Античная цивилизационная модель цивитас кратко

Обновлено: 04.07.2024

Найди готовую курсовую работу выполненное домашнее задание решённую задачу готовую лабораторную работу написанный реферат подготовленный доклад готовую ВКР готовую диссертацию готовую НИР готовый отчёт по практике готовые ответы полные лекции полные семинары заполненную рабочую тетрадь подготовленную презентацию переведённый текст написанное изложение написанное сочинение готовую статью

Сделан в Word, графики в электронном виде с ссылками. Курсовая работа. Вариант 33. Гидравлический расчет гидросистемы стенда для испытания центробежных насосов.

ТЕМА: 3 РИМСКАЯ CIVITAS РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЭПОХИ

ПЕРВЫЙ ВОПРОС. РИМСКАЯ CIVITAS: СПЕЦИФИКА РИМСКОГО ГРАЖДАНСТВА

Римские граждане называли себя populus Romanus Quirites. Это значило, что народ был наделен правом:

1) Принимать законодательные нормы. Законы стояли в правовом отношении выше того, что принял сенат. А сенат принимал статус консульта.

Специфика развития римской государственности заключалась в том, что Рим, будучи небольшим полисом, состоящим из города и прилегающих земель, постепенно завоевывал огромное пространство. И Рим завоевал огромные территории в Италии, потом в Средиземноморье. И для управления этими территориями Рим стал создавать надполисные органы власти. И с увеличением надполисной территории civitas не расплывалась, Рим по-прежнему был полисом. И когда пишут о трансформации Римского полиса в территориальное государство, такая формулировка неприемлема: Рим надстроил внешние надполисные структуры, не нужные для управления собственно полисом.

Чем отличалось римское гражданство? Запись в гражданский коллектив осуществлялась не на местном уровне, в отличие от Афин, где запись осуществлялась в демах. В Риме запись осуществлял цензор (самая почетная должность). Цензоры проводили перепись гражданского населения, они включали в число граждан людей с определенного возраста и вели списки граждан, которые назывались tabulae censoriae. Фиксация гражданина к общине в целом налагала обязанности по отношению к ближайшему окружению, а также ко всему коллективу. А также гражданские добродетели римского гражданина имели ярко выраженный военный характер. Доблесть римского гражданина – это военные доблести. Греческие граждане осознавали себя коллективом, в первую очередь, в политической, во внутренней жизни. А для самоидентификации римлян как граждан очень значимо было военное поприще.

1) Во-первых, у римлян была неразрывная связь военной и политической организации. У римлян была неразрывно связана военная и политическая система. Ярким проявлением этого является центуриатная система, когда по сотням собираются и войско, и народ в комициях.

Изучая историю античности, включая Рим, учёные задавались вопросом, в чём состоит специфика античного мира, чем он отличается от других исторических явлений, чем объясняется его особый характер. Было также отмечено, что институты и процессы в Греции и в Риме во многом схожи, но имеют и свои особенности; в сходстве проявляется их однотипность, а в отличиях – их видовая принадлежность.

Содержание

↑Античные гражданские общины

Топографически античные гражданские общины выглядели как города- государства, к тому же к концу XIX в. и особенно в XX в. было открыто много городов-государств Древнего Востока, так что данный термин стали постоянно применять и в отношении государственных образований греко-римского мира, в том числе и в отечественной науке.

В советское время в отечественной науке проблеме полиса (цивитас) первоначально значения не придавали. Внимание историков, занимавшихся Римом, как и романистов, т.е. специалистов в области римского права, концентрировалось на классовой структуре и классовом характере государственных образований в античную эпоху. Перед учёными стояла задача прежде всего представить картину римского общества с помощью широких мазков, в целом., без детализации. На первый план вышла проблема рабства и рабовладельческой формации. Рим предоставлял для этого учёным богатый материал. В послевоенной период отечественная наука вышла на путь серьёзных исследований, претворявшихся в академической серии коллективных монографий, а также в авторских трудах М.Е. Сергеенко, Е.М. Штаерман, Л.А. Ельницкого, В.И. Кузищина и др.

Тогда были глубоко разработаны вопросы о патриархальном и классическом рабстве, фактически на огромном источниковом материале создана политэкономия античности. Рабовладение стало приметой античной эпохи, особенно рельефно выглядившей именно в Риме. Римское классическое рабство воспринимается в нашей стране и за её пределами в качестве эмблемы античного общества.

Не опровергая научной значимости многих исследований рабовладельческого Рима, следует отметить, что рабство и рабовладельческий строй хозяйства не являются единственно античной, римской чертой общества. В самом деле, достаточно вспомнить о колониальном рабстве в Североамериканских штатах Нового времени, о фашистской эксплуатации военнопленных, а также о похищенных террористами людях в наши дни, чтобы убедиться в этом.

Однако, вернёмся к римской цивитас как к модели античного полиса как к модели античного полиса и выскажем своё убеждение в полисной уникальности, определяющей характер античности с её неповторимой культурой.

↑Понятие полис

Для такого заявления необходимо обратиться к анализу терминологии. Напомним, что полис и прочие полисные структуры определяются либо как античная гражданская община, либо как город-государство. Разумеется, и то и другое правильно, но вместе с тем недостаточно. Ведь гражданские общины, т.е. общины граждан, встречаются уже в республиках Древнего Востока и в городах эпохи Возрождения, являются одновременно и государствами. Замечательные примеры их есть и в современных крошечных государствах Сан-Марино, Монако и др. Но ни в одном из упомянутых центров не развилось даже подобие античной культуры, неразрывно связанной с полисным обществом. Это и вынуждает нас признать недостаточность, неточность названных выше определений полиса-civitas. Думается, необходимо отметить предложенное корифеями отечественной науки (Н.А. Машкин, О.И. Савостьянова в процессе университетского преподавания, затем С.И. Ковалёв в печатном виде) уточнённое определение полиса: полис – это гражданская община с античной формой собственности. Поколения их учеников и коллег (В.О. Кудрявцев, С.Л. Утченко, Г.А. Кошеленко и др.) это определение приняли и таким образом углубили понимание полиса (civitas). Действительно, характер общества зависит от господствующей в нём формы собственности (прежде всего, на недвижимость). В античности сложилась (нигде и никогда более!) особая античная форма собственности. Она имеет двойственный характер: это индивидуальная частная собственность гражданских и сосуществующая с ней собственность всех граждан полиса на землю (ager publicus). Отметим здесь взаимообусловленность частного и общественного. При этом заметим, что коллективность здесь особая, общенародная, общегражданская. Ager publicus находитс в реальном распоряжении граждан, объединённых в народном собрании. В природных условиях Италии, при важнейшем значении сельского хозяйства в экономике Рима, характер земельной собственности явственно просматривается. Отсюда следует суть полисных структур. Они не только обладают самоуправлением, но и представляют собой социально-политические и одновременно социально-экономические образования. Именно civitas является основой античной римской культуры, и пока civitas Romana существует, живёт и развивается своеобразное римское общество, носитель уникальной античной культуры в её римском варианте.

↑Эволюция римской civitas

Среди учёных бытует мнение о том, что в результате Союзнической войны 90-88 гг. до н.э. история римского полиса заканчивается, он как бы растекается по Италии, превращаясь в известной мере в фикцию, потому что италийские жители перестают пользоваться одним из важнейших политических прав римского гражданина, правом голосовать на римском форуме (ius suffragii). Однако высказать своё мнение как гражданина можно было не только в самом Риме, но и в специальных пунктах – fora и consiliabula, известных как вполне живые организмы, судя по Гераклейской таблице, содержащей lex Julia Municipalis, т.е. закон Юлия ( Цезаря? Августа?) о муниципальной жизнедеятельности. В названных пунктах можно было решать не только сугубо местные, мелкие дела. Но главное – в другом. Если придерживаться последней из упомянутых дефиниций, то основной специфической чертой civitas была всё-таки античная форма собственности, определяющая общество, а не только полисное самоуправление. Характерно, что в позднереспубликанском и даже имперском Риме исчерпанный ager publicus обязательно пополнялся, если не благодаря завоеваниям, то с помощью покупки земли у частных лиц. Значит, правильнее говорить не о гибели, исчезновении римской civitas, а об её трансформации, равно как и о трансформации других италийских полисных структур (муниципиев, колоний). Все они после 88 г. до н.э. изменились, утратив те или иные присущие полису черты. Так, италийские полисы теряли, в первую очередь, независимость в отношениях с соседними общинами или далёкими странами, а Рим потерял свою замкнутость сначала на почве Италии, а затем и за её пределами, по мере распространения римского гражданства. Однако трансформация не идентична гибели. И развитие и расширение сферы воздействия римской культуры за пределами Апеннинского полуострова являются тому доказательством.

Необходимо отметить, ещё одно: именно утрата римской цивитас такой характерной полисной черты как замкнутость позволила Риму в конечном счёте стать великой средиземноморской державой и мощной империей.

Цивилизация – это общественная культура, достигшая экономического пика, политической стабильности и социального порядка.

Античная цивилизация – это греко-римское общество с множеством этапов становления, развития и упадка всех сфер жизни.

Цивилизованное общество противопоставляется варварскому укладу жизни. Древние римляне цивилизованны, кельты – нет. Пик развития, сложный уклад с иерархией, деньги, законы – признаки развитого социума.

Уровень цивилизованности определяем мы – современная общественность и судим со своей колокольни, достигло ли историческое общество цивилизации. Древняя Греция – уже цивилизация, первобытное общество – еще варварское племя.

Античная цивилизация

  • разделение физического труда и умственного;
  • письменность;
  • появление городов как центров культурной и экономической жизни.

Типы цивилизаций. Их много, некоторые:

  • античная;
  • древнеегипетская;
  • китайская;
  • исламская.

Возникновение античных цивилизаций

В чем причины возникновения античной цивилизации?

Она не появилась из пустоты. Ее считают дочерней цивилизацией из переднеазиатской и вторичной в отношении Микенской цивилизации.

Все началось с превращения гражданских общин в эллинские полисы. Сначала сельские и родовые общины, потом гражданские коллективы по единому образцу – заслуга родовой аристократии. Процесс длился долго и осторожно – с VIII до VI вв. до н.э. Аристократия справлялась с простолюдинами, сохраняя традиции и порядок. Ее рычагом управления оставалась власть, благодаря родовой собственности, переходящей от отца к сыну. Используя труд простолюдинов и освободившись от тяжелой физической работы, аристократия имела роскошь заниматься образованием и военным делом. Цивилизация античной Греции строилась на полисах – городах.

Когда формировались греческие полисы, а первобытное общество превращалось к классовое, цивилизации античного мира устанавливали свой особый общественный строй.

Античная цивилизация кратко

VI в. до н.э. – время, когда родовые объединения окончательно превратились в автономные государства. Осознание своей особости позволило грекам по-иному посмотреть на персов – ближневосточную цивилизацию. Считая персов варварами и не желая мириться с их господством, греки решились на войну, отстаивая право на состоятельность и сохранение уникальности.

Противостояние греков и персов вылилось в греко-персидские войны между Европой и Азией. Здесь история отмечает поход Александра Македонского. Чтобы остановить персидскую экспансию, греческие полисы объединились, формируя знаменитую античную цивилизацию.

Античная цивилизация Древний Рим

В традиционных цивилизациях центр был концентрированным кругом всех сфер и отношений. Древняя Греция же была исключением – здесь все сферы развивались равномерно. В этом и особенности античной цивилизации.

Полисный строй был похож на пчелиные соты, но в каждой соте связи закупоривались и развивались обособленно. Этим можно объяснить Спарту и Афины – такие разные, но такие похожие. Чем активнее полис в общегреческой жизни, тем быстрее он трансформировался. Отсталые области сохраняли архаичный устрой.

То, что полисы были автономными, мешало сформировать политический инструмент. Войны между полисами были, а внешние угрозы никуда не девались. Все чаще обращаясь за помощью к варварской Италии, Рим приручали медленно и поэтапно. Сначала Рим развивался не по сценарию полисов, но греческое влияние навязало гражданскую общину. И это прижилось. Античная цивилизация поглотила Рим.

Древние цивилизации античного мира – это Греция и Древний Рим.

У него (Рима) еще не было торгового и культурного влияния, но было военное. Политическое лидерство отстаивалось кровью в военных действиях. Решающей была Ганнибаловская война. Теперь Древний Рим мог диктовать условия всему Средиземноморью.

Гражданство (civilis – гражданский) с легкой руки древних римлян и дало нам понимание цивилизации, которое теперь мы противопоставляем варварству. Раздавая права гражданства со временем все шире, Рим уже не был только военно-политическим центром, он отнимал социокультурное лидерство у Греции.

Конец античной цивилизации расценивают по-разному:

  • упадок римского духа;
  • кризис античной культуры;
  • военное ослабление;
  • экономический упадок;
  • кризис рабовладельческого строя и пр.

Упадок проявил себя в IV – V вв. Ни императоры, ни усилия государства – ничто не могло помешать упадку, но он появлялся на всех фронтах – в экономической, общественной, культурной и политической сферах. Цепная реакция, однажды сработав, повалила все доминошки.

Упадок античной цивилизации

Внешние пределы легко ломались под весом варварских племен. Желая быть завоеванными, варвары ассимилировались с культурой древних римлян за пару столетий, подводя цивилизацию к развитию феодального строя.

Культура античных цивилизаций продолжает сказываться на нас, спустя 20 веков. В этом сила любой цивилизации – в распространении своего могущества даже после исчезновения.


Военный диплом или свидетельство об успешной военной службе, дающее гражданство уходящему в отставку солдату и его иждивенцам, которые сопровождали его в то время. Ключевая фраза - данные civitas eis, где civitas означает гражданство.

Резюме

Значение слова на латыни

Он охватывает несколько концепций:

  • гражданство, права граждан, гражданские права;
  • все граждане, составляющие город или штат;
  • территория, занятая этим сообществом;
  • главный город этой территории или сообщества.

Гражданство

Сообщество граждан

Территория

Город

В римской административной организации

Римская империя обобщала модель греческого полиса / римского civitas : города-государства, управляющего периферийной территорией. Почти вся территория была разделена на civitas, которые составляли основную территориальную единицу Империи. Они были сгруппированы по провинциям.

Эта модель уже широко использовалась в Средиземном море . Но там, где городская цивилизация была еще недостаточно развита, римляне основали города-центры как столицы местных территориальных единиц.

Таким образом, площадь civitates - территориальных единиц - очень разнообразна. В сильно урбанизированных районах их очень много, а их территория очень мала. Во внутренней Галлии (как и в других провинциях, далеких от Средиземноморья) римляне в целом уважали территории галльских народов (некоторые изменения, однако, правдоподобны, но трудно выделить, за некоторыми исключениями). А цивитас может охватывать широкий географический район (иногда несколько отделов).

В цивитас - политическая и административная единица - имела широкую автономию. Местное право и статус граждан различались (различия со временем стирались , поскольку гражданские лица стремились к лучшему статусу, что предполагало принятие римского права). Ими управляла курия (например, римский сенат ), называемая Буле на востоке Империи, состоящая из знати, куриалов или декурионов (булей на востоке). Это собрание приняло все решения, полезные для жизни civitas . Он избирал магистратов, которые управляли civitas . Его контролировали губернаторы провинций, которые в основном были заинтересованы в поддержании порядка и сборе налогов. Каждая civitas подвергалась периодической переписи, которая позволяла определить размер налога, и курия отвечала за его сбор.

Территория civitas , называемая pertica , была разделена на pagi (или страну).

К IV - го века , многие civitates в Галлии дали свое имя их главного города. Это особенно актуально для:

  • цивитас Ambianorum ( Амьен ),
  • цивитас Andecavorum ( Анже ),
  • civitas Arelate ( Арль ),
  • цивитас Atrebatum ( Аррас ),
  • цивитас Ausciorum ( Auch ),
  • civitas Avenio ( Авиньон ),
  • цивитас Baiocassum ( БАЙЕ ),
  • цивитас Bellovacorum ( Бова ),
  • civitas Baeterrae Betteris ( Безье ),
  • цивитас Biturigum ( Бурж ),
  • цивитас Cadurcorum ( Кагор ),
  • цивитас Carnutum ( Шартр ),
  • цивитас Catalaunorum ( Шалон-ан-Шампань ),
  • цивитас Caturigum ( Шоржи ),
  • в цивитас Cenomanorum ( Le Mans ),
  • цивитас Coriosolitarum ( Корсёль ),
  • civitas Dea Vocontiorum ( умереть ),
  • цивитас Diablintorum ( Jublains ),
  • civitas Elusa ( Eauze ),
  • цивитас Gabalorum ( Javols ),
  • цивитас Lemovicum ( Лимож ),
  • цивитас Lexoviorum ( Лизье ),
  • в цивитас Lingonum ( Langres )
  • цивитас Meldorum ( Мо ),
  • цивитас Namnetum ( Нант ),
  • Narbone civitas ( Нарбонна ),
  • civitas Nemauso ( Ним ),
  • в цивитас Parisiorum ( Париж ),
  • в цивитас Petrocoriorum ( Périgueux )
  • цивитас Pictavorum ( Пуатье ),
  • цивитас Riedonum ( Ренн ),
  • цивитас Reiorum ( Рица ),
  • цивитас Remorum ( Реймс ),
  • цивитас Rutenorum ( Роде ),
  • цивитас Sagiorum ( Видит ),
  • цивитас Santonum ( Сэнт ),
  • в цивитас Senonum ( Sens ),
  • the civitas Silvanectum ( Санлис )
  • в цивитас Suessionum ( Суассон ),
  • civitas Tolosa ( Тулуза ),
  • в цивитас Tricassum ( Troyes ),
  • цивитас Tricastinorum ( Сен-Поль-Труа-Шато ),
  • цивитас Turonum ( экскурсии ),
  • civitas Vallencianorum Valentia ( Валенсия ),
  • civitas Vasatas ( Базас ),
  • цивитас Venetorum ( Ванны ),
  • в цивитас Viducassum ( Old ),
  • цивитас Viromanduorum ( Vermand ),
  • в цивитас Tungrorum ( Tongres ), то цивитас Treverorum ( Trier ).

Название столицы civitates использовалось в аблативе-локатив in -is : столица civitas Pictavorum называлась Пиктавис (Пуатье), а город civitas Rutenorum называлась Рутенис (Родез). Это объясняет, почему современные названия этих городов почти всегда заканчиваются на -s .

Во франкской административной организации

После распада Римской империи , то civitates осталась территориальные подразделения в франкском королевстве и часто берется в качестве границ епархий и округов .

В организации церкви

Церковь организовала свои епископства в рамках цивитаса . Во Франции пределы civitates обычно сохранялись епархиями Ancien Régime. С этого момента civitas может также обозначать епархию и город, в котором находится епископская резиденция.

Читайте также: