Культура россии в 16 17 в кратко

Обновлено: 02.07.2024

В ХVI в. вокруг многих городов были построены каменные стены. Наиболее известным создателем укреплений в России был Ф.С. Конь. Им построены стены Белого города в Москве, стены Смоленска и т. д.

Начало книгопечатания.

Важнейшим событием XVI в. стало распространение книгопечатания. Первая печатная книга на славянском языке с кириллическим шрифтом была отпечатана в Кракове в конце ХV в. В начале следующего столетия такие книги издавал западнорусский просветитель Франциск Скорина.

Культура России ХVII в.

Почти весь ХVII век прошел в непрерывных военных столкновениях. Борьба с западными соседями заставила пристальнее приглядеться к их быту. Необходимо было понять преимущества Запада и попытаться, усвоив их, обратить в свою пользу.

Сближение с Западом вносило в сознание русских людей целый ряд новых понятий. Заимствование военной и промышленной техники, приемов ведения хозяйства открывало перед русскими людьми новую перспективу деятельности, непривычную, по форме и содержанию, и тем самым приучало даже к иному; образу мыслей.

Процесс обмирщения культуры шел в России на протяжении всего ХVII в. Культура постепенно выходила из-под церковного влияния.

В XVII в. существенным изменениям подверглось зодчество. Хотя основным строительным материалом по-прежнему оставалось дерево (вершиной деревянного зодчества ХVII в. был роскошный царский дворец в Коломенском, не сохранившийся до наших дней), все больший размах приобретает кирпичное строительство. Мастера начали использовать многоцветные изразцы, фигурный кирпич, белокаменные детали, что придавало постройкам торжественный праздничный вид. Расцвета достигло традиционное храмовое искусство. В ХVII в. был построен величественный ростовский кремль.

Изобразительное искусство было представлено, прежде всего, иконописью. Старая иконописная традиция постепенно утрачивала свои позиции, не выдерживая натиска новых веяний.

Самым выдающимся живописцем был Симон Ушаков. Он был руководителем иконописной мастерской, писал иконы и парсуны, миниатюры и фрески. Под его руководством были расписаны Архангельский и Успенский соборы, Грановитая палата в Московском Кремле. Больше всего Ушаков интересовался изображением человеческого лица. Используя традиционные иконографические приемы, он стремился к мягкости переходов, с помощью игры света и тени добивался объемности и реальности изображенных ликов.

Признаки обмирщения культуры обнаруживаются и в просвещении. Были открыты первые светские школы для детей. Первый печатный букварь, составленный Василием Бурцевым, был опубликован еще в 1634 г. В 1666 г. при Заиконоспасском монастыре открылась школа, готовившая подьячих для приказов. В 1680 г. появилась школа при Печатном дворе, основным предметом в которой был греческий язык. В 1687 г. в России открылось первое высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия.

Развитие культуры в XVIII в.

Мощный толчок в развитии культуры связан с именем Петра I. Изменения коснулись всех областей культуры. Так, большие перемены ощущались в изобразительном искусстве. Именно тогда в России появились первые художники, полностью отошедшие от традиций церковной живописи (А. Матвеев, И. Никитин). Тогда же происходит становление: русской науки. По указу Петра, уже после его смерти в 1725 г. была открыта Академия наук, ставшая со временем мощным научным центром.

Величайшей заслугой Ломоносова стало основание им первого русского университета в Москве в 1755 г.

Во второй половине ХVIII в. русская наука достигла зримых успехов. Русские профессора постепенно всюду заменяли иностранных, лучшие представители которых также многое сделали для развития науки и просвещения в России. Так, ботаник Паллас дал подробное описание флоры России. Появился в России и первый профессиональный минералог — В. М. Севергин. Целый ряд географов работали над исследованиями Российской империи. Начались работы на побережье Ледовитого океана, продолжились начатые при Петре I гидрографические работы на Черном и Азовском морях.

При Смольном монастыре в 1764 г. было основано закрытое женское учебное заведение с двумя отделениями — одно для девочек из благородных семей, другое — для мещанок. Учреждением Смольного института, было, положено начало женскому образованию в России.

В русском искусстве ХVIII в. получили развитие такие направления, как барокко, классицизм, просветительский реализм и сентиментализм.

Архитекторы, работавшие в стиле барокко, стремились удивить, поразить зрителя вычурностью форм, грандиозностью и пышностью зданий. Наивысшего подъема стиль барокко достиг в первой половине ХVIII в. в творчестве известного архитектора В. В. Растрелли, построившего Зимний дворец в Петербурге, Екатерининский дворец в Царском Селе. Для русского барокко характерна многоцветная раскраска фасадов, придававшая зданиям особую праздничность и жизнерадостность.

Во второй половине ХVIII в. на смену барокко приходит классицизм, представленный такими выдающимися архитекторами, как В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, И.Е. Старов. Своеобразие русского классицизма было во многом обусловлено особенностями национального просветительского движения ХVIII в. Для классицизма характерны строгость и цельность мировоззрения, стремление выдать реальное за идеальное.

Вместе с тем в русском искусстве, и особенно в литературе, классицизм соседствует с сентиментализмом и реализмом. Сплетение различных художественных течений обнаруживается в литературных образах, созданных Д.И. Фонвизиным и М.В. Ломоносовым, А.П. Сумароковым и Г.Р. Державиным, А.Н Радищевым и И.А. Крыловым. Наиболее отчетливо просветительский реализм прослеживается в сатирических литературных жанрах, в живописном и скульптурном портрете, в комедийном жанре.

В XVI-XVII вв. начинается обмирщение культуры, усиление в ней светского направления при сохранении сильных позиций Церкви. Развитие культуры народов России XVI-XVII века:

Литература

Образование

Первую русскую Грамматику составил выходец из греческих земель Максим Грек. В 1687 г. — Букварь (автор В.Ф. Бурцов-Протопопов). В 1687 г. братья, греки по происхождению Иоанникий и Софроний Лихуды основали первое высшее общеобразовательное заведение — Славяно-греко-латинскую академию. .

Архитектура

В ознаменование взятия Казани был построен Покровский собор, что на рву (Храм Василия Блаженного) (1555— 1561, зодчие Барма и Постник). В XVII в. в архитектуре утвердился московский шатровый стиль, который получил яркое воплощение в церкви Вознесения в Коломенском под Москвой (1532). Позже формируется стиль нарышкинского (московского) барокко — церковь Покрова в Филях (1693)

Развитие культуры XVI-XVII

Живопись

В конце XV в. крупнейшим представителем московской школы иконописи был Дионисий (Похвала Богородице). В XVII в. в русской живописи появляется портрет (парсуна), родоначальником которого стал Симон Ушаков, иконописец и гравер. В XVII в. при дворе Алексея Михайловича появляется первый придворный театр.

Первооткрыватели

Василий Бугор исследовал бассейны рек Ангара, Илим, Лена (1628). Петр Бекетов, енисейский казачий сотник основал Ленский острог (Якутск), ставший основной базой дальнейшего освоения Восточной Сибири (1632). С.И. Дежнев открыл пролив между Азией и Америкой (1648). В.Д. Поярков исследовал путь от Амура до Охотского моря (1643-1646). Е.П. Хабаров закрепил за Россией Приамурье (1649-1653). В.В. Атласов — освоение Камчатки (1697-1701).

В XVI веке активно развивалась русская культура: на объединенных землях велось масштабное строительство, не отставали живопись и литература.

По-прежнему на жизнь общества большое влияние оказывало религиозное мировоззрение, но в культуру уже начали проникать принципы просвещения.

Архитектура в XVI веке: церковное и светское зодчество

Основным в архитектуре стало именно церковное строительство. сохранившиеся образцы архитектурного творчества:

  • храм Василия Блаженного в Москве;
  • церковь Вознесения в Коломенском.

В церковном строительстве, в основном, распространяется шатровый стиль, все еще заметным остается влияние Византии.

Однако архитектурное творчество одним лишь церковным строительством не ограничивалось: также возводились крепости (в Смоленске) и кремли (Москва).

Продолжали строить из дерева, однако также развивалось каменное зодчество.

Была отстроена Москва – Китай-город, в котором чувствуется восточное влияние, Земляной и Белый города.

Живопись в XVI веке

Основное направление живописи – написание икон. Каноном стали иконы Андрея Рублева, решение о чем было принято на Стоглавом соборе. Все иконы с того времени содержат характерные черты стиля Рублева. Иконы перестали устрашать – особенность заключается в том, что они приятны глазу, исцеляют душевные раны и несут утешение.

Проникновение в церковную живопись портретной и прочих видов светской живописи не поощрялось, но в росписи Золотой палаты Кремля несложно найти влияние западной культуры. На них запечатлены важные события истории России.

Также получают развитие светские жанры, предвосхищая развитие искусства в XVII веке.

Типография и литература в XVI веке

Готовые работы на аналогичную тему

Продолжают писать летописи (создано несколько летописных сводов) и агиографии. Получает распространение и светская литература – беллетристика и книги с занимательным сюжетом. Самые известные произведения такого рода:

Русская культура в XVII-м веке

Произошедшие в России политические и экономические изменения ознаменовались культурным расцветом.

Главная черта культуры – обращение к ценностям человеческой личности и людского бытия и отход от религиозных канонов.

В 1665 году в Москве при Заиконоспасском монастыре была открыта школа, которая готовила для государственных учреждений подьячих, в 1680 году – начала работать школа при Печатном дворе.

В 1687 году по инициативе Сильвестра Медведева было создано Славяно-греко-латинское училище, ставшее в России первым высшим учебным заведением. Распространение в посадской среде грамотности поощрялось правительством. В Москву приглашали ученых для преподавания светских и духовных наук.

В XVII веке в литературе появляются новые жанры. Создаются бытовые сатирические повести:

Симеон Полоцкий ввел два жанра – драматургию и поэзию, создав пьесы и стихотворные произведения. Его пьесы ставились в первом русском театре, основанном в 1670 году при дворе царя Алексее Михайловиче.

Во второй половине XVII века появляются портретные изображения с элементами настоящего сходства. Зарождается портретная светская живопись.

Существенная эволюция произошла в архитектуре и градостроении. Кроме шедевров деревянного зодчества, построек в Коломенском и на русском Севере, увеличивается количество каменных зданий.

В зодчестве XVII века наметилось сближение гражданского и культового стиля. Появляется стиль, возникший при слиянии западноевропейского барокко и русской архитектуры – московское барокко.

Характерные черты архитектуры периода:

  • Симметричность композиций;
  • Многоярусность;
  • Цветной декор.

Примеры стиля - церковь Покрова в Филях (1693) и церковь Спаса Нерукотворного в Уборах (1697).

Основным направлением гражданского зодчества стало строительство каменных зданий бытового назначения - гостиные дворы и Сухарева башня в Москве, Поганкины палаты в Пскове.

Военными и экономическими потребностями централизованного государства было обусловлено развитие науки и техники.

Среди особенностей русской культуры в XVI-XVII вв. можно выделить следующее:

ü Активизация процесса объединения местных культурных традиций врезультате формирования централизованного государства и становление на их основе единой национальной русской культуры с ярко выраженным многонациональным характером.

ü Большую роль сыграл Стоглавый собор 1551 г., попытавшийся регламентировать искусство. Так, в качестве образца живописи провозглашалось творчество Рублева.

ü Несмотря на сохранение господствующих позиций церкви, с XVI века становятся ощутимыми светские и демократические элементы. В XII веке процесс обмирщения стал еще более бурным, что положило начало разрушению средневекового мировоззрения. В результате, это поспособствовало возрастанию интереса к окружающему миру, активизации международных связей,а также накоплению разнообразных знаний и появлению первых опытов их теоретического осмысления.

ü Борьба с иноземными завоевателями предопределила высокую степень патриотизма и преобладание героической тематики с ярко выраженными свободолюбивыми тенденциями.

v Просвещение и книгопечатание.

В XVII в. просвещение охватывает все большие слои населения. Появляются первые учебные пособия. К концу столетия читать и писать умел фактически каждый третий-четвертый. Неграмотным оставалось в массе своей крепостное крестьянство.

А в 1687 г. в Росси по инициативе Симеона Полоцкого и его последователя Сильвестра Медведева открывается первое высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинское училище (с 1701 г. – академия) в Москве, в программу которого были включены как светские, так и духовные науки. Возглавили училище братья Иоанникий и Сафоний Лихуды.


Славяно-греко-латинская академия

v Научные знания.

XII век стал веком великих географических открытий, внесших большой вклад в мировую науку. Русские первопроходцы опередили западных географов в деле изучения Азии. Они составили карты и описания огромных территорий Сибири и Дальнего Востока.




Путешествия.

Во время своих посольств в Китай составили подробные описания этой страны, получившие известия не только в России, но и в Западной Европе

Карты.


v Общественно-политическая мысль и литература.

Характерной особенностью развития литературы этого периода становится возникновение и быстрое развитие публицистики, в которой нашло свое отражение развитие общественно-политической мысли, зарождение идеологической и философской полемики.

Стоит отметить и появление таких литературных жанров, как автобиография (XVI в.), драматургия, поэзия, демократическая сатира, бытовая повесть (XVII в.). При этом изживает себя традиция летописей: в начале XVII в. было создано последнее летописное сочинение. Претерпевает некоторые изменения историческая повесть, где утрачиваются церковные элементы, а главными героями становятся реальные люди. Новым явлением было и появление благодаря Симону Полоцкому силлабических стихов – с рифмой, фиксированным числом слогов в строке и обязательными ударениями на середину и конец строчки.

Симеон Полоцкий: общественный и церковный деятель, придворный поэт, наставник детей Алексея Михайловича от Милославской: Алексея, Софьи и Фёдора

В эти большие сборники вошло множество религиозных, сатирических и моралистических стихов. Немало произведений воспевает и самодержавие.

v Архитектура.

В п.п. XVI в. в России идет интенсивное строительство каменных церквей и крепостей, хотя в целом Русь – и городская, и сельская – остается деревянной. Привнесенные итальянскими зодчими ренессансные черты почти не имели продолжения в русской архитектуре, которая обратилась к возрождению владимиро-суздальского наследия. Возвращение к национальным истокам ярко проявилось в произведениях традиционного для древнерусского деревянного зодчества шатрового стиля. В отличие от крестово-купольных храмов, шатровые не имеют внутри столбов и вся масса здания держится только на фундаменте. Шатры в русской архитектуре, вместе с тем, просуществовали недолго: в середине XVII в. церковная власть запретила строить шатровые храмы, поскольку они резко отличались от традиционных церквей.

В XVII в. возникает новый архитектурный стиль – нарышкинское барокко, характерный особенно для небольших церквей в усадьбах вельмож. Его особенностями являются светски-нарядный облик храмов, элегантность декора и строгая симметричность.

Среди особенностей русской культуры в XVI-XVII вв. можно выделить следующее:

ü Активизация процесса объединения местных культурных традиций врезультате формирования централизованного государства и становление на их основе единой национальной русской культуры с ярко выраженным многонациональным характером.

ü Большую роль сыграл Стоглавый собор 1551 г., попытавшийся регламентировать искусство. Так, в качестве образца живописи провозглашалось творчество Рублева.

ü Несмотря на сохранение господствующих позиций церкви, с XVI века становятся ощутимыми светские и демократические элементы. В XII веке процесс обмирщения стал еще более бурным, что положило начало разрушению средневекового мировоззрения. В результате, это поспособствовало возрастанию интереса к окружающему миру, активизации международных связей,а также накоплению разнообразных знаний и появлению первых опытов их теоретического осмысления.

ü Борьба с иноземными завоевателями предопределила высокую степень патриотизма и преобладание героической тематики с ярко выраженными свободолюбивыми тенденциями.

v Просвещение и книгопечатание.

В XVII в. просвещение охватывает все большие слои населения. Появляются первые учебные пособия. К концу столетия читать и писать умел фактически каждый третий-четвертый. Неграмотным оставалось в массе своей крепостное крестьянство.

А в 1687 г. в Росси по инициативе Симеона Полоцкого и его последователя Сильвестра Медведева открывается первое высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинское училище (с 1701 г. – академия) в Москве, в программу которого были включены как светские, так и духовные науки. Возглавили училище братья Иоанникий и Сафоний Лихуды.


Славяно-греко-латинская академия

v Научные знания.

XII век стал веком великих географических открытий, внесших большой вклад в мировую науку. Русские первопроходцы опередили западных географов в деле изучения Азии. Они составили карты и описания огромных территорий Сибири и Дальнего Востока.

Путешествия.

Во время своих посольств в Китай составили подробные описания этой страны, получившие известия не только в России, но и в Западной Европе

Карты.


v Общественно-политическая мысль и литература.

Характерной особенностью развития литературы этого периода становится возникновение и быстрое развитие публицистики, в которой нашло свое отражение развитие общественно-политической мысли, зарождение идеологической и философской полемики.

Стоит отметить и появление таких литературных жанров, как автобиография (XVI в.), драматургия, поэзия, демократическая сатира, бытовая повесть (XVII в.). При этом изживает себя традиция летописей: в начале XVII в. было создано последнее летописное сочинение. Претерпевает некоторые изменения историческая повесть, где утрачиваются церковные элементы, а главными героями становятся реальные люди. Новым явлением было и появление благодаря Симону Полоцкому силлабических стихов – с рифмой, фиксированным числом слогов в строке и обязательными ударениями на середину и конец строчки.

Симеон Полоцкий: общественный и церковный деятель, придворный поэт, наставник детей Алексея Михайловича от Милославской: Алексея, Софьи и Фёдора

В эти большие сборники вошло множество религиозных, сатирических и моралистических стихов. Немало произведений воспевает и самодержавие.

v Архитектура.

В п.п. XVI в. в России идет интенсивное строительство каменных церквей и крепостей, хотя в целом Русь – и городская, и сельская – остается деревянной. Привнесенные итальянскими зодчими ренессансные черты почти не имели продолжения в русской архитектуре, которая обратилась к возрождению владимиро-суздальского наследия. Возвращение к национальным истокам ярко проявилось в произведениях традиционного для древнерусского деревянного зодчества шатрового стиля. В отличие от крестово-купольных храмов, шатровые не имеют внутри столбов и вся масса здания держится только на фундаменте. Шатры в русской архитектуре, вместе с тем, просуществовали недолго: в середине XVII в. церковная власть запретила строить шатровые храмы, поскольку они резко отличались от традиционных церквей.

В XVII в. возникает новый архитектурный стиль – нарышкинское барокко, характерный особенно для небольших церквей в усадьбах вельмож. Его особенностями являются светски-нарядный облик храмов, элегантность декора и строгая симметричность.

Читайте также: