Бальный танец 19 века кратко

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Мария Дмитриева.
Источник: Сайт КСТ, СПб, 2008

Бал – торжественное общественное или светское мероприятие, главной составляющей которого является танцевальная программа. В России балы появились в XVIII веке, во времена правления Петра I, но получили своё широкое распространение в XIX столетии.

Балы давались круглый год, но сезон начинался с поздней осени – времени наибольшей концентрации представителей высшего света в городской среде – и продолжался весь зимний период, за исключением периодов, когда следовало поститься. Часто в один вечер приходилось бывать на двух-трёх балах, что требовало от танцоров немалых сил, к тому же многие балы заканчивались под утро, а на следующий день необходимо было отдавать визиты и готовиться к грядущим увеселениям. Порой подобная напряжённая жизнь пагубно сказывалась на здоровье дам – схваченная простуда на балах иногда приводила к летальному исходу.

Бальный этикет включает в себя не только бальные костюмы, культуру поведения на балу, правильное исполнение танцев, но также и оформление бальных помещений (залов, курительной, буфета, игровой комнаты).

Балы и балы-маскарады разделялись по сословным, профессиональным, возрастным категориям, приурочивались к особым торжествам, и бывали придворными, общественными, частными, купеческими, свадебными, детскими… Популярны в своё время были балы Дворянского собрания, балы художников и балы, проводимые иностранными посольствами.

Приведённый здесь этикет относится, главным образом, к столице Российской Империи и к балам, проводимым для высшего света: рассматриваются особенности бального внешнего вида, светские правила поведения на балу и основные моменты танцевальной программы.

Приглашения на бал рассылались не менее чем за семь-десять дней до его начала – главным образом для того, чтобы у дам была возможность подготовить соответствующий наряд: на бал необходимо было являться непременно в новом и модном платье. Для тематических балов (например, монохромный – т.е. определённого цвета, костюмированный, бал цветов и т.п.) указывалось, какого типа наряд следовало подготовить.

Получив приглашение, в течение двух дней отвечали письменно о своём согласии принять участие на предстоящем балу, или же выражали сожаление о невозможности посетить мероприятие – но для отказа требовалась веская причина. На балу не появлялись в период глубокого траура, но допускалось бывать, нося траур по кузине, в половине траура после дяди и в конце более глубокого траура.

Бальный внешний вид строго регламентировался. Платья дам всегда были открытыми, дополнялись бутоном живых или искусственных цветов. Для девиц рекомендовались платья светлых тонов, незамысловатая причёска, простые украшения. Замужние дамы имели более богатый выбор в расцветке, фасоне платьев и ношении ювелирных изделий. Бальная обувь представляла собой мягкие туфли, чаще без каблука. Использование косметики сводилось к минимуму, не возбранялось пользоваться лишь пудрой, и то в умеренном количестве.

Для кавалеров существовали свои каноны бального костюма: фрачная пара, белый жилет, белый (1830-е годы) или чёрный (вторая половина XIX века) галстук. Фраки были разных цветов, лишь к концу 30-х годов утвердилась мода на чёрный цвет. Во времена правления Николая I на придворные балы гражданские служащие надевали мундир, полагающийся их должности.

Военные являлись в соответствующем их полкам торжественном обмундировании, и все в бальных башмаках, лишь уланам дозволялось бывать в сапогах. Наличие шпор не одобрялось, но некоторые нарушали это правило ради щегольства.

Важнейшим атрибутом было наличие безукоризненно чистых и белоснежных перчаток. У дам они часто были выше локтя, шёлковые или лайковые. Кавалеры в штатском носили лайковые, а военные – замшевые перчатки. Перчатки никогда не снимались, даже если они лопнули – в этом случае рекомендовалось иметь с собой запасную пару.

Важной составляющей дамского бального костюма являлся веер, служивший не только для создания свежего дуновения, но и в качестве языка общения, ныне почти утраченного.

Приезжающие гости должны были засвидетельствовать своё почтение, в виде приветствия, прежде всего перед хозяевами.

Замужняя дама приезжала на бал с мужем, в его отсутствие допускалось являться с подругой и мужем этой подруги. Девицы появлялись на балу исключительно в сопровождении матери или пожилой особы, которая зорко следила за своей подопечной, при необходимости давала ей советы и, как было в пушкинское время, искала ей кавалеров для танцев, если на то была необходимость. Девушка могла явиться на бал и в сопровождении отца, который представлял её своим знакомым, а ему представлялись кавалеры, желающие танцевать с его дочерью. Как правило, хозяин или хозяйка дома просили знакомых кавалеров приглашать на танцы дам, вынужденных, чаще всего из-за внешней непривлекательности, сидеть в сторонке. В любом случае не полагалось внешне проявлять душевные страдания, разочарование или же плохое настроение – на балу должно приятно улыбаться и непринуждённо поддерживать светский разговор.

Дама, отправляясь на бал, брала с собой бальную книжечку – карне или агенд – куда, напротив списка танцев, вписывала имена кавалеров, желающих танцевать с ней тот или иной танец. Иногда вместо агенда могла использоваться обратная сторона веера. Бальные книжечки прикреплялись к поясу платья и служили подспорьем для памяти – дать обещание двум кавалерам на один танец не только считалось дурным тоном, но могло привести и к дуэли между претендентами, поэтому, оказавшись в ситуации подобной неосмотрительности, даме рекомендовалось пропустить танец. В случае поступления приглашения на танец одновременно от двух кавалеров, дама могла сделать выбор в пользу одного из них. Считалось излишним кокетством хвастаться своим заполненным агендом, особенно перед теми дамами, которые бывали мало приглашены.

Перед балом или в его продолжении кавалер мог ангажировать даму на танец заранее, и если в начале XIX века кавалер, узнав, что ближайшие два-три танца уже обещаны другим, уходил ни с чем, то в конце XIX века кавалер спрашивал, на какие из свободных танцев он может претендовать. У дам, пользующихся популярностью, агенд был расписан в первые минуты начала бала. В правилах светских приличий 1880-х годов есть указание, что дама не должна давать согласие более чем на три кадрили, и тут же сказано, что кавалер, приглашая, продолжал перечислять все имеющиеся в программе кадрили, пока дама сама не скажет, какая у неё свободна.
Согласно правилам, кавалер начинал приглашения на танцы с хозяйки дома, далее шли все её родственницы, а уж потом наступала очередь танцевать со своими знакомыми дамами.

В начале XIX века бал открывался полонезом, где в первой паре шёл хозяин с наиболее почётной гостьей, во второй паре – хозяйка с наипочетнейшим гостем.
В конце столетия бал начинался вальсом, но придворные, детские и купеческие балы открывались величественным полонезом.

В 30-е годы XIX века дама могла танцевать с любым кавалером – считалось, что факт его присутствия на балу уже является гарантией благонадёжности и даме нет надобности опасаться за свою репутацию. Во второй половине XIX века кавалер, желающий танцевать с незнакомой ему дамой, сначала представлялся ей через общих знакомых.

На протяжении XIX столетия изменялось количество танцев, которые кавалер мог танцевать с одной дамой на протяжении бала – для представителей 1830-х годов это число равнялось одному, а уже в 1880-х дозволялось два-три танца, не следующих друг за другом подряд. Более трёх танцев могли танцевать только жених и невеста. Если кавалер настаивал на большем, чем положено, количестве танцев – дама отказывала, не желая себя компрометировать. На частном балу полагалось, чтобы хозяин дома и его сыновья протанцевали как минимум по одному разу со всеми приглашёнными дамами.

На кадриль приглашали заранее. В обязанности кавалера входило до начала танца заручиться визави, при этом в его роли если и был родственник дамы, то только с её на то согласия.

Не принять приглашения танцевать было возможно по причине усталости или же если танец был обещан другому. Отказаться, сославшись на усталость, и тут же соглашаться танцевать с другим, считалось крайней невоспитанностью. Если на балу присутствовал император, то его приглашение принималось всегда, независимо от того, давала ли дама согласие на танец кому-то другому.

Получив отказ от одной дамы, представитель 1880-х годов обращался с приглашением к её соседке, в то время как в 1830-х данное действо считалось оскорбительным для дамы.

Поклоны кавалеров на протяжении XIX века менялись мало, а реверансы дам претерпевали заметные изменения.

Во время танца кавалер развлекал даму лёгким светским разговором, дама же отвечала скромно и не смела смотреть в глаза танцору слишком часто. В обязанности кавалера также входило предотвращать столкновения с другими парами и не допускать падения своей дамы – если такое происходило, кавалер помогал даме подняться, провожал её до места, приносил свои извинения и спрашивал, не нуждается ли она в какой-либо помощи.

Вставать в танец, не зная фигур, вести себя с дамой фамильярно (слишком прижимать к себе во время танца, просить её веер, платок или цветы), забыть отыскать приглашённую даму перед началом танца, наступать на шлейфы платьев – всё это характеризовало танцора не с лучшей стороны. Но умение ловко и красиво танцевать, в сочетании с хорошими манерами и знанием света могло способствовать карьере молодых людей.

По окончании танца кавалер осведомлялся у дамы, куда отвести её: в буфет или же к месту, откуда он её взял. Обменявшись взаимными поклонами, кавалер либо удалялся, либо мог остаться рядом с дамой и некоторое время продолжать разговор (по поводу данной условности указания в книгах противоречивы: в начале, середине и конце XIX века удерживать после танца кавалера не рекомендовалось, в то время как есть упоминания, что в 1830-х и 1880 годах не возбранялся светский разговор, с условием, что кавалер не мешал другим танцорам приглашать даму, с которой он ведёт диалог).

В 1880-х годах паре разрешено было прогуливаться по бальной зале – под ручку, при этом дама едва дотрагивалась до руки кавалера. Кавалер вёл к ужину ту даму, с которой танцевал последний перед ужином танец, и эту же даму сопровождал обратно в бальную залу после трапезы.

В первой половине XIX века дама могла подходить к буфету только в сопровождении своей попечительницы и кавалера, либо кавалер приносил даме из буфета то, что она пожелает. В конце XIX столетия правила упростились и дама могла идти в буфет в компании одного лишь кавалера.

На такие танцы, как мазурка или котильон, кавалер приглашал, как правило, хорошо знакомую ему даму. Часто продолжительный танец служил возможностью признаться в своих чувствах. Котильоном или греческим танцем заканчивался бал, но во второй половине XIX века завершал программу бала, как правило, вальс.

Гости могли уезжать когда им угодно, не акцентируя внимания на своём уходе – но в течение последующих нескольких дней приглашённый наносил хозяевам благодарственный визит.

Балы 19 века

Бальные танцы

Балы проходили в специально обустроенном зале, освещаемом сотнями свечей в хрустальных люстрах. Мужчины в строгих костюмах и женщины в бальных платьях кружились под звуки живого оркестра. В перерывах между танцами дамы и кавалеры вели непринужденные беседы, играли в карточные игры и наслаждались дорогими винами и лакомствами.

Балы 19 века в России отличались от заграничных аналогов. По образцу и подобию тех лет и сегодня проводятся исторические балы. При Петре I начиналось торжество с продолжительного менуэта, а во времена Екатерины II – с величественного полонеза: с учтивыми поклонами кавалер вел по залу за руку свою даму, отвечающую ему реверансами, полными достоинства. Это был длинный и неспешный танец, в котором охотно участвовали даже гости преклонных лет. Полонез не допускал никаких вольных трактовок – все должны были танцевать, подражая первой паре. При дворе в полонезе главенствовали царственные особы или лица, которым они перепоручали эту обязанность.

Нередко за полонезом шла кадриль, где движения тоже повторялись за первой парой, но допускалось несколько больше комбинаций. Кадрили на балах 19 века в разных городах сильно отличались. Практиковались польские, французские, немецкие и русские разновидности этого танца. На каждом торжестве кадрилей было несколько: от первой до четвертой, а в перерывах можно было выпить прохладительных напитков. Все кадрили представляли собой танец с множеством замысловатых фигур и переходов.

Третьим танцем часто бывал вальс, который особенно сильно полюбился дворянам за легкость и свободу. Бал 19 века в России заметно оживлялся, когда звучали звуки гросфатера. В этом танце на балу можно было хаотично передвигаться по залу и даже выходить в сад, одновременно выполняя танцевальные движения. Молодые люди использовали это время, чтобы лучше познакомиться и даже признаться в своих чувствах.

Но больше всего молодые гости ожидали мазурку – на этот танец понравившуюся даму мужчина приглашал задолго до бала, а она записывала его имя в специальную книжечку. Мазурка больше всего подходила для демонстрации танцевальных умений – это был коронный танец на любом балу. Особенно большие требования в мазурке предъявлялись к мужской партии – танцору полагалось в прыжке три раза ударить одной ногой о другую, для этого требовалась хорошая физическая подготовка.

В XIX веке балы в России строго регламентировались, танцы соответствовали оговоренному перечню. Общественные балы отличались от придворных и карнавальных, где полонезом заканчивали вечер. В этом случае праздник начинался с вальса, в котором можно было свободно кружить по залу. Задачей кавалера было вести так, чтобы пары не сталкивались. Затем следовали мазурка, кадриль, полька – они были в списке обязательных танцев. Дополнительно могли танцевать гавот, краковяк, венгерку и другие. Когда время танцев заканчивалось, мужчины сопровождали дам к столу и продолжали милую беседу за ужином.

После трапезы в составе прежней пары гости возвращались в зал на котильон – балы 19 века в России заканчивались этим веселым танцем, в котором можно было дурачиться и подшучивать. Важной обязанностью кавалера было охранять даму от толчков, падений и всяческих неприятностей. По правилам подразумевалось отсутствие шпор, которыми можно было порвать женское платье – такое событие считалось позором для ее кавалера. Но среди мужчин всегда находились задиры, готовые похвастаться тем, как ловко они танцуют, звеня шпорами и ничуть не вредя женскому туалету.

Позже завершающим танцем нередко становился полюбившийся публике вальс. Окончив танец, кавалер любезно провожал даму на ее место или туда, куда она попросит. По окончании бала в его обязанность входило сопроводить женщину до дома.

Танцевальная культура

Танцы на балу очень полюбились русской знати, их проводили все чаще. Со второй половины XIX века балы давались почти круглогодично, кроме времени Великого Поста. Молодым повесам доводилось бывать на нескольких балах за один вечер, нередко торжество заканчивалось под утро.

Балы 19 века в России делились по возрастам, посвящались важным событиям, были придворными, купеческими, детскими, свадебными. Во времена Екатерина II в моду вошли костюмированные балы. Пользовались популярностью балы иностранных посольств и Дворянского собрания.

Каждый человек, желавший быть успешным в замужестве или карьере, должен был знать все танцы на балу. В высших учебных заведениях и пансионах танцы были важным предметом. Танцевальное искусство изучали в гимназиях, коммерческих и ремесленных училищах. В семьях аристократов учитель танцев был у детей уже в пять-шесть лет. Изучение танцев позволяло уверенно держаться в обществе, заменяло спорт и давало возможность продвинуться по социальной лестнице.

Бальный дресс код

Кроме знания танцевальных фигур важно было соблюдать церемониал, вести себя достойно. Бал 19 века не подразумевал излишней раскованности, для светского человека тех лет важно было уметь быть интересным и привлекать к себе взоры не с помощью эпатажа, а сохраняя величественность и изысканные манеры.

Кавалеры в разные времена надевали на бал довольно строгие одежды: фрак, смокинг, деловой костюм, белую рубашку. Офицеры могли не тратиться на бальный наряд, они приходили в военной форме. Единственное достойное украшение для мужчины – важная государственная награда. Обязательное условие – перчатки. Дамы с негодованием отвергали приглашение на танец, если мужчина по рассеянности забывал надеть этот аксессуар. На ногах полагалось носить бальные ботинки. Исключение делалось только для уланов – эти щеголи могли красоваться на балу в военных сапогах, а самые отчаянные из них надевали шпоры.

Женские наряды более подвержены модным веяниям, платье полагалось надевать только один раз. Стесненные в средствах девушки позволяли себе появиться в одном наряде дважды. Цвет наряда дамы подбирали по своему вкусу, но с некоторыми ограничениями. Обычно для молоденьких девушек выбирались белые, нежно-голубые, нежно-розовые или пастельные тона.

Дамские перчатки тоже были обязательным аксессуаром, они гармонировали с цветом наряда. Хвастаться дорогими перстнями поверх перчаток в высшем обществе было неприлично. Незамужним девушкам полагалась скромная прическа, открывающая восхищенным взорам девичью шею и плечи. Замужние женщины могли позволить себе более помпезные прически и даже шляпки.

Появиться в декольтированном платье без колье, цепочки с кулоном или другого подходящего ювелирного украшения было немыслимо. Ценилась не дороговизна украшения, а вкус. Девичья мода подразумевала скромность украшений, а замужние матроны могли показать больше роскоши. Важная деталь – женский веер, его использовали не только по прямому назначению, но и как способ общения. Иногда веер применялся вместо книжечки, в которую дамы вписывали имена кавалеров, пригласивших их на полонез, мазурку, вальс и другие танцы.

У женщин считалось верхом невоспитанности хвастаться обилием кавалеров, особенно перед девушками, которых редко приглашали. Некультурно было показать, что не нравится партнер по танцу. Признак доброго нрава – танец с удовольствием и приветливое отношение к любому партнеру, будь он глубоким стариком или неуклюжим танцором. Перед тем как начинать общение с друзьями, нужно было обязательно выразить почтение хозяевам. Все гости мужского пола старались пригласить на танец хозяйку дома и ее родственниц.

Если между мужчинами возникали разногласия, они решали их за пределами зала. Даме не следовало отдавать видимое предпочтение кому-либо из кавалеров, она должна была танцевать со всеми с одинаковым удовольствием.

Раньше танцы на балу были не только эстетическим зрелищем и полезными физическими нагрузками, но и приятным способом социализироваться, завести друзей и даже встретить свою любовь. Сейчас, конечно же, мы не часто встречаемся с балами и бальными танцами, за исключением тех людей, кто занимается спортивными бальными танцами профессионально. Но, как и раньше, в современных бальных танцах есть свои строгие правила, которые, несомненно, берут свое начало из старинных балов. Это и танцевальный этикет, и дресс-код — специальные бальные и рейтинговые платья для дам, танцевальная одежда для кавалеров, обувь для танцев, а также строгие правила соревнований.










Бал – настоящая находка
Для юных франтов и для дам;
Его с восторгом ждет красотка,
Он праздник пасмурным отцам.
Чтоб дочка куколкой оделась,
Хлопочет опытная мать,
А чтоб она не засиделась,
Везет ее потанцевать. (Ф.Кони)

C.I.X.646_S.JPG

DT717.jpg


Joséphine-Éléonore-Marie-Pauline de Galard de Brassac de Béarn (1825–1860), Princesse de Broglie

DT7579.jpg

DT7445.jpg

DT4315.jpg


Ball gown

DT412.jpg

C.I.69.14.2ab_F.jpg

Вторым танцем был вальс, о котором А. С. Пушкин писал:
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихор шумный,
Чета мелькает за четой.


C.I.69.33.1ab_F.JPG

1979.347.4_F2.JPG


42.207.16_CP4.jpg


1983.3.2ab_F.jpg

Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы,
Теперь не то: и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам.


84.29_front_CP4.jpg

C.I.69.14.1ab_F.jpg

CI59.35.3ab_F.jpg

69.2.17_front_CP4.jpg

Каждый новый танец на балу содержал меньше форм торжественного балета и больше танцевальной игры, свободы движений. В конце бала исполняли французский танец котильон. Он представлял собой танец-игру, шаловливый и непринужденный. Кавалеры в этом танце становятся на колени перед дамой, сажают ее, обманывают, отскакивают от нее, перепрыгивают через платок или карту.


DT414.jpg

67.110.182a-b_threequarter_front_CP4.jpg

65.184.65a-b_front_CP4.jpg


На балах, кроме основных, были и другие старинные танцы — гавоты, кадрили, польки. Всё зависело от моды и вкусов устроителей балов..

C.I.69.14.4_F.jpg

1992.140_F.jpg


CP822_front_CP4.jpg

C.I.42.39.2_F.jpg


C.I.47.65.1ab_F.jpg

1977.293.1_F.jpg

C.I.69.14.5a–c_F.jpg

1982.132.1ab_F.jpg

1979.346.78ab_F.jpg

Богемская полька (Bohemian National Polka)


1970.281.3_F.jpg

1978.295.7ab_F.jpg

C.I.51.13.1_F.jpg

1977.31.4_F.jpg

DP158928.jpg


The Gaze Date: 1856–57
Medium: Albumen silver print from glass negative

После свержения Наполеона во Франции произошло восстановление монархии. Начался период Реставрации. Противоречия в европейской культуре еще больше усугубляются. Неудовлетворенность действительностью, разочарование в возможности осуществления прогрессивных идеалов рождают новое направление в искусстве – романтизм.

Романтическое направление внесло много нового и в развитие бальной хореографии. Появились новые танцевальные формы, более свободные и непринужденные.

XIX век – век массовых бальных танцев, век вальса. Именно вальс определяет структуру и характер бальных танцев XIX столетия непринужденной манерой исполнения, основанной на свободном подчинении музыкальному ритму. Он отвечал новым нормам общественной жизни и поэтому стал тем танцем, который был близок самым широким кругам городского населения.

В конце XIX века прочно вошли в жизнь общества танцевальные вечера и балы, маскарады, карнавалы, гулянья и всевозможные праздники. Но самой большой популярностью пользовались общественные балы, которые открывались торжественным полонезом. « На общественных балах существовал свой церемониал, свои порядки. У входа в танцевальный зал каждая дама получала карточку – программу, где указывались названия танцев и порядок их исполнения. Кроме карточки дама получала какую-нибудь игрушку или украшение – эмблему бала. Новый танец полагалось танцевать с другим кавалером. Несколько танцев разрешалось танцевать только с женихом.

Наряду с вальсом, эксезом, французской кадрилью, котильоном широкое распространение получают танцы славянских стран – мазурка, краковяк, полька.

Значительное изменение происходит в технике бальных танцев. Движения рук становятся разнообразнее. Поклоны упрощаются, делаются более естественными. Этому способствовал новый покрой одежды, манера носить платье, держать руки.

Вальс вписал одну из самых замечательных страниц в историю танцевального искусства.

Наряду с вальсом широкое распространение в XIX веке имела французская кадриль – не что иное, как контрданс, получивший современную форму, более сложную композицию, затейливый рисунок. Первоначальная схема кадрили – каре, позже французская кадриль исполняется в две линии.

Большой популярностью в середине XIX столетия пользовалась и другая разновидность контрданса – лансье. Лансье – это английская кадриль. Как и в старинных французских контрдансах, танцующие располагаются в каре, т.е. квадратом : первая пара напротив второй ( эти пары называются визави), направо от первой – третья пара, напротив третьей – четвертая пара ( эти пары называются контрвизави). Лансье состоит из пяти фигур, и у каждой фигуры свое название:

1-я фигура – la Dorset.

2-я фигура – la Victoria.

3-я фигура – la Moulinets.

4-я фигура – les Visites.

5-я фигура – les Zanciers.

Движения лансье построены на pas chasse и pas eleve.

Читайте также: