Арабы и рождение исламского мира культура халифата кратко

Обновлено: 02.07.2024

Рождение арабской культуры связано с возникновением халифата. В VII -VIII вв. арабы покорили народы Сирии, Месопотамии, Египта и Северной Африки.

a) социально-политическое сплочение населения всего халифата;

b) распространение единого языка межнационального общения (мусульманин обязан знать арабский, так как что служение Аллаху производится только на священном языке Корана);

c) интеграция арабо - мусульманской культуры.

Изобразительное искусство не выражало идеи Корана, так как только Аллах может создавать живое, установлен запрет на реалистическое творчество. Мусульманские художники изображают стилизованные (условные, не существующие в природе) предметы, либо абстрактные картины в виде орнаментов. Одним из таких видов изобразительного искусства является арабеска - орнамент, включающий композиции переплетений стилизованной растительности, геометрических фигур и элементов искусства каллиграфии (изящных надписей арабской вязью). Арабеска - тонкий растительный или геометрический орнамент, включавший стилизованные надписи.

Появились новые типы монументальных построек: мечети, башни-минареты, медресе, мавзолеи, крытые рынки, караван-сараи. Жаркий климат требовал сооружения открытых и подземных водопроводов, искусственных водоемов, фонтанов. Возникли оригинальные конструкции из глины, кирпича, камня: разнообразные формы арок, системы сводчатых перекрытий.

В области архитектуры ислам выработал систему эстетических категорий, понятия-символы:

· джамал - божественно совершенная красота, которую олицетворяет купол мечети;

· джалал - божественное величие, которое подчеркивается высотой минарета;

· сифат - божественное имя, выраженное красотой арабской письменности, каллиграфии на внешних стенах мечети.

Основная идея всей культовой архитектуры ислама - прославление божественной силы.




Сформировались свои литературные языки: арабский, персидский, турецкий. Главным достоинством арабской литературы считали красноречие, персидской - идейное содержание и остроумие, а турецкой - правдивость и искренность.

Арабской литературе характерна: образность языка прозы и поэзии, особые жанры поэзии (касыда, газель, рубай).

a) касыда - небольшая поэма, состоящая из двустиший (бейтов), связанных особой системой рифм - моноримом (стихотворение, все строки которого имеют однозвучную рифму по типу аа, аа и т. д.);

b) газель - лирическое стихотворение из 7 или 14 бейтов (двух-строчий). В первом двустишии, как правило, рифмуются обе строчки (аа), далее следует рифмовка через строку;

c) рубай - стихотворная миниатюра, четверостишие, в котором заключена законченная мысль, максима, мудрость, философский вывод, подтекст, намек или мудрое суждение.

Арабы не восприняли античное литературное наследство (в отличие от науки и философии), но на них большее влияние оказала индийская литература в персидской обработке. К наиболее знаменитым поэтам и прозаикам относятся:

· Рудаки (IХ-Х вв.), прозванный Хорасанским соловьем;

· Омар Хайяма (1040-1123 гг.);

До XVI века поток знаний шел прямо от ислама в Европу. Работы мусульманских ученых постоянно переводились на латинский и другие европейские языки, использовались как учебники и практические пособия. Европейские ученые и мыслители постоянно посещали мусульманские научные центры.

Таким образом, арабо-мусульманская культура объединила в единой религиозной системе различные племена. Ислам предложил арабскому миру идею централизации и объединения, новый образ мышления и образ жизни.

Арабо-мусульманской культуре в целом характерна нерасчлененность духовной и практической сфер деятельности человека, неразделенность религиозной и светской власти, слитность законоположений и этики, юриспруденции и праведного образа жизни.

Рождение арабской культуры связано с возникновением халифата. В VII -VIII вв. арабы покорили народы Сирии, Месопотамии, Египта и Северной Африки.

a) социально-политическое сплочение населения всего халифата;

b) распространение единого языка межнационального общения (мусульманин обязан знать арабский, так как что служение Аллаху производится только на священном языке Корана);

c) интеграция арабо - мусульманской культуры.

Изобразительное искусство не выражало идеи Корана, так как только Аллах может создавать живое, установлен запрет на реалистическое творчество. Мусульманские художники изображают стилизованные (условные, не существующие в природе) предметы, либо абстрактные картины в виде орнаментов. Одним из таких видов изобразительного искусства является арабеска - орнамент, включающий композиции переплетений стилизованной растительности, геометрических фигур и элементов искусства каллиграфии (изящных надписей арабской вязью). Арабеска - тонкий растительный или геометрический орнамент, включавший стилизованные надписи.

Появились новые типы монументальных построек: мечети, башни-минареты, медресе, мавзолеи, крытые рынки, караван-сараи. Жаркий климат требовал сооружения открытых и подземных водопроводов, искусственных водоемов, фонтанов. Возникли оригинальные конструкции из глины, кирпича, камня: разнообразные формы арок, системы сводчатых перекрытий.

В области архитектуры ислам выработал систему эстетических категорий, понятия-символы:

· джамал - божественно совершенная красота, которую олицетворяет купол мечети;

· джалал - божественное величие, которое подчеркивается высотой минарета;

· сифат - божественное имя, выраженное красотой арабской письменности, каллиграфии на внешних стенах мечети.

Основная идея всей культовой архитектуры ислама - прославление божественной силы.

Сформировались свои литературные языки: арабский, персидский, турецкий. Главным достоинством арабской литературы считали красноречие, персидской - идейное содержание и остроумие, а турецкой - правдивость и искренность.

Арабской литературе характерна: образность языка прозы и поэзии, особые жанры поэзии (касыда, газель, рубай).

a) касыда - небольшая поэма, состоящая из двустиший (бейтов), связанных особой системой рифм - моноримом (стихотворение, все строки которого имеют однозвучную рифму по типу аа, аа и т. д.);

b) газель - лирическое стихотворение из 7 или 14 бейтов (двух-строчий). В первом двустишии, как правило, рифмуются обе строчки (аа), далее следует рифмовка через строку;

c) рубай - стихотворная миниатюра, четверостишие, в котором заключена законченная мысль, максима, мудрость, философский вывод, подтекст, намек или мудрое суждение.

Арабы не восприняли античное литературное наследство (в отличие от науки и философии), но на них большее влияние оказала индийская литература в персидской обработке. К наиболее знаменитым поэтам и прозаикам относятся:

· Рудаки (IХ-Х вв.), прозванный Хорасанским соловьем;

· Омар Хайяма (1040-1123 гг.);

До XVI века поток знаний шел прямо от ислама в Европу. Работы мусульманских ученых постоянно переводились на латинский и другие европейские языки, использовались как учебники и практические пособия. Европейские ученые и мыслители постоянно посещали мусульманские научные центры.

Таким образом, арабо-мусульманская культура объединила в единой религиозной системе различные племена. Ислам предложил арабскому миру идею централизации и объединения, новый образ мышления и образ жизни.

Арабо-мусульманской культуре в целом характерна нерасчлененность духовной и практической сфер деятельности человека, неразделенность религиозной и светской власти, слитность законоположений и этики, юриспруденции и праведного образа жизни.

Становление и подъем

Возникновение ислама послужило началом формирования культуры арабов и самого Халифата.

Халифат – уникальная феодальная форма правления государств ислама. Лидером при халифате был халиф.

Законом в халифате стал ислам и его главная книга Коран. Именно он определял моральные правила в обществе и структуру социума. Руководствуясь главными принципами исламской религии, началась великая история этого народа

В арабско – мусульманской ментальности главенствующее значение отводилось семье и кровным узам. Принадлежность к определенной национальности или государству стояла далеко не на первом месте.

Необходимость достоверно переводить главную книгу Халифата способствовала развитию филологических исследований арабского языка. На протяжении семи веков язык арабов был официальным на всей территории Халифата. В это золотое время культура арабов оставила далеко позади Европу.

Конец империи Халифата

Начиная с первых халифов государства, в империи существовал поражающий простотой патриархат. Лидеры придерживались скромности в своих желаниях, а чрезмерная роскошь подвергалась строгим осуждениям и преследованиям. Халифы не занимались скапливанием личных богатств и увеличением собственного кошелька.

Например, Омар ехал в Иерусалим на простом верблюде. С собой у него было мешок муки, фиников и вода. Осман носил одежду, мало отличающуюся от вещей обывателя империи, хотя вся Азия и Египет были под его контролем.

Ответственность лидеров Халифата перед своим народом вызывает уважение. Но провинции империи, особенно азиатские, вводили в искушение войска завоевателей. Армии стали расслабляться и пользоваться благами власти и богатства. Нагляднее всего это проявлялось в Сирии. Халифу Омару пришлось даже прибегнуть к наказаниям.

Нарушил обет прежних правителей династия халифа Омейяда. Свою резиденцию он обосновал в Дамаске, где сосредоточил всю роскошь востока. Династия Аббасидов продолжала собирать огромные богатства, но уже в Багдаде.

Их наследники быстро растратили сокровища империи. Лишь двое из них – Гарун-аль-Рашид и Мамун – сделали Багдад центром науки. Это придало отпечаток благородства бездумному расточительству.

Халифат начинал утрачивать политический вес и силу в мире. Вместо содержания армии, богатства тратились на украшения и строительства роскошных дворцов и мечетей, на иллюстрирование и переписывание книг, на многие другие предметы роскоши.

Образование халифата. В некоторых странах мусульманского Востока верховным правителем, в руках которого была сосредоточена духовная и светская власть, был халиф. После кончины пророка Мухаммада в 632 г. халифом был избран один из его верных сподвижников Абу Бакр. В период его правления (632—634) всенаселение Аравийского полуострова приняло ислам.
Следующий халиф Умар (634—644) прославился в исламском мире своим добродушием, справедливостью и непримиримостью в вопросах соблюдения веры. Во время его правления арабы завоевали Палестину, Сирию, Египет и Ливию, а также значительную часть Ирана. За годы правления третьего халифа Усмана (644—656) Иран был завоеван полностью. Войска халифата захватили Дагестан и вышли на берега Амударьи.
При нем были завершены сбор и объединение отдельных частей Корана. Последним из числа соратников пророка был четвертый халиф Али (656— 661), годы правления которого прошли в беспрерывных войнах.
В начале VIII в. арабы завоевали всю Северную Африку. В 711 г. арабы под предводительством Джабель ат-Тарика (его именем назван Гибралтарский пролив) завоевали Пиренеискии полуостров.
Разгромив Вестготское королевство, мусульмане, не встретив сильного сопротивления, покорили почти всю Испанию. Во Франции арабы дошли до города Бордо, но в 732 г. правитель франков Карл Мартелл разбил в битве при Пуатье.На Востоке арабы завоевали Закавказье и Среднюю Азию. Под натиском завоевателей местное население приняло ислам. Восточные походы арабов распространились до северо-запада Индостана.
Завоевания арабов в VII — первой половине VIII в. завершились образованием крупнейшего государства — Арабского халифата, занимавшего территорию от Магриба на западе до Машрика на востоке. Столицей страны был город Дамаск.
Основой Государства была религия — ислам. Это способствовало усилению власти халифа.


Ислам стал второй по популярности религией мира, хотя и самой молодой. Именно с этого момента начинается усиление и возвышение арабского мира, объединенного общей религией и общей целью.


История возникновения ислама

Местом возникновения ислама является западная часть аравийского полуострова, а датой принято считать VII век нашей эры. Издревле эту местность населяли кочевые племена арабов. Именно здесь и появился пророк Мухаммед, жизнь которого и по сей день остается загадочной и обросшая множеством легенд.

Считается, что Мухаммед родился в городе Мекка и в молодые годы был пастухом. В 610 году в возрасте 40 лет он объявил себя пророком и начал проповеди в родном городе. Так произошло возникновение ислама – новой монотеистической религии. Мухаммед призывал верить в единого бога – Аллаха, призывая все родственные народы принять эту веру. Но власть восприняла его враждебно и тогда пророк со своими учениками бежал из Мекки в Медину, где создал мусульманскую общину и в течении 8 лет вел борьбу против Мекки.

К 630 году Мекка была захвачена и объявлена центром ислама, который получил распространение по всему Аравийскому полуострову.

После смерти Мухаммеда на территории Аравийского полуострова образовалось молодое теократическое государство, где в руках правителя была сосредоточена светская и духовная власть – Арабский халифат. Первым правителем новой страны был халиф Абу Бакр.

Причины популярности и историческое значение ислама

Главной священной книгой для всех мусульман является Коран. В нем описаны правила жизни каждого правоверного мусульманина, за строгое соблюдение которых он будет награжден пребыванием в раю. Если же мусульманин ослушается их или не верит в Аллаха, то его ждут адские муки. Раю и Аду в Коране уделено много страниц, на которых описывается удовлетворение всех человеческих потребностей в загробной жизни. Коран призывает распространять ислам на как можно большую территорию, что впоследствии подтверждалось эпохой арабских завоеваний.

которые читают вместе с этой





Коран

Рис. 1. Коран.

Прелесть ислама заключалась в том, что к верующему не предъявлялись серьезные требования в работе над собой, а включало в себя лишь простые обряды и соблюдение правил.

Распространение ислама

Пик могущества Арабского Халифата, целью которого было распространить ислам по всей земле, пришелся с 632 по 655 годы. За это время арабы подчинили и обратили в ислам жителей следующих территорий: Аравийского полуострова, Ближнего Востока, Средней Азии, Малой Азии, Кавказа, Египта, Северной Африки, Крита и Кипра.

Арабский халифат в 632 году

Рис. 2. Арабский халифат в 632 году.

В 661 году к власти в Арабский халифат пришла династия Омейядов. Столица была перенесена в Дамаск, но завоевательные походы продолжены. Сначала мусульмане захватили часть Сицилии, а затем вторглись и покорили Испанию и собирались двинуться дальше на север. Лишь в битве при Пуатье в 732 году французам под командованием Карла Мартелла удалось остановить продвижение арабов в Европу.

В 750 году династия Омейядов прервалась и к власти пришли Аббасиды. Произошел распад огромной державы на два независимых халифата – Кордовский (располагавшийся в Европе) и Аббасидский (унаследовавший остальные территории).

Государство Омейядов

Рис. 3. Государство Омейядов.

Что мы узнали?

Говоря кратко о времени распространения ислама, то оно произошло очень удачно. В Европе молодые государства еще только проходили путь становления, а окружающие арабов земли не могли противостоять организованной и крупной армии, собравшейся под зеленым знаменем пророка. Именно поэтому ислам так быстро распространился на огромные территории и получил большое число верующих за счет принятия новой веры покоренных народов.

Период, когда мусульманский мир находился под властью Халифата, назван Золотым веком ислама. Эта эпоха длилась с VIII по XIII столетие нашей эры. Она началась с торжественного открытия Дома Мудрости в Багдаде. Там ученые из разных уголков мира стремились собрать все доступные на тот момент знания и перевести их на арабский. Культура стран Халифата в этот период переживала небывалый расцвет. Закончился Золотой век во время монгольского нашествия и падения Багдада в 1258 году.

Причины культурного подъема

В VIII веке из Китая на территории, заселенные арабами, проникло новое изобретение - бумага. Она была намного дешевле и проще в производстве, чем пергамент, удобнее и долговечнее, чем папирус. Она также лучше впитывала чернила, что позволяло быстрее изготавливать копии рукописей. Благодаря появлению бумаги книги стали гораздо дешевле и доступнее.

культура стран халифата

Правящая династия Халифата, Аббасиды, поддерживала накопление и передачу знаний. Она ссылалась на изречение Пророка Мухаммеда, которое гласило: "Чернила ученого - большая святыня, чем кровь мученика".

Культура стран арабского Халифата возникла не на пустом месте. В ее основу легли достижения более ранних цивилизаций. Многие классические произведения античности были переведены на арабский и персидский, а позже на турецкий, иврит и латынь. Арабы ассимилировали, переосмысляли и расширяли знания, полученные из древнегреческих, римских, персидских, индийских, китайских и других источников.

Наука и философия

Культура Халифата сочетала исламские традиции с идеями античных мыслителей, в первую очередь Аристотеля и Платона. Арабская философская литература переводилась также на латынь, способствуя развитию европейской науки.

Опираясь на греческих предшественников, таких как Евклид и Архимед, математики Халифата первыми систематизировали изучение алгебры. Арабы познакомили европейцев с индийскими числами, системой десятичных дробей.

культура стран арабского халифата

В марокканском городе Фес в 859 году был основан университет. Позже подобные заведения открылись в Каире и Багдаде. В университетах изучались богословие, право и исламская история. Культура стран Халифата была открыта для внешнего влияния. Среди преподавателей и студентов были не только арабы, но также и иностранцы, в том числе не мусульмане.

Медицина

В IX веке на территории Халифата начала развиваться система медицины, основанная на научном анализе. Мыслители этого времени Ар-Рази и Ибн Сина (Авиценна) систематизировали современные им знания о лечении болезней и изложили их в книгах, которые впоследствии получили широкую известность в средневековой Европе. Благодаря арабам христианский мир заново открыл древнегреческих медиков Гиппократа и Галена.

Культура стран Халифата включала в себя основанные на предписаниях ислама традиции помощи бедным. Поэтому в крупных городах существовали бесплатные больницы, оказывавшие помощь всем обратившимся пациентам. Они финансировались религиозными фондами - вакуфами. На территории Халифата появились и первые в мире учреждения для ухода за душевнобольными.

Изобразительное искусство

Особенности культуры арабского Халифата особенно ярко проявились в декоративном творчестве. Исламские орнаменты невозможно спутать с образцами изобразительного искусства других цивилизаций. Характерными узорами украшали ковры, одежду, мебель, посуду, фасады и внутренние помещения зданий.

культура халифата

Использование орнамента связано с религиозным запретом на изображение одушевленных существ. Но он не всегда строго выполнялся. В книжных иллюстрациях изображения людей были широко распространены. А в Персии, которая также была частью Халифата, подобные фрески рисовали и на стенах зданий.

Изделия из стекла

Египет и Сирия еще в античные времена были центрами стекольного производства. На территории Халифата сохранился и совершенствовался этот вид ремесла. В эпоху раннего средневековья лучшие в мире изделия из стекла производились на Ближнем Востоке и в Персии. Высочайшая техническая культура Халифата была по достоинству оценена итальянцами. Позже венецианцы, пользуясь наработками исламских мастеров, создали свою стекольную промышленность.

история культура стран халифата

Каллиграфия

Стремлением к совершенству и красоте надписей пронизана вся культура арабского Халифата. Кратко выраженное религиозное наставление или отрывок из Корана наносили на самые разные предметы: монеты, керамические плитки, металлические решетки, стены домов и т. д. Мастера, владевшие искусством каллиграфии, имели в арабском мире более высокий статус, чем прочие художники.

Литература и поэзия

На начальном этапе культура стран Халифата характеризовалась концентрацией на религиозных сюжетах и стремлением вытеснить региональные языки арабским. Но позднее произошла либерализация многих сфер общественной жизни. Это в частности привело к возрождению персидской литературы.

особенности культуры арабского халифата

Наибольший интерес представляет поэзия того периода. Стихи встречаются почти в каждой персидской книге. Даже если это труд по философии, астрономии или математике. Например, почти половина текста книги Авиценны по медицине написана стихами. Широкое распространение получили панегирики. Развивалась также эпическая поэзия. Вершиной этого направления является поэма "Шахнамэ".

Знаменитые сказки "Тысяча и одна ночь" также имеют персидское происхождение. Но впервые они были собраны в одну книгу и записаны на арабском языке в XIII веке в Багдаде.

Архитектура

Культура стран Халифата сформировалась под влиянием как древних доисламских цивилизаций, так и соседних с арабами народов. Наиболее ярко этот синтез проявился в архитектуре. Здания в византийском и сирийском стиле характерны для раннего мусульманского зодчества. Архитекторами и оформителями многих сооружений, построенных на территории Халифата, были выходцы из христианских стран.

культура арабского халифата кратко

Великая мечеть в Дамаске была построена на месте базилики Иоанна Крестителя и почти в точности повторяла ее форму. Но вскоре появился и собственно исламский архитектурный стиль. Великая мечеть Кейруана в Тунисе стала образцом для всех последующих мусульманских религиозных сооружений. Она имеет квадратную форму и состоит из минарета, большого двора, окруженного портиками, и огромного молитвенного зала с двумя куполами.

Культура стран арабского Халифата имела ярко выраженные региональные особенности. Так, для персидской архитектуры были характерны стрельчатые и подковообразные арки, для османской - здания с множеством куполов, для магрибской - использование колонн.

Халифат имел обширные торговые и политические связи с другими странами. Поэтому его культура оказала большое влияние на многие народы и цивилизации.

Читайте также: