Апостольская проповедь среди иудеев кратко

Обновлено: 02.07.2024

Апостол Павел и обращение язычников. Жизнь апостола Павла до обращения: происхождение, образование и религиозная ревность. Миссионерское служение апостола Павла.

Св. Павел, называвшийся Савлом, по особому изволению Божию причислен был к лику двенадцати апостолов (Деян. 9,6, 15; 22, 21). Он был родом из Тарса, главного города Киликии, и происходил из еврейского семейства, которое пользовалось правом римского гражданства. В отечественном городе он получил греческое образование, затем еще в молодых летах отправлен был в Иерусалим для изучения иудейского богословия, т.к. родители предназначали его в раввины. Учителем его в Иерусалиме был знаменитый ГАМАЛИИЛ. После своего чудесного обращения в 37 г. на дороге в Дамаск и крещения, он из Дамаска (спасшись от преследования иудеев) удалился в Аравию, где около трех лет проповедывал, вероятно, иудеям рассеяния, после чего опять возвратился в Дамаск.

В 40 г. он прибыл в Иерусалим. Здесь верующие уклонились от него, помня, что он гнал Церковь. Ап. Варнава, друг Савла, представил его как ревностного поборника христианства. Во время молитвы в храме Павел получил призвание к проповеди среди язычников. Когда в Иерусалиме Павел вошел в состязание с иудеями-эллинистами и последние покушались убить его, он отправлен был братьями в отечественный город Тарс. Вызванный оттуда Варнавой, Савл около года помогал Варнаве устраивать Церковь в Антиохии, откуда оба они возвратились с пособием для верующих опять в Иерусалим. Прибыв затем в Антиохию, они по внушению Духа Св. отправились для проповеди.

С этого времени начинаются великие миссионерские путешествия ап. Павла для проповеди язычникам.

Во время первого великого путешествия, начавшегося в 45 г., ап. Павел основал первую церковь на о. Кипре и в малоазийских городах: Антиохии Писидийской, Иконии, Листре и Дервии. На о. Кипре между прочими был обращен в христианство римский проконсул Сергий Павел. В Листре Павел исцелил хромого от рождения. После этого чуда язычники приняли апостолов за богов — Павла за Меркурия, а Варнаву за Юпитера, и хотели принести им жертвы. Но апостолы удержали их и вразумили, обратив к истинному Богу. Между тем, пришедшие из Антиохии иудеи вооружили народ против апостолов, так что св. Павел побит был камнями. Затем ап. Павел отправился в Дервию. Здесь он обратил к вере одного юношу, Тимофея, который был потом ревностным сотрудником св. Павла. После этого ап. Павел возвратился в Антиохию Сирийскую. (Прочитать Деян. 13 и 14 гл.).

После апостольского собора, около 52 года, Ап. Павел предпринял второе благовестническое путешествие. В это время спутниками его были: СИЛА, ЛУКА и ТИМОФЕЙ; Варнава же с Иоанном — Марком отправился на о. Кипр. Ап. Павел, посетив церкви, основанные им в Малой Азии (Дервии, Листре, Иконии), в первый раз вступил в Европу.

Начал он проповедывать в Европе с Македонии, основав церкви в Филиппах, Солуни, Верии. Затем он побывал в знаменитых городах Греции: Афинах и Коринфе.

В Коринфе св. Павел трудился полтора года, устраивая Церковь, а затем возвратился в Сирию (прочитать по кн. Даяний о заключении апостола в Филиппах и о проповеди в Афинском ареопаге 16-17 гл.).

В 54 или 55 г. апостол, побыв немного в Антиохии, предпринял третье великое путешествие. Посетив основанные им церкви в М. Азии, он остановился в Ефесе, который был центром его деятельности во время третьего путешествия. Здесь он пробыл целых два года.

В Иерусалиме иудеи рассеяния возмутили народ против Павла за то, что апостол проповедовал несоблюдение закона Моисеева.

Павел был взят под стражу и отправлен в Кесарию Палестинскую на суд к римскому прокуратору — Феликсу. Здесь Апостол пробыл в узах два года. Преемник Феликса — Фест готов был отдать уже Павла иудеям, но Павел потребовал по праву римского гражданства суда кесаря. После долгого плавания апостола доставили в Рим (в 61 г.). Пробыв около двух лет под домашним арестом, апостол получил свободу. После этого великий миссионер опять отправился с проповедью на Восток или же в Испанию (Рим. 15, 24).

В 67 г. апостол снова появился в Риме, где опять был заключен в темницу, а вскоре и осужден на смерть через усечение мечом. Неутомимый проповедник около 30 лет провел в путешествиях, написал при этом 14 посланий к основанным им церквам и своим ученикам.

Апостол Павел и обращение язычников. Жизнь апостола Павла до обращения: происхождение, образование и религиозная ревность. Миссионерское служение апостола Павла.

Св. Павел, называвшийся Савлом, по особому изволению Божию причислен был к лику двенадцати апостолов (Деян. 9,6, 15; 22, 21). Он был родом из Тарса, главного города Киликии, и происходил из еврейского семейства, которое пользовалось правом римского гражданства. В отечественном городе он получил греческое образование, затем еще в молодых летах отправлен был в Иерусалим для изучения иудейского богословия, т.к. родители предназначали его в раввины. Учителем его в Иерусалиме был знаменитый ГАМАЛИИЛ. После своего чудесного обращения в 37 г. на дороге в Дамаск и крещения, он из Дамаска (спасшись от преследования иудеев) удалился в Аравию, где около трех лет проповедывал, вероятно, иудеям рассеяния, после чего опять возвратился в Дамаск.

В 40 г. он прибыл в Иерусалим. Здесь верующие уклонились от него, помня, что он гнал Церковь. Ап. Варнава, друг Савла, представил его как ревностного поборника христианства. Во время молитвы в храме Павел получил призвание к проповеди среди язычников. Когда в Иерусалиме Павел вошел в состязание с иудеями-эллинистами и последние покушались убить его, он отправлен был братьями в отечественный город Тарс. Вызванный оттуда Варнавой, Савл около года помогал Варнаве устраивать Церковь в Антиохии, откуда оба они возвратились с пособием для верующих опять в Иерусалим. Прибыв затем в Антиохию, они по внушению Духа Св. отправились для проповеди.

С этого времени начинаются великие миссионерские путешествия ап. Павла для проповеди язычникам.

Во время первого великого путешествия, начавшегося в 45 г., ап. Павел основал первую церковь на о. Кипре и в малоазийских городах: Антиохии Писидийской, Иконии, Листре и Дервии. На о. Кипре между прочими был обращен в христианство римский проконсул Сергий Павел. В Листре Павел исцелил хромого от рождения. После этого чуда язычники приняли апостолов за богов — Павла за Меркурия, а Варнаву за Юпитера, и хотели принести им жертвы. Но апостолы удержали их и вразумили, обратив к истинному Богу. Между тем, пришедшие из Антиохии иудеи вооружили народ против апостолов, так что св. Павел побит был камнями. Затем ап. Павел отправился в Дервию. Здесь он обратил к вере одного юношу, Тимофея, который был потом ревностным сотрудником св. Павла. После этого ап. Павел возвратился в Антиохию Сирийскую. (Прочитать Деян. 13 и 14 гл.).

После апостольского собора, около 52 года, Ап. Павел предпринял второе благовестническое путешествие. В это время спутниками его были: СИЛА, ЛУКА и ТИМОФЕЙ; Варнава же с Иоанном — Марком отправился на о. Кипр. Ап. Павел, посетив церкви, основанные им в Малой Азии (Дервии, Листре, Иконии), в первый раз вступил в Европу.

Начал он проповедывать в Европе с Македонии, основав церкви в Филиппах, Солуни, Верии. Затем он побывал в знаменитых городах Греции: Афинах и Коринфе.

В Коринфе св. Павел трудился полтора года, устраивая Церковь, а затем возвратился в Сирию (прочитать по кн. Даяний о заключении апостола в Филиппах и о проповеди в Афинском ареопаге 16-17 гл.).

В 54 или 55 г. апостол, побыв немного в Антиохии, предпринял третье великое путешествие. Посетив основанные им церкви в М. Азии, он остановился в Ефесе, который был центром его деятельности во время третьего путешествия. Здесь он пробыл целых два года.

В Иерусалиме иудеи рассеяния возмутили народ против Павла за то, что апостол проповедовал несоблюдение закона Моисеева.

Павел был взят под стражу и отправлен в Кесарию Палестинскую на суд к римскому прокуратору — Феликсу. Здесь Апостол пробыл в узах два года. Преемник Феликса — Фест готов был отдать уже Павла иудеям, но Павел потребовал по праву римского гражданства суда кесаря. После долгого плавания апостола доставили в Рим (в 61 г.). Пробыв около двух лет под домашним арестом, апостол получил свободу. После этого великий миссионер опять отправился с проповедью на Восток или же в Испанию (Рим. 15, 24).

В 67 г. апостол снова появился в Риме, где опять был заключен в темницу, а вскоре и осужден на смерть через усечение мечом. Неутомимый проповедник около 30 лет провел в путешествиях, написал при этом 14 посланий к основанным им церквам и своим ученикам.

Апостольская проповедь

Школа православия

До своего Вознесения Спаситель повелел ученикам оставаться в Иерусалиме до тех пор, пока они не будут одарены силой свыше. В день Пятидесятницы обетование Христа исполнилось – на 12 апостолов, собравшихся в одном из иерусалимских домов, сошел в виде огненных языков обещанный Утешитель, Дух Святой, и преобразил их духовно, сделав отважными благовестниками евангельской истины. Апостолы не только отчетливо вспомнили то, чему учил их Христос, но каждый из них без долгого процесса обучения таинственным образом получил способность говорить на иностранных языках. Этот дар был необходим для проповеди христианства чужеземцам в отдаленных уголках мира, куда вскоре и направились ученики Христа. Благовестники обращались как к иудеям, так и к язычникам. Практически все они закончили свою жизнь мученически, приняв смерть за Мессию, но евангельская весть о спасении находила отклик в сердцах людей по всему миру – к Православной Церкви присоединялись новые члены. Именно День Святой Пятидесятницы воспринимается в православной традиции как День рождения Церкви Христовой.

В преддверии 13 июля – Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов – вспомним о каждом из них и обратимся к преданиям об их миссионер-
ских походах.

Апостол Петр

Апостол проповедовал в Иерусалиме. Первая часть книги Деяний рассказывает о его деятельности. Он обратил в христианство много иудеев. Апостол Петр чудесным образом избежал казни во время гонения на христиан Ирода Агриппы I, внука Ирода Великого. Известно о присутствии Петра на Апостольском соборе в Иерусалиме.

Церковные предания говорят о том, что благовеститель проповедовал на Средиземноморском побережье, в Антиохии, Малой Азии, Египте вместе с апостолом Марком, от которого берет свое начало иерархия Александрийской Церкви, в Коринфе (Греция), Риме, Испании, Карфагене (Северная Африка) и Британии. К концу жизни апостол Петр снова прибыл в Рим, где был распят на кресте вниз головой.

В новозаветный канон входят два соборных послания апостола Петра, которые обращены к христианам Малой Азии. В посланиях он предостерегает христиан от лжеучителей и нравственной распущенности.

Апостол Андрей Первозванный

После Сошествия Святого Духа на апостолов Андрей проповедовал в Малой Азии, в провинции Вифиния, где посещал города Амис, Синоп, Трапезунд, Ираклия, Амастрида, Халкидон и небольшое селение Византий, которое в IV веке станет столицей Византийской империи – знаменитым Константинополем. Здесь он основывал христианские общины. Андрей Первозванный проповедовал в римских провинциях Фракия и Македония. Предание говорит, что апостол путешествовал в земли Скифии: прошел побережье Черного моря, Крым, Причерноморье и по Днепру поднялся до места, где стоит теперь город Киев. Здесь он водрузил крест на Киевских горах. Поднявшись выше по Днепру, благовеститель проповедовал среди славян в районе Новгорода. Имя святого Андрея Первозванного, таким образом, связывает Константинопольскую и Русскую Церковь.

Примерно в 62 году он принял мученическую смерть на кресте X-образной формы в городе Патры, который находился в провинции Ахайя (Греция).

Апостол Иаков Зеведеев

По преданию, апостол Иаков Зеведеев путешествовал в Испанию. Он считается покровителем этой страны. Затем вернулся в Иерусалим, где из-за смелой христианской проповеди вошел в конфликт с иудейскими книжниками и фарисеями, не признававшими Иисуса Мессией. Враги апостола убедили правителя Иудеи Ирода Агриппу I осудить Иакова на смерть. В 44 году апостол был обезглавлен в Иерусалиме за свою проповедь. Он стал первым мучеником из числа апостолов.

Апостол и евангелист Иоанн Богослов

Был самым молодым из двенадцати апостолов. Получил прозвание за написанное им Евангелие, которое содержит длинные, преимущественно богословские беседы Спасителя, раскрывающие истины домостроительства Божия. Также апостол написал три соборных послания и книгу Откровения, посвященную последним судьбам мира и Церкви, возвещающую окончательную победу Христа над силами зла, преображение тварного космоса и открытие Царства Небесного. В христианстве традиционным символом святого Иоанна является орел – знак чистоты и высоты богословской мысли.

По просьбе Спасителя, произнесенной с Креста, благовеститель, как любящий сын, заботился о Пресвятой Богородице до Ее Успения. В этот период он не отлучался из Иерусалима. После Успения Богоматери апостол отправился на проповедь Евангелия в Ефес, который стал центром его пребывания, и другие города Малой Азии. Апостола сопровождал его ученик Прохор. Путники поплыли по морю, но судно потерпело кораблекрушение, и хотя всех пассажиров выбросило на сушу, святой пропал. Прохор пошел в Ефес один, но на четырнадцатый день пути на глазах у Прохора волны вынесли Иоанна Богослова на берег живым.

Предание доносит до нас рассказ о том, как при императоре Нероне апостола вызвали на суд в Рим. За исповедание Иисуса Христа он был приговорен к смерти – евангелист должен был выпись чашу с ядом – но отрава не причинила Иоанну вреда. Благовестителя сослали на остров Патмос, расположенный на юго-востоке Эгейского моря. Другая линия предания относит ссылку апостола ко времени правления римского императора Домициана, при котором также было преследование христиан. На Патмосе святой Иоанн получил откровение от Иисуса Христа о конце земной истории. Жития рисуют проповедь апостола как триумфальное шествие, перед которым падали идолы и служители демонов, безуспешно пытавшиеся своими кознями погубить Иоанна Богослова. После ссылки он вернулся в Ефес. Апостол Иоанн прожил на земле более ста лет. Когда пришло время, он попросил учеников выкопать крестообразную могилу за пределами Ефеса, лег в нее и сказал, чтобы его закопали. Другие последователи апостола поспешили к месту погребения, раскопали могилу, но тела не нашли. Тайна смерти иевангелиста Иоанна Богослова так и остается ей.

Апостол Филипп

Кроме того, что Филипп был уроженцем Вифсаиды, города на берегу Галилейского озера, мы ничего не знаем о его жизни до призвания к апостольскому служению. Одно из преданий сообщает, что апостол был женат и имел трех дочерей.

После Пятидесятницы Филипп благовествовал в Галилее. Здесь он воскресил младенца, умершего на руках матери. Затем отправился в Грецию, где проповедовал среди местных иудеев. Группа иерусалимских иудеев, которые прибыли, чтобы обвинить перед соплеменниками апостола во лжи, ослепла, но к ним вернулось зрение по молитве святого Филиппа. Это чудо способствовало распространению христианства. Далее апостол отправился в Парфы, а затем в Азот и Иераполь Сирийский. Поставив епископа в Иераполь, благовеститель прошел Сирию, Малую Азию, Лидию и Мисию. Апостол перенес множество скорбей: побои, презрение, аресты. Предание доносит, что в путешествии Филиппа сопровождала его сестра Мариамна.

Конечным пунктом апостольской проповеди стал фригийский город Иераполь. Здесь у Филиппа произошел конфликт со служителями языческого храма, в котором почитались змеи. Апостол показал превосходство евангельской веры над верованиями змеепоклонников. Так, жена правителя города, укушенная змеей, была исцелена учеником Спасителя, и стала христианкой. Проповедник был схвачен и распят вместе с пришедшим в город апостолом Варфоломеем. В это время произошло сильное землетрясение, в котором народ увидел знак свыше и потребовал освободить апостолов. Варфоломея успели снять с креста живым, а апостол Филипп умер. Это произошло примерно в 87 году. Варфоломей был освобожден и поставил христианского епископа для Иераполя. Они с Мариамной погребли тело апостола Филиппа и отправились в Армению. После смерти благовестителя его сестра проповедовала до своей кончины в Ликаонии (Малая Азия).

Апостол Варфоломей

Был родом из Каны Галилейской. Евангелист Иоанн упоминает Варфоломея под именем Нафанаила и сообщает обстоятельства его обращения ко Христу. Сам Спаситель засвидетельствовал о Варфоломее, что он истинный израильтянин, в котором нет лукавства. В Евангелии от Иоанна рассказывается о том, как Воскресший Господь явился Варфоломею, когда он вместе с сыновьями Зеведеевыми и другими ловили рыбу на Тивериадском озере.

После Сошествия Святого Духа на апостолов Варфоломей проповедовал Христа вместе с апостолом Филиппом на территории Малой Азии во Фригии и Ликаонии, а затем в Месопотамии, Персии, Индии и Великой Армении, где он мученически погиб. По одним рассказам, благовеститель был распят на кресте, по другим – с него живого сняли кожу.

Апостол и евангелист Матфей

Был сыном Алфея и носил еще одно имя – Левий. Он является автором первого Евангелия. Господь призвал его к апостольскому служению, когда тот исполнял обязанности мытаря – собирал пошлины с соплеменников иудеев для римской власти, за что и презирался соотечественниками. Матфей оставил все и последовал за Христом.

После Сошествия Святого Духа на апостолов евангелист долгое время находился в Палестине, проповедуя иудеям. Затем отправился в миссионерское путешествие к другим народам. По одним свидетельствам, он проповедовал в Эфиопии и Парфии, по другим, в Персии и Мидии (территория на западе Ирана). Апостол Матфей написал на арамейском языке Евангелие, которое адресовал уверовавшим во Христа иудеям. В новозаветном каноне Святое Благовествование от Матфея стоит на первом месте.

Свидетельства церковных историков о кончине евангелиста разнятся. Одни утверждают, что он был сожжен заживо в Эфиопии; другие – что благовеститель мирно окончил свою жизнь.

Апостол Фома

Родился в Галилее и был рыбаком. Услышав благовестие
Иисуса Христа, он последовал за Спасителем и вошел в число
12-ти апостолов.

Священное Писание изображает решительный характер апостола Фомы, когда он высказывает намерение следовать за Христом и умереть вместе с Ним. Но также Фома просит доказательств Воскресения Христова, не веря на слово рассказам тех, кто уже видел Господа. И Спаситель является апостолу, показывая раны от гвоздей и удара копьем.

По церковному преданию, святой проповедовал Евангелие Христово в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. Свой миссионерский подвиг апостол завершил мученической смертью. За то, что он обратил ко Христу сына и супругу правителя индийского города Мелиапора (Мелипура), Фому заключили в темницу: его пытали и убили, прон-
зив пятью копьями.

Апостол Иаков Алфеев

Был братом евангелиста Матфея. После Сошествия Святого Духа апостол совершал миссионерские путешествия вместе с Андреем Первозванным. Иаков проповедовал в палестинских городах Газе, Тире и Елевферополе. Святой мученически завершил свои апостольские подвиги крестной смертью в египетском городе Острацине (приморский город на границе с Палестиной).

Апостол Симон Зилот (Кананит)

Предания о миссионерской деятельности апостола Симона Кананита после иерусалимской Пятидесятницы разнятся. По одной версии, он просветил учением Христовым Африку, проповедуя в Египте, Киринее, Ливии, Нумидии и Мавритании. По другой – трудился на Британских островах, а также в Вавилонии и Персии, где мученически скончался в городе Суанире. Еще одно предание говорит, что апостол принял смерть в Абхазии, где его распяли на кресте. В XIX веке на месте подвигов апостола был сооружен Новоафонский монастырь Симона Кананита.

Апостол Иуда Иаковлев

Был сыном праведного Иосифа Обручника от первой жены. Как и другие его братья, он сначала не видел в Иисусе Мессию, но затем поверил, и был избран в число 12-ти апостолов. Иуда имел и другое имя – Фаддей.

По преданию, после Сошествия Святого Духа проповедовал христианство в Палестине (Иудее, Галилее, Самарии, Идумее), а затем в Аравии, Сирии, Месопотамии и, наконец, в Персии и Армении. Примерно в 80 году он принял мученическую смерть в городе Арате в Армении. Апостола повесили на дереве, а затем пронзили стрелами.

В новозаветном каноне находится Соборное послание апостола Иуды. Церковные толкователи приписывают его авторство Иуде Иаковлеву. Апостол призывает христиан беречься от нравственной нечистоты и удаляться от лжеучителей, которые, представляясь братьями по вере, ведут порочный образ жизни и совращают верных в свою философию.

Апостол Матфий

Был избран по жребию после Вознесения Господня в число 12-ти апостолов на место отпавшего Иуды Искариота. Он родился в Вифлееме, с ранних лет изучал Священное Писание под руководством праведного Симеона Богоприимца. Когда Матфий поверил, что Иисус из Назарета – обещанный Мессия, он вошел в число 70-ти учеников Спасителя.

После Святой Пятидесятницы благовествовал в Иерусалиме и Иудее. Из Иерусалима апостол путешествовал в Антиохию Сирийскую, посетил город Тиану в Каппадокии. В Синопе, городе на побережье Черного моря, Матфия заключили в темницу. Он проповедовал в городах Амасии, Едес-
се и Севастии, а также на территории Македонии и современной Западной Грузии. Из преданий известно, что однажды язычники заставили его выпить яд, но он остался живым.

Когда апостол Матфий вернулся в Иудею и стал проповедовать Христа, его по приказу иудейского первосвященника привели на суд синедриона. Благовеститель защищал христианскую веру, ссылаясь на ветхозаветные пророческие писания. За исповедание Иисуса из Назарета Мессией и Истинным Богом суд приговорил Матфия к побиению камнями. После смерти ему отсекли голову. Так убийцы пытались скрыть религиозные мотивы своего преступления, выдав апостола за политического преступника – противника Кесаря. Мученическую смерть святой принял примерно в 63 году. Существуют версии, что апостол был распят на кресте, а также, что смерть он принял в Колхиде (территория Западной Грузии).


После сошествия Святого Духа апостольская община обосновалась в Иерусалиме. Апостолы ежедневно проповедовали в Иерусалимском храме и на улицах города. Они рассказывали, что Иисус, Которого приказал распять Понтий Пилат по настоянию иудеев, воскрес и после Своего воскресения являлся им. Апостолы толковали ветхозаветные пророчества, свидетельствующие, что Помазаннику Божиему — Христу надлежит умереть и воскреснуть, и объясняли, что все эти пророчества сбылись на Иисусе. Кроме имени Господа Иисуса Христа нет другого имени под небом, которым надлежало бы нам спастись, — учили они. В скором времени число крестившихся в Иерусалиме насчитывало несколько тысяч человек. Кроме благовестия на улицах и в храме, апостолы учили новообращенных. Члены молодой христианской общины продолжали ходить в Иерусалимский храм, но они также собирались и по домам, совершая там преломление хлеба — Божественную литургию, которую Иисус Христос заповедал совершать в Свое воспоминание. Через апостолов Господь совершал тогда немало чудес. Люди сходились в Иерусалим из окрестных городов, неся больных и одержимых нечистыми духами. Когда апостолы проходили по улицам города, больных выносили и клали у дороги, чтобы хоть тень Петра пала на них, и больные получали исцеление.

Преследование апостолов иудейскими начальниками

Ангел освобождает апостола Петра из темницы

Ангел освобождает апостола Петра из темницы

Успех проповеди апостолов и их чудеса вызвали зависть и негодование у первосвященников и иудейских начальников. Особенно непримиримо выступали против апостолов саддукеи, которые тогда занимали высокие должности в храмовой иерархии и в синедрионе. Они не верили в возможность воскресения и были совершенно не способны принять свидетельство апостолов о том, что Иисус Христос воскрес.

Апостолов несколько раз арестовывали и запрещали им проповедовать об Иисусе Христе, но апостолы отказывались этому подчиниться: Должно повиноваться больше Богу, нежели людям, — говорили они. Один раз из тюрьмы апостолов чудесным образом вывел Ангел Божий, другой раз за апостолов вступился известный иудейский раввин и фарисей Гамалиил, и их отпустили. Когда синедрион приговорил учеников Христовых к тяжелым побоям, они радовались, что удостоились пострадать за имя Господа Иисуса Христа.

Об обобществлении имущества и избрании семи диаконов


В иерусалимской общине поначалу царило полное единомыслие и единодушие. Приходя в Церковь Христову, люди продавали свои имения и приносили вырученное к ногам апостолов. Никто не считал, что его имущество принадлежит лично ему, но все у них было общее. Апостолы распределяли это общее имущество и каждому выдавали ежедневно все необходимое в зависимости от его нужды.

Однако, когда христианская община значительно выросла, стали возникать и первые конфликты в Церкви. В иерусалимскую христианскую общину входили разные люди — как жители Иерусалима, так и эллинисты, то есть иудеи, проживавшие ранее в других странах. Эти эллинисты стали роптать, что их вдовами пренебрегают, когда раздают ежедневное пропитание. Тогда апостолы решили возложить обязанность печься о нуждах общины на специально избранных на это служение людей, а самим всецело посвятить себя проповеди и молитве. Семерых, которых апостолы выбрали на это служение, в Церкви называют диаконами, что по-гречески значит служитель. Эти люди пользовались в Церкви доверием и были исполнены благодати Святого Духа.

Смерть первомученика Стефана. Начало гонений на Иерусалимскую Церковь

(см.: Деян 6, 7–8, 25)


Один из диаконов, по имени Стефан, совершал в народе великие чудеса и знамения. Это вызвало зависть у старейшин и учителей закона. Они попытались спорить со Стефаном, но не смогли ничего противопоставить его мудрости и силе духа. Тогда, обвинив Стефана в том, что он якобы говорит кощунства против Иерусалимского храма и закона Моисеева, отдали его на суд синедриона. Но и на суде Стефан своей речью посрамил обвинителей. Сам Господь укрепил его: когда Стефан поднял глаза к небу, он увидел Иисуса Христа во славе.

В ярости иудеи прервали суд, вывели Стефана за пределы города и там забили до смерти камнями. Перед смертью Стефан молился о своих убийцах, как некогда Сам Господь. И как Господь на Кресте предал дух Своему Небесному Отцу, так и Стефан молился Христу: Господи Иисусе! Приими дух мой. Первый христианин, пострадавший за Христа, мученичеством подражал своему Учителю и Господу.

После этого началось большое гонение на всю Иерусалимскую Церковь. Множество христиан были вынуждены покинуть Иерусалим. Они рассеялись по Иудее, Самарии и прочим соседним областям.

Переселившись в другие города и селения, повсюду они несли благовестие о Христе. Таким образом, несчастье, постигшее Церковь, послужило лишь к ее усилению и росту. Так, другой диакон, по имени Филипп, пошел в Самарию и, проповедуя и совершая чудеса, обратил ко Христу и крестил множество народа.

Обращение Савла


Его обращение произошло так. Узнав, что христианская община появилась и в Дамаске, Савл заручился письмом от первосвященника к синагогам Дамаска. В Дамаске Савл собирался искать иудеев, поверивших в Христа, мужчин и женщин, и, арестовав, вести их на суд в Иерусалим. Внезапно, когда он приближался со своими спутниками к Дамаску, его осиял свет с неба. Он упал на землю и услышал голос : Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Савл спросил: кто Ты, Господи? и получил ответ: Я Иисус, Которого ты преследуешь. Пораженный Савл спросил: Господи! что повелишь мне делать? Господь повелел Савлу продолжить путь и обещал, что там ему скажут, что делать дальше. Савл поднялся с земли, но когда открыл глаза, понял, что ослеп. Спутники Савла помогли ему продолжить путь в Дамаск.

В Дамаске Савла нашел ученик Христов по имени Анания. Сам Господь Иисус Христос, явившись Анании, сказал, где найти Савла, и повелел исцелить его. Брат Савл, Господь Иисус, Который явился тебе на твоем пути сюда, послал меня к тебе, чтобы ты прозрел и исполнился Святым Духом, — приветствовал Анания бывшего гонителя христиан. Телесная слепота — знак духовного ослепления неумеренного ревнителя иудейства — тут же спала, и Савл принял святое крещение.

Побег из Дамаска

Побег из Дамаска

Несколько дней провел Савл в Дамаске, проповедуя, что Иисус — Сын Божий. Местные иудеи, услышав это, решили убить его. Заручившись поддержкой правителя Дамаска, они хотели подстеречь Савла у ворот города, но христиане спустили будущего апостола Христова по стене в корзине и спасли его от преследователей.

Крещение сотника Корнилия. Приход в Церковь первых язычников

(см.: Деян, гл. 10–11)

Важным событием в жизни Церкви стало крещение римского офицера — сотника Корнилия со всеми его домашними. До этого к Церкви Христовой присоединялись преимущественно иудеи. Они верили, что в Иисусе исполняются древние пророчества, данные Богом их предкам. Но пришло время Церкви явить свет к просвещению язычников (Лк 2, 32).

Сотник Корнилий жил в Кесарии. Он был благочестивым человеком и верил в Единого Бога. Его положение римского воина не позволяло ему принять веру иудеев и соблюдать закон Моисеев, но он часто искренне молился Богу и творил милостыню. Однажды ему явился Ангел Божий и повелел найти Симона Петра. Он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой, — сказал Ангел. Корнилий тут же отправил слуг в город Иоппию, где, как указал ему Ангел, в доме Симона Кожевника находился апостол Петр. В полдень следующего дня, когда посланные уже подходили к городу, апостол Петр молился на крыше дома. Он проголодался, но пока готовили пищу, Петру было видение: с небес опустилось большое полотно, привязанное за четыре угла. В нем находились разные животные, пресмыкающиеся и птицы. И был к нему голос: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр, видя, что всех этих зверей запрещает есть закон Моисеев, сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда голос сказал ему вновь: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Так было три раза, и потом полотно было поднято на небо.

Апостол Петр задумался об этом видении. Закон Моисеев делил животных на чистых и нечистых и запрещал употреблять в пищу нечистых животных. Это установление напоминало об отделенности избранного Богом народа от всех прочих. Даже входить в дом к язычнику иудею было запрещено. Бог сохранял народ израильский от развращающего влияния язычества, потому что из этого народа, из потомков Авраама, должен был произойти Спаситель мира — Христос. Но теперь, когда Христос явился и пролил на Кресте кровь за всех, Бог призывает в Свой народ всех людей, а не только потомков Авраама. Для крещения первых неиудеев, ищущих спасения, и был избран апостол Петр. Когда посланные от Корнилия разыскали Петра, Святой Дух прямо указал ему идти с ними и не сомневаться.

Крещение сотника Корнилия. XII век, церковь Св. Варфоломея, Льеж, Бельгия

Крещение сотника Корнилия. XII век, церковь Св. Варфоломея, Льеж, Бельгия

Петр отправился в путь, и на следующий день он и несколько его спутников-христиан вместе со слугами Корнилия прибыли в Кесарию. Корнилий созвал родственников и близких друзей и ожидал их в своем доме. Петр обратился к собравшимся с проповедью. Он рассказывал об Иисусе Христе, о Его жизни и чудесах, о Его распятии и воскресении, о том, что Он придет вновь судить живых и мертвых и что всякий верующий в Него получит прощение грехов. Внезапно во время апостольской проповеди на всех слушавших его сошел Святой Дух. Повторилось то, что случилось с апостолами в день Пятидесятницы — уверовавшие во Христа по проповеди апостола Петра получили дар говорить на различных языках и славить Бога. Апостол Петр велел им принять крещение и пробыть у него еще несколько дней.

Не все христиане в Иерусалиме смогли сразу принять, что к Церкви Христовой присоединились неиудеи, но апостол Петр рассказал им о том, что Бог повелел благовествовать язычникам и о чуде, свидетелем которого он стал. И некоторые из христиан, которые были вынуждены покинуть Иерусалим после убийства Стефана, обратили свою проповедь к язычникам. Многие встречали эту проповедь с радостью и вниманием и обращались ко Христу. Вскоре в городе Антиохии образовалась целая община христиан, в которую входило множество уверовавших во Христа язычников. В то время Антиохия Великая была центром всего Востока и третьим по величине городом в Римской империи (после Рима и Александрии). Узнав о Церкви в Антиохии, апостолы и иерусалимские христиане послали туда для наставления и укрепления мудрого и доброго человека по имени Варнава, а он позвал с собой Савла.

Миссионерское путешествие Павла и Варнавы

(см.: Деян, гл. 13, 14)


Здесь, в Антиохии Великой, Савл, он же Павел, и получил от Святого Духа повеление начать апостольскую проповедь. Во время богослужения Дух Святой открыл Церкви, что Бог избрал Варнаву и Павла на особое служение. Получив благословение антиохийской общины, помолившись и наложив на себя пост, апостолы Христовы отправились в путь. Варнава был родом с острова Кипр, именно туда они сперва и направились. На Кипре они своей проповедью и чудесами обратили ко Христу самого правителя острова. После этого они продолжили свой путь, проповедуя в Малой Азии (территория современной Турции), в областях Пергия, Писидия и Ликаония. Во всех городах апостолы основывали общины христиан. Возвращаясь в Антиохию, они еще раз посетили основанные ими церкви и в каждой поставили пресвитеров, которые должны были руководить жизнью церковной общины, а главное, предстоять во время молитвы и совершения богослужения.

Апостольский Собор


Несмотря на то что многие язычники благодаря проповеди апостолов стали веровать во Христа и крестились, не все христиане из иудеев принимали это спокойно. Обращенные ко Христу фарисеи считали, что всем христианам необходимо исполнять закон Моисеев и принимать обрезание. Обрезания и исполнения закона они требовали и от приходивших в Церковь язычников. Чтобы решить этот вопрос, в Иерусалиме собрались апостолы, пресвитеры и простые христиане.

В этом Соборе участвовали также апостол Петр и Варнава с Павлом. После того как они рассказали, какими чудесами и знамениями сопровождалась их проповедь язычникам, слово взял апостол Иаков, прозванный братом Божиим. Он был сродником по плоти Самого Господа Иисуса Христа и предстоятелем Иерусалимской Церкви. Апостол Иаков напомнил собравшимся древние пророчества о вхождении в Церковь язычников и предложил освободить тех из них, кто приходил в Церковь, от исполнения ритуальных требований закона Моисеева.

Апостольские труды Павла


Вскоре после Собора апостол Павел вновь отправился в путешествие для проповеди благой вести. Сперва он хотел посетить христиан в тех городах, где ранее уже проповедовал с Варнавой и где основал церковные общины. Но Дух Святой, руководивший им, направил путь апостола и в другие страны. В новых странствиях апостола Павла сопровождали Силуан и Тимофей, ставший его учеником и постоянным спутником, а также евангелист Лука, описавший эти путешествия в книге Деяний. Всего Лука описал три апостольских путешествия Павла.

Посетив основанные им церкви в Малой Азии, апостол Павел вместе со спутниками, повинуясь видению, отправился в Грецию. Он посетил многие города в Македонии и Элладе. Обычно апостол Павел, придя в какой-нибудь город, начинал свою проповедь с еврейской синагоги, но при этом большое внимание уделял благовестию язычникам. Многие люди, как язычники, так и иудеи, жаждали услышать от апостола Павла слово о Спасителе. Однако некоторых иудеев раздражала проповедь апостола, а в первую очередь то, что он свободно проповедовал всем, не делая различия между иудеями и язычниками. Они всячески препятствовали проповеди апостола и настраивали против него язычников. Порой сами язычники преследовали апостола, обвиняя его в том, что он проповедует обычаи, неподобающие римлянам, или учит не почитать языческих богов.

Вот как описывает все эти притеснения сам апостол Павел:

Я. был. в темницах и многократно при смерти... Пять раз иудеи давали мне по сорок ударов без одного. Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение и однажды провел всю ночь и весь день в открытом море. Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от соотечественников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между ложными братьями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах (2 Кор 11, 23–28).

Апостол Павел старался не просто обратить как можно больше людей, но научить и наставить обращенных. Поэтому он старался в каждом городе, где проповедовал, пробыть как можно дольше и покидал его, как правило, только по принуждению. Во время своего второго путешествия он полтора года прожил в Коринфе, где сблизился с супругами Акилой и Прискилой, а во время третьего путешествия три года жил в Эфесе, уча всех, кто специально стекался послушать его со всей Асийской области.

Миссионерские путешествия апостола Павла

Миссионерские путешествия апостола Павла

Этим заканчивается повествование книги Деяний святых апостолов. Из Предания мы знаем, что апостол Павел принял мученическую смерть в Риме. Однако есть основания полагать, что мученическая кончина Павла последовала позднее. В этот раз судом императора апостол Павел был оправдан и, освободившись, некоторое время вновь путешествовал, проповедуя Евангелие.

И путешествуя, и находясь в заточении, апостол Павел старался поддерживать общение с основанными им церковными общинами и другими христианами. В Новый Завет вошло четырнадцать его посланий Церквам и отдельным лицам.

Иаков, брат Божий, и его мученическая кончина


После убийства первомученика Стефана гонения на Церковь Христову в Иерусалиме не прекратились. Так, по приказу иудейского царя Ирода Агрипы I, внука печально известного Ирода I, был усекнут мечом апостол Иаков Зеведеев, брат Иоанна Богослова (см.: Деян 12, 1–2). Временами преследования ослабевали, но потом возобновлялись с новой силой.

Апостол Иаков, брат Божий, возглавлявший тогда Иерусалимскую Церковь, пользовался большим уважением не только христиан, но и иудеев. Он славился своей благочестивой жизнью и получил прозвание Праведный. Часто он подолгу молился на коленях в Иерусалимском храме, чтобы Бог простил его народ. В 62 году первосвященником иудейским стал Анан II. Он добился того, что синедрион обвинил Иакова в богохульстве и нарушении закона и приговорил к смерти. Апостола Иакова сбросили с крыши храма и на земле добили камнями. Убийство апостола Иакова возмутило даже многих иудеев. Когда в 70 году после поднятого иудеями восстания Иерусалим и храм были разрушены до основания [1] , некоторые полагали, что это — наказание за убийство Иакова Праведного.

Гонения Нерона. Мученическая смерть апостолов Петра и Павла


19 июля 64 года в Риме начался страшный пожар. Пламя бушевало пять дней и уничтожило множество жилых кварталов. Поползли слухи, что сам император Нерон из жестокой прихоти велел поджечь город. Нерон, чтобы пресечь эту молву, в постигшем бедствии обвинил христиан. Возбуждая в народе ненависть к ним, про них распространяли самую страшную клевету. Так начались продолжительные государственные гонения на христиан.

Казни христиан сопровождались пытками. Некоторых осужденных одевали в звериные шкуры и отдавали на растерзание псам; других, привязав к столбу, обливали смолой и поджигали с наступлением темноты для ночного освещения; многих затравили зверями на арене цирков. Жестокости совершаемой расправы удивлялся даже языческий историк Тацит, современник этих событий.

В это время приняли мученическую кончину святые первоверховные апостолы Петр и Павел. Павел, как римский гражданин, был усечен мечом недалеко от Рима, а Петр был распят на кресте вниз головой.

Лекция №2 в 2019/20 учебном году по предмету Новый Завет (Апостол) на 2-м курсе богословских курсов Свято-Екатерининского кафедрального собора. Читает иерей Михаил Еремин.

Краткий конспект лекции

Книга Деяний это книга в книге. В ней насчитывается до 23 речей в двадцати восьми главах. Среди этих всех речей несколько особо важных:
- проповедь апостола Петра после сошествия Святого Духа , произнесенная в Иерусалимском Храме (глава 2) ;
- проповедь апостола Павла в синагоге в городе Антиохии Писидейской (глава 13) ;
- огромная речь Стефана (глава 7) , произнесенная им перед самим побиением;
- речь апостола Иакова на Апостольском Соборе ;
- проповедь апостола Павла в Афинах адресовалась язычникам. Если проповедь в Антиохии Писидейской адресовалась иудеям в синагоге, в которой были использованы характерные принципы и приемы, способствовавшие донесению истинности христианской веры именно для иудеев, то в Афинах Павел использует другие приемы, источники и цитаты, чтобы донести христианскую истинность для язычников, которые были не знакомы с Ветхим Заветом, зато хорошо были знакомы с трудами других своих языческих писателей.
- речь апостола Павла , посвященная непосредственно христианам или Ефейским крестителям - прощальная речь.

Книгу можно разделить:
- на речь с целью утешить своих или просто адресованную им;
- на проповедь, адресованную людям, готовым принять христианскую веру или готовым узнать о ней больше.
Различаются цель, адресаты, обстановка, ситуации произнесения.

Речь - это риторическая форма,предполагающая приведения автора в пользу защиты своей точки зрения и разных аргументов, отличающихся политической и апологитической направленностью.

Проповедь - это риторическая форма, предполагающая использование различных риторических приемов, направленная на разъяснение вероучительных христианских истин.

Книгу Деяний можно разделить на 6 периодов:
1. Благовестие среди иудеев в Иерусалиме. Период проповедей апостолов Петра и Павла. Заканчивается период смертью Стефана.
2. Проповедь среди самарян. Доходит до Антиохии. Особенно выделяется там Савл, еще как гонитель. И проповедь диакона Филиппа. Заканчивается обращением Савла.
3. В городе Антиохии Сирийской и Кесарии - место римской резиденции. Заканчивается посещением Павла Иерусалима во время всемирного голода.
4. Первое и второе миссионерское путешествие апостола Павла . Проповедь первого сосредоточено в Малой Азии. Второе начинается с Малой Азии, проповедь идет в Европу, преимущественно в Грецию;
5. Миссионерское путешествие апостола Павла в Греции: в книге в этот период входит окончание 2-го и начало 3-го миссионерского путешествия.
6. События, которые привели апостола Павла в Рим. После возвращения из третьего миссионерского путешествия Павел был арестован иудеями по ложному обвинению и отправлен в Рим. На проповеди аостола Павла в Риме книга заканчивается.
Очень характерны окончания периодов. События обозначены в таблице.

1. Приготовление учеников к принятию Святого Духа (1:1–26) :

А. Уполномочивание учеников и Вознесение Иисуса (1:1–14) ;
Б. Восстановление числа Двенадцати (1:15–26) .

2. Миссия в Иерусалиме (2:1–8:4) :

3. Миссия в Иудее и Самарии (8:5–40) .

4. Начало проповеди язычникам (9:1–14:28) :

A. Призвание и начало служения Савла (9:1–31) ;
Б. Инициирование проповеди язычникам в служении Петра (9:32–11:18) ;
B. Миссия среди язычников в других местах (11:19–12:25) ;
Г. I миссионерское путешествие Павла по Малой Азии (13:1–14:28) .

5. Разногласия в Антиохии, апостольский собор в Иерусалиме (15:1–35) .

A. II миссионерское путешествие ап. Павла: из Антиохии через Малую Азию в Грецию, возвращение в Антиохию (15:36–18:22) ;
Б. III миссионерское путешествие ап. Павла: из Антиохии в Эфес и Грецию; возвращение в Кесарию (18:23–20:38) ;
В. Павел в Иерусалиме (21:1–22:21) .

7. Миссия Павла в узах (22:22–28:31) :

A. Арест и свидетельство Павла в Иерусалиме (22:22–23:22) ;
Б. Проповедь Павла в кесарийских узах (23:23–26:32) ;
B. Римские узы: проповедь и служение (27:1–28:31) .

В Книге Деяний и Евангелии от Луки общее то, что в Евангелии Христос говорит о себе, а в Деяниях говорится о служении апостолов. В Евангелии говорится о завершении служения Христа, а в Деяниях о начале служения апостолов. И там и там говорится о том, что апостолы будут крещены Духом Святым. В писании если повторы встречаются, значит это важная мысль, которую хотели донести. Важность и богословская идея в этом, то что в Церкви будет участвовать сам Дух Святой. Что ученики и христиане не останутся одни, а апостолы будут свидетели этому. Через них Христос обращается ко всей церкви, вся церковь свидетель этому. Апостолы - это посланники, посланные на миссию.

В Евангелии Лука отмечает, что Христос садится с ними кушать после своего воскресения. Говорится о том, что дух не может иметь ран на плоти, а Он показывает им раны на руках. В Евангелии есть доказательства тому. Если мы считаем писание духновенными, значит оно не может противоречить само себе. Если Христос показывает раны на теле, значит воскресение есть. Он воскрес в какой-то немного измененной плоти, так как видели его и не узнавали и Христос садится кушать с учениками. Это является прямым доказательством Воскресения.

Иоанн крестил водой, а Христос крестил еще и Духом Святым. Крещение Иоанново-это было лишь подготовление, омовение, но не реальное очищение от греха. Последующее Крещение, после смерти Христа, как раз и было омовением водой и схождением Духа Святого на людей. Крещение Духом Святым - это реальное очищение человека, освобождение от власти греха. После воскресения, в последний вечер, ученики и Христос заговорили о втором пришествии. Ученики не оставляли надежды и ожидали Царства Христова на земле. Христос говорит о неизвестности второго пришествия. Особенно подробно говорится об этом в послании к Филиппийцам апостола Павла: " Не наше дело испытывать времена и сроки". Почему Христос скрывает от нас время пришествия? Для того, чтобы мы бодрствовали, постоянно были в готовности к встрече с Ним. Приносили покаяние и знали как это жить с Богом. Покаяние - это довольно длительный процесс. Люди, которые всю жизнь жили без Христа не смогут жить с Богом, т.к не знают его и не знают как жить с Богом . Чтобы мы более возрастали в любви к Богу и возрастали в терпении ожидания Его и желания Его пришествия.

Писание о Вознесении Христа в Евангелии и Книге Деяний . В Евангелии Христос благословляет и отдаляется - возносится на небо. В Деяниях говорится, что его скрывает облако - один из элементов богоявления. В послании к Филиппийцам есть богословское объяснение Вознесения (1посл, 4 гл., 14 стих). Христос своим воскресением проложил путь каждому христианину одесную Бога. Событие вознесения оно имеет огромное значение в деле обожения человека. Обожение -это когда человек приобретает божественные свойства. Согласно Святым отцам человек не может познать божественную сущность, но может познать Бога в проявляемых им действиях в этом мире.
Прежде всего это благодать, которую мы получаем в таинстве Евхаристии - ощущение радости, и другие. С помощью этих действий мы можем его познавать.
Также такими действиями являются: любовь, радость, сострадание, долготерпение. Эти все качества были заложены в нашу природу. В книге Бытия говорится, что человек создан по образу и подобию Божию . Подобие заложено в каждом из нас и мы должны в нем возрастать. Более возрастая человек познает самого Бога. Бога можно познать идя по его примеру. Христос проложил нам этот путь.
Взросление и богопознание - это процесс продолжающийся и продолжающийся. Человек при этой жизни может уподобиться Бога и приобщиться, обожиться. В этом и заключается смысл Вознесения .

Списки апостолов приводятся и в Евангелии и в книге Деяний,всего их было 12 человек. После предательства Иуда покончил с собой и после вознесения Христа, когда молились в горнице 11 апостолов, мать Христа, еще его ученики и были едины духом, к ним явились ангелы. Нужно было выбрать 12 апостола на место Иуды. Они просили Бога - сердцеведца и бросили жребий. Жребий выпал на Матфия .
Апостол Матфий (ум. ок. 63) - избранный двенадцатым апостолом после смерти Иуды; не путать с апостолом Матфеем-евангелистом
Бога называют сердцеведцем, так как Он ведает все сердца, проникает к каждому и знает все тайные и сердечные дела человека.

Дух Святый исходит от Отца . Во второй главе говорится о сошествии Святого Духа в первых четырех стихах. В конце главы кратко говорится о жизни первой христианской общины. Всю полноту Святого Духа мог познать только Иисус. Святой Дух сходил на них в виде невещественных языков пламени. После этого апостолы заговорили на всех языках, что это значит? Согласно Святым отцам - это реальные языки иностранных народов. Апостолы возможно не осознавали, что говорят на иных языках, только увидев реакцию других это поняли. Дарование Святого Духа было знаком для иудеев, что мессия уже пришел и совершил, что ему надлежало. Через Духа Святого в своей проповеди апостол Павел оповещает о мессии Иисусе Христе и его делах.

конспект лекции составила слушательница курсов Шервинская Инна

Дополнительные материалы

"Руководство къ изученію Священнаго Писанія Новаго Завѣта.
Часть вторая: Апостолъ.
Содержаніе книги Дѣяній св. Апостолъ."
Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.)

Содержаніе книги Дѣяній св. Апостолъ.

Книга Дѣяній содержитъ описаніе событій отъ Вознесенія Господа Іисуса Христа до прибытія св. Ап. Павла въ Римъ и, такимъ образомъ, охватываетъ періодъ времени около 30 лѣтъ. Въ первой половинѣ ея — отъ 1 по 12 главѣ повѣствуется по преимуществу объ апостольской дѣятельности св. Ап. Петра среди іудеевъ въ самой Палестинѣ, во второй половинѣ — отъ 13 по 28 главѣ — о дѣятельности св. Ап. Павла среди язычниковъ и о распространеніи имъ ученія Христова уже за предѣлами Палестины. Такимъ образомъ, кн. Дѣяній рисуетъ намъ картину, какъ Церковь Христова, утвердившись среди іудеевъ въ Палестинѣ, согласно съ предреченіями Самого Господа, при упорномъ невѣріи главной массы іудейскаго народа, перешла потомъ въ міръ языческій и постепенно распространилась въ передней Азіи и южной Европѣ. Содержаніе кн. Дѣяній по главамъ слѣдующее:

Глава 1-ая: Первая книга писателя. Наставленія и обѣтованія Господа Апостоламъ предъ вознесеніемъ и вознесеніе Господне. Рѣчь св. Ап. Петра о необходимости избранія новаго апостола на мѣсто отпавшаго Іуды Искаріота и избраніе Матѳія.

Глава 2-ая: Сошествіе Св. Духа на Апостоловъ въ день Пятидесятницы. Рѣчь Апостола Петра и ея могущественное дѣйствіе. Характеръ жизни и религіозно-нравственнаго состоянія первой христіанской общины въ Іерусалимѣ.

Глава 3-ья: Чудесное исцѣленіе св. Ап. Петромъ хромого отъ рожденія. Рѣчь св. Ап. Петра въ связи съ этимъ къ народу съ призывомъ къ покаянію.

Глава 4-ая: Заключеніе свв. апп. Петра и Іоанна въ темницу. Допросъ Апостоловъ въ синедріонѣ, запрещеніе имъ проповѣдывать объ имени Іисусовѣ и отпускъ ихъ на свободу. Молитва Апостоловъ и ниспосланіе вѣрующимъ благодати Св. Духа. Взаимная любовь членовъ первой христіанской общины.

Глава 5-ая: Исторія Ананіи и Сапфиры, утаившихъ часть денегъ за проданное имѣніе. Чудеса, совершавшіяся свв. Апостолами. Новое гоненіе синедріона на Апостоловъ, заключеніе ихъ въ темницу, освобожденіе ихъ Ангеломъ, проповѣдь въ храмѣ и отвѣтъ передъ синедріономъ. Совѣтъ Гамаліила и отпускъ Апостоловъ на свободу, послѣ нанесеннаго имъ безчестія, которое они приняли съ радостію.

Глава 6-ая: Избраніе семи діаконовъ. Проповѣдь Архидіакона Стефана и обвиненіе его передъ синедріономъ въ хулѣ на законъ Моисеевъ.

Глава 7-ая: Защитительная рѣчь Архидіакона Стефана передъ синедріономъ и его мученическая кончина.

Глава 9-ая: Обращеніе Савла ко Христу на пути въ Дамаскъ. Крещеніе его Ананіей, Проповѣдь Савла въ Дамаскѣ Бѣгство его отъ іудеевъ, замышлявшихъ убить его. Пребываніе новообращеннаго Савла въ Іерусалимѣ. Св. Ап. Петръ въ Лиддѣ и исцѣленіе имъ Энея. Пребываніе св. Ап. Петра въ Іоппіи и воскрешеніе имъ Тавиѳы.

Глава 10-ая: Обращеніе ко Христу перваго язычника — Корнилія сотника, послѣ вразумительнаго видѣнія, бывшаго св. Ап. Петру.

Глава 11-ая: Упреки св. Ап. Петру со стороны обрѣзанныхъ за общеніе его съ необрѣзанными и объясненія Петра. Проповѣдъ христіанства внѣ Палестины, особенно въ Антіохіи. Варнава и Савлъ въ Антіохіи. Пророчество о голодѣ и милостыня, посланная христіанамъ во Іудею.

Глава 12-ая: Гоненіе на Церковь со стороны Ирода, убіеніе Іакова, заключеніе въ темницу Петра и чудесное освобожденіе его оттуда Ангеломъ по молитвамъ Церкви. Смерть Ирода, изъѣденнаго червями. Возвращеніе Варнавы и Савла изъ Іерусалима во Антіохію.

Глава 13-ая: Путешествіе Варнавы и Савла въ Кипръ и обращеніе проконсула Сергія Павла. Проповѣдь ихъ въ Пергіи и Антіохіи Писидійской. Рѣчь св. Ап. Павла въ синагогѣ, упорное невѣріе іудеевъ и обращеніе его вслѣдствіе этого къ язычникамъ. Гоненіе на Варнаву и Павла.

Глава 14-ая: Проповѣдь Павла и Варнавы въ Иконіи, Листрѣ и Дервіи. Исцѣленіе хромого въ Листрѣ и попытка тамошнихъ язычниковъ принести имъ жертву. Гоненіе на Апостоловъ, побіеніе Павла камнями. Обратный путь Апостоловъ въ Антіохію черезъ города съ новооснованными ими христіанскими общинами.

Глава 15-ая: Смущеніе въ церкви антіохійской относительно необходимости для христіанъ изъ язычниковъ соблюдать законъ Моисеевъ. Апостольскій соборъ въ Іерусалимѣ по этому поводу. Несогласіе между Павломъ и Варнавою. Отправленіе Павла съ Силою во второе апостольское путешествіе.

Глава 16-ая: Павелъ въ Листрѣ и Дервіи, и обрѣзаніе Тимоѳея. Путешествіе до Троады. Видѣніе мужа-македонянина и путешествіе въ Македонію. Павелъ въ Филиппахъ: обращеніе Лидіи, изгнаніе прорицательнаго духа, заключеніе Павла и Силы въ темницу, чудесное освобожденіе изъ темницы и обращеніе ко Христу темничнаго стража.

Глава 17-ая: Павелъ и Сила проповѣдуютъ въ Ѳессалоникѣ, а затѣмъ — въ Веріи. Павелъ въ Аѳинахъ и рѣчь его въ ареопагѣ.

Глава 19-ая: Третье апостольское путешествіе Павла: прибытіе ею во Ефесъ. Крещеніе учениковъ Іоанновыхъ и низведеніе на нихъ Св. Духа. Чудеса Павла во Ефесѣ и ихъ дѣйствіе. Іудейскіе заклинатели, избитые злымъ духомъ. Сожженіе волшебныхъ книгъ. Возмущеніе противъ Павла и христіанъ, произведенное Димитріемъ сребренникомъ.

Глава 20-ая: Путешествае Павла въ Македонію, Грецію и обратно до Троады. Воскрешеніе Павломъ Евтиха въ Троадѣ. Дальнѣйшее путешествіе до Милита. Прощальная рѣчь Павла пресвитерамъ Ефесскимъ.

Глава 21-ая: Павла убѣждаютъ не ходить въ Іерусалимъ, но безуспѣшно. Путешествіе его отъ Милита до Кесаріи. Павелъ въ Кесаріи и пророчество Агава о предстоящихъ ему узахъ. Прибытіе Павла въ Іерусалимъ, возмущеніе противъ него іудеевъ и его узы.

Глава 22-ая: Рѣчь Павла къ народу о своемъ обращеніи и призваніи къ апостольству. Крикъ народа, распоряженіе о бичеваніи Павла и отмѣна его. Павелъ передъ синедріономъ.

Глава 23-ая: Распоряженіе первосвященника Ананіи бить Павла по устамъ. Распря между обвинителями Павла фарисеями и саддукеями. Господь ободряетъ Павла. Рѣшительное намѣреніе іудеевъ убить Павла. Отправленіе Павла подъ сильной стражей къ правителю Феликсу въ Кесарію.

Глава 24-ая: Апостолъ Павелъ передъ судомъ прокуратора Феликса. Обвиненіе его іудеями и защитительная рѣчь его. Отсрочка рѣшенія. Проповѣдь Павла о Христѣ Феликсу и женѣ его. Смѣна Феликса новымъ прокураторомъ Фестомъ: оставленіе Павла въ узахъ.

Глава 25-ая: Прокураторъ Фестъ въ Іерусалимѣ и жалобы ему на Павла со стороны іудеевъ. Павелъ на судѣ передъ Фестомъ: обвиненія противъ него іудеевъ. Павелъ требуетъ суда Кесарева. Прибытіе въ Кесарію царя Агриппы и Вереники: Павелъ въ судебной палатѣ передъ Агриппою.

Глава 26-ая: Защитительная рѣчь Павла передъ Агриппою, Фестомъ и другими, съ изложеніемъ обстоятельствъ своей жизни и обращенія ко Христу. Признаніе Павла невиннымъ.

Глава 27-ая: Отправка Павла въ Римъ на судъ кесаря. Предостереженіе Павла, которое не было принято во вниманіе, и сильная буря. Корабль сѣлъ на мель: находившіеся въ кораблѣ спаслись вплавь на берегъ.

Читайте также: