Античная картина мира кратко

Обновлено: 05.07.2024

В век информационных технологий трудно представить себе времена, когда единственным инструментом познания был человеческий мозг. Тысячи лет назад у людей не было в распоряжении ни одной философской системы, поэтому они начинали изучать мир с объяснений простейших природных механизмов. Их больше не удовлетворяла мифологическая картина мира, потому что сознание начало постепенно отходить от влияния религии. Первых ученых-философов, решивших объяснить природные явления, называют натурфилософами. Они стали основоположниками научного метода и дали толчок критическому мышлению.

Наибольшее влияние на европейскую философскую традицию оказала натурфилософия греческого образца. Она представлена трудами трех милетских авторов: Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена. Этих философов объединяет концепция первоначала, согласно которой, все на Земле произошло от какого-либо природного элемента.

Фалес считал таким элементом воду. Подробности его теории неизвестны, однако можно предположить, что он наблюдал за таянием льда, который впоследствии превращается в пар, а затем снова в воду. Фалес мог счесть этот круговорот образцом происходящего во Вселенной: все зарождается в воде, и в конце опять возвращается в воду.

Анаксимандр же считал первоисточником не природный элемент, а некое неизвестное вещество, которое отличалось от сотворенных из него объектов. Кроме того, Анаксимандр верил, что наш мир вовсе не единственный, и существует великое множество миров, которые постоянно возникают из первовещества, чтобы вновь превратится в него после распада.

Еще одним философом из Милета был Анаксимен. Он называл первоосновой всего сущего воздух. Анаксимен знал об учении своего предшественника Фалеса и не мог не задаваться вопросом, откуда берется вода. Философ полагал, что вода возникает от сжатия воздуха, поэтому если сжать воду с огромной силой, она превратится в землю. Огонь, по мнению, Анаксимена тоже происходил из воздуха, только, на этот раз, разреженного. Однако Анаксимен не останавливался на одном исходном элементе. Он предполагал, что в зарождении жизни участвуют все четыре природных стихии: земля, вода, огонь, воздух. Последнюю из которых Анаксимен, все-таки, считал изначальной. Таким образом, философ был согласен с Фалесовым утверждением о том, что все происходящие в природе процессы запускаются каким-то первовеществом.

Подобные представления о мире в наше время кажутся наивными, однако не стоит забывать о том, что человечеству пришлось преодолеть сотни лет религиозного креационизма, прежде чем ему удалось взглянуть на мир собственными глазами.

Античной философией называют совокупность философских учений Древней Греции и Древнего Рима в период с 7-6 веков до н.э. по 6 век н.э. Начало античной философии связывают с образование первых древнегреческих полисов и именем Фалеса Милетского (625-547 гг. до н.э.), а конец – с учением неоплатонизма и декретом императора Юстиниана о закрытии философских школ в Афинах (529 г. н.э.).

Античная философия: этапы развития, представители и особенности обновлено: 22 ноября, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Античная философия: этапы развития, представители и особенности

В дальнейшем идеи античной философии легли в основу средневековой философии и считаются главным источников развития европейской общественной мысли.

В античной философии выделяют 4 основных периода: Натурфилософский (доклассический) этап (7-5 вв. до н.э., Классический этап (5-4 вв. до н.э.), Эллинистическо-римский этап (4 в. до н.э. – 3 в. н.э.), Завершающий этап (3-6 вв. н.э.).

Натурфилософский (доклассический) этап (7-5 вв. до н.э.)

Доклассическая античная философия возникла в древнегреческих городах-государствах (полисах): Милете, Эфесе, Элее и т.д. Она представляет собой совокупность философских школ, названных по имени соответствующих полисов. Натурфилософы (в переводе –философы природы) рассматривали проблемы мироздания в единстве природы, богов и человека; причем природа космоса определяла природу человека. Главным вопросом доклассической философии был вопрос о первооснове мира.

Ранние натурфилософы выдвигали на первый план проблему космической гармонии, которой должна соответствовать и гармония человеческой жизни (космологический подход).

У поздних натурфилософов созерцательный подход сочетается с использованием логической аргументации, и появляется система категорий.

К натурфилософам относят:

Нужна помощь в написании работы?

Написание учебной работы за 1 день от 100 рублей. Посмотрите отзывы наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы.

Классический этап (5-4 вв. до н.э.)

Период расцвета античной философии. На этом этапе центром философской мысли были Афины, поэтому его также называют афинским. Главные особенности классического этапа:

Наиболее известными философами классического периода являются древнегреческие мыслители Сократ, Платон и Аристотель, а также философы-софисты.

Особенности философии софистов:

Софисты не создали единого философского учения, но они пробудили интерес к критическому мышлению и человеческой личности.

К старшим софистам причисляют (2-я пол. 5 века до н.э.): Горгия, Протагора, Гиппия, Продика, Антифонта, Крития.

К младшим софистам относят: Ликофрона, Алкидамонта, Трасимаха.

Сократ (469-399 гг. до н.э) – считается основоположником классической философии. Как и софисты, он сделал центром своего учения человека и его внутренний мир, однако их учение считал бесплодным и поверхностным. Существование богов он ставил под сомнение, во главу угла ставил разум, истину и знание.

Главные идеи Сократа:

  • Познание самого себя есть одновременно поиск знания и добродетели.
  • Признание своего невежества побуждает к расширению знаний.
  • Существует высший Разум, разлитый по Вселенной, а человеческий разум – лишь ничтожная его доля.

Сутью жизни Сократа были его беседы с учениками и дискуссии с оппонентами. Путем постижения истины он считал майевтику (метод, им же изобретенный, по-гречески означает повивальное искусство) – поиск истины путем диалога, иронии и коллективного размышления. Сократу также приписывают изобретение индуктивного метода, ведущего от частного к общему.

Поскольку свое учение философ предпочитал излагать в устной форме, основные его положение дошли до нас в пересказах Аристофана, Ксенофонта и Платона.

Платон (Афинский) настоящее имя – Аристокл (427-347 гг. до н.э.). Ученик и последователь Сократа, всю жизнь проповедовал нравственный смысл его идей. Основал в пригороде Афин собственную школа, названную Академией, и положил начало идеалистическому направлению в философии.

Согласно идеалистической теории Платона мир делится на 2 категории:

В рамках своей философии Платон также разработал учение о добродетели и создал теорию идеального государства.

Идеи Платона оказали огромное влияние как на последующие философские школы античности, так и на мыслителей Средних Веков и Нового времени.

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Аристотель был учеником Платона и двадцать лет провел в его Академии. После смерти Платона он восемь лет служил воспитателем Александра Македонского, а в 335-334 гг. до н.э. основал в окрестностях Афин собственное учебное заведение – Ликей, где преподавал вместе с последователями. Создал свою собственную философскую систему, опирающуюся на логику и метафизику.

Основные положения философии Аристотеля:

  • в основе любой вещи лежат: материя и форма (материальная сущность и идея вещи);
  • философия – универсальная наука о бытие, она дает обоснование всем наукам;
  • основой науки является чувственное восприятие (мнение), однако истинного знания можно достичь лишь с помощью разума;
  • решающее значение имеет поиск первой или конечной причины;
  • главная причина жизни есть душа – сущность бытия любой вещи. Существуют: низшая (растительная), средняя (животная) и высшая (разумная, человеческая) душа, придающая смысл и цель человеческой жизни.

Аристотель переосмыслил и обобщил философские знания всех предыдущих античных мыслителей. Он впервые систематизировал имеющиеся науки, разделив их на три группы: теоретические (физика, математика, философия), практические (среди которых одной из главных была политика) и поэтические, регулирующие производство различных предметов). Также он разработал теоретические основы этики, эстетики, социальной философии и основную структуру философского знания. Аристотель является автором геоцентрической системы в космологии, которая существовала вплоть до гелиоцентрической системы Коперника.

Учение Аристотеля явилось наивысшим достижением античной философии и завершило ее классический этап.

Эллинистическо-римский этап (4 в. до н.э. – 3 век н.э.)

Этот период получил свое название от греческого государства – Эллады, но включает также и философию римского общества. В это время в античной философии произошел отказ от создания фундаментальных философских систем и переход к проблемам этики, смысла и ценностей человеческой жизни.

Лукреций Кар (ок. 99 – 55 вв. до н.э.);

Основа человеческого счастья есть стремление к наслаждению, безмятежности и душевному спокойствию (атараксии).

Стремление к наслаждению – не субъективная воля человека, а свойство человеческой природы.

Зенон из Кития (336-264 гг. до н.э.) – основатель школы.

Эпиктет (50-138 гг. до н.э.);

Счастье есть главная цель человеческой жизни.

Благо есть то, что направлено на сохранение человеческого существа, зло – все, что направлено на его уничтожение.

Жить нужно в согласии с естественной природой и своей совестью.

Стремление к собственному сохранению есть не-нанесение вреда другому.

Панетий (ок. 185-110 гг. до н.э.);

Завершающий этап (3-6 вв. н.э.)

Период с 3 по 6 века н.э. включает философию не только греческого, но и римского мира. На этом этапе происходил кризис в римском обществе, что нашло отражение и в общественной мысли. Интерес к рациональному мышлению угасал, росла популярность различных мистических учений и влияние христианства.

Самым влиятельным учение этого периода стал неоплатонизм, наиболее известным представителем которого был Плотин (205-270 гг. н.э.).

Представители неоплатонизма занимались толкованиями учения Платона и критиковали все последующие течения. Главными идеями неоплатонизма были:

  • Все низшее вытекает из Высшего. Высшее – это Бог, или некое философское первоначало. Высшее невозможно постичь разумом, лишь путем мистического экстаза.
  • Суть познания – познание божественного принципа, воплощающего подлинность бытия.
  • Благо – есть духовность, освобождение от телесного, аскетизм.

Полезные источники

Античная философия: этапы развития, представители и особенности обновлено: 22 ноября, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Античным мир (3 вднэ до середины 5 внэ). В античной культуре выделяют периоды: крито-микенский (ІІІ-ІІ тыс. До н э), гомеровский (ХІ - ІХ в до н э), архаический (VІІІ-VІ вв. до н э), классический (У-ІУ до н э), эллинистический.

В гомеровскую эпоху, крушение дворцовой системы, появление аристократии (басилеям) в борьбе за славу, доблести и богатство. Власть басилея неустойчива, в основе престиж. Проявления социальной неустойчивости - соревновательность, “агонистика”. Основная ценность - воинская доблесть, достижение славы. Плоды доблести - честь. Обществ контроль- культура стыда- осуждающая реакция народа на отступление героя от нормы.

3 варианта управления: демократия, олигархия, первая тирания.2 явления: идеал человека и гражданина полиса, патриархальное общество,крестьянская община.

Формируется полис. “политическое” - синоним “гражданского”. Гражданин- полноправный участник в решении всех государственных дел как внутреннего, так и внешнеполитического значения. в гос жизни полиса участвует каждый взрослый мужчина с правами гражданства. он - хозяин дома(ойкос) и гражданин. Дом делится на 2 части:геникею и мужчасть. Палестра- спортзал,возникают гимнаси-школа(в 16 лет шел на 1-2военную службу,получал гражданство,если было имущество).возникают греческие соревнвоания:игры в Олимпии, в дельфах,Немейские,пан-Афинейские. Сначала были бега колесниц для аристократии, пентатло- 5борье,искусство-пениес, игра на инструментах,борьба. Мужчины были одеты в туники,Орсип бежал голым,поэтому спорт стал мужским. член государства - имеет право на пользование общинной землёй и является собственником своего участка. многоаспектная гос жизнь требовала опред подготовки граждан(грамотности, военных навыков,ораторской подготовки, сформировавшихся личностей). Гражданин полиса отличался от героев гомеровской эпохи и эпохи Гесиода. Жизнь в полисе воспитывала человека, приучала его к ответственности, готовности принять новое решение. Возникает защита полиса,воины-граждане.

Античным мир (3 вднэ до середины 5 внэ). В античной культуре выделяют периоды: крито-микенский (ІІІ-ІІ тыс. До н э), гомеровский (ХІ - ІХ в до н э), архаический (VІІІ-VІ вв. до н э), классический (У-ІУ до н э), эллинистический.

В гомеровскую эпоху, крушение дворцовой системы, появление аристократии (басилеям) в борьбе за славу, доблести и богатство. Власть басилея неустойчива, в основе престиж. Проявления социальной неустойчивости - соревновательность, “агонистика”. Основная ценность - воинская доблесть, достижение славы. Плоды доблести - честь. Обществ контроль- культура стыда- осуждающая реакция народа на отступление героя от нормы.

3 варианта управления: демократия, олигархия, первая тирания.2 явления: идеал человека и гражданина полиса, патриархальное общество,крестьянская община.

Формируется полис. “политическое” - синоним “гражданского”. Гражданин- полноправный участник в решении всех государственных дел как внутреннего, так и внешнеполитического значения. в гос жизни полиса участвует каждый взрослый мужчина с правами гражданства. он - хозяин дома(ойкос) и гражданин. Дом делится на 2 части:геникею и мужчасть. Палестра- спортзал,возникают гимнаси-школа(в 16 лет шел на 1-2военную службу,получал гражданство,если было имущество).возникают греческие соревнвоания:игры в Олимпии, в дельфах,Немейские,пан-Афинейские. Сначала были бега колесниц для аристократии, пентатло- 5борье,искусство-пениес, игра на инструментах,борьба. Мужчины были одеты в туники,Орсип бежал голым,поэтому спорт стал мужским. член государства - имеет право на пользование общинной землёй и является собственником своего участка. многоаспектная гос жизнь требовала опред подготовки граждан(грамотности, военных навыков,ораторской подготовки, сформировавшихся личностей). Гражданин полиса отличался от героев гомеровской эпохи и эпохи Гесиода. Жизнь в полисе воспитывала человека, приучала его к ответственности, готовности принять новое решение. Возникает защита полиса,воины-граждане.

Эпоха Античности охватывает период с 9 века до нашей по 5 век нашей эры. Географическими пределами этой эпохи являются обширные территории древнегреческого и древнеримского государства, а также народов, находившихся под их влиянием.

Процесс получения новых знаний в эту эпоху стал самостоятельной деятельностью отдельных категорий людей. Наука в этот период характеризуется теоретичностью и рациональностью. Отличительными чертами науки этого периода являются:

  • наука является родом деятельности по получению новых знаний, поэтому для этого нужна специальная категория людей
  • стремление к знанию ради самого знания
  • наука носила рациональный характер.

Греки перенимали знания у Востока. Например, ими был позаимствован алфавит у финикийцев, искусство скульптуры и начала знаний математики у египтян.

Знамений древнегреческий ученый Пифагор долгое время жил в Египте для того, чтобы узнать тайны жрецов. Пифагор основал общество философов. Последователи Пифагора верили в переселение душ. Именно Пифагор предположил, что Земля имеет форму шара.

Несмотря на то, что влияние древнеегипетской цивилизации на науку античности, она создала совершенно новую научную культуру. Именно представители античности ввели научный тип мышления. В эпоху Античности была основана первая научная школа – школа Пифагора.

Математика в этот период являлась не наукой, а одним из ее методов, языком науки. Число считалось сакральным.

Греки изобрели свой математический метод – геометризацию, а также начали разработку аналитических методов решения математических задач.

Научным достижением этой эпохи является геометрическая алгебра, а также планиметрия и стереометрия.

Еще одной важной областью науки в этот период является астрономия. Космос в представлении Платона является механизмом, созданным по определенному проекту. Число сфер в этом механизме соответствует числу планет. Центром мира выступает Земля.

Готовые работы на аналогичную тему

Аристотель видел строение мира иначе. Он разделял движение планет на прямолинейные и круговые, что объясняет существование двух миров. Первый мир – надлунный. В нем в вечном круговом движении находятся небесные тела, которые состоят из эфира. Второй мир – подлунный. Это мир, состоящий из четырех элементов, центром которого является Земля.

Наряду с этой геоцентрической картиной мира существовала другая, геокинематическая. Согласно этой картине мира, предложенного Аристархом Самосским, Земля вращается не только вокруг своей оси, но и вокруг Солнца, которое неподвижно. Солнце расположено в центре сферы неподвижных звезд. Эта теория не получила особого признания.

Большое значение имела система мира Птолемея. Использование систему эпициклов и эксцентров позволило решить все сложности астрономии этой эпохи. Наблюдаемые движения планет были объяснены посредством комбинации равномерных круговых движений.

Отсутствие эксперимента в античной науке можно объяснить негативным отношением к труду.

Древнегреческий философ Анаксагор отрицал существование богов и пытался создать свою картину мира. по мнению Анаксагора, все тела состоят из мельчайших частиц. Впоследствии эти частицы поучили название атомов благодаря последователю Анаксагора Демокриту. Он сформулировал свою атомистическую концепцию.

Научные достижения античности

В Древней Греции в этот период был построен первый научный центр Мусейон. Можно сказать, что день открытия Мусейона стал днем рождения античной науки. Главой Мусейона был Эратосфен, который занимался измерением земного шара. Эратосфен определил длину окружности земного шара и дал теоретическое обоснование возможности кругосветных путешествий.

Научным достижением Античности является создание теории чисел Евклида. Кроме того, он открыл метод определения объемов и площадей, создал геометрию, которая сейчас преподается в школах.

Новые данные говорят о том, что античная техника и технология были основаны на глубоких знаниях, которые не дошли до нас. Велики сооружения, как Александрийский маяк, водовод на Самосе, Колосс Родосский были построены не методом проб и ошибок, как предполагалось ранее. Все эти сооружения были построены с учетом математических пропорций.

Еще одним достижением науки этого времени является изобретение катапульты и баллисты. Создание баллисты стало началом инженерной механики. Первым знаменитым механиком был Архимед, который открыл законы гидростатики и изобрел архимедов винт.

В эпоху Античности были изобретены водяные часы и пожарный насос, был создан прообраз паровой турбины. Был изобретен перегонный куб, использовавшийся для получения спирта.

Римляне, завоевав Грецию, переняли ее культуру. Они использовали при строительстве бетон и цемент. Марк Витрувий в своих трудах описал водяную мельницу. Этот труд был переведен на латинский язык и стал основой для архитекторов Нового времени.

Христианство сыграло свою роль в развитии науки. Оно претендовало на роль единственной идеологии. Христианство вело борьбу с другими религиями и богами, инакомыслие жестоким образом преследовалось. То, что написано в Библии, не подвергалось никаким сомнениям. Картина мира, описанная там, не совмещалась с наукой античности. В результате система мира Клавдия Птолемея была принята и отцами церкви. Было признано, что Земля имеет форму шара. Но до этого момента церковь всячески подавляла свободомыслие ученых. Однако не только это является причиной гибели античной науки. После крушения греко-римской цивилизации центр научной жизни переместился на восток от реки Евфрат. В период с 5 по 7 века культурный прогресс наблюдался в Сирии и Персии, а также в Индии, где особенно процветала астрономия и математика.

Таким образом, эпоху античности по праву часто называют колыбелью науки. Достижения древнегреческих ученых и философов стали основой для развития науки. Изобретения того времени продвинули человеческую цивилизацию на несколько шагов вперед.

Античным мир (3 вднэ до середины 5 внэ). В античной культуре выделяют периоды: крито-микенский (ІІІ-ІІ тыс. До н э), гомеровский (ХІ - ІХ в до н э), архаический (VІІІ-VІ вв. до н э), классический (У-ІУ до н э), эллинистический.

В гомеровскую эпоху, крушение дворцовой системы, появление аристократии (басилеям) в борьбе за славу, доблести и богатство. Власть басилея неустойчива, в основе престиж. Проявления социальной неустойчивости - соревновательность, “агонистика”. Основная ценность - воинская доблесть, достижение славы. Плоды доблести - честь. Обществ контроль- культура стыда- осуждающая реакция народа на отступление героя от нормы.

3 варианта управления: демократия, олигархия, первая тирания.2 явления: идеал человека и гражданина полиса, патриархальное общество,крестьянская община.

Формируется полис. “политическое” - синоним “гражданского”. Гражданин- полноправный участник в решении всех государственных дел как внутреннего, так и внешнеполитического значения. в гос жизни полиса участвует каждый взрослый мужчина с правами гражданства. он - хозяин дома(ойкос) и гражданин. Дом делится на 2 части:геникею и мужчасть. Палестра- спортзал,возникают гимнаси-школа(в 16 лет шел на 1-2военную службу,получал гражданство,если было имущество).возникают греческие соревнвоания:игры в Олимпии, в дельфах,Немейские,пан-Афинейские. Сначала были бега колесниц для аристократии, пентатло- 5борье,искусство-пениес, игра на инструментах,борьба. Мужчины были одеты в туники,Орсип бежал голым,поэтому спорт стал мужским. член государства - имеет право на пользование общинной землёй и является собственником своего участка. многоаспектная гос жизнь требовала опред подготовки граждан(грамотности, военных навыков,ораторской подготовки, сформировавшихся личностей). Гражданин полиса отличался от героев гомеровской эпохи и эпохи Гесиода. Жизнь в полисе воспитывала человека, приучала его к ответственности, готовности принять новое решение. Возникает защита полиса,воины-граждане.

Античным мир (3 вднэ до середины 5 внэ). В античной культуре выделяют периоды: крито-микенский (ІІІ-ІІ тыс. До н э), гомеровский (ХІ - ІХ в до н э), архаический (VІІІ-VІ вв. до н э), классический (У-ІУ до н э), эллинистический.

В гомеровскую эпоху, крушение дворцовой системы, появление аристократии (басилеям) в борьбе за славу, доблести и богатство. Власть басилея неустойчива, в основе престиж. Проявления социальной неустойчивости - соревновательность, “агонистика”. Основная ценность - воинская доблесть, достижение славы. Плоды доблести - честь. Обществ контроль- культура стыда- осуждающая реакция народа на отступление героя от нормы.

3 варианта управления: демократия, олигархия, первая тирания.2 явления: идеал человека и гражданина полиса, патриархальное общество,крестьянская община.

Формируется полис. “политическое” - синоним “гражданского”. Гражданин- полноправный участник в решении всех государственных дел как внутреннего, так и внешнеполитического значения. в гос жизни полиса участвует каждый взрослый мужчина с правами гражданства. он - хозяин дома(ойкос) и гражданин. Дом делится на 2 части:геникею и мужчасть. Палестра- спортзал,возникают гимнаси-школа(в 16 лет шел на 1-2военную службу,получал гражданство,если было имущество).возникают греческие соревнвоания:игры в Олимпии, в дельфах,Немейские,пан-Афинейские. Сначала были бега колесниц для аристократии, пентатло- 5борье,искусство-пениес, игра на инструментах,борьба. Мужчины были одеты в туники,Орсип бежал голым,поэтому спорт стал мужским. член государства - имеет право на пользование общинной землёй и является собственником своего участка. многоаспектная гос жизнь требовала опред подготовки граждан(грамотности, военных навыков,ораторской подготовки, сформировавшихся личностей). Гражданин полиса отличался от героев гомеровской эпохи и эпохи Гесиода. Жизнь в полисе воспитывала человека, приучала его к ответственности, готовности принять новое решение. Возникает защита полиса,воины-граждане.

Читайте также: