Гуманизм леонардо да винчи кратко

Обновлено: 27.04.2024

г) Завершение карьеры Леонардо как художника. Последние годы жизни, смерть.

  1. Величайшие достоинства Леонардо, гениальность его личности.
    Мир Леонардо

…В одном из каменных домов городка Винчи, расположенного в горах Тосканы, 15 апреля 1452 года родился, пожалуй, самый многогранный гений Возрождения (а может быть, и всех времён) – Леонардо. Исследователь загадочных явлений, создатель тревожащих воображение улыбок, за которыми кроется непознаваемая глубина, и рук, указующих в неизвестность, в горные выси, он казался современникам волшебником. Люди последующих поколений называли его итальянским Фаустом.

Загадка Леонардо начинается с его рождения. Он был незаконнорожденным сыном женщины, о которой почти ничего не известно. Она знакома нам под именем Катерина.

Об отце Леонардо, Пьеро да Винчи, известно гораздо больше, но тоже не достаточно. Он был нотариусом и происходил из семьи, которая обосновалась в Винчи, по крайней мере в ХIII столетии.

Господину Пьеру, мессэру Пьеро, во время рождения сына было около двадцати пяти лет. Во Флоренцию он переехал в возрасте тридцати лет, был уважаем, особенно в среде аристократии.

Леонардо сразу же был признан своим отцом и даже крещён в его присутствии. Однако в дом отца он был взят далеко не сразу. Вскоре после рождения он был отправлен вместе с Катериной в деревню Анхиано, расположенную недалеко от города Винчи, и оставался там около четырёх лет, однако в возрасте примерно четырёх с половиной лет был взят отцом в свой городской дом.

О том, как проходило детство Леонардо в Винчи ничего не известно. В более поздние годы он увлёкся ботаникой, геологией, наблюдениями за полётом птиц, игрой солнечного света и тени, движением воды. Всё это свидетельствует о его любознательности.

Его почерк удивителен. Он пишет с права на лево, буквы перевёрнуты так, что текст лучше читать с помощью зеркала.

Наиболее логичное объяснение его почерка: он был левша, и для него было просто удобнее так писать. При необходимости, например когда он обращался к кому-то с письмом или давал письменное указание, он писал, как все люди.

Мессэр Пьеро подумал, что это просто чудо. Он горячо одобрил мысль сына. Но после этого он спокойно купил у старьёвщика щит с нарисованным на нём пронзённым сердцем и отдал крестьянину. А работу Леонардо Пьеро тайно вывез во Флоренцию и продал купцам за сто дукатов.

…Очевидно, Леонардо и его отец не были близки, и много лет спустя, когда старик умер, Леонардо едва упомянул это в одной из своих записных книжек, в которую он обычно заносил научные наблюдения.

Но каковы бы ни были их отношения, мессэр Пьеро распознал талант своего сына и, когда мальчику было около пятнадцати лет, разрешил ему стать учеником в мастерской художника. От этого периода жизни Леонардо не осталось никаках сведений, однако вскоре после его смерти появилось несколько коротких биографий, написанных его современниками или почти современниками. Из них можно узнать о его особом обаянии. Наиболее серьёзная работа принадлежит Джорджио Вазари, художнику, который в тоже время оказался первым историком искусства Возрождения.

…Итак, Леонардо стал подмастерьем у Андреа дель Верроккио, одного из самых знаменитых художников Италии. Несмотря на то, что этого мастера постигла судьба оказаться превзойденным своим учеником, следует признать его человеком большим и чрезвычайно многогранного таланта, он был превосходным скульптором и бронзолитейщиком, опытным ювелиром, рисовальщиком костюмов и флагов, устроителем празднеств.

Отношения между Леонардо и Верроккио были, по-видимому, сердечными, хотя Леонардо никогда не упоминал о своём учителе в записных книжках. Он жил в доме Верроккио и продолжал там жить уже после того, как был принят в гильдию Святого Луки в 1472 году в возрасте двадцати лет.

В 1460-1470-е годы во Флоренции жили выдающиеся учёный, которые оказали влияние на формирующийся ум Леонардо да Винчи. Одним из них был Бендетто дель Аббако, занимавшийся коммерцией, механикой, инженерным делом. Должно быть, именно идеи Бендетто на всю жизнь пробудили в Леонардо интерес к изобретательству и всяческим механизмам.

Среди других людей, оказавших влияние на Леонардо, можно назвать Паоло дель Поццо Тосканелли, выдающегося учёного-математика, астронома и врача.

Несколько тесно общался Леонардо с этими людьми сказать трудно, но весьма вероятно, что он специально искал их общества. Он всегда был прямолинеен и неудержим в своём стремлении к знаниям; если кто-либо обладал интересующими его знаниями, он шёл прямо к цели и спрашивал, что ему было нужно.

В политической жизни Флоренции Леонардо участия не принимал и, возможно, не питал к ней никакого интереса.

…Где-то между 1476 и 1478 годами Леонардо открывает собственную мастерскую. Не известно, на какой улице она была и сколько времени просуществовала, но точно установлено, что Леонардо больше не работал у Верроккио.

Никто не может с точностью сказать, что же было на самом деле. Его личность тает в тумане времени. Гораздо больше значение имеет для нас его искусство. В 1481 году случилось событие, которое должно было сильно задеть и унизить Леонардо. Папа Сикст IV, приглашая лучших художников для работы в Ватикане. Среди приглашенных не было Леонардо. Он не мог отделаться от чувства, что во Флоренции у него нет будущего. Он обратил свой взор на север Италии и начал искать покровительство у Людовика Сфорца, при дворе которого была более здоровая, не столь манерно-изыскательная атмосфера. В 1482 году он уезжает в Милан и начинает новую жизнь вдали от Тосканы. Этот период длится почти двадцать лет, и за это время он получил признание – именно то, чего был лишён на родине.

Несмотря на то, что неувядаемая слава Леонардо связывает его имя с достижениями не только в изобразительном искусстве, но и во многих других областях человеческой деятельности, всё же, без сомнения, следует признать поразительным то, что за свои шестьдесят восемь лет он создал так мало картин – чуть более двадцати.

Портрет Джиневры де Бенчи, возможно, был написана 1473-1474 годах. Картина повреждена, часть полотна снизу обрезана: здесь были руки дамы в положении, очевидно, напоминающим то, которое тридцать лет спустя появилось на портрете Моны Лизы. Картина пронизана меланхоличным настроением, написана в тёмных, сумеречных тонах. Бледность лица Джиневры резко контрастирует с тёмной массой листвы у неё на спине. Задний фон картины погружен в густой туман, созданных с помощью мазком маслом, наложенных один на другой, которые смазывают контуры предметов и делают неясными их формы. Этот эффект называется сфумато; хотя он был изобретён не Леонардо, всё же в этой технике он стал величайшим из мастеров.

Глядя на эскизы к ней, можно сделать вывод, что Леонардо, скорее всего, сделал постановку фигуры, закончил голову Мадонны и полностью написал части тела Младенца.

Когда Леонардо рисовал безо всякой цели, то есть просто развлекаясь или водил по бумаге пером, думал о чём-либо другом, то он чаще всего покрывал бумагу профилями. Он сделал десятки набросков, более или менее похожих: суровый, почти суровый старик и красивый, нескольно несколько женственный юноша. Они символизируют столкновение грации и воображения с суровой дисциплиной научного подхода к предмету.

В центре изображённой сцены происходит, возможно, самая удивительная игра рук, которую только знало искусство: защита, поклонение, благословение, указание. Композиция представляет собой некую пирамиду, в вершине которой голова Мадонны. Взгляд ангела, в котором узнаётся уже определившийся идеал красоты Леонардо, не сокрыт, а обращён внутрь Пещеры слабо освещена, во влажном воздухе стоит лёгкая дымка сфумато.

Значительную часть времени в миланский период жизни у Леонардо отнимала архитектура. Как придворный архитектор и инженер он руководил завершением постройки новых зданий; давал советы по фортификации.

В 1488 году вместе с Браманте и другими архитекторами он представил на конкурс проекта центрального купола Миланского собора планы и деревянную модель. Однако ни один из архитектурных проектов Леонардо (включая и этот) так никогда и не был воплощён в жизнь.

Сервировка стола, покрытого вышитой скатертью, представляет собой как бы натюрморт: здесь и стаканы, и оловянная посуда, и маленькие хлебы. Всё это расставлено и разложено в гармоническом порядке, создать который были способны немногие художники.

Моделями апостолов служили живущие рядом люди, и Леонардо окружил их предметами повседневного быта, совершенно не заботясь о каком-либо архаике. Он рисовал на более узкой трапезной стене монастыря. Впечатление от работы, которая была завершена в 1498 году, были потрясающие: происходило смещение реальности и иллюзии, комната становилась как бы продолжением живописи.

Леонардо поместил Иуду с той же стороны стола, что и всех остальных, однако психологически отделил его от других одиночеством, которое гораздо более сокрушительно, чем просто физическое отстранение. Мрачный и сосредоточенный, Иуда отпрянул от Христа. На нем как бы вековая печать вины и одиночества. Другие апостолы, вопрошающие протестующие, отрицающие, все ещё не знают, кто из них предатель, - зритель узнаёт его сразу.

В расположении фигур, которые в полтора раза больше естественных, Леонардо использовал свои математические познания.

…Когда после падения Лодовика Сфорца Леонардо покидал Милан, он чувствовал свою творческую мощь. Ему было около пятидесяти лет, его ум стремился проникнуть в отдалённые пределы мироздания. Учёный в нём начал потеснять художника.

Дать Леонардо оценку как учёному невозможно: слишком много его бумаг утрачено, а те, что остались, в таком беспорядке, что вряд ли кто-нибудь сможет проследить эволюцию его идей.

Он придерживается идеи Пифагора о том, что земля имеет сферическую форму, что материя состоит из четырёх элементов: земли, воздуха, огня и воды. От Платона он воспринял тезис о том, что между человеком и Вселенной существует взаимное родство.

В области ботаники Леонардо да Винчи нет равных. Острота наблюдения позволила ему зарисовать жизнь растений с такой точностью, что некоторые его иллюстрации могут быть успешно использоваться в современных учебниках.

В анатомии – область, где Леонардо добился существенных результатов, - он был первым, кто описал клапан правого желудочка сердца, носящий его имя. Наверное, он был первым, кто предложил стеклянные модели органов.

Обозревая мысленным взором изобретения Леонардо, понимая, как высок уровень его знаний, поневоле чувствуешь себя потрясённым.

…Не одна лишь слава художника предписывала появлению Леонардо в Венеции. Он успел приобрести известность как военный инженер, а в это время венецианцы испытывали в таком специалисте большую нужду.

К возвратившемуся во Флоренцию мастеру отнеслись с почтением. В 1502-1503 годах Леонардо на восемь месяцев превратился в военного инженера. В роли его работодателя выступил Чезаре Борджена, самый жестокий, безжа-лостный тиран эпохи Возрождения.

…Когда в 1506 году 54 –летний Леонардо был призван в Милан Шарлем д’ Амбуазом, французским вице-каролём, никаких упоминаний о заданиях со стороны самого д’ Амбуаза или Людовака XII уже не было. Оба относились к Леонардо с большим уважением, возможно, они просто считали, что его присутствие украсит Миланский двор.

Французы предоставили Леонардо полную свободу действий. Платили ему хорошо и, очевидно, не предъявляли слишком настойчивых требований. Не считая случайных поездок, он провёл шесть лет в Милане, всё больше погружается в свои научные исследования.

…Единственный автопортрет Леонардо создан им, очевидно, во время его пребывания в Риме, когда ему было около шестидесяти двух лет. Портрет выполнен красным мелком (сангиной). Мы видим широкий изборождённый морщинами лоб, пристальный и одновременно грустный взгляд, исполненный боли, опущенные уголки губ, пышную бороду. Говорят, что Леонардо, не смотря на свою физическую силу, преждевременно состарился, и вот подтверждение этому. Его лицо кажется лицом древнего пророка. Это лицо человека, утратившего иллюзию.

Идея апоколептического крушения мира долго занимало воображение Леонардо. Но когда он наконец всерьёз преступил к этой ужасной теме, он полностью отошел от традиционных решений, доверившись собственным научным изысканиям и выводам: земля и горы сформированы силами бури и потопа – те же силы их и разрушат.

На рисунке начала потопа Леонардо изобразил мощный ливень, извергающийся разгневанными небесами и сметающий с земли всё, что на ней есть. В изображении кульминации потопа он отбросил всё, связанное с классической традицией: его рисунки почти беспредметны и исполнены чистого предопределения. Не осталось ничего, кроме элементарных начал: ни людей, ни земли, ни Бога.

Вообще, от Леонардо осталось громадное количество рисунков. Создавая их, он не только использовал все известные в его дни технические предметы, но и открывал новые. Некоторые рисунки он делал остро заточенным красным мелком – в этой технике он был если не зачинателем, то уже, во всяком случае, первым мастером. Ему приписывается изобретение постели: правда, в его собственных работах она не применялась, а впервые появился у его учеников. Он рисовал серебристым карандашом на тонированной бумаге с тончайшим мастерством.

Наиболее тонкие наблюдения над рисунками Леонардо сделаны крупнейшим авторитетом в области искусства Возрождения Бернардом Бернсом: «Суть рисунков Леонардо модно выразить так: они – отражение беспрепятственного, беззаботного и полного перенесения образа на бумагу… В этой чудесной алхимии так мало усилий, что кажется: внезапно, простым взмахом руки демиурга, земля пресуществляется в небеса.

Немногие мастера могли сравниться с Леонардо способностью создать трёхмерный эффект графическими методами. Глядя на любой из его эскизов, видишь, как простым утолщением линии он может передать все изгибы человеческого тела. Его любимыми орудиями труда были перо и чернила, которые позволяли ему переходить от рисования прямо к писанию своих комментариев.

Несмотря на болезнь, Леонардо ухитрился кое-что делать в Амбуазе. Почти вероятно, что он больше не занимался живописью, разве что добавлял штрих-другой к уже законченным картинам, тем, что были у него под рукой. Его интересовала прокладка каналов в долине Луары и её притоков: сохранились его два гидрографических рисунка с названием французских рек.

Вероятно, Леонардо принимал участие и в подготовке придворных празднеств. В описании мистерии, поставленной в близлежащем от Амбуаза замке Блуа, присутствует механический лев, которого вряд ли кто-либо, кроме Леонардо, смог бы придумать и сконструировать. Огромный лев, очевидно, приводимый в движение пружинами, сделал несколько шагов навстречу королю, как будто собирался на него напасть. Когда король ударил его жезлом, он остановился, грудь его раскрылась, и все увидели белые французские лилии на голубом поле.

О других заклятиях Леонардо во Франции известно очень мало. Можно себе представить, что он мирно погружался в дремоту, переходя из жизни в смерть. Среди его последних рисунков есть один, похожий на автопортрет: на берегу реки сидит старик, погружённый в столь глубокое созерцание, что кажется, только последняя труба архангела сможет пробудить его. Он умер 2 мая 1518 года, через год после того, как написал завещание, по которому свои рисунки и бумаги оставлял своему любимому ученику Франческо Мельци, кое-какие деньги – свободным братьям, а виноградник близ Милана – другому ученику, Салаи.

Как только Леонардо был опущен в могилу, смутная дымка таинственности, окружавшая его имя при жизни, стала гуще. Со временем она превратилась в облака, на которых он был вознесён. Его стали обожествлять.

…Леонардо, любитель и создатель всяческих мистерий, был похоронен среди принцев и государственных советников в Амбуазе. В суматохе последующих лет, во время гугенотских войн и революций, кладбище, на котором он лежал, пришло в запустение. В начале ХIХ века французский поэт-романтик Арсен Оссей попытался извлечь останки художника из общей погребальной ямы. Останки захоронены в маленькой часовне рядом с замком.

Закончить свой реферат я хочу словами Вазари, сказанным им через тридцать один год после смерти Леонардо: «Величайшие достоинства, которыми когда-либо обладал человек, как ниспосланные свыше, так и врождённые, - или нет, все же всерхестественные, чудесным образом соединившиеся в одном человеке: красота, грация, талант – были таковы, что к чему бы этот человек, столь счастливо одарённый, ни обращался, любое его действие было божественно; он всегда оставлял всех других людей позади, и это воочию доказывало, что он ведом рукой самого Господа.

Ренессанс — это период в культурном и идеологическом развитии Западной и Центральной Европы, переход от средневековой к современной культуре. Появление машинного производства, совершенствование инструментов и прогрессирующее разделение труда в производстве, распространение книгопечатания, географические открытия — все это изменило представления людей о мире и о себе. В гуманистическом мировоззрении появляется спокойное, свободомыслящее отношение. В науке преобладал интерес к судьбе и возможностям человека, а этические концепции утверждали его право на счастье. Основатель лютеранства М. Л. Кинг провозглашает, что все люди в равной степени наделены разумом. Человек начинает понимать, что он создан не для Бога, что он свободен и велик в своих поступках, что нет преград для его разума.

Своеобразной была и проблематика психологических исследований: зависимость человека от созвездия звезд, связь между обилием желчи и настроением, отражение психологических качеств в мимике лица и т.д. Делая выводы из своих наблюдений, Хуан Уарт в 1575 году писал, что телосложение и внешность с природной точностью соответствуют душевным качествам каждого человека.

Такие проблемы и выводы отражали необходимость освободить науку о душе от старых средневековых стереотипов. Новая эпоха породила новые идеи о природе человека и его духовном мире, породила титанов мыслительной силы, страсти и характера.

Психологические идеи Леонардо да Винчи - Эпоха гуманизма

Эпоха гуманизма

Гуманизм занимает центральное место в культурном феномене эпохи Возрождения. Это свободомыслие и светский индивидуализм. Она зародилась на кафедрах университетов.
Ядром гуманизма является этика, которая, прежде всего, дает окончательное объяснение человеческой природы. Следуя идеям Эпикура, философия Возрождения сосредоточилась на гармонии души и тела, на эквивалентности душевного и физического бытия. Способности человека рассматриваются не только как данные Богом, но и как результат его собственных усилий. С этим связано понимание достоинства человека, его бытия как творчески активной личности, реализующей свою свободу и индивидуальность через свою деятельность.

Философия Возрождения связывала свободу человека, смысл его жизни с его собственной внутренней активностью, творческой деятельностью, которая выступала главным фактором самореализации, индивидуализации личности; основные акценты делались на творческой активности человека, его свободе, индивидуальности (основные аспекты сущности личности).

Эразм Роттердамский. В целом, его философская позиция была просвещенной. Он считал, что все люди равны от рождения и становятся либо нравственными, благочестивыми, либо безнравственными перед Богом не в силу сословных причин, а в силу своей просвещенности, то есть уровня образования и воспитания. Он уделял много внимания этому процессу и видел роль философии и религии в формировании человеческой морали. В этом смысле он считал человека образом и подобием Бога. Дух — это высшее, божественное в человеке, цвет истины, добра, красоты, благости. Его противоположностью было тело, которое характеризовалось страстями, плотскими желаниями, желаниями, которые толкали человека на безнравственные поступки. Душа — это звено, соединяющее тело и дух. В зависимости от того, куда направлена душа — к разуму или к телу, человек является либо нравственным, либо безнравственным. Поэтому душа занимает особое место в человеке.

Мишель Монтень. Хотя он был натурфилософом, он уделял большое внимание проблеме человека: человек понимался как часть природы, созданной Богом. Это означает, что человек не занимает привилегированное положение в мире. Он — один из многих живых существ на земле. Он равен другим существам. Понимание свободы у Монтеня схоже с пониманием свободы древних стоиков: свобода человека — это познанная необходимость, и человек действует в соответствии с этой необходимостью.

Гуманизм оказал глубокое влияние на культуру Ренессанса и стал ее идеологическим стержнем. Гуманистический идеал гармоничного, творчески одаренного, героического человека с особой полнотой отразился в ренессансном искусстве XV века.

Каждый гуманист воплощал или пытался воплотить свои собственные теории. Гуманисты не только верили в обновленное, счастливое, интеллектуальное общество, но и сами пытались построить его, организуя школы и лекции и объясняя свои теории простым людям. Гуманизм охватывал практически все сферы человеческой жизни.

Леонардо да Винчи, титан эпохи Возрождения, гениальный художник, инженер, конструктор машин, ученый, специалист по анатомии человеческого тела, скульптор, архитектор и мыслитель. Он был воплощением гуманистического идеала и полностью сформировавшейся личностью. Он намного опередил свое время.

Жизненный путь Леонардо да Винчи

Концепция чувственного познания

Семь принципов Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи сформулировал семь принципов.

1 Принцип Curiosita
Неутолимое любопытство и жажда познания — это начало всех начал, первый шаг к познанию всего сущего. Ведь желание познавать, учиться и расти — это толчок для всех знаний, мудрости и открытий.

2 Принцип Dimostrazione
Научитесь думать самостоятельно и освободите свой разум от его зависимых ограничений, таких как привычки и предвзятые мнения. Леонардо выбрал слово Dimostrazione, чтобы подчеркнуть, насколько важно для каждого из нас учиться, делая что-то самостоятельно и полагаясь на собственный опыт.

3 Принцип Sensazione
Видеть, слышать, чувствовать. Загляните на мгновение внутрь себя и попытайтесь вспомнить, сколько раз за последний год вы чувствовали себя живым и настоящим? Возможно, в эти секунды ваши чувства в какой-то мере усилились. Третий принцип (sensazione) заключается в сознательном и систематическом совершенствовании, полировке и оттачивании наших пяти естественных чувств. Леонардо считал, что совершенствование нашего сенсорного восприятия: видеть, слышать, осязать, обонять и чувствовать окружающий мир — это самый верный ключ к обогащению нашего общего сенсорного опыта.

4 Принцип Sfumato
По мере того как в вашей душе пробуждается любопытство ребенка и ненасытный аппетит к вопросам школьного двора, вы будете все больше побеждать неуверенность, борясь со своими злейшими врагами — путаницей, двусмысленностью и внутренней двойственностью. Принцип номер четыре (Sfumato) — это ваша дорожная карта для освоения неизвестного и знакомства с парадоксами.

5 Принцип Arte Scienza

Для того чтобы из неопределенности и смутной неуверенности возникли гармония и творчество, мы должны применить пятый принцип (Arte-Scienza) или то, что мы сейчас называем целостным мышлением. Как считал Леонардо, формирование нашей внутренней гармонии не должно ограничиваться сферой нашей психики.
6 Принцип Corporalita
Мы должны стремиться к гармоничному взаимодействию тела и разума. Этим все сказано.

7 Принцип Connessione

Именно этот принцип объединяет все. Это способность:

  • построить пошаговую схему событий
  • видеть тонкие связи и глубокое родство между вещами и явлениями.
    Это желание прояснить, как воплотить свои мечты, свои цели и ценности, свои высокие идеалы и грезы в повседневной жизни.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Глобальные географические открытия были сделаны в период Возрождения: открытие Америки, бурное развитие мореплавания, промышленности и торговли; в обществе возникает потребность не только укреплять власть монарха внутри каждого из государств, но и развивать отношения между различными государствами. Рождается демократия, а вместе с ней и бурная международная деятельность.

Единым универсальным языком культуры разных западноевропейских стран был выбран обновленный латинский язык, способствовавший тому, что различные деятели и ученый эпохи Возрождения были причастны к единому духовному миру, несмотря на исторические, политические и религиозные разногласия.

Наряду с гуманистическим образованием начинается интенсивное развитие книгопечатания, что, несомненно, усиливает чувство культурного единства людей. Изобретение немца Гуттенберга с середины XV в. положило начало развитию типографии по всей Западной Европе, и вследствие чего возможность и желание приобщиться к духовному росту получает огромное количество людей.

Таким образом творцам эпохи Возрождения не приходится полностью копировать античных авторов, потому как, основываясь на своем собственном художественном опыте, они создают новый мир художественных образов и сюжетов, идей и проблем, поднятых великой эпохой Возрождения.

В одном из каменных домов городка Винчи, расположенного в горах Тосканы, 15 апреля 1452 года родился, пожалуй, самый многогранный гений Возрождения Леонардо. Исследователь загадочных явлений, создатель, тревожащих воображение улыбок, за которыми кроется, непознаваемая глубина, и рук, указующих в неизвестность, в горные выси, он казал временникам волшебником. Люди последующих поколений называли его итальянским Фаустом. Имя ему Леонардо да Винчи.

Загадка Леонардо начинается с его рождения. Он был незаконно рожденным сыном женщины, о которой почти ничего не известно. Биографы называют молодой крестьянкой. В Винчи существует традиция называть ее хозяйкой таверны. Она знакома нам под именем Катерина.

Об отце Леонардо, Пьетро да Винчи, известно гораздо больше, но тоже недостаточно. Он был нотариусом и происходил из семьи, которая обосновалась в Винчи, по крайней, мере в XIII столетии. Четыре поколения его предков также были нотариусами, достаточно хитрыми, чтобы стать землевладельцами и войти в число состоятельных горожан, носящих титул " Сеньор ", который уже по наследству перешел и к отцу Леонардо.

Господин Пьетро, мессэр Пьетро, которому во время рождения сына было около двадцати пяти лет, обладал впечатляющими жизненными достоинствами : он дожил до семидесяти семи лет, имел четырех жен (трех успел похоронить) и был отцом двенадцати детей, причем последний ребенок появился на свет, когда ему было


Актуальность выбранной темы очевидна, ибо открытия Леонардо да Винчи, во многом опередившие время, служат источником вдохновения и для современных ученых.

Цель работы: показать, что становление антропоцентризма, как мировоззренческого ориентира эпохи Возрождения, послужило мощным толчком к развитию наук и искусства.

Гуманизм и антропоцентризм – это сущность эпохи Возрождения. Гуманизм начинается, когда человек задумывается о самом себе, о своем предназначении, о цели и смысле своего существования.

В центре внимания да Винчи – человек, представляющий собой центр вселенной, а также цель всех событий, происходящих в мире. Ученый считает, что лишь опыт может послужить источником познания, но для его накопления необходима постоянная практика, при этом необходимо руководствоваться нормами гуманистической этики. Л. да Винчи, как гуманист, провозглашал равенство всех людей, независимо от их рода и принадлежности к сословию и был уверен, что в человеке заложены все возможности к саморазвитию и совершенствованию. Идеи гуманизма, безусловно, оказали влияние на сущность эстетики да Винчи. Гуманизм для Леонардо связан с твёрдым убеждением в том, что наука и искусство, как инструменты, служат для познания реального мира.

Леонардо да Винчи – талантливый ученый, мастер живописи и скульптуры. Он изучил основы инженерии, спроектировал огромное количество оросительных сооружений, оружия и летательных аппаратов, его технические разработки невозможно было воплотить в жизнь при том уровне развития технологий, который был в XVI веке.

Леонардо превосходно разбирался в анатомии человека. Он зарисовывал особенности внутреннего расположения органов и строения мышц, создал принципы анатомического рисования. Также он сделал описание щитовидной железы, ее основных функций.

Масштаб творческой мысли гения да Винчи далеко превзошел свою эпоху. На наш взгляд, если бы проекты Лонардо да Винчи нашли свое воплощение немного раньше, то человечество, безусловно, было бы на несколько ступеней выше в своём развитии.

Читайте также: