Апокалипсис сегодня сюжет кратко

Обновлено: 05.07.2024

Борхес писал, что в литературе есть всего три сюжета: это война, путешествие, и самоубийство бога. "Апокалипсис Сегодня" вмещает в себя все три.

Война и джунгли — это то, что создало Курца. В оригинальном романе "Сердце тьмы" Конрада, где действие происходит в английской колонии в Африке, есть только джунгли — они и пробуждают в Курце его первобытное, когда поняв джунгли, он перестаёт принадлежать цивилизации или даже самому себе, и начинает принадлежать им — но они же его в итоге и убивают. В книге он тощий, практически прозрачный. В фильме всё иначе — там есть война, и полное внутреннее понимание войны делает Курца всеобъемлющим, всеприсутствующим, и фактически неуязвимым. Отринув всё своё человеческое, он начинает видеть всё лицемерие цивилизации, несущей себя в джунгли, скидывающей на людей огонь с вертолётов, но не дозволяющей пилотам написать "FUCK" на боеголовке. Он также понимает, почему вьетконг победит в войне — потому что они могут убивать, выбросив мораль из уравнения. Но поняв всё это, Курц, в общем-то, перестаёт быть человеком.

(Курц заодно противопоставляется стихийному убийце полковнику Килгору, который делает в принципе всё то же самое, что и Курц, но считается при этом не безумцем, а героем. Разница между ними в том, что Килгор действует без понимания внутренней природы войны, а Курц действует, исходя именно из неё.)

Путешествие Уилларда к Курцу — это в том числе его превращение в Курца, путешествие в буквальное сердце тьмы. Они дальние двойники, с той только разницей, что Уиллард совершенно пассивен: его ум занят чтением досье, во всём остальном он едва ли принимает активное участие. Даже убийство Курца — всего лишь его предписание. Человеческое Уилларда уже погашено войной, но у него нет ничего больше, чем он мог бы себя наполнить — только миссия, данная ему "за грехи его". Знакомство с Курцем предлагает ему своего рода альтернативу: впустить войну внутрь, оставить одно первобытное, сделать своими единственными друзьями "ужас и моральный террор". Убивать — но без осуждения. Без метода. Но главное — убивать.

(Собственно, ранняя концовка фильма представляла собой Курца и Уилларда, вместе отбивающих вертолётную атаку, и вместе гибнущих в напалме.)

Парадокс Курца — что его верхняя точка неуязвимости становится верхней точкой его же саморазрушения. Сверхчеловека никто кроме него самого убить не может, и Курц ищет смерти чужими руками — в данном случае готового стать сверхчеловеком Уилларда. Именно поэтому Курц говорит с ним, учит его, выпускает из клетки, позволяет себя убить. Для Курца это единственный выход, потому что вернуться ему некуда, а ничего больше себя самого он убить не может, потому что больше ничего нет. Это и есть сюжет о самоубийстве бога.

Когда герой убивает дракона, он сам становится драконом. Убийство Курца делает Уилларда новым Курцем — потому и преклоняются пред ним дикари, а в кадре встаёт улыбающийся каменный идол. Но тем не менее, Уиллард уплывает обратно — его единственное собственное решение за весь фильм, пусть он и говорит, что уже не состоит в "их" армии. Не случайно повествование ведётся в форме воспоминания Уилларда — как и в оригинальном романе — Уиллард выжил, каким-то образом вернув себе человеческое, хотя и успев заглянуть в "сердце тьмы".

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 5 сентября 2011.

179 мин. (режиссерская — 202 мин.)

Главная сюжетная линия фильма — рассказ о капитане спецназа Уилларде, посланном в джунгли Камбоджи, чтобы устранить сошедшего с ума полковника Курца, который командует отрядом из местных жителей и обвиняется в убийстве нескольких вьетнамцев. В ходе путешествия с Уиллардом происходит много странных событий, и под воздействием окружающей обстановки он по мере приближения к цели постепенно теряет ощущение реальности и перестаёт понимать, что ему делать дальше. Многие из кинокритиков считают, что фильм, как и новелла Джозефа Конрада, уводит зрителя далеко вглубь человеческой психики, а война служит лишь фоном для проявления тех человеческих качеств, которые обычно не лежат на поверхности [источник не указан 474 дня] .

Содержание

История создания

Предпосылки

Съёмки фильма

Фильм снимался с марта 1976 года по август 1977 года на Филиппинах, большей частью на реке Пагсаньян. История его создания стала почти легендой из-за долгого времени съёмок и многочисленных трудностей, которые постоянно приходилось преодолевать. Фильм обошёлся гораздо дороже, чем это планировалось, и снимался гораздо дольше первоначального расписания [источник не указан 474 дня] . Тому было множество причин:

Американское правительство и военное командование, видя, что Коппола собирается снять фильм, который не совпадёт с официальной точкой зрения на войну во Вьетнаме, отказалось каким-либо образом помогать в съёмках фильма. Коппола нашёл поддержку у правительства Филиппин, которое было тогда в натянутых отношениях с США, и филиппинские вооружённые силы согласились предоставить вертолёты вместе с пилотами. Поскольку пилоты плохо представляли себе процесс киносъёмок, требовалось некоторое время, чтобы объяснить им, что от них требуется. В это время правительство Филиппин вело боевые действия против повстанцев, и нередко в тот момент, когда пилоты были обучены и можно было начинать съёмку, их отзывали для участия в этих боях. Затем военное командование присылало вертолёты снова, но в них были уже другие пилоты, которых нужно было обучать заново [источник не указан 474 дня] . Неоднократные попытки Копполы объяснить филиппинским генералам, что нужно присылать одних и тех же пилотов, не возымели успеха. В результате сцена вертолётной атаки на вьетнамскую деревню, которая занимает в фильме около 15 минут, снималась в течение нескольких месяцев [источник не указан 474 дня] .

Вскоре после начала съёмок большинство построенных декораций были разрушены внезапно случившимся тайфуном [источник не указан 474 дня] . Пришлось строить их заново, что потребовало немало времени и денег.

Главную роль должен был играть Харви Кейтель, однако, когда Коппола отснял некоторое количество эпизодов, образ Уилларда ему совсем не понравился, и Кейтель был заменён на Мартина Шина [источник не указан 474 дня] ; уже отснятые сцены с Кейтелем пришлось переснимать.

В процессе съёмок страданий капитана Уилларда в отеле Сайгона Коппола стремился к максимальному правдоподобию, и сам Шин поддерживал его в этом, вгоняя себя в депрессию и намеренно злоупотребляя алкоголем. Большинство сцен в отеле были сняты, когда Мартин Шин на самом деле был пьян и не обращал внимания на то, что его снимают [источник не указан 474 дня] . Всё это привело к тому, что у Шина случился инфаркт, который чуть не стал смертельным [источник не указан 474 дня] . Ему потребовалось длительное время, чтобы восстановиться и вернуться к работе, и Коппола подумывал даже о том, чтобы свернуть производство фильма. Когда съёмки возобновились, Шина стремились не нагружать, и в некоторых сценах, которые надо было переснять, Мартина подменял его брат Джо Эстевес, похожий на Шина и внешне, и голосом. Позже он также озвучивал некоторые из диалогов фильма.

Вторую главную роль должен был играть Марлон Брандо. Его участие было необходимо только в концовке фильма, и Коппола договорился с Брандо, что тот прибудет на Филиппины к этому моменту. Коппола требовал, чтобы Брандо похудел (поскольку его персонаж описывался как болезненный и истощённый) и прочитал книгу Джозефа Конрада. Когда Брандо приехал на съёмки, выяснилось, что он не только не похудел, но и ещё больше располнел, и не прочитал не только книгу Конрада, но даже и сценарий фильма. У него было немного времени для съёмок, и он отказывался учить текст своей роли. Практически все монологи Курца были чистой импровизацией Брандо [источник не указан 474 дня] , и Копполе пришлось смириться с этим. Чтобы полнота Брандо не так бросалась в глаза, Коппола снимал преимущественно его лицо, всё остальное оставалось затенённым.

Перед выпуском фильма в широкий прокат Копполе пришлось ещё немного сократить фильм, и выпущенная версия шла примерно два с половиной часа. Прокат фильма принёс высокие кассовые сборы и в США, и в других странах — всего около 100 миллионов долларов.

    — режиссёр, продюсер , Фрэнсис Форд Коппола — сценарий — дикторский текст — оператор-постановщик
  • Энрико Уметелли — оператор
  • Дин Тавуларис — художник-постановщик
  • Ричард Маркс — главный редактор
  • Уолтер Мюрх, Джеральд Би Гринберг, Лиза Фрахтман — редакторы
  • Дэннис Якоб — креативный консультант
  • Дик Уайт, Фред Рексер младший, подполковник в отставке Питер Кама, Пол Грегори, Ричард Диогварди, Дуг Райан — военные консультанты
  • Кармин Коппола, Фрэнсис Форд Коппола — композиторы
  • Уолтер Мёрч — звукооператор
  • Анджело Грэм — художник
  • Джордж Ар Нельсон — декоратор
  • Чарльз И Джеймс, Деннис Эм Филл, Джордж Литтл, Ластер Бэйлес, Норман Барза — костюмы
  • Джек Янг, Фрэд Си Блау младший — грим
  • Джозеф Ломбарди, Эй Ди Флауэрс — спецэффекты (координаторы группы)
  • Джерри Цайзмер, Ларри Джэй Франко, Тони Брандт — ассистенты режиссёра
  • Фред Рус, Грэй Фредриксон, Том Стернберг — сопродюсеры
  • Ким Обри — продюсер режиссёрской версии

Сюжет

Действие происходит в 1969 году, на пике Вьетнамской войны. Капитан Бенджамин Уиллард из 173-ей воздушно-десантной бригады — ветеран спецназа, угнетённый внутренними проблемами и неприспособленный более к мирной жизни — живёт в отеле в Сайгоне, ожидая следующего задания. Он злоупотребляет алкоголем, предаётся воспоминаниям.

В один из дней к нему приходят несколько военных, оповещают о новом задании и сопровождают в штаб. Там несколько генералов рассказывают Уилларду о задании: найти в джунглях Камбоджи бывшего полковника американской армии Уолтера Курца, который служил раньше в специальных войсках. Они утверждают, что полковник Курц дезертировал, сошёл с ума, и теперь командует группой местных жителей в джунглях нейтральной Камбоджи, которые почитают его как Бога. По их словам, Курц со своими людьми убил нескольких агентов разведки Республики Вьетнам. В подтверждение они проигрывают несколько пространных радиозаписей, в которых Курц сравнивает себя с улиткой, ползущей по лезвию бритвы, в следующей записи он призывает убивать, не убивая. В заключение генералы говорят, что Уиллард, найдя Курца, должен убить его.

Далее Уиллард говорит известную фразу:

Осуждать за убийство здесь, на этой войне, так же бессмысленно, как штрафовать за превышение скорости на гонках Формулы 1

Когда вертолёты подавляют все очаги сопротивления в селении, и на пляже остается отчаянное сопротивление жителей деревни из джунглей, подполковник Килгор вызывает самолёты, которые выжигают все окрестные джунгли напалмом. [6] Подполковник торжествует и произносит свою известную речь:

Чувствуешь запах? Это напалм, сынок. Больше ничто в мире не пахнет так.

Я люблю запах напалма поутру. Однажды мы бомбили одну высоту двенадцать часов подряд. И когда всё закончилось, я поднялся на неё. Там уже никого не было, даже ни одного вонючего трупа. Только запах напалма! Весь холм был им пропитан. Это был запах… победы!

Когда-нибудь эта война закончится.

Экипаж катера не избегает потерь: сначала от пули засевшего в засаде вьетконговца погибает Клин, потом брошенное с берега копьё попадает в командира Филипса.

Я видел ужасы… ужасы, которые видел и ты. Но у тебя нет права называть меня убийцей. Ты можешь убить меня, у тебя есть на это право. Но у тебя нет права судить меня. Человеку невозможно объяснить словами, что такое необходимость, если он не знает, что значит ужас. Ужас. Ужас имеет своё лицо… и ужас должен стать твоим другом, иначе он станет твоим врагом, которого ты будешь бояться… злейшим врагом.

Я помню, когда я служил в специальных войсках… кажется, это было тысячу веков назад… мы пришли в одну деревню, чтобы вакцинировать детей от полиомиелита. Мы сделали это и ушли, но какой-то старик побежал за нами, он плакал и не мог толком ничего сказать. Мы вернулись в деревню, и увидели, что они пришли и отрубили все руки, в которые делались прививки. Они лежали в кучке… кучка маленьких детских рук. И я помню… я… я плакал, я рыдал, как какая-нибудь старуха. Мне хотелось выбить себе все зубы, я не знал, что мне делать… И я хочу помнить об этом. Я не хочу забывать об этом. И тогда я понял… как будто в меня кто-то выстрелил, выстрелил алмазной пулей прямо мне в лоб. И я думал: Боже мой, это гениально. Гениально. Воля, чтобы сделать это — совершенная, кристально чистая. И я понял, что они сильнее нас, потому что они могли вынести это. Это были не монстры, это были люди… тренированные кадры. У них были семьи, у них были дети, их сердца были полны любви… но у них была сила — сила, чтобы сделать это. Если бы у меня было десять дивизий таких людей, наши проблемы здесь закончились бы очень быстро. Нам нужны люди, обладающие высокой моралью, но в то же время способные мобилизовать свои первобытные инстинкты и убивать без чувства, без страсти, не пытаясь судить… не пытаясь судить. Потому что именно желание судить делает нас слабее и приводит к поражению.

Различные версии фильма

Режиссёрская версия фильма

Эта версия имеет продолжительность 202 минуты, в неё вошли некоторые изначально вырезанные при монтаже материалы. Наиболее важные из них:

Наиболее значительное прибавление в версии Redux — антиколониальная линия, представленная эпизодами на французской плантации. Эта щекотливая для французов критика была удалена из фильма в 1979 году, поскольку премьера фильма происходила на фестивале в Каннах — в это время Коммунистическая партия была ведущей политической силой во Франции, и тема войны в Индокитае была под запретом. В фильме патриарх семьи французских колонистов говорит о позитивной стороне колониализма в Индокитае (эти слова приобретают иронический оттенок из-за сопровождающей их ссоры), и в то же время обвиняет коммунистических активистов во Франции в предательстве своих военных в ходе первой войны в Индокитае (Вьетнамская война считается второй).

Альтернативные концовки

По законам Филиппин, после завершения съёмок фильма все декорации должны были быть уничтожены [источник не указан 474 дня] . Коппола решил разрушить декорации с помощью серии взрывов и снять это на плёнку, в надежде так или иначе использовать эти кадры впоследствии. Коппола со своими сотрудниками установил несколько камер с различными объективами и фильтрами, и снял взрывы с разных точек и с разной скоростью. На фоне этих кадров в оригинальной версии фильма на 35-мм плёнке шли титры в конце фильма, и многие посчитали это указанием на то, что Уиллард всё же вызвал бомбардировщики. Узнав о такой реакции, Коппола вырезал из концовки фильма эти кадры и оставил просто титры. Он отрицал, что бомбардировка поселения Курца рассматривалась как один из альтернативных вариантов окончания фильма. В своём комментарии на DVD Коппола утверждает, что эти съёмки должны рассматриваться как отдельное мини-произведение, не имеющее прямого отношения к фильму [источник не указан 474 дня] .

В частной беседе во время приезда в Москву в 1979 году Коппола рассказывал, что в предыдущем варианте финала последним кадром фильма должен был стать наезд камеры (с общего плана на крупный) на лицо Уилларда, выходящего к аборигенам после убийства полковника Курца. По первоначальному замыслу режиссёра этот последний кадр должен был перекликаться с первым (так и не снятым), которым фильм должен был открываться: в режиссёрском сценарии сохранилось упоминание о стремительном движении камеры из космического пространства к Земле, к Юго-Восточной Азии, к Вьетнаму, к Сайгону, к отелю, где на кровати лежит Уиллард, и остановиться камера должна была на лице Уилларда (то, с чего сейчас фильм и начинается).

Существует несколько различных версий титров в конце фильма. Релиз фильма на плёнке 70 мм не содержит титров в конце (кроме надписи Copyright 1979 Omni Zoetrope), и в последних кадрах фильма Уиллард плывёт на катере мимо статуи каменного идола, которая постепенно растворяется в темноте. В версии на плёнке 35 мм титры показываются на фоне взрывов. Наконец, в последней из версий 1979 года, наиболее распространённой, титры идут на чёрном фоне. В версии Redux титры также показываются на чёрном фоне, но при этом звучит музыка и слышны звуки джунглей.

Музыка и стихи

В фильме использованы отрывки из следующих произведений:

Компанией Nonesuch Records выпущен саундтрек к фильму. В современной редакции он представляет собой двойной компакт-диск, на котором записано в общей сложности 30 треков (полные версии песен и отрывки из фильма).

Отклики

Фильм и книга

Коппола утверждал, что многие эпизоды фильма — атака на катер с помощью стрел и копий, например — сделаны из уважения к духу новеллы Конрада и, в частности, к высказываемой в ней критике основ современной цивилизации и прогресса. Хотя европейская колонизация Африки заменена в фильме американской интервенцией, это не меняет смысл универсального послания книги.

Награды и номинации

  • лучший фильм;
  • лучший режиссёр (Фрэнсис Ф. Коппола);
  • лучший сценарий, основанный на другом произведении (Фрэнсис Ф. Коппола и Джон Милиус);
  • лучшая роль второго плана (Роберт Дюволл);
  • лучшие декорации (Анжело П. Грэхэм, Джордж Р. Нельсон и Дин Тавуларис);
  • лучшая редакторская работа (Лиза Фрухтман, Джеральд Б. Гринберг, Ричард Маркс и Уолтер Мёрч).

Также фильм номинировался на:

Технические данные

apokalipsa

Название Апокалипсис now имеет смысл не только апокалипсис сегодня, но и наших дней, и даже, - сейчас. Скорее всего, Коппола имел ввиду что-то полемическое по отношению к лозунгам хиппи о всеобщем мире и любви - "нирвана сейчас" . Изначально же фильм назывался "Психоделический солдат". Потом назывался "Нирвана now" почти до самого конца, пока режиссёры не увидели, что они "натворили". Хотя, где нирвана, там и апокалипсис. В итоге в нирвану оказался погружен один персонаж (офицер Курц) и такое чувство, что в неё пытаются проникнуть все остальные, включая режиссёра, но "по прибытию" никому там не нравится). Несмотря на навязчивое использование трека " The End" группы " The Doors" в начале и конце фильма, понятно, что этим всё не кончается ни в творчестве Копполы ни даже в судьбах персонажей, которые там присутствуют.
.

. В одном из финальных разговоров с Уиллардом есть гениальный момент, когда Марлон на середине очень важного диалога запинается и в момент упоминания высшей силы поднимает

глаза кверху. и всем кажется УАУ, какая актёрская находка. На самом деле там у него были приклеены очень большими буквами строчки монолога.
.

Почему антивоенный? Здесь идёт речь о войне в другом смыле. Война ,как состояние души, безусловно больной и кризисной, но как любой кризис- продуктивной. Поэтому, война здесь — это не планомерная операция по уничтожению какой-то деревни, где засели какие-то враги, а набор случайностей и импульсов. Например, налёт валькирий сделан из-за того, что отчаянно скучающий, а вовсе не умирающий от ужаса в далёкой стране эксцентричный подполковник Билл Килгор страдает от того, что в той местности потрясающий прибой, волны, а он увлекается серфингом. И вдруг он видит в команде Уилларда очень крутого сёрфера. , А сёрфер уже и забыл кто он есть, он уже давно солдат, ему не до того. Но подполковник хочет, чтобы они покатались на досках по волнам. Но ведь у него изначально были сосем другие планы, а он их резко поменял под влиянием секундного душевного импульса ради минутной забавы. И весь полёт валькирий и всё священное безумие и вся операция "воздушной кавалерии вертолётов" сподвигнуты этим случайным капризом человека, сошедшего с ума.. Нужно обратить внимание и на то, что для убийство одного человека, съехавшего с катушек (офицера Курца) организовали целую операцию, а второй, сошедший с ума (подполковник Билл Килгор) успешно руководит своим подразделением и помогает Уилларду. Важно, что сначала Уиллард сомневается в себе, жалеет себя, потому что он саморазрушается и,как любой человек, пришедший с войны, он не выдерживает это испытание. А дальше он начинает проникать в происходящее, как свидетель,а не участник. Ведь он должен совершить своё убийство в конце. Когда доплывёт, тогда и убьёт. А до этого ему можно не вмешиваться ни во что, не ввязываться. Его миссия совершенно специфическая. И он начинает смотреть на всё со стороны, глазами наблюдателя, вместе со зрителем. Он начинает понимать, что это не он сдался и не выдержал, а это весь мир сошёл с ума . Но интересно, что Коппола показывает это не операцией плохих американских властей, которые устроили несправедливую войну (этот месседж испортил бы весь фильм). Он смотрит на это как на череду индивидуальных безумий. Почему они захватили весь мир? По той простой причине, что мир катится к своему концу. И поэтому начинается война всех со всеми, где нет правых и виноватых. И поэтому важна вырезанная им, вроде бы бессмысленная сцена на французской плантации затерянной где-то, где вдруг появляются французы. (сцену вырезали потому, что фильм ехал в Канны, хотели, чтобы французы его наградили, что удалось)) В этой сцене показывается, что французы - такие же как и американцы, хотя может быть, напалмом там не жгли . Но у них более давние традиции. Они уже давно всех спалили, кого было нужно. И великолепно там проживают. Это показывает, что данное касается всего мира, а вовсе не только каких-то там нехороших американских властей. Кстати, американские власти не поддержали создание фильма. Оборонка могла выделить военную технику, но сценарий настолько не понравился, что было сказано - никакой техники. Сцены снимались на филиппинских вертолётах. Более того, этим вертолётам со съёмочной площадки приходилось улетать на реальные боевые задания — бомбить каких-то повстанцев. Вертолёты приходилось перекрашивать, чтобы они были похожи на американские, а потом обратно в филиппинские. Трудности были в том, что всё время присылали новых пилотов и нужно было объяснять, куда лететь.
.

Ну и ,конечно, самый главный вопрос который важен на войне , и перестаёт быть важным в антивоенном произведении, которым Апокалипсис, конечно, является. Кто хороший и кто плохой? Вроде до самого конца мы понимаем, что Уиллард не убийца ,он никакие вертолёты не запускал, никого не жёг, у него какие-то угрызения совести, он точно хорорший. А тот сумасшедший, лысый, который людей убивает, он точно плохой (Курц). Но когда один приезжает ко второму и получается, что они являются одним и тем же человеком. И если один другого убьёт - тот ему за это скажет спасибо, испуская последний вздох. Вот тут они меняются местами. Последний кадр, которым фильм заканчивается это лицо, сидящего в воде Уилларда. Которое совпадает с лицом каменногго будды . Это же классическая дзенская история, что если встретишь будду, то его надо убить.
.

будда


.

Вспоминаются широкие планы с надвигающимися как мухи вертолётами, сцена на мосту, они все гениально сняты. Но то, что в фильме особенно интересно, это - наличие нескольких точек зрения. Есть точка зрения Уилларда, есть взгляд на него, когда мы видим его со стороны. И особенно это мастерски показано в монологах сумасшедшего Курца , когда он его слушает и весь мир вообще исчезает, сжимается, и мы видим только частичку лица Марлона Брандо, который говорит свои безумные , возможно, сымпровизированные монологи.
.

apocalypse_now_dennis_hopper-e1306662780417

Был там ещё невменяемый фотограф, с тремя или четырьмя фотоаппаратами. Он воплощает собою невозможность показать реальность. Невозможность её сфотографировать. Невозможность репортажно показать кто хороший, а кто плохой, где правда, а где ложь. Известно, что у американцев очень много репортажей и съёмок и фотографий с вьетнамской войны. Но, тем не менее все они ничего толком не передают . И в отношениии иракской войны видим тоже самое. Кинематограф показывает нам больше, чем репортажи. И это при том, что все снимают, огромное количество самодеятельного видео , но при этом это ничего не отражает. Вот поэтому герой Дениса Хопера (киноактёр, сыгравший того фотографа) был прав , хоть и не знал об этом, восхощаясь величием и ужасом всего того, что творится вокруг него , являлся единственным европейцем, единственным белым человеком, среди огромного количества туземцев, которые как раз ничему не удивляются, не сходят с ума, а естественным образом принимают своего нового бога, поклоняются ему. Это очень тонко показывает то, что произошло. Что было на самом деле в этом сердце тьмы, куда они плыли через всю эту войну, через все эти ужасы. В сердце тьмы - сон разума.
.

История создания, анализ и интерпретации главного творения Фрэнсиса Форда Копполы.

Этот анализ будет большим, так что советую добавить его в закладки. В тексте содержатся серьёзные спойлеры — перед прочтением лучше всё же ознакомиться с фильмом.

Этот человек без всякого сомнения является одним из самых прославленных и значимых постановщиков в истории кино. Коппола держит звание общепризнанного гения: ни один список лучших режиссёров в истории мирового кино не обходится без его имени.

Совместная фотография сотрудников American Zoetrope. Фрэнсис Форд Коппола стоит на лестнице, выше всех

Проекта не случилось бы без его идейного вдохновителя, сценариста Джона Милиуса, написавшего первый вариант сценария в 1969 году. О том, как у него возникла идея фильма о Вьетнаме, он рассказал в своем эссе, опубликованном в 2017 году.

В картине американские военные были показаны исключительно в положительном свете, идея войны во Вьетнаме преподносилась как что-то правильное и само собой разумеющееся. Выход фильма породил протесты граждан, считавших Вьетнамский конфликт абсолютно бессмысленной кровопролитной бойней. Вдохновившись такой реакцией, Милиус понял, что обществу необходим фильм с другим взглядом на Вьетнамскую войну, в котором отобразилась бы её бессмысленная жестокость и абсурдность.

Так на свет и появилось название фильма, а рисунок Милиус поместил в одну из раскадровок. Закончив сценарий, Милиус отдал его на рассмотрение Джорджу Лукасу, который уже отнёс работу в American Zoetrope. За проект Джон Милиус предварительно получил пятнадцать тысяч долларов, а в 1979 году, в год выхода картины, — ещё пятнадцать.

Сценарий фильма предполагал, что это будет экспериментальный проект среднего уровня. Милиус хотел снимать его на недорогую 16-миллиметровую камеру в джунглях прямо посреди боевых действий, придавая фильму оттенок псевдодокументалистики. Образы персонажей в первоначальном варианте сценария отдавали пафосом: у Курца было большое количество пространных монологов о необходимости войны, Уиллард в концовке фильма присоединялся к нему, чтобы вместе отбиваться от вертолётной атаки американской армии, в истории было много абсурда и чёрного юмора.

Джордж Лукас видел фильм как сатиру на военные картины и собирался следовать первоначальному варианту сценария. Но, проработав над ним некоторое время, Лукас вовремя понял, что проект его интересует не в такой степени, как создание собственного фильма. Это вызвало конфликт между ним и Копполой, считавшим, что тот поступает бездумно. В итоге Лукас покинул режиссёрское кресло.

Но Коппола не считался бы великим режиссёром, если бы не смог довести такую громоздкую идею до конца.

Читайте также: