Антивоенное и студенческое движение в сша кратко

Обновлено: 05.07.2024

Война США во Вьетнаме вызвала самое упорное антивоенное движение в истории США, начавшееся с начала бомбардировок Северного Вьетнама в 1964 году и введения боевых войск в следующем году. В течение следующего десятилетия сотни тысяч молодых людей радикализируются в основном ненасильственной, разнообразной и иногда зарождающейся массовой культуре военного сопротивления, используя тактику, варьирующуюся от комического уличного театра до промышленного саботажа. Студенты, правительственные чиновники, профсоюзы, церковные группы и семьи среднего класса все больше выступали против войны, которая достигла своего апогея в 1968 году, вынудив постепенно вывести американские войска. Антивоенная деятельность, особенно широкомасштабное сопротивление призыву на военную службу, вынудили США прекратить боевые действия во Вьетнаме и приостановить призыв к январю 1973 года.

Истоки Вьетнамской войны уходят корнями в многовековое сопротивление вьетнамцев иностранному контролю. После периодического господства китайцев, французы колонизировали Вьетнам и соседние Лаос и Камбоджу в середине 19-го века. Спорадическое сопротивление французским колонизаторам продолжалось вплоть до японского вторжения во время Второй мировой войны, что привело к мощному партизанскому восстанию под руководством коммунистов, известному под руководством Вьетминя, которое получило широкую народную поддержку. Сопротивление продолжалось, когда французы при поддержке США попытались вновь завоевать страну. Женевское соглашение 1954 года, которое положило конец колониальной войне и предоставило независимость, временно разделило Вьетнам на 17-й параллели до объединительных выборов 1956 года. Однако Соединенные Штаты, опасаясь победы коммунистов, заблокировали проведение выборов. Вооруженное восстание, возглавляемое возглавляемым коммунистами Национальным фронтом освобождения (НФН), также называемым “Вьетконгом”, в Южном Вьетнаме бросило вызов коррумпированной поддерживаемой США диктатуре в Сайгоне, в результате чего администрация Кеннеди направила в страну все большее число военных советников. Ссылаясь на поддержку НВФ со стороны Северного Вьетнама, президент Джонсон начал кампанию бомбардировок Севера в августе 1964 года и приказал американским боевым частям войти в Южный Вьетнам в 1965 году, что, в свою очередь, привело к тому, что армия Северного Вьетнама присоединилась к НВФ, сражающимся на юге.[20,с.30]

В то время как в Соединенных Штатах существовала долгая история народного сопротивления иностранным войнам, таким как кампания антиимпериалистической Лиги против американского вторжения на Филиппины в начале 20-го века, движение против Вьетнамской войны было беспрецедентным по своим масштабам. До эскалации американского вмешательства во Вьетнам уже существовало небольшое движение За мир, основанное главным образом на озабоченности по поводу ядерного распространения, в частности ядерных испытаний. Это движение возглавлялось главным образом комитетом за разумную ядерную политику (SANE), созданным в 1957 году, но также включало пацифистский комитет ненасильственных действий (CNVA), основанный в том же году, и женскую забастовку за мир (WSP). Ранняя оппозиция Вьетнамской войне была в значительной степени ограничена пацифистами и левыми, получившими поддержку благодаря успешному применению стратегических ненасильственных действий в американском движении За гражданские права. Студенты за демократическое общество (СДС) появились в 1960 году, поддерживая демократическое социалистическое видение и оппозицию милитаризму, и вскоре стали в первую очередь сосредоточены на прекращении войны. Первые крупные протесты начались в 1964 году и быстро набирали силу по мере эскалации войны. Начиная с Мичиганского

Организованное молодежное движение США отличается ли не самым долгим историческим развитием и не наибольшей массовостью. По самым скромным подсчетам, 55% всех взрослых американцев берут участие в тех или иных формах общественной работы, каждый год отдавая общественным делам 84 миллиарда времени. Значительную долю этих людей составляет молодежь.

молодежь, молодежное движение в США

В 50-х годах американская молодежь и в частности студенчествовпервые показали себя как движущая политическая сила, способная отстаивать свои позиции наравне с политическими партиями и "взрослыми" общественными организациями. Молодежь того периода выступала за гражданские права - свобода слова, организаций, собраний и др. Так, было сформировано Американскую ассоциацию студентов университетов за академическую свободу, Студенческий союз за гражданские свободы, члены которых боролись против уменьшения демократических прав и свобод.

Студенты одобряли деятельность преподавателей против "присяги о лояльности" и против освобождения тех, кто не одобряет официальный политический курс руководства страны и политику маккартизма (следует признать, что несмотря на наличие элементов подобной политики в прошлой и сегодняшней истории независимой Украине молодежь стоит в стороне от обсуждения этой проблемы).

В эти времена становится заметным и подростковое общественное движение. При государственной поддержке появились организации, которые прививали молодым людям профессиональные навыки. Следовательно, сегодня около трех миллионов девушек в возрасте от шести до семнадцати лет есть герл-скаутами. Они осваивают навыки общественной работы, учат ремесла и искусства, занимаются туризмом и другими видами работы на открытом воздухе.

Бурная вспышка рождаемости в 50-х годах привела к тому, что в Соединенных Штатах сформировалось многочисленное поколение молодежи, которое достигло зрелости в 60-70-х годах прошлого ХХ века, обнаружив самую высокую за всю историю страны политическую активность.

В период 60-80-х годов молодежное движение США характеризовалось массовостью, а также наличием противоречивых тенденций в настроениях его участников. К середине 70-х годов ведущие позиции среди молодежных организаций занимали Национальная федерация молодых республиканцев (НФМР), которая насчитывала 300 тыс. человек, "Молодые американцы за свободу" (МАСС), в рядах которой находилось 90 тыс. членов; Институт межуниверситетских исследований (НМУД), объединявший 700 организаций, в деятельности которых принимали участие 30-35 тыс. студентов и молодых преподавателей.

Прогрессивность молодой части американской молодежи получила яркое проявление в том, что, наверное, не было ни одной насущной проблемы жизни страны, в отношении которой молодежь не сформулировала бы своей публичной позиции, организуя митинги, конференции, создавая объединения и кружки.

Молодежь волновал вопрос правдивости и нравственности содержания учебных программ, состав преподавателей. Для проверки учебников и книг в школьных библиотеках на предмет наличия в них элементов расовой и национальной дискриминации кружки "Моральное большинство", "Форум орлят", "Консервативный фокус", Комитет за выживание свободного конгресса создали организацию "Библиотечный суд". Ее представители вынудили изъять из школьных библиотек 30 штатов книг более 130 авторов.

Молодежные организации стремились осовременить знания школьников и студентов о бизнесе, способствовать их распространению среди них. В этом направлении действовали Объединенный совет экономического образования, Фонд экономического образования, Национальный совет инвестиций в Америку, Фонд исследований экономики и образования, Институт прикладной экономики, Академия экономического образования, Образовательная лига американизма. В дополнение к ним в середине 70-х годов были созданы Национальная ассоциация за свободное предпринимательство и Центр защиты свободного предпринимательства.

молодежное движение, молодежь США

Проблемы стоимости обучения, материальной помощи, финансирование университетов и колледжей стали предметом пристального внимания студентов. В 70-е годы стали возникать новые студенческие организации, ведущей задачей которых была борьба против ухудшения материального положения студентов. Начиная с середины 70-х годов протест студенческих организаций был направлен против повышения стоимости обучения, ограничение размера стипендий и кредитов для нуждающихся студентов, сокращение бюджетных ассигнований для высших учебных заведений. Органы студенческого самоуправления выдвигали свои требования в форме заявлений, петиций, выступлений, в том числе в адрес администраций университетов и колледжей и соответствующих органов власти. Координацией этой деятельности в общенациональном масштабе занималось Национальное студенческое лобби.

Роль молодежи и студентов была также заметна в движении потребителей и в деятельности так называемых "исследовательских групп в защиту общественных интересов", которые в середине 70-х годов действовали в 21 штате, занимаясь расследованием и разоблачением злоупотреблений крупного бизнеса. Значительную поддержку среди молодежи получила организация "Общее дело", что также выступала с позиций защиты общественных интересов. В 80-е годы часть молодежи участвовала в деятельности партии граждан, что выступала в защиту экологии.

Результатом деятельности различного рода реформаторских групп и объединений иногда становилось создание прогрессивных избирательных коалиций, которые выдвигали своих кандидатов в местные органы власти. Как правило, такие коалиции добивались успеха в городах со значительной долей студенчества среди населения. В 70-е годы студенты повели активную борьбу за отмену ценза оседлости, что не давали им возможности участвовать в выборах. Был создан ряд студенческих объединений, которые выступали за изменение законов о выборах для студентов, действовало Национальное движение студентов-избирателей. В результате этой борьбы в 26 штатах удалось добиться отмены ограничений для студентов.

Молодежные и студенческие организации принимали участие в выступлениях за замораживание ядерных вооружений, в частности в создании и деятельности таких организаций, как Кампания за замораживание ядерных вооружений, "Граждане против ядерной войны", "Эпицентр взрыва", Совет по пригодному для жизни мира и ряд других. Всего к началу 1985 года в США действовало более тысячи подобных групп и организаций национального и местного уровня.

Молодежь также была обеспокоена проблемой голода. Она заботилась о других людях в зарубежных странах. Так, в 1985 году организаторы проекта "Дети для детей" оказали посильную помощь голодающим детям Эфиопии: в ходе выполнения этого проекта группе детей из Нью-Йорка удалось собрать 250 тысяч долларов. Того же 1985 года в рамках благотворительной программы "Помощь ради жизни" в Англии и Соединенных Штатах были одновременно проведены два концерта рок-музыки, во время которых было собрано 40-50 миллионов долларов для оказания помощи голодающим в Африке.

Огромную активность проявляли религиозные молодежные организации. В их акциях одно из основных мест занимали требования ввести в школах молитвы, а также освободить от налогов религиозные и частные школы. Эти цели отстаивали организации "Голос христианина", Национальная христианская коалиция действий, Христианская ассоциация молодых людей.

Билл Клинтон сказал: "Американский народ всегда верил в две великие идеи: что завтра можно жить лучше, чем сегодня, и что каждый американец несет за это личную моральную ответственность". Эти идеи разделяет американская молодежь, удивляя весь мир отвагой, с какой она борется за лучшую жизнь для себя и своих детей.

А много молодых украинцев ставят перед собой как цель жизни вещи, связанные с "улучшением жизни общества, в котором живут"?

молодежные объединения США, американская молодежь

Сегодняшний уровень благосостояния американцев - также результат активной общественной работы молодых людей страны. Молодежные объединения США должны стать примером для подражания для украинских организаций, которые уже на отечественной почве будут формировать общество чести, равенства и мира.

Антивоенное движение против войны во Вьетнаме в 1960

Антивоенное движение против войны во Вьетнаме в 1960-70-х годов развивалось в США в несколько этапов. Первые крупные протесты начались в 1964 году и быстро набрали силу по мере эскалации войны. 17 апреля 1965 года состоялась крупнейшая антивоенная акция протеста. Она прошла в Вашингтоне, округ Колумбия. На акцию вышли около 25 тысяч участников, что было близко числу американских солдат во Вьетнаме.

Основные церкви США и различные союзы стали выступать против более решительно. Всё чаще протестующими перегораживалась проезжая часть дорог, разные формы ненасильственных прямых действий становились более распространёнными. Такое давление вынудило администрацию Джонсона начать мирные переговоры с Северным Вьетнамом и ФНС. Приостановились бомбардировки вьетнамской территории. В 1973 году был подписан мирный договор между США и Вьетнамом. Этому во многом способствовало антивоенное движение.

В течение 10 лет организации и антивоенные активисты использовали различные тактики. Они хотели изменить общественное мнение, и, в конечном итоге, изменить действия политических лидеров. В 1968 году был проведён социологический опрос американцев. Согласно ему, 53% опрошенных считали ошибкой ввод американских войск во Вьетнам.

Но даже несмотря на это мнение, война продолжалась ещё несколько лет. Президенты Джонсон и Никсон были твёрдо убеждены, что они смогут успешно вести военные действия, если им удастся подавить антивоенное движение. Руководители государства старались игнорировать политические протесты. В ноябре 1969 года произошёл один неприятный публичный инцидент. Тогда во время силовых разборок между участниками акции протеста и полицией президент Никсон заявил, что смотрит американский футбол по телевизору, заставляя людей поверить в неэффективность протеста.

Но акции протестующих только усиливались. Часть из них перерастала в насилие. 29 протестующих студентов были убиты полицейскими, гвардейцами и дружинниками. Произошло 8 случаев публичного самосожжения, 84 антивоенных взрыва и поджога. Это было за первые шесть месяцев 1969 года. В ноябре 1969 года прошёл самый крупный на тот момент протест в США.

А в мае 1970 года забастовку объявили 4 млн учащихся школ и колледжей. По всей стране одновременно были закрыты более 800 учебных заведений в ответ на вторжение американцев в Камбоджу. Полиция провела массовые аресты. Всего было задержано 12614 человек во время демонстрации мира в Вашингтоне в 1971 году. Дезертиров насчитывалось 400000 рядовых. По приказу правительства США в тюрьму было посажено 3250 человек участников движения сопротивления призывников.

Антивоенное движение против войны во Вьетнаме в 1960

Во время мирной демонстрации военные открыли стрельбу по людям. Были убиты четверо студентов, двое из которых не являлись протестующими, а просто шли на учёбу. Это спровоцировало такую массовую забастовку. После 1970 года было ещё много антивоенных протестов, на которых участники сжигали свои призывные билеты, таким образом показывая, что они не хотят идти на войну.

Студенты были не единственными, кто участвовал в антивоенном движении. Некоторые американские знаменитости той эпохи также активно выступали против участия США в войне во Вьетнаме и Камбодже. Знаменитая актриса и певица Эрта Китт в 1968 году беседовала во время обеда с первой леди Берд Джонсон в Белом доме.

Это мероприятие должно было быть посвящено преступности несовершеннолетних. Певица сказала первой леди, что правительство отправляет на войну лучших жителей страны, а возвращаются они домой калеками или вообще погибают в другой стране. После этого Китт попала в чёрный список индустрии развлечений. Она вернулась к славе только в конце 1970-х годов.

Кроме Китт против войны выступал знаменитый боксёр Мухаммед Али. Он отказался идти в армию, за это был лишён боксёрской лицензии и был практически изгнан из мира бокса, где занимал место короля с 1967 по 1970 год. Чуть позже его приговорили к 5 годам тюрьмы и штрафу в 10000 долларов. Этот приговор отменили в 1971 году. Мухаммед Али говорил, что его совесть не позволяет ему стрелять в бедных голодных людей, которые не причинили ему ничего плохого.

Органами правопорядка было арестовано 100 человек. Но на их место пришла 1000 новых протестующих. Они прошли маршем к Капитолию. Кульминацией этой акции было то, когда они массово бросили в здание тысячи своих медалей. Это было посланием правительству, отправившему их погибать в другой стране за правящий класс США. Такого протеста ещё не было.

Знаменитости, студенты, ветераны, хиппи, участники движений за гражданские права, феминистки, движение за освобождение геев, религиозные организации, рабочее движение и многие другие были вовлечены в антивоенные протесты во время войны во Вьетнаме. Но больше всего люди вспоминают студентов за их непримиримую позицию и активную деятельность той эпохи. Они старались остановить силы, развязавшие войну во Вьетнаме. Антивоенные организации привели к очень важным изменениям в государственной политике США.

Студенческое движение 60-х гг. в США. Прорыв в Беркли

(Канцлер Калифорнийского университета в Беркли)

Выступления студентов начались с того момента, когда 14 сентября 1964 года администрация объявила университетской собственностью прилегающий к кэмпусу район, где до тех пор различные студенческие организации политического характера могли осуществлять свою деятельность. Это была практика, давно установившаяся в Беркли. Возмущение студентов обратило на себя особое внимание, так как Беркли занимает видное место среди американских университетов. В Беркли 27 500 студентов, существует он на средства штата, учение в нем бесплатное, а преподаватели высококвалифицированные. Кроме того, университет славится своей терпимостью в политических и социальных вопросах. С включением этого района в кэмпус студенты были лишены такой возможности, поскольку, в соответствии с университетскими правилами, организациям, группы которых находятся вне университета, запрещается на территории кэмпуса вести свою пропаганду, собирать средства и т.п.

Такой мерой администрация хотела остановить деятельность студенческих групп, которые в свое время боролись против деятельности Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности, а теперь принимают активное участие в борьбе за гражданские права и свободу, за мир во всем мире, за прекращение Вьетнамской войны. Не случайно в качестве основного объекта для широкого наступления на элементарные права студентов монополистические круги США избрали университет в Беркли. Их давно уже тревожил тот факт, что свыше 10 процентов студентов университета боролись за гражданские права как на Юге США, так и в своем штате.

Реакция пустила в ход излюбленный метод антикоммунизма. Президент университета заявил, что 49 процентов демонстрантов вокруг машины были коммунистами или сочувствующими им. Но это не оттолкнуло студенческие массы от движения. Слишком очевидна была справедливость требований демонстрантов, слишком глубоко затрагивали эти требования интересы подавляющего большинства. В итоге заявления администрации только лишь способствовали росту авторитета студентов, стоявших во главе протеста.

В противовес Ассоциации студентов университетского кэмпуса, которая могла только тормозить движение, студенты объединяются в свои собственные организации, основными из которых были Студенческая ассоциация и Координационный комитет аспирантов. Их возникновение было явным показателем стремления студентов и аспирантов к настоящему участию в делах университета. Они с готовностью пошли на сотрудничество с политическими студенческими организациями, и в первую очередь с организациями демократического характера.

В университете возник своеобразный единый студенческий фронт. Справедливость требований студентов была настолько очевидна, что их поддержали многие преподаватели университета, а некоторые из них, главным образом из числа молодых, приняли участие в студенческих демонстрациях и сидячих забастовках.

2 декабря. 36 часов сидячей забастовки – таков был ответ более 800 студентов. По приказу губернатора штата в университетский городок прибыло 600 вооруженных полицейских для произведения арестов в Зале Спрол, в котором засели студенты.

«4 часа утра. Начались аресты. Преподаватели и тысячи студентов начали собираться у Зала Спрол. Аресты продолжались все утро и весь день четверга. Это был самый большой массовый арест в мирное время за всю историю Соединенных Штатов.

Полицейская дубинка выбила окно на втором этаже. Разлетелись стекла. Вскрикнули студенты. Полицейские выхватили микрофон из рук Джека Вайнберга, когда он пытался рассказать собравшимся у здания тысячам людей о том, что происходит внутри. Члены Комитета преподавателей по вопросам студенческого поведения пытались проникнуть в Зал Спрол, чтобы присутствовать в качестве свидетелей при аресте. Их не пустила полиция. В это время полиция университетского городка закрыла окна здания газетами, чтобы репортеры и преподаватели не могли видеть, что происходит внутри. Некоторые преподаватели пытались встретиться с президентом Керром и другими представителями администрации. Им это не удалось.

Арестовано 800 студентов. Большинство из них доставлено в тюрьму, которую во время войны использовалась как концлагерь для американских японцев.

Это было началом забастовки, которая продлилась несколько дней и в которой приняло участие более 80 процентов студентов и большое число преподавателей.

В этих условиях собрался академический сенат, в котором имеют право принимать участие все преподаватели университета (с рекордным числом преподавателей – более 900 человек). Шесть тысяч студентов ждали на улице. Большинством голосов сенат удовлетворил некоторые требования студентов, а именно: не должно быть правил, регулирующих содержание высказываний студентов; правила, регулирующие время, место и характер политической деятельности, должны ограничиваться самым необходимым для нормальной работы университета; в области политической деятельности вопросы студенческой дисциплины должны входить исключительно в компетенцию преподавателей.

Победа была неполной. Уступки администрации ни в коей мере не касались системы образования. Студенты добились лишь некоторой либерализации правил, регулирующих политическую деятельность в кэмпусе. Право устанавливать место и время собраний политического характера было сохранено за администрацией.

Но успех и значение выступления студентов Беркли измеряются не только и даже не столько вырванными у властей уступками. Студенты познали силу объединенных действий, они поняли, что, только действуя вместе, можно заставить администрацию и власти прислушиваться к их справедливым требованиям.

Читайте также: