временем и людьми могильника. В яме красного цвета, ориентированной по линии север-юг, были уложены вытянутые костяки людей головой на восток или запад. Истлевшая одежда умерших была украшена пластинками, вырезанными из клыков грозного дикого кабана - их найдено около 440, - низками бусинок из перламутра, кости. Два маленьких обломка посуды не позволяли определить время захоронения. Но ведь были ещё и каменные орудия труда, редкие украшения из порфирита, гешира, горного хрусталя. И уж полной неожиданностью были погребения с символами власти - каменными булавами. Уже через 2 недели после начала раскопок Н.Е.Макаренко смог продатировать могильник на редкость точно - эпоха новокаменного века, 3,5 -4 тысячи лет до н.э.

. Уже современники оценили значение Мариупольского могильника. Учитель Н.Е. М.

. Уже современники оценили значение Мариупольского могильника. Учитель Н.Е. Макаренко, А А.Спицын, писал: "Ваш Мариупольский могильник - поразительное открытие, от которого я хожу уже несколько дней сам не свой. Ка-кие из этого всего выйдут последствия, даже представить нельзя. Придется пересмотреть с новой точки зрения все наши древние культуры". Сам Николай Емельянович хорошо осознавая свою ответственность за столь интересный памятник, сразу же приступил к обработке научных данных. Уже к ноябрю 1931 года была готова книга "Мариупольський могильник" с полным описанием находок и 160 иллюстрациями, а в 1934 году информацию Н.Е.Макаренко о могильнике поместил финский научный журнал. Название "Мариуполь" приобрело вес среди археологов. Интересно, что материалы могильника демонстрируются в музеях Донецка,Луганска, Москвы.

Литература: 1. В. Аксенов. Старосалтовский катакомбный могильник. – В: Vit.

Впервые на территории нашего края люди появились приблизительно 150 тыс. лет назад в эпоху среднего палеолита. Древнейший человек – архантроп или питекантроп (обезьяночеловек) отличался большой физической силой и выносливостью. Архантропы умели пользоваться огнем, сооружали примитивные жилища в виде навесов от дождя или заслонов от ветра, изготавливали каменные орудия труда. Главным занятием была охота на крупных животных. Важное место занимало собирательство съедобных растений. В горных условиях архантропы жили, в основном, в пещерах, в равнинных – на берегах рек и озер. На животных охотились при помощи рогатин - больших деревянных заостренных кольев, дубин и иногда пик с каменными наконечниками. Архантропы вели бродячий образ жизни. Во время раскопок в пещерах находят очаги.

Остатки стойбищ архантропов сохранились у города Амвросиевки на берегу реки Крынки, недалеко от Артемовска, в Макеевке, в Изюме, возле Луганска, у поселка Кирове Артемовского района. Все эти находки свидетельствуют о редком, но равномерном заселении края.

Человек современного физического типа впервые сформировался на Ближнем Востоке около 40 тыс. лет назад. Его называют HomoSapiens — человек разумный или неоантроп. Этот человек обладал развитой речью, умел планировать свой труд на длительный срок. Появляется искусство, религиозные представления. Появление современного человека совпало с новой эпохой – поздним палеолитом (35-10 тыс. лет назад).

В позднем палеолите окончательно формируется родовая организация общества. Родовой поселок в позднем палеолите состоял из 7-8 семей и насчитывал 30-40 человек. Браки внутри рода никогда не заключались. Образовать новую семью могли только представители разных родов. В позднем палеолите произошло самое сильное оледенение. В начале этого оледенения климат на юге Украины напоминал климат современной Якутии. Человек вынужден был научиться шить теплую одежду и строить жилища. Люди научились строить круглые дома – полуземлянки – из костей мамонтов. Из камня изготовляли оружие.

Мезолит (VIII-VII тыс. лет до н.э.). . Около 10 тыс. лет назад в результате общего потепления климата на Земле ледник растаял и начал устанавливаться современный климат. На месте бывшего ледника и предледниковой ледяной пустыни появились леса. На смену стадным копытным животным (северный олень, бизон) пришли животные, живущие в одиночку или небольшими группами (лесные олени, лоси, кабаны, волки и др.). Широко распространилась индивидуальная охота - подкрадывание к дичи. Род разделился на группы из 3-4 семей, которые кочевали вслед за животными. Мезолитическое население оставило в нашем крае немногочисленные разбросанные кратковременные стойбища. Они известны у города Моспино, села Александровка под Донецком, у поселков Дробышево, Ильичевка, Дроновка в Подонцовье (Артемовский, Краснолиманский районы) и в других местах.

Последний период каменного века называется неолитом (VI-IV тыс. лет до н.э.). В неолите население увеличилось настолько, что охотничьей дичи стало не хватать. Такой переход к новым формам хозяйства называют неолитической или аграрной (т.е. земледельческой) революцией. В неолите люди научились лепить и обжигать глиняную посуду. Глиняная посуда получила широкое распространение в связи с земледелием Неолитическое население Донбасса практиковало охоту, собирательство в сочетании с примитивным земледелием. Племена с такой экономикой селились в основном в долине Северского Донца, т.к. здесь сложилась очень благоприятная для жизни природная среда. В неолите формируются крупные племена, объединяющие несколько больших родов. Племена контролировали территорию, на которой располагались их охотничьи угодья, обрабатываемые участки, озера, заросли съедобных растений. В Подонцовье проживали в основном племена днепро-донецкой культуры. Они были сосредоточены в бассейне Северского Донца, в междуречье Днепра и Дона (археолгическая культура обозначает большую группу людей - несколько племен, которые жили на определенной территории, разговаривали на одном языке, вели одинаковое хозяйство и одинаковым образом строили дома, изготавливали посуду, каменные орудия и т.д.). Помимо памятников днепро-донецкой культуры, в Подонцовье иногда встречаются поселки более северной ямочно-гребенчатой культуры лесных охотников. Такое название происходит от способа орнаментации глиняных сосудов. В конце неолита, в IV тыс. до н.э., в районе современного Мариуполя обитала сильная и большая община, найдет только могильник.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Древнее население на территории Донбасса в эпоху: палеолита, мезолита, неолита. (Каменный век)

Древнее население на территории Донбасса в эпоху: палеолита, мезолита, неолита. (Каменный век)

Читайте также: