Апостол варфоломей биография кратко самое важное

Обновлено: 04.07.2024

Жизнеописание апостола Варфоломея

Иисус принял Варфоломея в число учеников, узнав ближе, посчитал его честным и бесхитростным, истинным иудеем. Святое Писание не содержит сведений о жизни апостола, он там только указан.

Когда Христос покинул учеников, Варфоломей, вместе с Филиппом, призваны были проповедовать Евангелие в землях Малой Азии.

В дороге их сопровождала сестра Филиппа дева Мариамна. Они шли вместе, объясняли людям Слово Божие, иногда их пути ненадолго расходились. Язычники не желали слушать о явлении Христа, проповедников гнали, сажали в темницы, изгоняли из городов. Но Господь поддерживал апостолов, Его милостью они совершали чудеса, помогающие людям уверовать.

В одном из городов, где язычники поклонялись большой ехидне, апостолы уничтожили чудище и обрели сразу много сторонников, которые уверовали во Христа.

Предание сохранило сведения о чудесах, явленных апостолами по милости Божией, в городе Иераполь. Святые пришли в город с проповедью, привлекали сердца язычников рассказами о Христе, лечили больных. Филипп с Варфоломеем вернули зрение Стахию, который был слеп 40 лет. После этого чуда мужчина принял крещение, поверил в Бога.

апостол варфоломей

Язычники бросились к апостолам за исцелением, славили милосердного Бога, крестились. Слухи о том, что вера в языческих богов пошатнулась, дошли до городских властей. Апостолов схватили, посадили в узилище, обвинили в подрыве устоев страны. Темные язычники заподозрили колдовство, посчитали, что сила проповедников таится в их одеждах.

Святых приказали раздеть. Мариамна внезапно оказалась окутана языками пламени, прикоснуться к деве никто не сумел. Филиппа и Варфоломея распяли на крестах. Гнев Божий настиг язычников – во время судилища началось землетрясение. Правитель, стража, судьи и наиболее любопытные горожане сгинули, провалились под землю.

Апостолов сняли с крестов, но Филипп уже скончался. Уходя из Иераполя, Варфоломей положил Стахия в сан епископа, повелел нести Слово Божие. После Иераполя пути Нафанаила и Мариамны разошлись. Апостол ушел проповедовать в Индию, сестра Филиппа отправилась в Ликаонию, где вскоре скончалась.

Мученичество и смерть

В Индии Варфоломей продолжил проповеди. Чтобы сделать для людей понятным Слово Божие, апостол перевел с иудейского языка на местный Евангелие от Матфея. Дойдя до Великой Армении, Нафанаил продолжал обращать язычников, творил чудеса, исцелял. Святой изгнал бесов из армянской царевны, за что властитель Полимий пожелал отблагодарить Варфоломея богатыми дарами.

Но от щедрот царя проповедник отказался, поведав, что желает только спасения душ человеческих. Узнав, что Христос дает великую силу своему ученику, царь с семьей и множество других людей уверовали в Бога. Нафанаил крестил армян во многих городах царства.

Теряя паству, языческие жрецы обратились за помощью к брату Полимия. Астиаг повелел схватить апостола (согласно большинству источников, в городе Альбане, современный Баку). Нафанаила распяли вниз головой, затем содрали с живого кожу, обезглавили. Христиане собрали останки святого в раку из олова, погребли с почетом.

апостол варфоломей

Значение в православии

Православные почитают Варфоломея за проповедование Слова Божиего, распространение христианской веры. Иисус любил своего ученика, ценил за бесхитростность, прямоту. Всю жизнь апостол терпел гонения, поношения, но, верный завету, шел по земле, чтобы христианское учение распространялось среди язычников. Нафанаил сам окрестил множество людей, объяснял Писание, перевел Евангелие.

Справка: особое почитание ученика Христа сложилось в Армении, куда он принес христианство.

Почитание

Апостола Варфоломея чтят как одного из учеников Христа, избранного Им нести Слово Божие. Иисус увидел в Нафанаиле прямоту, отсутствие лукавства. Апостольская проповедь Нафанаила приводила к обращению язычников, в землях, по которым шел святой, множество людей становились христианами.

Дни почитания апостола в России:

  • 5 мая;
  • 24 июня – день гибели;
  • 13 июля – в день Собора Двенадцати апостолов;
  • 7 сентября – день перенесения святых мощей.

Апостол Варфоломей считается святым покровителем Армении.

Иконография

На иконах Нафанаила пишут в традиционных для античных времен одеждах. Волосы и борода чаще черные (иногда седые), характеризуют средний возраст. Руки апостола подняты для благословения, на многих иконах Варфоломей держит свиток с проповедью.

апостол варфоломей

Во многих древних храмах (Равенна 5-6 век) сохранились ранние изображения Варфоломея на церковной утвари, иконах, алтарной части, в нефе. Апостола пишут вместе с другими учениками Спасителя, Нафанаил входит в групповые сценки, иллюстрирующие события Евангелия, рядом с Христом и Богородицей.

Лик Варфоломея можно увидеть на литургических сосудах, окладах икон, на реликвариях, в которых хранятся мощи святого. В России сохранились фрески 12 века в церкви во Владимире. Много древних изображений Нафанаила имеется на Кавказе.

В традициях западной церкви писать Нафанаила на иконах с ножом в руках, истекающим кровью после мучений, накрытым, как плащом, собственной кожей.

Православные иконописцы изображают мученичество Варфоломея в виде распятия, на некоторых образах – вверх головой.

Местоположение мощей

Погребенные в Альбане мощи святого явили множество чудес. Паломники стали стекаться к могиле святого. В начале 6 века раку перенесли в город Дара. Когда город захватили персы, христиане пытались спрятать святыню, но их загнали на берег Черного моря.

Тогда отчаявшиеся люди опустили ковчежец в море, и он поплыл. Вместе с мощами Варфоломея острова Липара по морю чудесным образом достигли и раки с мощами других святых. На берег Липары вышел епископ Агафон, которому было видение. Святой отец перенес мощи в храм Божий.

В 9 веке раку перевезли в церковь небольшого городка вблизи Неаполя, в 10 веке мощи с почетом отправили в Рим.

Мощам святого апостола можно поклониться:

  • храм Сан-Бартоломео, остров Тиберина, Рим;
  • собор Жен-Мироносиц, Баку;
  • церкви Афона.

апостол варфоломей

К мощам ученика Христа стекаются тысячи христиан, чтобы удостоиться благодати Божией, обратиться с просьбами и молитвами.

Молитва святому апостолу Варфоломею

О преславный Апостоле Христов Варфоломее, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услыши чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елея же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О, сильный! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение во веки веков. Аминь.

Варфоломей был избран Иисусом, чтобы проповедовать Божьи заповеди, нести людям свет христианской веры. Честно и достойно ученик Христов исполнял свой долг – обращал язычников, помогал нуждающимся, исцелял больных, принял мученичество, не оставляя проповеди.

Свя­той апо­стол Вар­фо­ло­мей (из чис­ла 12-ти апо­сто­лов Хри­сто­вых) был ро­дом из Ка­ны Га­ли­лей­ской. По­сле Со­ше­ствия Свя­то­го Ду­ха в день Пя­ти­де­сят­ни­цы ему и апо­сто­лу Филип­пу (па­мять 14 но­яб­ря) вы­пал жре­бий про­по­ве­ди Еван­ге­лия в Си­рии и Ма­лой Азии. Бла­го­вест­вуя, они то рас­хо­ди­лись по раз­ным го­ро­дам, то схо­ди­лись вновь. Свя­то­му апо­сто­лу Филип­пу со­пут­ство­ва­ла сест­ра, де­ва Ма­ри­ам­на. Про­хо­дя го­ро­да Си­рии и Ми­зии, они пе­ре­нес­ли мно­го скор­бей и на­па­стей, их по­би­ва­ли кам­ня­ми, за­клю­ча­ли в тем­ни­цы. В од­ном из се­ле­ний они встре­ти­лись с апо­сто­лом Иоан­ном Бо­го­сло­вом и вме­сте от­пра­ви­лись во Фри­гию. В го­ро­де Иера­по­ле си­лой сво­их мо­литв они уни­что­жи­ли гро­мад­ную ехид­ну, ко­то­рой языч­ни­ки по­кло­ня­лись как бо­же­ству. Свя­тые апо­сто­лы Вар­фо­ло­мей и Филипп с сест­рой свою про­по­ведь под­твер­жда­ли мно­ги­ми зна­ме­ни­я­ми.

В Иера­по­ле жил че­ло­век, по име­ни Ста­хий, быв­ший 40 лет сле­пым. Ко­гда он по­лу­чил ис­це­ле­ние, то уве­ро­вал во Хри­ста и кре­стил­ся. Мол­ва об этом раз­нес­лась по го­ро­ду, и к до­му, где жи­ли апо­сто­лы, стек­лось мно­же­ство на­ро­да. Боль­ные и бес­но­ва­тые осво­бож­да­лись от сво­их неду­гов, мно­гие кре­сти­лись. На­чаль­ник го­ро­да при­ка­зал схва­тить про­по­вед­ни­ков и бро­сить в тем­ни­цу, а дом Ста­хия сжечь. На су­де язы­че­ские жре­цы вы­сту­пи­ли с жа­ло­бой, что чу­же­стран­цы от­вра­ща­ют на­род от по­кло­не­ния оте­че­ствен­ным бо­гам. Счи­тая, что вол­шеб­ная си­ла за­клю­ча­ет­ся в одеж­де апо­сто­лов, пра­ви­тель при­ка­зал со­рвать её. Де­ва Ма­ри­ам­на пред­ста­ла в их гла­зах, как ог­нен­ный фа­кел, и ни­кто не смел кос­нуть­ся ее. Свя­тых при­го­во­ри­ли к рас­пя­тию. Апо­стол Филипп был воз­не­сен на крест вниз го­ло­вой. На­ча­лось зем­ле­тря­се­ние, раз­верз­ша­я­ся зем­ля по­гло­ти­ла пра­ви­те­ля го­ро­да, жре­цов и мно­же­ство на­ро­да. Про­чие ис­пу­га­лись и бро­си­лись сни­мать апо­сто­лов с кре­ста. Так как апо­стол Вар­фо­ло­мей был под­ве­шен невы­со­ко, то его сня­ли ско­ро. Апо­стол же Филипп умер. По­ста­вив Ста­хия епи­ско­пом Иера­по­ля, апо­стол Вар­фо­ло­мей и бла­жен­ная Ма­ри­ам­на оста­ви­ли этот го­род.

Бла­го­вест­вуя Сло­во Бо­жие, Ма­ри­ам­на по­шла в Ли­ка­о­нию, где мир­но скон­ча­лась (па­мять ее 17 фев­ра­ля). Апо­стол Вар­фо­ло­мей от­пра­вил­ся в Ин­дию, там пе­ре­вел с ев­рей­ско­го на мест­ный язык Еван­ге­лие от Мат­фея и об­ра­тил ко Хри­сту мно­го языч­ни­ков. Он по­се­тил так­же Ве­ли­кую Ар­ме­нию (стра­на меж­ду ре­кой Ку­рой и вер­хо­вья­ми рек Тиг­ра и Ев­фра­та), где со­тво­рил мно­гие чу­де­са и ис­це­лил одер­жи­мую бе­сом дочь ца­ря По­ли­мия. В бла­го­дар­ность царь по­слал апо­сто­лу да­ры, но тот от­ка­зал­ся при­нять их, ска­зав, что ищет толь­ко спа­се­ния душ че­ло­ве­че­ских. То­гда По­ли­мий с ца­ри­цей, ис­це­лен­ной ца­рев­ной и мно­ги­ми при­бли­жен­ны­ми при­ня­ли Кре­ще­ние. Их при­ме­ру по­сле­до­ва­ли жи­те­ли де­ся­ти го­ро­дов Ве­ли­кой Ар­ме­нии. По про­ис­кам язы­че­ских жре­цов брат ца­ря Асти­аг схва­тил апо­сто­ла в го­ро­де Аль­бане (ныне го­род Ба­ку) и рас­пял вниз го­ло­вой. Но он и с кре­ста не пе­ре­ста­вал воз­ве­щать лю­дям бла­гую весть о Хри­сте Спа­си­те­ле. То­гда по при­ка­зу Астиа­га со­дра­ли с апо­сто­ла ко­жу и от­сек­ли гла­ву. Ве­ру­ю­щие по­ло­жи­ли его остан­ки в оло­вян­ную ра­ку и по­греб­ли. Око­ло 508 го­да свя­тые мо­щи апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея пе­ре­нес­ли в Ме­со­по­та­мию, в го­род Да­ры. Ко­гда в 574 го­ду го­ро­дом за­вла­де­ли пер­сы, хри­сти­ане взя­ли мо­щи апо­сто­ла и уда­ли­лись к бе­ре­гам Чер­но­го мо­ря. Но так как их на­стиг­ли вра­ги, они бы­ли вы­нуж­де­ны опу­стить ра­ку в мо­ре. Си­лою Бо­жи­ей ра­ка чу­дес­но при­плы­ла к ост­ро­ву Ли­па­ру. В IX ве­ке, по­сле взя­тия ост­ро­ва ара­ба­ми, свя­тые мо­щи бы­ли пе­ре­не­се­ны в неа­по­ли­тан­ский го­род Бе­не­вент, а в Х ве­ке часть их пе­ре­не­се­на в Рим.

О свя­том апо­сто­ле Вар­фо­ло­мее упо­ми­на­ет­ся в жи­тии Иоси­фа пес­но­пис­ца († 883, па­мять 4 ап­ре­ля). По­лу­чив от од­но­го че­ло­ве­ка часть мо­щей апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея, пре­по­доб­ный Иосиф при­нес их в свою оби­тель близ Кон­стан­ти­но­по­ля и по­стро­ил во имя апо­сто­ла цер­ковь, в ко­то­рой по­ло­жил часть его мо­щей. Пре­по­доб­ный Иосиф го­рел же­ла­ни­ем со­ста­вить в честь свя­то­го хва­леб­ные пес­но­пе­ния и усерд­но мо­лил Бо­га да­ро­вать ему спо­соб­ность к со­став­ле­нию их. В день па­мя­ти апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея пре­по­доб­ный Иосиф уви­дел его в ал­та­ре. Тот по­до­звал Иоси­фа, взял с пре­сто­ла Свя­тое Еван­ге­лие и воз­ло­жил ему на грудь со сло­ва­ми: "Да бла­го­сло­вит те­бя Гос­подь, пес­но­пе­ния твои да усла­дят все­лен­ную". С то­го вре­ме­ни пре­по­доб­ный Иосиф на­чал пи­сать гим­ны и ка­но­ны и укра­сил ими не толь­ко празд­ник апо­сто­ла, но и дни па­мя­ти мно­гих дру­гих свя­тых, со­ста­вив око­ло 300 ка­но­нов. Свя­ти­те­ли Иоанн Зла­то­уст, Ки­рилл Алек­сан­дрий­ский, Епи­фа­ний Кипр­ский и неко­то­рые дру­гие учи­те­ли Церк­ви счи­та­ют апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея за од­но ли­цо с На­фа­наи­лом (Ин.1:45-51, 21:2).

7 сен­тяб­ря (25 ав­гу­ста ст.ст.) – пе­ре­не­се­ние мо­щей

Пе­ре­не­се­ние мо­щей апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея бы­ло в кон­це VI ве­ка. Его апо­столь­ская де­я­тель­ность и му­че­ни­че­ская кон­чи­на вос­по­ми­на­ют­ся Цер­ко­вью 11 июня. Апо­стол Вар­фо­ло­мей по­стра­дал за Хри­ста в Ал­бане Ар­мян­ской (ныне Ба­ку) в 71 го­ду, где и на­хо­ди­лись его свя­тые мо­щи. От мо­щей свя­то­го апо­сто­ла про­ис­хо­ди­ли мно­го­чис­лен­ные чу­де­са, и мно­го невер­ных об­ра­ща­лось ко Хри­сту. При им­пе­ра­то­ре Ана­ста­сии (491–518) мо­щи апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея бы­ли при­не­се­ны во вновь по­стро­ен­ный го­род Ана­ста­си­у­поль (или Да­ру) и на­хо­ди­лись там до кон­ца VI ве­ка.

Ко­гда го­род Ана­ста­си­у­поль был за­хва­чен пер­сид­ским ца­рем Хоз­ро­ем, хри­сти­ане, взяв ков­чег с мо­ща­ми апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея, бе­жа­ли с ним к бе­ре­гам Чер­но­го мо­ря. На­стиг­шие их жре­цы бро­си­ли ков­чег с мо­ща­ми апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея в мо­ре. Вме­сте с ним бы­ли бро­ше­ны в мо­ре еще 4 ков­че­га с мо­ща­ми свя­тых му­че­ни­ков Па­пи­а­на, Лу­ки­а­на, Гри­го­рия и Ака­кия. Си­лою Бо­жи­ей ков­че­ги не по­то­ну­ли в мор­ской пу­чине, но со­вер­ши­ли чу­дес­ное пла­ва­ние по мо­рям и до­стиг­ли Ита­лии. Ков­чег с мо­ща­ми апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея при­стал к бе­ре­гу у ост­ро­ва Ли­па­ры, а осталь­ные ков­че­ги про­дол­жа­ли свой путь и при­ста­ли к бе­ре­гу в раз­ных ме­стах Ита­лии. Ков­чег с мо­ща­ми му­че­ни­ка Па­пи­а­на оста­но­вил­ся в Си­ци­лии, му­че­ни­ка Лу­ки­а­на – в Мес­сине, му­че­ни­ка Гри­го­рия – в Ка­лаб­рии и му­че­ни­ка Ака­кия – в Ас­ку­лу­се. О при­бы­тии свя­тых мо­щей апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея бы­ло от­кро­ве­ние епи­ско­пу ост­ро­ва Ли­па­ры Ага­фо­ну, ко­то­рый вы­шел с кли­ром к бе­ре­гу мо­ря, взял ков­чег из во­ды и тор­же­ствен­но пе­ре­нес в цер­ковь. От мо­щей апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея ис­тек­ло ми­ро, по­да­вав­шее ис­це­ле­ние от раз­лич­ных бо­лез­ней. В церк­ви ост­ро­ва Ли­па­ры свя­тые мо­щи оста­ва­лись до се­ре­ди­ны IХ ве­ка. Ко­гда ост­ров был за­хва­чен языч­ни­ка­ми, хри­сти­ан­ские куп­цы взя­ли свя­тые мо­щи апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея и пе­ре­вез­ли в го­род Бе­не­вент, где их при­ня­ли с ве­ли­кой че­стью и по­ло­жи­ли в глав­ной церк­ви го­ро­да.

Апостол Варфоломей

Варфоломей (Нафанаил) (арм. Բարդուղիմեոս, арам. בר תולמי сир. бар Тульмай, др.-греч. Βαρθολομαῖος, лат. Bartholomæus). Родился в I веке до н. э. в Кане Галилейской - убит в I веке в Альбане (Армения). Один из двенадцати апостолов - учеников Иисуса Христа. Изображается в светлой одежде с золотым рисунком и ножом в руке, символом его мученичества (с него содрали кожу).

Родился в Кане Галилейской.

Существует единодушное мнение, что упомянутый в Евангелии от Иоанна (Ин. 1:45–50) Нафанаил - это одно лицо с Варфоломеем. Следовательно, апостол Варфоломей - один из первых учеников Христа, призванный четвертым вслед за Андреем, Петром и Филиппом.

Согласно преданию, Варфоломей вместе с Филиппом проповедовал в городах Малой Азии, особенно в связи с именем апостола Варфоломея упоминают город Иераполь. Традиция сообщает также о его поездке в Индию и проповеди в Армении, где на Арташатском холме он встретился с апостолом Иудой Фаддеем (армянская церковь почитает их своими основателями). Евсевий Кесарийский сообщает, что в Индии Варфоломей оставил основанной им общине Евангелие от Матфея на еврейском языке, которое было найдено философом Пантеном, преподавателем Александрийской школы.

Согласно армянской традиции, апостол Варфоломей исцелил царя Санатрука или сына царя Трдата от проказы у источника молока. В ознаменование этого события в области Албак была построена церковь святого Варфоломея. Согласно другой традиции, на этом месте ранее стоял языческий храм.

Существуют при этом различные версии отождествления города Альбаны (Албанополь, Урбанополь): православная традиция отождествляет его с Баку, в котором при раскопках у Девичьей башни были обнаружены остатки древнего храма, отождествляемого с базиликой, возведенной над местом гибели апостола; по мнению Мишеля ван Эсбрука, под Альбаной понимается понтийский город Никополь; по другой версии, апостол Варфоломей захоронен на юго-востоке современной Турции, в армянской исторической области Васпуракан, где в XIV веке на месте предполагаемого захоронения был построен армянский монастырь святого Варфоломея.

С X века часть мощей апостола хранится на острове Тиберина (Рим) в церкви Сан-Бартоломео, посвященной апостолу. Частицы мощей апостола Варфоломея хранятся также в ряде афонских монастырей, кафедральном соборе Святых Жен-мироносиц в Баку (передана в 2003 году Константинопольским патриархом) и других местах.

Память апостола Варфоломея совершается в Православной церкви 25 августа (7 сентября) шестеричным богослужением - перенесение мощей, а также 22 апреля (5 мая), 11 (24) июня - смерть, 30 июня (13 июля) - Собор двенадцати апостолов. В Католической церкви - 24 августа. В Армянской апостольской церкви почитается как ее основатель, к которому возводится апостольская преемственность ее иерархии, дни памяти - 25 февраля и 8 декабря.

икона Апостол Варфоломей

С именем Варфоломея связан ряд апокрифических произведений:

Жизнь и труды апостолов – Святой апостол Варфоломей

Восточная церковь 24 июня и 7 сентября вспоминает одного из 12-ти апостолов Иисуса – Варфоломея.Несмотря на то, что фигура Варфоломея подтверждена такими авторитетными источниками как Деяния Апостолов, Евангелие от Луки, от Матфея и от Марка, исследователи Церкви пытаются найти дополнительные подтверждения, что под разными именами (Варфоломей, Фома, Нафанаил) указывают на одного и того же человека.

Апостол Варфоломей жил в Кане Галилейской и был одним из первых учеников Спасителя, четвертым призванным после Андрея, Петра и Филиппа. К Иисусу его привел Филипп, рассказав, что это именно Тот, о ком писали Пророки и Моисей в своем Законе.

После схождения Святого Духа, повинуясь своему жребию, апостол Варфоломей начал проповедовать Евангелие в Сирии и Малой Азии. Вместе с ним такая же миссия выпала и апостолу Филиппу. Их пути периодически расходились, а через некоторое время апостолы снова проповедовали вместе. В одном из городов им встретился Иоанн Богослов, с которым они и отправились во Фригию.

Тяжелые испытания сопровождали апостолов на их пути. Уничтожив своими молитвами уродливую Ехидну, которой поклонялись язычники в городе Иераполе, Варфоломей и Филипп были схвачены по приказу языческих жрецов и приговорены к распятию.

Попытка казни святых вызвала страшное землетрясение, в результате которого земля поглотила святотатцев. Напуганные, те кто остался в живых, сняли апостолов. Но Филипп к тому времени уже умер. По­ста­вив Ста­хия епи­ско­пом Иера­по­ля, апо­стол Вар­фо­ло­мей и бла­жен­ная Ма­ри­ам­на оста­ви­ли этот го­род.

Свою миссию апостол Варфоломей продолжил в Индии. Там он переводил Евангелие от Матфея на понятный туземцам язык и обратил к Святой Вере многих язычников. Его дальнейший путь шел через Великую Армению. Проповедническая деятельность апостола возмутила служителей языческих культов и он был схвачен в городе Альване (современный Баку).

Варфоломей принял мученическую смерть. По разным источникам его распяли вниз головой и отсекли голову или содрали с живого кожу. Это произошло примерно в 70-71 году.

Верующие похоронили его в оловянной раке, на протяжении многих веков оберегали мощи апостола и почитали его как мученика.

В 982-м году мощи апостола Варфоломея были перенесены в Рим по приказу императора. Сегодня доля его мощей находится во Франкфуртском и Кентерберийском соборах.

Читайте также: