Ансельм кентерберийский монологион кратко

Обновлено: 05.07.2024

Одним из первых сторонников реализма в эпоху схоластики был Ансельм Кентерберийский, утверждавший, что реально существуют только понятия, идеи, а единичные вещи существуют в силу причастности им. Иначе невозможно понять большинство христианских догматов и таинств. К примеру, нельзя понять ни первородного греха Адама, ни таинства причащения, ни искупления Иисусом Христом человеческих грехов и т.д. Действительно, как понять, что каждый конкретный человек несет на себе печать первородного греха? Это невозможно, если мы не представим себе, что первородный грех существует в качестве некоторой идеи, существующей самостоятельно и отдельно в Божественном уме, и все люди причастны этой идее. Ведь абсурдно то, что каждый человек является носителем того первородного греха, который совершли наши прародители, в том смысле, что этот грех передался нам по наследству.

Так же понимается и догмат искупления Иисусом Христом наших грехов: Иисус Христос искупил грехи всех людей, которые родились и еще родятся, потому что идея существует в Божественном уме, а для Божественного ума не существует понятие времени — это вечность, которая распространяется на всех людей. И в таинстве человек приобщается идее; невозможно представить себе, чтобы каждый раз в каждом храме присутствовало тело Христово как отдельный конкретный предмет. Естественно, каждый раз причащение возможно, потому что хлеб и вино становятся причастными идее Тела и Крови Иисуса Христа.

Однако основное положение, благодаря которому Ансельм Кентерберийский вошел в историю христианской философии, — это его попытка доказательства бытия Божия. Ансельм перечисляет несколько таких доказательств, разделяя их на два типа: апостериорные (т.е. основанные на опыте) и априорные (не зависящие от опыта). Среди апостериорных доказательств Ансельм перечисляет те, которые известны уже со времен Аристотеля и Платона, и встречавшиеся у отцов Церкви. Суть их состоит в том, что, наблюдая природу, внешний мир, можно прийти к выводу, что существует Бог, Которого мы не видим, но о существовании Которого нам говорит наш разум. Это и движение в мире (должен существовать неподвижный Перводвигатель), и существование степеней совершенства (если мы видим в мире что-то менее совершенное, более совершенное и еще более совершенное, то необходимо, чтобы было мерило совершенства, венчающая эту пирамиду совершенств, т.е. абсолютно совершенное существо, Бог).




Но еще во времена Ансельма Кентерберийского это доказательство стало подвергаться сомнению. В частности, некий монах Гаунилон возразил Ансельму: можно помыслить все что угодно, но это еще не значит, что оно тут же станет существующим. Поэтому нельзя сказать, что от представления о некотором понятии можно тут же делать вывод о существовании вещи, обозначаемой этим понятием. Можно представить себе существующим некий вымышленный остров, но это не значит, что он действительно будет существовать.

Аргумент Гаунилона кажется разумным, но он бьет мимо цели. Потому что сам Ансельм говорил, что такого рода доказательства применимы только к одному существу — к Богу, Который обладает всеми положительными характеристиками. Никакой остров всеми характеристиками не обладает, поэтому при помощи этого примера опровергать онтологическое доказательство нельзя.

И еще, добавляет Ансельм монаху Гаунилону: Бог мыслится существующим не так, как мыслится существующим все остальное в мире, ибо то, что мыслится существующим, мыслится возникающим или исчезающим, переходящим из небытия в бытие и наоборот; но Бог существует всегда, Его нельзя помыслить возникающим, поэтому Он существует всегда и не может мыслиться несуществующим.

Глава: Средневековая философия (продолжение)

Одним из первых сторонников реализма в эпоху схоластики был Ансельм Кентерберийский, утверждавший, что реально существуют только понятия, идеи, а единичные вещи существуют в силу причастности им. Иначе невозможно понять большинство христианских догматов и таинств. К примеру, нельзя понять ни первородного греха Адама, ни таинства причащения, ни искупления Иисусом Христом человеческих грехов и т.д. Действительно, как понять, что каждый конкретный человек несет на себе печать первородного греха? Это невозможно, если мы не представим себе, что первородный грех существует в качестве некоторой идеи, существующей самостоятельно и отдельно в Божественном уме, и все люди причастны этой идее. Ведь абсурдно то, что каждый человек является носителем того первородного греха, который совершли наши прародители, в том смысле, что этот грех передался нам по наследству.

Так же понимается и догмат искупления Иисусом Христом наших грехов: Иисус Христос искупил грехи всех людей, которые родились и еще родятся, потому что идея существует в Божественном уме, а для Божественного ума не существует понятие времени — это вечность, которая распространяется на всех людей. И в таинстве человек приобщается идее; невозможно представить себе, чтобы каждый раз в каждом храме присутствовало тело Христово как отдельный конкретный предмет. Естественно, каждый раз причащение возможно, потому что хлеб и вино становятся причастными идее Тела и Крови Иисуса Христа.

Однако основное положение, благодаря которому Ансельм Кентерберийский вошел в историю христианской философии, — это его попытка доказательства бытия Божия. Ансельм перечисляет несколько таких доказательств, разделяя их на два типа: апостериорные (т.е. основанные на опыте) и априорные (не зависящие от опыта). Среди апостериорных доказательств Ансельм перечисляет те, которые известны уже со времен Аристотеля и Платона, и встречавшиеся у отцов Церкви. Суть их состоит в том, что, наблюдая природу, внешний мир, можно прийти к выводу, что существует Бог, Которого мы не видим, но о существовании Которого нам говорит наш разум. Это и движение в мире (должен существовать неподвижный Перводвигатель), и существование степеней совершенства (если мы видим в мире что-то менее совершенное, более совершенное и еще более совершенное, то необходимо, чтобы было мерило совершенства, венчающая эту пирамиду совершенств, т.е. абсолютно совершенное существо, Бог).

Но еще во времена Ансельма Кентерберийского это доказательство стало подвергаться сомнению. В частности, некий монах Гаунилон возразил Ансельму: можно помыслить все что угодно, но это еще не значит, что оно тут же станет существующим. Поэтому нельзя сказать, что от представления о некотором понятии можно тут же делать вывод о существовании вещи, обозначаемой этим понятием. Можно представить себе существующим некий вымышленный остров, но это не значит, что он действительно будет существовать.

Аргумент Гаунилона кажется разумным, но он бьет мимо цели. Потому что сам Ансельм говорил, что такого рода доказательства применимы только к одному существу — к Богу, Который обладает всеми положительными характеристиками. Никакой остров всеми характеристиками не обладает, поэтому при помощи этого примера опровергать онтологическое доказательство нельзя.

И еще, добавляет Ансельм монаху Гаунилону: Бог мыслится существующим не так, как мыслится существующим все остальное в мире, ибо то, что мыслится существующим, мыслится возникающим или исчезающим, переходящим из небытия в бытие и наоборот; но Бог существует всегда, Его нельзя помыслить возникающим, поэтому Он существует всегда и не может мыслиться несуществующим.

Ансельм Кентерберийский. Витраж. XIX в.

Ансельм Кентерберийский. Витраж. XIX в.

Боговоплощение как извинение перед Самим Собой

Бог оказывается в рамках Им же Самим установленных норм, как будто закон выше Божественной любви

Бекский монастырь в Нормандии

Бекский монастырь в Нормандии

Ансельм не сомневается в вере, но он хочет понять свою веру

Однако видно, что Ансельма этот аргумент несколько смущает и кажется ему не совсем убедительным. Он не объясняет почему – я могу только догадаться: аргумент этот очень субъективный. Потому что кому-то нечто может казаться некрасивым, а мне это кажется совершенным – и у нас выстраиваются разные степени совершенства. А кто-то, может быть, вообще скептик и утверждает: нет вообще никакой красоты, никакой доброты. А если я слепец, то просто не вижу этот материальный мир, его красоту и порядок. Что же, для скептика, инвалида закрыты все пути к Богу? – Разумеется, нет. И Ансельм ищет такое доказательство, которое могло бы быть действенным для любого человека.

Может ли не существовать Тот, Кто не может не существовать?

Даже помыслить не-бытие Бога невозможно: Он не просто существует – Он не может не существовать

Почему Бог – есть, а Деда Мороза – нет

Ансельм Кентерберийский. Гравюра. XVI в.

Ансельм Кентерберийский. Гравюра. XVI в.

Ансельм ответил Гаунило, что тот не замечает разницы между двумя понятиями, двумя видами мышления: адекватным и символическим – мы бы сегодня говорили о логическом мышлении и воображении: адекватному соответствует научное, логическое мышление, а символическому – фантазия, воображение. Острова блаженных я представил в своем уме – у меня хорошая фантазия, я могу предположить, что, возможно, такие острова есть. Но ни указать их географическое положение, ни объяснить, в чем именно состоит блаженство людей, которые там обитают, я не могу. Я не могу сказать, какой там климат, какой политический строй, какова продолжительность жизни этих людей и проч. Да и понятие о блаженстве у каждого человека свое. Так что это фантазия. Это символическое мышление.

Рассуждать о высшем — сложная задача, ведь человеческий ум ограничен. Познать Бога, угадать Его намерения, доказать духовное с помощью аргументов материального разума — это тяжёлый труд.

О природе духовного говорили ещё за века до античных философов. Христианство тоже не обошло эту тему стороной. Ансельм Кентерберийский — выдающийся христианский мыслитель, который в своих трудах доказывал бытие Бога.

Ансельм Кентерберийский родился в XI веке в Италии и в 27 лет стал аббатом

Будущий философ, Ансельм Кентерберийский родился в 1033 году в Аосте (Италия) и имел в числе предков церковного деятеля — местного епископа, которого, правда, уже не застал.

Это были средние века, ещё не состоялись, но уже назревали крупные события в жизни Церкви — раскол и первый крестовый поход. Юному Ансельму предстояло найти своё место в мире, но без хорошего наследства он не имел привлекательных перспектив и решил избрать путь монаха.

Ансельм Кентерберийский

Ансельм Кентерберийский

Хотя отец препятствовал выбору сына, Ансельм странствовал из одной обители в другую, пока в 1060 году не предпочёл Бекский монастырь (Нормандия) — одну из значимых обителей своей времени. Через восемнадцать лет он стал там аббатом.

В монастыре аббат Ансельм заработал отличную репутацию и стал архиепископом

В монастыре Ансельм взялся за сочинительство. Его образование и опыт позволили написать первые философские труды, которые сделали его значительной фигурой того времени среди богословов.

Да и сам монастырь — одна из наиболее влиятельных обителей того периода, что так же способствовало успеху Ансельма. Постепенно аббат завоёвывал авторитет, и его стали рассматривать как главного претендента на должность архиепископа Кентерберийского.

Дело в том, что король Вильгельм II не спешил избирать нового архиепископа после смерти старого. Монарх сам занялся управлением, так как это приносило немалый доход, но болезнь вынудила его всё же отдать полномочия главному претенденту на них.

Архиепископ Ансельм имел много разногласий с королём Англии и вынужден был сбежать на континент

К слову, Ансельм не горел желанием становиться архиепископом, но отказаться от должности не смог. Быть может, он заранее знал, что поддерживать благоприятные отношения светской и церковной власти невозможно.

Конфликт с королём Вильгельмом II возник из-за того, что монарх прежде успел заполучить немалую часть церковных земель, которые Ансельм теперь потребовал вернуть. Также архиепископ выдвинул следующие требования признать:

  • Урбана II — Папой Римским;
  • себя — главным в делах английской Церкви.

Вильгельм II согласился утвердить полномочия архиепископа, но вот идею на счёт Папы Римского не поддержал. Дело в том, что общественность тогда была на стороне антипапы Климента III.

У короля и архиепископа появились и другие разногласия:

  • Ансельм Кентерберийский порицал нравы правителя;
  • церковь не желала финансировать военную деятельность Вильгельма II.

Король заявил о ненависти к Ансельму. Он даже пренебрёг прежними взглядами и попросил Урбана II лишить архиепископа его сана, а взамен монарх обещал признание его папской власти над королевской.

Папа Римский согласился на эти условия, но едва его признали, занял нейтральную позицию в конфликте и уже не вмешивался в него.

Архиепископа он не лишил сана, но дал королю некоторые привилегии.

Например, без разрешения в монарха в Англию не мог прибыть ни один легат.

Уставший от давления со стороны Вильгельма II, Ансельм бежал на континент, где проживал в разных странах до смерти короля.

С новым королём у Ансельма возникли разногласия, но в 1109 году архиепископ и монарх нашли компромисс

Когда, в 1100 году, на престол взошёл Генрих I, Ансельм по его приглашению прибыл в Англию и снова стал архиепископом.

Но и с этим королём отношения не заладились. Ансельм не принимал светской инвеституры (участие светской власти в процессе назначения епископов), а король не желал отказываться от этих исторических полномочий.

Хотя монарх очень уважал архиепископа, прийти к компромиссу они не смогли. Ансельм снова отправился на континент, где просил поддержи у Папы Римского Пасхалия II, но тот ничем не смог помочь.

Генрих I — король Англии, с которым Ансельм Кентерберийский достиг компромисса в вопросе о светской инвеституре

Генрих I — король Англии, с которым Ансельм Кентерберийский достиг компромисса в вопросе о светской инвеституре

Архиепископ Кентерберийский вступил на новый этап противостояния монарху, который длился до 1107 года.

Стороны достигли соглашения. Ансельм вернулся в Англию.

В итоге официально король уже не имел полномочий для назначения духовенства, но фактически его голос оставался решающим.

После этого Ансельм прожил ещё два года и скончался 21 апреля 1109 года. В 1494 его канонизировали.

Гробница святого находится в Кентерберийском соборе.

Ансельм Кентерберийский логически вывел 4 доказательства бытия Божьего

Философия и идеи Ансельма Кентерберийского — обширный материал. Но наиболее известны из него четыре доказательства бытия Божия:

  1. Все вещи благи, хотя они и отличаются друг от друга. Это значит, что все они имеют отношение к Богу. Качество благости — это признак причастности к высшему Благу, то есть, его не может не существовать.
  2. Всё в мире существует по какой-то причине, но не само по себе. И причины существования этих вещей тоже возникли не сами по себе, а из некой изначальной причины, то есть, Бога.
  3. Каждая вещь в той или иной степени близка к совершенству. Это своего рода градация, но если есть относительное совершенство, то должно быть и абсолютное — Бог.
  4. Бог — это то, больше чего нельзя помыслить. Но смысл этого выражения понятен каждому. Если в реальности мы не сталкивались с этим высшим явлением, но даже сумасшедший способен его осознать, выходит, представление о Боге в каждом человеке заложено изначально, а значит, Бог реально существует.

Гробница Ансельма Кентерберийского в Кентерберийском соборе

Гробница Ансельма Кентерберийского в Кентерберийском соборе

Юридическая теория искупления — идея Ансельма Кентерберийского о том, почему только Бог может искупить первородный грех

По мнению Ансельма Кентерберийского, Бог — это бесконечно великое существо, а значит, чтобы искупить оскорбление от первородного греха, нужна столь же великая жертва. Её не способно совершить человечество, а потому только сам Бог способен совершить искупление.

Прослогион — труд Ансельма Кентерберийского о природе Бога

Прослогион — это одна из наиболее известных работ Ансельма Кентерберийского. Она написана в 1077 — 1078 гг. Этот труд содержит размышления о природе божественного. В нём автор пытается объяснить, как Всевышний может обладать качествами, которые на первый взгляд кажутся противоречивыми.

Наиболее широко эта работа известна тем, что в ней подробно рассматривается онтологическое доказательство бытия Бога.

Если попытаться описать краткое содержание прослогиона Ансельма Кентерберийского, то получиться примерно следующее:

В первой главе автор призывает человека отложить все дела и сосредоточиться на Боге:


Местами текст походит на проповедь, а чаще — на молитву:

Цитаты с доказательствами бытия Божьего появились из второй главы этого труда:

Далее автор затрагивает темы понятия Бога, божественного милосердия, Его бестелесности, рассуждает о беспредельности, вечности Бога и многом другом.

Ансельм говорит о том, обладает ли Бог вкусом и запахом, и если да, то почему люди не ощущают эти качества:

В тексте также встречаются рассуждения о Троице, о свете, где обитает Бог, о Его возрасте и прочем.

В последней, двадцать шестой главе Ансельм Кентерберийский взывает к Богу в молитве:

через Сына Твоего Ты нам повелеваешь, вернее же, советуешь просить и обещаешь, что мы получим просимое, чтобы радость наша была совершенна.

Вот я прошу, Господи, как советуешь Ты нам через дивного Подателя советов; так да получу я то, что обещал Ты через Истину Твою, чтобы радость моя была совершенна.

Праведный Боже, я прошу! так да получу я, чтобы радость моя была совершенна.

Меж тем пусть размышляет о ней ум мой; пусть говорит о ней язык мой; пусть любит ее сердце мое; пусть проповедуют ее уста мои.

Ансельм Кентерберийский (1033-1109 гг .) являлся представителем реализма и одним из основоположников схоластики, был видным мыслителем своего времени. В 1494 г. был канонизирован. Упоминание о нем присутствует в "Божественной комедии" Д. Алигьери (раздел "Рай). Широкую известность приобрело доказательство Бога Ансельма Кентерберийского . Кроме этого, он создал три фундаментальные работы, в которых изложил свои мысли и теории.

ансельм кентерберийский

Ансельм Кентерберийский: биография

доказательство бога ансельма кентерберийского

Бекский монастырь

Здесь были написаны первые работы, благодаря которым мир узнал, кто такой Ансельм Кентерберийский. Эпоха Средневековья вообще была богата разными мыслителями. Однако далеко не все из них вошли в историю. В Беке Ансельм Кентерберийский создал первые свои труды. Ими стали Monologion и Proslogion. Они не только принесли ему известность, но высокую репутацию в Европе. Сам Бекский монастырь, во многом за счет влияния Ланфранка, стал одной из самых влиятельных религиозных общин англонормандской монархии, имевшей огромные владения в Англии. Будучи аббатом, Ансельм много раз посещал Британию. Со временем его стали рассматривать как вполне естественного преемника Ланфранка. Между тем, когда в 1089 г. он скончался, Вильгельм Второй не спешил замещать освободившийся пост. Дело в том, что в отсутствие архиепископа все доходы с земель принадлежали королю. Только через 4 года, тяжело заболев и находясь при смерти, Вильгельм, возможно под тяжестью своих грехов, согласился на избрание Ансельма. Последний, в свою очередь, попытался отказаться от должности. Однако, невзирая на его протесты, он все же был избран архиепископом.

девиз ансельма кентерберийского

Отношения с властью

Несмотря на то что к моменту назначения на пост архиепископа Ансельм Кентерберийский имел уже достаточный авторитет, являлся известным религиозным деятелем, в делах госуправления он значительно отставал от своего предшественника. Ему не удалось наладить сотрудничество церковной и светской власти. Он не смог в должной мере обеспечить защиту финансовых интересов религиозных организаций в Англии от посягательств Вильгельма. Ансельм отличался мягким характером. Но в вопросах канонического права и религии он занимал бескомпромиссную позицию. На уступки власти, испытывавшей значительный дефицит средств, он не хотел идти. Положение усугублялось тем, что король являлся прямой ему противоположностью. Вильгельм Второй был жестоким, циничным. Он не разбирался в средствах, стремясь усилить свою власть.

Конфликт с королем

Спустя некоторое время после выздоровления Вильгельма между ним и Ансельмом разгорелся спор. Последний требовал возврата земель, которые были отняты после кончины Ланфранка, окончательного решения в делах церкви, а также признания Урбана II папой. Первое требование король удовлетворил. Но согласиться на отказ монарха от единоличного утверждения папы в Англии Вильгельм не мог. Сам король и общественность склонялись к признанию Климента Третьего. Но Ансельм Кентерберийский поддержал Урбана еще будучи аббатом и оставался верен ему. С течением времени спор архиепископа и монарха только усиливался. Более того, возникли новые противоречия. В частности, стороны конфликтовали по вопросам вклада церкви в финансирование проводимых Вильгельмом военных кампаний, по поводу нравов, которые царили при дворе монарха, имевшего гомосексуальные наклонности. Вскоре отношения между королем и архиепископом были разорваны окончательно. При этом английское духовенство встало на сторону Вильгельма. Более того, епископ Даремский потребовал смещения Ансельма и изгнания его из страны.

онтологическое доказательство бытия бога ансельма кентерберийского

Признание Урбана II

Пребывание в Риме

Папа принял Ансельма как равного. На некоторое время он обосновался в Телезе в монастыре Сан-Сальваторе. Здесь он закончил свою фундаментальную работу "Cur Deus Homo". В 1098 г., в октябре, Ансельм Кентерберийский принял участие в церковном соборе, состоявшемся в Бари, а годом позже – в Риме. На них были утверждены постановления против светской инвеституры (введений вассалов во владение феодами), симонии (купли-продажи религиозных должностей, санов, священнодействий и таинств), а также браков церковных служителей. Несмотря на почтение, которое было оказано Ансельму высшим духовенством Италии, он не смог добиться поддержки папы в конфликте с английским монархом. Урбан отказался отлучить короля от церкви. Ансельм отправился в Лион. Там он оставался у архиепископа Гуго (своего друга) до самой кончины Вильгельма II.

ансельм кентерберийский основные идеи

Борьба со светской инвеститурой

В 1100 году на престол в Англии вступил Генрих I. Новый король пригласил Ансельма вернуться на свой архиепископский пост. 23 сентября священнослужитель приехал в Англию. К тому моменту Ансельм выступал за клюнийскую реформу, поэтому архиепископ отказался принимать светскую инвеституру на земли церкви. Разгорелся новый конфликт. Генрих I, признавая таланты священнослужителя и даже питая глубокое к нему уважение, не хотел отказываться от устоявшегося права королей. Достичь компромисса не удалось из-за позиции, которую принял папа Пасхалий II. Он выступал категорически против любого вмешательства власти в процесс назначения епископов. Ансельм в 1101 году направился в Рим, чтобы лично поговорить с папой. Но, потерпев неудачу, решил не возвращаться в Англию и снова остался в Лионе.

Достижение соглашения

В 1105 году положение осложнилось. Епископы, получившие инвеституру от Генриха, были отлучены папой от церкви. Ансельм пригрозил таким же исходом самому королю. В этой ситуации Генрих был вынужден пойти на соглашение. В 1105 году, 22 июля, архиепископ и король встретились в Лэгле. Генрих соглашался вернуть все доходы с земель взамен признания епископов, которые получили инвеституру. Несмотря на то что папа выступал против такого исхода, переговоры продолжились. Особую роль в примирении сторон сыграла Адела Нормандская – сестра короля. Она была близка с одним из самых авторитетных религиозных деятелей в Европе – Иво Шартрским. Он выступал за допущение власти к процессу назначения епископов. В 1107 году соглашение было наконец достигнуто. Позднее оно легло в основу Вормского конкордата, которым закончилась борьба за инвеституру в Германии.

Последние годы

После урегулирования вопроса с инвеститурой, Ансельм вернулся в Англию. Произошло это в 1107 году. Там он утвердил выбранных монархом епископов. Оставшиеся 2 года Ансельм провел в Кентербери. Здесь он занимался текущими церковными делами. В 1109 году, 21 апреля, Ансельм скончался. В 1494 г. папа Александр VI канонизировал архиепископа. В 1720 году Климент XI провозгласил его Учителем Церкви.

 ансельм кентерберийский 1033 1109

Ансельм Кентерберийский: основные идеи

Архиепископ считал, что вера – основа рационального знания. Широкую известность получило онтологическое доказательство бытия Бога Ансельма Кентерберийского . Доводы он вывел из самого понятия Всевышнего. Его теория состояла из следующих положений:

  • Все стремится к Благу. Но Бог есть сам Абсолютное Благо.
  • У всего есть ограничение – верхний предел. Это и есть сам Бог.
  • По какой-то причине бытие целое. Это и есть сам Бог.
  • Бог как совершенство.

Всевышний превосходит все мыслимое по своей величине. Это значит, что он существует вне мира и вне человека. Девиз Ансельма Кентерберийского – "верую, чтобы понимать".

Теория Искупления

Первым мыслителем, изложившим содержание христианского учения в юридических терминах, считается именно Ансельм Кентерберийский. Философия архиепископа изложена в трактате Cur Deus homo. В работе приводятся следующие аргументы:

  1. Первородный грех есть посягательство на Божественный миропорядок. Следовательно, это преступление против Бога.
  2. Так как Всевышний бесконечно велик, его оскорбление следует считать бесконечно великим.
  3. Необходимо было удовлетворение за грех, которое даже все люди, являющиеся ограниченными и греховными, не могут принести.
  4. Только Бог, как бесконечное Существо, может заплатить, посылая Сына своего страдать на кресте, для чего вочеловечивается.

ансельм кентерберийский биография

Эта теория вызвала интерес у многих русских церковных деятелей в связи со спорами о соответствии положения об Искуплении Православию, распространенному в Синодальный период. Между тем учение, господствовавшее в то время, не сводилось исключительно к концепции, которую предложил Ансельм Кентерберийский. Философия Синодального периода включала в себя и теорию об исцелении от греха благодатью. Некоторые церковные деятели считали, что "юридизм" не отражает суть Искупления, а выражает только феодальные обычаи сатисфакции, которые, в свою очередь, имеют языческую основу.

Читайте также: